Калмыки и буряты что общего
Какие народы Сибири родственны калмыкам?
Продолжение интервью с известным калмыцким блогером и историком Лари Илишкиным
Несколько недель назад известный в Калмыкии блогер Лари Илишкин рассказал нашему корреспонденту, что общего между бурятами и калмыками. Сейчас, как мы и обещали, публикуем продолжение нашего разговора, в котором пойдет речь о том, какие народы Сибири родственны калмыкам.
Что общего между бурятами и калмыками?
— Якуты называют себя «саха» и считают, что ранее жили у Байкала. Среди калмыков есть этническая группа, называющаяся сохад. Они родственны якутам?
— На западе ойраты соседствовали с предками тувинцев. Оттуда в составе калмыцкого общества есть этническая группа цаатани?
— Цаатан, или, как они сами называют, чатан, считаются родом внутри торгутского племени. Сегодня на их родовых землях находится место силы, где кремировали калмыцкого хана Дондук Даши и высоких лам, куда ездят люди на излечение. В советские годы через это место прогоняли больной скот, и он вылечивался. После возвращения из сибирской ссылки местные люди втайне устроили там буддийский обряд. Люди с ночи начинали движение в ту сторону, чтобы успеть до утра. Шли то пешком или на подводах. Идти приходилось не близко: цаатанам после возвращения из Сибири советская власть запретила селиться на своих землях и те вынуждены были строить жилье на новых местах. К слову сказать, на «ханском месте», как я его называю, моя нога, до того нестерпимо болевшая многие недели (приходилось даже останавливаться во время ходьбы постоянно), абсолютно перестала беспокоить. Причем на обратном пути в машине я понял, что от проблемы не осталось и следа.
— Не берусь утверждать, но и не исключаю. Мы с вами, обитая в одном регионе, очень плотно соприкасались с тюркоязычными соседями и многое вобрали в себя от них.
— Разгром Чингисханом найманского ханства позволил ойратам занять их кочевья на западе Монголии. С этого момента вас стали называть джунгарами от слова «зуунгар» – левая рука?
— Ойраты действительно заняли территории, некогда принадлежавшие найманам, после их разгрома Чингисханом. Но джунгарами нас стали называть много позже, после образования Джунгарского государства в 1635 году в результате междоусобной борьбы внутри ойратских племен. Зюн гар китайцы произносили «джунгар». От китайских авторов и распространилось это название.
— Во времена походов Чингисхана и его потомков где воевали ойраты?
— В то время ойраты играли особую роль в деле установления монгольского владычества в районе Саяно-Алтайского плоскогорья. Ойратская элита имела брачные связи со всеми ответвлениями чингисидов. Особенно близкое родство связывало ойратов с четырьмя сыновьями Толуя: Мункэ, Хубилаем, Хулагу и Ариг-Букой. Что же касается военных походов, то ойраты участвовали в них в составе войск Хулагу. Кстати, наш род Илишкиных по мужской линии имеет прямое отношение к чингисидам. Американская лаборатория недавно официально уведомила об этом двоюродного брата, отправлявшего им ДНК всей семьи.
— В старинной хори-бурятской песне поется о теплой стране Наин Наваа, где изюм набивался в копыта коней. Есть версия, что это поется об иракской провинции Най Наваа. Что думаете об этом?
— Почему нет? В период завоевательных походов монголов Аргун-ака с несколькими тысячами ойратов перекочевал в улус Чагатая. А это территории современных Ирака, Ирана, Афганистана. Исследователи говорят о родстве между ойратами Аргун-ака и афганскими хазарейцами. Подтверждением этой теории служат антропологические исследования, доказавшие высокую степень совпадений ряда генетических маркеров у этих народов. Аргун-ака был наместником в Иране. Соседние земли современных Ирака и Афганистана могли входить в его юрисдикцию. Ойраты, в составе которых были и предки современных бурят, могли небольшими группами возвращаться на родину. А память о жизни в далеких краях могла храниться в песенном фольклоре.
Известный калмыцкий блогер о том, что отличает Бурятию и Калмыкию
Он один из немногих, кто бывал и в Бурятии, и в Монголии. Например, в прошлом году мы публиковали цикл его статей о поездке в Еравну. Поэтому не могли не задать ему вопросы для объективного сравнительного анализа.
