Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Материалы к уроку русского языка по теме «Употребление союзов с использованием их стилистической окраски».

Содержимое публикации

69. Употребление сою­зов с использованием их стилистической окраски.

союзы оформляют связи между словами и частями сложного предложения, а также внутритекстовые связи, придавая тексту связность, поэтому союзы активно используются во всех стилях речи.

союз Иможет присоединять слова всех частей речи (война и мир, дёшево и сердито, униженные и оскорблённые, увидел и испугался, ох и ах, ну и ну, грохоча и пенясь, высокий и красивый), то он является одним из самых употребительных союзов и слов русского языка, который может использоваться в следующих значениях: соединительном, присоединительном, перечислительном, повествовательном, усилительном, уступительном и противительном.

союзы не зависят от стиля, они относятся к нейтральным: И, НО, ДА, ЧТОБЫ, ЕСЛИ и др.

Официально- Научный. Архаичный Разговорный деловой. художественный

ДАБЫ Составные НИ… НИ . союзы

При использовании союзов (сочинительных и подчинительных) учитывается не только присущее им лексико-грамматическое значение, но и стилистическая окраска.

1. Союзы, используемые в разговорной речи: да, да и, либо, а то, не то, а не то, раз (в значении «если»), добро бы и другие. 2. Союзы, используемые в книжной речи: благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, вследствие того что, с тем чтобы, ибо, правда (в значении «хотя») и другие. 3. Союзы, имеющие устарелый или просторечный для современного языка характер: ежели, кабы, коли, коль скоро, буде (в значении «если»), доколе, покамест, дабы, затем чтобы, поелику, покуда и другие. 4. Союзы а, и, или, но, что, как правило, в стилистическом отношении нейтральны и используются в любом функциональном стиле. 5. Стилистическая окраска сложного предложения в большой мере зависит от характера союза: например, разговорные союзы да и, а то, а не то, раз (в значении если) не используются в условиях официального общения; окраску книжной речи придают предложению союзы с тем чтобы, благодаря тому что, ибо, в то время как и другие; устаревшие союзы ежели, кабы, доколе, покамест, дабы, даром что придают сложному высказыванию просторечный характер.

87.Тренажёр по теме «Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью«.

69.Тренажёр по теме «Употребление сою­зов с использованием их стилистической окраски«.

НПС. Укажите союзы и определите их стилистическую окраску.

ППС. Расставьте запятые, вставьте буквы, определите стилистическую роль союзов.

ВПС.Создайте свои пейзажные зарисовки, используя стилистически окрашенные союзы.

1.Я до тех пор не знал, что люблю тебя, покамест не расстался с тобой.

2.Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя.

3.Все привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что-нибудь сказать.

5.Замолчи, а то я подстрелю тебя из поганого

ружья, как куропатку.

6.Раз никому нет дела до меня, буду жить, как жил.

7.Направо, доколе хватает глаз, протянулось

волнующееся Чёрное море.

8.Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: не надо рая, дайте родину мою.

9.Калугин рысцой ехал на бастион, с тем чтобы

по приказанию генерала передать туда некото- рые приказания.

10.Кабы я была царица,– говорит одна девица,– то на весь крещёный мир приготовила б я пир.

1.Мы все спешим за чудесами но нет чудесней ничего чем та земля под небесами где крыща дома твоего.

2.Неча на зерк. ло п. нять коли рожа крива.

3.Человек не име. щий нужды в покровительстве сильных дорожит их радушием и гост. приимством ибо иного от них не может и требовать.

4.Делал опыты дабы узнать градус теплоты на вышине.

5.Беда коль пироги начнёт печи сапожник а сапоги тачать пирожник.

6.Лёд неокрепший на ре. ке студё. ой словнокак та. щий сахар лежит.

7.И, лучистая на зное, в искрах кати. ся река словно зеркало стальное в небе та. т облака.

8. Она [река] не теря. т своей прелести живого бе. покойного своего нрава и в её погребальном рокоте больше утешений нежели жалости.

9. По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел И месяц и звезды и тучи толпой Внимали той песне святой. 10.Это было то место Днепра где он дотоле спертый порогами брал, наконец, своё и шумел как море разлившись по воле где брошен ные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались по самой земле не встречая ни утесов ни возвышений.

1. Текст о зиме. 2. Текст о зимней природе.

Источник

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др.а, но, да (в значении но), зато и др.или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что.В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др.Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому.В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

3) Союз можно заменить только другим союзом:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Смотреть картинку Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Картинка про Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо. Фото Какой союз является стилистически окрашенным что либо чтобы потому что ибо

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Источник

Класс: 9

Презентации к уроку

I. Мотивация к учебной деятельности.

1. Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?

— Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.

Какую роль при этом может играть слово?

— Для чего нужны слова в языке?

Стул, урок, ученик, тетрадь;
борьба, пение, расчистка, вход;
синева, мудрость, высота, ширь;
снег, град, гром, молния;
писать, учиться, найти, запеть;
лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый;
три, седьмой, двадцать пять.

Вывод: Слова называют предметы (стол, урок, ученик, ручка), действия как предметы (ходьба, выполнение, рассылка, бегство), признаки как предметы (смелость, зелень, глубина, храбрость, мудрость, хитрость), явления (дождь, гроза, молния, град), действия (писать, слушать, бегать, думать), признаки (большой, трудный, задумчивый, синий), количество (пять, двадцать пятый, две тысячи тринадцатый), есть слова, необходимые для осуществления грамматических функций, –предлоги, союзы, частицы, например.

“Покойник учил мальчишек “пчелиному” языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: “А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать”. Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка” (см. Приложение 3 [1]).

— Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?

Вывод: слова, помимо лексического значения, могут нести какую-то иную, дополнительную информацию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Работа по группам. Вам предложены карточки с набранным текстом. Выберите себе одну. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Проанализируйте текст. Какую информацию, помимо лексического значения, можно получить, рассмотрев использованную авторами лексику?)

1.— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось. А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? (А.Пушкин)

2. Я всегда любила красивых женщин. Они нравились мне, как нравятся талантливые произведения искусства. Но заведующая детсадом не была произведением, созданным раз и навсегда. Ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью, она все же менялась в зависимости от ситуаций. На детей она никогда не сердилась: любить их было ее призванием. А родителей нередко отчитывала. Но делала это так нежно и обаятельно, что ей подчинялись. Особенно же отцы. Они вообще стали проявлять большой интерес к проблемам дошкольного воспитания. А дома боролись за право отводить своих детей по утрам в детский сад и вечером приводить их обратно. Над Аленой стали сгущаться тучи.

Кто-то из мамаш вспомнил, что в детский сад она попала “случайно”. Ее пригласили на должность заведующей после елочного праздника в Доме культуры. В тот день заболел Дед Мороз. Студентка-заочница Алена, исполнявшая роль массовички, так взволнованно рассказала ребятам о бедном Деде, которого сразил радикулит, что многие плакали.

— Они должны уметь плакать. — говорила Алена. — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого. (А.Алексин)

3. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось, “Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек. ” — “Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос. ” — “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти”. У Лизы навернулись на глазах слезы; она поцеловала мать свою.

На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. (Н. Карамзин)

4. 14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.

Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.

17 марта 1995 года.

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу? (А.Геласимов)

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи. (И.Голуб)

Ученики делятся своими открытиями и выдвигают свои версии.

— С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

III. Обобщение и систематизация знаний и умений (лекция с элементами беседы)

— Вы правы, дополнительная информация, которую несёт слово, может быть различна. Приведём в систему наши наблюдения. Сравните две группы слов:

1) влезать – вторгаться’, высыпать – ‘появиться толпою’, застрятьплотно попасть во что-н. так, что трудно высвободиться’, натянутьнадеть с усилием, надвинуть что-н.’, отвязатьсяизбавиться’, примоститьсяпоместиться в неудобном для этого месте’;

2) возложить, вследствие того что, вышеуказанный, ибо, конфигурация, опознать, потреблять, предумышленно, изъявлять, произрастать, с тем чтобы, супруги, указанный, эквивалентный, ковроткачество.

– При каких условиях можно употребить приведенные слова?

Первый вывод. Слово может сообщать о сфере употребления. Например, слова из 1-й группы употребляем в обиходе, в быту, это разговорная лексика. Разговорно окрашенная лексика характеризует сферу своего употребления как обиходно-бытовую.

Слова из 2-й группы не употребляют в обиходе, при общении друг с другом.

1. Слова, употребляющиеся преимущественно в книжно-письменной сфере русского языка, в книжно-литературном языке, – книжная, или книжно-письменная лексика.

Мы говорим о словах, имеющих функционально-стилистическую (стилевую) окраску. Она обусловлена регулярным употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле языка (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, художественном).

Однако будем помнить и о том, что в языке много слов, уместных в текстах любого стиля, в любой ситуации; такие слова составляют общеупотребительную межстилевую лексику русского языка, например: овраг, зима, икона,читать, клеить, завтракать, новаторство,кирпичный, сверху, осенний и т.п. Они распространены повсеместно, не имеют стилистическихсинонимов. К ним относится значительная частьсуществительных (книга, молния, железо), прилагательных (письменный, ранний, соленый),глаголов (продолжать, мыть, лить), все числительные, почти все местоимения (исключая устаревшие, например: сей, оный), большая частьнаречий, предлогов и союзов (кроме книжных иразговорных).

Общеупотребительная межстилевая лексика – слова, используемые независимо от стиля,не имеющие стилистических синонимов.

[Есть и еще группа слов – нейтральная лексика, слова, которые не прикреплены к определенному стилю, но имеют стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), нафоне которых лишаются стилистической окраски. В этом случае обычно говорят о языковыхединицах нулевого (или нейтрального) стилистического уровня.]

Стилистически нейтральные единицы языка – это слова, которые могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условияхобщения, не привнося в высказывание особогостилистического признака, например: идти, обмануть, будущий, душистый, глаза, надежда.

[Именно на фоне нейтральных единиц выявляются стилистически окрашенные единицы языка, т.е. слова, обладающие стилистической окраской.Задание В1 в тесте ГИА направлено на то, чтобы проверить, имеете ли вы достаточный словарный запас, чтобы заменить стилистически окрашенные слова нейтральными, не имеющими какой-либо окраски.]

— Давайте рассмотрим таблицу. Как вы сформулируете следующее задание?

Мы видим, что слова могут составлять стилистические парадигмы, нам предстоит восстановить недостающие фрагменты.

Стилистические парадигмыВысокая окраска

вкушатьНулевая окраска

естьНизкая окраска

Употребление слова в текстах определенного стиля приводит к тому, что и сама данная единица языка (слово или словосочетание) получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой она обычно встречается, т. е. слово несет на себе окраску деловой, официальной, научной, публицистической и т.п. речи (например: социальный, имидж, предвыборная кампания – относят к публицистическому стилю; синхрофазотрон, синтаксис, фонема – к научному; работодатель, клиент, вышеназванный, воспрещается – к официально-деловому).

Под стилистической окраской языковой единицы понимают свойства, которые дополняют ее основное, предметно-логическое значение. Слово может нести стилистическую информацию и поэтому не может употребляться повсеместно, а используется только при определенных условиях.

Прочитайте предложения. Как бы вы их оценили? Почему? (Примеры из источника [2] (см. Приложение 3); ответы и комментарии к заданиям и упражнениям см. Приложение 1.)

1. Совет жильцов дома № 35 постановил: возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения.

2. Наиболее прочные водородные комплексы образуются при добавке в водные растворы ванадия щавелевой кислоты.

3. Представители следственных органов прихватили с собой фотокорреспондента, чтобы вооружиться неопровержимыми фактами.

Внесите необходимые исправления.

Как видно из этих примеров, часто бывает очень важно не только знать и понимать основной смысл слова, но и учитывать условия его употребления.

Упражнение 2. Выполните тестовое задание.

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

3. Какое слово относится к разговорной лексике?

4. Какое слово относится к книжной лексике?

5. Какое из слов является разговорным?

6. Какое из слов является просторечным?

Второй вывод. Слово может сообщать об отношении говорящего к предмету речи. Оно можетвыполнять эмоционально-экспрессивную илиоценочную функции, придавая высказываниюхарактер торжественности, шутливости, ироничности, фамильярности, грубоватости и т.д.

– Рассмотрим еще одну функцию слова.

В интернете (http://r.mail.ru/cln4520/otvet.mail.ru)можно найти такую историю. Некая Аня Татаринова обратилась ко всем с просьбой, это былкрик о помощи:

“Расскажите случай, в котором мона употребить: по речи узнают человека. Плииз!!” (Так! – Е.Ю.)

– Какие, по-вашему, ответы могла получить Аня?

Лучшим был признан ответ Ольги Виноградовой:

– Анечка! Твоя собственная манера изъясняться – наглядный пример, на который смело можно опираться при написании сочинения: “Япо речи узнаю, кто ты есть на самом деле”.

Третий вывод. Слово может характеризоватьговорящего.

— Мысль о том, что человека можно узнать лучше, когда его не только увидишь, но и услышишь, т.к. в его речи проявляются ум, душа, характер, родилась очень давно. “Qualisvir, talisoratio! – Каков человек, такова и его речь!” – говорилЛуцийАнней Сенека, римский философ, поэт игосударственный деятель. Нельзя не вспомнитьи знаменитую фразу древнегреческого философаСократа, в одном из Платоновских диалогов онобращается к юноше: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. А римский поэт Персий Флакк в III и V сатирах твердит, что душу человека можно познатьпо речи, как хрустальную вазу – по звону (см. Приложение 3 [4]).

Эта же мысль нашла отражение в пословицах ипоговорках русского народа, например:

У худого человека худые речи.
Какой муж, такова и речь.
Каков разум, таковы и речи.
Какова речь, таков и склад.
Гнило слово от гнила сердца.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Упражнение 1. Определите, какую окраску (нейтральную, книжную, разговорную, просторечную) имеют слова:

1) бродить – блуждать – шататься – шляться;

2) будущий – грядущий;

3) препятствие – преграда – помеха;

5) глаза – очи – зенки;

6) лицо – лик – морда – харя;

7) бояться – опасаться – трусить;

8) дешевый – грошовый – копеечный;

9) бить – колотить – лупить;

10) бесплатно – даром – задаром – задарма;

11) прогнать – изгнать – выставить;

12) волноваться – тревожиться – психовать;

14) отрезать – отхватить, оттяпать;

15) верх – вершина – макушка;

16) избавиться – отделаться, отвязаться.

— Предложите способ выполнения данного задания.

Дети могут предложить:

а) посмотреть в словаре;

б) посмотреть в Интернете;

Индивидуальная работа. Подумайте, как действовать, если нет под рукой словаря и недоступен Интернет.

— В чём была сложность выполнения задания? Предложите план действий для определения стилистической окраски слова.

Упражнение 2. Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово.

— Какой порядок действий можете предложить для успешного выполнения подобных заданий?

1) Нагой – ______________;

2) аргументировать – ______________;

3) благовонный, благоуханный – ______________;

4) вкушать, жрать – ______________;

5) сетовать – ______________;

6) радеть– ______________;

7) промедление, проволочка – _________;

8) курчавый, кучерявый – ______________;

9) врать – ______________;

10) препятствовать – ______________;

11) упование, чаяние – ______________;

12) тщетно – ______________;

13) сулить – ______________;

14) надуть – ______________;

15) единоборство – ______________.

V. Контроль усвоения. Самостоятельная работа с обсуждением допущенных ошибок.

Упражнение 1. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями. Сравните данное и получившееся предложения. Заполните таблицу ответов (см. Приложение 1).

1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.

2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле.

3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству.

4) Но близок час! Грядет минута роковая! (А.Пушкин)

6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. (Г.Николаева)

7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег.

8) [Литвинов] так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока. (И.Тургенев)

Подведем итоги. Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодарясвоему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: “Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит”. Будем помнить об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *