Калькулирование себестоимости продукции предусматривает что общепроизводственные расходы
Калькуляция
Калькуляция — это определение расчетным способом затрат в стоимостной (денежной) форме, приходящихся на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция необходима для определения плановой или фактической себестоимости объекта или изделия.
Методы калькуляции
Методы калькуляции — это методы расчёта производственных издержек, себестоимости готовой продукции, величины объёма незавершённого производства на основании калькуляции затрат. Составить калькуляцию на изделие можно несколькими способами, которые предполагают расчет издержек производства, себестоимости выпускаемого товара и объема незавершенного производства.
На практике различают следующие методы калькуляции:
Нормативный метод калькуляции
Нормативный метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях с массовым, серийным и мелкосерийным характером производства и в других производствах. Использование нормативного метода калькуляции должно сопровождаться обязательным составлением нормативной калькуляции по нормам, которые действительны на начало календарного месяца.
Также важно отслеживать все отклонения от принятых норм в начальной стадии возникновения таких отклонений.
Кроме этого необходимо вести учет любых колебаний действующих норм, а также своевременно отражать эти изменения в нормативных калькуляциях.
Позаказный метод калькуляции
Позаказный метод калькуляции — это метод расчета себестоимости готовой продукции, используемый на предприятиях, на которых расходы на производство учитываются по отдельным заказам на изготовление изделие или выполнение работы или оказание услуги.
Позаказный метод калькуляции, как правило, применяется на предприятиях с мелкосерийным и индивидуальным видами производства. Объектом учёта и калькулирования выступает заказ, которому присваивается уникальный номер – код заказа. Для учёта затрат по каждому заказу заводится отдельный аналитический счёт с указанием кода заказа, проставляемым во всех документально оформленных первичных документах. Расходы на производство собираются в аналитическом учёте в строгом соответствии с открытыми заказами. Таким образом, позаказный метод дает возможность четко рассчитать производственные расходы в разрезе каждого калькулируемого объекта. Применение данного метода уместно в случае, когда необходимо точно знать индивидуальную себестоимость выпущенной продукции.
Попередельный метод калькуляци
Попередельный метод калькуляции — это метод расчета себестоимости готовой продукции, используемый на предприятиях, где первоначальное сырье в процессе осуществления производства проходит ряд переделов или где из одних видов исходного сырья в одном технологическом процессе получают другие виды готовой продукции.
Калькуляция себестоимости готовой продукции попередельным методом может осуществляться в двух вариантах:
При полуфабрикатном варианте рассчитывается себестоимость продукции по каждому переделу. При этом себестоимость продукции складывается из себестоимости предыдущего передела и расходов по данному переделу. Таким образом, себестоимость продукции последнего передела равна себестоимости готовой продукции.
При бесполуфабрикатном варианте производственные затраты учитывают отдельно по каждому переделу и не учитывается себестоимость продукции предыдущих переделов. Таким образом, себестоимость готовой продукции состоит из всех производственных затрат по всем переделам.
То есть при применении полуфабрикатного метода себестоимость каждого передела включает в себя себестоимость предыдущего, а при использовании бесполуфабрикатного метода рассчитывается стоимость каждого передела отдельно.
Отметим, что при попередельном методе калькуляции так же как и при других методах калькуляции, сначала рассчитывают себестоимость всей продукции, а затем определяют себестоимость каждой единицы продукции.
Попроцессный метод калькуляции
Попроцессный метод — это метод калькулирования себестоимости готовой продукции, при котором производственные затраты учитывают в целом по каждому процессу производства или отдельным стадиям производственного процесса. Этот метод калькуляции используется в производствах, где готовая продукция получается в результате последовательной переработки первоначального сырья в одном или нескольких технологических циклах. При этом результат переработки сырья, который появляется на промежуточных стадиях производственного процесса, не может точно и определенно рассматриваться ни как готовая продукция, ни как полуфабрикат.
Например, попроцессный метод применяется в добывающей и текстильной промышленности, при производство цемента, лакокрасочных изделий, пластмасс и т. д.)
Перечень статей калькуляции
На практике используется следующий перечень статей калькуляции:
исходное сырье и материалы;
топливо и энергия для технологических целей;
начисленная заработная плата производственным рабочим;
страховые взносы с заработной платы производственных рабочих;
прочие производственные расходы;
Статьи калькуляции с пункта 1 по пункт 7 являются расходами на производство, так как эти затраты прямо связаны с осуществлением производственных процессов. Сумма всех расходов на производство равна производственной себестоимости готовой продукции.
Статья «Коммерческие расходы» из пункта 8 перечня статьей калькуляции – это понесенные расходы, которые связаны с отпуском (реализацией) готовой продукции. К таким коммерческим расходам относятся затраты на хранение, на рекламу, на упаковку, транспортные расходы и прочие расходы.
Сумма производственных и коммерческих расходов в итоге составляет полную себестоимость созданной продукции.
Прямые и косвенные расходы
На практике также различают прямые и косвенные расходы.
Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость конкретного изделия продукции. Согласно выше приведенному перечню прямые расходы указаны в пунктах 1-3 перечня статей калькуляции.
Косвенные расходы, как правило, сопряжены с созданием всей продукции или нескольких видов продукции и относятся на себестоимость конкретных изделий продукции косвенным способом при помощи рассчитываемых процентов или коэффициентов.
Условно-постоянные и условно-переменные расходы
На практике также выделяют условно-постоянные и условно-переменные расходы.
Условно-постоянными называются расходы, которые с изменением объема выпуска продукции слабо меняются или не меняются вообще. Условно-постоянными расходами можно считать общепроизводственные расходы и общехозяйственные затраты.
Условно-переменными расходами считаются затраты, которые прямо пропорционально зависят от изменения объема выпуска готовой продукции.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Работа с общепроизводственными расходами
Предприятие, производящее ту или иную продукцию, вкладывает в это определенные средства. Важным понятием в образовании прибыли и рентабельности деятельности предприятия является себестоимость продукции. Средства, которые вкладываются в общую организацию производства, управление им, обслуживание и т.п., составляют значительную часть формируемой себестоимости.
Рассмотрим, что входит в состав общехозяйственных расходов (ОПР), каких разновидностей они могут быть, как производить их учет, на основе чего происходит списание. Основные нюансы, касающиеся общехозяйственных расходов на производстве, проанализируем в этой статье.
Общепроизводственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Что такое общепроизводственные расходы
Производство продукции предусматривает прямые траты (на сырье, оборудование, оплату наемного труда и т.п.), а также косвенные расходы. Помимо затрат непосредственно на изготовление продукции, средства нужно потратить на саму организацию этого процесса, им нужно непрерывно управлять, регулировать его, причем на всех производственных уровнях (руководство бригадой, цехом, отделением, участком, линией и т.п.).
Средства, затрачиваемые на организацию процесса производства и управление им во всех структурных подразделениях организации, считают общепроизводственными расходами. Ранее этот вид трат носил наименование «цеховые расходы».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Национальная система бухучета в современной ситуации постепенно приводится к международным рыночным стандартам. С этим связан и пересмотр механизмов формирования ОПР в отечественном бухгалтерском учете. В данной статье мы рассматриваем только актуальные на сегодня положения.
Состав общепроизводственных расходов
Расходы, которые Правила бухгалтерского учета в п. 15 относят к общепроизводственным, включают в себя такие траты, входящие в конечном итоге в себестоимость продукции, как:
Виды общепроизводственных расходов
Общепроизводственные затраты можно разделить на:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это условное деление, и в некоторых случаях расходы могут переходить из одной группы в другую. Предприятие вправе самостоятельно определять перечень тех и других затрат, фиксируя это в учетной политике.
Учет общепроизводственных расходов
Учитывать ОПР нужно отдельно по каждому структурному подразделению. Для этого необходимо сначала осуществить распределение.
Распределение ОПР
Для корректного учета нужно четко представлять, какая сумма приходится на каждый вид продукции, а также работ или услуг. Для этого необходимо:
Для распределения постоянных ОПР нужно выполнить следующие процедуры:
Нормативное значение постоянных ОПР на выбранную базовую единицу рассчитывают по такой формуле:
Далее необходимо сравнить фактический показатель с установленным нормативом. Для расчета общей суммы фактических распределенных ОПР удобно применить следующую формулу:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если сложить распределенные и нераспределенные постоянные ОПР, в сумме должна получиться их фактическая величина. Если получилось меньше рассчитанной нормы, в себестоимость закладывают фактический показатель, а не вычисленный норматив. Если расчет превысил фактические показатели, то в себестоимость войдет рассчитанная норма, то есть только часть постоянных ОПР.
Результат распределения отражается в специальной ведомости.
Коэффициент распределения
Он необходим для того, чтобы корректно рассчитать стоимость выпускаемой продукции. Для него нужно знать сумму косвенных расходов и выбранного показателя базы распределения. Вычисляется по такой формуле:
Так, если ОПР составляют 100 000 руб., а в качестве базы выбрана зарплата, которая в данном случае равна 10 200 руб., то коэффициент распределения будет 100 000 / 10 200 х 100 = 98%. Такой показатель значит, что при формировании цены на готовую продукцию нужно учитывать, что зарплата рабочих, занятых изготовлением каждой единицы, практически равна себестоимости самого изделия.
Пример
Во время отчетного периода мебельный цех выпускал тумбочки и комоды. Затраты на выпуск включают в себя:
Сумма составляет 133 700 руб.
Предприятие само решает, по какой именно базе распределить эти средства. Если выбраны материальные затраты, норматив составит 133 700 / 25 500 = 5,2. Если же выбрать базой траты на оплату труда, норматив будет 133 700 / 12 000 = 11,1.
Чтобы рассчитать сумму ОПР, включаемую в себестоимость каждого вида продукции, можно действовать двумя способами в зависимости от выбранной базы. ОПР в составе себестоимости вычисляется умножением вычисленного норматива на фактическую величину базы.
Если учитывать материальные затраты, то доля ОПР в себестоимости 5,2 х 15 000 = 78 000 — по комодам и 5,2 х 10 500 = 54 600 — по табуреткам. Соответственно, производственная себестоимость составит сумму этих величин с зарплатой и прочими прямыми расходами: по комодам — 78 000 + 9200 + 6 000 = 93 200 руб., по табуреткам — 54 600 + 7000 + 6000 = 67 600 руб.
Если за базу принять расходы на оплату труда, вычислять придется так же, но с другими показателями. ОПР в себестоимости комодов будет составлять 11,1 х 6 000 = 66 600 руб., как и табуреток. Производственная себестоимость – сумма материальных расходов, вычисленной плановой величины и прочих прямых расходов – для комодов будет 66 600 + 15 000 + 9 200 = 90 800 руб., а для табуреток 66 600 + 10 500 + 7 000 = 84 100 руб.
Как видим, себестоимость изделий может значительно отличаться в зависимости от установленной базы распределения ОПР.
Как правильно выбрать базу распределения
Поскольку от корректности выбора показателя базовой единицы в конечном итоге зависит себестоимость, нужно подходить к этому вопросу взвешенно. Если базу назначить неправильно, это может исказить суммы ОПР по отдельным отраслям деятельности или видам изделий. На выбор базы могут оказывать влияние следующие факторы:
Такой базой могут служить, в зависимости от особенностей отрасли:
Амортизационные отчисления на средства ОПР
Обычно вычисляют годовую амортизацию, хотя и начисляют ее ежемесячно: нужно определить сумму расходов, потраченных на восстановление всех основных средств производства и управленческого аппарата. Для ее вычисления правомерно применение следующей формулы:
Бухгалтерский учет и списание ОПР
Общепроизводственные расходы отражают на счете 25 «ОПР», по кредиту в зависимости от конкретного вида расходов. Когда истекает расчетный месяц, остаток на этом счете списывается по дебету:
Проводки при этом будут следующими:
Обязанности бухгалтера касательно общепроизводственных расходов
Производя бухучет по ОПР, бухгалтерия должна выполнять такие операции:
В отчетном периоде заработная плата работников производственного цеха составила 120 000 рублей, отчисления в виде страховых взносов — 37 500 рублей, затраты на электроэнергию и другие коммунальные платежи — 190 000 рублей, амортизация производственного здания — 33 500 рублей. Какие проводки сформировать в бухучете по результатам отчетного периода?
Посмотреть ответ
Налоговый учет общепроизводственных расходов
Налоговый учет ОПР зависит от системы налогообложения, применяемой на производстве:
Состав включаемых в себестоимость продукции затрат
Виды себестоимости и связанные с ними затраты
Себестоимость продукции может формироваться в 2 вариантах:
К непосредственно связанным с производством относятся затраты, которые:
Расходы, не связанные непосредственно с производством, носят название общехозяйственных и складываются из затрат:
Какие затраты формируют полную себестоимость готовой продукции? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Какие затраты входят в перечень прямых расходов?
Прямые расходы производства зависят в первую очередь от вида создаваемой продукции (например, материалоемкая или нет) и чаще всего состоят из:
Если есть возможность организовать учет с отнесением на определенный вид продукции, то в составе прямых расходов могут быть также учтены:
Сбор прямых расходов ведут на счетах бухучета применительно к выделяемым на них калькуляционным единицам продукции (заказам или переделам):
Перечень затрат для этих счетов, как правило, делается общим, детализируясь только в части материальных расходов, среди которых могут быть выделены:
По прямым расходам допускается оценивать незавершенное производство. Подробнее об этом читайте в статье «Незавершенное производство в бухгалтерском учете».
Какими могут быть накладные расходы производственного характера?
В состав накладных расходов производственного характера по каждому из производственных подразделений будут входить:
В т. ч. в составе накладных расходов производственного характера будут отражаться те расходы, которые могли бы входить в состав прямых, но организация распределения их по объектам калькулирования либо невозможна, либо требует неоправданно высоких трудозатрат:
Учет расходов накладных расходов производственного характера ведется на счете 25, который может быть открыт:
Расходы, собранные на счете 25, ежемесячно распределяют между калькуляционными единицами, в отношении которых на счетах учета прямых затрат ведется сбор прямых расходов на производство. Базой распределения выбирается либо один из видов прямых расходов (материалы, зарплата), либо их общая сумма.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Состав затрат общехозяйственного назначения
Расходы общехозяйственного назначения имеют перечень, схожий с перечнем накладных расходов производственного характера. Сюда будут относиться:
Дополнительно могут присутствовать расходы на:
Затраты общехозяйственного назначения также собирают по каждому из подразделений, аккумулируя их на счете 26. Ежемесячно этот счет закрывают. Собранные на нем суммы возможно учесть двумя способами:
О том, как формируется себестоимость при позаказном методе учета затрат, читайте в материале «Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости».
Где определяется состав расходов?
На каждый вид производимой продукции организацией самостоятельно разрабатывается ее плановая калькуляция, определяющая количественный состав основных материальных и трудовых затрат на ее создание. Эта калькуляция ложится в основу перечня прямых расходов на производство и позволяет контролировать фактические объемы вложенных в производство конкретных видов продукции ресурсов.
Также самостоятельно организации предстоит создать конкретные перечни затрат (справочники) по каждому из счетов учета накладных расходов, детализируя их в необходимой степени и присваивая определенный цифровой шифр каждой выделенной статье. Наличие шифра существенно облегчает указание на статью затрат в первичных документах, которыми оформляют отнесение на расходы. Такой справочник может быть многоуровневым, что даст возможность получать учетные данные как по отдельным элементам затрат, входящим в статью, так и по каждой статье, а также по группам затрат. Например, в составе статьи «Ремонт основных средств» можно выделить подстатьи «Капитальный ремонт» и «Текущий ремонт». В составе каждой подстатьи могут быть выделены элементы, отражающие вид основного средства (недвижимость, оборудование, транспорт, прочие ОС) и то, кем делался ремонт (собственным подразделением или сторонней организацией). Детализацию справочников следует осуществлять с таким расчетом, чтобы они давали возможность получения необходимой для составления разного рода отчетов информации с минимальным количеством дополнительных действий с ней.
Кроме того, организации необходимо определить:
Все вышеуказанные моменты фиксируются в приказе по учетной политике. При этом все справочники статей затрат и перечни объектов калькулирования будут являться приложениями к этому приказу.
Итоги
Состав затрат, формирующих себестоимость продукции, их детализация и то, на каком уровне будет определяться эта себестоимость, организация устанавливает сама. Также самостоятельно ею выбирается порядок включения накладных расходов в себестоимость калькуляционных единиц. Все принятые решения фиксируются в приказе по учетной политике.
Плановая и фактическая калькуляция: задачи и отличия
Задачи калькулирования продукции
Одной из основополагающих задач управления себестоимостью продукции (работ, услуг) является ее калькулирование. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на изготовление, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг), связанных с использованием в процессе ее производства сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической или плановой себестоимости продукции и оценки издержек производства.
Обратите внимание!
Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период. Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг). Кроме того, благодаря качественно составленной калькуляции затрат появляется возможность установить оптимальную цену для контрактации с контрагентами.
Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость готовой продукции или выполненных работ. Кроме расходов, предусмотренных планом, в фактической калькуляции также отражаются расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.
Важно!
Фактическая калькуляция необходима для анализа себестоимости, оценки отклонения фактических показателей от плановых и позволяет правильно проводить планирование в дальнейшем.
Составляем калькуляцию: какие расходы в нее необходимо включить?
Рассмотрим фактическую калькуляцию себестоимости продукции ООО «Альфа», занимающегося ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.
В первую очередь в калькуляцию включаются расходы, которые стоит отнести к себестоимости по данным бухгалтерского учета.
Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, основным из которых является обоснованность отнесения статей затрат на себестоимость и их включение в цену.
В общем виде калькуляция имеет следующий вид (табл. 1).
Таблица 1. Фактическая калькуляция (ремонт агрегата А)
Наименование статей калькуляции
Сумма, руб.
Затраты на материалы всего
34 718,00
сырье и основные материалы
возвратные отходы (вычитаются)
топливо на технологические цели
энергия на технологические цели
тара (невозвратная) и упаковка
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего
210 795,00
основная заработная плата
дополнительная заработная плата
63 238,50
Затраты на специальную технологическую оснастку
314 207,00
583 219,00
1 206 177,50
К сведению
Представленная калькуляция имеет исключительно рекомендательный характер. Для каждого предприятия статьи затрат могут быть абсолютно разными, все зависит от специфики деятельности. Например, в нашем случае не указаны такие статьи затрат, как «Услуги сторонних организаций», «Командировочные расходы основных производственных рабочих» и пр.
Рассмотрим каждую статью расходов, включенных в калькуляцию.
Затраты на материалы
В данную статью включают затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и прочие затраты за вычетом стоимости реализуемых отходов.
Отходы — это остатки материалов, образовавшиеся в процессе производства и потерявшие свои потребительские качества.
Для достижения наилучшего результата на предприятиях зачастую утверждают нормы расхода материалов и устанавливают лимит расходов. Норма расхода — это максимально допустимое количество материалов, расходуемое на изготовление единицы продукции.
На практике также утверждают так называемые лимитные карты на списание материалов (табл. 2), в которых, собственно, устанавливают лимит на материалы. Если необходимо большее количество материалов, превышающее установленный лимит, пишут служебные записки на необходимое превышение количества материалов с обоснованием причины их потребности и выписывают их по отдельному требованию.
Таблица 2. Лимитная карта на материалы
Наименование ТМЦ
Единица измерения
Лимит
Отпущено
дата
количество
подпись получателя
1. Сырье и основные материалы
2. Комплектующие изделия
Кольцо уплотнительное 2×10,3
Кольцо уплотнительное 4×8,7
Лимитная карта необходима в первую очередь для того, чтобы при выпуске каждого изделия не было случаев «забытых» материалов и комплектующих, а также для мониторинга за соблюдением лимита списания материалов. Также благодаря ведению таких карт постоянно и на каждое изделие или работу облегчается работа у бухгалтерии при списании материалов в производство.
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих
В эту статью включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат.
В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:
Дополнительная заработная плата — это компенсации, которые включают начисления за неотработанное время, установленные коллективным договором предприятия или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством.
В случае составления плановой калькуляции для производственных предприятий с несколькими цехами и установленной повременной системой оплаты труда, как в ООО «Альфа», где утверждена нормативная трудоемкость на выполнение конкретных операций, можно составить следующую расшифровку затрат на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 3).
Таблица 3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих
Вид работ
Трудоемкость и заработная плата, учтенные при составлении калькуляции
трудоемкость, нормо-часы
стоимость нормо-часа, руб.
основная заработная плата (фонд оплаты труда), руб.