Каковы принципы нигилистов что они отвергают отцы и дети
Нигилизм: понятие, примеры и виды, принципы, плюсы и минусы
Что такое нигилизм?
Нигилизм — это специфическое мировоззрение, построенное на отрицании общеустановленных ценностей, культурных норм, нравственных канонов и идеалов. В широком смысле нигилизм понимают как отрицание или откровенный негатив, выражаемый по отношению к тем или иным сторонам жизни общества. В различные эпохи понятие «нигилизм» наделялось разными значениями и трактовалось по-своему, его определение зависело от культуры и нравов того или иного времени.
Сторонники описываемого мировоззрения известны как нигилисты, они не верят в существование безусловной правды и истинной нравственности, а любые действия и поступки считают равнозначными, не разделяя их на более или менее предпочтительные. Нигилисты доверяют лишь проверенным фактам, объяснениям и обоснованиям, одновременно отрицая все, что только возможно отрицать.
Кроме того, нигилисты являются сторонниками полной свободы человека от веры, ценностей и моральных норм, государственной власти и самого общества. Нигилизм имеет множество проявлений, которые меняются со временем, однако, данный феномен сохраняет свою суть и не исчезает окончательно.
Принципы нигилизма
Нигилизму свойственен ряд собственных принципов, к ним относят следующие утверждения:
Примеры и виды нигилизма
Нигилизм выражается в ряде поступков как положительного, так и отрицательного характера. Приведем несколько наглядных примеров, для удобства классифицируем примеры по категориям:
Пример из литературы
Немалое количество примеров нигилизма можно отыскать в литературных произведениях, ярчайшим из них является Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот образ был создан писателем после знакомства с врачом, придерживавшимся нигилистических взглядов, а потому сполна отражает черты типичного нигилиста, к примеру:
Единственным настоящим авторитетом для Базарова стала наука, он отрицает веру, любовь и человеческие эмоции, а сам человек рассматривается им как исключительно биологическое существо.
Причины появления
Современная психология относит нигилизм к одному из защитных механизмов личности. Чаще всего на формирование нигилистического мировоззрения влияет воспитание и сложившийся внутри конкретной семьи микроклимат, постепенно приводящий человека к отрицанию всего внешнего мира, включая и самого себя. Итогом развития подобного внутреннего конфликта становится внешняя холодность и отсутствие эмоций, хотя внутри себя человек продолжает надеяться на любовь и понимание со стороны окружающих.
Обычно будущие последователи нигилизма воспитываются в строгих авторитарных семьях, построенных на безоговорочном подчинении младших старшим, хотя среди нигилистов встречается немало людей, которых наоборот чрезмерно баловали и опекали в детские годы. Результатом таких перегибов в воспитании является подавление личностью собственных желаний, что постепенно выливается в недоверчивое, холодное и отстраненное (иногда даже жестокое) отношение человека не только к окружающим его людям и миру, но и к самому себе.
История возникновения нигилизма
Нигилизм был известен еще в Средневековье, в то время к нигилистам относили сторонников учения, отвергавшего человеческое естество Иисуса. Позднее данный термин пришел в западную философию и первоначально он также имел религиозную подоплеку, однако, спустя определенное время понятие «нигилизм» стало ассоциироваться с отрицанием какого-либо смысла в жизни. К первым философам, начавшим изучать нигилизм, относят Якоби, Ницше, Шпенглера и некоторых других ученых.
В 70-ых гг. 19 века нигилизм окончательно отделился от философии, оформившись в отдельную дисциплину, а изучением его проблематики занялись В. Райх и Э. Фромм, выделившие основные причины, провоцирующие нигилистическое поведение. Так, Фромм относил нигилизм к защитному механизму человеческой психики, связанному с определенными трудностями, возникающими на почве проблем с самореализацией личности, а В. Райх рассматривал нигилизм с точки зрения невроза характера, не отрицая при этом теории о нигилизме как о защитном механизме. Еще одним ярким представителем нигилизма является немецкий философ Ф. Ницше, чье учение строилось на отрицании религии и обесценивании моральных ценностей и норм. Кроме того, Ницше относил к проявлению слабости человеческую способность сострадать, считая идеальными людьми злобных эгоистов, не умеющих сочувствовать и сопереживать другим.