— Сначала расскажите немного о себе, о своем роде, как это положено у монгольских народов. Ведь вы представитель очень известной в Калмыкии фамилии, ее носит улица в Элисте.
— Начинал я в журналистике с внештатного корреспондента «районки». Работал в республиканских газетах. Занимал должности замгендиректора издательства в Ростове-на-Дону и замдиректора издательского дома в Элисте. Возглавлял общественные организации, в свое время был советником председателя правительства Республики Калмыкия по вопросам инвестиционной деятельности. В 2012 году жил в Улан-Баторе, представляя интересы компании «Евразия финанс». По визовым условиям мне необходимо было каждые 30 дней выезжать в Россию. Естественно, что выезжал я в Улан-Удэ, и, скажу откровенно, делал это с превеликим удовольствием.
Но все равно родная речь в быту звучит не так часто, как хотелось бы. Когда люди не говорят и не хотят учить других или учиться сами языку своего народа, это и есть неуважение. А еще нас с вами роднит наличие вопиющей родоплеменной клановости, без которой просто невозможно представить общественно-политическую жизнь в наших регионах. Причем в Бурятии клановость покруче калмыцкой будет.
— Почему? Приведите примеры. Какой клан в Калмыкии самый могущественный?
— Во время поездки в Калмыкию мы удивились тому, что внешне калмыки больше похожи на бурят, чем живущие рядом халха-монголы.
— Чисто внешне отличаются девушки. Вернее, их часть. Среди буряток есть такая группа светловолосых, белокожих с зелеными или серыми глазами, коих никогда не спутаешь с калмычками. Еще буряты более деликатны. С вами можно спокойно обсудить любые темы, даже находясь на абсолютно противоположных позициях.
— У калмыков все по-другому? В Монголии и Внутренней Монголии есть даже поговорки о том, что ни один бурятский праздничный пир не обходится без драки. Ходят анекдоты о бурятских свадьбах с ножевыми драками. Несколько монголов признавались, что их родители предостерегали с детства: пить с бурятом опасно для жизни.
— К сожалению, переговорам мы чаще предпочитаем столкновения. Яркий пример: молодые ребята в простом общении в соцсети в чем-то не сошлись взглядами. Слово за слово, и группа тут же из-за компьютера прыгает в авто и едет в ночь за 250 км в другой населенный пункт к обидчикам. В результате стрельбы две смерти 18 – 19-летних юнцов. Это никуда не годится. Но это нрав калмыка, который практически не меняется с течением времени.
— А отличия в политической жизни?
— А что касается объединяющего наши народы буддизма?
— Не буду распространяться на эту тему. Единственное, что хочется сказать: если бы не буддийская практика, вероятнее всего, меня бы уже не было. Или скурвился бы, как многие, зачахнув над златом. Но у меня хорошая карма. Она привела меня в Дхарму. И еще. Многие любят спорить на тему буддизма и тэнгрианства, будучи абсолютно не в теме. Тот, кто в теме, не спорит, потому как знает, у этих верований много общего. Например, мы в очень хороших отношениях с главным калмыцким тэнгрианцем Басаном Захаровым. Я дружу с председателем самого что ни на есть тэнгрианского Гуннского фонда Олегом Булутовым.
Кстати, его знакомые тэнгрианцы в его же присутствии признали мою правоту, когда я сказал, что их нападки на буддизм разъединяют нас. Необходимо искать общее, а не зацикливаться на отличиях. А для этого надо быть в теме, то есть учить буддизм и познавать тэнгрианство. Я тоже могу назвать себя космонавтом, хотя нигде не учился этой профессии. Но ведь сие не означает, что я космонавт на самом деле.
— 28 декабря 75-я годовщина начала депортации калмыцкого народа. Мы посвятим этой скорбной дате отдельную статью. У нас от посещения памятника жертвам депортации и музея тех лет сердце заболело.
Люди даже перед лицом смерти думали о святынях, ибо страх неблагих перерождений сильнее страха смерти. Это и есть твердая вера. Именно благодаря такой вере сохраняются дух, сплоченность и чувство собственного достоинства. И когда вера слабеет, тогда и расцветают коррупция, пренебрежение к своему народу и исчезает то самое чувство собственного достоинства. На примере калмыков это отчетливо проявляется.
