Камень глупости что это

Иероним Босх. Извлечение камня глупости

ИЕРОНИМ БОСХ.Извлечение камня глупости (Операция глупости).1475—1480.Доска, масло. 48 ; 35 см Прадо, Мадрид

Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас.
Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана.

По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.

Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово «tulpe» имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом «keyken» (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

Источник

Извлечение камня безумия

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.

Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.

Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер. Археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями. А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.

Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.

К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.

Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545—1550.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Питер Брейгель-старший. Вырезание камня безумия, или Операция на голове. Ок. 1550. (Копия, оригинал утерян).

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Питер Кваст (Pieter Jansz Quast). Операция по извлечению камня. Около 1630.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Ян Стен. Шарлатан извлекает камень безумия. Ок. 1650 – 1660.

Источник

Камни глупости, консервированные осы и порошок мулов: как голландские живописцы изображали шарлатанов

В издательстве АСТ вышла книга «Видимая невидимая живопись. Книги на картинах». Ее автор, доктор наук Юлия Щербинина, исследует, как с помощью образов печатной продукции художники представляли свою эпоху, ее нравы и обычаи. Публикуем фрагмент главы «Удаление камней глупости» — о том, кто придумал, что глупость — это не недостаток ума, а всего лишь известковые отложения в голове, как изображение книги стало аллегорией суеверия и невежества и почему жена, попирающая ногами Библию, — это горе в семье.

Наиболее известное воплощение этой занимательной, но малопонятной современному зрителю сцены — картина «Операция глупости» (другое название — «Извлечение камня глупости»), приписываемая одному из величайших нидерландских мастеров Иерониму Босху (ок. 1450–1516).

За манипуляциями врача здесь наблюдают двое персонажей: по мнению большинства исследователей, это священник и монахиня. Из множества знаковых деталей наиболее примечательна книга в красном переплете на голове монахини. Предпринималось множество попыток интерпретации этого странного образа.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоИероним Босх. Операция глупости, 1501–1505, дерево, масло

Изначально специалисты обращали внимание на обрамляющую картину рифмованную надпись готическим шрифтом: «Доктор, камень вынь сейчас, а зовусь я Лубберт Дас». Имя Лубберт было нарицательным и связывалось с голландскими идиомами «иметь камень в голове» (быть глупцом или безумцем), «вырезать камень» (обманывать).

Отсюда одна из возможных трактовок книги на голове монахини заодно с воронкой на голове врача: аллегория обмана. Визуализация механизма лжи, которая паразитирует на незнании и недомыслии.

Мнимые доктора ловко монетизировали народное поверье: сумасшествие и слабоумие якобы исцелимы удалением из-под кожи головы больного известковых элементов наподобие почечных и желчных камней. Позднее эту жутковатую сцену трактовали как трюк с пальмингом (англ. palming — подсовывание).

Мошенники притворялись, будто бы извлекают некий инородный предмет, который заранее прятали в ладонях и незаметно доставали в нужный момент к изумлению наивных простолюдинов. В связи с этим книга на голове свидетеля фейковой процедуры может быть истолкована еще и как аллегория суеверия и невежества. Этой версии придерживался, в частности, сам Генри Мейдж.

«Некоторые только называются врачами, но во врачевании они ничего не смыслят. Знают лишь то, о чем говорится в травнике», — иронизировал Себастьян Брант в сатирико-дидактической поэме «Корабль дураков». Травниками именовались пособия для целителей без специального образования. Поэма Бранта была отлично знакома Босху, так что книгу в «Операции глупости» можно представить не только как обобщенный символ, но и как конкретный атрибут шарлатанства.

Другая ранняя гипотеза представляла «Операцию глупости» рисованной философской притчей. В такой интерпретации оперируемый — непроходимый дурак, а не одержимый безумец. Закрытая книга на голове — символ тщетности и бесполезности знания в столкновении с глупостью.

К тому же глупость не является болезнью — стало быть, и лечение ее бессмысленно. Сюжет Босха сравнивали с ироническим фрагментом «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, в котором предлагалась взаимная трансплантация мозга спорящим политикам.

Ряд ученых полагают, что все произведения Иеронима Босха иллюстрируют его еретические воззрения и эзотерическое тайноверие.

Так, американский искусствовед Лауринда Диксон увидела в «Операции глупости» иносказательное выражение антиклерикальных настроений художника. Босх принадлежал к тайному религиозному сообществу «Братство святого свободного духа», которое исповедовало идею прямого общения с Богом без посредничества церковников.

В русле такого толкования помещенная на голову монахини книга встраивается в один ряд с другими знаковыми деталями: кошель на поясе той же монахини и кувшин с вином в руках священника, выдающие корыстолюбие и стяжательство духовенства. Образ закрытой книги разъясняется еще и как попрание Божьей благодати, забвение христианской добродетели.

Британский искусствовед Линда Харрис разъясняет «Операцию глупости» как иносказательную демонстрацию ритуала крещения огнем и Святым Духом, практиковавшегося в еретической секте катаров. При проведении этого ритуала к голове неофита прикладывали Евангелие.

Таинство совершается в тот момент, когда служитель культа кладет священный текст на голову постуланта, а его помощники возлагают на него руки, моля Бога воспринять его и ниспослать ему частицу Святого Духа. В этот миг человек обновляется, он «рожден Святым Духом». Присутствующие вслух читают «Отче наш», служитель культа произносит первые семнадцать стихов Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…», а затем снова «Отче наш».

Зоя Ольденбург «Костер Монсегюра», 1959

В такой интерпретации посвященная в таинство женщина с книгой призывает последовать ее примеру — принять духовное крещение по катарскому обряду. Но посвящаемый по недомыслию вручает свою судьбу католическому священнику. Евангелие возлагалось также на голову больного — так что, возможно, на картине изображен катарский ритуал исцеления.

Некоторые специалисты представляют «Операцию глупости» Босха как вариацию бродячего сюжета под общим названием «Перевернутый мир» (нидерл. Verkeerde Wereld) и относят пресловутую книгу к символическим образам «вещей не на своем месте». Действия и поступки людей часто не соответствуют божественному промыслу, нарушают замысел Творца. Класть книгу на голову противоестественно — это символический образ искаженного жизнеустройства, неправильного поведения людей.

Если же предположить, что это Библия, то акцентируется морально-дидактический смысл картины. Книга Книг используется не по назначению (улучшение человека), а служит достижению земных благ — богатства, власти, славы.

Читайте также

Метафора перевертыша обнаруживает смысловое сходство «Операции глупости» с аллегорическим полотном Яна Стена, которое так и называется — «Перевернутый мир».

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоЯн Стен. Перевернутый мир, 1663, холст, масло

Стоило хозяйке задремать, как в доме все покатилось кувырком. Пес лакомится пирогом, обезьяна дергает часовой маятник, свинья пробралась в комнату, малышка втихаря лезет в шкаф, мальчонка дымит трубкой, девица развратничает. А книга тут в руках у образованного набожного мужчины, которого имеет глупость наставлять невежественная женщина.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоЯн Стен. Распутное семейство, 1664, холст, масло

Любопытна также версия испанских культурологов Ирен Гонсалес Эрнандо и Хосе Рамона Алонсо, рассматривающих образ книги у Босха как часть особого символического кода.

Что мы видим на картине в целом? Абсурдную сцену, за которой меланхолично и отстраненно наблюдает женщина с книгой на голове. Причем книга закрыта — более того, закрыта металлической застежкой.

Такие застежки-зажимы служили прессом для уменьшения деформации свиной кожи, которая во влажном состоянии натягивалась на деревянный короб переплета и давала усадку после высыхания. Художники могли обыгрывать застежки как сакральные элементы — замки к сокрытым в книгах тайнам.

Возможно, «запертый» фолиант у Босха — символ истинной науки и настоящей мудрости. Сущность книги как источника знания и носителя информации остается неизменной даже в искаженном, перевернутом мире.

Известный специалист по европейскому искусству Михаил Соколов интерпретирует сюжет картины Босха как иллюстрацию насильственной деформации человеческого сознания схоластическими идеями и, возможно, как «изополемику» реформации и контрреформации после обнародования Мартином Лютером своих тезисов.

Ожесточенные споры нередко вырождались в искусственное мудрствование, горделиво возносившее себя над природной, богоданной мудростью.

Исследователь связывает «Операцию глупости» Босха с трактатом Эразма Роттердамского «Похвала глупости», цитирующего Первое послание к Коринфянам апостола Павла (3,18): «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым».

В такой трактовке книга на голове монахини может разъясняться как насаждение сомнительных идей, навязывание религиозных истин. Сатирическая визуализация метафоры вкладывания знаний: пациенту разрезают голову, чтобы поместить в нее книгу.

Еще одну трактовку предлагает Паола Волкова в просветительском цикле «Мост через бездну». По мнению авторитетного российского искусствоведа, книга на голове монахини — иносказательное недовольство художника тем, что с появлением печатного станка стало возможно писать и публиковать что угодно — правдивое и ложное, прошедшее проверку на достоверность и ничем не подтвержденное.

«У людей книги не внутри, они не глотают их, растворяя их в себе, подобно тому, как Иоанн Богослов поглотил протянутую ему Господом книгу, — поясняет Волкова. — Она у них только на голове…» Отсюда и «вывернутый наизнанку» образ книги: она не «внутри» (как усвоенное знание), а «вне» человека (на поверхности восприятия).

Отдельного рассмотрения заслуживает оригинальная гипотеза американского ученого Дона Скемера, изложенная в книге «Укрепляющие слова: тексты-амулеты в Средние века» (2006).

Водруженная на голову женщине книга — сатира Босха на древний фламандский обычай носить амулеты из текстов Священного Писания. По свидетельству архиепископа Утрехта (1372–1375), женщины использовали амулеты в виде свитков с надписями на кусках пергамента, а иногда и в виде целых книг.

Такие амулеты назывались филактериями (в буквальном переводе с древнегреческого — «охранные амулеты») и могли изготавливаться по индивидуальному заказу, причем даже в монастырских мастерских, несмотря на осуждение Церковью. Археологические и этнографические данные свидетельствуют о параллельном ношении креста и амулета не только деревенскими целителями, но и приходскими священниками.

Опираясь на эти факты, Скемер высказывает предположение о том, что «Операция глупости» Босха высмеивает невежественную попытку усилить защитное действие святыни и обрести мудрость через физический контакт с написанным текстом.

Косвенное подтверждение этой трактовки находим в работе неизвестного нидерландского мастера XVII века «Извлечение камня», которая в разное время приписывалась Франсу Халсу (1582–1666) и Франсу Вервилту (ок. 1623–1691). На этой картине едва ли не примечательнее истошно вопящего пациента невозмутимый лекарь с листком бумаги на голове, живо напоминающим висящую тут же на стене медицинскую грамоту, подтверждающую профессиональные достижения горе-эскулапа.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоНеизвестный художник. Извлечение камня, XVII в., дерево, масло

Впрочем, этот явно карикатурный листок может быть намеком на ложную мудрость и неподлинное знание. В гравюре с тем же сюжетом Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525–1569) на «рабочем месте» шарлатана красуется поддельная грамота вкупе с якобы удаленными камнями. Ни дать ни взять нынешний рынок медицинских услуг, наводненный фальшивыми дипломами!

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоПитер Брейгель Старший. Ведьма из Маллегема, 1559, резцовая гравюра на меди

Вообще само понятие безумия в конце Средневековья и начале Нового времени было более многозначным, чем сейчас. В разных контекстах оно означало не только психическое заболевание и сумасшествие в бытовом смысле, но также опасное безрассудство, аморальное поведение, дурачество для увеселения публики, одержимость влюбленностью или похотью. Последнее значение взял за основу толкования картины Босха испанский историк медицины Хосе Бонел.

Ученый обращает особое внимание на то, что из головы пациента достают цветок, а не собственно камень, и что имя Лубберт переводится еще и как «кастрированный барсук».

Читайте также

По мнению Бонела, операция «удаления камней» проводилась для снижения половой активности — так что криптоживопись Иеронима Босха фактически предвосхитила сексуальную психотерапию.

Теоретически это могла быть либо операция-плацебо: хирургическими инструментами раздражались рецепторы кожи, чтобы отвлечь пациента от навязчивых ощущений — как бы обмануть недуг, перехитрить болезнь; либо психиатрическая стратегия игры с бредом пациента, манипуляция его искаженным сознанием.

А вот по мнению британского историка медицины Уильяма Шупбаха, подобные операции в реальности никогда не проводились ни всерьез, ни мошеннически, поскольку не упомянуты в каких-либо письменных источниках, документально нигде не зафиксированы и не отражены в художественной литературе.

Изображающий медицинское светило актер потешал публику, имитируя удаление инородного тела из головы «непроходимого дурака», корчившего страшные и смешные гримасы. Вероятнее всего, это легендированный сюжет и, соответственно, вымышленная иконография.

Как бы ни было на самом деле, книга здесь так или иначе ассоциируется с богословием и наукой. Если врач действительно шарлатан или неуч, то книга на голове может быть иронически буквальным воплощением метафоры «вес науки». А вся картина Босха — визуализация идиомы глупости наподобие «Фламандских пословиц» того же Брейгеля либо иллюстрация некоего утраченного в веках театрального сценария.

В русле обеих трактовок интересна картина еще одного голландского художника Питера Гюйса (ок. 1519 — ок. 1584) «Извлечение камня безумия», на которой тоже изображены книги.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоПитер Гюйс. Извлечение камня безумия, ок. 1561, дерево, масло

На обрезах демонстративно выведены сатирическое название врача — «похотливый лектор» и разоблачительная надпись — «доктор-дурак». На заднем плане видны полки, на которых расставлены банки с надписями «Консервированные осы» и «Порошок мулов».

В то время как голландское выражение «иметь камень в голове» подразумевало глупость, «иметь осу [или овода] в голове» означало похоть. Выходит, используемые лекарем средства усиливают похоть и лишь усугубляют болезнь. Полки с книгами и снадобьями опасно нависают над головами участников операции — вот уж где воистину «вес науки»!

Указание на похоть вроде бы подтверждает гипотезу о сексуальной подоплеке операции. Однако в первоначальном варианте работа Гюйса сопровождалась пояснительными подписями, которые доказывали ее условно-театральный, а не наглядно-иллюстративный смысл.

Не менее красноречиво об этом свидетельствуют преувеличенные жесты и утрированная мимика персонажей. Наконец, на это указывают сами изображения книг с издевательскими надписями.

В аналогичной сценке кисти голландца Яна Сандерса ван Хемессена (1500 — до 1566) место книги занимает листок со стихами на немецком языке, скопированными художником из двух разных текстов, чтобы изобличить лекаря и его помощников как заезжих иностранцев. И вот очередной пройдоха и аферист достает пресловутый камень. Молодая ассистентка готовит целебные снадобья или, согласно другой версии, смешивает воду с вином, являя аллегорию трезвости.

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что этоЯн Сандерс ван Хемессен. Хирург, или Удаление камня глупости, 1550–1555, дерево, масло

Еще один пациент в ожидании своей очереди гротескно возносит руки в молитвенном экстазе. Искусствоведы видят здесь изображение нравов эпохи в бродячем анекдоте о шарлатанстве. Нагруженная не только сатирическими, но и религиозно-мифологическими образами (предметы на столе, детали заднего плана), эта картина служила современникам Хемессена интеллектуальной головоломкой, увлекательной игрой ума.

Попытки расшифровать книжные образы гениального нидерландца предпринимаются не только учеными, но и писателями. Так, в арт-детективе немецкого писателя Петера Отто Демпфа «Тайна Иеронима Босха» маститый реставратор Михаэль Кайе бьется над разгадкой текстовых посланий в монументальном триптихе «Сад земных наслаждений». На левой створке триптиха изображено странное существо наподобие утконоса, читающее книгу.

Кайе обнаруживает на развороте книги под слоем краски латинскую фразу: Posse non mori («Нельзя умереть») и приходит к заключению о том, что речь идет о бессмертии. «Бессмертие как тема вечного круговорота. Кто бессмертен, тому не нужен Бог». Не всякая ли книга так или иначе повествует о бессмертии?

Впрочем, еще более любопытно черное костлявое чудище, которое затесалось в хор проклятых душ грешников на правой створке того же триптиха. Монстр удерживает на голове книгу, причем весьма похожую на ту, что у монахини из «Операции глупости», только без застежки на переплете.

Точное значение этого образа также до сих пор не установлено. Однако, быть может, при тщательном сопоставлении повторяющихся деталей в работах Босха когда-нибудь наконец отыщется ключ к его визуальным головоломкам.

«Операция глупости» написана в формате тондо: изображение заключено в круг, знак всеобщности. Этим подчеркивается вневременной и универсальный смысл сюжета. Но фигуры и многочисленные детали здесь как уравнения со множеством неизвестных, а толкования разнятся вплоть до противоположных. Тайна красной книги по-прежнему не раскрыта.

Источник

Извлечение «камня глупости»

Известный сюжет в европейском изобразительном искусстве XVI XVII веков – операция по удалению «камня глупости», или «камня безумия». Он встречается в работах таких нидерландских художников, как Иероним Босх, Ян Сандерс ван Хемессен, Лукас ван Лейден, Рембрандт Харменс ван Рейн, Франсуа Вервилт… В ходе операции хирург якобы делает пациенту трепанацию, извлекая из головы некий камень и тем самым излечивая его от глупости. Но проводились ли подобные операции на самом деле?

Камень глупости что это. Смотреть фото Камень глупости что это. Смотреть картинку Камень глупости что это. Картинка про Камень глупости что это. Фото Камень глупости что это

Нарост на лбу дурака

В Средние века в Голландии бытовало поверье, что скудоумие у человека возникает из-за того, что в голове образуются особые камни, давящие на мозг. И если их вовремя удалить, то пациент резко поумнеет. Этим суеверием умело пользовались различные проходимцы и шарлатаны, выдававшие себя за лекарей. Найдя простачка, возжелавшего поднять свой IQ, они избавляли его если не от глупости, то уж точно от лишних денег.

Пациента привязывали к стулу, рассекали острым ножом кожу на голове, без всякого наркоза, лишь дав хлебнуть для смелости приличную дозу алкоголя. А потом с ловкостью фокусника доставали из-за пазухи припасенный заранее камень, делая вид, что только что извлекли его из надреза на черепе.

Процент избавившихся от собственной глупости в результате подобной трепанации неизвестен. Возможно, кое-кто и в самом деле решил, что поумнел, особенно если это усиленно внушали ему псевдолекари. А самозваным хирургам такая операция безусловно была только на пользу.

Этот сюжет, как мы сказали выше, был широко распространен в средневековом изобразительном искусстве. Художники обычно размещали камень глупости в районе лба (иногда чуть выше) или за ухом. Например, в картине «Аллегория глупости» фламандский художник Квентин Массейс изобразил шута (дурака) в традиционном костюме с капюшоном, головой петуха и ушами осла. В руках у него посох с маленькой фигуркой со спущенными штанами, а на лбу – нарост, в котором находится тот самый камень.

В наши дни это средневековое суеверье напрочь позабыто. Обычный посетитель картинной галереи, взглянув на такое полотно, изображающее операцию по извлечению камня глупости, даже не поймет, о чем речь. Но в 2016 году сюжет вновь оказался в центре внимания искусствоведов. Это связано со скандалом вокруг картины Иеронима Босха «Извлечение камня глупости») («Операция глупости»). Она стала причиной раздора между музеями Прадо (Мадрид), где хранится это полотно, и Северного Брабанта, который устраивал грандиозную выставку Босха на родине художника, в Хертогенбосе. Эта выставка была приурочена к 500-летию со дня смерти художника. Следует заметить, что сотрудники голландского музея ведут многолетнее исследование творчества Иеронима Босха. Они пришли к выводу, что картина «Извлечение камня глупости» создана приблизительно в 1510-1520 годах – либо в мастерской Босха, либо одним из его последователей. На выставке собирались экспонировать ее с этикеткой «Голландский художник – последователь Босха». С этим были категорически не согласны сотрудники музея Прадо. Они считают, что картина написана самим Босхом в промежутке между 1500 и 1510 годами. А поскольку голландцы стояли на своем, испанцы в последний момент отказались предоставлять «Извлечение камня глупости» для выставки в Хертогенбосе.

Предметы, используемые не по назначению

Давайте все же рассмотрим произведение, вокруг которого сломано столько копий учеными мужами. Картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости» написана в форме тондо, то есть сцена, изображенная на ней, помещена в круг. У этого художника подобная форма встречается неоднократно. Круг имеет у него особый смысл. Это знак всеобщности, всемирности. Заключая композицию в круг, всякий раз Босх подчеркивал, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

Вокруг тондо идет золотая готическая вязь на черном фоне. Она переводится так: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас».

Следует заметить, что широко распространенное в средневековой Голландии имя Лубберт было синонимом слов «дурак», «простофиля», «олух», наподобие русского «Иван-дурак».

А вот и сам Лубберт – пожилой седой человек, одетый как крестьянин, в белую рубаху и красные штаны с гипертрофированным гульфиком. Он привязан к стулу.

Над Луббертом расположился монах-врачеватель. Скальпелем он сделал надрез на лбу пациента и извлекает оттуда… нет, не камень, а какой-то цветок. Точно определить, что это за растение, по изображению на картине сложно. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это тюльпан. В средневековой символике этот цветок символизировал глупость и наивность. Кроме того, луковицы тюльпанов в то время были страшно дороги, и это может служить намеком на шальные деньги, достающиеся лжелекарю. А второй тюльпан, уже лежащий на столе, говорит о том, что подобная операция в этот день у шарлатана не первая.

Вызывает недоумение воронка на голове у «хирурга». Этот предмет, используемый не по назначению, трактуется также как символ обмана.

Справа от пациента еще один монах в темном одеянии, помощник лекаря. Он то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого. В руках он держит кувшин, вероятно, с вином. Оно нужно для того, чтобы притупить боль от операции без наркоза. А может быть, кувшин с вином – это намек на пьянство самого монаха?

За столом сидит старуха-монахиня с книгой на голове. Еще один предмет, используемый не по назначению. Закрытая книга на голове – знак лжемудрости: знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии, закрытая книга на голове монахини означает, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода – шарлатанство. А кошелек в руках старухи – ее корыстный интерес в этом деле. Возможно, именно она подбила простака на операцию.

Сюжет развивается на фоне однообразного пейзажа. Если присмотреться к нему, то среди коричневато-рыжих равнин можно увидеть изображение виселицы и колеса для пыток. Это знаки неизбежной расплаты за неблаговидные поступки, если не на этом свете, то на том.

Глядя на эту картину, многие ученые задаются вопросом: действительно ли в эпоху Средневековья проводились подобные хирургические вмешательства? То есть отображает полотно реальный факт или является аллегорией, отражением фольклора? Мы не можем точно знать, какой была жизнь 500 лет назад, в пору, когда медицина и наука зачастую представляли собой смесь магии, суеверий и догадок.

Однако Иероним Босх имеет репутацию религиозного художника и твердого моралиста. Его картины часто считаются проповедями, насыщенными символами и аллегориями, которые трудно толковать. Именно использованием потрясающих фантастических образов для изображения моральных и религиозных идей и историй Босх выделяется среди своих современников. Его работы воспринимаются легко и увлекательно благодаря юмористической нотке и едкой сатире. Особенно ярко это отражается в картине «Извлечение камня глупости». Однако известно, что во времена Босха такая операция была метафорой лекарства от безумия и глупости. Что подтверждает и имя пациента Лубберт, как мы уже говорили, в голландской традиции – дурак.

Настораживает то, что исследователи чуть ли не однозначно трактуют цветок, извлекаемый из головы пациента, как тюльпан. Известно, что эти цветы попали в Европу в 1554 году, когда посланник австрийского императора Огье де Бюсбек закупил партию луковиц у турецкого султана и привез их в Вену. И лишь позже тюльпаны появились в Голландии. А между тем датировка создания картины «Извлечение камня глупости» варьируется: 1475-1480 гг. – общепринятая в искусствоведении: 1500-1510 гг. в трактовке музея Прадо; 1510-1520 гг. в трактовке музея Северного Брабанта. Босх ушел в мир иной в 1516 году. Следовательно, изобразить тюльпаны на своей картине он не мог, их в Голландии еще не было. Значит, либо на картине нарисован какой-то другой цветок, либо она создана после 1560-х годов, и не Босхом, а кем-то из его последователей. Этот вопрос искусствоведам предстоит еще решить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *