Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены

Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены

Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Смотреть фото Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Смотреть картинку Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Картинка про Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Фото Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены

Татьяна
«Общество — сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еше одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития»

(Миголатьев А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004, № 3. С. 8!-82).

С1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции?

С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

Источник

истерический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество и др.)

классовая, двухполюсная структура общества

Основное содержание ответов

Необходимо использовать совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества. Такой способ оценки обусловлен тем, что общество является сложнейшим социальным организмом. Поэтому оценить его, опираясь только на один какой-либо критерий, невозможно.

Понятие «общественный прогресс» включает в себя прогрессивные изменения не только в социальной, но и в политико-правовой, экономической, духовной сферах жизни общества, в то время как понятие «социальный прогресс» объединяет прогрессивные изменения в собственно социальной сфере (отношения между классами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, развитие социально-классовой структуры общества). Поэтому понятие «общественный прогресс» по своему содержанию шире, чем понятие «социальный прогресс».

В качестве непреходящих, вечных факторов существования общества, его эволюции могут быть указаны человек, производство.

Общим критерием общественного прогресса в условиях современной цивилизации является человек, в котором аккумулируются все основные достижения производства, науки, просвещения и культуры. Социальный смысл данного критерия состоит в том, что производство, политика, НТР должны развиваться не сами по себе и не сами для себя, а для человека, его блага.

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

В качестве причин возникновения глобальных проблем современности могут быть названы: Совершенствование и развитие производительных сил, т. е. результат развития материальной культуры общества. Результат социального прогресса и др.

Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:

— как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;

— как синоним культуры;

— как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;

— как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка,

В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла, Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность и др.

В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественноэнергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

В качестве примеров, раскрывающих характеристику общества как системы, могут быть приведены: Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, подсистем. Общество не сводимо к людям, его составляющим, оно включает вне- и надындивидуальные формы, связи и отношения, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество как система способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования и др.

Опыт — исторически развивающийся процесс взаимодействия человека с объективным миром и результат этого взаимодействия; совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. Таким образом, опыт предшествующих поколений — необходимое условие развития современного общества, хотя не всегда передача этого опыта осуществлялась от поколения к поколению.

Исторический процесс показывает, что возможно возобладание стремлений начать все заново, зачеркнув опыт предков. Однако прерывание связи поколений скорее носит катастрофический характер для общества.

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

— они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

— они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

— они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

Происходящая в современных условиях информационная революция создает реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия совместных действий по решению глобальных проблем.

Автор учебника предлагает использовать цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Среди достоинств данного подхода могут быть указаны: Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, духовная жизнь, психология и др.). Ставит в центр исследования человека и его деятельность и др.

Среди недостатков данного подхода могут быть указаны: Приводит к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества и др.

Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществовед ческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть?

Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Смотреть фото Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Смотреть картинку Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Картинка про Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Фото Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в котором они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Обществознание(см.внутри)

«Общество — сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.
Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.
Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.
Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еше одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития» (Миголатьев А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004, № 3. С. 8!-82).
С1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки? С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?
СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции?
С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Сб. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.
С7. Познакомьтесь с утверждением российско-американского социолога П. Сорокина: «Каждое последующее поколение становится неизбежным наследником предыдущего. Жизнь, судьба и деятельность каждого поколения предопределены жизнью и деятельностью предшествующих поколений. Каждое последующее поколение сковано нерасторжимой цепью с предыдущим. Оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно».
Какое значение в жизни современного общества имеет опыт предшествующих поколений? В истории были трагические события, прерывающие связь поколений, порождающие «Иванов, не помнящих родства». Может ли это служить аргументом против вывода П. Сорокина о «нерасторжимой цепи» поколений? Свою позицию обоснуйте.
С8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы в приведенном ниже высказывании. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

Дайте ответы,на те вопросы,которые не составляют трудности.Заранее спасибо!!

Источник

Тест на тему «20»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ: МОРАЛЬ . Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Смотреть фото Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Смотреть картинку Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Картинка про Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены. Фото Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор чем обусловлены

Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ВАРИАНТ 20

ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы. Финансовые институты

Наименование финансового института

Финансовый институт, оказывающий страховые услуги, осуществляющий страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности

Финансовый институт, осуществляющий различные операции с деньгами и предоставляющий финансовые услуги предприятиям, гражданам и др.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Материальное право; трудовое право; обязательственное право; гражданское пра% во; конституционное право.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «молодёжная контркультура».

1) труд; 2) удовольствие; 3) групповой конформизм; 4) отдых; 5) вседозволен% ность; 6) рационализм.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите верные суждения о потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Каждая потребность фиксирована раз и навсегда в структуре внутренней организа ции человека.

2)Потребности направлены не столько на предмет удовлетворения, сколько на соци альные институты, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обесценивающих это удовлетворение.

3)Потребности лежат в основе возникновения интересов человека.

4)Потребности организуют и направляют познавательные процессы, воображение и поведение личности.

5)Вектор духовного развития человека определяется возвышением его потребностей.

Установите соответствие между методами и видами научного познания, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ВИДЫ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) формализация 1) эмпирические

Б) наблюдение 2) теоретические

В) математизация 3) универсальные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В Средние века подавляющее большинство европейцев представляли своё существо вание как бытиё и жизнь в Боге и через Бога. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что среди европейцев в эпоху Средневековья преобладало религиозное мировоззре ние? Запишите цифры, под которыми они указаны.

включает разработанную систему моральных заповедей

предполагает строгую проверку и доказательность каждого вывода

содержит культовую систему

существует в форме стихийных, несистематизированных представлений

содержит проверяемые и воспроизводимые знания

утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём

Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они ука заны.

1)Особенность инфляции заключается в том, что она может существовать только в от крытой форме в виде роста цен.

2)Инфляция оказывает негативное воздействие на население с фиксированными до ходами.

3)Инфляция увеличивает доходы тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро ванным процентам.

4) В период инфляции повышается покупательная способность национальной валюты.

5)В условиях инфляции происходит рост социальных выплат.

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции, к кото рым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству ющую позицию из второго столбца.

А) идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения

Б) никто из участников рынка не располагает информа цией больше, чем все остальные

В) множество мелких фирм производят одинаковую про дукцию, барьеры для входавыхода с рынка отсут ствуют

Г) ситуация, когда рынок поделён между несколькими крупными фирмами

Д) каждая фирма обладает некоторым контролем над це ной, который ограничивается как наличием достаточ но большого количества производителей анало гичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм

чистая (совершенная) конкуренция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В стране Г. существует товарное хозяйство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране имеет место рыночная экономика? Запишите цифры, под которы ми они указаны.

1)присутствие теневой экономики

2)установление фиксированных цен на товары и услуги

3)превращение факторных доходов в стимул к росту производительности труда

4)реализация принципа соответствия спроса и предложения

5)распределение ограниченных ресурсов центральными органами управления в соот ветствии с планом

6)наличие экономической свободы

На графике отражено изменение спроса на легковые автомобили P на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положе ния D в положение D1. (На графике P — цена товара, Q — количест во товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

совершенствование технологии производства легковых автомо Q билей

уменьшение издержек производителей легковых автомобилей

снижение доходов потребителей

сокращение объёма услуг общественного транспорта 5) увеличение стоимости страхования автомобилистов

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под кото рыми они указаны.

1)Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

2)Элементами социального контроля являются социальные статусы.

3)Социальные санкции как механизм социального контроля — это реакция на пове дение индивида со стороны его социального окружения.

4)Механизм социального контроля нацелен на принудительное и целенаправленное воздействие на тех членов общества, которые не выполняют социальных норм.

5)Социальный контроль осуществляется исключительно через специальные власт ные органы.

В стране Н. проводился опрос учащихся 6х и 10х классов общеобразовательных школ об их отношении к чтению книг. Полученные результаты (в % от числа опрошен ных) представлены в виде таблицы.

«Мне нравится читать»

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

«Не люблю читать, скучное занятие»

«Чтение сейчас никому не нужно»

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабо успевающие ученики.

2)Учащиеся 6го класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 10го класса.

3)Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 6го класса, чем среди учащихся 10го класса.

4)Интерес к чтению у учащихся прививают в основном средства массовой информа ции.

5)Процент тех, кто читает потому, что этого требуют учителя и родители, выше среди учащихся 10го класса, чем среди учащихся 6го класса.

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которы ми они указаны.

1)Политическое участие всегда выражается в открытых и гласных формах.

2)Основой политического участия является включение индивида в систему властных отношений.

3)Политическое участие содержит самооценку индивидом собственных качеств, свойств и возможностей как субъекта политики.