— В США приходилось встречаться с президентом общественной организации «Монголы мира» Джижеем Андреевым, калмыком по происхождению. Вы сейчас представляете общественную организацию «Монголы XXI века». Видимо, не случайно именно калмыки, живущие вдали от монгольского мира, самые активные сторонники сближения. Подробнее о вашей организации, пожалуйста!
Мы с Одбаяром Олзвоем, моим другом и основателем организации, сразу договорились, что в нашей деятельности никаких застолий со спиртным не будет. Непросто нам. Естественно, не хватает финансов. У каждого свои дела. Но пытаемся действовать. Хотели через Великий Хурал Монголии пробить вопрос по двойному гражданству для представителей монголоязычных регионов. Ну или хотя бы гринкарту вместе с преференциями при устройстве на работу или организации бизнеса в Монголии. Вопрос очень сложный. Тем не менее мы его поднимали. Понимаем, что решение требует не только времени, но и определенных политических условий, прежде всего международных. В планах работа с молодежью. Детали пока раскрывать не буду.
— За столько лет у вас наверняка появилось много друзей в Бурятии?
— По-буддийски люди просто так не встречаются. Всему есть причины. Кармическая связь и с Монголией, и с Бурятией у меня сильная. Всегда с удовольствием приезжаю туда. Помимо уже упомянутых выше, рад знакомству со многими жителями Бурятии, такими как писатель Алексей Гатапов, хозяин «Орды» Дамдин Дашиев, который всегда готов помочь, Солбон Лыгденов, Баирма Дашидоржиевы, творческая семья Саяна и Эржены Жамбаловых. Благодаря таким людям чувствуешь, что мы действительно родственные, братские народы.
Что общего между бурятами и калмыками?
Известный калмыцкий блогер и историк Лари Илишкин дал ответ на вопросы, которые волнуют читателей infpol.ru
Наш цикл статей о Калмыкии вызвал живой интерес у читателей сайта infpol.ru. В редакцию поступает множество вопросов о нашем братском народе. Поэтому мы решили начать цикл интервью о калмыках, их происхождении, интересных фактах истории, о том, что нас объединяет.
Чем столица Калмыкии удивляет жителей Бурятии. Фоторепортаж
Первым открывает наш новый цикл известный калмыцкий блогер Лари Илишкин. Он историк по образованию и поэтому знает как много общего между нашими народами. Мы собрали для Лари самые часто встречающиеся вопросы от читателей.
— Прежде чем мы начнем с седой древности, как полагалось у монгольских народов, определимся с терминами. Калмыков называют то ойратами, то джунгарами. Среди ваших предков упоминаются элюты или oлoты. Какое название более древнее, правильное и что они означают? Начнем с ойратов. Это переводится как «ой арад» – «лесной народ» и уже говорит о том, что наши предки жили у Байкала и верховьях Енисея?
Расселение калымков у Байкала в древности
— В начале XIII века, накануне образования монгольского раннефеодального государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до пределов енисейских киргизов, на востоке до реки Селенги, на юге до отрогов Алтая, подходя здесь к верховьям Иртыша. Вы бывали на нашей реке Селенга, есть здесь ощущение исторической родины?
— В исторических источниках указано, что XII-XIII вв. ойратские племена жили на территории современной этнической Бурятии. Точнее в бассейне Восьмиречья. Какие это восемь рек?
Монголы,калмыки,буряты.
РЫЦАРИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАРТАРИИ
Неудача конкурса Императорской Академии наук
В 1826 году Императорская Академия наук России объявила конкурс, предложив ученым ответить на несложный, казалось бы, вопрос:
«Какие последствия произвело господство монголов в России, и именно, какое имело оно влияние на политические связи государства, на образ правления и на внутреннее управление оного, равно как на просвещение и образование народа?»
Вопрос несложен, поскольку монголы бушевали тут четверть тысячелетия и, конечно, должны были сильно «наследить» в политике, языке, образовании. Срок представления работ был назначен на 1 января 1829 года, значит, ученые имели три года на подготовку.
К назначенному сроку было представлено лишь одно сочинение, да и то на немецком языке, которое не было признанным достойным награды. Итак,
за три года ученые не смогли обнаружить последствий господства в России монголов.
