Какой подвиг совершил отрок киевлянин и в чем заключалось хитрость воеводы претича

Изучаем литературу Древней Руси

О «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича»

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща­ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове­ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за­ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю­щимся храбрецом.

Источник

О “Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича”

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд,

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека – это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава.

Это неодобрение выражается в словах киевлян: “Ты, князь, ищешь чужой земли

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич – воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав – русский князь, княгиня Ольга – его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

В “Повесть временных лет” включены также народные Предания – рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В “Сказании о кожемяке” ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира – победил могучего печенежского воина. “Сказание о белгородском киселе” – история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод.

Тогда по совету мудрого старика остатки киселя и меда были опущены в колодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли обратно в степи.

Герои этих преданий – не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.

Related posts:

Источник

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил:

1 Сторожа — передовые, разведывательные отряды.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

2 Поле — степь к югу от Киева.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича анализ

Летопись подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича повествует о событиях 964-966 годов нашей эры, когда печенеги захватили Киев и его освободил воевода Претич хитростью. Киевлянин и Претич рисковали и выиграли в этом произведении.

Кто такой Претич?

Претич — древнерусский воевода, возглавлявший дружину, пришедшую на помощь княгине Ольге во время осады Киева печенегами в 968 году, и заключивший мир с печенежским ханом, во время отсутствия киевского князя Святослава Игоревича с основными войсками.

В чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

1.Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин сделал подвиг: он вышел из городка и прошел через стан противников, говоря по-печенежски. Если б неприятели додумались, что он киевлянин, они бы схватили и уничтожили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далековато от Киева, а произнес ему, как будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а российский князь с бессчетным войском идет следом. Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от городка.

2.Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?
«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали. », «И сказал один отрок. », «И ответили ему. », «А тот ответил ему. », «А ты не князь ли?».

Союзы «и», «а» играют в тексте летописи огромную роль. Они присваивают ритмичность и плавность повествованию.

3.Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование завершается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое принципиальное для человека — это мир.

Летописец с почтением относится к геройскому поступку отрока, который сумел пройти через неприятельский стан и под стрелами переплыть Днепр, с осознанием относится к принужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». Неудачи и голода могло бы не случиться, если б Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Источник

ГДЗ по литературе 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Читаем древнерусскую летопись, стр. 51 (Уроки по литературе)

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Подвиг отрока-киевлянина состоял в том, что юноша не побоялся выйти из осаждаемого печенегами города и добраться до стоявших на противоположном берегу Днепра войск воеводы Претича. Сделать это отрок-киевлянин смог благодаря знанию языка печенегов: он сначала сошёл среди них за своего, а когда обман всё-таки раскрылся, было уже слишком поздно.

Хитрость же воеводы Претича заключалась в том, что, беседуя с предводителем печенегов, он выдал своё небольшое войско за часть огромного войска киевского князя, которое якобы вот-вот должно было подойти к городу.

Печенеги поверили рассказу воеводы Претича и отступили от города, перед этим даже обменявшись с воеводой дарами. Таким образом, воевода Претич сумел защитить княжескую семью и предотвратить кровопролитие.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

Из статей по литературе и русскому языку, размещённых в Интернете, я узнал, что активное использование союзов – это особый стилистический приём, который называется многосоюзием. Многосоюзие используется для того, чтобы придать повествованию торжественность, подчеркнуть важность описываемых событий. Кроме того, когда в тексте много союзов, повествование как бы замедляется – мы можем без спешки рассмотреть героев и место действия.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается описанием действий Святослава, вернувшегося из похода. Святослав был расстроен и обескуражен произошедшим и предпринял все меры, чтобы подобное не случилось вновь (прогнал печенегов прочь). Кроме того, говорится в последних строках и о том, что Святослав проявил тёплые чувства по отношению к своим родным.

В концовке хорошо показано, что Святослав на самом деле очень любит и ценит свою семью, переживает за своё государство и заботится о нём. Он может допускать ошибки, но при этом охотно их признаёт и исправляет. Мне кажется, что отношение автора ко всем героям положительное, поскольку все они проявляют смелость, ум и верность делу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича:
Краткое содержание

968 год, первый набег печенегов на Русь. Пока князь Святослав в Переяславце на Дунае, они осаждают Киев. В осаде и княгиня Ольга с внуками. Воды и пищи нет. И глядят на них люди с той стороны Днепра, а помочь ничем не могут. И тогда горожане ищут вестника к ним. Чтоб позвал их на помощь, или город падет. Вызывается отрок, знавший печенежский язык. Идет с уздечкой, как свой, будто коня ищет. А потом кинулся в Днепр – и айда на тот берег! Печенеги тучу стрел выпустили ему вслед – без толку.

Отвели его к дружине воеводы Претича. Передал отрок, что город вот-вот сдастся. Понял Претич, что надо спасать княгиню и княжеских детей. А то Святослав вернется – и накажет. Сели утром по ладьям, шум подняли. Печенежский князь с перепугу спрашивает: уж не Святослав ли нагрянул? Претич отвечает, что нет, но Святослав близко. Запросил печенег дружбы, отвел войско от города. Киевляне отправили гонца за Святославом. Пусть идет родную землю, мать и детей защищать. Святослав примчался, отогнал печенегов в степь, «и был мир».

Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Сюжет

В 968 году печенеги окружили Киев, пока князь Святослав был в отлучке. Гонцом к людям с другой стороны Днепра идет отрок-киевлянин. Он притворяется, что ищет коня, а сам плывет на тот берег за помощью под стрелами печенегов. Воевода Претич, выслушав его, ведет своих людей на ладьях к городу. Печенеги думают, что вернулся Святослав. Претич объясняет, что Святослав скоро прибудет. Печенеги хотят мира. Вскоре через гонца Святослав узнает о беде. Он громит врагов, спасает город, свою мать Ольгу и детей.

Отзыв

Отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Подвиг отрока в том, что он, рискуя жизнью, передал просьбу о помощи из осажденного города. От него зависела судьба целого города, матери князя и его детей. Хитрость воеводы в том, что он додумался выдать дружину за отряд князя Святослава, обманул печенегов, что сам князь с воинами уже близко, выиграл время. Печенеги отступили, киевляне смогли выйти из города и оповестить Святослава о беде. Автор прославляет бесстрашие, мужество, смекалку, самоотверженность, находчивость и силу духа народа. Герой летописи – простой юный киевлянин, человек из народа. Не только князья стояли на защите Родины. Для всех важен мир на Русской земле. Учит не сдаваться, побеждать умом, храбростью, хитростью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *