Калиброванные камни что это
Калиброванные камни что это
Рассмотрим «технологию» идентификации ограненных камней. Для начала ограничимся несложными случаями, когда ответ на вопрос «что за камень» можно найти с использованием стандартного геммологического оборудования, без применения сложных приборных методов, спектрометрии и химического анализа.
Для экспертизы была предложена пачка зеленых ограненных камней, купленных в начале января 2013 года на знаменитом интернет-аукционе под видом изумрудов. Камни были дешевыми в виду «низкой чистоты и плохой огранки».
Вот один из этих камешков:
С первого взгляда на камень уже все ясно, но взгляд «к делу не пришьешь». И необходимо доказательно установить минеральную природу камня.
Первым делом – определяем его оптические характеристики. Начинаем с коэффициента преломления. Для этого нам нужен рефрактометр и рефракционная (иммерсионная) жидкость.
Для начала – почистим сам камешек. Желательно, чтобы поверхность была чистая, без пыли, отпечатков пальцев и жировых пленок.
Затем открываем крышку рефрактометра и с той же целью протираем поверхность призмы.
Затем наносим на поверхность призмы каплю рефракционной жидкости. В реальности для теста капля должна быть вдвое меньше.
Затем аккуратно укладываем камень на каплю на призме, площадкой вниз.
Убеждаемся в том, что камень лег плотно, жидкость растеклась подним равномерно, закрываем крышку и включаем фонарик подсветки.
В окуляре рефрактометра мы видим шкалу преломления. Также на окуляре мы заранее установили поляризационный фильтр. Сам показатель преломления определяется по шкале по положению границы света и тени. Вот что показал рефрактометр в данном конкретном описываемом случае:
Черта границы света и тени расположена на отметке 1,53. На самом деле измерения проводятся минимум 4 раза, после каждого камень поворачивается на 90 градусов, результаты измерений записываются. Кроме того, медленно вращая поляризационный фильтр на окуляре, мы наблюдаем (или не наблюдаем) перемещение границы света и тени вверх и/или вниз по шкале. В нашем случае это перемещение составляло очень малую величину, не превышавшую половины деления.
По всем записанным результатами измерений нижних и верхних показателей преломления мы вычисляем усредненные их значения, получив такой конечный результат: 1,538 – 1,542. Эти цифры означают, что исследуемый камень обладает очень слабым двулучепреломлением, то есть имеет 2 показателя коэффициента преломления.
Следующим шагом, тщательно помыв спиртом и сам камень и призму рефрактометра (надо их очистить от остатков весьма пахучей, довольно ядовитой рефракционной жидкости, которая к тому же быстро испаряется, оставляя пленку и белый налет), мы проверим оптическую природу камня, которая в том числе многое может подсказать и о строении камня. Для этого воспользуемся полярископом.
Полярископ состоит из двух линейных поляризационных фильтров, поляризатора и анализатора, верхний фильтр-анализатор может вращаться, и подвижного рабочего стекла, которое виднеется внизу «прорези» трубы полярископа. Полярископу нужна подсветка, потому мы используем предназначенный для этой цели фонарик.
Одеваем полярископ сверху на фонарь и включаем свет.
На фотографии мы видим свет трех ярких светодиодов фонаря, что означает – фильтры полярископа находятся в открытом положении. Вращаем верхний подвижный фильтр до положения, когда пара фильтров будет полностью закрыта. Вот как это выглядит:
Кладем камень на подвижное рабочее стекло, расположенное между двумя поляризационными фильтрами. И начинаем медленно вращать рабочее стекло.
Мы видим, что испытываемый камень в поляризованном свете под перекрещенными закрытыми фильтрами ярко светится и не меняет тона (не темнеет) при полном обороте на 360 градусов. Мы можем сделать следующий вывод: камень кристаллической структурой не обладает, то есть его структура либо аморфная, или волокнистая.
Для начала – включаем весы и обнуляем шкалу, калибрую ее на «ноль».
Затем кладем камень на чашку весов и взвешиваем его.
Записываем вес камня на воздухе – 1,66 карат.
Затем перекладываем камень в подвесную тарелочку гидростатического мостика, опущенную в стаканчик с водой…
… и определяем вес погруженного в воду камня.
Записываем вес в воде – 1,01 карат.
Далее выполняем простой расчет удельного веса камня по формуле: вес камня на воздухе, деленный на разницу веса камня на воздухе и в воде.
Удельный вес = 1,66 : (1,66 – 1,01) = 2,554 (погрешность определения
Весь комплекс весов с гидростатическим мостиком в сборе показан на следующей фотографии:
Далее все совсем просто. Мы знаем о камне следующее:
1.54 (1.538 – 1.542);
— Двулучепреломлением
0.004;
— Структура аморфная (агрегатная) или волокнистая;
— Удельный вес 1,55 +/- 1%;
— Цвет зеленый;
— Прозрачность – просвечивается, но не прозрачен.
Осталось выбрать подходящий вариант по справочным таблицам. Признаюсь – в голове все данные по камням не держу, а возиться с таблицами – уже лень. Потому воспользуемся программой, предназначенной как раз для интерактивной помощи геммологу.
Внизу имеется кнопочка «Separator», нажатие которой приводит нас к специальной форме, заполнив которую, мы можем получить от программы перечень камней, примерно удовлетворяющих известным нам параметрам. Заполняем эту форму. Нажимаем кнопку «Query» и получаем результат:
Из предложенных программой вариантов (а забыть она не могла ничего в принципе) выбираем подходящий. Все же программа – только помошник, а окончательное решение и выводы делает человек.
Вот он, этот камешек:
Октагон изумрудной огранки, 8,4х4,9 мм, вес 1,37 карат, цвет очень сильно синевато зеленый, тон светлый, насыщенность слабая. В окраске проявляется сильная зональность, скрытая грамотной огранкой. Можно было бы считать почти идeально чистым, то есть классифицировать как чистый на глаз, если бы не хорошо заметная черная полоса, пересекающая камень поперек.
Для начала проведем определение стандартных характеристик. Делаем это так же, как и в случае, описанном в первой части цикла «Просто о несложном».
Итак, по результатам тестов имеем следующие данные:
Также были сделаны два совсем простых теста:
Реакция на ультрафиолетовое облучение: инертный и под коротковолновым, и под длинноволновым ультрафиолетом.
Реакция под фильтром Челси: отсутствует.
Для этого пришлось позвать на помощь микроскоп, в последнее время много отдыхавший и из-за этого слегка запылившийся.. Пришлось потратить почти час на уход за ним, прежде чем удалось приступить к рассматриванию и фотографированию берилла и его включений.
На первой фотографии мы видим берилл в отраженном свете от источника искуственного дневного света, под 20-кратным увеличением. Для того, чтобы что-то более или менее, но было видно, фотография сшита из 65 снимков с различной фокусировкой.
Результат немного разочаровал, так как на фотографии не все видно также хорошо, как в оккулярах микроскопа. Темные кристаллы включений (справа сверху вниз) сливаются с фоном.
Чтобы и на изображении было видно получше, пришлось сделать еще одну фотографию подобного ракурса, но изменив освещение на проходящий свет. То же самое увеличение, 20х.
Наличие такой трещины сразу заставляет задуматься, а целостный ли камень или нет. Если трещина сплошная через всю толщину камня, то не может быть такого, чтобы не были видны следы склеивания двух половинок, поскольку при огранке камень обязательно развалился бы на 2, как минимум, части.
Чтобы проверить опасение «склейки», рассмотрим камень с обратно стороны. Следующая фотография как раз с той стороны все нам и демонстрирует. Проходящий поляризованный свет, увеличение 60х, «швейная машинка» трудилась еще меньше, так как исходных разнофокусных кадров было всего 30:
Последня фотография не столь важна с «исследовательской точки зрения» сколько сделана для лучшей визуализации включений. Для достижения некоторой панорамности, то есть более-менее сфокусированного взгляда во внутрь, для достижения приличной глубины резкозти, пришлось попросить «швейную машинку» превратить в одно изображение аж 220 исходных снимков с переменным фокусом.
Фотография сделана под смешанным освещением, увеличение 40х, камень был расположен одной из граней павильона к объективу. В глубину слой кристаллов предполагаемого гематита виден примерно на 30-40% (от расстояния до площадки).
Общих выводов (персональных, для кого-то выводы могут оказаться абсолютно противоположными) по результатам «исследований» немного:
1. Как же не интересны «чистые» камни!
2. Как же интересны «нечистые» камни»!
3. Как же по сравнению с интересностью «нечистых» камней не интересны банальные бриллианты!
4. Не все то изумруд, что зелено!
Калиброванные камни что это
Облагораживание драгоценных камней
ОБРАБОТКА (ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ) ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет/чистота/насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть – драгоценного камня.
Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.
Основные причины для облагораживания драгоценных камней:
Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.
Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.
Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких.
Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:
Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)
Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.
Новейшие методы термической обработки:
— с заполнения камня естественной пастой (fracture filled).
Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.
Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..
Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса.
— с заполнения камня стекломассой (led-glass filled).
Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина.
— глубокая диффузия инонов Be.
Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..
В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обарбтоку для мелких камней стало почти невозможно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.
Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком.
— Облучение
Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся. Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.
Промасливание.
Заполнение бесцветным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости. Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.
— Заполнение резиной.
Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Как минимум 50% всех изумрудов на мировом рынке – резинонаполненные.
Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.
Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, не принятые геммологическим сообщество. Коротко об основных:
— Поверхностная диффузия.
Применятся в основном для производства голубых сапфиров. Поверхность камня покрывается тонкой пленкой на основе легкоплавких оксидов металлов с содержанием ионов титана и ваннадия. Затем камень помещается в печь, где при прокаливании пленка разушается, а ионы ванадия и титана проникают в самые верхние поверхностные слои камня. При этом естественно и окрашивается только поверхность, на глубину не более чем в несколько десятков микрон. Окрашивание надежное, цвет уже никогда не поменяется. Часто лишь случайно расколов камень удается увидеть, что Ваш красивый насыщенный голубой сапфир, купленный за безумные деньги – внутри цвета помоев или темной детской неожиданности. Любой геммолог без труда способен идентифицировать такой сапфир.
— Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.
Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).
Ювелирная точность: опыт Gebrüder Meelis в производстве калиброванных цветных камней
Компания Gebrüder Meelis, специализирующаяся на драгоценных камнях, была основана в 1972 году братьями Корнелисом и Клаусом Меелисами. Со временем она прославилась благодаря мастерски калиброванным камням, которые становятся идеальным завершающим штрихом к изделиям из коллекций высокого ювелирного искусства. Они работают с цветом, покупают и продают необработанные камни и создают потрясающие турмалины, аквамарины, танзаниты и другие камни, которые потом попадают в руки ювелиров со всего мира. В этом интервью Кристофер Меелис, сын Корнелиса Меелиса, поделился своими мыслями о техниках, высокоточной обработке и идеальном сочетании технологий прошлого, настоящего и будущего.
Gebrüder Meelis базируется в немецком Киршвайлере, недалеко от центра огранки драгоценных камней – Идар-Оберштайна. В компании существует два направления деятельности: традиционная мастерская, где мастера обрабатывают отдельные камни всех цветов радуги, и суперсовременное производство, открывшееся в 2017 году, где с помощью точных технологий обработки получают камни определенного размера, формы и высоты для установки в ювелирные украшения. Компания давно работает с драгоценными камнями, и ей небезразличны люди, которые за этими камнями стоят. В последние годы Gebrüder Meelis поддерживали проекты по улучшению рабочих условий и повышению прозрачности производства драгоценных камней в Африке и Бразилии. Вот что рассказал мне Кристофер Меелис в нашей беседе.
Правила раскрытия информации о ювелирных вставках
Методическое руководство к стандарту ассоциации «Гильдия ювелиров России» СТО 52818945-1-2016
ЗАЧЕМ РАСКРЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЮВЕЛИРНЫХ ВСТАВКАХ?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2015 N 994)
«об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана следующая информация:
«VII. Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
64. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно- цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным».
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ?
До настоящего времени отсутствовали стандарты, определяющие единообразные правила раскрытия информации о ювелирных вставках. С целью укрепления доверия потребителей к ювелирной промышленности Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» было принято решение о разработке отраслевого стандарта, определяющего единые отраслевые правила раскрытия информации, которые были бы понятны специалистам и потребителям, и которые были бы гармонизированы с международными правилами раскрытия информации.
Стандарт «Ювелирные вставки. Правила раскрытия информации»
СТО 52818945-1-2016 разработан Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» и утвержден решением Совета Ассоциации 8 сентября 2016 г. В стандарте Гильдии ювелиров России установлены правила раскрытия информации, приведена терминология, классификация по происхождению материалов, из которых изготовлены вставки, порядок маркировки природных камней и искусственных продуктов, в том числе облагороженных.
Основные правила раскрытия информации изложены в соответствии с рекомендациями Международной ювелирной конфедерации (CIBJO) с учетом действующего законодательства в Российской Федерации.
ЮВЕЛИРНАЯ ВСТАВКА — ЧТО ЭТО?
Ювелирные вставки — это любой огранённый камень, изготовленный из различных материалов, как природных, так и искусственных, предназначенный для использования в ювелирных изделиях или произведениях искусства. Неогранённые камни (кристаллы сырья) относятся к ювелирным вставкам в случае, если они закреплены в ювелирное изделие и являются неотъемлемой частью данного изделия. Все ювелирные вставки, по происхождению материала из которого они изготовлены, подразделятся на природные камни и искусственные продукты.
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ?
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЮВЕЛИРНЫХ ВСТАВКАХ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗМЕЩЕНА НА ЯРЛЫКЕ ИЗДЕЛИЯ?
НАИМЕНОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ (КАК ПРАВИЛЬНО?)
Наименование природных камней должно быть минералогическим или правильным коммерческим наименованием минерала.
В таблице приложения А стандарта приведены правильные коммерческие наименования наиболее распространённых природные минералов, горных пород, органогенных веществ, и их разновидностей. Данные минералогические и коммерческие наименования одобрены и рекомендованы CIBJO (Всемирной ювелирной конфедерацией).
минералы, горные породы и органогенные вещества