В России распространение нигилизма было тесно связано с литературой, многие авторы подробно и детально описывали указанное явление в своих произведениях. Чаще всего к нигилистам в России относили людей, отрицающих религиозное мировоззрение и моральные нормы, а также тех, кто мечтал уничтожить существующие в стране порядки. По этой причине на Западе во второй половине 19 столетия под термином «нигилисты» часто понимались русские революционеры.
В наше время к нигилистам относят немалое число известных личностей, в их ряды входят философы, психологи, писатели и революционеры, к примеру, крупнейшие русские анархисты М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, знаменитый литературный критик 19 века Д. И. Писарев, немецкие философы Ф. Ницше и Э. Фромм.
Плюсы и минусы нигилизма
В целом нигилизм можно отнести к двояким явлениям, имеющим как собственные плюсы, так и минусы.
Положительными сторонами нигилизма являются:
К отрицательным сторонам описываемого мировоззрения относят:
Заключение
Нигилизм прочно укоренился в нашей повседневности, его последователи, а вместе с ними и примеры нигилистического поведения, встречаются в самых разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности во всех уголках мира. К тому же, элементы нигилистического мировоззрения проникли в культуру и искусство, их можно найти в кинематографе, музыке и литературе. При этом нигилизм нельзя отнести к однозначно негативным или сугубо положительным явлениям, его выражение в каждом конкретном случае зависит от поведения отдельного нигилиста в определенной жизненной ситуации.
Каковы принципы нигелистов, что они отвергают? в романе «Отцы и дети»
Таким образом, поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев во многом ему не симпатизировал. Он наделил своего героя нигилистическим отношением к искусству и ясно дал почувствовать, что не разделяет его взглядов. При этом писатель не стал выяснять причин отрицательного отношения Базарова к искусству. Однако нетрудно догадаться, что это за причины. Базаров и его единомышленники (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских, политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Людям, стремящимся поставить искусство выше социально-политических проблем, они возражали даже в том случае, когда речь шла о произведениях таких гениев, как Рафаэль или Шекспир. Так поступает Базаров, заявляя: “Рафаэль гроша медного не стоит”; “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” и т. д. Он не желает любоваться красотой природы: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Конечно, Тургенев не может здесь поддерживать своего героя. Ведь в истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, который бы так искренне, самозабвенно и нежно любил природу и так полно, разносторонне отразил ее красоту в своем творчестве.
Видимо, проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Однако появление такого направления должно было свидетельствовать о том, что в общественном строе России назрел кризис, и увлечение нигилистическими взглядами для многих стало отчаянной попыткой найти выход из него. Может быть, Тургенев несколько сгустил краски, передавая суть данного направления, но благодаря этому проблема нигилизма получила еще большую остроту. Писатель показал всю несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой. Базаров во многом противоречил своим убеждениям: в романтической любови к Одинцовой, в дуэли с Павлом Петровичем и т. д. Душевные метания главного героя должны были натолкнуть читателя на раздумья: пополнить ли ему ряды нигилистов или попытаться найти какой-то иной выход из создавшегося положения.
Нигилист: кто этой такой, принципы нигилизма
Кто такой нигилист простыми словами
Приветствуем Вас, друзья!
«Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь…». А когда учились, то проходили творчество Ивана Сергеевича Тургенева. В произведение «Отцы и дети» можно было заменить слово «нигилист». В наши дни оно практически не употребляется. Архаизмом его не назовёшь, но тем не менее, его можно ещё услышать в разговорной речи.
В сегодняшней статье попробуем сообща разобраться в том, что оно обозначает. Приступим.
Нигилист – это человек с очень развитым скептично-критическим мышлением. Обычно такие люди выражают недоверие и отрицание общепринятым принципам и устройству общества. Для них нет авторитетов или ценностей, а саму идею осмысленного существования всего человечества считают абсурдной.
Термин «нигилизм» образовался от латинского слова «nihil», которое можно дословно перевести, как «ничто». Нигилизм – это философия полного отрицания, которая ставит под сомнение важность и необходимость в обществе нравственных культурных и моральных ценностей.
Отрицать всё подряд не очень-то и сложно. Так можно поставить под сомнение добро и зло, дружбу, нравственность, любовь, семейные узы, религию и власть. Можно смело утверждать, что они своего рода фанатики.
Таких в старину на Руси называли Фома неверующий. Каждый имеет право на выражение своих мыслей. Просто этим людям несвойственно выражение чувств любви.
Обладая эгоизмом и обострённым чувством самосохранения, согласны признавать, в окружающем нас мире, только материальную и физическую составляющие. Во главе угла стоит человеческое свободное сознание.
Именно поэтому считают, что правильно жить мешают идеалы, принципы и общественные устои. Для них творческие и духовные проявления человека лишь бесполезная трата личного времени.
Психотерапевты уверяют, что это своеобразный метод психологической защиты при возникшем внутреннем конфликте. Эдакое стремление к отчуждению от всего окружающего.
Принципы
Нигилизм, как философия, ясно и чётко излагает свою позицию. Все утверждения подчинены конкретным принципам и крайне лаконичны. Например:
Нигилистам свойственно следование только фактам и своему скептическому настрою, который не позволяет принимать что-то на веру без логичного объяснения. Они отрицательно относятся к стремлению человека идеализировать и наделять смыслом простые, обыденные вещи. Из-за этого считают, что мир не нуждается, как в людях, так и в их идеалах. Они ратуют за рациональность.
Причины возникновения
Все люди хотят оставить после себя на Земле след. Это является классическим желанием. Дети, внуки, хорошие поступки, открытия, изобретения — всё это не требует выхода за рамки устоев. Но есть и личности, которым хочется пойти против всех. Оспорить идеалы, уклады общества и вступить в прямую конфронтацию.
Чингисхан, Батый, Наполеон, Гитлер пытались покорить мир. Герострат сжёг храм Артемиды дабы прославится во веки веков. У каждого их была своя мотивация. Отчего же так происходит?
Психологи утверждают, что корни появления у человека нигилизма, стоит искать в его детстве. Именно детство является важнейшим периодом становления психики у человека. В свою очередь она потом определяет весь дальнейший путь и поступки. Если в это время произошла психологическая травма, то она может нанести неповторимый урон. Повлиять на реакцию индивидуума на окружающий мир.
Глубокая душевная боль будет проявляться в отрицании устоев, попрании морали, попытках возвеличить себя за счёт унижения других. Не зря же в семьях с жестоким обращением с детьми, часто вырастают преступные элементы.
История зарождения
Первые задокументированные сведения о нигилизме относятся к мрачному Средневековью. Ещё в 12 веке появились люди отвергавшие человеческую природу Христа. Папа Александр предал анафеме подобные мысли в 1179-ом году.
В Европе бурный расцвет пришёлся на 19 век. Его ввёл в обиход немецкий философ Фридрих Якоби. Этим обозначением он охарактеризовал теорию Эммануила Канта и И. Г. Фихте. Затем данный термин приняли на вооружение и другие философы.
Самым ярким представителем нигилизма в то время принято считать Фридриха Ницше. Он сам назвал себя «первым нигилистом в Европе». Он утверждал, что Бог умер, теперь всё разрешено и нет никакой морали.
Согласно мнению иного философа О. Шпенглера, нигилисты показали закат культуры и разрушили устаревшие ценности. Но после разрушения и ниспровержения всегда приходит расцвет и процветание.
Другой учёный С. Кьеркегор предполагал, что такое течение появилось в результате кризиса христианской духовности и в целом религии.
Развитие в России
Самые яркие представители нигилизма в России в 19-ом веке были писатели Писарев, Добролюбов и Чернышевский.
Самыми яркими чертами можно считать:
Самым известным литературным персонажем считается Евгений Базаров. Главный персонаж романа Ивана Тургенева «Отцы и дети. Можно смело утверждать, что он даёт читателю полное представление о том, кем является русский нигилист. В этом образе автору удалось воплотить общественные и политические настроения современного ему времени.
Нигилисты: кто это такие, принципы нигилизма
Базаров стал собирательным образом «нового человека», который выступает против крепостного права, самодержавия и религии. Он считает их основными причинами, приведшими к упадку, нищете, бесправию и патриархальному застою, царящих в стране. Это является весьма революционными идеями того времени.
Виды
Существуют безмерные множества видов нигилизма. Попробуем перечислить самые основные. Это:
Есть ещё и Социальный. Он обладает множеством проявлений. Полное отрицание:
Заключение
В нашей сегодняшней статье мы постарались немного разобраться в основных догматах и понятиях. Можно по-разному относится к его главным убеждениям. Одни считают его вредной идеологией, другие всего лишь способом познания внешнего мира. Каждому своё.
«Значит, вы все отрицаете?» Примеры сочинений про Кирсанова и нигилизм Базарова
Пример сочинения 1
Нигилизм Базарова
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан в период с 1860 по 1861 г., когда в России царила обстановка «великих реформ». За довольно короткое время произведение вызвало всеобщий интерес и собрало возле себя широкий круг читателей. А образ главного героя, Евгения Базарова, удостоился
звания «нового человека» в русской литературе, став примером для подражания молодёжи.
1860-х гг. Его упрямство, непреклонность перед общественными авторитетами и старыми порядками, идея о превосходстве полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения российской интеллигенции.
Именно благодаря роману «Отцы и дети» наш язык впервые увидел слово «нигилист», чья философия и легла в основу всего произведения. Е. Базаров являлся ярким представителем нигилистической идеи, и по этому случаю мы остановимся на слабых и сильных её сторонах. Лучше всего точка зрения героя раскрыта в его диалогах с Павлом Петровичем Кирсановым — чистокровным дворянином и аристократом, придерживающимся проверенных поколениями принципов. В силу разных возрастов, противоположных взглядов на жизнь, общество, науку и культуру Е. Базаров и П. Кирсанов часто спорили, каждый раз оставаясь при своём мнении. Но что же всё-таки наиболее благоприятно для развития человечества — аристократизм или нигилизм? Ответ на этот вопрос попытаемся найти в мыслях, репликах и образе жизни самих персонажей.
Итак, Евгений Базаров — сын бедного уездного лекаря, выходец из простого народа.
Герой самоуверенный, упрямый и рассудительный. Он не признаёт укоренившиеся в высшем обществе порядки и всеми уважаемые авторитеты. Стиль одежды Базарова самый обыкновенный: его выбор падает на незамысловатые и удобные вещи, что подтверждает практичность героя. С крестьянами он ведёт себя просто, не церемонится, поскольку сам не обладает чрезмерным богатством и отлично понимает обычного русского человека со всеми его желаниями, надеждами и бытовыми трудностями.
Павла Петровича Кирсанова можно считать полной противоположностью Базарова: он богат, состоятелен, красив, интеллигентен, относится к отряду людей «старой закалки». Всё, что не входит в установленные принципы, возмущает и раздражает его. Одевается герой элегантно и изящно, в самые дорогие и модные костюмы. Человек он не работящий, потому что его материальное состояние и так позволяет ему жить, ни в чём себе не отказывая. Немудрено, что общаться и быть «на одной волне» с крестьянами он не умеет. Да аристократу и вовсе сложно их понять: даже при разговоре с ними он отворачивается, чтобы понюхать одеколон. Образ жизни простого русского человека для него — «какая-то крестьянская шутка, для которой он слишком богат».
Исходя из обеих характеристик персонажей, становятся неудивительными их вражда и неприязнь к друг другу. Мнения Базарова и Кирсанова расходились во всём: и в отношении к дворянству, и к простому народу, и к деятельности нигилистов, и к искусству и природе.
Первое «столкновение» натур Базарова и Кирсанова случается в 6 главе романа. Первый из них выразил высокое мнение о немецких учёных, а второй оказался приверженцем российской науки: «что касается до меня, я немцев, грешный человек, не жалую» (Кирсанов). Затем нашлись разногласия во взгляде на искусство — нигилизм подразумевает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Однако это замечание Евгения совершенно несправедливо — химики и поэты — представители разных сфер жизни, это материализм и духовенство, и сравнивать их в принципе недопустимо и неправильно, ибо одно не существовало бы без другого. Базаров не признаёт искусства, а ведь существование человека начиналось именно с него: сначала — мысль, знание, а затем их воплощение в материальном облике.
Безусловным преимуществом Базарова над интеллигенцией является его трудолюбие, близость с простым народом. Пока Павел Петрович «задумчиво глядел на камин», а Аркадий «сибаритствовал», Евгений занимался биологическими опытами, принимал у себя больных. «Люди дела» полезны для любой страны, в том числе и для России. Если бы их было подавляющее большинство, научное развитие нашего государства шло бы ничуть не хуже немцев.
За одним из обедов в Марьино речь зашла о российском дворянстве.
Павел Петрович считает дворянство самым значимым и передовым общественным классом, ведь дворяне уважают права других, требуют исполнения обязанностей в отношении к ним и чётко исполняют свои обязанности сами. Однако Базаров возражает ему, говоря о том, что дворянство как класс себя изжило, и от него нет никакой пользы: «вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза»?
Надо признать, что нигилисты в этом отношении более правы, чем аристократы. Они выступают за реформы, за изменение общественной структуры страны.
А консерваторы, как Павел Петрович, придерживаются теории «мелких изменений» в строю государства, сохраняя при этом его основы. Однако без реформ нет развития общества, и только путём коренных преобразований возможно повернуть мир в лучшую сторону.
И Базаров, и Кирсанов убеждены в том, что отлично знают русский народ. Павел Петрович говорит: «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры. ».
И он абсолютно прав: люди живут благодаря вере в Бога, во власть, в лучшее будущее. Но с другой стороны, дворянин далёк от народа, который за своего соотечественника скорее пример Базарова, чем Кирсанова. К тому же, последний из них считает безграмотность крестьян явлением «само собой разумеющимся», что, в общем-то, ошибочно. Следовательно, русский народ требует коренных изменений, а это уже по части нигилизма.
В этом противостоянии победили оба героя и ни один из них одновременно. «Отцы и дети» есть и в наше время, правда, «дети» постепенно вытесняют «отцов», а значит, даже несмотря на то, что Тургенев пропагандировал вымирание нигилизма, приобщив Базарова к смерти, его идеи дошли и до современности. В искусстве сейчас популярна такая тема, как постмодернизм — это тот же отказ от старых принципов и классики, расцвет новой эпохи. Классические творцы также существуют, но их, к сожалению, значительно меньше, чем любителей поэкспериментировать. Видимо, идеи Базарова оказались убедительнее для народа.
Пример сочинения 2
Сочинение на тему о чем спорили Базаров и Кирсанов
Одна из важнейших черт творчества Тургенева желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман «Отцы и дети». Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя больше волнует другое. Отцы и дети это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем.
В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина П. П. Кирсанова построен сюжет романа. Кроме этой, основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е. Базарова и П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.
Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению П. П. Кирсанова, аристократы движущая сила общественного развития. Их идеал «английская свобода» (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы.
Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов»; считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий.
Критерием же их является народная польза. Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм проявление именно народного духа.
Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль. На чьей стороне автор? Тургенев, будучи либералом по убеждениям, чувствовал превосходство Базарова, более того, он утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Полностью не согласен был автор со своим героем только в вопросе об искусстве и природе.
И все же его герой в конце романа умирает. Почему? Может, еще не пришло его время («…Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?»)? А может быть, автор посчитал задачу Базарова в «дворянском гнезде» Кирсановых выполненной? Показать же героя в среде, близкой ему, среди единомышленников, не мог — он просто был далек от нее. Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В. Г. Белинскому человеку 40-х годов, у которого было такое же «страстное, грешное, бунтующее сердце», как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, огромная заслуга писателя.
Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывает превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.
Пример сочинения 3
Базаров — разночинец, нигилист, выражающий передовую для 19 века идею об утилитарно-материалистическом принципе построения общества. Его противник Павел Петрович представляет аристократов, «ушедший век» николаевского правления. Вся его жизнь состоит из различных давно неактуальных принципов. Это в корне расходится с убеждениями Базарова.
Автор не зря сталкивает их в романе. Эти персонажи демонстрируют две непримиримые крайности в жизни общества того времени. Их разногласия перерастают в спор для того, чтобы в нем родилась истина, которую и хотел показать Тургенев.
Антипатия возникла у героев в первый день знакомства. Павел Петрович не мог стерпеть развязности и почти неприкрытого пренебрежения со стороны Базарова. Их первое столкновение было коротким и поверхностным. В ходе него Базаров произнес фразу, отражающую все его понимание человеческой жизни: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Главный спор у них произошел спустя две недели за вечерним чаепитием. Он помогает лучше вникнуть в логику и позицию героев. Полемика разгорелась вокруг нигилизма и его влияния на общественную жизнь. Здесь хорошо проявился базаровский радикализм. «Сперва нужно место расчистить», — так он видит свое предназначение. Евгений верит в идеи материализма и полезности. Павел Петрович же уверен, что в жизни необходимо руководствоваться сформировавшимися принципами и правилами, даже если они свое уже отжили.
Однако в финале романа становится очевидной несостоятельность идей обоих героев. Евгений умирает, признав безжизненность и нереальность своих убеждений. А Кирсанов понимает, что в России наступает новая эпоха и покидает родину.