4)Политическое участие никогда не может осуществляться принудительно или под воздействием определённых стимулов.

5)Политическое участие может приобретать конфликтную форму.

Установите соответствие между субъектами Российской Федерации и принципами их образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ РФ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А) Сахалинская область 1) национальнотерриториальный

Б) Республика Тыва 2) территориальный

В) город СанктПетербург

Г) Еврейская автономная область

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В монографии «Теория государства и права» при характеристике этого вида власти в обществе говорилось, что её субъектом выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в монографии речь шла о государственной власти? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) демократический характер 2) публичный характер

Что из перечисленного относится к личным правам граждан Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны личные права.

на участие в осуществлении правосудия

на защиту от безработицы

на неприкосновенность жилища

на гарантию наследования 5) на свободное передвижение

Выберите верные суждения об организационноправовых формах предприниматель ской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

Распределение прибыли в хозяйственных товариществах осуществляется по труду.

Источником образования уставного капитала в производственном кооперативе яв ляются паевые взносы.

Учредителями акционерного общества могут выступать только юридические лица.

Личное участие в деятельности общества с ограниченной ответственностью не обя зательно.

Распределение прибыли в хозяйственных обществах осуществляется по капиталу.

Установите соответствие между примерами и видами имущества, которые они иллюс трируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую по зицию из второго столбца.

В) земельный участок

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

За допущенные правонарушения фирма «М.» временно прекратила свою предпринима тельскую деятельность на 90 суток. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт об административной ответственности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)налагается судом, государственным органом или должностным лицом, которым та кое право предоставлено законом

2)носит имущественный характер

3)имеет место в отношениях, основанных на служебной подчинённости правонару шителя лицу, налагающему ответственность

4)не влечёт состояние судимости

5)всегда оценивает действие (бездействие), которое уже произошло 6)предусматривает конфискацию имущества правонарушителя

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В современной экономике действуют три главных (А): производители экономического продукта, его (Б) и государство. Между ними происходит весьма интенсивный (Г), денежными средства ми, информацией. Государство обеспечивает определённую упорядоченность экономи ческих процессов, их правовое (Д), защиту прав и интересов отдельных участников экономических

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

«Общество — сложнейший социальный организм, и оценить его в одномерной сис теме координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критери ев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тожде ственны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя про грессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и ум ственным трудом, развитие социальноклассовой структуры общества и политической над стройки), так и за её пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогрес са должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, тре буется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого об щества, причём областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его суще ствование и развитие. Ещё одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит, и объективную возможность сравне ния, сопоставления уровней развития» (Миголатьев А. А. Общественный прогресс и рег ресс: философский аспект // Социальногуманитарные знания. 2004. № 3. С. 81—82.).

Какой способ объективной оценки того или иного общества предлагает автор? Чем обусловлен такой способ его оценки?

Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

Какие четыре черты свойственны, по мнению автора, «области общественной жизни, которая носила бы безальтернативный характер»? Используя обществоведческие знания, укажите два непреходящих, вечных фактора существования общества, его эволюции.

Автор предлагает несколько требований, предъявляемых к общесоциологическому критерию прогресса. Привлекая знания обществоведческого курса, сформулируйте об щий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскрой те его социальный смысл.

Перечислите любые три элемента структуры экономической деятельности.

Приведите три примера деятельности прокуратуры по защите прав граждан.

Познакомьтесь с описанием политического режима: «Руководитель государства более был заинтересован в политической пассивности и послушном подчинении общества, чем в активном вовлечении народа в свои планы. У руководителя и его сторонников не было на вооружении чёткой и стройной идеологической теории, а СМИ и экономическая де ятельность являлись до некоторой степени автономными от государственного регулиро вания». Можно ли данный политический режим отнести к тоталитарному? Приведите четыре аргумента для обоснования своей позиции. Если вы считаете, что этот режим не является тоталитарным, определите его вид.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как форма совмест ной жизнедеятельности людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ос вещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или бо лее детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии» (А. Камю).

«Всякий расточитель — враг общества, всякий бережли вый человек — благодетель» (А. Смит).

Социология, социальная психология

«Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло» (Сократ).

«Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и под вергать опале» (Н. Макиавелли).

«Наказанный преступник — это пример для всех негодяев; невинно осуждённый — это вопрос совести всех честных людей» (Ж. Лабрюйер).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *