Камаринская глинки и чайковского в чем их сходство а в чем различие
Камаринская (Комаринская (дорога), Комаринский, Комаринский мужик; белор. Камарыцкі) — русская народная плясовая песня, пляска под эту песню, популяризованная в одноимённой увертюре Михаила Ивановича Глинки.
Слово «камаринская (песня, пляска)» произошло от словосочетания «камаринский мужик». Предположительно слово возникло от топонима Камаричи — названия одной из волостей в Орловской губернии. Данная волость ранее находилась под властью Речи Посполитой, а доходы, которые приносила эта волость, поступали в личное пользование (камару — откуда и пошло название Камаричи) польских и литовских феодалов.
Т.А.Мартемьянов, первый исследователь плясовой песни «Камаринская», считает, что название волости произошло от слов каморник, каморники. Так на Северщине называли людей, не имевших своих домов и живших в чужих избах и каморах. Комарицкая волость, вследствие усиленной колонизации по укреплению южных границ Московского государства, проводимой по велению царя Ивана Грозного, была краем бездомников, бродяг. Название волости обязана им своим названием.
Существует несколько вариантов песни. Наиболее известный:
Ох, ты, сукин сын, камаринский мужик,
Задрал ножки та й на печке лежит.
Лежит, лежит та й попорхивает,
Правой ножкою подёргивает.
Сам на девушек помаргивает,
Над женою выкамаривает:
— Ты вставай, молодая жена!
Скорей завтрак готовь, сатана!
Ой, комар ты, наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.
Тише, тише топочите!
Пол не проломите!
У нас под полом вода,
В воде не утоните!
Пошла плясать,
Ногой топнула.
Аж хата покачнулась
И дверь хлопнула.
Хорошо, подружка, пляшешь!
Хорошо ты дроби бьёшь!
Только тем и не хороша,
Что припевок не поёшь!
Известно стихотворение «Песня о камаринском мужике» («Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский») Л.Трефолева, написанное в 1867 году на мотив народной песни.
Камаринская — одночастная увертюра Михаила Ивановича Глинки, написанная в 1848 году. П.И.Чайковский сказал, что в этом произведении «заключена вся русская симфоническая музыка». В 1980 году на музыку композитора в СССР был выпущен мультипликационный фильм режиссёра Инессы Ковалевской «Камаринская» из серии экранизаций фольклорных песен и шедевров отечественной классики.
«Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»
Показать какие элементы, образы, методы использует композитор для объединения классической и народной музыки
Просмотр содержимого документа
««Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»»
Тема конференции «Возрождая истоки»
«Связь народной и классической музыки на примере пьесы П.И.Чай1ковского «Камаринская» из цикла «Детский альбом»
— Познакомить учащегося с народной музыкой;
— Подчеркнуть образное восприятие через картину;
— Показать различие интерпретаций музыки.
— Воздействовать на чувства и эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов;
— Провести анализ инструментального исполнения пьесы;
— Воспитывать интерес и любовь к народной музыке.
— Формирование музыкального вкуса;
— Формирование форм образного мышления;
-Расширение кругозора через знакомство с новым репертуаром.
Форма проведения урока:
Музыку создаёт народ,
«Русская народная песня- есть драгоценнейший образец народного творчества»- писал П.И.Чайковский. Композиторы обогащали русскую музыку народными напевами, которые продолжали свою жизнь в инструментальных произведениях. Таким народным танцем является «Камаринская». Композиторы обращались к этой народной музыке и раньше (М.И.Глинка, А.Гречанинов).
Учащийся исполняет «Камаринскую» П.И.Чайковский
«Камаринская» окрашена радостным колоритом тональности…. (ответ учащегося). Фактура рассчитана на детские руки. Пьеса очень наглядна, удобна для исполнения, явно концертного плана.
Форма пьесы выбрана не случайно. (Вопрос преподавателя о форме, ответ учащегося). Да, формы вариации использовались в русских хороводах и народных песнях.
Сам П.И.Чайковский высказывал желание видеть «Детский альбом» с картинками, привлекающими интерес ребёнка (показ иллюстрации О. Васильевой и Л. Лунина, чтение стихов)
В зависимости от того, как звучит музыка, меняется движение танцоров. П.И.Чайковский был мастером оркестровки. В народной «Камаринской» звучат народные инструменты. (Вопрос преподавателя и ответ учащегося). Правильно- балалайка, гармошка, волынка.
