Калмыки что за народ
Калмыки — “отделённый” народ калмыцких степей
История калмыков неразрывно связана с прошлым России, она позволяет лучше понять этот народ, проникнуться его ценностями и идеалами. Более трёх с половиной веков назад калмыки добровольно стали подданными России, тем самым связав свои судьбы с русскими. Однако этим временам предшествовали непростые суровые испытания, драматичные события, происходившие в жизни племён.
О происхождении и становлении калмыков как народа написано немало научных работ, однако по сей день остаются спорные вопросы. Я же предлагаю погрузиться в прошлое Калмыкии и узнать, как складывалась судьба её народа. Кто стал предками современных калмыков? Что ожидало их после вхождения в состав России?
Название народа
Сами калмыки называют себя “хальмгуд”. Как считают языковеды, слово это принадлежит к тюркским языкам, а его основа “хал-” (“гал-”) означает “отделение”. Относительно такой интерпретации самоназвания и привычного нам слова “калмык” высказывался русский учёный В.М.Бакунин, что много лет жил в Калмыки. Он писал:
“Сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев”.
Это определение очень ярко отражает историю калмыцкого народа. В трудах немецкого исследователя Петра Палласа отмечается, что калмыков действительно можно назвать отделившимся племенем от основной группы своих предков — ойрат-монголов.
Его коллега Б.Бергман не согласен с этой теорией. По его мнению, “отступниками” калмыков называли из-за отказа от шаманизма, который являлся господствующей религией их предков. На мой взгляд, первая гипотеза вернее, поскольку сами исторические факты говорят в её пользу.
Калмыки в 1917 году
Появление калмыков
Формирование калмыков приходится на конец XVI столетия. В те времена часть ойратских племён, прежде населявших Джунгарию, отделяется от основной массы. Перемещение общин происходит в сибирские пределы — вдоль рек Иртыш, Омь, Ишим. Со временем кочевники перемещаются к юго-западным землям, занимая территории у Волги и Прикаспия. Именно там, как считает большинство историков, и происходит зарождение калмыков.
Но что заставило часть племён отправиться к новым неизвестным землям? На этот счёт есть разные мнения. Ойраты занимали немалые территории, а потому со временем стали нуждаться в новых пастбищах и местах проживания. Вероятно, это и стало основной причиной отделения группы, что в дальнейшем дало начало калмыцкому народу.
Междоусобные войны также сыграли немалую роль в вытеснении значительной части общин. Однако воевать предкам калмыков пришлось и по пути к своей новой родине. В процессе переселения происходили столкновения с ногаями, казахами, башкирами.
Г.Лучинский «Калмыки на Иртыше в XVI веке» (светло-зеленый цвет)
Отношения с русскими
Укрепившись на новых землях, калмыки начинают налаживать отношения с русскими. Я хочу отметить, что для каждого из народов такой союз имел свои выгоды. Калмыкам необходимо было расширять свои торговые пути, развиваться экономически.
В свою очередь, русским нужны были силы для противостояния татарам и туркам. Калмыки были идеальным вариантом — у них имелось многотысячное войско и прекрасная конница. Представители этого народа участвовали во многих военных операциях под командованием русских.
Во второй половине XVI века на территории Российской империи появляется Калмыцкое ханство, жители которого являлись подданными русского царя. Впрочем, далеко не всегда обещания калмыцких тайджи исполнялись — понятие о клятве в верности у них и русских сильно различалось.
Исследователь Фёдор Бюлер в своих работах отмечал:
“Присяга в верности кочевых азиатских племён в глазах их самих не заключает в себе ничего святого. Она для них лёгкое средство для достижения предполагаемых выгод и нарушить её при первом удобном случае им ничего не значит”.
Новое “отделение” калмыков
Между представителями русской и калмыцкой аристократии заключались браки, образовывая крепкие союзы между общинами разных народов. Негативным аспектом стала христианизация.
Многие калмыки отказались принять новую веру, из-за чего часть племён вернулась в Джунгарию. Усугубили положение несколько голодных зим, из-за чего калмыцкие крестьяне не могли платить налог русским помещикам. Население вынуждено было бежать от непосильного оброка.
Основная часть калмыков отправилась к Маньчжурии. Сложный изнурительный переход длился более полугода. Часть племён пострадала из-за болезней, немалое число калмыков было уничтожено казахами, атаковавшими беглецов.
Представители народа, оставшиеся в России, стали жителями Астраханской губернии. Как и их предки, калмыки не раз славно проявили себя во многих войнах, в которые отправлялись вместе с русскими.
Василий Верещагин «Калмыцкий лама» 1869-1870
Калмыки в наше время
Прошлый век принёс много перемен в жизнь калмыков. В первую очередь, они стали оседлым народом. Власти России старались повысить уровень образованных людей Калмыкии. Люди изучали латиницу и кириллицу, с помощью которых калмыки могли бы изучать родной язык. В дальнейшем было решено повсеместно перейти на русский язык.
Республика Калмыкия сегодня является субъектом Российской Федерации. В наше время на её территории проживает около 165 тысяч калмыков, часть народа живёт в Киргизии и Казахстане. С переходом к оседлому образу жизни у калмыков начало развиваться земледелие.
Начало 20 века. Группа калмыков
Сегодня на их родине выращивают зерновые, лён, табак, арбузы и дыни. Люди, живущие неподалёку от рек, занимаются рыболовством, однако и в наше время скотоводство играет главную роль в деятельности калмыцкого народа. Как и их предки, современные калмыки поддерживают торговые связи со многими соседними народами.
Современные калмыки с трепетом относятся к старинным обычаям и верованиям. Среди калмыков встречаются приверженцы христианства, тибетского буддизма, ислама. В разные периоды своей истории на них оказывали влияние другие племена, однако калмыки сохранили национальную самоидентичность, а сегодня в Калмыкии и вовсе происходит культурное возрождение былых традиций.
Свободные кочевники: 10 «школьных» заблуждений о калмыках
1. Они называли себя калмыки
Самоназвание этих западномонгольских племён — ойраты. Отличительной их особенностью стала «улан зала» («красная кисть») на головных уборах. Дербеты, торгуты — это выделившиеся среди ойратов племенные группы.
Калмыки (калмаки) — это тюркское название для кочевников, не принявших ислам. И так называли не только ойратов.
2. Это была новая волна монгольских завоевателей, подобно тем, которые пришли в Европу во времена Батыя
Был ли у ойратов план восстановления державы Чингисхана?
Западную Монголию в XVI–XVII веках покинули несколько групп кочевников, проигравших там в борьбе за власть. Они пытались найти себе место под солнцем.
Это не завоеватели. Это скорее беженцы и политэмигранты.
Источники позволяют хорошо проследить механизм освоения новых земель номадами. Сначала идут разведывательные рейды, затем набеги и походы. В случае успеха происходит занятие новых территорий. Так было не всегда. В 1644 калмыки предприняли поход на Северный Кавказ, где были разбиты войском кабардинцев и ногайцев. Но в целом в XVII веке калмыки завоевали себе прикаспийские кочевья, покорив часть ногайцев, а также загнали ряд племён в горы Кавказа.
3. Калмыки приняли российское подданство в 1609 году
Вообще этот процесс растянулся на несколько десятилетий. И в 1609 году никто не мог принимать присягу от имени всех калмыков.
Ойраты прикочевали в верховья Ишима, к рубежам Российского государства. В 1607 году несколько тайшей (вождей) ойратов дали шерть — то есть принесли присягу, тарскому воеводе Гагарину. В 1609 году тайши получили разрешение построить укреплённый городок и обязались платить ясак скотом, а также выдать заложников.
Однако в последующие годы тайши фактически отказались подтвердить присягу и платить налог. В тот момент на границе кочевало несколько орд — единого лидера там не было. Более того, новые группировки приходили из Джунгарии. Одни тайши совершали набеги на русские земли, другие давали шерть.
Ойратские воины
Правый берег Волги калмыки заняли в 50-е годы XVII века. А переход в российское подданство закреплён шертями 1655 и 1657 годов. Калмыки обязались давать русскому царю воинов.
Есть точка зрения, что это было не подданство, а скорее политический союз.
4. Калмыки были свободными кочевниками
В середине XVII века ойраты фактически создали три своих государства — Джунгарское ханство в Джунгарии и западной Монголии, Хошутское ханство в Тибете и в районе Кукунора, Калмыцкое ханство в северном Прикаспии.
Калмыцкое ханство представляло собой феодальное сословное общество со строгой иерархией. Основную массу составляли албату. Они платили подати, несли повинности, а также служили в войске. Существовали и категории людей, статус которых был аналогичен рабам.
Каждый калмыцкий феодал владел определённым количеством кибиток с албату. И свободный переход от одного тайши к другому был запрещён. Феодалы оговаривали условия преследования и возврата беглых. Но в реальности эти обязательства часто нарушались.
Первым калмыцким ханом стал Аюка, правивший в 1669–1724 годах. Отношения правительства России с ним были сначала сложными, так как калмыки вступали в конфликты с казаками и башкирами. Но к 1680-м годам проблемы были в основном улажены.
Аюка был сначала традиционно «первенствующим тайшой», т. е. наиболее влиятельным из торгутов — самого многочисленного племени. В ханском достоинстве его утвердил в 1690 году далай-лама. С этого момента и следует отсчитывать историю Калмыцкого ханства.
В начале XVIII века его как хана признало и российское правительство.
Аюка успешно воевал за Яиком с казахами, он также подчинил мангышлакских туркмен и и Большую Кабарду.
Ханство было вассальным, но его владения выходили за границы России.
Аюка
Калмыки сражались в шведских и турецких войнах России, четырёхтысячный отряд ойратов принял участие и в Персидском походе.
5. Калмыки были вооружены и сражались как кочевники, обитавшие на южных рубежах России
Ойраты, исповедовавшие «самую мирную религию», были храбрыми воинами.
Длинные пики у калмыков переняли и казаки — ранее они вооружались ружьями и саблями. И пытались — правда, без особого успеха — крымские татары.
Правда, как отмечает Алексей Пастухов, у джунгар по сравнению с калмыками были «тепличные условия» — их ставке в Или до 1755 года никто не угрожал. А Калмыцкое ханство было уязвимо: любая точка на его территории могла подвергнуться набегу. Например, во время Бахты-Гиреева погрома 1715 года хан Аюка лишился печати и архива. И сам едва спасся.
В XVIII веке калмыки отказались от центральноазиатских доспехов. Они стали использовать кольчуги с наручами и шлемы, распространённые на Северном Кавказе. Количество панцирников сократилось. От центральноазиатских палашей перешли к саблям. Позаимствовали и кавказские кинжалы.
6. Ойраты сражались только в отрядах, которые выставляло Калмыцкое ханство
Помимо воинов ханства в составе русской армии были и другие полки, которые полностью или частично состояли из калмыков. Так, в середине XVIII века были сформированы Ставропольское калмыцкое войско и Астраханский казачий полк.
Чтобы понять, как распределялись ойраты по различным полкам, приведу пример. В Семилетнюю войну (1756-1763) в русскую армию было отправлено две тысячи воинов из ханства. Кроме того, калмыки были в Чугуевском казачьем (200 человек) и Ставропольском калмыцком полках (500). А ещё 450 калмыков — в составе донских полков, которые отправились воевать с пруссаками.
7. Во время Отечественной войны 1812 года калмыки сражались как конные лучники
Это один из аргументов фанатов сложносоставного лука. Но факты — против.
То есть конный воин — либо стрелок с ружьём, либо пикинёр.
Лучников было только десять человек (все в одном полку).
Накануне новой войны с Наполеоном было сформировано два пятисотенных полка. В Первом калмыцком астраханском на июль 1811-го было, согласно штату, 528 человек. Арсенал состоял из 268 ружей, 137 сабель и 445 пик. Формирование требовалось довооружить.
Во Втором астраханском полку к началу войны на те же 528 человек было 480 ружей, 150 сабель и 327 пик. То есть, как правило, у кавалериста были и ружьё, и пика.
На кочевников калмыки внешним видом тоже не походили. Оба полка весной 1812 года переобмундировали в форму донских казаков.
Офицер и рядовой калмыцких полков, 1812
В июле 1812 года произошёл рейд корпуса Ламберта в Герцогство Варшавское, в его составе было и два калмыцких полка. Русская кавалерия дошла тогда до Люблина. Эти калмыцкие части воевали до 1814 года. Причём это не единственные полки, в составе которых сражались ойраты.
8. Все калмыки были буддистами
Иногда калмыки бежали из ханства в русские города либо сёла. И там крестились — согласно шертям, крестившихся калмыков назад не требовали. Именно за счёт крещёных калмыков и пополнялось войско Донское. А часть калмыков получили статус казаков, оставаясь буддистами. Они стали называться «юртовыми» — и известны как «бузавы».
Крещёные калмыки с конца XVII века селились в районе Чугуева. Эта команда в 1749 году была преобразована в Чугуевский казачий полк. Там было пять рот, из них две набирались из калмыков.
В Приазовье и на слободской Украине было ещё несколько групп крещёных калмыков. К началу XIX века все они были переселены на Дон и в дальнейшем растворились среди казачества. Тем более, что чугуевцев уже тогда называли болдырами («полукровками»).
Крещёные калмыки ассимилировались, а донские калмыки, сохранив буддизм и служа в Войске Донском, нет. В отдельный полк их не выделяли, а разбрасывали по казачьим полкам.
На левом берегу Волги в 1739 году была построена крепость Ставрополь, в окрестности которой стали переселять крещёных калмыков. И не только православных. Среди калмыков обнаружились те, кто исповедовал лютеранство, католичество и армяно-григорианство. Но к земледелию они так и не перешли, предпочитая сдавать свои огромные наделы в аренду или заниматься скотоводством.
Это поселение было преобразовано в войско по типу казачьего. Ставропольские калмыки обязаны были каждое лето отправлять 300 человек на Оренбургскую и Илецкую линии.
В 50-е годы XVIII века в Ставрополе стали селить принявших крещение беженцев из Джунгарии. Туда прибыли почти три тысячи человек, что позволило увеличить численность войска с восьми до 11 рот.
Карта земель Ставропольского калмыцкого казачьего войска в 1755 году
Почему же произошло массовое крещение? Дело в том, что переселенцев из Джунгарии было решено не оставлять при прежних нойонах, а раскидать по калмыцким. А при чужих феодалах, из других племён, жить было очень тяжело. Беженцы стали принимать православие, чтобы их поселили совместно.
В 1842 году ставропольское войско упразднили, а крещёных калмыков оттуда перевели в район Оренбурга. Там их расселили в станицах вместе с русскими, что постепенно привело к их ассимиляции.
Были и калмыки-мусульмане.
Во-первых, это томуты — этническая группа из метисов калмыков, башкир и казахов. Они исповедовали ислам. В 1741 году большая их часть бежала в Крымское ханство. А после возвращения они откочевали к Северскому Донцу, в земли войска Донского. И получили статус «юртовых татар». В дальнейшем томуты перестали идентифицировать себя как калмыки и стали называться татарами.
Во-вторых, калмыки, которые, перекочевав в XVIII веке в Крымское ханство, приняли ислам и получили название «шереты» (от слова шариат). В дальнейшем, после возвращения, их частично вписали в состав трухмен (ставропольских туркмен), а частично вернули в Малодербетовский улус.
9. Калмыки в XVIII веке занимались только скотоводством
Земледелие у калмыков появилось в начале XVIII века. Они выращивали табак, просо, арбузы и дыни. Первое упоминание земледелия в ханстве в источниках относится к 1711 году.
И, хотя земледелие в XVIII веке широкого распространения не получило, одним скотоводством ойраты не ограничивались. В 1740-е годы, после усобиц и джута 1739-40 годов, несколько тысяч семей калмыков лишились всего скота. Чтобы спастись от голода, калмыки массово стали заниматься рыболовством. Как самостоятельно, так и нанимаясь в русские ватаги.
10. В годы Великой Отечественной калмыки массово перешли на сторону Германии
В РККА было призвано 28 тысяч калмыков. Но это не только из Калмыкии (там все мужское калмыцкое население в 1939-м составляло около 50 тысяч человек).
На стороне вермахта в годы Великой Отечественной войны сражались несколько тысяч калмыков. Так, к январю 1945 года в Калмыцком кавалерийском корпусе (ККК) были собраны все коллаборанты, и их численность составила пять тысяч человек. Правда, среди них было немало калмыков-эмигрантов, которые во время Гражданской войны поддержали белых и бежали из России.
Статистика запутана. Часть из советских коллаборантов — это перебежчики, то есть учтённые в призванных. Но, так или иначе, цифры разного порядка. На стороне вермахта калмыков было заметно меньше, чем в рядах РККА.
Новое в блогах
Народы России: Калмыки
Калмыки
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года)[1]; имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг; также встречаются крещёные калмыки, исповедующие православие.
Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.
Численность
Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:
Где живут
Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.
Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.
Религия
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.
Название
Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
История
Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.
18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.
Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.
20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.
Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
Жилище
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.
Одежда
Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.
Традиции
У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:
Имена
У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:
Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:
Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.
Характер
От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.