Какой цвет за что отвечает
Психология цвета
Каждый день цвет повсеместно окружает любого человека, вызывая уникальные чувства и эмоции. Выбор предметов интерьера и быта, аксессуаров, подручных средств, одежды, а также всего остального согласно оттенкам цветовой палитры свидетельствует о личных предпочтениях, внутренних ощущениях и душевном состоянии индивида. Так же личные предпочтения цветовой гаммы характеризуют настрой предстоящего события или темперамент.
Выбор цветового тона кардинально воздействует на психоинтеллектуальное состояние личности. Психологи определили, что сдержанная в цветовой гамме среда привлекает, успокаивает, благоприятствует творческой атмосфере, улучшает коммуникацию людей. Цветовой тон способен влиять на чувства, а не на логику. Исследования доказали, что 80% цвета «поглощается» нервной системой, а 20% – зрением. Между цветом и восприятием имеется определенная зависимость. Подлинно установлено, что каждый цветовой тон имеет подсознательные ассоциации. Цвет, как и форма, воздействует эмоционально на любую личность. Он способен вселять ощущения комфорта и умиротворения, привлекать или отталкивать, тревожить или возбуждать. Это отчетливо можно наблюдать, когда листаешь буклеты, просматриваешь хорошие рекламные фильмы или разглядываешь плакаты, кидая взор на выразительные пространственные и цветовые решения.
Значение цветов в психологии
Цветовой тон влияет на психологию и физиологию индивида, с его помощью легко вызвать ту или иную эмоцию. Первым создателем системы цветов был Леонардо Да Винчи. Он выделил 6 основных тонов.
Кроме того, что цвет имеет определенное значение в психологии, он наделен еще некоторыми способностями:
– создает холодную или теплую среду;
– вызывает психологическую реакцию;
– подчеркивает настроение, качество, чувство;
– отражает времена года;
– обладает физиологическими последствиями в виде отрицательных или положительных оптических раздражителей;
– взывает к чувствам: придает объемность предметам и среде;
– прикасается к ощущениям, например через приятный внешний вид, приносит визуальное удовлетворение или отталкивает.
Фиолетовый цвет
Символизирует высший разум, мудрость, зрелость. Если фиолетового преобладает много, например, в одежде или интерьере, то он вызывает меланхолию. Он благоприятствует вдохновению, чувствительности, состраданию.
В психологии фиолетовый означает – тяжелый, холодный, насыщенный, спокойный, таинственный. Этот цветовой тон достаточно легко подавить другой цветовой гаммой, однако, сам по себе фиолетовый выразительный и глубокий. Он придает одежде роскошный и торжественный вид. Его связывают с артистизмом, мистицизмом, великими идеями, а также интуицией. Он присутствовал в одежде духовенства и королей. Фиолетовый часто выбирают целители и креативные личности. Он помогает человеку успокоить душу, принять все происходящее с ним со спокойным сердцем, наполниться энергией вдохновения.
Фиолетовый цвет способен объединить мышление и тело, душевные потребности с материальными. Не рекомендуют применять данный тон в интерьере или одежде людям с психическими отклонениями.
Психологи фиолетовый используют в работе с негативными психическими состояниями: потерей самоуважения, веры, неврозах, отчаянии.
Синий цвет
Вызывает атмосферу доверия и безопасности, действует успокаивающе, оказывает ментальное и физическое расслабление. Синий относится к холодному и насыщенному, символизирует вселенную.
В психологии синий имеет значение, как строгого, чистого, тяжелого, таинственного. Синий успешно применяют в развитии психических способностей. Он освобождает от страхов и тревог, очищает мышление, дает возможность прислушаться к внутреннему голосу и принять интуитивно правильное решение.
Зеленый цвет
Символизирует покой, мир, спасение, любовь, гармонию, жизнь, рост. Когда человеку недостает зеленого тона, он лишается гармонии.
Зеленый в психологии имеет значение, как спокойного, нежного, умиротворяющего, насыщенного, живого, свежего. Он действует успокаивающе, объединяет людей с природой, помогает быть ближе друг к другу.
Психологи в своей работе с помощью зеленого тона устраняют негативные состояния: злобу, скованность в чувствах и в эмоциях, грубость, неуравновешенность. Не рекомендуется зеленый в случаях, когда необходимо быстро принимать решения, поскольку зеленый расслабляет.
Красный цвет
Насыщенный, горячий, тяжелый, яркий. Влияет на формирование лидерских качеств, а также активность, уверенность, дружелюбие.
Красный в психологии символизирует власть, страстную любовь, войну, огонь. Оттенки светлого красного действуют возбуждающе, а темные придают солидность.
Красный обладает стимулирующим эффектом, снабжающей сильной, но грубой энергией. В больших количествах красный способен провоцировать гнев, а также ярость. В психологии красный цвет применяют для стимуляции нервной системы, высвобождения адреналина, улучшения кровообращения, увеличения интимного влечения.
Психологи красный цвет наделяют чувственностью, уверенностью в завтрашнем дне, он помогает легче перенести неприятности.
Желтый цвет
Символ солнца, цвет золота и божественной власти. Желтый означает в психологии – радостный, легкий, струящийся, теплый, яркий. Данный цвет символизирует движение, веселье, вызывает приятные ощущения, оказывает помощь в активизации умственной деятельности. Желтый обладает способностью долго сохраняться в памяти, однако в комплексе с другими оттенками может вызвать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые оттенки обладают отталкивающим эффектом, олицетворяют фальшь, зависть.
Желтый ассоциируют с выразительностью, оптимизмом и интеллектом. Он улучшает память, помогает в принятии новых идей, увеличивает концентрацию внимания, благоприятствует быстрому и справедливому принятию решений, организует, освобождает от негатива.
Психологи используют желтый для повышения познавательного интереса у малышей, способствует восприятию новых идей, концентрации мысли и лучшей самоорганизации.
