Какой мы видим лизу в родительской семье чему научили ее родители

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;

2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

– Дома вы должны были прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.

– Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев. )

– С чего начинается повесть?

(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется. )

– О чём повествуется далее?

(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини. )

– Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?

(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». )

– Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?

(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т. е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.

«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть. )

– Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.

(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)

– Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?

(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало. »

Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия. )

– Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»

(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы. )

– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».

«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». )

– Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе. )

– В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?

(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. »)

– Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?

(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей. )

– Как понимать финальную фразу повести?

(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы. )

– Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.

– Так какова же тема повести?

(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей. )

4. Комментированное выставление оценок.

5. Домашнее задание. Подготовить доклады :

1) «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»;

2) «А. С. Грибоедов – дипломат».

Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Источник

План урока. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Какой мы видим лизу в родительской семье чему научили ее родители. Смотреть фото Какой мы видим лизу в родительской семье чему научили ее родители. Смотреть картинку Какой мы видим лизу в родительской семье чему научили ее родители. Картинка про Какой мы видим лизу в родительской семье чему научили ее родители. Фото Какой мы видим лизу в родительской семье чему научили ее родители

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

в повести «Бедная Лиза»

Составила: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

г. Набережные Челны

Тема «Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

Цели: обучающая: совершенствовать

— знания теоретических понятий,

— умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;

— умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;

— умение исследовательски читать, работать со словом,

— умение сравнивать, находить общее;

— чувство милосердия к другим,

Струги – речные суда на веслах под парусами

Окочина – оконное стекло

Геба – богиня вечной юности

Эраст – любовь «любящий»

Зефир (греч.) – ветерок

Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 рублей

Идиллия – чувствительное стихотворение о жизни простых людей.

I.1) Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и девочки. Поприветствуйте, девчата, гостей и настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

2) Вступительное слово учителя

Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Осетрова

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Во-первых, вспомнить определение «сентиментализм», назвать его черты, выявить различия западно-европейского и русского сентиментализма.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

Так как лекцию по данной теме вы уже прослушали, то вам не составит труда вспомнить определение сентиментализма.

Б) Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня городу. Появляются новые герои. Пейзаж идиллический, сентиментальный. Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

В) Представители сентиментализма

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие»,«ТристрамШенди» Ричардсон «Кларисса Гарлоу»

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или новая Элоиза»

Г) Основная тематика – любовная

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие;

в лирике – идиллия или пастораль;

эпистолярный жанр – письма.

Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство – представить героя в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики – «подражание природе, идеализация патриархального быта.

врожденной нравственной чистоты

общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера, богатый духовный мир людей низших сословий

Литературные нормы и правила

Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи, персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма

Е) Особенности русского сентиментализма:

— сильная дидактическая установка;

— выраженный просветительский характер;

— активное совершенствование литературного языка по средствам введения в него разговорных форм ( просторечия).

Дидактический – наставительный, поучительный

Просветительский – передающий знания; распространяющий знания, культуру

Рационалистичный – рассудочный, опирающийся на требования рассудка

III. Лексическая работа

Струги – речные суда на веслах под парусами

Окочина – оконное стекло

Геба – богиня вечной юности

Эраст – любовь «любящий»

Зефир (греч.) – ветерок

Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 р.

Идиллия – чувствительное стих-ие о жизни простых людей.

А сейчас внимательно прочитайте эпиграф и скажите, о какой чувствительной душе идет речь?

Чтобы выяснить это, давайте начнем работу над повестью.

-Как часто вам приходилось читать произведения такого характера? (ведь повесть необычная).

Легко ли было читать? Почему?

Не совсем, так как произведение необычное

— Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?

Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.

— В чем смелость, новизна позиции автора?

Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека

— От чьего лица ведется повествование?

От первого лица – повествователя.

V. Работа в группах ( по карточкам)

Деятельность группы №1 ( карточка №1)

-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего».

— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

— В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

— Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К. Паустовского «Телеграмма».

Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала

— Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

— А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

— Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

-Похожа ли она на современных матерей?

Не на всех, так как некоторые матери учат своих детей брать от жизни все, что можно; учат быть хитрыми, наглыми, говоря, что «наглость – второе счастье»

Деятельность группы № 2 ( карточка №2)

— Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.

— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

Деятельность группы №3 (карточка №3)

— Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

— Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

— Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

— О чем предупреждает автор Эраста?

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

— Каково отношение автора к Лизе?

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».

— Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове.

-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?

Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным. Многие же обвиняли автора в без нравственности.«Таким образом, скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

— А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы?

Дети высказывают свое мнение

— Как понимать финальную фразу повести?

«Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире)

Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить?

1) «Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое… забыть меня.»

2) «Он любит другую? Я погибла! Мне нельзя жить…Горе мне!»

3) Скажи матушке, что «Лиза против нее винова та, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку, …он изменил мне, попроси, чтобы она простила»

4) «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом»

— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести;

-Каков спектр эмоций, настроений, пропитывающих текст, и посредст вом чего, кроме пейзажа, они выражены автором? (Найдите образ-настроение, образ-переживание).

— Почему так часто употребляется слово «слезы»?

Автор заставил сопереживать героине, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

VII. Выводы по повести

-Был ли счастлив Эраст? Почему?

Нет, так как он, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове без любви и пренебрег бедной Лизой

-Ваше отношение к Лизе? Почему все кончилось именно таким образом?

Обычно молодые люди бросают тех девушек, которые не берегут своей девичьей чести; ими только пользуются, а потом их бросают и заводят отношения с другими, покоряя новые рубиконы

-Какой бы эпиграф вы хотели подобрать к концу урока?

«Береги платье снову, а честь смолоду»

VIII. Домашнее задание

2) Подобрать песни татарской и русской эстрады к классному часу по данной теме + похожие произведения для обсуждения.

1.Расскажите о Лизе.

2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Чему научили ее родители?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

7.Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К. Паустовского «Телеграмма».

8.Чем занималась Лиза целыми днями?

9.Почему Лизе пришлось работать?

10.Что можете сказать о матери?

11.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

12.Похожа ли она на современных матерей?

1.Расскажите об Эрасте.

Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

4.О чем предупреждает автор Эраста?

5Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

6.Каково отношение автора к Лизе? Каково ее состояние?

7.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба?

Источник

Конспект урока по литературе Карамзин «Бедная Лиза»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учебник: Коровина В. Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса. В 2-х Ч., М.: Просвещение, 2008.

Тема: Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести.

Цели: познакомить с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть общечеловеческие ценности в повести.

1 УС. Вступительное слово:

— Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести.». Эпиграфом к уроку мы берем слова Евгения Осетрова

— Итак, повесть «Бедная Лиза» является сентиментальным произведением, но в чем заключается эта сентиментальность, мы с вами и попробуем определить.

2 УС. История создания повести. Слово учителя с элементами беседы.

— Самая известная повесть Н.М.Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом, называлась она «Бедная Лиза». Литературоведы пишут, что было повальное увлечение ею, а окрестности Симонова монастыря в Москве, где происходит действие повести, стали местом паломничества сложилась мода ходить в эти места, предаваться здесь уединенному чтению, кто-то вырезал записи на деревьях и т.д.. За короткое время произведение переиздавалось 6 раз. И появился целый ряд повестей – подражаний: «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора»).

— Как вы думаете, почему незамысловатая, простенькая по сюжету повесть имела столь большой успех у читателей? (Читатель сострадал простым людям, сочувствовал жертвам страстей+ очень достоверным выглядел сюжет, словно заимствованный из самой жизни + усиливал это впечатление язык повести, казавшийся намного более простым и понятным, чем язык произведений классицистов: Карамзин словно заглянул в жизнь обычных людей.)

3 УС. Работа с текстом

— А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести. (Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты: окрестности Симонова монастыря: река- Москва, Данилов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское).

-Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

-Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? ( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и золотом куполов (потом это золото выльется в образ денег) и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Т. о. получается два мира: с одной стороны – это прекрасная естественная природа, а с другой стороны – «алчная» Москва, а между этими двумя мирами находиться река. В мифологии река – это граница между миром живых и миром мертвых. Соединить два берега невозможно, и невозможно гармоничное соединение представителей этих разных миров).

-Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже? (Лиза – представительница прекрасной естественной природы; Эраст – алчной Москвы)

Вывод по 3 УС: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе. Но давайте обратимся к самим героям и посмотрим, что же еще мешает главным героям воссоединиться.

4 УС. Сопоставление героев:

А) Анализ образа Лизы

— Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? ( Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего» ).

— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза»).

— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

(« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать»).

— Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты).

— А почему Лизе пришлось работать?

( Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни).

— Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь? ( Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». )

— Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И давайте, сразу же здесь обратимся к описанию крестьянскому быту?

— Не может быть такой речи у простой крестьянки и в избе, которые топились по черному – белая кринка, белое полотенце, чистый стакан.

Как вы думаете, зачем Карамзин идеализирует крестьян и их жизнь. (Это условность сентиментализма. Эта жизнь далека от правды, от реальности).

— Итак, давайте сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза?

Момент зарождения чувства Лизы — весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.

Б) Анализ образа Эраста.

-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? ( Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. )

— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? ( Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу ).

— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

( Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек ).

— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

— Как Н. М. Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? ( Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами ).

-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. ( Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Чисты и непорочны были их чувства. Это в момент расцвета чувств ).

-Обратите внимание на сцену грехопадения падения Лизы: как природа реагирует? (Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается).

— Чем закончились отношения героев?

( Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета).

-Какова судьба героев? ( Лиза бросается в пруд, так как Эраст безответственный, ему безразлична судьба человека доверившему ему свои чувства, ведь не зря мы говорили, что он был слабым и ветреным. АЭраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове ).

— Но хочу обратить ваше внимание, что героев в сентиментализме нельзя строго делить на «+» и «-», так как в героях есть черты и те и другие. Эта неодномерность человека – открытие литературы сентиментализма.

— Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? ( Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

— Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире))

— Исчерпывается ли только этим роль повествователя?

( Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Он знаком с Эрастом! Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется даже излишне чувствительным, читая повторяющиеся «Ах!», но можно увидеть в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен ).

— Что означает слово «бедная» в названии произведения ? Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? ( Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора ).

— Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? (нет, нравственные начала также не могли соединить героев)..

— Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? ( С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности).

— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

(Вывод: Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма:

основная тематика повести – любовная;

идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести резко противопоставляется деревня как мир, близкий к природе, к естественности, городу;

идеализация патриархального быта;

духовный мир человека из народа богат, ему присуща врожденная нравственная чистота).

Домашнее задание: 1 вариант – пишет в рабочих тетрадях характеристику Эраста;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *