Какую нотацию изобрели древние греки в чем она не точна
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.
К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.
У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.
Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.
Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.
Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.
Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!
(В переводе с латинского:
чудные деяния твои,
с наших опороченных уст,
Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.
Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».
Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков
Презентация на тему «Музыка Древнего мира» (5 класс ДШИ)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыка Древнего мира Презентация основана на тексте учебника В.Н.Брянцевой “Музыкальная литература зарубежных стран Второй год обучения” Автор: Ильянова О.В.
Дорогие ребята! В прошлом году у вас уже были уроки музыкальной литературы. На них шла речь об основных элементах музыкального языка, о некоторых музыкальных формах и жанрах, о выразительных и изобразительных возможностях музыки, об оркестре. При этом разговор свободно велся о самых разных эпохах — то о древности, то о современности, то возвращаясь к менее или более далеким от нас столетиям. А теперь пришла пора знакомиться с музыкальной литературой в хронологически последовательном — историческом — порядке.
Как мы узнали о музыке Древнего мира? Производя раскопки, ученые-археологи нашли простейшие по устройству музыкальные инструменты (например, духовые — кости животных с просверленными отверстиями) и определили, что они сделаны около сорока тысяч лет тому назад. Следовательно, уже тогда существовало музыкальное искусство.
Фонограф. После того как в 1877 году был изобретен фонограф — первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, музыканты-исследователи стали совершать путешествия в те уголки земного шара, где у некоторых племен еще сохранился первобытный жизненный уклад. От представителей таких племен с помощью фонографа они сделали записи образцов пения и инструментальных наигрышей. Но подобные записи дают, конечно, лишь приблизительное представление о том, какой была музыка в те незапамятные времена.
Развитие изобразительности Сведения о ней становятся все более обильными примерно с X века до нашей эры. Развивается изобразительное искусство — и художники изображают музыкантов, которые сопровождают пением и игрой на инструментах религиозные обряды, военные походы, охоту, торжественные шествия, танцы. Такие изображения сохранились, в частности, на стенах храмов и найденных при раскопках керамических вазах. Появляется письменность — и авторы рукописей вносят в них поэтические тексты песен и гимнов, сообщают интересные сведения о музыкальной жизни.
Воспитание музыкой Со временем писатели уделяют немало внимания философским рассуждениям о музыке, о ее важной общественной, в том числе воспитательной роли, а также теоретическому изучению элементов ее языка. Больше всего подобных сведений сохранилось о музыке в некоторых странах Древнего мира, например в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, особенно много в так называемых античных странах — Древней Греции и Древнем Риме, где были заложены основы европейской культуры.
Пифийские игры В Древней Греции в VIII веке до нашей эры родились общественные спортивные состязания — Олимпийские игры. А двумя веками позднее там начали проводить музыкальные состязания — Пифийские игры. Они проходили при храме, построенном в честь покровителя искусств, бога солнца и света Аполлона. Согласно мифам, он, победив чудовищного змея Пифона, сам учредил эти игры. Известно, что однажды на них одержал победу Саккад из Аргоса, сыграв на авлосе, духовом инструменте, близком к гобою, пьесу о борьбе Аполлона с Пифоном.
Связь музыки с искусством Для древнегреческой музыки была характерна связь с поэзией, танцем, театром. Нараспев сказывались героические эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному поэту Гомеру. Певцы обычно были, подобно мифологическому Орфею, авторами и поэтического текста, и музыки и сами аккомпанировали себе на лире. На празднествах исполнялись хоровые танцевальные песни с пантомимическими жестами. В древнегреческих трагедиях и комедиях большая роль принадлежала хору: он комментировал действие, выражал отношение к поступкам героев.
Почему так случилось? Дело в том, что изобрести точную и удобную систему нотной записи (нотацию)оказалось очень трудной задачей. Чтобы ее решить, потребовалось много столетий. Древние греки изобрели буквенную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов определенными буквами греческого и финикийского алфавитов. Но ритмические значки (из черточек) добавляли не всегда. Лишь в середине XIX века нашей эры ученые разгадали наконец секреты этой нотации, не далеко не целиком. Да и таких рукописей найдено совсем немного, и они содержат записи всего нескольких одноголосных произведений (например, гимнов) и чаще — их отрывков.
