Календарь природы в старшей группе по фгос что должно быть
План-конспект ведения календаря природы с детьми старшей группы
Внесение календаря. В конце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу две страницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям и объясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения за природой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения. Затем вывешивает их в уголке природы.
Наблюдение первое (понедельник). Наблюдение погоды.На прогулке воспитатель предлагает детям около минуты наблюдать за погодой и затем ответить на следующие вопросы: холодно или тепло на улице? Как одеты дети? Ветрено или спокойно? Как узнать, что ветрено (или спокойно? Солнечно или пасмурно? Идет ли дождь или нет? Был ли дождь или нет (как об этом узнали? Будет ли еще дождь (как об этом можно узнать?
В группе после прогулки педагог подводит детей к календарю, показывает, каким цветом и в какой графе надо закрасить прямоугольник «понедельник», как и какими значками отмечать те явления, которые они наблюдали.
Наблюдение второе (вторник). Наблюдение погоды (проводится так же).Рассматривание деревьев: воспитатель предлагает посмотреть на деревья, вспомнить, какие они были летом, сказать, что изменилось и почему.
Одно дерево, которое будет зарисовано в календаре,рассматривается подробно: какого цвета листья? Каких листьев больше (зеленых, желтых, красных? Как листья разного цвета расположены на дереве? Много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья? Много ли опало листьев? Какого цвета трава? Какого цвета опавшие листья?
Так же рассматриваются кусты и цветы, предназначенные для занесения в календарь. В группе дети самостоятельно (но под контролем педагога) закрашивают прямоугольник «вторник», отмечают значками погоду.
Вечером или на следующий день, если планируется занятие по рисованию на тему «Золотая осень», ребята рисуют дерево, куст, цветы, которые они рассматривали. Лучший рисунок помещается в календаре.
Наблюдение третье (среда). Haблюдение погоды (проводится так же). Cpaвнение рисунка, выбранного для календаря, с природными объектами, изобра,женными на нем. Дети оценивают рисунок (насколько точно переданы в нем дерево, куст, цветы, покров земли). Воспитатель предлагает обратить внимание на насекомых, которых ребята увидят во время прогулки, и запомнить их.
В группе дети отмечают в календаре день недели и погоду. Вспоминают, каких насекомых видели на прогулке. Дополняют рисунок и помещают его в графу «Живая природа».
Наблюдение четвертое (четверг). Дети на прогулке наблюдают погоду, обращают внимание на насекомых и птиц.
В группе они самостоятельно фиксируют день недели, погоду в календаре. Воспитатель показывает, как надо дополнить рисунок изображением птиц, насекомых, которых видели на прогулке.
Наблюдение пятое (пятница). Дети наблюдают за погодой, за встречающимися насекомыми и птицами. Рассматривая paстительность участка, любуются нарядным, пестрым убором золотой осени.
В группе ребята самостоятельно фиксируют день недели, погоду и дополняют рисунок новыми видами насекомых и птиц.
Воспитатель дает задание понаблюдать и запомнить, какая погода будет в субботу и воскресенье. В начале следующей недели (в понедельник) в свободное время дети отмечают в календаре субботнюю и воскресную погоду.
Воспитатель обсуждает с ними результаты недельных наблюдений за природой.Проводит беседу примерно по следующим вопросам:
— Какими значками мы отмечали погоду, дни недели?
— Какая погода была на прошедшей недели в понедельник,во вторник? Как это видно из календаря?
— Какими стали растения на участке (деревья, кусты, трава?
— А к это видно из календаря? Почему меняются растения?
— Какие животные (насекомые, птицы) были на участке? Птицы,которых вы видели: зимующие или перелетные?
Убирая календарь, педагог сообщает, что следующие наблюдения за природой будут проведены в третью неделю октября. Очень важно, чтобы при всех последующих наблюдениях в календаре нашли отражение те же природные объекты, что и первый раз. Техника исполнения рисунка должна быть всегда одинаковой (карандашом, краской или фломастером).
Опыт внедрения календарей в практику детских садов,показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Дары природы» Проводят: логопед, родители воспитанников; Участники: дети, родители, логопед, воспитатели, гости мероприятия Тип: творческий, исследовательский.
Опыт ведения группы в соцсети для родителей и детей ДОУ В группе колобок размещается информационно-консультативный блок для родителей по вопросам воспитания, развития и помощи детям в различных.
Оформление фенологического календаря для уголка природы Одним из условий успешного экологического воспитания дошкольников является создание и оформление предметно-развивающей среды. В любой группе.
Оформление календаря природы на летнем участке Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в.
План-конспект ООД по рисованию «Я в весенний ручеёк запущу кораблик» с детьми старшей логопедической группы Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички! Всегда очень рада вашим визитам! Сегодня хочу предложить вашему вниманию материал.
План-конспект ОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну Огородную» Задачи. 1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи». 2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование относительных.
План профориентационной работы с детьми старшей группы План работы по профориентационной работе с детьми старшей группы. Сентябрь Домашний труд Дворник «Труд», «Познание», «Социализация»,.
Рисование гуашью «Ранним утром на цветы пчёлки прилетели» с детьми старшей логопедической группы (план-конспект) Здравствуйте,уважаемые коллеги и друзья! Всегда рада вашим визитам на мою страничку. Сегодня хочу продолжить разговор о весне. Представляю.
Мой детский сад
Информационный портал для родителей и воспитателей
Каким должен быть календарь природы в ДОУ и как его изготовить своими руками
Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.
Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?
Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря:
Представление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме. Дополнением к календарю станет уголок живой природы, где вы можете разместить комнатные растения (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки. Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.
Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят. Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое. В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.
Календарь природы для младшей группы
Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.
Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:
Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.
Календарь природы для детского сада средней и старшей группы
Если с малышами 3 лет воспитатель наблюдает за каждым явлением природы отдельно, то с 4 лет дети способны воспринимать по 2-3 явления одновременно. Например, не только дождливую погоду, но и ветреную погоду при этом, или не просто распускание листьев на деревьях, но и их опадание при порыве ветра. Календарь природы при этом может быть усложнен или дополнен.
Скажем, месяцы с праздничными днями могут быть заполнены соответствующими флажками или картинками: «8 марта», «Новый год», «Пасха» и прочие. Теперь можно не только помечать день недели, в который ребята сегодня пришли в детский сад, но и указывать наступившее число, месяц и год.
Производители календарей стали выпускать и довольно современные их модели, которые содержат магниты и могут выступать в роли доски для смываемых маркеров. Дошколята, уже освоившие буквы и цифры, могут вносить в него свои заметки или изображать увиденное рисунками – или это делает педагог. Получается своеобразный дневник наблюдей, который можно ежедневно обсуждать вместе с воспитанниками. Стили календарей могут быть самыми разными: мультяшные, спортивные, однотонные, забавные, с изображением детей, зверей, растений или красивой природы на фоне.
Делаем календарь природы для детского сада своими руками
Если средств на покупку готового календаря нет или фантазия бурлит так, что хочется реализовать свои задумки в его создании, то при затрате времени около 5-6 часов, можно сделать уголок природы своими руками. Приведем несколько интересных вариантов.
Пожалуй, наиболее практичным календарем будет тот, у которого износостойкая основа и прекрасная цепкость. Прекрасный вариант – прямоугольный коврик. На него вы сможете при помощи булавок цеплять картинки и украшения. Минус такого календаря – не самая высокая безопасность. Поэтому оптимальнее применить его в старшей группе детского сада. Каждое время года пусть будет оформлено отдельно.
Наступила весна – можно развесить соответствующие фотографии (даже самих деток), вырезанные из журналов или открыток картинки. В интернете вы найдете и изображения погодных явлений для этого времени года. Из цветной бумаги можно сделать «часы» дней недели и времени суток. Либо это могут быть просто картинки, которые выбираются при помощи флажков.
Еще один неплохой вариант – фанерная основа или из ПВХ. Тогда работать будет безопаснее. Самоклеящаяся бумага позволит как украсить стенд, так и правильно его оформить. Попросите творческих родителей принести из дома тематические открытки или изготовленные вручную интерактивные элементы. Движущийся показатель термометра может быть сделан из замков красного и синего цвета. Пусть они смыкаются по середине, а выше и ниже ее распишите показатели градусника с оригинальной шкалой.
Интересным будет и упрощенный вариант природного календаря. Времена года расположите по часовой стрелке, обозначив их свойственными погодными условиями. В центр разместите стрелку. Можно прикрепить к основе 4 файла и вставить в них изображения с временами года, а сверху при помощи самоклеящейся бумаги или двустороннего скотча цеплять изображения животных, погодных явлений, температуры и прочего.
Оформив календарь природы для детского сада, вы позволите своим воспитанникам познать окружающий мир в его проявлениях в виде осадков, понижения и повышения температуры, просыпающихся и засыпающих животных и цветов. Сделайте или купите такой стенд, который будет понятен детям. Пусть они будут вовлечены в процесс максимально: сами рассказывают о том, что видят и чувствуют, отвечают на вопросы, какую картинку и куда нужно разместить. Развивайте ребят – это будущее!
Планирование работы с детьми в уголках природы, с календарем природы и погоды в группах детского сада
Татьянa Горбачева
Планирование работы с детьми в уголках природы, с календарем природы и погоды в группах детского сада
Планирование работы с детьми
в уголках природы, с календарем природы и погоды
в группах детского сада.
Младшая группа
1.Общение: «Покажем Мишке «уголок природы»,
2. В течение сезона внесение иллюстраций с изображением осенних изменений, происходящих в природе.
3. На 4 недели сентября рисование на обложке дневника наблюдений берёзы,педагог подписывает: «Наша любимая берёза Беляночка».
4. Украшение уголка природы красивыми растениями и цветами, осенними листьями, овощами и фруктами
5. Готовим природный материал.
6. Выставка «Дары осени»
Средняя группа
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям. Учить детей отгадывать комнатные растения по описанию.
2. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
3. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. 4. Составление коллекций.
5. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры)
6. Заготовка и сушка листьев растений для аппликации, зимних букетов, гербариев.
1. Уточнить представления о 4-5 видах растений, об условиях жизни, сформировать понятия «влаголюбивые» и «засухоустойчивые».
2. Сбор семян астр. Окапывание деревьев и кустарников.
1. Индивидуальная работа с детьми, дежурящими в «уголке природы».
2.Проведение опыта: «Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле». Упражнять детей в нахождении растений по названию.
3. Посещение подготовительной группы: наблюдение за работой детей в уголке природы.
4. Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
На протяжении всего сезона.
1.Совместная деятельность: «Как заполнять календарь природы»
2. Внесение рисунков детей на темы наблюдений на прогулке.
3. Ежедневная работа с календарём погоды – выставление картинок, отображающих явления в неживой природе: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег.
Подготовительная группа
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям.
2. Составления календаря расцвечивания листьев деревьев на участке детского сада.
3.Опыт: «могут ли растения жить без корней»
4. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
6. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).
7. Заготовка и сушка листьев растений для аппликаций, зимних букетов, гербариев.
8. Подборка и изготовление коллекции листьев, семян и плодов деревьев.
1. Закреплять знания детей об уходе за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями (примула, традесканция, узамбарская фиалка).
2. Определение с детьми потребности растений во влаге и свете.
3.Опыт: «С какой стороны листа в растения проникает воздух».
4. Наблюдать за растениями «уголка природы»: реже появляются листья, растения отцветают.
5. Показ детям средней группы: работа в уголке природы.
6. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. 7. Составление коллекций. На пакетах дети наклеивают этикетки – картинки с изображением растения.
8. Сбор природного материала. Окапывание деревьев.
1. Сбор крошек, смешивание с зерном для подкормки птиц.
Младшая группа
На протяжении всего сезона
1. Привлечение внимания детей к состоянию растений. Поливка комнатных растений.
2. Демонстрирование доброго отношения к растениям, заботу о них. Связать состояние цветов с уходом. Педагог показывает правильные приемы работы: под лист поставить ладонь левой руки, в правую взять влажную тряпочку и обтереть весь лист.
2. Внесение в «уголок природы» модели «Способы поливки растений».
3. Выставление в «Календарь природы и погоды» иллюстрации с изменениями, происходящими в природе.
4. Рассматривание комнатных растений с ярко выраженным стеблем и крупными листьями.
5. Наблюдения за птицами на кормушке, выставление в «календаре природы» иллюстраций зимующих птиц.
1.Моделирование: «Составь растение».
2. Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок.
1.Ознакомление детей с названиями растений: фикус, герань, бальзамин.
2. Рассматривать одно из комнатных растений, запомнить его название, закрепить название частей.
3.Поручение детям несложных заданий: подержать лейки, тряпку, отнести их в умывальную комнату.
1.Совместная деятельность: «Посадка лука». Уточнить представление о луке как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Учить сажать луковички и в землю и в воду, зарисовать лук в банке. Рассказать, что для роста зелени нужна вода. Работа с дневником наблюдения.
2. Внесение в «Уголок природы» модели последовательности трудового процесса посадки лука.
3. Поставить в баночку веточки деревьев.
4. Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-3 контрастных по внешнему виду)
Средняя группа
1. Наблюдение детей за поливом и мытьём листьев растений педагогом. 2. Внесение в уголок природы новых растений. Познакомить детей с названиями новых растений и способа ухода за ними.
1.Совместная деятельность: «Посадка лука». Рассматривание банки с луковицей. Педагог делает её зарисовки по трафаретам, поясняя каждое своё действие. Говорит о том, что лукавица будет меняться – прорастать. И педагог с детьми раз в неделю будут её зарисовывать. Педагог напоминает, что лук растёт тогда, когда есть тепло, свет, вода.
Показ нового способа ухода за растениями – опрыскивание.
1. Выращивание овса. Педагог в присутствии детей производит посадку, комментируя действия.
2. Закреплять знания о растениях уголка природы. Моделирование «Составь растение из частей»
Старшая группа
1. Посадка лука, посадка лука в стеклянные банки для проведения опыта – показать, как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
1. Наблюдение «Выращивание лука». Посадка петрушки, укропа, овса в ящиках.
2. Закреплять название и правила ухода за комнатными растениями.
3. Закреплять понятие об условиях, необходимых для роста растений.
1.Посадка корнеплодов: свеклы, петрушки, моркови, картофеля.
3. Поставить в воду веточки деревьев, формировать представление о том, что для жизни и роста растения нужны свет, вода, тепло, питательные вещества.
Подготовительная группа
2. Выращивание овса, гороха, проращивание семян для посадки. Посадка семян перца.
1. Опыт «Растения теряют влагу, через испарение»
2. Посадка лука и петрушки в ящики.
1. Посадка корнеплодов.
2. Посадка лука в ящики для проведения опыта – показать. Как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
3. Полив посадок лука, корнеплодов.
Младшая группа
1. Внесение куклы в одежде весенней, наблюдение за тем, как меняется одежда в соответствии с температурой воздуха.
Внесение иллюстраций первых признаков весны. Совместные рисунки детей и педагогов по сезону.
1. Внесение иллюстраций признаков середины весны.
2. Посадка гороха – формировать представления о внешнем виде семени гороха (круглое, зеленое или желтое, крепкое, гладкое, бугристое). Учить прослеживать действия посадки.
3. Наблюдение за луковицей в банке, зарисовки. Рассматривание зарисовок.
Средняя группа
1. Увеличить частоту поливок и рассказать детям об этом во время трудовых поручений.Совместно: подкормка растений, опрыскивание. Рассматривание цветущих растений. Сравнение двух растений по окраске, форме цветка, листьев, по величине, по поверхности листа на ощупь, по запаху.
2. Посадка луковиц – закрепить знания о луке, особенности строения, условия необходимые для роста. Зарисовка наблюдений за луком в дневнике. Дети находят нужную картинку, одевают куклу в весеннюю одежду.
1. Длительные наблюдения за ветками разных деревьев (тополь, береза). Отметить разницу с ветками за окном. Уточнить почему.
2. Выращивание рассады уличных цветущих растений.
4. Сеяние семян редиса и гороха. Длительные наблюдения за посадками, уход. Вместе с детьми сделать зарисовки.
5. Наблюдать пересадку комнатных растений, уточнить приемы ухода за ними.
Изготовление книги о весенних изменениях в природе по творчеству Е. Чарушина.
Старшая группа
1. Обращение внимания детей на оживление комнатных растений. Проведение с детьми посадки и черенкования комнатных растений. Произведение осмотра и подкормки комнатных растений.
2.Наблюдение: «Выращивание лука». Отражения наблюдения в рисунках.
3. Посев гороха, томата, огурцов.
4. Посев семян душистого перца, бархатцев, фасоли.
5. Рисование явлений природы в марте.
6. Дети находят нужные картинки, изображающие весенние изменения в природе.
1. Осуществление пересадки, перевалки комнатных растений. Совместная деятельность педагога с детьми «рассматривание живородящих комнатных растений» (хлорофитум) – учить узнавать по характерным признакам (листья, стебли). Дать знания об укоренения деток, показать приёмы посадки.
2. Посев семян моркови, укропа, петрушки. Посев овса и длительные наблюдения за его ростом.
3.Опыт: «Нужен ли растениям свет» (овёс). Фиксация опыта в дневнике наблюдений в виде карточек – схем.
4.Опыт: «Необходимость удобрений для роста растений», ведение дневника наблюдений.
1. Обобщённая беседа об уходе за комнатными растениями.
2. Изготовление книги о весенних изменениях в природе и по творчеству В. Биянки.
3. Рисование явлений природы.
Подготовительная группа
1. Рассматривание с детьми комнатных растений. Показать большое растение в маленьком горшочке, подвести к выводу, что корням тесно и необходимо пересадить.Организация труда по пересадке комнатных растений: мытьё горшков, очистка почвы от мусора. Подготовка песка, совков, палочек. Определение необходимости пересадки комнатных растений (осмотр донного отверстия цветочного горшка). Загадывание загадок о комнатных растениях.
2. Посев цветочных семян – учить различать по форме и величине семена настурции, ноготков и бархатцев, правильно сеять их.
3. Выращивание рассады капусты, кабачков.
1.Участие детей в размножении комнатных растений разными способами: отделения отпрысков взрослого растения, делением корневищ, отделением деток, семенами.
2. Внесение, рассматривание и наблюдением за посадками первоцветов в «уголке природы»
1. Продолжать обучать детей разнообразным видам ухода,за растениями: поливу, подкормке, рыхлению, прореживанию.
2.Экологический проект: «Правила ухода за комнатными растениями»
«Календарь погоды» в детском саду В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем.
Развивающая среда Группа Уголок природы Уголок природы Уголок ИЗО Уголок русской избы С/Р игра «Парикмахерская» С/Р игра «Магазин» С/Р игра «Город».