В 1832 году, проявляя последовательность и упорство, Императорская Академия наук опять предложила решить эту задачу, со сроком подачи работ 1 августа 1835 года. Вот формулировка темы:
«Владычество Монгольской династии, известной у нас под именем Золотой орды, у магометан под названием Улуса Джучи или Чингизова Ханства Дешт Кипчакского, а у самих Монголов под названием Тогмака, было в течение почти двух с половиною веков ужасом и бичом России. Оно держало ее в узах безусловного порабощения и располагало своенравно венцом и жизнью князей ее. Владычество сие долженствовало иметь более или менее влияния на судьбу, устройство, постановления, образование, нравы и язык нашего отечества. История сей династии образует необходимое звено Российской истории, и само собою ясно, что ближайшее познание первой не только служит к точнейшему уразумению последней в сем достопамятном и злополучном периоде, но и много способствует к пояснению наших понятий о влиянии, которое Монгольское владычество имело на постановления и народный быт России…
Со всем тем, однако, недостает у нас достоверной истории сего поколения Монголов… Каждый, ближе освоившийся с сим предметом, легко согласится в том, что все, доселе сделанное в сем отношении, отнюдь не удовлетворительно…
Усладительна мысль, что при нынешнем столь благоприятно изменившимся состоянии наук в России, подобное предприятие не есть более невозможное… С каждым годом возрастает число знатоков и любителей Восточной Словесности… Академия уже ныне может предложить задачу, коей решение кроме основательных сведений о Российском языке и истории требует столь же глубокого познания языков восточных, а именно, магометанских. Задача сия заключается в следующем:
Написать Историю Улуса Джучи или, так называемой, Золотой Орды, критически обработанную на основании как восточных, особенно магометанских историков и сохранившихся от Ханов сей династии монетных памятников, так и древних русских, польских, венгерских и прочих летописей и других, встречающихся в сочинениях современных европейцев, сведений».
И что же вы думаете? Чем кончился конкурс? Опять была представлена лишь одна работа, и опять на немецком языке, и опять была она признана неудовлетворительной.
И сегодня вопрос о значении МОНГОЛЬСКОГО ига для русской истории остается без ответа.
И сегодня нет особенной Истории династии Чингисхана; по крайней мере, таковая не хранится ни в одной из европейских библиотек, сколь они ни богаты восточными рукописями. Относящиеся к Большой Орде сведения в наших летописях отрывочны, неполны и недостаточны. Имена ханов, полководцев и прочих часто чрезвычайно искажены и потому перемешаны; эпохи царствований не везде верно обозначены, о делах героев обыкновенно не упомянуто, если только не относятся они к самой Руси. Имена многих государей, не состоявших в связях с Россией, вовсе опущены в летописях… Нет монгольской истории Чингисхана, нет монгольской истории нашествия на Русь, да и современные монгольские учебники говорят лишь о «татарском» на нас нашествии.
Почему же такое произошло? Давайте разберемся с историей Монголии.
Монголия реальная и фантастическая
Традиционная история относится к Монголии небрежно. Из описания походов Чингисхана следует, что в XIII веке это воинственное государство, вооружением и военной наукой превосходящее Европу, а энциклопедии утверждают, что по уровню своего развития монгольские племена того времени делились на лесных и степных кочевников. Лесные в XI–XII веках еще не вышли из стадии первобытнообщинных отношений, степные же только-только приобрели родовые черты. Основной хозяйственной единицей в это время стала семья — аил.
Вот и разберись, то ли перед нами самое передовое государство своего времени, то ли дикари, не знающие пока никакого государства, а лишь приобретающие «родовые черты».
Противоречия в истории монголов возникли из-за хронологических и географических ошибок при толковании древних летописей.
Толкуют, что мирные кочевники волею одного человека стали могучей армией, а потом воинственный народ, подчинивший себе полпланеты, вновь обратился в мирных кочевников, тихо и спокойно занимающихся охотой и скотоводством, разводящих верблюдов, лошадей и рогатый скот. От могучего народа осталось три ветви: калмыки, буряты и жители степей Гоби.
Что реально известно о них?
, иначе джунгары. Основная религия — буддизм («пробуждение после смерти») и ламаизм (от «ла-ма», небесная мать). Их язык, называемый уйгурским, обнаруживает в своей морфологии влияние турецкого языка, а алфавит его изобрел в 1648 году ученый лама Зал-Пандита, после чего началась у калмыков и своя национальная литература. Во всяком случае, они не называют себя монголами. О том, как они в XVII веке переселялись в Россию из монгольских степей, мы уже говорили в предыдущих главах книги. Сейчас их общая численность едва превышает 177 тысяч человек, в том числе в Российской Федерации 165,8 тысячи.
(ойраты), живут наполовину оседло, наполовину кочевниками в Иркутской и Забайкальской областях. Сохраняли родовой строй до XX века, говорят на своем наречии джунгарского языка. Судя по малочисленности (менее 300 тысяч даже и в начале XX века), они перекочевали сюда уже в позднее время. Большею частью православные христиане или буддисты.
И наконец, третьи — кочевники степи Гоби, которые вслед за европейцами и сами стали называть себя
(китайцы называют их «шамо»). Их численность к XX веку составляла не более шестисот тысяч человек.
Кто из них мог бы в XIII веке наслать на Россию (а также на Китай, Иран, Ирак, Среднюю Азию, Кавказ и Закавказье) могучие стотысячные армии? Да никто.
В Монголии земледелие появилось лишь в конце XIX века. К этому же времени стало развиваться домашнее производство металлической утвари, деталей жилищ, но оно так и не оформилось в самостоятельные ремесла. А раньше, до XIX века, монголам были известны только скотоводство
[45]
и охота с целью добывания мехов. Здесь разводили овец, лошадей, мелкий рогатый скот, в Гоби — верблюдов, кое-где использовали ослов. Скотоводство дает человеку всё: мясо, молоко, шерсть, кожу, то есть еду, одежду, жилище. Вообще работа с животными делает человека лучше и спокойнее.
Монголы делились на пустынных, степных и горно-лесных. Каждая группа каждого племени имела свое пастбище, и лишь в периоды неурожаев и стихийных бедствий стада переходили на чужие земли. Металлов не знали. Питались кисломолочной продукцией, мясо потребляли ограниченно, при контактах с соседями-земледельцами выменивали пресные лепешки. Зато умели хорошо консервировать молочные и мясные продукты. Жили, как уже сказано, семьями.
И вот, представьте себе, собираются однажды отцы семей на свое кружало, которое историки называют
курултаем
, но рассуждают не о пастбищах, не о болезнях скота, не об устройстве свадеб своих детей, не о проведении праздников и соревнований в ловкости; уж больше не играют они заунывных мелодий на своих забавных лютнях в три струны, нет! Другие вопросы волнуют отцов, планетарные.
— Бросаем землю, скотину, хозяйство, родителей, — решают они. — Жен и детей в кибитки, сами с сыновьями впереди, на лихом коне, захватываем Пекин, Бухару, Багдад, Кавказ. Первое дело — Рязань сжечь. Самым главным изберем Стального (Темучин), под его руководством всем кровь пустим…
По культуре монголы стояли несравненно ниже всех «покоренных» ими народов. Они не имели своей письменности, не было у них и прочно сложившихся религиозных представлений. Монгольская знать (отцы семей) исповедовала религиозные культы других народов, — этим фактом ученые объясняют их веротерпимость, но это же значит, что монголы не имели главной идеологической связки, необходимой для образования государства!
Между тем Русь, после того как монголы ее захватили, была превращена в
улус
Монгольской империи. Ей тут же навязали сложную сеть надсмотрщиков, контролеров, сборщиков и прочих чиновников: баскаков, писцов, таможенников, весовщиков, дорожников, оценщиков, заставщиков, кормовщиков, лодочников, раскладчиков, подушных, побережчиков, караульных и чинов иных служебных категорий, которые держали под надзором русский народ и его имущество.
Как же это согласуется с вышесказанным? Никак не согласуется. Монголы неграмотные скотоводы! Откуда у них понятие государственности? Откуда столько государственных служащих? Если их набирали из местных жителей, то где, спрашивается, аппарат контроля и подавления?
Для работы всего этого гос. механизма надо было постоянно держать на подвластных территориях гарнизоны преданных солдат, иначе, взбунтовавшись, чиновники перешли бы на сторону обираемых. Если монгольских гарнизонов здесь не было (а их не было), значит, сама местная русская администрация участвовала в создании жесткой государственной сети, причем добровольно подчиняясь центральной русской власти. Тогда ее войска и есть аппарат подавления и подчинения, но ГДЕ ЖЕ, в таком случае, МОНГОЛЬСКОЕ иго?
Понимают ли буряты и монголы друг друга?
26 сентября 2018, 13:42 10823 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
Буряты являются исторически сформировавшимся самостоятельным анклавом монгольского историко-культурного пространства. Монгольский мир на огромных просторах Восточной Азии объединен сходством языка, многих культурных норм, общностью истории, общими традициями, исторической памятью, мифологией.
Монгольские этносы разнородны и многообразны, разбросаны на огромной территории Восточной и Центральной Азии.
Качественно новое измерение этому многообразию придало то, что в силу исторических обстоятельств монгольское историко-культурное пространство было рассечено несколькими государственными границами. Это предопределило в XIX–XXI вв. исторически различные пути нациестроительства в рамках и контексте нескольких государств. Как результат – существование сейчас как минимум в рамках трех государств нескольких самостоятельных народов (с собственными культурами, языками, историей, судьбой, историческими и культурными мифами). При этом сохраняется и воспроизводится представление о культурном родстве, общих культурных, исторических корнях, общей мифологии, родстве языков и культурных норм.
С наступлением эпохи глобализации, интернета и рухнувших границ монгольские народы соприкасаясь друг с другом поняли насколько время, границы и пространство разъединило их в ментальном плане. У каждого народа, под воздействием обособленных исторических и этнических процессов, сформировались свой менталитет, ценностные ориентиры и различные идеологические концеции и установки. В былых существующих условиях это было неизбежно. Результатом всего этого стало недопонимание друг друга, у каждой стороны свои отличные интересы, доводы, аргументы, правда.
Если у бурятов и калмыков, хоть и далеко разделенных, но объединенных общим государством, имеются общие ментальные параллели на основе европейско-русской историографии, то монголы сформировались в совершенно иных условиях.
Вот что пишет ученый ИМБИТ СО РАН Б.З. Нанзатов в своей работе «Бурятские и калмыцкие диаспоры в странах Евросоюза: особенности формирования и жизнедеятельности диаспор».
«Как и в других частях света, монгольский мир в Европе довольно разнороден и взаимодействие между отдельными этническими группами в границах этого мира осуществляется с разной интенсивностью. Несмотря на наличие исторической и культурной общности монгольских народов, российские «монголы» дистанцируются от монгольских диаспор, изредка принимая участие в крупных национальных праздниках, наподобие Наадама (летние спортивные игры) и Сагаан сар (Новый год по лунному календарю).
Представители монгольских диаспор склонны считать, что за общением (если в нем есть потребность) все другие монголы должны идти к ним. Российские буряты и калмыки особого стремления к такому общению не обнаруживают, мотивируя свою обособленность рядом причин:
В СМИ ощущается картина, что монголы не могут понять и простить бурят за потерю языка и культуры, называя их порой предателями. А призывы некоторых бурят осуществлять прямое заимствование бурятами монгольских культурных маркеров (одежды, языка, песен, праздников, спортивных и иных культурных атрибутов и т.д.) только принижает в глазах соседей бурятских космополитов, готовых перенять хоть и родственную, но все-таки чужую культуру.
Глядя на этих новаторов складывается такое впечатление, что за неимением собственной и утраченной, из бурят можно слепить любую нацию. Говорю «утраченной», а не «частично утраченной», потому что частично утраченной культуры не бывает, она либо утрачена, либо нет. Буряты не утратили собственную культуру и язык, просто, необходимо их возрождать, а не заимствовать чужие. Именно по этой причине считаю, что буряты способны очень быстро интегрироваться и перенимать чужие языки и культурные маркеры, в первую очередь европейские, но не азиатские, потому что азиатские зиждятся в первую очередь на многовековых родовых традициях и закрытых устоях, а европейские свободны от них. Однако, язык, традиции, родовые маркеры и историю, нельзя сменить или заимствовать у других – это днк народа. Необходимо возрождать свою, а не смотреть на монгольскую.
Сегодня можно сказать, что буряты и монголы хоть и родственные, но разные народы. По многим вопросам пути давно разошлись и нет ментальных и мотивирующих точек сопрокосновения и интересов. Поэтому в некоторых важных для бурят вещах монголы кажутся не совсем адекватными и наоборот. С теми же казахами у бурят сейчас гораздо больше точек соприкосновения, чем с монголами, потому что казахи также как и буряты сейчас активно возрождают свой язык, обычаи, традиции. Нет необходимости прямо копировать культурные атрибуты монголов. Буряты должны стать самодостаточным народом.
Давайте вспомним, когда разошлись пути бурят и монголов.
В конце 17 века буряты уже полностью интегрировались в русское общество, а монголы жили особняком. Буряты в начале 18-го века уже вовсю мигрировали по России. Социокультурные процессы адаптации западных бурят в русское общество к тому времени уже были полностью завершены, да и «хитрые» восточные буряты не отставали.
В памяти бурятского народа сохранилось произошедшее в 1702–1703 гг. событие – поездка делегации одиннадцати хоринских родов в Москву к Сагаан-хану (Белому царю, т.е. Петру I). Царю была вручена петиция – жалоба с просьбой защитить хоринских бурят от притеснений со стороны местной русской администрации, а также от разбойных набегов маньчжурских и монгольских вооруженных отрядов. Позже буряты появлялись в Москве в составе Селенгинского полка, сражавшегося в 1812 г. под Бородином, и в 1854 г. – проездом в Крым на защиту Севастополя. В годы Первой мировой войны в столице завершил формирование 6-й Сибирский медико-санитарный отряд, позже названный Бурятским. До революции 1917 г. буряты уже вовсю селились в Петербурге – столице Российской империи того времени, а также в Москве.
Создание Бурят-Монгольской автономной области в составе Дальневосточной республики (БМАО ДВР), а впоследствии, 30 мая 1923 г., Бурят-Монгольской АССР (7 июля 1958 г. переименована в Бурятскую АССР) ускорило темпы строительства бурятской автономии в России. Буряты к тому времени уже практически полностью утратили связь с монголами.
В советские годы у бурят появилась своя национальная элита, развивался язык и культура, пусть и в рамках большевистской идеологии борьбы с «отсталостью», но своя.
В послевоенный период сотни студентов и аспирантов из Бурятии прошли через московские институты и университеты, научные институты АН СССР и отраслевых академий, военные академии и стали образцовыми советскими гражданами, и на своем примере учили подрастающее поколение. Сейчас доля бурят с высшим и послевузовским образованием среди всех народов России самая высокая.
В постсоветский период ухудшение социально-экономического положения в республике привело к оттоку населения в другие регионы России. Вместе с тем, сообщения об убийствах бурят в центральных городах страны получили широкий общественный резонанс в республике. Гибель молодых людей заставила с новой силой говорить о национальных противоречиях и правах этнических меньшинств, проживающих в России. Для некоторых такие события стали поводом для возвратной миграции. На этой почве в республике возникли тенденции традиционализма и возвращения к истокам, а также обращения взоров на соседнюю Монголию.
Многие люди, неудовлетворенные своим бытом и культурным вакуумом, стали находить утешение в религии, искать духовную опору. Религия и землячества стали фактором налаживания коммуникаций в своей этнической среде, особенно находящейся в большом иноэтничном массиве. Многие стали приходить в буддизм и шаманизм через осознание своей этнической идентичности. Многие заболели Монголией.
Бурятское общество стало стремиться к возрождению традиционной бурятской культуры, точнее, к символическому выражению ее возрождения. В качестве таких символов общебурятской культуры стали выступать Сагаалган, Сурхарбан, Алтаргана, юрта, некоторые элементы одежды, например дэгэл. Дэгэлы стали использоваться на мероприятиях культурно-национального характера. Однако, «вторичность» и «фольклорность» этих культурных форм делают их необязательными в реальной жизни бурят.
По сравнению с другими сибирскими народами, степень интегрированности бурят в общероссийский русский мир очень высок. Национальная структура населения в самой республике и бывших округах приблизительно соответствует общероссийской (численность бурят – 26% в Бурятии, 42% в УОБО, 60% в АБО). Таким образом, лишь за исключением Агинского Бурятского округа буряты, проживающие на территории традиционного ареала, являются меньшинством.