В работе над пьесой необходимо познакомить ученика с инструментами, звучащими в пьесе и способами их звукоизвлечения. Без этого трудно справиться с интонационной сферой «Камаринской».
***С учащимся Григорьевым Василием мы посетили класс домры и баяна, познакомили с звучанием этих инструментов.
Преподаватель работает над каждой вариацией отдельно.
В теме «Камаринской» передан задорный наигрыш балалайки, сопровождаемый гудящим басом волынки (оранный пункт на тонике). Отсюда вытекает одна из главных технических проблем: сложность координации острого щипкового стаккато в правой руке и энергичных, разнообразно акцентированных аккордов в левой руке.
И. Браудо в книге «Артикуляция» приводит пример из «Камаринской» в качестве образца разделительной лиги; стаккатные мелодии лига не объединяет, а напротив, разделяет два мотива. Последняя нота «ре» в фразе должна прозвучать тихо, а затакт ноты «фа» будет являться началом мотива и исполняется громко.
Стаккато в правой руке играется цепко (Ученик показывает на струнах инструмента).
Техническую сложность в ней представляют скачки. (Учащийся показывает, как он отрабатывает их, анализирует интервалы). Существует проблема координации и в этой вариации, так как аккорды в левой руке исполняются чуть длиннее, чем восьмые в правой.
Эта вариация является кульминацией пьесы. Исполняется на ФОРТЕ. Здесь явно слышится звучание гармошки. Причём создаётся впечатление, что гармонист не очень умелый. Он резко тянет меха, и знает только три аккорда. (Учащийся анализирует гармонию в этой вариации).
Этот гармонический ряд исполняется насколько раз. Аккорды берутся весом руки. Необходимо добиться плотного звучания, дослушивать аккорды до конца.
Эта вариация исполняется на ПИАНО, что требует от учащегося особой чёткости пальцев. Отдельные легатные мотивы в нижнем голосе, как- бы «перебивают» стаккатную мелодию в верхнем голосе.
Педаль в нготах не проставлена, но без неё звучание было- бы скудным. Для сочности звучания аккордов берём педаль на каждый аккорд во 2 вариации ю
Чтобы подчеркнуть акцент в левой руке, берём педаль в 3 вариации.
В исполнении пьесы, как и в каждом произведении возможен индивидуальный подход. Кто- то возьмёт за образец исполнение цикла Гольденвейзером, Флиером, а кто- то примет интерпретацию Плетнёва.
Темп в пьесе достаточно подвижный. Скорость движения зависит от технической подготовки учащегося.
Пьесу исполняют на концертах. Она является яркой, доступной и хорошо воспринимается слушателями.
Курсовая работа «Симфоническое творчество П.И. Чайковского на примере Второй симфонии: сравнительный анализ вариаций финала и симфонической фантазии «Камаринская» М.И. Глинки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Министерства культуры и духовного развития
Республики Саха (Якутия)
«Якутский музыкальный колледж (училище) им.М.Н. Жиркова»
по дисциплине «Музыкальная литература»
на тему: «Симфоническое творчество П.И. Чайковского на примере Второй симфонии: сравнительный анализ вариаций финала и симфонической фантазии «Камаринская» М.И. Глинки»
Выполнила: студентка III курса ОТМ
Проверила: Давлетова Розалия Рашитовна
Особенности симфонического творчества П.И.Чайковского
История создания и краткий анализ Второй симфонии
Сравнительный анализ вариаций финала Второй симфонии П.И. Чайковского и симфонической фантазии «Камаринская» М.И. Глинки
Список использованной литературы
— таблица – разбор IV части Второй симфонии П.И. Чайковского
— таблица – разбор симфонической фантазии «Камаринкая» М.И. Глинки
Петр Ильич Чайковский – один из величайших мировых симфонистов. В его творчестве симфоническая музыка занимает особое место. Сам композитор отдавал свои личные симпатии инструментальному жанру, считая, что симфоническое творчество дает возможность без ограничений отразить процесс развития художественной идеи. Чайковский вошел в историю мирового симфонизма как создатель нового типа симфоний – лирико-драматических и лирико-трагедийных.
Актуальность: сравнительный анализ финала Второй симфонии П.И. Чайковского с симфонической фантазией «Камаринская» М.И. Глинки кажется нам актуальным, потому что показывает использование одинаковых принципов развития, а также доказывает продолжение традиций М.И. Глинки в симфоническом творчестве П.И. Чайковского
Объект исследования: особенности вариаций финала Второй симфонии и симфонической фантазии «Камаринская».
Предмет исследования: финал Второй симфонии П. Чайковского.
Цель исследования: сравнительный анализ вариаций финала Второй симфонии П.И. Чайковского с фантазией «Камаринская» М.И. Глинки.
— дать краткую характеристику симфонического творчества П.И. Чайковского;
— изложить историю создания Второй симфонии;
— сделать сравнительный анализ вариаций финала Второй симфонии и вариаций «Камаринской»
Гипотеза исследования: в финале Второй симфонии П.И. Чайковский следует традициям Глинки в области строения вариаций.
— изучение теоретической литературы;
— целостный анализ произведения;
Ключевые слова: симфония, вариации, форма, средства выразительности.
Особенности симфонического творчества П.И.Чайковского
Петр Ильич Чайковский стал новатором во многих областях симфонической музыки. Он первый из русских композиторов вывел симфонию на общеевропейский уровень, наполнил ее глубоким художественным содержанием, и, по выражению Асафьева, поднял симфонию на уровень «эмоциональной философии в звуках». Также он развил жанр программной увертюры и симфонической поэмы.
Симфонизм Чайковского многогранен: в нем отражены многие стороны жизни – лирика, народность, юмор, драматизм, трагизм. Но основная тема его творчества – душевный мир человека. Чайковский в первую очередь отражает сложную психологическую и эмоциональную жизнь человека. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора – о смысле жизни, о цели человеческого существования. Он выявляет идею жизненной борьбы, драматической и напряженной. И процесс ее осмысливается П.И. Чайковским как одно из проявлений назначения человека. Ведущее место здесь занимает тема борьбы человека за свое право на счастье.
Чайковскому свойственно воплощать в своих симфонических произведениях острые конфликты, и в этом проявилась связь симфонической музыки и оперного жанра. Как драматург, он показывает жизненные явления в их развитии при столкновении и борьбе противоборствующих сил. В музыке это находит выражение в преобразовании, противопоставлении и взаимодействии различных музыкальных тем. Контрасты проявляются и в мелодии, и в гармонии, и в тембрах. Влияние оперы на симфонии выявилось в характере тематизма и особенностях его развития. Оно четко обозначилось в тематизме лирического типа с широким мелодическим развертыванием и одновременно в интонациях декламационного типа, близких речевой выразительности оперного речитатива. Воздействие оперности сказывалось еще и в логике развития, особенностях структуры.
Петр Ильич Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью. Напевность присуща как голосоведению, так и гармоническому и оркестровому языку. Широким песенным развитием определяется во многом и форма сочинений. Но в то же время музыке Чайковского присуща и декламационно-речевая выразительность – в этом он следует традициям А.С. Даргомыжского.
В симфонических произведениях Чайковский продолжает традиции М.И. Глинки, драматического симфонизма Л. ван Бетховена и лирико-песенного симфонизма романтиков (Ф. Шуберта). От Бетховена он перенял не только драматизм своих симфонических произведений, но и некоторые методы симфонического развития – дробления, мотивно-тематическая разработка, секвенции. С западноевропейскими композиторами-романтиками его роднят лирическая природа симфонизма, психологизм, опора на жанровую конкретность образов.
Национально содержание симфонического богатства Чайковского обогащено воздействием глинкинских традиций. Чайковского привлекали в Глинке самобытно русский характер интонации, а также высочайшее мастерство в использовании народных мелодий. Глинкинское начало проявляется и в связи художественно-выразительных средств с языком народного творчества, в «переплавлении» народно-песенных интонаций, стилевых особенностей народных мелодий и подчинении их своему стилю. С традициями русской народной музыки во многом связаны истоки его мелодического языка, и в этом он продолжает традиции «Могучей кучки». Но, в отличие от композиторов Балакиревского кружка, Чайковский опирается не на крестьянское народное творчество, а на городское – песню и бытовой романс. Но в то же время он, как и Глинка, воспринял и отразил в своем творчестве народную танцевальную музыку других народов: украинского, итальянского, французского.
Наиболее ярко влияние М.И. Глинки заметно во Второй симфонии П.И. Чайковского.
2. История создания и краткий анализ Второй симфонии
Вторую симфонию П.И. Чайковский написал в 1872 году. В сохранившихся письмах композитора нет упоминаний ни о замысле симфонии, ни о работе над черновыми эскизами.
Первое исполнение симфонии состоялось в 1873 году в Москве под управлением Н. Рубинштейна. Успех был очень большой. Второе исполнение прошло еще более празднично. Автору устроили овацию. Его вызывали после каждой части по нескольку раз. По окончании ему были поднесены лавровый венок и серебряный кубок.
Однако, послушав симфонию в оркестре, Петр Ильич остался недоволен. В конце 1879 года, когда была написана и исполнена Четвертая симфония, композитор принялся за переделку Второй, причем эта работа вылилась в создание почти нового произведения. Чайковский писал: «Нетронутой оставлю только одну последнюю часть… Я нашел, что в ней (симфонии) рядом с удавшимися вещами имеются такие слабые части, что принял решение первую и третью часть написать вновь, вторую переделать, а последнюю только сократить. Таким образом, если мне удастся поработать хорошо, у меня выйдет вместо незрелой и посредственной симфонии – хорошая».
Переработка Второй симфонии была выполнена очень быстро – за несколько дней. Исполнение нового варианта симфонии тоже сопровождал успех, несмотря на то, что после премьеры второй редакции многие считали, что первая редакция была лучше. Это мнение разделяли друзья композитора, и даже после кончины Чайковского оно не изменилось. Интересно отметить, что в прессе переделок никто не отметил.
Автограф первой редакции был уничтожен самим композитором, автограф второй редакции также утрачен. Известно лишь, что им владел Бессель Василий Васильевич (нотоиздатель, музыкальный теоретик и критик), и по нему была издана партитура. К сожалению, в настоящее время нет автографов ни первой, ни второй редакции симфонии. Таким образом, источником авторского текста двух редакций симфонии являются копия партитуры первой редакции, восстановленная в 1890-х годах по сохранившимся оркестровым партиям, и вторая редакция, изданная Бесселем по автографу.
Сам композитор в последние дни работы над симфонией отмечал в ней законченность формы. Особенно горячее одобрение вызвала она у композиторов Балакиревского кружка, которые считали ее одним из лучших достижений Чайковского.
Вторая симфония посвящена Московскому отделению Русского музыкального общества, где впервые с большим успехом она и была исполнена.
Эта симфония более других сближается с кучкистским направлением симфонизма, что проявляется в обращении к более объективному типу жанрово-картинного симфонизма, увеличении роли эпического начала.
Опора на жанровость обусловлена содержанием – обращением к образу народа, стремлением отразить разные стороны его жизни. Кашкин назвал это произведение украинской симфонией, так как в основе его подлинные украинские, а также близкие народным образцам мелодии.
Жанровое начало, характер тематизма оказывают воздействие на принципы развития, драматургию, особенности цикла. Чайковский опирается на глинкинские традиции вариантно-вариационного преобразования тематического материала, создавая при этом четырехчастную форму, устремленную к грандиозному праздничному финалу. Драматургия произведения строится в основном на принципе контрастного сопоставления крупных образно-тематических планов. Вместе с тем вариационность помогает непрерывности сквозного развития, иногда становится средством драматизации образа, его эмоционального напряжения (вступление к симфонии) или существенного его переосмысления (финал).
Важной особенностью цикла является отсутствие медленной части, которая контрастировала бы с драматической первой. Отсутствие такого контраста возмещается значительным развитием нескорого движения и основанной на нем темы во вступлении и коде первой части. Также к характерным признакам симфонии относится значительная роль скерцозных образов (вторая часть, третья часть – Скерцо, ГП первой части, начало финала), более объективный по сравнению с Первой симфонией характер лирических образов; контрастное сопоставление первой и трех остальных частей (в отличие от Первой симфонии, где первые три части противопоставлены финалу).
Первая часть написана в сонатной форме и строится на трех темах: эпической, величавой теме вступления (украинский вариант русской народной песни «Вниз по матушке, по Волге»), контрастирующей с ней легкой, танцевальной темой главной партии, и на лирической, песенной теме побочной партии. Музыка первой части в целом рисует, с одой стороны, картины творческого подъема народного духа, его могучей созидательной силы. С другой стороны, печальная тема вступления, обрамляющая всю часть, проходящая в начале и конце ее, говорит о тех, кто разлучен с народной массой, кто лишен возможности слить с ней свою судьбу и почерпнуть от нее силы.
Две средние части цикла, разные по содержанию, объединяет их общий жанрово-скерцозный характер, тип композиции, соотношение разделов. Причудливость таинственных, фантастических образов крайних контрастна конкретно-жанровым эпизодам средних разделов, основанных на народно-песенном материале. Жанрово-бытовое и характерное как отражение впечатлений окружающего мира в сознании художника здесь существуют в «мирном» дополнении друг друга.
Вторая часть написана в ритме марша, однако необычного. Музыка ее заимствована из уничтоженной оперы «Ундина», где она предназначалась для сопровождения свадебного шествия. Поэтому на ней лежит печать оперной театральности. Во второй части, написанной в сложной трехчастной форме, два раза использован вариационный цикл: в первом разделе варьируется тема марша, а в трио – тема народной песни «Пряди, моя пряха».
Третья часть (Скерцо) рисует картину разгульного народного веселья, богатырских игрищ. Она синтезирует черты медленной части и скерцо. После него идет скерцо в чистом виде. Оно вводит в симфонию фантастическое начало, причудливо соединенное с жанрово-юмористическим.
Содержание его предвосхищает скерцо Четвертой симфонии, перекликается со скерцо Первой. Общность обусловлена соединением элементов фантастики, «игры воображения» с элементами жанрово-бытовыми. Во Второй симфонии определился характерный для Чайковского круг образов скерцозной музыки, в которой впечатления окружающей жизни преломлены сквозь личное восприятие в причудливых и оригинальных формах. Личное начало ощущается в особой остроте, с которой обрисованы образы скерцо, в своем развитии нередко меняющие первоначальный облик. Стремительным движением скерцо напоминает быстрые части произведений Бетховена с неожиданными острыми акцентами и синкопами (особенно скерцо и финалы фортепианных сонат).
Финал симфонии по оригинальности образов, по мастерству развития и цельности формы справедливо считается лучшей частью цикла. В нем яснее отразился народно-украинский колорит. Это связано не только с тем, что в его основу легла песня «Журавель», но и с содержанием музыки. Симфония завершается утверждением величавого и светлого образа народа.
Центральный образ развивается многогранно. Чайковский свободно разработал народную тему, показав различные стадии ее развития. Широко используя метод вариационного преобразования темы, он создал сонатную форму, в разработке которой дал насыщенное тематическое и ладовое развитие. Образ, искрящийся весельем и задором, к концу экспозиции приобретает оттенок таинственности (благодаря появлению элементов увеличенного лада). В разработке фантастический характер усиливается, оказывая влияние и на образ побочной партии. Лишь в репризе и коде снова устанавливается праздничное, ничем не омраченное настроение.
3. Сравнительный анализ вариаций финала Второй симфонии П.И. Чайковского и симфонической фантазии «Камаринская» М.И. Глинки
В исследовании была проведена следующая работа: были разобраны симфонические вариации М.И. Глинки «Камаринская» и финал Второй симфонии П.И. Чайковского. Результаты этой работы отражены в таблицах, приложенных к курсовой работе. На основе этой работы мы составили следующую сравнительную таблицу:
1. В тех вариациях, где темы ГП и ПП не изменяются, происходят изменения в инструментовке и фактуре.
2. В некоторых вариациях темы изменяются ритмически, интонационно.
3. Наряду с вариационным развитием, Чайковский использует приемы симфонического развития – вычленение мотива, его секвентное проведение.
Так как тема остается неизменной, то меняется в основном инструментовка – каждую новую вариацию исполняет новый состав инструментов. Меняется фактура. Помимо этого, к теме добавляются различные подголоски, иногда приобретающие самостоятельное значение. Интонационных изменений темы почти нет.
Тональный план вариаций
Темы различны по образу, характеру и интонационно. Излагаются они поочередно, группами вариаций, и часто отделяются друг от друга развивающими эпизодами. Главную роль играет тема ГП – ее вариации занимают больший объем в экспозиции и репризе, на ней строится разработка и кода. ПП имеет подчиненное значение.
Темы сравнительно равноправны по значению и интонационно родственны друг другу. Это дает возможность для их сближения. Они также излагаются поочередно группами вариаций
Симфонические произведения занимают одно из главных мест в творческом наследии П.И. Чайковского. Композитор обратился к симфоническому жанру в ранний период творчества и обращался к нему на протяжении всей жизни. Одним из образцов его ранних симфоний является Вторая, написанная в 1872 году. В финале этой симфонии, где темы разрабатываются вариационно, наиболее ярко отразилось влияние М.И. Глинки, в особенности его симфонических вариаций «Камаринская». Это дает основание для проведения сравнительного анализа вариаций финала и вариаций «Камаринской».
Из сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:
Сходства между вариациями финала Второй симфонии Чайковского и вариациями «Камаринской» Глинки можно заметить в следующих моментах: количество тем и их характер, тип вариаций, методы вариационного развития, общий тональный план, взаимодействие тем между собой.
И в финале симфонии, и в «Камаринской» используются две разнохарактерные темы, которые сближаются друг с другом в процессе своего развития
В обоих произведениях использованы вариации на неизменную мелодию; но если у Глинки это основной тип изложения вариаций, то Чайковский вводит еще и фактурные вариации. Помимо этого, Чайковский активно использует и приемы симфонического развития – мотивная разработка, секвенции.
В обоих произведениях большую роль играет инструментовка. Так как в некоторых вариациях тема остается неизменной, то меняются тембры; в исполнении каждой новой вариации участвует новый состав инструментов.
Оставляя тему неизменной, Глинка часто добавляет к ней подголоски, некоторые из которых приобретают самостоятельное значение. Чайковский же меняет тему интонационно, не вводя относительно нового тематического материала.
Тональное строение обоих произведений сходно между собой в том, что каждая группа вариаций написана в одной тональности. Но у Чайковского тональное развитие формы происходит более активно
В финале симфонии главную роль играет тема ГП и ее вариации. Она занимает больший объем в экспозиции и репризе, на ней строится разработка и кода. ПП имеет подчиненное значение. В «Камаринской» же две темы сравнительно равноправны, интонационно родственны друг другу, что дает возможность для их сближения.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтверждена – в финале Второй симфонии П.И. Чайковский следует традициям Глинки в области строения вариаций.
Список использованной литературы
Должанский, 1965. – Должанский А. Симфоническая музыка Чайковского. [Текст] // А. Должанский. – Л., Изд-во «Музыка», 1965. – 240 с.
История русской музыки. Вып. 2., 1987. – Левашева О., Кандинский А. Общая редакция Кандинского А. [Текст] // История русской музыки. Вып. 2. – М., Музыка, 1987. – 220 с., нот.
Русская музыкальная литература. Вып.1., 1982. – Э. Л. Фрид [Текст] // Русская музыкальная литература. Вып.1. – Л., Музыка, 1982. – 288 с., ил. 4 л. ил.
Финал Второй симфонии П.И. Чайковского
Тема не изменена, но звучит неустойчиво и подводит к ПП
Тему поочередно играют гобой и кларнет на фоне выдержанных нот валторн, фагота, тромбона, виолончели и контрабаса
Тема с небольшими изменениями
Тема у 1 флейты, органный пункт у кларнетов, фаготов и медных
Тема с небольшими изменениями
Тема у флейты пикколо и 1 скрипок, органный пункт у кларнетов, фаготов и медных
Тема распределена между инструментами
Перекличка скрипки и альта с кларнетами. Выдержанные ноты валторн и фагота
Симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки