Какой ученый выдвинул теорию что развитие всех животных начинается с яйцеклетки
Характеристика предпосылок возникновения учения Чарлза Дарвина
Вопрос 1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?
Благодаря исследованию слоев земной коры было получено большое количество палеонтологических данных и показано, что в самых древних слоях присутствуют лишь остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются остатки рептилий, еще позднее — млекопитающих. Жорж Кювье объяснял это своей теорией катастроф (резкие изменения условия обитания и глобальные стихийные бедствия), однако английский геолог Чарлз Лайель доказал, что поверхность Земли изменяется постепенно под действием природных факторов (ветра, дождя, прибоя, извержения вулканов и др.). Следовательно, теория катастроф, как способ объяснения палеонтологических находок, некорректна.
Вопрос 2. Назовите открытия в биологии, способствовавшие формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина.
Формированию взглядов Чарлза Дарвина способствовали следующие биологические открытия:
• Т. Шванн создал клеточную теорию, которая постулировала, что живые организмы состоят из клеток, общие черты которых одинаковы у всех растений и животных. Это послужило весомым доказательством единства происхождения живого мира;
• К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки, причем в ходе эмбрионального развития у позвоночных, принадлежащих разным классам, на ранних этапах обнаруживается явное сходство зародышей;
• исследуя строение позвоночных, Ж. Кювье установил, что все органы животного являются частями одной целостной системы. Строение каждого органа отвечает принципу строения всего организма, и изменение одной части тела должно вызывать изменения других частей.
Вопрос 3. Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч. Дарвина.
Многие научные открытия стали предпосылками к формированию эволюционных взглядов Чарлза. Дарвина. Среди них:
• теория о происхождении космических тел естественным путем (И. Кант);
• математическое обоснование теории И. Канта (П. С. Лаплас);
• единство элементного состава живой и неживой природы (И. Берцелиус);
• клеточная теория (Т. Шванн);
• наличие общих черт в эмбриональном развитии у зародышей разных классов(К. М. Бэр);
• взаимосвязанность всех органов животного и соответствие их строения (Ж. Кювье).
Вопрос 4. В чем сущность принципа корреляции Ж. Кювье? Приведите примеры.
Сущность принципа корреляции состоит в соответствии строения органов животного друг другу. Строение каждого органа отвечает принципу строения всего организма, и изменение одной части тела вызывает изменения других частей. Например, для хищника характерны когти и острые клыки, а для травоядных — копыта и сложный многокамерный желудок.
Вопрос 5. Какую роль в формировании эволюционной теории сыграло развитие сельского хозяйства?
Развитие животноводства и растениеводства привело к созданию новых пород коров, овец, свиней, выведению высокоурожайных сортов культурных растений. Были разработаны методы селекции, которые позволили максимально быстро менять в нужном направлении свойства и признаки животных и растений. Результаты этих работ противоречили представлениям о неизменности видов и способствовали постепенному развитию эволюционных идей.
Тестовые задания по теме » «Возникновение и развитие жизни на земле» 11 класс.
Тесты по «Возникновение и развитие жизни на земле»
1. Основоположник клеточной теории
а) Ч. Лайель.
б) М. Шледен и Т. Шванн
в) К. Бэр
г) Т. Мальтус
д) Ж. Кювье
2. Какой ученый выдвинул теорию, что развитие всех животных начинается с яйцеклетки.
а) Ч. Лайель
б) М. Шледен и Т. Шванн
в) К. Бэр
г) Т. Мальтус
д) Ж. Кювье
3. Кто выявил принцип корреляции, при котором в целостном организме, строение одного органа соответствует строению другого органа.
а) Ч. Лайель
б) М. Шледен и Т. Шванн
в) К. Бэр
г) Т. Мальтус
д) Ж. Кювье
4. Кто опроверг теорию катастроф и доказал, что поверхность Земли изменяется постепенно.
а) Ч. Лайель
б) М. Шледен и Т. Шванн
в) К. Бэр
г) Т. Мальтус
д) Ж. Кювье
5. Кто впервые применил выражение, «борьба за существование».
а) Ч. Лайель
б) М. Шледен и Т. Шванн
в) К. Бэр
г) Т. Мальтус
д) Ж. Кювье
6. Структурный уровень организации материй, общий для живых и неживых объектов:
а) молекулярный, в) клеточный,
б) биосферный, г) организменный.
7. Несостоятельность теории самозарождения жизни была окончательно доказана:
а) Ф. Реди, в) Л. Пастером,
б) С. Аррениусом, г) Ю. Либихом.
8. Ученый, который первым написал, что человек произошел от обезьяноподобных предков:
9. Источник (источники) энергии для самых первых примитивных живых форм на Земле:
а) солнечное излучение (видимая часть),
б) тепловая энергия,
в) химическая энергия органических веществ,
г) энергия, освобождающаяся при распаде радиоактивных изотопов.
10. Доказательство происхождения человека от животных:
а) морфологическое сходство с млекопитающими,
б) способность передавать информацию,
г) способность изготавливать орудия труда.
11. Согласно взглядам креационистов, жизнь:
а) возникала неоднократно из вещества неживой природы,
б) была создана сверхъестественным образом,
в) вечна, возникла одновременно со Вселенной,
г) самозародилась и продолжает самозарождаться.
12. Согласно гипотезе панспермии, жизнь:
а) самозародилась и продолжает самозарождаться,
б) была создана сверхъестественным образом,
в) занесена на нашу планету извне,
г) возникла в результате химических и физических процессов.
13. Источник энергии для самых первых примитивных живых форм на Земле:
а) солнечное излучение (видимая часть),
б) тепловая энергия,
в) химическая энергия органических веществ,
г) энергия, освобождающаяся при распаде радиоактивных изотопов.
14. Теория биогенеза
а) живое возникает только из живого
б) была создана сверхъестественным образом,
в) занесена на нашу планету извне,
г) возникла в результате химических и физических процессов
15. Ученый утверждающий что все живое происходит из яйца.
а) У. Гарвей
б) М. Шледен и Т. Шванн
в) К. Бэр
г) Л. Пастер
д) Ж. Кювье
16. Создал первый микроскоп.
а) У. Гарвей
б) Р. Гук
в) Г.Галилей
г) Л. Пастер
д) Ж. Кювье
17. Аристотель считал, что
а) Живое только из живого
б)Жизнь возникла из 4 элементов
в) живое происходит из неживого
г) живое может произойти из неживого, если в нем есть «активное начало»
18. Гипотеза Опарина.
а) укрепляет позиции сторонников биогенеза
б) укрепляет позиции сторонников абиогенеза
в) подчеркивает несостоятельность позиции биогенеза
г) подчеркивает несостоятельность позиции абиогенеза
19. согласно гипотезе опарина коацерванты – это первые
б) «организации» молекул
в) белковые комплексы
г) скопление неорганических веществ
20. на этапе химической эволюции образуются.
г) низкомолекулярные органические соединения.
по теме «Возникновение и развитие жизни на земле»
Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по теме » «Возникновение и развитие жизни на земле» 11 класс.»
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше.
2)первоначально в океане.
3)на границе суши и океана.
4)одновременно на суше и в океане.
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
А3.Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, по способу дыхания и способу питания были:
1)аэробными автотрофами 3)анаэробными автотрофами
2)аэробными гетеротрофами 4)анаэробными гетеротрофами
А4.Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:
1)органических веществ 3)одноклеточных прокариотических организмов
2)коацерватных капель из органических веществ 4)одноклеточных эукариотических организмов
А5.Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:
1)архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой
2)протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой
3)архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой
4)кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей
А6.С момента появления первых живых организмов прошло, в млрд. лет:
1)около 5 3)около 2.5
2)около 3.5 4)около 1.5
А7.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в архее:
1)выход растений на сушу 3)появление и расцвет прокариот
2)появление и расцвет эукариот 4)появление многоклеточных животных
А8.Деятельность живых организмов в протерозое привела к:
1)образованию почвы 3)поглощению кислорода из атмосферы
2)накоплению в атмосфере кислорода 4)поднятию суши и образованию материков
А9.Выходу растений на сушу в раннем палеозое предшествовало:
1)формирование озонового экрана
2)насыщение атмосферы кислородом
3)насыщение атмосферы углекислым газом
4)появление и развитие у них проводящей ткани
А10.Галвное эволюционное событие в развитии органического мира в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)Выход первых растений (псилофитов) на сушу
2)выход первых беспозвоночных животных на сушу
3)выход первых позвоночных (стегоцефалов) на сушу
4)расцвет в морях многоклеточных водорослей и костных рыб
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в конце мезозоя (мел) :
1)Расцвет водорослей и пресмыкающихся
2)появление голосеменных и первых птиц
3)появление покрытосеменных и высших млекопитающих
4)расцвет пресмыкающихся и появление первых млекопитающих
А12.Господствующее положение птиц в эволюции органического мира связано с их:
1)Относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3)теплокровностью и крупным головным мозгом
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в начале кайнозоя (палеоген, неоген или третичный период) :
1)господство насекомых и голосеменных
2)появление первых млекопитающих птиц
3)господство покрытосеменных и появление приматов
4)расцвет пресмыкающихся и появление покрытосеменных
План-конспект урока по теме «Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина».
План-конспект урока по теме «Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина» может использоваться на уроках биологии в 11 классе.
Содержимое разработки
Тема «Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина».
Цель: познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально–экономических условий начала 19 века.
— дать определение понятиям «эволюционная палеонтология», «корреляция».
— учить называть естественно–научные и социально–экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
— продолжить формирование навыков работы с текстом.
— развивать воображение, логическое мышление, память.
Методы и методические приемы: репродуктивные, частично–поисковый, рассказ с элементами беседы, демонстрация.
Оборудование: презентация, рисунки учебника, медиа-проектор.
1) § 4.2 вопросы 1-4 на стр. 204. Проверка работы с новыми терминами.
2) Обратная связь. Работа с заданиями (7 вопросов). Взаимоконтроль (даны критерии оценок). Суммативное оценивание.
А) Как переводится с лат. языка слово evolutio?
Б) Кто в 18 в. ввел термин «эволюция»?
В) Когда возникли первые доклеточные организмы, давшие начало современным многоклеточным?
Г) С чем связано пополнение Евразии новыми видами растений и животных с 1492 г.?
Д) Кто из ученых ввел понятие «вид» в биологию?
Е) Кому принадлежит создание первой эволюционной теории и термин «биология»?
Ж) Что являлось главным фактором эволюции по Ламарку?
З) Назовите автора «теории катастроф».
И) Какой закон К. Бэра гласит: Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа
К) Напишите название корабля, на который Ч. Дарвин был приглашен в качестве натуралиста в 5-летнее кругосветное путешествие.
Чтобы полнее оценить все значение переворота в биологической науке, совершенного Ч. Дарвином, обратим внимание на состояние науки в первой половине 19 века.
Объяснение нового материала.
Плавный переход к новой теме (зачитываю стих о работе Ч. Дарвина).
Чарльз Дарвин, известный ученый, Однажды синичку поймал.
Ее красотой увлеченный, Он зорко за ней наблюдал.
Он видел головку змеиную И рыбий раздвоенный хвост,
«Однако,- подумал Чарлз Дарвин,- Однако, синичка сложна.
С ней рядом я просто бездарен. Пичужка, а как сложена!
Зачем же меня обделила Природа своим пирогом?
Зачем безобразные щеки всучила, И пошлые пятки, и грудь колесом?»
. Тут горько заплакал старик омраченный. Он даже стреляться хотел!
Был Дарвин известный ученый, Но он красоты не имел.
Стадия «вызов». О чем это стихотворение? Что этим хотел показать ученный? С чем идет сравнение, а значит, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке?
Все предпосылки, способствующие созданию эволюционной теории Ч. Дарвина, можно условно разделить на:
Рассмотрим естественно-научные предпосылки. (презентация)
В середине 18 века (1755) немецкий философ Иммануил Кант, опубликовал книгу «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней он изложил гипотезу, о происхождении Солнечной системы и о возможной эволюции космических тел, т.е. теорию о происхождении космических тел, естественным путем, а Пьер Симон Лаплас математически ее доказал.
Матиас Шлейден и Теодор Шванн, немецкие биологи, создали клеточную теорию, утверждающую единство клеточного строения растений и животных.
В конце 20-х годов 19 века, Российский эмбриолог Карл Максимович Бэр, доказал происхождение хордовых животных. В последствии, обобщение Бэра были названы Дарвином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции.
В начале 19 века появилась первая эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
В 1830 году, английский ученый Ч. Лайель, обосновал идею об изменяемости поверхности Земли, под влиянием различных причин (дожди, ветра, вулканы, землятресение и т.д.).
Развитие органического мира, было подтверждено результатом палеонтологических исследований. Палеонтология – это (от греч. полиос- древний, онтос – существа) наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков. Рис. 99, стр. 206.
Французский зоолог Ж.Кювье описал большое число ископаемых форм и предложил определить по ним возраст геологических слоев, в которых они обнаружены. Выявил соответствие строения организмов друг другу и назвал его принципом корреляции, рис. 100, стр. 207.
Общественно – экономические предпосылки.
Развитие капитализма и резкий рост населения в развитых странах требовал быстрого развития сельского хозяйства. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям, путем искусственного отбора. В Англии успешно развивалось животноводство и растениеводство. Были разработаны методы селекции, позволяющие изменить в нужном направлении породы животных и сорта растений.
Сделанные к началу 19 века географические открытия, освоение новых территорий, позволили собрать огромные коллекции растений и животных (Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Джеймс Кук).
Формированию взглядов способствовали и некоторые политико – экономические идеи. Адам Смит создал учение согласно, которому устранение неприспособленных особей происходит в процессе свободной конкуренции.
Особое значение имело учение о перенаселении, созданное английским экономистом Томасом Мальтусом. Идея перенаселения в живой природе, будет использовано Ч. Дарвином, для объяснения возникновения борьбы за существование.
Все перечисленные открытия, и многие другие ускорили процесс создания эволюционной теории.
III. Подведение итогов. Тестовые задания.
Основоположник клеточной теории
б) М. Шледен и Т. Шванн
2) Какой ученый выдвинул теорию, что развитие всех животных начинается с яйцеклетки.
б) М. Шледен и Т. Шванн
3) Кто выявил принцип корреляции, при котором в целостном организме, строение одного органа соответствует строению другого органа.
б) М. Шледен и Т. Шванн
4) Кто опроверг теорию катастроф и доказал, что поверхность Земли изменяется постепенно.
б) М. Шледен и Т. Шванн
5) кто впервые применил выражение, «борьба за существование».
б) М. Шледен и Т. Шванн
Ответы: 1- б; 2- в; 3- д; 4 –а; 5 – г.
Список использованной литературы
1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы – «Дрофа» М. 2008;
2. Чайка Т.И. Биология 11 класс – «Учитель» Волгоград 2008;
3. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе – «Академия развития» Ярославль 2003;
4. Кулев А.В. Общая биология – книга для учителя – «Притет» С-П 2001;
Вклад выдающихся учёных в эволюционную теорию (14 фото + 1 видео)
Античность
Как ни удивительно, начать нужно именно с античных времён, ведь биология, как наука родилась именно в Древней Греции. Здесь достижения не были столь выдающимися, как в астрономии и математике, но тем не менее значительный прогресс познания тоже был. Античность реализовала функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Уже античные натурфилософы обращали свои взоры на органический мир и строили первые умозрительные схемы, объяснявшие его происхождение и развитие.
Эмпедокл
Аристотель
Аристотелю были глубоко чужды представления Эмпедокла об органическом мире и его происхождении.
В своих работах Аристотель касался проблем систематики, зоологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, зоопсихологии, хотя, конечно, в то время отдельные отрасли биологии еще не существовали.
В своих сочинениях он описал 495 видов животных, причем создал одну из первых классификаций животного мира. Сопоставление животных по их внутреннему строению привело Аристотеля к созданию «лестницы природы», на ступенях которой он расположил все природные тела, от неорганических до человека, подчеркивая, что переходы между отдельными ступенями нечувствительны. Таким образом, Аристотель заложил традицию к систематике живых организмов. Работы Аристотеля во многом определили ход развития биологической науки вплоть до XVII столетия.
Чарльз Роберт Дарвин
Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в семье врача. Во время обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа Дарвин получил глубокие знания в области зоологии, ботаники и геологии, навыки и вкус к полевым исследованиям.
Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1832—1837). По словам самого Дарвина, в ходе этого путешествия на него произвели самое сильное впечатление:
«1) открытие гигантских ископаемых животных, которые были покрыты панцирем, сходным с панцирем современных броненосцев;
2) то обстоятельство, что по мере продвижения по материку Южной Америки близкородственные виды животных замещают одни других;
3) тот факт, что близкородственные виды различных островов Галапагосского архипелага незначительно отличаются друг от друга. Было очевидно, что такого рода факты, так же как и многие другие, можно было объяснить только на основании предположения, что виды постепенно изменялись, и проблема эта стала преследовать меня».
По возвращении из плавания Дарвин начинает обдумывать проблему происхождения видов. Через много лет, вспоминая, как возникла его теория, Дарвин напишет: «Вскоре я понял, что краеугольным камнем успехов человека в создании полезных рас животных и растений был отбор. Однако в течение некоторого времени для меня оставалось тайной, каким образом отбор мог быть применен к организмам, живущим в естественных условиях».
Главная заслуга Дарвина в том, что он установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их изумительную целесообразность, приспособленность к условиям существования.
Жорж Леопольд Кювье
Жорж Кювье (годы жизни 1769—1832) – великий французский ученый, который является основателем палеонтологии. До него такой науки не существовало. Палеонтология – это наука об ископаемых организмах, животных, живших в минувшие геологические эпохи на нашей планете. Конечно, когда человек находил остатки вымерших ранее животных, то очень удивлялся. Однако ученые не могли найти этого разумного объяснения.
Однажды Жорж Кювье около парижских гипсовых каменоломен изучал окаменелые кости. В ходе длительного исследования ученый убедился, что они принадлежали вымершим животным. Таких находок ему удалось собрать большое количество. После он упорядочил находки в систему и описал их. Он был первым, кто разработал метод, позволяющий изучать ископаемых животных на одном уровне с живущими организмами. Ученому удалось установить закон соотношения органов или закон корреляции. Он гласит: «строение отдельных частей организма напрямую связано с определенным строением других его частей».
Благодаря упорному труду ученого было разработано теорию «соотношения частей организма». Согласно теории все структуры и органы связаны между собой. А их функционал и строение зависят от питания, окружающей среды, размножения. В качестве примера приводится анализ копытного животного. Поскольку оно питается травой, то обладает массивными зубами. Мощной челюсти необходима сильно развитая мускулатура, поэтому голова будет также больших размеров (по отношению с остальным телом). Массивную голову нужно поддерживать. А значит, позвонки шейного отдела и его отростки будут хорошо развиты. Поскольку животное травоядное, то когтей и клыков не имеет. Для защиты от хищников у них есть рога. Пища растительного происхождения переваривается очень долго. В результате у них длинный кишечник, объемный желудок, большой живот и широкие бедра.
Немаловажные заслуги Жоржа Кювье в биологии в том, что он установил понятие о типах в зоологии. Он впервые объединил амфибий, рептилий, рыб, птиц и млекопитающих в тип позвоночных. Ученый был уверен, что все ныне живущие формы существовали с самого начала, начала развития жизни на планете.
Достижения в палеонтологии привели к открытию невиданных существ. Например, птеродактилей – летающих пресмыкающихся, которые ранее были хищниками, питающиеся рыбами. Ученый доказал, что около миллиона лет назад небом властвовали не птицы, а рептилии.
Жан Батист Ламарк
Ученый Жан Батист Ламарк является творцом первой теории эволюции. Сегодня она известна как «ламаркизм». Ему также принадлежит огромное количество трудов по исследованию беспозвоночных. К тому же, Ламарк был тем человеком, который ввел в научный обиход термин «биология».
Жан Батист Ламарк был первым ученым, который в 1795 году разделил беспозвоночных на несколько классов — насекомых, моллюсков, червей, полипов и иглокожих. Немного позже в класс иглокожих он еще включил медуз и ряда других видов.
Свой труд ученый назвал философией, так как в нем он излагает общий свод принципов. И хотя термин «эволюция» не используется, вклад Жана Батиста Ламарка в биологию в том, что он первым высказал предположение о создании природой организмов последовательно, начав с простейших и переходя к самым сложноорганизованным. «Лестница существ» существовала и до Ламарка. Но она была неподвижна (каждый организм существовал на ступени, отведенной ему Богом) и читалась сверху вниз (от человека к низшим животным). Достижением в биологии Жана Батиста Ламарка стала идея восходящей или прогрессивной эволюции – от простого к сложному.
Главные положения теории Ламарка
Исходя из положений своей теории, автор первым поднимает вопрос о причинах (факторах) повышения уровня организации живых существ. Главным постулатом теории эволюции по Ламарку стало утверждение, что все живые существа от природы наделены стремлением к повышению уровня своей организации, и это является врожденной особенностью (врожденное стремление к прогрессу).
Первый закон Ламарка: вслед за изменениями среды обитания изменяются потребности организма и характер работы его органов. В результате чего одни органы тренируются, а другие нет, что ведет к развитию первых и исчезновению вторых.
Второй закон Ламарка: изменения, приобретенные организмом за время его жизни, передаются потомкам и продолжают тренироваться уже у них. Именно эти два фактора – стремление к совершенствованию и влияние среды – причина всего многообразия живых организмов на планете.
Источники
http://biofile.ru/his/4689.html
https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/natural-sciences/biology/istoriya-biologii/antichnyie-vozzreniya-na-organicheskij-mir/
https://studfiles.net/preview/5857456/page:3/
https://kratkoe.com/zhorzh-kyuve-vklad-v-biologiyu/
http://fb.ru/article/251309/uchenyiy-jorj-kyuve-biografiya-dostijeniya-otkryitiya-i-interesnyie-faktyi
https://www.syl.ru/article/351624/jan-batist-lamark-vklad-v-biologiyu-dostijeniya-i-zaslugi
https://kratkoe.com/vklad-zhan-batista-lamarka-v-biologiyu/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F