Какой цвет что значит
Что означает каждый цвет и как он влияет на нашу жизнь?
У каждого цвета есть своё значение, свой характер, который влияет на нашу жизнь и поведение гораздо больше, чем кажется. Что такое психология цвета? Как цвета влияют на наши эмоции? Что означает каждый цвет? Какова символика цветов в разных культурах? Каково значение цветов в психологии? Каждый тон и оттенок ассоциируется у нас с определёнными чувствами, мыслями… В этой статье мы с вами ознакомимся с основными понятиями психологии цвета и дадим несколько советов о том, как можно использовать влияние цвета в повседневной жизни. Вы узнаете, как применять знания этой науки на практике
Психология цвета: что это такое и для чего служит
Каково значение цветов в психологии? Что означает каждый цвет? Существует целая наука о цвете, которая включает знания о природе, составляющих, характеристиках цвета, цветовых контрастах, гармонии и т.д., называемая колористика. Психология цвета, в свою очередь, исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет. Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться. С помощью цвета можно улучшить память и внимание, и даже убедить человека принять то или иное решение. Знания о значениях цветов – ключ к пониманию поведения людей.
Цвет может полностью изменить наше представление о каком-то определённом объекте, предмете или элементе. Представьте на минуту игрушку для малышей. Скорее всего, вы представили яркую весёлую погремушку или блестящую контрастную забавную игрушку. А теперь представьте эту же игрушку, только … абсолютно чёрного цвета с серебристыми деталями… шокирует, правда?
Очень вероятно. Несмотря на то, что как такового кодекса цветов для определённых вещей нет, на протяжении всей нашей жизни мы ассоциируем всё, что мы видим, с теми или иными цветами. Мы делаем это ежедневно и даже не задумываемся. Однако когда внезапно мы замечаем, например, голубой банан, оранжевые линзы для глаз или сверкающее жёлтое дерево, это удивляет нас. Исследования в области психологии цвета не прекращаются. Владение этими знаниями имеет ключевое значение для творческих людей, бизнеса и компаний, которые планируют вывести на рынок новую продукцию. Однако эта наука полезна и в повседневной жизни: как не ошибиться с выбором подарка к особому случаю, как порадовать лучшего друга правильным презентом, как создать уют в доме – во всём это нам может помочь понимание психологии цвета.
Цвет влияет на эмоции и психическое состояние. Психология цвета: мозг и эмоции
Каждый день мы выполняем огромное количество дел и подвержены влиянию многочисленных стимулов. Нашему мозгу постоянно бросают вызов. Нам даже не всегда хватает времени обработать всю полученную через органы чувств в течение дня информацию. Поэтому, принятые нами ассоциации о форме и цвете значительно экономят наше время, поскольку обрабатываются автоматически. Кроме того, мы очень эмоциональны. Цвета взаимодействуют с нашей памятью, пробуждают чувства и мысли. Они напоминают нам о тех милых жёлто-оранжевых резиновых сапожках, которые были у нас детстве. Они заставляют нас злиться, когда мы видим свитер того же цвета, что носил наш “бывший” или “бывшая”.
Например, не нужно обладать глубочайшими познаниями в области психологии цвета, чтобы знать, что розовый и красный цвет (которые мы особенно наблюдаем везде в канун Дня Святого Валентина) ассоциируются с любовью, романтикой. Когда мы заходим в магазин, декорированный в этой цветовой гамме, вероятно, мы начнём вспоминать, в кого мы влюблены и что можно подарить любимому человеку.
Что означает каждый цвет с точки зрения психологии?
Значение белого цвета
Значение жёлтого цвета
Значение оранжевого цвета
Значение красного цвета
Значение розового цвета
Значение фиолетового цвета
Значение синего цвета
Значение зелёного цвета
Значение коричневого цвета
Значение серого цвета
Что означает чёрный цвет
Символика цвета в различных культурах
Психология цвета: применение
Значение цвета в творчестве
Когда мы говорим о профессиях и цвете, наверное, первое, что приходит в голову – это творческие профессии. Дизайнеры (графические, моды, интерьеров, промышленные и т.д.), художники, рекламщики, маркетологи – все эти люди должны хорошо понимать влияние цвета на мозг людей, чтобы завладеть их вниманием и взаимодействовать с ними. Массу тому примеров мы можем увидеть в СМИ – например, оформление детской телепередачи разительно отличается от цветов, которые используются при оформлении новостной студии. Узнайте, как справиться со стрессом и развить творческое мышление с помощью арт-терапии, дудлинга и зентангла.
Проявить себя, выделиться на фоне огромного многообразия брендов и образов – задача не из простых, однако именно знание психологии цвета помогает лучше установить контакт с потребителями и создать с ними эмоциональную связь. Предугадать реакцию людей на цвет необходимо для того, чтобы передать им нужное послание. Какие цвета, например, вы используете, если будете кому-то рассказывать о безопасности дорожного движения?
Бренд компании очень важен. Если нам говорят про красный цвет и напиток… больше подсказок не нужно, мы понимаем, о какой компании идёт речь. Различные компании используют определённые цвета и другие визуальные элементы в своём логотипе таким образом, чтобы передать свою индивидуальность. Роль цвета является ключевой в маркетинговых стратегиях, а такие науки, как нейромаркетинг, исследуют воздействие цветов на мозг и потребительское поведение человека.
Представьте, что одна и та же ресторанная сеть каждый свой ресторан будет оформлять в совершенно противоположных тонах, не соблюдая корпоративный стиль. В данном случае наше представление об этом бренде будет размыто, мы можем даже не запомнить, что это одна и та же сеть. Как следствие, такой ресторан потеряет много возможностей для удержания и расширения клиентской базы. Конечно, образ, логотип и корпоративный стиль – это ещё не всё, однако это важно. Особенно сейчас, при высоком уровне развития конкуренции на рынке.
Мы даже можем увидеть как компании используют цвета в зависимости от целевой аудитории или текущих тенденций на рынке. Например, многие добавляют в свой логотип зелёный свет, который символизирует экологию и защиту окружающей среды. Цвет важен не только для клиентов и потребителей. Сотрудники также будут лучше себя чувствовать и повысят свою производительность, если они работают в удобном офисе или помещении. Тёмное, плохо освещённое пространство плохо отразится на работоспособности и вынудит работников как можно меньше времени проводить на рабочем месте. И наоборот, если мы покрасим стены в белый цвет, добавим в интерьер что-то зелёное, голубое и другие тёплые тона (с учётом корпоративного стиля), рабочее место станет уютным.
Символика цвета
Любой цвет может иметь как позитивное, так и негативное значение. Цвета оказывают влияние на наши мысли, воздействуют на психику; они могут вдохновить либо взволновать нас, вызвать грусть или радость.
Жизнь — это цвет! Научитесь мыслить в цвете. Цвета присутствуют вокруг нас: в вещах, порах года, растениях… Цвета, которые мы носим, а также те, которые носят другие люди, действуют на физиологию организма и на его психологическое состояние, то есть настроение.
Только представьте себе, что целый день будете окружены людьми исключительно в черном цвете одежды! Не думаю, что к концу дня у вас еще будет настроение. Цвета далеко не безобидны! Они влияют на все — хотя мы этого не замечаем — на поведение, способность мыслить и даже на нашу лексику.
Многие события в нашей жизни мы сопровождаем так называемыми «цветными» выражениями. Например, такими: «белый как снег», «зеленый от злости», «красный как рак», «предаваться черным мыслям», «видеть жизнь в розовом цвете» и так далее. Цвета помогают нам сориентироваться: каждая страна представлена флагом с характерным набором цветов. Цвета имеют свою историю — впрочем, все они вписываются в Историю. Коды, стоящие за цветами, создают символические системы… ведь символ по определению является знаком распознавания, который изменяется в зависимости от народов, стран, цивилизаций, религий.
Опросы говорят
В настоящее время любимый цвет европейцев — синий (40 процентов жителей отдают предпочтение именно ему). «Рейтинг» зеленого — 17 процентов, красного — 12 процентов, желтого — 6 процентов, оранжевого — 5 процентов. Остальные проценты приходятся на оттенки этих цветов, а также на белый и серый.
Подобно долгим эхо, которые смешиваются вдалеке и там сливаются в сумрачное, глубокое единство, пространное как ночь и как свет, — подобно долгим эхо отвечают один другому благоухания, и цвета, и звуки. Шарль Бодлер
Символика чёрного цвета
Чёрный цвет представляет собой отсутствие всякого света и всякого цвета. Он символизирует: твердость убеждений, а также элегантность и утонченность. Он придает человеку умеренность, исключительность и загадочность. Черный часто ассоциируется с негативными либо сомнительными ценностями (черный юмор, черная дыра…).
Было бы несправедливо сводить его только к ним, но надо признать, что черный цвет означает отсутствие фантазии и радости. Черный является символом траура, тревоги, депрессии. Он топит вас в массе и может отталкивать других — часто он свидетельствует о непроницаемом характере, стремлении доминировать, жесткости. Если он носится слишком часто, то может означать непреходящую тревогу либо страх выйти из подросткового возраста.
Символика белого цвета
Цвет-граница, «не-цвет» (ничто или нечто перед всяким началом), дневной свет. Белый — это совокупность всего света. В атмосфере он является суммой цветов, и его разложение дает радугу. Белый — символ чистоты, невинности, естественности. Он подчеркивает идеализм характера, стремление к совершенству. Это цвет вечности и божеств. Суфии (исламские аскеты) связывают белый цвет с тайной внутреннего света.
Если вы одеты во все белое с головы до ног, то будьте осторожны, чтобы не выглядеть слишком «больнично», не создать впечатление пустоты и бесконечности. Белый часто ассоциируется с отсутствием, с чем-то несуществующим («белая ворона», «белые пятна», «белый билет»…). Он словно бы символизирует ожидание: свадьба, крещение и так далее. Нежелание отказываться от белого цвета в одежде может свидетельствовать о страхе выйти из подросткового возраста.
Символика серого цвета
Умеренный цвет, находящийся между черным и белым, всем и ничем. Серое вещество — мозг. «Напрягать серое вещество» в разговорном языке означает размышлять. «Серая жизнь» — жизнь без ярких событий. Цвет воплощает в себе пассивность. Он — символ уважения, равнодушия, скромности, нерешительности и нейтралитета.
В профессиональной жизни он отражает серьезность и эффективность, когда сочетается с другим. Если носить лишь серый, то он вызовет грусть, страх, приближение смерти, холода, монотонности, заставит думать о худших временах. Человек, носящий серое, как бы стирается в собственной тени: серое и тень отождествляются.
Символика серебристого цвета
Этот цвет несет в себе пассивность. В нем мы различаем внутренние силы, которые ведут мечтателя к изучению самого себя. Если серебристый избыточен, то он уничтожает всякое понятие об умеренности. Нереальность, космос… Человек в серебристом словно бы живет на другой планете либо на Луне!
Символика каштанового цвета
Есть люди красивые и некрасивые. Что касается цвета кожи, это лишь причуды природы, вот и все. Даниэль Пеннак, «Маленькая торговка прозой»
Символ земли, древесины, простоты, возврата к традициям жизненной энергии. Он бодрит, облегчает общение. Но будьте осторожны: если вы носите слишком много каштанового, то рискуете создать впечатление уныния, апатии, банальности (цвет может ассоциироваться с крестьянской работой, армейским камуфляжем). Поэтому лучше его сочетать с иным оттенком — ради большей оживленности вашего образа.