Желтый цвет целесообразно использовать в ограниченном количестве в детских комнатах, поскольку есть вероятность, что если его будет много, что дети спокойно не заснут.
Символика желтого цвета объясняется его тоном. Если тона теплые желтые, то это символ нерушимого брака, а если холодные, то это символ супружеской измены, цвет ревности, предательства, лжи, трусливости.
Черный цвет
В психологии данный цвет означает депрессию, подавление, пустоту, ограничение, разрушительность, воздержание. Личность, предпочитающая его, желает скрыть от социума свой внутренний мир. Черный означает конец, однако именно с него и начинается все новое. Жизнь берет начало с неизвестности. Личность, предпочитающая черный тон, может контролировать ситуацию, удерживать свою власть.
Оранжевый цвет
Любимый цвет страстных мечтателей и индивидов, обладающих интуицией. Поскольку оранжевый близок к желтому, то он имеет похожие с ним свойства и особенности: теплоту, легкость, возбуждающее действие.
Данный вариант цветовой палитры означает бодрость, спонтанность, готовность к решению трудных задач, позитивный настрой, страсть, радость. Оранжевый обладает положительным влиянием на людей и способен вывести их из депрессивного настроя после разочарований и тяжелых утрат. Данный оттенок символизирует благородство, наслаждение, праздник. Индивиды, предпочитающие этот тон, обладают светлыми, всепрощающими, отходчивыми чертами характера, но их особенностью есть надменность и непостоянство.
В психотерапии оранжевый цвет успешно применяют в лечении, поскольку он стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение веселья и благополучия, а также поднимает самооценку, высвобождает эмоции, учит прощать, является отличным антидепрессантом, улучшает настроение. Пастельные оттенки (персиковый и абрикосовый) способствуют восстановлению нервных затрат.
Голубой цвет
Его считают цветом творчества, рекомендуют для учебных кабинетов и аудиторий. Голубой в психологии символизирует легкость, воздушность, разум, нежность, постоянство, слегка пассивность, чистоту. Он слабонасыщенный, прохладный, спокойный. Если в пространстве слишком много голубого это вызывает апатию и лень. Голубой цвет помогает заснуть при бессоннице, поскольку действует расслабляюще. Помогает в психологии устранить негативные психические состояния: страх говорить, застенчивость, плохие отношения.
Также голубой благоприятствует отрешению от внешнего мира и спокойному размышлению.
Бирюзовый цвет
Этот тон несет с собой умиротворенность, прохладу морских волн, креативность, исцеление. Считается, что людей, отдающих предпочтение украшениям с бирюзой, настигает удача. Данный цвет благоприятствует общению, являясь одним из холодных из всей палитры оттенков. Он имеет достаточно привлекательный вид, никого не оставляя при этом равнодушным.
Коричневый цвет
Это цветовое решение предпочитают те, кто ценит традиции и семью. Если же коричневый человеку неприятен, то это свидетельствует об эгоизме и самолюбии, о скрытности личности, отсутствии откровенности.
Выбор коричневого в одежде свидетельствует о трудолюбии, преданности своему делу, надежности, устойчивости. Отрицательной стороной выступает ассоциация коричневого с разочарованиями и сомнениями. Личности, предпочитающие коричневые тона, зачастую целеустремленные и любящие жизнь, также они рациональны, рассудительны и оптимистичны.
Розовый цвет
Наивные фантазии и мечтания, от дурных мыслей отвлечение и успокоение – такие свойства присущи розовым оттенкам. Это цвет беззаботности, наивности, детства, влюбленности, а также это любимый оттенок палитры недоверчивых и рассудительных людей, долго думающих перед принятием решения. Розовый предпочитают те личности, которые опасаются о себе громко слишком заявлять. Если человеку розовый не нравится, то это свидетельствует об импульсивном, легкомысленном характере.
Любители розового безмерно мечтательны, трудолюбивы, преданны своему делу. Они обладают детской наивностью, обидчивы, плаксивы.
Белый цвет
Данный тон символизирует невинность, стерильность, мир, чистоту, смиренность, почтение, точность, молодость. Значение белого цвета в психологии – нетронутость, единство, разочарование, самоотдача, рождение, скука, полнота, окоченение, легкость, бесплодность, изоляция, простота, чопорность. Белый цвет несет собой справедливость, он беспристрастен.
Серый цвет
Не обладает особым эффектом, являясь лишь фоном для других цветовых решений и означает надежность, скромность, практичность, печаль, достоинство, безопасность, завершенность, старость, интеллект, твердость, степенность, консерватизм.
Смесь двух противоположных тонов (белого и черного) являет собой нейтральные ощущения. Серый оттенок людьми зачастую игнорируется, поскольку ассоциируется с повседневностью и рабочими буднями.
Несмотря на незначительное количество любителей данного оттенка, он несет стабильность, спокойствие, дружелюбие, здравый смысл и реализм.
Частые предпочтения серым тонам свидетельствуют о нервозности и эмоциональной истощенности человека.
Сиреневый цвет
Символизирует привязанность и теплые чувства, располагает к философским взглядам на жизнь, дает ощущения полета и душевного равновесия. Личности, отдающие предпочтение этому цветовому тону являются романтичными, мечтательными, чувственными, сентиментальными натурами.
Бордовый цвет
Данный оттенок, образованный от коричневого и красного, предпочитают сильные деловые люди, обладающие консервативностью, уверенностью, солидностью.
Бордовый олицетворяет силу и власть, поэтому у тех, кто выбирает одежду данного оттенка, еще более развивается стойкость, напористость, целеустремленность.
Личности, отдающие бордовому тону предпочтение, скупы на эмоции, при этом они хороши как энергичные организаторы.
Психология восприятия цвета
Любой цветовой тон несет в себе информацию важную для коммуникации и ощущается, как сенсорное впечатление. Но важно учитывать, что это восприятие цвета субъективное, поскольку вырабатывается в мозгу только у смотрящего на него человека.
Цветовые решения предоставляют информацию об окружающем мире, также они оказывают влияние на настрой индивида, его решения и поступки. Цвет способен порождать определенные ассоциации или стимулировать мозг человека, заставляя тем самым ощущать соответствующие эмоции, при этом совершая определённые действия.
Психология восприятия цвета способна меняться из-за психофизиологического состояния личности. Например, если человек устал, то восприятие цвета уменьшится, а в случае опасности – наоборот восприятие цвета увеличится.
Психологию восприятия цветов предприимчиво применяют в рекламе и маркетинге. При создании логотипа для любого товара дизайнер учитывает, какие эмоции будут возникать у индивида после увиденного разработанного им изображения. Например, логотип или/и упаковка кукол должны включать розовый цвет, который несет сказочность и сладость.
Идею логотипа общепита идеально подкрепить желтой цветовой гаммой, несущей в себе дружелюбие и веселье. Такое место (кафе или ресторан) будет окутано теплым уютом, и, безусловно, обеспечит поток клиентов. Таким образом, цветовые решения не только привносят яркость в жизнь, но и влияют на поступки и настроение людей, а это в свою очередь умело используют в своей работе психологи, рекламодатели, дизайнеры, психотерапевты.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психология восприятия цвета
Желтый
Желтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует быстрому принятию решений. Помогает понять новые идеи. Желтый — цвет солнца, энергичный, но без агрессии, цвет оптимизма, свободы, открытости, подвижности, общительности. Настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. Помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, усмирить душевное волнение.Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый цвет может «наделять» предмет интеллектом. Данный цвет будет удачен в рекламе хай-тек продукции, товаров для детей, турфирм, рекламных агентств. Его часто используют в упаковке продуктов питания, в частности хлеба, мучных изделий, круп. Вызывает положительные ассоциации в рекламе.
Возможные негативные ассоциации: На уровне стереотипов существует мнение, что Желтый является цветов разлуки. Также Желтый может вызывать ассоциации, связанные с ревностью, завистью, осуждению других, «Цвет сплетен» (желтая пресса).
Розовый
Розовый цвет символизирует радость, юность, доброту, дружелюбие, женственность. Как и красный это цвет любви и цветов. Также можно сказать, что розовый — это цвет мечты и надежды, cтереотипно он часто воспринимается как женский. Люди предпочитающие розовый цвет, как правило, мечтательны, добросовестны, но более деликатны, они стараются избегать споров и конфликтов. Прекрасен для сферы личных отношений: усиливает чувства, делает людей более внимательными, ласковыми и чуткими. Розовый цвет часто используется в косметике, особенно для юных девушек, этот цвет предпочитают производители игрушек; часто применяется в рекламе парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей, услуг брачных агентств, семейных центров. Игрушки, одежда, предназначенные для девочек традиционно розового цвета.
Возможные негативные ассоциации: Хрупкость, расплывчатость, слабость, несерьезность. Возможно легкомысленность (ослабление влияния красного), выставление себя на показ.
Бордо
Бордовый цвет — показатель солидности, уверенности, консерватизма. Он умеренный, ассоциируется со стабильностью, устойчивостью. Люди, предпочитающие этот цвет, уверенные в себе, без лишних эмоций, напористые, но предприимчивые, с хорошими организаторскими способностями. Бордовый считается изысканным цветом, поэтому его часто используют в оформлении ресторанов, мебельных салонов.
Возможные негативные ассоциации: Тяжелый, угнетающий. Использование этого цвета должно быть умеренным, т.к. в большом количестве он может «давить» на психику, нагнетать депрессию. Может ассоциироваться с цветом старины, но в сочетании с серым становится показателем достатка и солидности.
Голубой
Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Этот цвет связан с интелектом и умением умиротворять с помощью слов. Ассоциируется с честностью, искренностью, чистотой, тишиной, прохладой, но самые сильные ассоциации — это земной шар, вода, небо, мир, лед. Это комфортный цвет, вызывает ощущение благополучия, безопасности, доверия. Голубой цвет не такой холодный, как синий, поэтому находясь в одной гамме, он более комфортный, свежесть и прохлада голубого совсем другая нежели морозность синего. Парфюмерно-косметические компании, а также производители разнообразных средств гигиены активно пользуются этой психологической особенностью цвета, используя его на упаковках своей продукции. Люди, предпочитающие этот цвет дружелюбны, они умеют выслушать, не раздражительны, мудры. Голубой цвет настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной, и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход. Игрушки, одежда, предназначенные для мальчиков традиционно голубого цвета.
Возможные негативные ассоциации: В зависимости от места использования, голубой цвет может считаться не серьезным, сентиментальным. Иногда, глядя на голубые вещи бывает сложно сосредоточиться, смотреть на голубое небо или на голубой предмет — две разные вещи. Голубой, как и розовый несколько банальный и стереотипный.
Синий
Зеленый
Зеленый — цвет жизни и природы, символизирующий процветание и новые начинания. Он исцеляет, расслабляет и смягчает человека, поэтому его часто используют при оформлении лечебных учреждений, на упаковках медикаментов, косметических и моющих средств. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение. Имеет сильную ассоциацию с весной, молодостью, обновлением и натуральностью.
Возможные негативные ассоциации: В большом количестве вызывает чрезмерную расслабленность, переходящую в вялость, скуку и лень, поэтому его следует сочетать с другими цветами. Цвет, который ничего не требует и никуда не зовет (смотрит мимо всех). Имеет множество оттенков, которые иногда дают абсолютно противоположное значение. «Зеленым» называют профессионалы необученного человека, новичка (по смыслу — неопытный, молодой). Зеленый цвет избегают на упаковках сладкого, т.к. психологами доказано, что в восприятии людей зеленый цвет «горький» или «кислый», но никак не сладкий.
Белый
Белый — цвет спокойствия, чистоты и безмятежности. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. белый заключает в себе все цвета, они в нем равны. Его ключевые значения: свет, покой, целомудрие, сосредоточенность, девственность. Чаще всего он используется в качестве фона, все цвета на нем выглядят сочно и ярко. Белый был цветом социального согласия и мира.
Возможные негативные ассоциации: Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности. Может быть цветом отрешенности, холодности, безразличия.
Черный
Черный всегда скрывает в себе все, что несет, являясь самым “загадочным” цветом. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, помогает сосредоточиться и отгородиться от всех посторонних цветов. В чистом виде, он используется довольно редко, т.к. вызывает неготивные эмоции. Обычно его сочетают с более теплыми и яркими цветами для придания большей контрастности. Черный цвет является классическим, черные костюмы на мужчнинах — неотъемлемая часть делового стиля. Незаменим при создании четких форм и линий.
Возможные негативные ассоциации: Вызывает чувство горечи, тяжести, уныния. Зачастую ассоциируется с трауром. Помочь в таком случае может сочетание его с красным цветом, он добавит черному динамики, стремления.
Коричневый
Коричневый — цвет прочности, солидности, стабильности, практичности. Символы коричневого цвета: почва, дерево, земля, осень. Имеет абстрактные символы — трудолюбие, выносливость, консерватизм. Коричневый цвет наряду с черным и темно-синим часто доминирует в одежде богатых и уверенных в себе людей, что подчеркивает их чувство собственного достоинства. Коричневый — цвет кофе и ароматных специй, его изысканно обыгрывают в оформлении интерьеров кофеен и ресторанов. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя, концентрации, поэтому он может использоваться в офисной тематике.
Возможные негативные ассоциации: Коричневый цвет может показаться скучным, даже депрессивным, вызывать ассоциации с табаком, курением, неприятными запахами.
Золотистый
Золотистый цвет символизирует роскошь, сияние, солнце, безупречность. Олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства. Золотой — цвет работы, карьерного роста и богатства, как правило его используют в сочетании с другими цветами, для придания им большей значимости, блеска. Золотой — один из самых опасных цветов, используя его в больших количествах есть шанс превратить елегантную роскошь в безвкусицу. Его любят использовать на упаковках кофе, чая, сигарет, психологически это делает вкус «богатым».
Возможные негативные ассоциации: Золотой может восприниматься совершенно по-разному, вызывать ассоциации расточительности, излишней праздности, плохого вкуса.
Серебристый
Серебряный цвет выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Воплощает в себе благородность, безопасность, прочность. Слова ассоциации: освещение, отражение, проникновение, беспристрастность, плавность. Серебряный достаточно холодный цвет, на упаковках его используют в малых количествах, он «скромнее» нежели золото и своим холодным блеском добавляет предметам гордой аристократичности. Чаще всего этот цвет используют производители машин и техники, благодаря прямой ассоцииации с металлом, серебристый кажется прочнее, надежнее.
Возможные негативные ассоциации: Как и серый, серебристый может считаться цветом безразличия, а за счет металлического блеска более холодным и неприступным. Другие ассоциации: лживость, двуличность, иллюзорность.
Психология цвета: как оттенки влияют на восприятие продукта
Фотограф Сергей Сморовоз опубликовал на своем сайте перевод заметки предпринимателя Ника Коленды о психологии цвета и о том, как применять цвета в маркетинге в зависимости от характера бренда, типа продукта и поставленной цели. Редакция vc.ru частично публикует материал с разрешения автора.
Вашему вниманию предлагается всеобъемлющий материал, посвящённый цветовой психологии.
Многие люди до сих пор несправедливо считают большую часть доступной нам информации о цвете ненаучной. Чтобы развеять это заблуждение, я изучил 50 академических исследований, посвящённых цвету, и нашел в них довольно любопытные и заслуживающие доверия выводы.
Мой материал представляет собой компиляцию этих выводов. Я подвёл итоги своего исследования в представленной ниже таблице. В следующий раз, когда вам нужно будет выбрать цвет, вы сможете воспользоваться этой схемой.
Эта обобщающая таблица даёт лишь поверхностные данные. Остальную информацию можно разделить на три части.
Цвет повсюду. Оглядитесь вокруг: у всего есть цвет. Синий, красный, желтый, зелёный — этот список бесконечен. Мы окружены цветами. По такой всеобъемлющей теме должно быть огромное количество исследований, верно? Не совсем.
Я искал «цветовая психология» в Google Scholar, и система выдала 2480 исследований. Чтобы продемонстрировать вам вес этого показателя, я вбил в поиске другие запросы:
Как вы можете видеть, «психология цвета» находится на одном уровне с «мужским бельём».
Пролистав несколько доступных исследований, я сформировал модель, отражающую психологические эффекты, возникающие в связи с влиянием цвета на человека. Я назвал её «Цветовая модель Коленды» (к сожалению, здесь я поступил как нарцисс).
Эта модель описывает то, как мы оцениваем цвет. Вы можете пока не понимать её компонентов. Но в своем материале я постепенно рассмотрю все части этой модели.
Чтобы понимать базу представленной модели, нужно знать суть компонентов, составляющих визуальный характер цвета.
Например, тут все цвета синие:
Но все они выглядят по-разному. Почему так?
Согласно системе Манселла (Munsell, 1912), цвета включают в себя три составляющих:
Цветовой тон (оттенок) — это общее название цвета.
Большинство маркетологов полностью сфокусированы на цветовых тонах, и в этом их ошибка. Исследования показывают, что и другие составляющие цвета (яркость и хрома) играют большую роль в эмоциональном воздействии (Suk & Irtel, 2009).
Яркость — это то, насколько светлым или тёмным является цвет.
Хрома — это уровень насыщенности, то, насколько цвет яркий.
Повторюсь, яркость и хрома зачастую важнее тона, что полезно для маркетинга.
Эти данные особенно полезны для бренд-менеджеров, которые ограничены в выборе тона, так как они могут менять светлоту и насыщенность определённого цвета, чтобы сформировать требуемый образ бренда.
Labrecque, 2010, стр. 81
Если вам когда-нибудь потребуется изменить светлоту и хрому цвета, то знайте, что в большинстве программ нужные инструменты расположены таким образом:
Любимый цвет большинства людей по всему миру — голубой. Но почему это так? И почему необычно предпочитать чёрный, серый или коричневый? Из чего следуют такие вкусы?
Исследователи выдвигают три основных теории:
Наши цветовые предпочтения основаны на внутренних биологических механизмах, появившихся во многом благодаря эволюции.
Исследователи предположили, что цветовые ассоциации могли быть сформированы на ранних этапах человеческой истории, когда человек ассоциировал синий с ночью и, соответственно, с пассивностью, а ярко-жёлтый — с солнцем и активностью.
Grossman & Wisenblit, 1999
Но почему мужчины предпочитают синий, в то время как женщинам нравится розовый? Исследователи утверждают, что это различие следует из эволюционных изменений, происходивших в сознании людей в эпоху охоты и собирательства (Hurlbert & Ling, 2007).
В те времена женщинам, чтобы найти еду, нужно было уметь видеть красные и жёлтые фрукты среди зелёной листвы (Regan et al., 2001). В дальнейшем этот фактор повлиял на формирование цветовых предпочтений у следующих поколений женщин.
Способность к цветовому восприятию и в особенности возможность различать длину волны красного цвета могли иметь большее адаптивное значение для собирателей (то есть для женщин), чем для защитников запасов (то есть для мужчин), что привело к формированию современных визуальных пристрастий и предпочтений.
Alexander, 2003, стр. 11
Иначе говоря, благодаря тому, что женщины занимались собирательством, в их мозге развилось предпочтение к красным цветам.
Это надуманный факт? Возможно. Эволюция определённо повлияла на то, что цвет может вызвать возбуждение (это будет объяснено ниже). Но когда речь идёт о цветовых предпочтениях, большее доверие внушают две следующие теории.
Половая принадлежность также влияет на цветовые предпочтения.
Как только наши дети осознают свою половую принадлежность, они начинают активно искать в окружающем мире информацию, связанную со своим полом, и объединяют всё найденное в собственную развивающуюся концепцию пола.
LoBue & Deloache, 2011, стр. 658
Когда дети ещё маленькие, мы подкрепляем их гендерные стереотипы: одеваем мальчиков в голубую одежду, а девочек — в розовую. Дети интегрируют эти цвета в свою систему восприятия понятий «мужчина» и «женщина». Так как дети испытывают потребность соответствовать собственному полу, мальчики начинают тяготеть к голубому, а девочки — к розовому.
В одном исследовании учёные подвергли анализу детей разного возраста (от семи месяцев до пяти лет), чтобы изучить, как с течением времени менялось их отношение к розовому цвету.
Взрослея, девочки начинали испытывать больше симпатии к розовому цвету, в то время как мальчики всё сильнее отстранялись от розового (LoBue & Deloache, 2011). Их предпочтения менялись одновременно с тем, как они узнавали больше про свой пол.
Предыдущие теории способны объяснить некоторые цветовые предпочтения, но эти объяснения ограничены.
Скажем, почему людям нравятся разные оттенки тонов, например, нежно-голубой или тёмно-синий? Раз все мы обладаем более или менее одинаковой биологической структурой, не должны ли мы иметь одинаковые цветовые предпочтения? Откуда возникают различия в наших вкусах?
Дать ответ способна теория экологической валентности (Palmer & Schloss, 2010). Согласно этой теории, восприятие определённого цвета развивается на основе приобретаемого с течением времени эмоционального опыта, связанного с ним.
Чем больше удовольствия и позитивных факторов человек получает от контактов с объектами определённого цвета, тем больше он ему будет нравиться.
Palmer & Schloss, 2010, стр. 8878
Эта идея подкрепляется теорией условного рефлекса. В одной работе исследователь попарно расставил ручки разного цвета с приятной и неприятной музыкой. К концу эксперимента большинство испытуемых забирало с собой ручки того цвета, которые стояли в паре с приятной музыкой (Gorn, 1982).
Теория экологической валентности может объяснить и гендерные различия в восприятии цвета. Вспомните, как выглядят игрушки: мальчикам мы даём голубые, а девочкам — розовые.
С раннего возраста люди начинают испытывать позитивные эмоции относительно определённых цветов. В итоге эти эмоции формируют наши цветовые предпочтения.
Экологическая валентность может объяснить эмоциональную насыщенность цветов. Но как они приобретают семантическое значение? Почему мы ассоциируем красный со страстью и романтикой, а чёрный — с трауром? Ответ скрыт в теории ассоциативных сетей (Bower, 1981).
В ней утверждается, что в нашем мозге существует ассоциативная сеть — сеть взаимосвязанных знаний.
Каждый узел этой сети представляет секцию общего знания, независимо от того, что это:
Связь между этими узлами основывается на том, сколько между ними общего. Чем значительнее соответствие между узлами, тем крепче их связь.
К примеру, ваш «узел машин» будет связан со многими другими. Некоторые связи будут сильнее (в их числе шины, вождение, дороги), а некоторые — слабее (поезда, радио, металл).
С течением вашей жизни ассоциативная сеть будет разрастаться. С каждым новоприобретённым опытом вы будете создавать новые узлы и новые связи или укреплять существующие.
— Всё это замечательно, Ник. Но какое это имеет отношение к цвету?
— Спасибо, что спросили.
В вашем мозгу имеются узлы для каждого цвета. Сталкиваясь с каким-то из них, вы каждый раз изменяете узел этого цвета в соответствии с новым опытом.
Допустим, в вас врезалась синяя машина. Вы, вероятно, установите узел, связанный с синим цветом.
Вы можете выстроить такую связь сознательно или подсознательно. Так или иначе, вы добавите новое значение синему цвету.
Эта ассоциация в итоге может сказаться на вашем мировосприятии и поведении.
Давайте обратимся к общеизвестному мифу. Множество «гуру» психологии приписывают каждому цвету определённое значение. Например:
Эти ассоциации верны, и мы вернёмся к ним ниже, но цветовая психология не так проста.
У цветов нет одного значения, которое бы описывало их полностью. Люди вкладывают разные, а иногда и противоречащие друг другу значения в одни и те же цвета, основываясь на разных факторах. Вот что они включают в себя:
У разных людей с цветами связан разный опыт. И он зависит от того, какое значение конкретный человек вкладывает в цвет.
Думаю, вы поняли суть. Несмотря на то, что большинство людей испытывает одни и те же ассоциации, их интенсивность будет зависеть от прошлого опыта.
Вывод: всегда изучайте вашу целевую аудиторию, прежде чем выбрать цветовую схему: есть ли у этих людей многократно повторяющийся опыт с конкретным цветом? Если да, нужно решить, полезна вам эта ассоциация или вредна.
Значения цветов могут различаться в зависимости от той или иной культуры. Например, на Западе любимый цвет большинства — голубой (Valdez & Mehrabian, 1994). Но это неприменимо к жителям Восточной Азии, там ситуация прямо противоположная.
Главный и основной американский цвет, голубой, считается в Восточной Азии холодным и ассоциируется со злом, а также с дурным поведением.
Schmitt, 1995, стр. 33
В этой заметке не будут учтены все культурные различия — я сосредоточусь на восприятии цветов в западном мире.
Но, если вы выходите на международную арену, вам потребуется изучить культурную специфику восприятия цветов, прежде чем продавать продукт или начинать маркетинговые кампании, имеющие этническую направленность. Определённые цвета могут нести в себе негативное значение в тех или иных культурах.
Цвета могут иметь разные значения в зависимости от контекста.
Контекст помогает определить, какие из связанных узлов в сети активны. Чёрные кухонные приборы, скорее всего, не запустят цепь ассоциаций, связанных с трауром, потому как посудомойки не имеют прямой связи с похоронными ритуалами.
Labrecque, 2010, стр. 20
В качестве другого примера возьмём красный. В контексте романтических отношений красный способен вызвать страсть. Именно поэтому на сайтах знакомств мужчины, одетые на фото в красное, кажутся женщинам более привлекательными (Elliot et al., 2010).
Тем не менее, красный обладает разными значениями в разных областях. В конкурсах мы ассоциируем красный с проигрышем — частично из-за того, что многие учителя используют ручки этого цвета для проверки работ и выставления оценок. Именно поэтому люди хуже выполняют тесты (например, на уровень IQ) после воздействия этого цвета (Elliot et al., 2007).
Прошлый опыт, культура и контекст — часть тех факторов, которые определяют значение цвета. Но, несмотря на это, люди в основном вкладывают в них одинаковые значения. Мы обсудим их далее.
Чуть ниже я покажу вам таблицу значений цветов. Они были составлены на основе нескольких научных исследований.
В большинстве работ исследователи просили дать оценку определённому цвету в зависимости от задачи. Например, Labrecque (2010) продемонстрировал испытуемым логотип, выполненный в разных цветах, и попросил их дать ему оценку на основе разных факторов, связанных с образом бренда и его привлекательностью.
Все приведённые далее характеристики были выявлены похожими методиками. Поэтому я надеюсь, что эти значения цветов будут более точными, чем где-либо ещё.
Ради ясности я вырезал цитаты, но если вы хотите ознакомиться с научными исследованиями, стоящими за этой таблицей, то вы можете обратиться к таблице 3.2 в работе Labrecque (2010).
Эти ассоциации акцентируются на тонах, но все-таки они принижают значение светлоты и хромы, которые порой обладают большим эффектом, чем тон.
Светлота и насыщенность производили более значительный эффект на эмоции, чем тон. к текстам, описывающим ранние эксперименты, которые изучали и определяли только особенности тонов, стоит относиться скептически.
Так что не стоит полностью полагаться на информацию из таблицы. Вместо этого используйте предложения, представленные в двух следующих частях материала.
Мы знаем, что цвета обладают определёнными значениями. Но как и почему они влияют на наше восприятие и поведение?
Как пишет Crowley (1993), цвет способен вызывать две реакции: возбуждение и оценку.
Возбуждение — это психологическое состояние, для которого характерно повышение адреналина, кровяного давления и скорости сердцебиения. Человек чувствует себя более активным.
Множество исследований показало, что тёплые цвета повышают возбуждение. Например, Crowley (1993) обнаружил существование U-образного отношения между возбуждением и длиной цветовой волны:
Когда вам встречаются тёплые цвета (красный, оранжевый), вы испытываете немедленную биологическую реакцию. У вас повышается уровень адреналина, давление тоже повышается. Вы испытываете сильную стимуляцию.
В зависимости от цели рекламной кампании повышенное возбуждение способно как помочь, так и навредить.
Далее к возбуждению добавляется оценочная реакция: нравятся ли потребителям выбранные вами цвета?
Crowley (1993) обнаружил, что людям чаще нравятся цвета с более короткой длиной волны. Давайте объединим эту информацию с полученной ранее:
Но вот вопрос: почему цвет вызывает оценочную реакцию? Ответ связан с ассоциативной сетью. Как только вы сталкиваетесь с цветом, ситуация активирует ваш узел именно этого цвета.
Активность узла распространяется на все те, которые с ним связанны.
Как только окружающие узлы активизируются, содержащаяся в них информация временно включается в вашу систему мировосприятия.
Итак, применим эти знания к цвету. Ранее я сказал, что женщины находят мужчин, одетых в красное, более привлекательными. В этой ситуации работают два механизма.
Во-первых, когда женщина сидит на сайтах знакомств, её узел страсти и романтики активен. Поэтому все связанные узлы также включаются в работу, в том числе и узел для «красного».
Это крайне упрощённая диаграмма. На самом деле узлы будут взаимосвязаны между собой. Часть из них также связана с красным (к примеру, розы, сердца, День святого Валентина). Поэтому они будут дополнительно влиять на активацию красного.
Эта повышенная скорость обработки создаёт приятное ощущение в мозге. От того, что женщине приятно оценивать фотографию мужчины, она начинает считать его более привлекательным (смотрите Alter & Oppenheimer, 2009).
Механизм работает и в обратную сторону: если женщина сталкивается с красным цветом, это активизирует все связанные с ним узлы, включая те, что относятся к страсти и романтике. Женщина временно воспринимает внешние стимулы в романтическом ключе.
Для тех, кому интересно более подробное объяснение этого механизма, я записал короткое видео:
Исследования показывают, что одно только размышление о цвете может вызвать тот же эффект, что и его визуальное восприятие.
В одном исследовании у испытуемых при размышлениях о жёлтом цвете происходили те же неврологические изменения (активация левой веретенообразной извилины), что и при зрительном контакте с этим цветом (Simmons et al., 2007).
То есть люди, подвергаясь воздействию записанных текстом названий цветов (например, слова «жёлтый»), могут испытывать соответствующие изменения в восприятии и поведении (Lichtenfeld et al., 2009).
Цвета обладают способностью влиять благодаря нашей способности воспринимать концепции. Сами цвета бессмысленны. Значение цвета и его субъективное восприятие основываются на эмоциональном и семантическом значении, которое ассоциируется с этим цветом.
Нам всё ещё не хватает одной части, чтобы пазл полностью сложился: какие факторы влияют на нашу оценку цвета.
Люди рассматривают три основных фактора при оценке цвета:
Маркетологи зачастую выбирают цвета, основываясь на предпочтениях людей. Зачастую это неправильный подход. Вам необходимо понять уместность цвета.
Например, большинство людей предпочитают голубой цвет коричневому. Но, предположим, что вы покупаете стол. Большинство людей выберут коричневый, так как он выглядит уместным.
Люди зачастую выбирают цвет для стен в своём доме, основываясь на том, какие эмоции они хотят испытывать в каждой отдельной комнате (Schloss, Strauss, 2012).
Говоря о семантическом значении, стоит обратиться к исследованию Kauppinen-Raisanen and Luomala (2010). Они попросили людей оценить лекарства от боли в красной упаковке. Комментарии продемонстрировали концентрацию людей на семантическом значении:
Этот материал сфокусирован на ассоциациях и значениях цвета, но нельзя игнорировать эстетику. Никогда не выбирайте цвет, основываясь исключительно на его эмоциональном и семантическом значении. В конце концов, ваш продукт или дизайн должен быть привлекательным.
Эстетически привлекательный дизайн может:
Вот почему цветовая психология никогда не будет шаблонной наукой, и это правильно.
Третий фактор — это значение. И он включает в себя две составляющих: социальную и функциональную.
Если речь идёт о социальном значении, нужно задать вопрос: удобен ли ваш цвет с точки зрения общества? Например, определённые стили одежды могут быть в моде — из-за этого они имеют большую социальную значимость.
Функциональное значение отвечает на вопрос, удобен ли ваш цвет с практической точки зрения. Например, на серебряных машинах не видно пыли и царапин, в то время как на чёрных машинах пыль и царапины виднее, и этот цвет имеет меньшее функциональное значение.
Теперь, когда вы познакомились с теорией и научными знаниями о восприятии цвета, цветовая модель Коленды должна стать яснее.
Вы можете обращаться к ней, когда нужно будет вспомнить, как именно потенциальные клиенты воспринимают ваш выбор цветов. И всё же эта модель не говорит, какие именно цвета вам помогут. Об этом речь пойдёт во второй части.
В этой части я собираюсь объяснить содержание таблицы, представленной в начале материала. Я разберу все её элементы, чтобы вы понимали, как выбирать лучшие цвета для разных маркетинговых целей.
Ранее я писал, что холодные цвета снижают уровень возбуждения, а тёплые — повышают. Но когда нужно его повышать, а когда — снижать?
Когда вы расслаблены, время идёт быстрее.
Всё, что повышает ощущение расслабленности в процессе ожидания, увеличивает скорость течения времени. Иначе говоря, ощущение тревоги или напряженности ведёт к замедлению восприятия скорости времени.
Gorn et al., 2004, стр. 215
К примеру, люди, которые боялись пауков, сообщили, что в присутствии этого насекомого время шло медленнее (Watts & Sharrock, 1984). В другом исследовании люди сказали, что продолжительность времени была больше, когда они смотрели в глаза сердитому человеку (Thayer & Schiff, 1975).
Эта разница в восприятии времени происходит из-за наличия у людей внутренних часов.
Стресс или тревога могут ускорить внутренние часы человека (по этим часам пройдёт больше времени, чем на самом деле), поэтому ему будет казаться, будто время идёт медленно.
Valdez & Mehrabian, 1994, стр. 216
Из-за этого эффекта холодные цвета уменьшают время загрузки сайта в нашем восприятии (Gorn et al., 2004).
Этот эффект можно также применить к поведению во время шопинга. Холодные цвета действуют расслабляюще, поэтому людям хочется потратить на совершение покупки больше времени. Ещё они уменьшают время ожидания на этапе оплаты.
Униформа кассиров может влиять на ощущение того, насколько просто и быстро проходит процесс покупки… таким магазинам, как Target с их насыщенной красной атмосферой в зоне касс, возможно, стоит изменить выбор цветов в оформлении интерьера.
Labrecque, 2010, стр. 30
Слабое возбуждение может ускорить течение времени. Но сильное возбуждение может стимулировать к действию, например, к импульсивным покупкам.
Активный клиент охотнее совершит импульсивную покупку. Для этой ситуации больше подходят активизирующие нас цвета, такие как красный и синий, в то время как умеренных цветовых волн, например, зелёной, стоит избегать.
Crowley, 1993, стр. 67
Возбуждение усиливает импульсивность, так как оно подавляет кортикальную деятельность (Walley & Weiden, 1973). Люди тратят меньше времени на обдумывание и обсуждение, следовательно, повышается вероятность того, что они будут действовать сейчас (например, совершать спонтанные покупки).
Итак, если вы хотите, чтобы кто-то принял немедленное решение, повысьте его возбуждение с помощью тёплых цветов.
Так как возбуждение подавляет рациональное мышление, вы можете использовать это знание в маркетинге и в других случаях.
В основном мы обрабатываем информацию двумя способами:
Если ваши аргументы слабы, то вам нужно, чтобы люди пользовались эвристической обработкой. В таком случае используйте теплые цвета, чтобы повысить возбуждение и снизить влияние кортикальной деятельности.
Если вы убедительны, то вам нужно, чтобы люди использовали систематическую обработку — используйте холодные цвета, чтобы снизить их возбуждение.
Цвета играют роль в двух разных способах продаж: в аукционе и в случае, когда стороны торгуются.
В одной работе исследователи проанализировали фоновые цвета аукционов eBay. Они обнаружили, что красный фон генерировал больший доход (Bagchi & Cheema, 2013), причем это связано с возбуждением, потому что оно провоцирует агрессию. Она влияет на людей, и они стараются перебить ставки конкурентов.
В ситуациях, когда клиенты соперничают друг с другом, чтобы купить редкий товар или продукт лимитированной серии, фирмы могут повысить желание платить, воздействуя на клиентов с помощью контраста красных и синих фонов.
Bagchi & Cheema, 2013, стр. 956
Если вы реализуете продукцию, торгуясь, то вам будут нужны противоположные цвета. Понизить агрессивность клиентов помогут холодные цвета.
На ситуацию могут повлиять даже такие мелочи, как одежда. Исследователи проанализировали данные по пенальти в НФЛ и НХЛ и обнаружили, что команды в чёрной форме получали больше пенальти (Frank & Gilovich, 1988). Может быть, получив эту информацию, вы захотите надеть что-то голубое на ваше следующее собеседование.
Узнать больше о тактиках продаж можно в моем материале.
Большинство маркетологов используют цвета для выражения характера их бренда.
Данная таблица основана на исследовании от Aaker (1997), который выделил пять основных характеристик, передающих имидж марки:
Но что, если вам нужно передать более специфические черты?
Я составил ещё одну таблицу, выделяющую более узкие аспекты, основываясь на их практичности.
В зависимости от ситуации, вы часто будете стремиться к определённому результату. Цвет может помочь добиться трёх разных целей: получения внимания, какого-то действия или «лайка».
Временами вам необходимо заполучить внимание людей.
Ученые из Kawasaki and Yamaguchi (2011) показывали людям разные цвета и изучали их мозг с помощью электроэнцефалограммы. Когда любимый цвет испытуемого был фоновым, его мозг становился активен раньше, чем он осознанно замечал этот цвет. Цвет подсознательно привлекает наше внимание. Но как вам его заполучить?
В некоторых исследованиях предлагают использовать тёплые цвета (например, Garber, 2000). Тем не менее, чаще всего лучшим решением будет контраст.
Ваше внимание естественным образом направлено в сторону визуально заметных объектов (Parkhust, Law & Niebur, 2002). Если вам нужно направить его в сторону CTA, выбирайте цвет, который контрастирует с тем, что окружает кнопку.
Этот принцип относится и к упаковке. Чтобы выделяться на полке с розничным товаром, она должна быть оригинальной.
Исследователи рассмотрели, как упаковка может сделать продукт визуально заметнее среди конкурентов. Оригинальные покупки привлекают внимание покупателей и повышают шанс непроизвольного отклика.
Labresque, 2010, стр. 31
Временами вам хотелось бы, чтобы цвет побуждал человека к действию — к покупке вашего продукта, репосту вашего контента или подписке на ваш блог.
Чтобы достичь этой цели, используйте цвета, которые повышают возбуждение, например, сильно насыщенные, но с низкой яркостью. Они влияют на импульсивность и склонны повышать вероятность проявления поведенческих реакций. Поэтому я использую желтый для моих CTA-блоков.
В одной работе исследователи из Bakhshi and Gilbert (2015) проанализировали данные репостов миллиона изображений с Pinterest и пришли к выводу, что люди чаще делились изображениями, на которых присутствовали тёплые цвета (такие как красный и розовый), и реже — если на них были холодные цвета (к примеру, голубой и зелёный). Повышенная активность, вероятно, провоцирует большее желание поделиться информацией.
Временами вам хочется, чтобы цвета помогали формировать благоприятное впечатление о вашем продукте или бренде. Чтобы достичь этой цели, используйте цвета с более короткой длиной волны.
Для получения большего числа позитивных откликов в такой сфере, как отношение публики к рекламе, цвета с более короткой длиной волны (такие как голубой), вероятно, будут наиболее эффективны.
Crowley, 1993, стр. 67
Также стоит использовать более светлые цвета — такие как оттенки белого и светло-серого (Valdez & Mehrabian, 1994).