Камера обскура что это простыми словами и как
Что такое Камера-обскура
Значение камеры-обскуры
Камера-обскура (от лат. camera obscūra — «тёмная комната») — это простое оптическое приспособление с очень маленьким отверстием в одной стенке, которое показывает изображения предметов (находящихся снаружи и напротив отверстия) на противоположной стенке внутри камеры; может быть коробкой или комнатой.
Изображения камеры-обскуры
Фотографии с использованием камеры-обскуры:
Как сделать камеру-обскуру своими руками
На этом видео «Камера Обскура. Фото-чудо своими руками» от канала OlO вы сможете увидеть и то, как её сделать из картонной коробки из под обуви, и то, как её использовать.
История фотографии
Официально лишь в 1826 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую в истории фотографию, с помощью камеры-обскуры. Для этого он использовал технику, которая называется гелиография. Эта фотография называется «Вид из окна в Ле Гра».
Однако, многие утверждают, что это его второй снимок, а первым был «Накрытый стол», который он сделал ещё в 1822 году. Другие утверждают, что этот снимок был вторым, и был сделан аж в 1829 году.
В 1839 году французский художник Луи Дагер (1787–1851), при поддержке Жозефа Ньепса, представил новый процесс получения изображения при экспозиции в 30 минут. Этот способ называется в честь Дагера — дагеротипия.
Почти одновременно с французами добился успеха в 1839 году и английский изобретатель Уильям Генри Фокс Тальбот. Он разработал свой способ снятия негативного изображения, который сначала назвали калотипия, а потом переименовали в тальботипию. Он изобрёл новый способ обработки чувствительной бумаги.
В 1850 году Луи Дезире Бланкар-Эврар изобретает альбуминовую фотобумагу. Он же начинает выпускать готовую к употреблению фотобумагу в индустриальном количестве. Эту фотобумагу использовали аж до конца века.
В 1851 году французский фотограф запатентовал Гюстав ле Грей восковые бумажные негативы. Он значительно улучшил версию негативной бумаги Тальбота.
Дагеротипия была популярна до самых 1840-50 годов. Позднее ей на смену пришли более дешёвые: амбротипия (изобретённая фотографом Фредериком Скоттом Арчером) и ферротипия (изобретённая фотографом Адольфом Мартином).
В 1861 году британский физик Джеймс Клерк Максвелл впервые в истории произвёл цветной снимок. Это были три снимка ленточки из шотландки с использованием фильтров разных цветов.
В 1880 году предприниматель и изобретатель Джордж Истмен открывает в Америке компанию, которая становится в 1888 компанией KODAK. В том же году они выпускают свой первый фотоаппарат.
Смотрите также значения Классицизма и Искусства.
Ящик познания: знакомство с камерой-обскурой
Изобретение кинематографа открыло новую эпоху в современной культуре. Однако успех братьев Огюста и Луи Люмьер, которых традиционно — и неправильно — считают изобретателями кино, не был связан с открытием по-настоящему революционной технологии. Братья Льюмьер лишь довели до коммерческого использования множество идей, витавших в воздухе и опробованных на тех или иных устройствах в различных странах. По большому счету, люди познакомились и начали экспериментировать с оптическими иллюзиями в очень давние времена. Вместе с киноведом Гором Мелконом мы начинаем цикл публикаций об истории и теории кинематографа, уделяя особое внимание техническому, технологическому и физиологическому аспектам. Наш первый материал посвящен простейшему оптическому прибору — камере-обскуре.
Так выглядит перевернутое изображение объекта, излучающего свет, на задней стенке камеры-обскуры
Камера-обскура (буквально с латинского — «темная комната») — простейшее приспособление для получения оптических изображений; в хрестоматийной вариации представляет собой затемненную коробку со сквозным отверстием, через которое внутрь проникает свет, отображая на задней стенке идентичную (по цвету и форме), но инвертированную (по вертикали и горизонтали) фигуру излучающего или отражающего его объекта. Так же работают наши глаза, однако встроенный в мозг графический редактор повторно переворачивает картинку.
Говоря о камере-обскуре, мы, как правило, подразумеваем примитивный рукотворный аппарат, однако важно разграничить «искусственные условия» от «естественного явления», допускающего адаптацию пространства (комнаты, портшеза, палатки, коробки), но не предполагающего ее.
Эффект камеры-обскуры возникает и в природе, — например, если во время частного солнечного затмения свет проходит через узкие зазоры между листьями деревьев, на земле образовываются серповидные тени, над которыми размышлял Аристотель (или его последователь) в 15-й книге «Проблем».
Тени во время солнечного затмения
Абелярдо Морелл (1994)
На рубеже V и IV веков до нашей эры моисты составили трактат «Мо-цзы», названный в честь одноименного философа — родоначальника их доктрины, изложением которой и является упомянутый труд. В нем, помимо прочего, содержится рассказ о возникновении перевернутого изображения на стене затемненного помещения — с краткой, общей, но верной интерпретацией:
Из трактата «Мо-цзы»
Свет падает на человека — стрелами.
Свет от человека попадает в отверстие, формируя его картину.
Свет от головы человека — в нижней части картины.
Свет от ног человека — в верхней части картины.
Все потому, что свет переворачивается в отверстии.
Книга 10, глава «Разъяснение канона», часть вторая
Это древнейшее (из дошедших до нас) описание камеры-обскуры, которую сами моисты нарекли сокровищницей. Есть, однако, предположение, что такое обозначение обусловлено иероглифической ошибкой копииста, в оригинале же якобы подразумевался экран. Гипотеза недоказуемая, но небезосновательная: трактат частично утрачен и местами невнятен во многом из-за неполных и неточных переписок.
До X века, то есть еще полторы тысячи лет после моистов, косвенно, но явственно писавших как о прямолинейном и независимом распространении света, так и об излучающих и отражающих его объектах, в ученом мире преобладало мнение, что это наши глаза испускают энергию, как бы сканируя предметы.
Иоганн Кеплер, рассматривая камеру-обскуру как модель человеческого глаза, установил, что визуальный образ, вопреки тогдашним представлениям, формируется не в стекловидном теле, а на сетчатке. Он же в «Дополнениях к Вителлию» (1604) впервые употребил ныне общепринятое название устройства.
Следует подчеркнуть, что камера-обскура и пинхол-камера являются не вариациями, а формациями — функционально они взаимозаменяемы, но качественно не равносильны: оптика делает изображение резче и ярче.
Сейчас камера-обскура воспринимается как незатейливый фокус — сложно поверить, что когда-то она была универсальным инструментом для научного постижения и художественного переосмысления действительности: с ее помощью физики изучали лучевые и волновые свойства света; астрономы наблюдали небесные тела и явления; художники делали наброски с натуры — так, кстати, начался Ренессанс.
Ранее в этом блоге
Онлайн-показ: машины из «Безумного Макса»
Первый спецэффект в кино
Параллельный монтаж: кино становится искусством
Монтажная склейка: первые опыты
Камера-обскура: начало эволюции
Разрушая мифы: камера-обскура в Древней Греции
Камера-обскура в эпоху неолита
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Камера обскура»: проявление технического явления в литературе и этике (3 фото)
Это устройство считается прототипом современного фотоаппарата. А появилось оно, предположительно, в XI столетии. Задействовано это выражение и в литературе: «Камера обскура» – почему же именно такое техническое название Набоков выбрал для своего романа?
События разворачиваются в 20-х годах прошлого века. Искусствовед Бруно Кречмар сводит знакомство с юной Магдой и, словно в омут с головой, бросается в эту страсть, оставив жену и ребенка. Через некоторое время умирает его дочь. И супруга в надежде разделить с Кречмаром горе готова принять его обратно. Но тот отказывается.
Спустя год Магда возобновляет отношения со своим первым любовником Горном. Тот просит Бруно и Магду взять их в собой в путешествие. Притворяясь любителем мужчин, Горн вовсю предается с Магдой любовным утехам.
«Камера обскура»: смысл названия и отражение сути произведения
Вышеупомянутая камера – это устройство, передающее изображение предметов вверх ногами. С латинского название переводится как «темная комната». По сути именно в нее попадает главный герой, начав отношения с Магдой. И он делает это по собственной воле, отрицая разноцветный яркий мир – жизнь, семью, ребенка.
Презрения, в общем-то, достойны все ключевые персонажи. Но имеем ли мы моральное право их презирать? К примеру, Магду, в 16 лет ушедшую из неблагополучной семьи, в которой ее попрекали каждой крошкой хлеба? А Бруно? Изменяют многие мужчины. Факт их полигамности подтверждают даже многие ученые и исследователи. Но при этом все шпильки как бы направлены в сторону изменившего Кречмара, тогда как Горн демонстрирует себя еще большим подлецом.
В природе должна быть гармония. На этом построен мир. И автор пытается показать читателю, что за любые поступки придется платить. На них обязательно последует ответная реакция. Если не сразу, то когда-нибудь потом. И человек попадет в темную комнату, из которой не будет выхода. Кстати, альтернативное название английской версии романа – «Смех во тьме» (Laughter in the Dark). Что не менее страшно. Ведь если отринуть мораль, то можно до конца своих дней погрузиться во тьму – эмоциональную, моральную или физическую, в которой человека будет преследовать чей-то издевательский смех.
Что такое камера-обскура и как она действует?
Произошёл со мной в детстве странный случай: стою в подъезде и вдруг замечаю на стене непонятный рисунок. Присмотревшись к нему, я поняла, что это не что иное, как изображение дома напротив, видимого через замочную скважину в двери подъезда. Но что интересно, это изображение было перевёрнуто вверх ногами!
Чего тогда никак не могла понять — это то, как дом мог отразиться и оказаться на стене. Я запомнила эту загадочную историю, и спустя много лет мне помогло в ней разобраться совпадение. Один мой знакомый, прочитав роман «Камера обскура», попросил узнать, что это такое. Тут-то я и решила окончательно разобраться в этом явлении.
С латинского языка camera переводится как комната, а obscurа — тёмная. Тёмная комната. По определению получается, что камера-обскура — это прототип фотографического аппарата, это тёмное помещение с одним миниатюрным отверстием, через которое на противоположную стенку проецируется перевёрнутое уменьшенное изображение предметов снаружи.
Когда была изобретена камера-обскура, точно не известно, но уже в V веке до н.э. китайский философ Ми Ти описал возникновение изображения на стене затемненной комнаты. Упоминал о такой камере и Аристотель. С неё-то и началась история фотографии, когда через маленькое отверстие на бумагу проектировали изображение предмета.
Помогала камера и многим художникам, так Ян Вермер с её помощью достигал в городских пейзажах почти фотографической объективности. А ведь это было в XVII веке, задолго до изобретения фотоаппарата. Вероятно, первым применил камеру для зарисовок пейзажей Леонардо да Винчи. Широко среди художников камера-обскура стала использоваться в XVIII веке. А до этого, ещё в средневековье, феодалы строили в своих замках тёмные комнаты с отверстиями, выходившими на улицу, дабы видеть, что происходит за стенами, не вставая с ложа. Правда, вверх ногами…
Наши глаза также работают по принципу камеры-обскуры, усиленной оптической системой в виде хрусталика и глазного яблока, способной воспроизводить чёткие образы независимо от дальности объекта. Но не все системы изображения имеют линзы. Так морское животное Наутилус имеет глаз в виде крошечного отверстия, резкость изображения повышается путём уменьшения его диаметра.
Камера-обскура позволяет наблюдать солнечные пятна. И что интересно, ещё в средние века сооружались готические соборы, в которых почти ежедневно можно было наблюдать поверхность солнца. А 18 мая 1607 года Кеплер принял по ошибке изображение маленького темного пятнышка на солнечном диске в камере-обскуре за Меркурий.
В наше время камеры-обскуры, установленные во многих городах мира, используются для науки и образования, а также ради забавы. Фотографии, сделанные с помощью камеры-обскуры, отличаются мягкостью рисунка, полуразмытостью и отсутствием некоторых видов искажений, свойственных более сложным оптическим устройствам, но резкость изображения у них невысока. Ближние предметы получаются более размытыми, чем удалённые. Для увеличения яркости и резкости изображения используется объектив.
Поставим опыт. Возьмем спичечный коробок, сделаем посередине маленькое отверстие в полмиллиметра диаметром, разместим на дне коробка фотобумагу или плёнку для фотоаппарата (не засветив при этом) и, направив объективом на улицу, оставим часа на четыре. Вскроем и посмотрим, что получилось.
Лучи падают на объект съёмки, отражаются от него, проходят через отверстие в камере-обскуре и фиксируются на фотобумаге. Чем меньше отверстие, тем меньше посторонних лучей от каждой точки объекта сможет через него пройти и отобразиться на фотобумаге. Следовательно, тем четче получится картина изображаемого объекта. А если отверстие большое, фотоотпечатка не получится — бумага просто засветится.
С немного усложненной и увеличенной камерой-коробком, фотографические отпечатки получатся четче и большего размера. А усложнить её можно так: возьмите коробочку больших размеров, в центре стенки, где будет располагаться отверстие, вырежьте прямоугольник примерно 2×3 см, прикрепите скотчем на его место фольгу, предварительно проделав в ней аккуратное точечное отверстие. Внутри коробочки, на противоположной от отверстия стороне расположите пленку. Ещё проще взять старый фотоаппарат, свинтить с него объектив, заклеить дыру чёрной бумагой или фольгой и проделать в ней маленькое отверстие. Только не забудьте убрать шторку затвора, чтобы свет мог попасть на плёнку.
Желаю успехов в опытах и, как следствие, интересных фотографий.
Камера обскура
Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — тёмная комната) — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.
Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.
Принцип
Камера-обскура не обеспечивает высокой резкости изображения. До определенного предела резкость изображения может быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия, но при слишком сильном уменьшении начинают сказываться эффекты дифракции и изображение становится ещё более расплывчатым. Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства. Говорить о фокусном расстоянии обскуры можно только условно. Под эквивалентным фокусным расстоянием такой камеры обычно понимают расстояние от отверстия до экрана f. Соотношение f/D определяется как и в обьективе числом диафрагмы. Камера с f = 100 мм и диаметром отверстия D = 0,5 мм располагает числом диафрагмы равным 200. Увеличение отверстия до 1 мм уменьшает число до 100. Фактор выдержки таким образом уменьшается до 25.
История
Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля. Арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсам (Альхазен), изучая камеру-обскуру, сделал вывод о линейности распространения света.
Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.
Многие художники (например Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Камеры-обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света. Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали фотоаппаратами.
Однако и в настоящее время некоторые фотографы используют так называемые «стено́пы» — фотоаппараты с маленьким отверстием вместо объектива. Изображения, полученные при помощи таких камер, отличаются своеобразным мягким рисунком, идеальной линейной перспективой и большой глубиной резкости.
В дофотографическую эру применялась также камера-люцида, изобретённая в 1807 г. английским физиком Волластоном — четырёхгранная призма, при определённом угле зрения совмещающая мнимое изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Камера обскура» в других словарях:
КАМЕРА-ОБСКУРА — (лат.). Оптический инструмент, в котором лучи, проходя чрез выпуклое стекло, отражаются на противоположной стороне и дают уменьшенное изображение предмета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРА… … Словарь иностранных слов русского языка
Камера-обскура — Камера обскура. КАМЕРА ОБСКУРА (от латинского obscurus темный), темная камера (коробка), куда свет проникает через очень маленькое отверстие в одной из стенок, высвечивая на противоположной стенке, как на экране, перевернутое изображение… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Камера Обскура — (лат. Camera obscura дословно «Тёмная камера»): Камера обскура оптический прибор. Простейшее устройство, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Камера обскура (роман) роман Владимира Набокова. Camera Obscura (группа) … … Википедия
КАМЕРА-ОБСКУРА — (от латинского obscurus темный), темная камера (коробка), куда свет проникает через очень маленькое отверстие в одной из стенок, высвечивая на противоположной стенке, как на экране, перевернутое изображение предметов, находящихся снаружи перед… … Современная энциклопедия
КАМЕРА-ОБСКУРА — (от лат. camera obscura, букв. тёмная комната), простейшее оптич. приспособление, позволяющее получать на экране изображения предметов. К. о. представляет собой тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, перед к рым помещают… … Физическая энциклопедия
КАМЕРА-ОБСКУРА — (от лат. obscurus темный) светонепроницаемая коробка (камера) с небольшим отверстием в центре одной из стенок. Установив коробку отверстием к какому либо предмету, можно наблюдать на противоположной стенке его изображение. До изобретения… … Большой Энциклопедический словарь
камера-обскура — сущ., кол во синонимов: 1 • камера (81) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
КАМЕРА-ОБСКУРА — КАМЕРА ОБСКУРА, оптическое устройство, состоящее из затемненного помещения, в которое через выпуклую линзу поступает перевернутое изображение. Портативный вариант камеры обскуры использовался художниками XVII XVIII веков для воспроизведения сцен… … Научно-технический энциклопедический словарь
камера-обскура — камера обскура, камеры обскуры … Орфографический словарь-справочник
КАМЕРА-ОБСКУРА — (от лат. camera obscura темная комната) ящик, в передней стенке которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке полупрозрачный матовый экран; проходящие через отверстие лучи света от к. л. предмета дают на против. стенке перевернутое… … Большая психологическая энциклопедия