Нотация Средневековья С VI века нашей эры музыканты начали пользоваться специальными значками для обозначения нот. Они помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Но они не указывали ни длительности, ни высоты. Но в отличии от буквенного обозначения они указывали направление движения мелодии. Эти мелодии запоминались наизусть специальными людьми и передавались из поколения в поколение. Значки, обозначающие звуки, назывались НЕВМЫ.
Григорианские хоралы Музыка Средневековья развивалась в церковном сообществе. Эти церковные католические песнопения были собраны папой Григорием Первым в сборник. Песнопения назывались хоралами, они были одноголосными и исполнялись только мальчиками или мужским хором в один голос (унисон) на латинском языке. Послушайте несколько григорианских хоралов, дошедших до нашего времени. Dies irae Cantate Domino Папа Григорий Первый
Гвидо из Ареццо Наконец в XI веке итальянский монах из Ареццо по имени Гвидо изобрел новый способ нотации. Он обучал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым устанавливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо придумал проводить сразу четыре параллельные линии на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.
После изобретения Гвидо д’Ареццо еще в течение нескольких веков постепенно вырабатывалась более удобная нотация — именно та, которой мы сейчас продолжаем пользоваться. После наступления XVII столетия ее усовершенствовали уже только в деталях. Тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впрочем, с XV века существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты.
7. Кто и когда изобрел более удобную нотацию, похожую на современную? 8. Что такое григорианский хорал, почему он так называется и кем исполнялся?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация «Музыка Древнего мира» по учебнику В.Н.Брянцевой предназначена для ознакомления с первыми темами уроков музыкальной литературы в 5 классе ДШИ и ДМШ. Формат презентации позволяет изучать тему не выходя из дома, что актуально в современное время для домашнего или дистанционного обучения. Презентация содержит иллюстрации и музыкальные треки.
Номер материала: ДБ-1459105
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О музыке в Древней Греции
1685 – 1750 1732 – 1809
| |
Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен
Франц Шуберт Фридерик Шопен
1797 – 1828 1810 – 1949
В.Н.Брянцева
Введение
Музыка от древних времен до И. С. Баха
Дорогие ребята! В прошлом году у вас уже были уроки музыкальной литературы. На них шла речь об основных элементах музыкального языка, о некоторых музыкальных формах и жанрах, о выразительных и изобразительных возможностях музыки, об оркестре. При этом разговор свободно велся о самых разных эпохах — то о древности, то о современности, то возвращаясь к менее или более далеким от нас столетиям. А теперь пришла пора знакомиться с музыкальной литературой в хронологически последовательном — историческом — порядке[1].
Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира
Производя раскопки, ученые-археологи нашли простейшие по устройству музыкальные инструменты (например, духовые — кости животных с просверленными отверстиями) и определили, что они сделаны около сорока тысяч лет тому назад. Следовательно, уже тогда существовало музыкальное искусство. После того как в 1877 году был изобретен фонограф — первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, музыканты-исследователи стали совершать путешествия в те уголки земного шара, где у некоторых племен еще сохранился первобытный жизненный уклад. От представителей таких племен с помощью фонографа они сделали записи образцов пения и инструментальных наигрышей. Но подобные записи дают, конечно, лишь приблизительное представление о том, какой была музыка в те незапамятные времена.
Сведения о ней становятся все более обильными примерно с X века до нашей эры. Развивается изобразительное искусство — и художники изображают музыкантов, которые сопровождают пением и игрой на инструментах религиозные обряды, военные походы, охоту, торжественные шествия, танцы. Такие изображения сохранились, в частности, на стенах храмов и найденных при раскопках керамических вазах. Появляется письменность — и авторы рукописей вносят в них поэтические тексты песен и гимнов, сообщают интересные сведения о музыкальной жизни. Со временем писатели уделяют немало внимания философским рассуждениям о музыке, о ее важной общественной, в том числе воспитательной роли, а также теоретическому изучению элементов ее языка.
Больше всего подобных сведений сохранилось о музыке в некоторых странах Древнего мира, например в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, особенно много в так называемых античных странах — Древней Греции и Древнем Риме, где были заложены основы европейской культуры[2].
О музыке в Древней Греции
Убедительным доказательством великой культурно-исторической роли античности служит то, что в Древней Греции в VIII веке до нашей эры родились общественные спортивные состязания — Олимпийские игры. А двумя веками позднее там начали проводить музыкальные состязания — Пифийские игры, которые можно считать далекими предками современных конкурсов. Пифийские игры проходили при храме, построенном в честь покровителя искусств, бога солнца и света Аполлона. Согласно мифам, он, победив чудовищного змея Пифона, сам учредил эти игры. Известно, что однажды на них одержал победу Саккад из Аргоса, сыграв на авлосе, духовом инструменте, близком к гобою, программную пьесу о борьбе Аполлона, с Пифоном,
Для древнегреческой музыки была характерная связь с поэзией, танцем, театром. Нараспев сказывались героические эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному поэту Гомеру. Певцы обычно были, подобно мифологическому Орфею, авторами и поэтического текста, и музыки и сами аккомпанировали себе на лире. На празднествах исполнялись хоровые танцевальные песни с пантомимическими жестами. В древнегреческих трагедиях и комедиях большая роль принадлежала хору: он комментировал действие, выражал отношение к поступкам героев.
Современные музыковеды располагают определёнными сведениями о музыке в Древнем мире и тем не менее завидуют историкам других искусств. Ибо сохранилось большое количество великолепных памятников древней архитектуры, древнего изобразительного искусства, особенно скульптуры, обнаружено немало рукописей с текстами трагедий и комедий великих античных драматургов. Но музыкальные произведения, созданные в те же эпохи и даже значительно позднее, остаются для нас, по существу, неизвестными.
Почему так случилось? Дело в том, что изобрести достаточно точную и удобную систему нотной записи (нотацию), ту, которой каждый из вас овладел, еще только начиная учиться музыке, оказалось очень трудной задачей. Чтобы ее решить, потребовалось много столетий. Правда, древние греки изобрели буквенную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов определенными буквами алфавита. Но ритмические значки (из черточек) добавляли не всегда. Лишь в середине XIX века нашей эры ученые разгадали наконец секреты этой нотации. Однако если соотношение звуков по высоте в древнегреческих музыкальных рукописях они смогли расшифровать точно, то соотношение по длительности — только приблизительно. Да и таких рукописей найдено совсем немного, и они содержат записи всего нескольких одноголосных произведений (например, гимнов) и чаще — их отрывков.
Вопросы и задания
1.Когда были сделаны, по мнению ученых, древнейшие музыкальные инструменты? О чем это говорит?
2. Что такое фонограф, когда он был изобретен и как стали его использовать исследователи?
3. О музыке каких стран Древнего мира сохранилось больше всего сведений? Определите по карте — вокруг какого моря были расположены три такие
страны.
4. Когда и где стали проводиться древние музыкальные состязания — Пифийские игры?
5. С какими искусствами была тесно связана музыка в Древней Греции?
6. Какую нотацию изобрели древние греки? В чем она неточна?
Учебное пособие «Из истории нотной записи»
Музыка – универсальный язык человечества. Но, не зная нот – специальных знаков записи музыкальных произведений, – нельзя их прочитать и графически отобразить музыкальное произведение. Нотное письмо прошло огромный многовековой путь развития, и не всегда ноты имели современный вид, к которому мы привыкли.
Данная работа посвящена истории развития нотации от древнейших времен до наших дней. В ней затрагиваются отдельные вопросы, связанные с особенностями графического отображения звуков в зарубежной и русской музыке от начала формирования музыкальной культуры до XX века. Материал, представленный в работе, выдержан в хронологическом порядке, в качестве визуального сопровождения используется много иллюстраций.
Структура работы предполагает следующие разделы:
Древние приемы записи музыки.
Особенности нотации в средние века в западноевропейской музыке:
реформа нотной записи Гвидо д’Ареццо
Особенности нотной записи в России – знаменная нотация.
Классический способ записи звуков
Особенности нотации в музыке XX века.
Образцы необычных графических партитур.
Работа адресована педагогам, интересующимся историей музыки, обучающимся музыкальных студий, музыкальных школ и школ искусств среднего и старшего школьного возраста в качестве дополнительной литературы по элементарной теории музыки и музыкальной литературе, а также всем интересующимся историей музыкальной культуры.
Музыка – это наука. Она точна и конкретна. Партитура, лежащая перед глазами дирижера, напоминает график, где обозначены скорость, интенсивность, громкость звучания произведения, регламентированное время. Музыка сродни математике. Ее ритм основан на делении времени на доли, причем это деление производится не на бумаге, а физически.
Музыка – это история. Она отражает эпоху, в которую была создана, культуру страны.
Музыка – это иностранный язык. Большинство музыкальных терминов – из итальянского, немецкого или французского языков. А сами ноты? Это тоже язык, что-то вроде стенографической записи звуков. Музыка – самый универсальный язык на земле.
Изобретение нот – одно из величайших изобретений. Оно помогло сделать музыкальную память человечества вечной и необъятной. Ноты, написанные в одной стране, прекрасно понимают музыканты в любой другой, нотная грамота не требует перевода на разные языки, она – одна на весь мир.
Вот какими незабываемыми словами описывал процесс сочинения музыки Бетховен: «Я подолгу вынашиваю мысли, прежде чем они вылетят на бумагу. Я изменяю многие вещи, многие отбрасываю и затем пробую снова и снова до полного удовлетворения, потом тщательно разбираю произведение в уме — вширь, ввысь и вглубь, и, поскольку я твердо знаю, что должен сделать, основная музыкальная линия никогда не уходит от меня. Она поднимается, вырастает. Я слышу и вижу перед собой общую картину под разными углами, слышу и вижу так, как она будет звучать, и тогда остается лишь все записать». Но без многолетнего опыта использования нотного письма вдохновенные видения Бетховена, Вагнера и Стравинского так и остались бы только в их представлении.
Древние способы нотации
Н от ное письм о , нотация (от лат. n otatio – записывание, обозначение) – система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки.
Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. Ученые разных стран пытаются расшифровать древнейшие музыкальные записи.
Двое итальянских ученых из университета города Бари – музыковед Анна Габриэлла Кальдарало и Недим Влера, специалист в области культурологии и археоастрономии (эта наука изучает положение звезд на небе в различные исторические эпохи) – утверждают, что им удалось расшифровать и перевести на современный нотный язык записи древнеегипетских гимнов, исполнявшихся на церемониях погребений фараонов.
Ученым удалось восстановить 12 религиозных гимнов, записанных на папирусах и барельефах. Итальянские исследователи подобрали и инструменты для наиболее адекватного звучания древней музыки. Это арфа, барабаны и арабская гитара. По свидетельству знатоков, эта музыка имеет очень нежное звучание.
По версии других исследователей, нотная грамота могла зародиться на территории современной Сирии. С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное исследование подтвердило, что сделанная в Угарите находка – одна из древнейших найденных записей музыкального произведения. Тексты нанесены на глиняную табличку, написаны горизонтально, слева направо, на хурритском языке – одном из древних языков Сирии.
Ученые сумели расшифровать эти ноты и тексты. Отдельно написана музыка, отдельно – слова. И еще подробная инструкция о том, как совмещать их. Музыка называется «Гимн Никале» (Никала – жена бога луны, по мифологии хурритов).
Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. (Буквенная нотация – разновидность музыкальной нотации, в которой для обозначения высоты звука используются буквы алфавита (греческого, латинского и др.), а также их графические модификации. Буквенная нотация – древнейшая разновидность нотации, сохраняющая своё значение до наших дней).
Зародившись в Древней Греции, эта система получила широкое распространение. Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляли собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. В 1893 году французские археологи, делавшие раскопки в Дельфах, священном городе бога Аполлона, обнаружили две любопытные каменные пластинки. На них обычным греческим алфавитом конца II в. до н. э. были записаны гимны в честь Аполлона. Но от других греческих манускриптов, найденных ранее, их отличали бросающиеся в глаза дополнительные знаки, вырезанные между строками гимнов. Эти частично уцелевшие музыкальные партитуры являются самыми ранними образцами музыки Древней Греции.
Множество из них записано на папирусах, часто очень маленьких бесформенных кусочках, которых, впрочем, достаточно, чтобы понять, что они в основном являются отрывками из музыкальных композиций для сопровождения таких древнегреческих произведений, как знаменитая драма «Орест», написанная Эврипидом около 450 г. до н. э. Эти редкие археологические находки определяют как древнегреческие нотные записи.
Алипий – древнегреческий теоретик музыки в III или IV в. н. э. создал довольно удобную нотную систему, ставшую классической для греческой музыки. Он составил список используемых символов (смесь алфавитных и псевдоалфавитных знаков) и дал подробное объяснение их значений. К счастью, его работа сохранилась благодаря усиленному копированию, распространенному в средние века. Знание древнегреческой системы нотной записи никогда не терялось – фактически наша современная система нот, начавшая развиваться в средние века и выкристаллизовавшаяся окончательно в XVII в., основана на греческом образце.
У греков существовала нотация двоякого рода: одна древнейшая, диатоническая с момента своего появления, сохранившаяся впоследствии в качестве инструментальной нотации; другая позднейшая, энгармонически-хроматическая, была введена для пения.
В римской теории музыки греческие буквы, обозначавшие высоту звука, были заменены на латинские. Эта акция приписывается Боэцию. Вместо нисходящего тетрахорда греков, буквы A, B, C, D, E, F, G были привязаны к восходящей системе звуков.
Сейчас латинские обозначения звуков широко используются в современной музыкальной практике.
В средние века появляется невменная нотация, характерная для религиозной католической музыки. Одна из ее разновидностей – русское крюковое , или знаменное письмо.
Слово « невма » – от позднелатинского neuma (знак, намек), которое в свою очередь происходит от древнегреческого πνε ῠ μα («пневмо» – дыхание).
Условные обозначения – невмы – представляли собой набор различных знаков и их комбинаций, проставляемых над текстом псалмов и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Невмы применялись для записи вокальной музыки и показывали направление движения мелодии, не определяя ее точного высотного положения.
Святой Григорий Великий изображен в папском облачении, восседающим на высоком троне. Перед ним пюпитр, на котором лежит антифонарий (сборник хоралов).
Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) – литургическое пение католической церкви европейского региона на латинском языке, монодическое, без участия музыкальных инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Святого Писания, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Однако значение григорианского хорала не ограничивается его ролью в литургии: григорианский хорал стал основой всей позднейшей профессиональной европейской музыки, его по праву называют «музыкальным учителем Европы».
В связи с возникновением наряду с Римом других литургических центров со своими песнопениями сложилось несколько типов хорала, из которых наиболее значительные на Западе: римский – в Риме, галльский – в Франции, староиспанский, или мозарабский – в Испании, амвросианский – в Милане, беневентский – на юге Италии. От слияния всех этих видов и произошел григорианский хорал.
Григорианское пение монодийно (то есть принципиально одноголосно), но это не значит, что песнопения не могли исполняться хором. По типу исполнения пение разделяется на:
антифонное, при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);
респонсорное, когда сольное пение чередуется с хоровым.
Расшифровка григорианского хорала, записанного с помощью невменной нотации, представляет сложность для современных исследователей. Мы не можем точно судить ни о высоте звуков, ни об их длительности, ни о громкости звучания, ни о тембре, который зависел от тембра участников хора, традиционно мужского по своему составу. Что касается соотношения звуков по высоте, то оно могло значительно отличаться от привычного в настоящее время звучания европейской музыки, основанного на делении октавы на двенадцать равных полутонов, и включать интервалы в 1/3 и даже 1/4 тона.
Реформа нотного письма Гвидо д’Ареццо
В начале XI века музыкант и теоретик Гвидо д’Ареццо (Аретинский) (около 992 – около 1050) произвёл переворот в системе записи, доведя число линий до четырех. Гвидо д’Ареццо является реформатором церковного пения, изобретателем нотного стана и сольмизационных слогов.
Образование он получил в бенедиктинском монастыре в Помпозе (близ Феррары). Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь – в Ареццо, от которого и получил свое прозвище Аретинского.
Гвидо был одним из выдающихся музыкантов своего времени и его нововведения в способе преподавания духовного пения давали блестящие результаты. Реформируя нотацию, Гвидо ввёл две линейки, соответствующие ключам F и C, благодаря чему высота звука стала нотироваться более точно, чем в ранних невменных рукописях. В дидактических целях (для быстрого разучивания незнакомых песнопений) он придумал систему сольмизации.
Невмы стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот.
Вид ключа был связан с латинской буквенной нотацией. Ключ обозначает размещение одной из нот на конкретной линии, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Исторически сложилось три типа ключей, которые и сегодня используются в классической пятилинейной нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Внешний вид ключей представляет собой видоизмененное изображение рукописных латинских букв – G, F, и С.
Пытаясь облегчить певцам запоминание звуков, Гвидо д’Ареццо применил начальные слоги шести строчек популярного в то время гимна Иоанну, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна (он считался покровителем церковного пения) для обозначения шести ступеней гаммы (гексахорда) – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Тем самым он заложил основы так называемой сольмизационной теории, господствовавшей затем в певческой практике до XVIII века.
Система Гвидо продержалась весьма долго, и ее следы можно увидеть даже в трудах теоретиков музыки XVIII века. За свои нововведения Гвидо поначалу подвергся гонению, но когда сам Папа убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием, до самой своей смерти, которая наступила 17 мая 1050 года.
Последующее совершенствование нотного письма в период XIII – XVI вв. шло по пути разработки мензуральной нотации.
Мензуральная нотация (от лат. мensura – мера; буквально –размеренная) – запись западноевропейской (первоначально только вокальной) музыки XIII – начала XVII веков с точной фиксацией ритма. Она наглядно передавала не только высоту звуков, но и их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три равные доли. Начиная с XVI века, деление стало двукратным.
В основу графики мензуральной нотации были положены графемы квадратной нотации, для которых характерна квадратно-ромбовидная форма. Различались простые фигуры, то есть одиночные ноты – дуплекс лонга (двойная длинная), лонга ( длинная), бревис (короткая), семибревис (полукороткая), позднее минима (самая малая) и семиминима (полуминима), фуза и семифуза, которым соответствовали паузы соответствующей длительности, и лигатуры (лат. ligatura – связка, пучок; от лат. ligare связывать, соединять) – графические изображения, в которых несколько (от 2 до 5) простых «разновысотных» нотных знаков записывались слитно, как единый знак. Для ритмической расшифровки лигатур были установлены разветвлённые, весьма громоздкие правила.
В отличие от классической (круглой тактовой пятилинейной) нотации, где отношение между длительностями соседних ритмических уровней твёрдо установлено как бинарное (2:1), в мензуральной нотации это отношение может быть 3:1 (такое деление называлось «перфектным», или совершенным) или 2:1 («имперфектное», или несовершенное, деление).
С переходом от записи нот на папирусе к записи на бумаге, произошло подразделение нотных знаков на «белые» (незаполненные) и «чёрные» (заполненные). Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан.
По мере развития многоголосия и ансамблевого исполнения стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой – акколадой.
Основоположником мензуральной нотации считается выдающийся учёный музыкант XIII века Франко Кёльнский. Его система зафиксировала происходивший в музыке процесс постепенного освобождения от модальных («стопных») формул в направлении усложнения и разнообразия ритмических структур (рисунков), которые вплоть до XIV века проявляли себя в рамках преимущественно трёхдольной («перфектной», тернарной) мензуры.
Близко к мензуральной стоит и так называемая готическая нотация – система, выработавшаяся в начале XIII века в восточных немецких, позднее – в примыкающих к ним славянских и венгерских землях. Знаки готической нотации располагаются на системе линий (4 или 5), иногда снабженной ключом, и фиксируют каждый звук мелодии. Представлена нотация двумя основными разновидностями – немецкой и лотарингской (мецской).
Более длительным был путь утверждения современной пятилинейной нотации в инструментальной музыке. До конца XVII века для записи инструментальных пьес применялись особые системы письма – табулатуры.
Табулатура (от лат. tabula – доска, таблица) была изобретена и широко применялась в средневековой Европе. Особенно удобно было с ее помощью записывать музыку для лютни, гитары и других струнных щипковых инструментов, также она применялась для записи органной, клавесинной музыки. Табулатуры представляли собой наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. Эти схемы фиксировали не столько ноты, сколько струны, лады, клавиши, которые должен озвучить исполнитель.
Табулатуры имели разные виды, в зависимости от страны происхождения. Различали итальянскую, испанскую, французскую, и немецкую табулатуры. По внешнему виду эти схемы были разнообразны. В них отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной стране, специфика того музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались также по условным обозначениям: буквам, цифрам, их комбинациям. Ритм с помощью табулатуры обозначался на всех инструментах практически одинаково. Ритмические знаки писались над цифрами или буквами. Их разновидности представлены ниже: