Какую маску мы носим в обществе что скрываем под ней гоголь
«Срывание всех и всяческих масок». Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя «Нос»
Разделы: Литература
Один из самых обычных и
ведущих к самым большим
бедствиям соблазнов
есть соблазн словами:
“Все так делают”.
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Ход урока
I. Слово учителя:
Краткие сведения о выходе повести Н.В. Гоголя “Нос” (1836 г).
В 20-30 гг. ХIХ века тема “носа” приобрела неожиданную популярность. Носу посвящались экспромты и фельетоны, рассказы и водевили, панегирики и лирические опусы. О носе писали не только третьесортные журналисты, но и даже известные литераторы, такие, как Бестужев-Марлинский, Н.В.Гоголь. Мнимая легковесность “Носа” создавала ему репутацию самого загадочного произведения Гоголя.
Сегодняшний урок – это попытка разгадать, какую идею писатель зашифровал в истории о несчастном носе майора Ковалёва.
II. Обратимся к сюжету повести “Нос”. Перескажите кратко.
III. Беседа с классом:
1) Кто такой Ковалев?
2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
3) Каков портрет Ковалева?
4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?
— О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
IV. Работа по группам.
I группа учащихся работает с вопросами на карточке.
1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?
V. Беседа с классом:
Выводы по уроку
Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.
Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.
А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
Что делает автор, чтобы разрушить эту условность, сорвать маску “приличия” с общества? Он тоже …надевает на себя Маску. Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования. И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.
Какова основная идея зашифрована в повести “Нос”? О чём предупреждает нас Гоголь? Какой литературный приём помогает создать Гоголю необычность ситуации? Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде.
Сочинение на тему «О чем предупреждает нас повесть Нос»
1. Мы читаем о событии, которая приключилась с коллежским асессором Ковалевым. Он по своей сути – карьерист, который желает, чтобы его называли майором. Этот человек остается без носа, а нос обнаруживает цирюльник в своем доме. Предполагается, что вечно пьяный парикмахер случайно отрезал Ковалеву нос. Нос ведет себя очень комично, как отдельная личность. Он гуляет по Невскому в мундире статского советника. Нос набожен, посещает церковь, молится в ней. Он даже хочет сбежать в Ригу под подложным паспортом, но блюститель закона разоблачает его.
Читая о том, как Ковалев ищет нос, мы видим, как ведет себя петербургское общество гоголевских времен. Незадачливый Ковалев и его амбициозный нос вызывает смех, но автор создал это произведение не только для того, чтобы развеселить своего читателя. Ковалев – типичный представитель столичного общества.
2. Я читаю о том, как вышестоящие чины жестоко и грубо обращаются с низшим сословием. И как эти же люди заискивают перед теми, кто рангом выше их. Гоголь описывает, насколько для людей важны внешние факторы. Человек без носа – уже не человек. Он не может показаться в уважаемом обществе, на его карьере поставлен крест. Главный герой большое внимание уделяет связям, званным обедам. Его отношения с женщинами поверхностны, сводятся к легким интрижкам. Он не любит ни одну из них. Во взаимодействии персонажей повести не чувствуется искренности, теплых и дружеских чувств.
3. Гоголь видит, что отношения между людьми, существовавшие в те времена, приведут к взрыву, к серьезным переменам. Об этом он предупреждает свое поколение. История подтвердила опасения великого писателя – взбунтовался народ, произошла революция.
Я задаю себе вопрос: «Что важного в повести для нас, для современной молодежи?» Мы изучаем произведения писателя, знаем историю нашей страны. Для нас важно, чтобы современное общество основывалось на искренности и внутренней культуре. Пусть человек развивается, занимается своим внутренним миром. Пусть он открыто говорит о себе, выражает себя, свои взгляды и чувства. Большое значение имеет выбор работы по душе, чтобы зарабатывание денег приносило и прибыль, и радость. Для нашего общества важно научиться жить по-новому, чтобы оставить в прошлом революции, войны, кровавые уроки нашей истории.
Ответте пожалуйсто на вопросы по повести Гоголя >.
2.Гоголь недаром сделал местом действия повести
Петербург. По его мнению, только в Петербурге за
чином не видят самого человека.
Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался
чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря
на очевидность его «нечеловеческой» природы,
ведут себя с ним как с нормальным человеком,
соответственно его статусу.
5.По Петербургу быстро разлетаются слухи о том,
что
нос асессора видели в разных частях города.
Интересно, что героев сложившаяся ситуация отнюдь
не удивляет, они привыкли все мерить рамками чина
и ни на что, кроме чина, не реагируют.
В мире, где чин правит бал, все может быть.
6.Ковалёв отправляется в газету, чтобы дать
объявление о пропаже носа, но там ему отказывают,
опасаясь, что такое скандальное объявление нанесёт
ущерб репутации издания.
Ковалёв бросается к частному приставу, но тот,
будучи не в духе лишь заявляет, что приличному человеку
носа не оторвут, если он не таскается чёрт знает где.
Ковалев решает, что в случившемся виновата
штаб-офицерша Подточина, которая хотела женить
героя на своей дочери. По мнению асессора, она
«наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб».
Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозой, но,
получив ответ, понимает, что она не имеет никакого
отношения к пропаже носа.
