Камеральная проверка завершена с нарушением что делать дальше
Ошибки, выявленные при камеральной проверке
Как проходит камеральная проверка?
● Правильно ли вы заполнили декларацию
● Правильно ли поставили ставки налога
● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее
Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.
Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.
Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.
Срок проведения проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.
Оформление результатов проверки
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Нарушения по камеральным проверкам
При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:
● простые арифметические ошибки;
● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;
● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;
● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;
Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.
Камеральная проверка: как она проходит и какие могут быть результаты
Как бизнесу не лишиться права на льготы и избежать штрафов
Екатерина Новикова
Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT
Если результаты камеральной проверки будут негативными, бизнес может лишиться права на льготы и вычеты и получить штрафы. Рассказываем, как этого не допустить.
Что проверяет налоговая
Камеральная проверка — это проверка деклараций по всем налогам: например, по НДC, налогу на прибыль, налогу при УСН, НДФЛ. Ее автоматически проходят все физлица, предприниматели и компании, когда сдают декларации в налоговую. Цель камеральной проверки — убедиться, что бизнес или физлицо не допустили ошибок и ничего не должны государству. Дальше будем говорить только про ИП и компании.
Во время камеральной проверки проверяют:
Если все будет в порядке, проверка будет пройдена. Обычно в таких случаях предприниматели даже не подозревают, что их проверяли, потому что налоговая ничего не сообщает.
А вот если инспектор найдет несоответствия, предпринимателю пришлют акт налоговой проверки.
Виды камеральной проверки
Официально у камеральной проверки не бывает разновидностей, но по характеру проведения ее можно разделить на стандартную и углубленную.
Стандартная проверка. Это проверка в автоматическом режиме. Ее проходят все физлица, ИП и компании. Инспекторы вводят отчетность в специальную программу «Налог 3». Программа автоматически проверяет расчеты, сравнивает показатели с предыдущими отчетными периодами, находит ошибки и противоречия.
Если программа не находит противоречий, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная проверка. При такой проверке инспектор проверяет компанию самостоятельно. Она может начаться в двух основных случаях:
При углубленной проверке инспектор собирает больше информации о бизнесе, анализирует данные и принимает решение, есть нарушения или нет.
Контрольные мероприятия: что инспекторы имеют право делать при углубленной проверке
Требовать объяснений от налогоплательщика. Налоговая может запросить уточненную декларацию и подтверждающие документы или вызвать налогоплательщика в ФНС.
Запрашивать у госучреждений, контрагентов и банков информацию о налогоплательщике. Например, об открытых счетах и оборотах на них, об имуществе, которое принадлежит бизнесу.
Допрашивать свидетелей. Например, бухгалтера компании или ее руководителя.
Привлекать специалистов. Например, переводчика, инженера или другого эксперта в бизнесе, который проверяют. Специалист поможет налоговой понять, все ли работает так, как говорит предприниматель.
Проводить экспертизу. Например, проверять соответствие подписей в счетах-фактурах и паспорте руководителя.
Этапы и сроки проведения камеральной проверки
Камеральная налоговая проверка начинается автоматически после подачи декларации: данные проверяют автоматически и если программа находит несоответствия, начинается углубленная проверка. Углубленная проверка может пройти незаметно для налогоплательщика или инспекторы могут найти несоответствия и попросить объяснений.
Представим этапы камеральной налоговой проверки на схеме:
Налоговая не обязана уведомлять налогоплательщика о том, что он прошел камеральную проверку. Узнать, что проверка идет, можно по косвенным признакам: если налоговая запрашивает документы или вызывает бухгалтера для дачи показаний. Если ничего подобного не происходит, значит, скорее всего, проверка пройдена успешно.
Следить за ходом проверки можно в кабинете налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка по закону занимает до трех месяцев, но может длиться дольше по настоянию ФНС. В таком случае инспекторы пришлют уведомление о продлении проверки.
Когда инспекторы могут запрашивать документы
При стандартной камеральной проверке инспекторы не имеют права запрашивать дополнительные документы о ведении бизнеса.
При углубленной проверке запросить документы могут только в некоторых случаях:
Если во время углубленной проверки пришел запрос документов, компания или ИП обязаны прислать их в течение 10 дней.
Какие документы запрашивают инспекторы
Перечень документов не ограничен — ниже примеры документов для разных систем налогообложения.
Патент. Инспекторы могут запросить книгу учета доходов и расходов, договоры с сотрудниками, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения.
УСН, ЕСХН. Выдержки из регистров налогового и бухгалтерского учета, обороты по счетам, первичные бухгалтерские документы.
ОСН с НДС. Счета-фактуры, акты, договоры с поставщиками, книги продаж, книги покупок.
Налоговые инспекторы при запросе должны указать точный список документов, которые нужно представить.
Частые ошибки и нарушения
При камеральной проверке инспекторы могут найти разные несоответствия — в оформлении документов, в расчетах, в динамике оборотов. При подаче декларации рекомендуем обращать внимание на эти моменты, чтобы избежать дополнительных вопросов налоговой.
Ошибки в оформлении документов. В декларациях отчетные периоды нужно указывать цифровыми кодами, в них легко ошибиться. Например, по налогу на прибыль код за первый квартал — 21, за второй квартал — 22, за полугодие — 31.
Налогоплательщик не заплатил пеню. Налоги и пени нужно перечислять на разные счета — чтобы их заплатить, нужно два платежных поручения. Если налогоплательщик просто заплатит больше налога, не оформляя еще одну платежку, автоматически пеня не покроется.
Расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы могут заподозрить компанию в завышении затрат — могут попросить подробных разъяснений.
Как налоговая сообщает о результатах проверки
Инспектор может сообщить о результатах проверки в кабинете налогоплательщика, в сервисах электронного документооборота или по почте.
Результаты стандартной проверки могут быть следующими.
Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Инспектор не будет присылать никаких уведомлений — можно работать дальше.
Если есть несоответствия. Инспектор составляет акт, в котором фиксирует все нарушения и недочеты, и отправляет его в течение 10 дней после окончания проверки. С этого момента начинается углубленная проверка.
Результаты углубленной проверки могут быть следующими.
Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка завершается. Специальных уведомлений инспекторы не присылают — просто перестают запрашивать дополнительные документы.
Если есть несоответствия. Инспектор составляет решение, в котором описывает нарушения и сроки их исправления. В течение 10 дней он должен прислать решение налогоплательщику. После этого можно оспорить решение в суде или согласится с ним, обычно это означает оплату штрафа.
Если не пройти камеральную налоговую проверку, может начаться выездная, когда инспектор приедет в офис и начнет допрашивать сотрудников и проверять всю отчетность.
Как оспорить результаты проверки
Предприниматель или компания может не согласиться с решением камеральной налоговой проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать возражение в вышестоящую налоговую службу. Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения.
Часто чтобы правильно составить возражение, нужна помощь бухгалтера. Рекомендуем обращаться к проверенным специалистам, которые грамотно подготовят документы. Это повысит вероятность, что налоговая признает вашу правоту.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Камеральная проверка уточненной декларации: что про нее нужно знать?
Если компания или коммерсант выявят недочеты в представленныx ранее декларациях или расчетах, то отчетность нужно скорректировать. Уточненную декларацию следует представить на том же бланке (в электронном формате), на котором нужно было составить первичную (п. 5 ст. 81 НК РФ). Направить ее в инспекцию можно теми же методами, что и первичную декларацию — в электронном виде или на бумаге.
Камеральную проверку скорректированной деклaрации проводят по аналогичным правилам, что и проверку первичной. Это означаeт, что налоговики в рамках проверки могут проверить «уточненку» в полном объеме, а не только скорректированные данные. В нашей статье мы расскажем о нюансах подачи уточненных форм во время камеральной проверки, а также за ее пределами.
Уточненная декларация во время камеральной проверки
Если плательщик налога или взносов подает уточненные формы в период камерального контроля первичной отчетности, то фискалы не будут оформлять акт и выносить решение по ней, даже если нашли нарушения. Инспекторы сразу начнут проверять «уточненку».
Причем будут делать это в том же порядке, что и при проверке изначально представленной формы (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Если «уточненку» признают непредставленной, то будет возобновлена камеральная проверка первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Срок сдачи скорректированной формы зависит от того, как налогоплательщик обнаружил огрехи в первоначальной декларации.
Если ошибки в отчетности выявила ИФНС и направила требование о подаче пояснений или уточненной декларации в рамках камеральной проверки, то сдать «уточненку» нужно в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего требования (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).
Если же компания обнаружила ошибку самостоятельно, то конкретных сроков для подачи исправленной декларации нет. Но в этом случае важно, привела ли ошибка к недоплате налога или нет. Так, в случае занижения налоговой базы необходимо в спешном порядке подать уточненную форму. Если срок подачи отчетной формы не истек, а инспекция не нашла ошибку в первичной форме, то представление «уточненки» позволит избежать штрафа за нарушение сроков уплаты налога. При этом важно перечислить в бюджет задолженность по налогу и пени.
Если недочеты в отчетности привели к переплате налога, то подать уточненный бланк можно в любое время. При этом вернуть или перечесть переплату можно, только если с даты уплаты налога прошло не более трех лет. До подачи заявления о возврате (зачете) нужно подать уточненную декларацию, в которой исправлена ошибка.
Если компания подаст «уточненку» к декларации на возмещение НДС в заявительном порядке, то придется вернуть возмещенный налог с процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
Уточненная декларация после акта камеральной проверки
Подача исправленной отчетности после составления акта камеральной проверки первичной формы имеет ряд особенностей. Так, по мнению налоговиков, если налогоплательщик представляет «уточненку» после составления акта, но до формирования итогового решения по камеральной проверке, то п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяется.
Налоговики считают, что в этой ситуации нет оснований для прекращения рассмотрения материалов по первичной форме. Следовательно, ИФНС должна вынести решения по «камералке» (письмо ФНС РФ от 20.11.2015 ЕД-4-15/20327). Момент завершения «камералки», по результатам которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки.
Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2020 № Ф08-6880/2020 разъяснено, что подача исправленной формы после оформления акта камеральной проверки не дает оснований для завершения проверки первичной декларации. В этом случае «камералка» предыдущей декларации завершена, дата ее окончания указана в акте проверки.
Указанные доводы отражены в письмах ФНС РФ от 23.07.2012 № СА-4-7/12100, от 16.07.2013 АС-4-2/12705, а также согласуются с Определением ВАС РФ от 17.07.2013 № ВАС-8443/13, постановлениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф02-350/2018, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2019 № Ф07-4414/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2017 № Ф07-12340/2017 и др.
При этом некоторые судьи считают, что в такой ситуации решение по итогам камеральной проверки является незаконным, поскольку вынесено с нарушением п. 9.1 ст. 88 НК РФ (Определение ВАС РФ от 23.03.2011 № ВАС-247/11).
Так, Арбитражный суд Центрального округа указал, что под моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ следует понимать дату вынесения решения.
Поскольку налогоплательщик подал уточненную декларацию до вынесения оспариваемого решения, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации и начать новую. У фискалов не имелось правовых оснований для вынесения такого решения без учета исправленной декларации (Постановление от 04.07.2017 Ф10-1884/2017). Сроки камеральной проверки уточненной декларации и проведения камеральной проверки указан в п. 2 ст. 88 НК РФ.
Даты начала и завершения проверки указываются в акте (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).
Если до истечения срока камеральной проверки организация представит уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной формы завершается и начинается новая проверка на основе уточненной отчетности.
Если исправленная декларация признана непредставленной в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ, то ее проверка прекращается и возобновляются контрольные мероприятия в отношении ранее представленной декларации. В срок проверки первичной формы не включается срок проверки, прекращенной из-за признания декларации непредставленной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Завершение «камералки» означает прекращение всех действий инспекции в отношении первичной формы. Это следует из п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Сколько длится камеральная проверка скорректированной отчетности? При подаче «уточненки» до завершения контрольных мероприятий срок проверки начинается заново. ИФНС прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Если ИФНС признает «уточненку» непредставленной, она возобновит проверку ранее направленной в ИФНС деклaрации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.
Обратите внимание: с 1 июля инспекции могут чаще назначать повторные выездные проверки. Новое основание в скорректированной декларации: увеличена сумма НДС или акциза к возмещению.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Камеральная проверка: порядок досудебного обжалования
Предлагаем вам шпаргалку по досудебному обжалованию результатов налоговой проверки. Ведь, пропустив этот этап, защитить свои интересы в суде не получится. К тому же в 2013 году изменился регламент проверок.
Алексей Крайнев, налоговый юрист
1. У Вас уже есть акт проверки? | |||
см. Акт камеральной проверки | |||
2. Вы согласны с актом проверки? | |||
буду обжаловать, см. Обжалование | |||
3. Вы уже передали в инспекцию свои возражения по акту? | |||
(см. п. 4) | см. Возражения по акту | ||
4. Прошло ли рассмотрение возражений? | |||
(см. п. 5) | см. Рассмотрение возражений | ||
5. Вы согласны с вынесенным решением? | |||
6. В рамках допмероприятий у Вас запрашивали документы? | |||
см. Допдокументы (см. п. 7) | см. Нет допдокументов (см. п. 7) | ||
7. Вы согласны с решением, вынесенным инспекцией по результатам допмероприятий? | |||
буду обжаловать (см. п. 8) | |||
8. Решение вступило в силу? | |||
(см. п. 9) | см. Апелляционная жалоба (см. п. 10) | ||
9. Подавали ли Вы уже апелляционную жалобу? | |||
(см. п. 10) | см. Апелляционная жалоба | ||
10. Получено ли решение вышестоящего налогового органа по жалобе? | |||
(см. п. 11) | см. Апелляционная жалоба | ||
11. Вы согласны с решением по жалобе? | |||