Камбоджийское эскимо что это
75 фактов о Камбодже глазами россиянки
Вьетнамцев тоже не любят.но ценят,так как помнят,что они защитили кхмеров от полпота в79году.по просьбе мятежного полковника хенг Самгина.до этого кхмеры неск раз терпели поражения от полпота при восстаниях76-78гг.в Пномпене был русский рынок,на нем когда-то и советские рубли котировались.полпота финансировали ЦРУ США и Китай.на их вооружении марка800,китаеза хотели вырезать всех кхмеров и сделав из Камбоджи военную базу КНР,поселить там50млн китайцев,так же китаезы ведут себя в синзяне и Тибете.Вьетнамцев и там не любят потому что эти страны часто прессуют Камбоджу.Разрушили Ангкорскую империю именно там(1353году)Сайгон изначально был кхмерский порт16века.
Камбоджа классная красивая и ахуитешьная страна люблю кхмаэ.русских они тоже любят
Глава СК потребовал возбудить уголовное дело против краснодарской судьи Хахалевой
Соскучились по (правосудию) самой криминальной и непотопляемой служительнице Фемиды? Бастрыкин, видимо, тоже.
В очередной раз Хахалева оказалась в центре скандала в 2017 году, когда в Сети появилось видео с шикарной свадьбы ее дочери. На празднестве выступали Кобзон, Меладзе, Басков, Вера Брежнева и другие известные эстрадные артисты. Молодоженам в качестве свадебного подарка преподнесли автомобиль «Бентли» стоимостью несколько десятков миллионов. В общем, свадьбе с таким размахом могли позавидовать все столичные судьи вместе взятые. По скромным подсчетам, торжество обошлось в 2 миллиона долларов.
В такую версию, разумеется, никто не поверил. Но кумовство на юге России творит чудеса, и никакого расследования вслед за скандалом не последовало.
Здесь много интересных деталей:
И если официальные власти бездействовали, рыть под Хахалеву принялись журналисты, которые выяснили, что её диплом о высшем юридическом образовании поддельный, и, следовательно, свою должность она занимала незаконно. Но и здесь судье удалось выкрутиться. Все дороги опять привели к грузинскому ОПГ в Грузию, где в одном из вузов подтвердили, что практикующая судья действительно там училась.
Обращение фермеров к президенту:
В прошлом году ВККС лишил Хахалеву судейского статуса. Но не из-за скандалов и откровенных правонарушений, нет. Просто «золотая судья» решила забить на работу (может себе позволить) и прогуляла 128 рабочих дней.
О больном
Столбняк в Санкт-Петербурге
Столбняк существует. Я в этом убедился на личном опыте. Но самая страшная болезнь в России не столбняк, а бюрократия.
Я думаю, эта история заслуживает внимания общества и широкой огласки.
Помогите распространить это сообщение как можно дальше. На всех уровнях. Соцсети, репосты, газеты, телефон, письма, рассказы знакомым, возможно кто то из вас спасёт жизнь одного, пусть и незнакомого человека.
ЛЮБОЙ из вас может оказаться на моём месте.
22 сентября я удалил дома вросший ноготь.
Через два дня палец дёргаться перестал. И я забыл эту историю.
Ещё через две недели место пореза стало вновь дёргать, затем потихоньку нога, другая, и мышцы по всему телу. Свело слегка челюсти, стало тяжело глотать и напряглись мышцы по всей спине.
И дальше начался двухмесячный кошмар. С больничного на больничный. От врача к врачу, на обследования я потратил всё что было, и безрезультатно. Инфекционисты, терапевты, неврологи- никто не мог поставить диагноз.
Сон, аппетит, работа, нормальная жизнь, общение, внешний вид- всё было потеряно.
В течение примерно 2-3 недель было ухудшение вплоть до единичных судорог, затем пошёл на поправку, затем заживший палец снова начинал болеть и шло ухудшение. И так снова и снова.
Внимание. Это Питер. Не ржавый гвоздь, не болото, не отходы какие то. Просто дома кусачками.
Долго долго ничего не писал, так как казалось, что всё решаемо, но вот увы настал момент и я пишу.
Значит ситуация следующая. После почти трёх месяцев мытарств врачи в поликлинике по месту жительства собрали консилиум и дружно мне поставили диагноз подозрение на столбняк(уже появился первый довольно чёткий симптом, сжимание мышц челюстей(тризм), не хотели дожидаться всех остальных). Инфекционист написала направление на экстренную госпитализацию с подозрением на столбняк(А35) и позвонила в эпиднадзор в моём присутствии. Эпиднадзор отказал в постановке диагноза, не видя меня, просто на основании того, что должна быть открытая рана, и срок смерти в течение недели. (Это тяжёлая форма столбняка). Всё. Никаких других форм столбняка в документации у них нет, они в первую очередь юристы, а не врачи. Они за свой отказ по телефону ответственности не несут.
На данный момент я с трудом могу кушать твёрдую пищу, рот тяжело открывается. Периодически наступает улучшение, раз в две три недели, потом опять ухудшение. Раненый когда то палец ноет и дёргается перед каждым ухудшением. Затем начинаются подёргивания мышц, спазмы, сводит челюсти и становится тяжело глотать. Сбиваются эти симптомы только баклофеном(препарат, тормозящий возбуждение двигательных нейронов нервной системы)
Диагноз ставится только по клиническим признакам, нет ни одного анализа который мог бы показать наличие яда в крови или столбнячных палочек. Доказательную диагностику провести нельзя. Только в разгар болезни, когда человек ложится доской, начинаются изменения в анализах из за гипоксии мозга, голодания и разрушения мышц.
Врачи из поликлиники бессильны перед эпиднадзором, а без направления на госпитализацию ни одна больница не берётся за это. Они хотят помочь, но боятся эпиднадзора. Сегодня я был на приёме у кандидата наук инфекциониста со стажем 46 лет, он подтвердил диагноз, но сказал, что даже он бессилен ставить диагноз вопреки эпиднадзору. Поставил полинейропатию после перенесённого столбняка. Пожелал мне удачи и посочувствовал.
Когда прихожу в поликлинику на обследования и консультации после очередного пинка из больницы, создаётся ощущение, что
моя поликлиника знает меня в лицо, врачи здороваются со мной и переживают за меня.
Нервы за эти три месяца абсолютно уничтожены. Я чувствую бессилие и если хоть кто то знает, куда, как обратиться, как законно получить своё право на мед помощь, пожалуйста, в любое время жду ваших советов. Пока ещё не поздно.
P.S.:Эпиднадзор запретил ставить даже подозрение. Это в их интересах, так как каждая постановка такого диагноза ставит под сомнению систему прививок и профилактики столбняка.(Как в моём случае, мне поставили не тот укол)
Мне всё равно где получать лечение. В любой больнице. От меня отказались без согласия надзора уже в четырёх больницах. Врачи пытались подсказать мне, где получить помощь, давали направление в больницу со смежными диагнозами, ещё как то, но всё было бесполезно.
Мне так и не сделали за 3 месяца укол противостолбнячной сыворотки, так как не имеют права без отчётности. И это делается только в больнице.
И самое что главное, почему я до сих пор жив, мне объяснили. Ранка была небольшая, далеко от ЦНС, какая никакая профилактика хоть и запоздалая была, и. Здравствуйте, последствия. Хроническая форма с рецидивами. Я не могу нормально жить, работать, общаться. В любой момент может произойти генерализация процесса и меня могут не спасти. Мы ищем любые нити для спасения. Спасибо что дочитали до конца.
Если так и будет продолжаться, я долго не протяну, поэтому репост даже на неделю с последующим удалением это уже большое дело. Помогите пожалуйста!
Необходимо найти хирурга, который сможет провести хирургическое вмешательство в очаг инфекции(четвёртый палец левой стопы), обколоть его ПСЧИ(ПСС), и прекратить поступление яда столбнячных палочек в организм. Если этот вопрос решается только удалением пальца- я согласен.
Либо нужен юрист, который поможет договориться с врачами и эпиднадзором.
Дальше, лечение последствий это уже проще. Оно чисто симптоматическое. Да, последствия могут быть уже довольно серьёзными, в случае генерализации мне требуется реанимация и специализированная помощь для столбнячных больных, это очень тяжёлый процесс, но в данном случае- главное- убрать источник яда из организма. Иначе лечение последствий не приведёт ни к чему
На всякий случай- это НЕ ЗАРАЗНО.
Я понимаю, что моя история уже тянет на то, чтобы меня показали в новостях по первому каналу, так как в Петербурге около 10-20 лет не было зарегистрировано ни одного случая столбняка. Видимо усилиями Эпиднадзора.
Для любопытных, в конце прикреплю статью о столбняке.
Советы всем тем, кто не хотел бы оказаться на моём месте-
1)Делайте ревакцинацию АДСМ вовремя. 2)Детям ставьте прививки от столбняка. Без колебаний. Обязательно.
3)Не замазывайте раны мазью, никакой, никогда.
4)Не удаляйте вросший ноготь дома самостоятельно..
5)Первый и самый важный симптом- подёргивания в ране, боль в жевательных мышцах и спазмы. Если не дай бог откуда то взялось что то из этого, СРОЧНО в травмпункт и требуйте вколоть вам СЫВОРОТКУ, не АНАТОКСИН. Перестрахуйтесь. Здоровья вам и вашим близким.
Телефон для любых справок или предложений помощи- мой личный номер
89995310219. В словах поддержки я сейчас уже не столько нуждаюсь, сколько в советах, что делать, в любой помощи по распространению этой информации и решению экстренной ситуации- на переживания и рефлексии у меня осталось слишком мало времени.
Телефон моей бабушки- ей очень нужна моральная поддержка, а я уже скоро возможно буду не в состоянии её оказать-
89052733984. Галина Евгеньевна
Нормы оказания медицинской помощи при столбняке и даже подозрении на нём прикреплю в ссылке снизу.
viktor_aralov
хорошо там, где мы есть
Все, кто знает меня достаточно давно, знают также и то, что я увлекаюсь языковедением. «Витю о чём не спросишь – всё на лингвистику сведёт» J Ну есть, есть такое…На самом деле, языки – это тема очень интересная и весёлая. Каждый язык по-своему уникален, каждый – самый лучший и самый сложный в одно и то же время. Также, есть множество совпадений и созвучий с русским языком, подчас очень неожиданных. И я наконец-то решил собрать в один материал всевозможные лингвистические приколы, курьёзы и каламбуры, замеченные мной за без малого 5 лет работы в международном туризме. Первые 4 части посвящены языкам, на которых приходилось так или иначе общаться, а вступление – скорее русскому…
Из песни слова не выкинешь, гласит народная мудрость. А из живого языка – тем более. И тем забавнее находить в разных языках сочетания, так сказать, на грани фола. А то и за гранью.
Ахуи ль-ибняти уаль-усрати бэйт ебни. (Вроде как, ближе к алжирскому диалекту)…
«кнём сралань срай ссат нах»
Впечатляет? Знаете, что вы сейчас сказали по-кхмерски?
Перевожу по словам:
Кнём – я
Сралань – люблю
Срай – девушка, женщина
Ссат – красивая
Нах – очень.
Что получилось? «Я люблю очень красивую девушку»! А если дело происходило ночью, то вначале добавляем соответствующее слово. Так вот – «ночь» по-кхмерски «ёп»!
Караоке-девушки Камбоджи (31 фото + текст)
Сиемреап в Камбодже – место, где находится крупнейший храм в мире – Ангкор ват. Мондо Баи – бедная деревушка в этом регионе. Именно здесь «девушки-караоке» работают за 15 долларов за ночь. Им от 17 до 25 лет, они приезжают со всей страны, и их истории практически одинаковы. Бедность – главная причина их работы здесь. Основные клиенты – кхемерцы и иностранцы. Они платят 1 доллар за пиво и 2 – за то, чтобы «караоке-девочка» спела им романтическую песню.
1. «Караоке-девушки» каждый месяц шлют домой деньги, и многие родственники думают, что они устроились на нормальную работу. (Saikat Mojumder)
2. Основные клиенты – кхемеры и иногда иностранцы. Они платят 1 доллар за пиво и 2 – за то, чтобы девушка спела им романтическую песню. (Saikat Mojumder)
3. 14-летняя девушка-караоке ждет клиентов на Караоке-Стрит 22 ноября 2010 года. (Saikat Mojumder)
4. Девушки поют и танцуют, но за бОльшие деньги они готовы и переспать со своими клиентами. Обычно за ночь они получают 15 долларов. (Saikat Mojumder)
5. Каждую ночь какой-нибудь молодой кхемер приходит сюда, чтобы развлечься. Большинство клиентов – люди малого достатка. (Saikat Mojumder)
6. Здесь самая младшая из девочек (14 лет) зарабатывает 40 долларов в месяц. (Saikat Mojumder)
7. В основном «караоке-девушкам» от 17 до 25 лет, и они приезжают со всей страны. (Saikat Mojumder)
8. Самая старшая из «караоке-девушек», теперь она владеет пятью караоке-барами. На фото: она отдыхает, глядя на свою собачку 21 ноября 2010 года. (Saikat Mojumder)
9. В полуденную жару все вместе отдыхают в одной из комнат. (Saikat Mojumder)
10. Несмотря на то, что девушки часто сталкиваются с жестокостью клиентов, подкрепленную алкоголем, они все же считают, что у них нет выбора, кроме как развлекать мужчин, чтобы зарабатывать на жизнь. (Saikat Mojumder)
11. Девушки работают в караоке-барах в качестве певиц и танцовщиц, но за дополнительные деньги они готовы и спать с клиентами – обычно за это они получают около 15 долларов. (Saikat Mojumder)
12. В часы полуденной жары многие девушки предпочитают отоспаться после ночной работы. (Agnes Dherbeys)
13. Караоке-девочка ставит CD с песнями для своих клиентов. (Agnes Dherbeys)
14. Днем, когда клиентов обычно нет, девушки коротают время в ожидании, отсыпаются, общаются или приводят себя в порядок. (Agnes Dherbeys)
15. Интерьер местного салона красоты, расположенного неподалеку от знаменитого храма Ангкор ват, в бедном районе, где живут «караоке-девушки». Именно здесь они «наводят красоту», когда могут себе это позволить. (Agnes Dherbeys)
16. Девочка-подросток работающая в караоке-баре подметает улицу перед входом в свое заведение. Среди «караоке-девушек» немало несовершеннолетних. (Agnes Dherbeys)
17. «Караоке-девушка» убирает бар в дневные часы, когда клиентов обычно нет. (Agnes Dherbeys)
20. Днем девушки из караоке-баров общаются с потенциальными клиентами. Некоторые из них заводят постоянных бой-френдов, надеясь в будущем выйти за них замуж. (Agnes Dherbeys)
21. Девушка наносит макияж в своей комнате при караоке-баре, готовясь к вечерней работе. Месячная аренда такого жилья обходится ей в 1 доллар. (Agnes Dherbeys)
22. Сидя на пластиковых стульях, «караоке-девушки» коротают дневные часы в ожидании клиентов. (Agnes Dherbeys)
23. Многие девушки предпочитают иметь дело с мужчинами среднего возраста, нежели с молодыми парнями. (Agnes Dherbeys)
24. Многие девушки откладывают деньги, мечтая в будущем накопить достаточную сумму и открыть свой бизнес. (Agnes Dherbeys)
25. Девушки развлекают клиентов в караоке-баре. (Agnes Dherbeys)
26. Часто девушки пьют вместе с гостями. Если девушка откажется от выпивки, которой ее угостил клиент, у нее будут проблемы с хозяевами бара. (Agnes Dherbeys)
27. Если мужчина захочет продолжение ночи, это обойдется ему в 15 долларов. (Agnes Dherbeys)
28. Клиент пытается силой поцеловать девушку. (Agnes Dherbeys)
29. Одна из девушек на ночной улице в ожидании клиентов. В месяц караоке-девушки получают от 40 до 60 долларов. (Agnes Dherbeys)
30. Алкоголь – один из источников дохода в этом бизнесе. Банка пива обойдется клиенту в 1 доллар. (Agnes Dherbeys)
31. Девушка спит в своей комнате после ночной работы. (Agnes Dherbeys)
Национальный характер: чему может научить Камбоджа
Почувствовать кхмерский национальный характер с наскоку не удаётся практически никому.
Путешественник–залётчик, купив дешевый тур в Камбоджу на два дня, успевает только рысью пробежаться по магнетическим древним руинам Ангкора, выпить камбоджийского светлого на Паб-стрит, съесть кусок пиццы с марихуаной в сомнительном заведении да прокатиться ночью на тук-туке по улочкам спящего Сием Реапа. А у большинства даже на эту программу не остаётся сил.
Ну а кхмеры, из глубины своих лавочек, из гамаков, подвешенных прямо внутри тук-тука, с лёгкой улыбкой взирают на эту туристическую суету больших белых человеков, которые, как тучи, проплывают на своих громоздких автобусах, оставляют осадки в виде зеленых купюр и утекают дальше в неизвестном направлении.
Требования для въезда в Камбоджу в 2021 году
Камбоджа открыта для российских туристов. Без карантина можно посетить Сиануквиль, остров Кох Ронг и курорт Dara Sakor Resort.
Для въезда и свободно пребывания в стране понадобится:
Между Россией и Камбоджей пока не восстановлено авиасообщение, однако авиакомпания AZUR air получила допуски на рейсы в столицу Пномпень из 12 российских городов. Новости по авиаперелётам ожидаются к 19 ноября.
Кхмеры не делают секрета из своих достоинств — они доступны для понимания: нужно лишь время, чтобы почувствовать их. За восемь лет пребывания в Камбодже, мне кажется, я приблизился к этому.
Но эта картинка — из далёкого прошлого. Сейчас изменились некоторые механики, детали путешествия, национальный характер пусть и раскрылся новыми гранями, но всё же остался цельным. Вот об этой цельности — о том, что не изменилось в реалиях 2020-2021 — и будет мой рассказ.
Кхмеры не делают секрета из своих достоинств — они доступны для понимания: нужно лишь время, чтобы почувствовать их. Фото: GuoZhongHua / Shutterstock.com
Имперская гордость, скромность и спокойствие
Когда-то давно, десять веков тому назад, маленькая Камбоджа была грозной, богатой и мудрой империей Кхмеров. Это государство задавало тон всему Южно-Азиатскому региону. Кхмерская империя была локальной метрополией, транслировала свои ценности, культуру, религию, науку, политическую программу и социальные механики соседям, а те и воспринимали, открыв рот.
Древнее государство было центром сосредоточения интересов Китая, Индии, Индонезийской империи: со всего мира сюда стекались товары, приезжали специалисты и интеллектуальная, творческая элита. Результатом этой синергии стали храмы Империи Кхмеров — древние города Ангкор Тхом, Яшодхарапура, Харихаралайя — сами названия этих мест звучат как заклинания!
Камбоджа была центром сосредоточения интересов Китая, Индии, Индонезийской империи, результатом этой пятивековой синергии стали храмы Империи Кхмеров, среди которых — древний город Ангкор Тхом. Фото: Guitar photographer / Shutterstock.com
Обладая врождённым чувством скромности и ощущением собственной незначительности, кхмеры искренне удивляются, что весь мир очарован их скульптурами, архитектурой и дизайном. Одновременно с этим, нет в Азии человека более гордого, чем кхмер, который знает, какой архитектурный подвиг совершили его предки в прошлом и осознаёт свою связь с этой культурой. Вот такие, казалось бы несовместимые, качества как гордость и осознание собственной незначительности парадоксальным образом существуют в кхмерском менталитете.
Имперское наследие и буддийское влияние самой древней из школ — Тхеравады. Это учение пропитывает все аспекты жизни в стране — от рождения до кремации.
Вот такие, казалось бы несовместимые, качества как гордость и осознание собственной незначительности парадоксальным образом существуют в кхмерском менталитете.
Фото: Ivan Soto Cobos / Shutterstock.com
Три года и восемь месяцев небытия
17 апреля 1975 кхмерский национальный характер подвергся радикальной проверке Маоиским изводом идеологии коммунизма. Маленькое азиатское королевство было втянуто в большую войну — США, СССР и Китай воплощали свои стратегии руками меркантильного Вьетнама, подчинённого Таиланда, пробуждающихся Лаоса и Камбоджи — случилась насильственная перекодировка через тяжелейшие условия жизни, труда, голод и лишения.
Пока восемь млн человек строили коммунистическую утопию без социальных, культурных, политических институтов, без денежного оборота и свободы перемещения, её новые лидеры, вчерашние партизаны из джунглей, всё больше впадали в паранойю. В 1978 году была запущена машина репрессий, в стране начался геноцид.
17 апреля 1975 кхмерский национальный характер подвергся радикальной проверке Маоиским изводом идеологии коммунизма. Фото: Iuliia Shcherbakova / Shutterstock.com
Окопный коммунизм Пол Пота с его аскетизмом и упором только на собственные силы резонировал с важными чертами национального характера. А актуализация призыва «Мы строим самое передовое общество» играла на потаённой имперской черте кхмеров — задавать тон, быть примером.
Но когда колосс рухнул, вся страна начала приходить в себя и трезветь от кровавого насилия гражданской войны и сладких речей мудрого диктатора Пол Пота, который так умело подобрал отмычку к сердцам камбоджийцев.
Когда колосс рухнул, вся страна начала приходить в себя и трезветь от кровавого насилия гражданской войны. Фото: evenfh / Shutterstock.com
Матриарх и её рабочие пчёлки
Кхмеры лечили свои раны почти 30 лет. Восстанавливались семейные уклады и кланы, практически полностью уничтоженные коммунистическим помутнением рассудка. Отстраивались буддийские пагоды — нравственные и духовные ориентиры кхмеров. Возвращались из эмиграции родственники, рождалось новое поколение детей, которое не знает войны, но видит её последствия.
Жуткое прошлое ещё долго тревожило мирную жизнь кхмеров — миллионы боевых снарядов и мин периодически взрывались. До 2010 года Камбоджа носила пугающий титул «самая заминированная страна в мире».
Кхмеры лечили свои раны почти 30 лет, восстанавливались семейные уклады и кланы. Фото: SantiPhotoSS / Shutterstock.com
Огромным трудом — благодаря международным и волонтёрским организациям, героическим собакам и большим африканским крысам — кхмеры практически полностью очистили свою землю от мин и снарядов. Сейчас все подозрительные участки находятся в основном в глухих деревнях на границе с Вьетнамом и Лаосом — там постоянно работают мохнатые деминёры, которые вынюхивают убивающий металл.
С наступлением мира, кхмерский народ взял курс на формирование национального характера практически с нуля: через бабушкины легенды и сказки о духах, хроники Кхмерской империи и буддийские мантры.
С наступлением мира, кхмерский народ взял курс на формирование национального характера через бабушкины легенды и сказки о духах, хроники Кхмерской империи и буддийские мантры. Фото: Poring Studio / Shutterstock.com
После войны главную роль в семье заняла женщина — наработки древнего кхмерского матриархата снова нашли применение. Мать занимается главным — ведет бюджет большого кхмерского клана, являясь этакой королевой улья, которой кхмерские мужчины приносят скромную зарплату и отдают всё до последнего кхмерского риэля! Матриарх подыскивает дочерям подходящих мужей, пристраивает в хорошую школу сыновей, внуков, племянников — одного обязательно отдадут в монахи для улучшения семейной кармы.
Дочь из семьи никуда не уходит, наоборот — она в свой клан приводит мужа. Кхмерский клан — это несколько семей: взрослые дочери матриарха, живущие под одной крышей на большом участке земли, часто с собственным рисовым полем.
После войны главную роль в семье заняла женщина — наработки древнего кхмерского матриархата снова нашли применение. Фото: Background Photo / Shutterstock.com
Ну а муж заботится о домашних механизмах, многочисленных мотобайках, клановом доме, о скоте и следит за тем, чтобы телевизор исправно работал, а диагональ увеличивалась согласно технологическому прогрессу.
По достижении почтенного возраста матриарх передаёт всю клановую бухгалтерию самой мудрой и толковой дочери, а сама, собрав пожитки, частенько уходит в пагоду, где принимает обеты, постриг и становится сестрой «яй чи», буддийской монахиней бикшуни. Остаток жизни бывший матриарх изучает углублённый буддизм, постигает таинства гороскопа, предсказаний и ритуалов.
Многочисленная родня и новая матриарх регулярно навещают её, а она — их.
Муж заботится о домашних механизмах, многочисленных мотобайках, клановом доме, о скоте и следит за тем, чтобы телевизор исправно работал. Фото: OULAILAX NAKHONE / Shutterstock.com
Философия гамака
Кхмерский язык двумя ногами стоит на великом праязыке санскрите, как, впрочем, и русский. Нам слово «сок» объяснять не нужно — сосредоточение чего-то, суть. А вот «сабай» — надо раскрыть. Традиционное рефренное кхмерское приветствие, прощание, пожелание, вопрос и утверждение, переводится как «У тебя всё спокойно, благополучно?», вроде «Ты на правильном сосредоточен, на спокойствии?». И ответ такой же — «Сок сабай!». Напоминает шутку из монолога Андрея Миронова из фильма «Женитьба Фигаро» про God damn it!
«Сок сабай» можно применять по поводу и без: прощаясь в магазине, где ты только что взял бутылочку кхмерского рисового виски, или когда не знаешь, с чего начать разговор с очаровательной азиаткой в баре «Cozy Bar» с интригующей репутацией.
«Сок сабай» можно применять по поводу и без: прощаясь в магазине, где ты только что взял бутылочку кхмерского рисового виски, или когда не знаешь, с чего начать разговор с очаровательной азиаткой в баре «Cozy Bar». Фото: mikecphoto / Shutterstock.com
Именно покой и удовлетворение — то, что кхмеры ценят больше всего на свете. Может, поэтому французские колониалисты именно в Камбодже были приняты ласковее всего. Кхмеры с французами практически не воевали, потому что французское joie de vivre (радость жизни) прекрасно коррелирует с национальным сок сабаем!
А постигать эту прекрасную философскую мантру нужно после сытного обеда, который случился ровно в 12:00 по полудню (позже — уже неблагоприятно для пищеварения) и непременно в гамачке. Регулярный приём пищи (в 7:30, в 12:00 и в 18.30) и гамаки — основа национальной заботы о здоровье.
Регулярный приём пищи и гамаки — основа национальной заботы о здоровье. Фото: Iryna Hromotska/ Shutterstock.com
Кхмерские дети сразу после родов попадают в гамаки — у всей нации прекрасная осанка. На рынках торговки тоже дремлют в гамаках: захотел что-то купить, изволь растолкать сонную продавщицу и хорошенько с ней поторговаться. Тоже местное развлечение!
Мистическое восприятие мира
У любого внешнего социального конструкта есть своя потаённая сторона, нас этому ещё Карл Густав Юнг учил. У спокойных и уравновешенных кхмеров, которые, как хоббиты, ценят хорошую крынку с рисом, сочную жареную рыбку с большим количеством зелёных пряностей и овощей, «качающий» на сквозняке гамачок и полный дом голопопых детишек, есть свой личный шкаф со скелетами. Только в кхмерских реалиях это большой глиняный кувшин. В деревнях в таких кувшинах держат дождевую воду.
Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! Фото: photo_jeongh / Shutterstock.com
Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! То мрачное прошлое, где живут духи умерших предков, утопленных любовниц и прочая нечисть. И эти существ могут вредить и вредят!
Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Весь кхмерский фольклор зафиксирован в школьных учебниках с первого по девятый класс. А там исключительно истории о духах, зомби, привидениях, вампирах и утопленниках. Русский мистический романтизм в Камбодже нашел бы потрясающий источник для сюжетов, если бы Гоголь и Жуковский только знали!
Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Фото: Boule / Shutterstock.com
Чтобы кхмерское сознание хоть как-то переваривало эту перманентную связь с миром духов, в каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром.
В задачу членов семьи входит кормить и питать предков и духов, у которых в алтарях есть сезонные смены. Делать различные, по сезону, подношения и верить, что гроздь бананов и конфеты с чаем подарят им благословения от умерших родственников.
В каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром. Фото: saiko3p / Shutterstock.com
Потаённый азарт
Азарт — ещё одна потаённая и скрытая от беглого осмотра национальная черта. Карма — то, с чем человек пришёл в этот мир, заслуги прошлой жизни — пол, красота, интеллект, благосостояние и прочие уши, ресницы. Но злодейку-карму можно улучшить — лотереей! Вся страна самозабвенно играет в королевскую и национальную лотерею в надежде сорвать банк. Под любой банкой пива и газировки — лотерея: собери 10 крышечек и обменяй на плюшевого медведя или мотобайк! Но самые хардкорные игроки не размениваются на такие мелочи: ставки на дождь — их выбор!
Самые высокие ставки в сухой сезон. Когда муссоны обрушиваются на страну три раза в день, как по расписанию, в это время играют только неоперившиеся новички, набивают руку. А вот в сухой сезон периодически бывают внезапные, кратковременные сильные проливные дожди — их тут называют манговые, а не грибные. Такие дожди усиливают сладость этого плода. На них-то и ставят игроки.
Азарт — ещё одна потаённая и скрытая от беглого осмотра национальная черта. Cамые хардкорные игроки делают ставки на дождь. Фото: Wirestock Creators / Shutterstock.com
Требуется: пачка бумаги А4, крыша сарая в районе, где должен пойти дождь, сторонний наблюдатель с рацией и 1000 долларов минимум. Наблюдатель каждые 15 минут докладывает в «казино» о состоянии неба. Пачка бумаги слиплась от дождя — деньги забирает игрок, не было дождя — богаче стало «казино». Ставки доходят до 50 000 долларов. Кхмеры закладывают землю, ставят дома, машины и кровные мотобайки. Так что парень, у которого ты покупаешь местную сим-карту, запросто может быть влиятельным подпольным «казино», который сегодня курирует три-четыре ставки по 10 000 долларов в разных районах города, а ты за доллар торгуешься (но торговаться нужно, это я для эмоционального усиления)!
Ставки доходят до 50 000 долларов, кхмеры закладывают землю, ставят дома, машины и кровные мотобайки. Фото: michel arnault / Shutterstock.com
Любопытство к иноземному
Работящие и внутренне простые кхмеры не испытывают напряжения от присутствия большого количества иностранцев в их стране.
Мы для них чрезвычайно любопытны. Наша светлая кожа и волосы здесь считаются привлекательными. Потому что сколько кхмерка ни отбеливает кожу кремами и пенками с эффектом и ни красит волосы — всё равно получается не то.
Кхмеры постоянно наблюдают за нами, но это не раздражает, потому что делают они это искренне и незаметно. И что самое важное — без агрессии и злобы. У них много ценного национального ресурса — доверия — который они тратят совершенно бездумно, но он магическим образом восполняется сам собой, проистекая от кхмерского образа жизни, красной земли Камбоджи и потрясающей зелени вечных джунглей и лесов.
Работящие и внутренне простые кхмеры не испытывают напряжения от присутствия большого количества иностранцев в их стране. Фото: BlueOrange Studio / Shutterstock.com
В Камбодже до сих пор наиболее комфортные визовые режимы и опции для иностранцев — без такой головной боли, как в Таиланде и Вьетнаме.
Кхмеры изначально к тебе относятся нейтрально-положительно, что разительно отличает их от чуточку лицемерного в этом отношения Таиланда и порой жесткого Вьетнама. Ну а если «баранг» — иностранец, априори подразумевается и переводится как француз, может хотя бы пару слов связать по-кхмерски — градус принятия взлетает на 100% моментально. Значит, проявил уважение к нашей древней культуре, языку и сделал шаг в понимании истории народа Камбоджи.
Даже в мизантропических и разделяющих людей реалиях 2020-2021 кхмеры не утратили свою национальную улыбку, доброе и уважительное отношение к иностранцам. Правда, улыбки сейчас скрыты за медицинской маской, но рано или поздно они снова засияют на их смуглых лицах.