Камбиз царь что сделал
Наследник Кира II царь Камбис
Кир II Великий завоевал земли от Индии до Леванта. Его наследник Камбис присоединил к империи Египет.
Начало правления Камбиса
В «Истории» Геродота и у других греческих авторов Камбис выведен как жестокий и безумный правитель. Возможно, такой образ второго царя государства Ахеменидов должен был оттенять величие Кира и показывать упадок персов.
Но современные ему источники, происходящие из Персидской империи и Египта, рисуют иной портрет. Камбис был достойным преемником Кира, расширившим границы империи.
Перед тем как отправиться в роковой поход на массагетов, Кир отослал в столицу своего сына Камбиса. Он назвал его своим наследником. Другому сыну, Бардии, он передал обширные земли в Центральной Азии с правом оставлять себе собранные налоги. В Бехистунской надписи имя младшего сына Кира — Бардия, у Геродота — Смердис.
Завоевание Египта
Завоевание Египта было нетривиальной военной задачей. В IV веке до н. э., когда Египет вернул независимость, его правители отразили несколько персидских нашествий.
Чтобы достичь рукава Нила, армия захватчиков должна была пройти около 80 километров от Газы до оазиса Ринокорура (Эль-Ариш) на севере Синая. Затем нужно было идти еще три дня по безводной пустыне до озеро Сербонис (Бардавиль).
В 526 году до н. э. умер фараон Египта Амасис, сильный и популярный в стране правитель. Трон унаследовал его сын Псамметих III. Он не пытался противодействовать подготовке Камбиса к вторжению. Города Финикии и Кипра поддержали Камбиса.
Поль-Мари Ленуар, «Царь Камбис при осаде Пелузия». Источник: printerest.com
Геродот пишет, что незадолго до смерти Амасис успел поссориться с Поликратом — могущественным тираном острова Самос. Но скорее всего, Поликрат сам предпочел поддержать в грядущей войне Камбиса и отправил ему 40 триер. Благодаря поддержке финикийцев и греков Камбису удалось создать первый военный флот в его империи.
Союзником персов стал и «царь арабов». Вероятно, это был правитель арабских племен, контролировавших пустыни на севере Синайского полуострова. Это означало, что армии вторжения будет легче и безопаснее пройти по пустыне. Царь арабов не только пропустил армию Камбиса, но и обеспечил ее питьевой водой.
Еще при жизни Амасиса один из командиров его наемников по имени Фанес решил перебежать к персам. Геродот пишет, что Фанес поссорился с фараоном, но возможно он понимал, что Египет вскоре будет завоеван Камбисом.
Фанес отбыл из Египта на корабле. Амасис послал за ним погоню, которая настигла перебежчика в Ликии (юг Малой Азии). Фанес, как пишет Геродот, напоил стражей и сбежал от них.
Перебежчик сообщил персам сведения об обстановке в Египте, укреплениях и вооруженных силах. По словам Геродота, именно Фанесу принадлежала идея заключить союз с царем арабов.
Незадолго до смерти фараон Амасис собрал в столице свои лучшие войска — наемные отряды греков и карийцев. В результате на границе страны не оказалось достаточно войск, и армия Камбиса вступила в пределы Египта. Псамметих собрал все свои силы, и армии встретились в северо-восточной части Дельты Нила недалеко от города Пелузий.
Перед битвой греки-наемники на глазах у обеих армий убили сыновей Фанеса, которых он оставил в Египте. Затем они смешали их кровь с вином и выпили. Подробностей битвы не сохранилось. Геродот писал лишь, что обе стороны потеряли много воинов, но в итоге египтяне были разбиты.
Хотя согласно Геродоту сопротивление на этом закончилось, другой автор, Полиэн, пишет, что египтяне продолжали оборонять Пелузий. Этот город закрывал армии вторжения путь вглубь страны. После взятия Пелузия войска пошли дальше и осадили Мемфис. Псамметих ответил на предложение о сдаче убийством присланного ему переговорщика. В итоге город все равно сдался, и Камбис разместил там свой гарнизон.
После этого организованное сопротивление персам было сломлено. Камбис посвятил свое время созданию администрации новой провинции. В ключевых городах страны были размещены гарнизоны. Гарнизон из иудеев-поселенцев был размещен на юге Египта на острове Элефантина.
После победы над Псамметихом Камбис также совершил поход в Эфиопию, но он оказался неудачным. На западе племена Ливии, а также греческое государство Кирена признали верховную власть царя Персии. Но реально эти земли не были включены в империю. В Дельте сохранили свою власть местные царьки, признававшие власть Ахеменидов.
Геродот в «Истории» описывает Камбиса как жестокого и психически нездорового правителя. Безумие, согласно «отцу истории», началось у Камбиса после эфиопского похода. До этого он милосердно обошелся с сыном Псамметиха.
Таков рассказ Геродота. В реальности все было сложнее. Действительно, зафиксированы случаи разрушения храмов, в частности, в местах размещения гарнизонов. Но это не было целенаправленной политикой Камбиса.
Тела всех священных быков-Аписов хранились в святилище Мемфиса. Один из них действительно умер после вторжения Камбиса. Но на сопровождающей надписи говорится о мирной смерти священного быка. Более того, на саркофаге Камбис изображен в виде фараона, который оказывает Апису положенные почести. Сам саркофаг, согласно надписи, возведен по приказу Камбиса в честь его божественного отца Аписа-Осириса.
Камбис участвовал в погребении Аписа, как египетский фараон. Как новый правитель, сын Кира стремился использовать политическую и религиозную систему Египта. Современные ему египетские надписи называют его правителем Верхнего и Нижнего Египта и любимцем богини Ваджит.
Автобиографическая надпись Уджагорреснета также показывает Камбиса как добродетельного правителя, который чтил египетских богов. В частности, он вернул поселенцев при храме Нейт, которых изгнали его воины.
Уджагоресснет был высокопоставленным чиновником при Амасисе и Псамметихе. Он командовал египетским флотом. Роль флота во время войны с Камбисом неясна, но Уджагорреснет достиг еще высокого положения при новой власти. Он подчеркивал свой контакт с Камбисом, благодаря которому египтянину удалось убедить царя принять ряд решений. При Дарии I казначеем в Египте также был египтянин.
Камбис был коронован как египетский фараон. Он именовался «потомком Ра». Он назначил сатрапом в Египте перса Арианда, но сам оставался в стране до 522 года до н. э. За это время в Саисе исполнил традиционные жреческие обязанности фараонов и посетил основные святилища Египта.
Образ Камбиса как завоевателя и безумца сложился позднее. Геродот беседовал с египтянами, жившими через несколько десятилетий после завоевания. К этому времени положение Египта в империи ухудшилось. Прошло несколько восстаний. Логично, что под влиянием текущего момента египтяне создали образ Камбиса-жестокого завоевателя.
Скорее всего, не все храмы сохранили прежний статус. Это привело к тому, что жречество было недовольно новым правителем. Фараоны Саисской династии щедро одаривали храмы, что прекратилось после завоевания. Более того, Камбис ограничил пожертвования для храмов, которые они собирали во времена Амасиса. Под действие его указа не попали только три храма.
Популярность получила история о жестокой казни царского судьи Сисамна. Однажды он получил взятку и вынес несправедливый приговор. Когда об этом узнал Камбис, он приказал казнить Сисамна.
Более того, кожу бывшего судьи выдубили, сделали из нее ремни и этими ремнями обили судейское кресло, на котором когда-то восседал Сисамн. Новым царским судьей и обладателем жуткого кресла стал сын Сисамна Отан. Геродот не пишет, что он чувствовал, сидя в кресле, обитом кожей отца, но этот человек достиг вершин власти во времена Дария I.
Камбис умер в 522 году до н. э. при возвращении из Египта. Вслед за его смертью власть унаследовал некий мидиец, выдававший себя за его брата Бардию. По всей стране, включая Египет, начались восстания. Но Дарий I подавил их и вновь подчинил Египет персидской власти.
Камбиз
Камбиз
Камбис II др.-перс. Kambujiya, др.-греч. Καμβύσης | ||
| ||
---|---|---|
530 до н. э. — 522 до н. э. | ||
Предшественник: | Кир II Великий | |
Преемник: | Гаумата | |
Вероисповедание: | Зороастризм | |
Смерть: | 522 до н. э. | |
Похоронен: | Пасаргады | |
Династия: | Ахемениды | |
Отец: | Кир II Великий | |
Мать: | Кассандана | |
Камбис II (также Камбиз, др.-перс. Камбӯджия ) — персидский царь (530 — 522 гг. до н. э.), из династии Ахеменидов. Старший сын Кира Великого. О царствовании Камбиса нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами. СодержаниеНачало правленияКамбис — царь ВавилонаЕщё после захвата Вавилона, Кир назначил своего сына Камбиса царём Вавилона. Коронация Камбиса проходила 4 нисана (1 апреля) 538 г. до н. э. по традиционному древнему ритуалу, в праздник «Нового года», с соблюдением всех формальностей (власть Камбис получал «из рук Мардука»). После назначения Камбиса вавилонским царём появляются документы, датированные именем Камбиса и его отца, иногда вместе, но это продолжалось всего восемь месяцев; уже в декабре датировка идёт по одному Киру. Мы не знаем, что побудило Кира назначить сына царём, и при том временным; возможно, что он это сделал из-за предстоящей отлучки для новых войн. От 4-го года правления Кира в Вавилоне дошёл до нас документ, в котором Камбис просто назван царевичем и владельцем капитала, положенного в вавилонский банк Эгиби; дела свои он вёл через поверенного, следовательно, мог и не жить сам в Вавилоне. Камбис вступает на персидский престол. Восстания покорённых народовУбийство брата БардииХарактеристика КамбисаВ лице Камбиса на престол новой империи вступил государь, бывший свидетелем и участником покорения Азии, падения древних престолов, необыкновенных переворотов, совершившихся благодаря персидскому оружию. Ему самому, ещё юношей, даже пришлось посидеть на древнейшем и славнейшем престоле столицы мира — Вавилона. Вполне понятно, что он был проникнут сознанием величия Персии и её царя; он был прирождённым государем и повелителем, в противоположность отцу, ещё помнившему традиционную патриархальность двора небольшой национальной Персиды. Эта перемена была, в особенности, подмечена греками, чуткими к автократизму, и удачно сформулирована Геродотом: «Камбис смотрел на ионян и эолян, как на рабов, полученных по наследству». Но и сами персы почувствовали разницу, и тот же Геродот влагает им в уста наименование Камбиса «деспотом» (др.-греч. δεσποτης ) в противоположность Киру, которого называли «отцом». Планы КамбисаПри таком настроении политика Камбиса была вполне определённа, тем более, что ход её уже был намечен его отцом или, лучше сказать, самой историей. Империя Кира занимала пространство, с одной стороны, больше ассиро-вавилонской, включив в себя Лидию, но, в то же время, и меньше её в период наибольшего распространения. Ещё не был покорен Египет, который оставался на тот момент единственным крупным древним царством, продолжавшим самостоятельное существование и по-прежнему представлявшим опасность благодаря связям с греческим миром и интригам в Азии; уже за прежние интриги и союзы он подлежал уничтожению. Для Камбиса это наследство было кстати, давая выход его тщеславию. Тот факт, что он не тотчас по вступлению на престол двинулся на Египет, объясняется как предполагаемыми смутами, так и трудностью и серьёзностью предприятия, потребовавшего продолжительных приготовлений. Покорение ЕгиптаПодготовка походаПодобно своему отцу, Камбис стремился использовать наряду с военными мерами и дипломатические приёмы. Сосредоточив к весне 525 г. до н. э. свои войска в Палестине, Камбис вступил в соглашение с арабскими кочевниками, в руках которых находились пути, ведущие через Синайскую пустыню к границам Египта. Благодаря этому он обеспечил свою армию запасами питьевой воды, которую доставляли ему на верблюдах. На море персы не имели своего флота, но максимально использовали финикийские корабли. К тому же Камбис заключил союз с тираном острова Самос Поликратом. Последний послал в помощь Камбису 40 кораблей. Правда, эта эскадра не прибыла к месту военных действий, так как Поликрат включил в неё лиц, которых он считал нужным убрать с острова, и те вернулись с дороги, чтобы свергнуть своего тирана. Киприоты тоже перешли на сторону Камбиса и поддержали его своими кораблями. Битва у ПелусияПройдя через Синайскую пустыню по пути, указанному Фанесом, персы подошли к границе Египта. В походе Камбиса сопровождали бывший лидийский царь, престарелый Крез, которого греческие историки изображают в виде умудрённого житейским опытом старца, и Силосон, брат Поликрата Самосского. Египетская армия ждала персидское войско у Пелусия. Пелусий с древнейших времён имел важное значение как крепость, защищавшая подступы к Египту, и назывался «печатью» Египта. Греки также звали его «ключом Египта и для выхода и для входа». Тут в мае 525 г. до н. э. и произошла решительная битва за Египет. В гневе на своего бывшего командира Фанеса греческие наёмники, оставшиеся верными фараону, закололи перед строем его сыновей, находившихся в Египте, смешали их кровь с вином и, выпив эту смесь, бросились в бой. В ходе кровопролитного сражения пало много воинов, как с египетской, так и с персидской стороны. Геродот, посетивший поле боя примерно семьдесят лет спустя, видел там множество костей убитых воинов, сваленных в отдельные кучи. На одной стороне лежали кости персов, как они были погребены, а на другой — египтян. Однако, несмотря на отчаяние и ожесточение, египтяне были разбиты и в беспорядке бежали к Мемфису, где и заперлись. Полиэн рассказывает ещё об осаде Пелусия, затянувшейся вследствие отчаянного сопротивления египтян, запасшихся множеством орудий, кидавших из пращей камни, горящие головни и стрелы. Приводится рассказ, будто Камбис овладел городом, выставив впереди войска египетских священных животных, что повлекло будто бы сдачу со стороны гарнизона, опасавшегося ранить кошек (богиня Баст), ибисов (бог Тот) и собак (бог Анубис). Во всяком случае, взятие Пелусия было необходимо, как приморского пограничного пункта; вероятно, осада шла и с суши и с моря. Под Пилусием персам удалось сломить мужество египетских воинов и дальше их успехи развивались уже беспрепятственно. Взятие Мефиса и пленение Псамметиха IIIКамбис, согласно Геродоту, не сразу двинулся на Мемфис, а послал (очевидно, во время осады Пелусия) предварительно корабль с вестником, требуя сдачи города. Но египтяне напали на корабль и потопили его, а весь его экипаж вырезали, вместе с царским послом. Тогда Камбис явился лично. Персы осадили город, и египтяне после долгой осады вынуждены были, наконец, сдаться (вероятно июнь 525 г. до н. э.). Псамметих III и вся его семья попали в плен. Две тысячи знатных египетских юношей, и в их числе сын фараона, были казнены в качестве наказания за убийство персидского посла, но самого Псамметиха Камбис пощадил, видимо, ориентируясь в этом вопросе на политику своего отца, милостиво относившегося ко всем захваченным в плен царям. После взятия Мемфиса остальной Египет, вероятно, был покорён без больших затруднений. К концу августа 525 г. до н. э. Камбис официально был провозглашён фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Датировка, однако, шла по годам от вступления Камбиса на персидский престол. Опасаясь персидского нашествия, добровольно покорились персам некоторые племена Северной Африки, жившие к западу от Египта. Так, по словам Геродота, «судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые и сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбису. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреняне и баркияне». Камбис милостиво принял дары ливийцев, а к подношению греков Киренаики отнёсся с пренебрежением, так как, на его взгляд, оно было ничтожно малым — 500 мин (более 170 кг) серебра. Камбис, в свою очередь, оказал африканским грекам внимание, отослав на родину вдову Амасиса, киренеянку Ладику. Политика Камбиса согласно египетским источникамТаковы сведения о захвате Египта, сообщаемые классическими греческими писателями. Однако из надписи Уджагорресента и других египетских официальных источников как будто следует, что Камбис действовал не как завоеватель, а повторял политику своего отца Кира при покорении Вавилона. То есть, персидский царь придал захвату Египта характер личной унии, короновался в Саисе по египетским обычаям, принял титул «царь Египта, царь стран», традиционные титулы фараонов — «потомок (богов) Ра, Осириса», египетское имя — Месут-Ра (букв. «Порождение Ра»), и старался, чтобы всё происходило, «как делалось издревле». Камбис продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Он участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в Саисе, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания. Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о рождении Камбиса от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона Априя. По этой версии персидский царский дом является не менее, если не более, законным в качестве фараонов, чем последние саисские цари. Таким образом, Камбис покорил Египет, как законный наследник, исторгший свою отчину из рук узурпатора — Амасиса и его сына Псамметиха III. Ещё Геродоту египтяне рассказывали эту легенду. Сразу после захвата Египта Камбис приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причинённый святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбис предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству. Так, жрец и полководец Уджагорресент не только сохранил при Камбизе все государственные должности (кроме начальника флота), которые он занимал прежде, но и получил новые. Он также стал советником Камбиса, а позднее и Дария I в делах, касавшихся управления страной. Юридические и административные документы времени Камбиса свидетельствуют о том, что первое время персидского господства не нанесло значительного ущерба экономической жизни страны. Политика Камбиса согласно греческим авторамМежду тем, Геродот говорит, что Камбис явился в Саис исключительно затем, чтобы совершить поругание над мумией Амасиса. В связи с этим описываются и другие зверства Камбиса. Рассказы эти, с одной стороны, напоминают греческие моралистические анекдоты о бренности всего земного и твердости в перенесении несчастий, с другой — египетские романы, слагавшиеся по поводу исторических лиц и событий; образцом их могут служить фрагменты коптского палимпсеста романа о Камбисе, в котором он смешивается с Навуходоносором, а также, по-видимому, продолжение этих фрагментов в хронике Иоанна Никиусского. Впоследствии целый ряд разрушений и разграблений относился на счёт Камбиса. По Страбону он сжёг и Серапеум и Мемфис; по Плинию пощадил Гелиополь только из-за поразивших его воображение обелисков; по Диодору разграбил Рамессеум и т.п. В пользу Геродота можно привести гранитный саркофаг командира стрелков Яхмеса (Амасиса), сына «царской супруги» Нехт-Баст-эроу, следовательно, одного из членов царской фамилии. На этом великолепном саркофаге повреждены имена и титулы покойного и его матери, так что оставлены только имена богов — Баст и Ях (бог Луны), которых не осмелились коснуться. Изглаживание имени — наиболее жестокая посмертная казнь по египетским представлениям, и, конечно, прежде всего является предположение, что оно совершено по приказанию завоевателя. Далее, в арамейских папирусах из иудейской колонии на Элефантине говорится (правда, спустя 118 лет после завоевания) что, когда Камбис покорил Египет, он разрушил «все храмы египетских богов», но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине. Наконец, и Уджагорресент говорит о «величайшем ужасе, случившемся во всей стране, подобного которому не было». Мы, действительно, имеем основание верить, что через несколько месяцев отношение Камбиса к Египту изменилось к худшему. Вторжение в КушГеродот сообщает, что, покорив Египет, Камбис решил присоединить затем всю известную тогда Африку, то есть Карфаген, оазисы и Эфиопию (Куш). От первого пришлось отказаться, так как финикийский флот не захотел идти против соплеменников, а персидский царь не счёл себя вправе настаивать, ибо финикийцы присоединились добровольно. Экспедиция же для завоевания оазисов, вышедшая из Фив, достигла Великого оазиса (Эль-Харге) и завоевала его; об этом говорит Геродот, да и там сохранились постройки от имени персидских царей Дария I и Дария II. Но дальнейшее продвижение персидских воинов к оазису Амона (Сива), по рассказу, переданному Геродотом, окончилась катастрофой — войско было засыпано песком пустыни во время песчаной бури. Оставалось ещё одно африканское царство — Куш (у Геродота Эфиопия), со столицами в Напате и Мероэ. Камбис решил покорить и его. К сожалению, все наши сведения об этом предприятии черпаются из Геродота, у которого и здесь рассказ не свободен от легендарных наслоений и тенденций представить поход как затею безумную и по замыслу, и по выполнению, направленную, к тому же, не только против собственно эфиопского государства, но также для проверки чудесных слухов о «долголетних эфиопах» и о «солнечном столе». По Геродоту, к эфиопскому царю были посланы элефантинские «ихтиофаги», понимавшие по-нубийски, с предложением покориться. По получении оскорбительного ответа, раздражённый Камбис слишком поспешно, без достаточных приготовлений, двинулся в поход вдоль Нила (зима 524/523 г. до н. э.), но, уже пройдя едва пятую часть пути, почувствовал недостаток в съестных припасах. Однако это не остановило сумасбродного завоевателя. Но когда войско его дошло до каннибализма, вернуться всё же пришлось. На обратном пути начался мор, и пески пустыни погребли под собою много народа. Холмы с погребёнными отрядами персов показывали любопытным в Нубии ещё при Августе. Таким образом, поход был неудачен и имел результатом только протекторат над «эфиопами, пограничными с Египтом», которые даже не были обязаны платить персидскому царю дань, а приносили подарки. Восстание в Египте«Безумства Камбиса»Геродот рассказывает, что вернувшись из своего похода на юг, Камбис застал в Мемфисе веселящихся египтян в праздничных одеждах, пирующих по случаю «явления» нового Аписа. Персидский царь заподозрил, что египтяне радуются его неудачам, пришёл в ярость, казнил городские власти города, приказал сечь жрецов, а самого тельца Аписа попытался заколоть кинжалом, но только ранил в бедро, от чего тот, однако, всё равно пал. После его кончины от раны жрецы тайно, чтобы Камбис не узнал об этом, предали Аписа погребению. Насколько верны сведения Геродота о жестокостях Камбиса по поводу празднества интронизации Аписа и его издевательстве над египетской религией, неизвестно; во всяком случае, рассказ об убиении им Аписа не оправдывается, на том основании, что стелы, происходящие из Серапеума, говорят о смерти Аписа в 6-й год Камбиса, следовательно, в начале эфиопского похода (524 г. до н. э.), и затем о смерти следующего Аписа в 4-й год Дария I, из чего видно, что смена Аписов произошла во время эфиопского похода и нормальным порядком, причём на стеле времени Камбиса изображён он сам коленопреклонённым пред священным тельцом. Сохранилась на погребальном саркофаге Аписа надпись, свидетельствующая о торжественном официальном (а не тайном) погребении Аписа. Надпись гласит: «Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил большой саркофаг своему отцу Осирису». Однако не представляется полностью доказанным, что Апис 4-го года Дария был непосредственным преемником умершего во время эфиопского похода, и что изображение Камбиса не помещено исключительно в силу традиции. Может быть, к этому же времени относится и повреждение имен на саркофагах. По крайней мере, Геродот сообщает, что Камбис «в Мемфисе открывал древние гробницы». Подобное же повреждение и совершенное изглаживание имени Амасиса замечено на многих памятниках, происходящих из Саиса и вообще из Дельты. Заметим ещё, что демотическая хроника приводит список предметов, получавшихся храмами при Амасисе, и говорит, что многие из этих поступлений отменены Камбисом, другие (например, скот) сокращены наполовину. Весной 522 г. до н. э. в Египет стали доходить из Азии тревожные слухи о появлении на персидском престоле самозванца Лжебардии. Уже в месяце айару (апрель — май) в Вавилоне стали датировать документы его правлением. Камбис спешно двинулся в Персию для подавления восстания, но по пути погиб при весьма загадочных и подозрительных обстоятельствах (апрель 522 г. до н. э.). Правил Камбис 7 лет 8 месяцев и умер, не оставив наследников.
|