Символика розового цвета
Розовый — очень позитивный цвет, символизирующий обольщение, чистоту, преданность. Это символ женственности и любви.
Этот цвет имеет также аспект, указывающий на отдых, и может символизировать радость жизни, период успехов. Видеть жизнь в розовом цвете: быть радостным, с оптимизмом смотреть в будущее. Розовый цвет — это романтизм, скромность, робость, мягкость. Он является эмблемой божественного, ассоциируясь с Венерой. Это символ нежности, деликатности.
Розовый цвет выражает симпатию, отзывчивость, но также и поиск безопасности, привязанности, защиты. Писательница Барбара Картленд предпочитала носить одежду в розовой цветовой гамме, накладывала розовый макияж, пользовалась розовыми предметами в быту и так далее. Розовый был ее коньком! Она добилась успеха в литературе, но была известна также и эксцентрической походкой. Носила она всегда воздушные пастельно-розовые и карамельно-розовые костюмы.
Цвет выглядит блестяще лишь в определенном окружении, так же как глаза улыбаются лишь на лице. Людвиг Витгенштейн, философ
Символика красного цвета
Подчинение, соревнование, обольщение, эффективность, надежность — вот с чем ассоциируется этот цвет. Красный нейтрализует усталость, стимулирует, тонизирует; является цветом жизненной энергии. Красная расцветка — символ пылкой красоты, импульсивной силы, молодости и здоровья. Пышный (зрелый) красный цвет с нотой фиолетового (пурпурного) — знак власти.
Цвет огня и крови, красный считается основным символом жизни. Он говорит об увлечении, энергии, сексуальности… мощи, храбрости, оптимизме, амбициях. Красный нейтрализует усталость, стимулирует. Тонизирует; является цветом жизненной энергии. В Китае и Японии красный считается благоприятным цветом, он дает жизнь и защищает от злых духов, поэтому его можно видеть на воротах синтоистских храмов, на входных дверях домов и на паланкинах новобрачных.
Красная лента вокруг запястья приносит удачу и защищает от злых духов. Камни: рубин, гранат. Это цвет 1-й чакры, связанной с нашими корнями, нашим тяготением к Земле.
Символика оранжевого цвета
Оранжевый символизирует точку созидания и сексуальности. Он находится на полдороги между красным и желтым, то есть между разумом и темпераментом. Оранжевый цвет накапливает энергию, позволяет добиться поставленной цели. Активный, тонизирующий, он пробуждает чувства, символизируя жизненную силу, энтузиазм, гостеприимство, общительность, динамизм, радость и беспечность.
Он символизирует также преданность, искусство приспосабливаться, творческую энергию. Оранжевый цвет оживляет чувства и вызывает ощущение уюта, хорошего настроения; символизирует проявление вселенской Любви. Камни: сердолик, янтарь. Это цвет 2-й чакры, связанной с творческой силой, вдохновением, чувством красоты, знанием.
Символика желтого цвета
Желтый — цвет позитивной энергии. Он стимулирует способность к концентрации, усиливает дар коммуникации, дает чувство легкости. Это цвет солнца, успокаивающего тепла. Символизирует духовный свет, знания, науку, динамизм, надежды юных сил, а также интеллектуальные качества, прозорливость, веселый нрав и свободу.
В египетской мифологии жара и лучи солнца считались золотым семенем бога Ра. В исламе желтый — это цвет предательства и разочарования. Золото — металл христианства. Желтый цвет присутствует на флаге Ватикана. Камни: солнечный камень (гелиолит), тигровый глаз. Это цвет 3-й чакры: символ самоуважения, уверенности в себе, мощи, власти.
Символика зелёного цвета
Когда зеленого слишком много, это утомительно и предсказуемо. Трава всегда зеленее на соседнем лугу… разве что дальтоники этого не видят. Зеленый крест — символ аптек, экологов. Зеленый цвет является естественным природным цветом. Он ассоциируется с водой и молодыми растениями. Это «женский» цвет, отражающий красоту, молодость, напор и жизненную силу. Зеленый — цвет возрождения природы, а также духовного возрождения в надежде на бессмертие. Зеленый — цвет тепла и приветливости, символ удачи, суеверия, долголетия.
Он представляет растительный мир, рост, плодородность. Он спокойный и умиротворяющий, толкает к терпимости, вызывает чувства гармонии, надежды, равновесия, доверия к себе, обостряет прозорливость. Светло-зеленый оттенок является успокаивающим, расслабляющим. Темно-зеленый означает доверие, солидность, серьезность. В мусульманском раю святые одеты в зеленое, как и сам пророк, поскольку они обладают Знанием.
В Индии зеленая вода в давние времена давала жизнь, а Вишну, который удерживал мир, изображается как черепаха с зеленым лицом. Богиня первовещества, которая рождается в молочном море, обладает зеленым телом. Зеленый выражает изнанку и лицевую сторону, удачу и невезение, судьбу и рок. Камни: нефрит, гелиотроп. Это цвет 4-й чакры: символ равновесия, обновления, Любви, принятия, сочувствия, гармонии.
Символика синего цвета
Глубокий, холодный, нематериальный цвет, цвет правды: символизирует воду, которая очищает, питает и освежает. Синий цвет также символизирует внутреннюю жизнь, женственность, доброту, чувство долга, преданность, стабильность, стремление к идеалам. Это цвет личности, заслуживающей доверия, постоянной, собранной, спокойной.
Он соответствует божественной истине, вере, лояльности. Мечты, связанные с этим цветом, обеспечивают чувство самоуглубленности. Это цвет холода, лазури, неба и рая. Он настраивает на отдых, поскольку не отталкивает взгляд, а позволяет ему потеряться в себе. Синий придает строгость и достоинство, в нем кроется своеобразие и требовательность.
Синему цвету разных оттенков долгое время не придавалось значения. Лишь с XII века он приобрел благородные свойства благодаря прогрессу красильного ремесла и по более символической причине — благодаря культу Девы Марии. Он стал цветом королей, и Деву Марию традиционно изображали облаченную в плащ и накидку лазурного оттенка.
Камни: бирюза, гематит. Цвет 5-й чакры: голубой. Символ ума, стремления к чистоте и бесконечности. Он представляет собой могущество мысли, веру, остроту восприятия, сознание, глубину бытия, преданность. Цвет 6-й чакры: темно-синий. Символ общения, самовыражения, способности к творчеству, спокойствия. Камни: голубой агат, турмалин (индиголит).
Символика фиолетового цвета
Стимулирует интуицию и вдохновение, безграничную уверенность в себе, снимает напряжение, придает элегантность. Фиолетовый — символ духовности. В христианстве он означает слияние в Иисусе человека со Святым Духом. Это цвет умеренности, успокоения, холода, превосходства, благородства, дипломатии, интуиции, душевного равновесия, трансформации и самоусовершенствования.
Фиолетовый загадочен, он соединяет обдуманное действие и просветление. В нем есть равновесие между небом и землей, разумом и духом, страстью и мудростью. В вашем образе его не должно быть слишком много, это может навести на мысли о трауре. Камни: аметист, киноварь. Цвет 7-й чакры: символ духовности, связи с духовным Отцом, властью.
Язык цветов значение и символика различных видов цветов — А какой ваш любимы цвет?
Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности — виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами — элитный напиток. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald’s и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
Цвет и характер
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.
Психологи утверждают: если при этом преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего — маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий — сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.
Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей — оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.
Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.
О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.
Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.
Цвет и работоспособность.
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать. шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».
Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.
Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.
Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый — в сварочном цехе, синий — в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.
источник: Интернет; фото: Яндекс.