7.Все мечты майора рассыпаются в прах после
исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо
и репутация.
В это время нос поднимается по карьерной лестнице
выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.
Лишь спустя много дней нос с утра снова оказывается
на лице своего владельца, так же необъяснимо,
как исчез.
И жизнь Ковалёва возвращается в своё нормальное русло.
Урок-размышление по произведению Н.В. Гоголя «Нос»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Путь Гоголя от «Тараса Бульбы» к современному административному центру- К ПЕТЕРБУРГУ
«Петербургские повести»- третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства. Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным.
Петербург как город русской славы Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия;
город социальных контрастов Стряхнул шинель, разделся, лег, Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…)
Два петербурга… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – “полнощных стран краса и диво”. Но был и другой – “дома без всякой архитектуры”, кишащие “цеховым и ремесленным населением”, Мещанские, Садовые и Подъяческие улицы, набережные “Канавы”; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, ночлежки. Творцом такого Петербурга был Николай Васильевич Гоголь.
Беседа с учащимися Петербург является городом детства Н.В.Гоголя? Когда впервые Гоголь познакомился с Петербургом? В каких районах Петербурга, проживал молодой Гоголь? Как вы думаете, испытал ли Гоголь восторг провинциала перед масштабностью столицы? Как вы можете прокомментировать слова Гоголя : “Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее. ”?
Гоголь недаром сделал местом действия повести «Нос» Петербург. По его мнению, только здесь могли «произойти» обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу
Нос –самая выдающаяся часть лица. Нос – орган дыхания. Нос – орган обоняния. Нос придаёт индивидуальность каждому из нас. Нос есть у всех. Нос делает нас непохожими на окружающих.
Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково время действия? Где происходит действие? Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? Обратимся к сюжету повести:
Брадобрей Иван Яковлевич Соблюдение внешних приличий, хотя под обманчивым лоском скрываются убожество души, тщеславие, грубость, лесть, зависть, трусость… «Человек почтенный во многих отношениях…» «Как всякий порядочный русский мастеровой был пьяница страшный» «каждый день брил чужие подбородки …но его собственный был у него вечно небрит» На вывеске его заведения было написано: «И кровь отворяют»(т.е. должны быть чистота, стерильность) А у него вечно воняли руки. Фрак…был в пятнах, воротник лоснился, вместо пуговиц торчали нитки. Для «приличия» надевает фрак, «пьёткофий» по утрам…(как принято в обществе). «Был циником», т.е. человеком, пренебрегающим нормами нравственности и благопристойности.
Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Обратимся к сюжету повести:
Беседа с классом: Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения? Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”? Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества? О чём предупреждает нас Гоголь? Для чего автор создаёт гротескную ситуацию? Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя. Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-669697
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя «Нос» «Срывание всех и всяческих масок».
Цель данного урока: учить анализировать текст через предметные детали.
Материал помогает закреплить представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.
Содержимое разработки
«Срывание всех и всяческих масок». Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя «Нос»Один из самых обычных и
ведущих к самым большим
бедствиям соблазнов
есть соблазн словами:
“Все так делают”.
учить анализировать текст через предметные детали;
закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.
развивать умение определять границы эпизода;
находить причинные связи между эпизодами;
развивать навыки речевого общения.
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Краткие сведения о выходе повести Н.В. Гоголя “Нос” (1836 г).
В 20-30 гг. ХIХ века тема “носа” приобрела неожиданную популярность. Носу посвящались экспромты и фельетоны, рассказы и водевили, панегирики и лирические опусы. О носе писали не только третьесортные журналисты, но и даже известные литераторы, такие, как Бестужев-Марлинский, Н.В.Гоголь. Мнимая легковесность “Носа” создавала ему репутацию самого загадочного произведения Гоголя.
Сегодняшний урок – это попытка разгадать, какую идею писатель зашифровал в истории о несчастном носе майора Ковалёва.
II. Обратимся к сюжету повести “Нос”. Перескажите кратко.
III. Беседа с классом:
1) Кто такой Ковалев?
2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
3) Каков портрет Ковалева?
4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?
6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:
назовите время действия (марта 25 числа – пропажа носа, апреля 7 числа – возвращение носа);
назовите место действия (Петербург – столица государства Российского. Ковалёв живёт на Садовой улице. Цирюльник живёт на Вознесенском проспекте. Встреча с Носом произошла в Казанском соборе. Невский проспект столицы – своеобразная сцена, на которой каждый играет свою роль);
назовите героя повести (Ковалёв – мелкий служащий, мечтающий о вице – губернаторском месте).
— О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
IV. Работа по группам.
I группа учащихся работает с вопросами на карточке.
1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?
II группа учащихся:
Расскажите об объявлениях в газете.
В чём их абсурдность?
Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
III группа учащихся:
Какова композиция повести?
Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?
Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?
Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
V. Беседа с классом:
Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?
Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”?
Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества?
О чём предупреждает нас Гоголь?
Для чего автор создаёт гротескную ситуацию?
Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.
Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.
А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
Что делает автор, чтобы разрушить эту условность, сорвать маску “приличия” с общества? Он тоже …надевает на себя Маску. Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования. И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.
Какова основная идея зашифрована в повести “Нос”? О чём предупреждает нас Гоголь? Какой литературный приём помогает создать Гоголю необычность ситуации? Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде.