Камерный концерт что это
Сообщение на тему: «Камерная музыка» — особенности, разновидности и жанры
Камерная музыка (от латинского camera — комната) — разновидность музыкального искусства, особенность которого — исполнение различных произведений в небольшом помещении малым коллективом музыкантов. Исполнение может быть как инструментальное, так и вокальное. Музыканты и слушатели находятся недалеко друг от друга, поэтому атмосфера таких концертов очень доверительная. А еще в 16−18 вв. камерной называли любой вид музыки, отличный от церковного. Сообщение на тему «Камерная музыка» необходимо начать с истории ее появления.
История возникновения
Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.
До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.
Разновидности коллективов
В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):
Все, что равно или более десяти:
Главное правило численности — не более 25 человек.
Основные отличия
Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.
Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.
Жанры этого направления
Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:
Камерная музыка в наши дни
Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.
В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.
В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.
Как устроен ансамбль камерной музыки Simple Music Ensemble и зачем его знать
«Вообще-то мы не работаем, а кайфуем», — говорит, смеясь, валторнист Григорий Волков, придумавший и собравший ансамбль камерной музыки. Простота как постоянная константа в работе и жизни, о которой во время разговора он вспомнит не раз, заключена и в самом названии Simple Music Ensemble, и даже в надписи на толстовке музыканта. Она гласит: «Изи», и это именно тот случай, когда хочется припомнить известную шутку: «Совпадение? Не думаю». Положенный в основу принцип — делать только то, что нравится, — подтверждает в первую очередь сама программа. В ней барочная музыка соседствует с саундтреками из «Звездных войн», «Интерстеллара» и «Молодого папы», а сочинения Баха, Вивальди и Моцарта — с композициями Бьорк, Radiohead и System of a Down.
Единственный в своем роде ансамбль камерной музыки появился в 2018 году — и сразу в статусе независимого коллектива. «Еще когда я учился в консерватории, понял, что не хочу просто сидеть на зарплате в оркестре, — рассказывает Григорий. — Как правило, наши оркестры, за очень редким исключением, исполняют либо популярную музыку, либо Чайковского и Рахманинова — изо дня в день, из года в год одно и то же. Мне хотелось экспериментировать, играть разные стили и жанры, потому что всегда нравилось придумывать, собирать людей. Я понял, что здесь в этом смысле нет особо никаких перспектив и поехал учиться в Германию. Мне больше нравится камерная музыка, а не оркестровая, потому что у каждого есть свой индивидуальный голос. Ты выбираешь музыку, которая тебе близка, собираешься с людьми, которые тебе нравятся, и вы играете вместе. Вот, в общем-то, и все. Так что, когда я вернулся, так и сделал».
Музыканты, входящие в состав Simple Music Ensemble, работают, к примеру, в оркестре Теодора Курентзиса musicAeterna, Большом театре, Центральном военном оркестре, Государственной академической симфонической капелле, Мариинском театре и в самых разных европейских оркестрах. «Мы, действительно, отовсюду», — улыбается Григорий Волков, наблюдая за реакцией, которую производят его слова о том, что, если посчитать всех, получится больше ста человек из лучших музыкальных коллективов страны и Европы. Улыбается и добавляет: «Ну я же говорю, все просто».
С недавних пор у ансамбля есть и собственный дом — большое светлое пространство на территории «Хлебозавода» с панорамными окнами и видом на конструктивистские постройки. Над входом в удобной нише — повисшая в воздухе валторна, с которой все и началось: и для Григория Волкова в его музыкальной жизни, и для его команды. Рассказывая, как они обосновались здесь, музыкант вспоминает: «Весь карантин я просидел в деревне, так что время подумать о пресловутом «а что же дальше» было. Понятно, что я сразу пришел к выводу, что нужно придумывать, искать новое, развиваться. Мы уже играли, и много, на самых разных московских площадках — в «Аптекарском огороде», «Зарядье», Новом пространстве Театра Наций, — но с самого начала мне хотелось, чтобы у нас был свой собственный дом, куда бы мы могли всех звать. Я решил вернуться к этим планам и просто стал писать в разные места, рассказывать о нашем коллективе. Ребята с «Хлебозавода» ответили день в день, а потом мы познакомились и тут же поняли, что свой дом действительно нашли. Поставили стулья и завертелось».
Отвечая на вопрос, есть ли у ансамбля директор, менеджер или администратор, валторнист отрицательно, но весело качает головой: сейчас всем он занимается сам, помогают и другие участники. «У меня нет никакой проблемы, связанной с тем, что я, мол, музыкант и хочу думать только о высоком, о творческом, а тут вот административная хозяйственная работа, которой нужно заниматься. Мне вполне гармонично все это соединять, потому что именно этого я действительно хотел с самого начала», — говорит он, не скрывая, впрочем, что за независимость ансамбля приходится расплачиваться и ответственностью, и рисками. Страшно ли было в докарантинные времена не собрать полный зал? Конечно! Трудно ли сегодня работать всего на двадцать пять процентов? Разумеется! Стоит ли игра свеч?
К этому моменту разговора уже предельно ясно, что с трудностями Simple Music Ensemble сталкивается точно так же, как и любой другой творческий и автономный коллектив. Ясно и то, что любые сложности видятся здесь чем-то вроде нового приключения. Логика, в общем-то, действительно проста: если сидеть на месте, то «завтра» не получится интереснее, чем «вчера».
Билеты на программы с музыкой из саундтреков популярных фильмов продаются лучше, чем на программы камерные и слушателям пока не совсем знакомые, но в этом есть и плюсы. Практика показывает, что зрители, оказавшись на одном концерте — как правило, чаще всего это именно киномузыка, — приходят во второй, третий и далее по списку разы, выбирая уже новые для себя направления и жанры. «Так мы можем привлечь сюда больше людей, помочь им приобщиться. Слушатели, как правило, сначала не знают, кто такой, к примеру, Палестрина (композитор эпохи Ренессанса, знаменитый полифонист. — «РБК Стиль») А здесь они узнают и начинают интересоваться камерной музыкой все больше и больше. Поэтому мы хотим сохранить какой-то баланс, исполняя хорошую популярную музыку, которая будет оправдана коммерчески, и ту музыку, которая интересна нам самим и которая нигде больше не звучит, поскольку в репертуар музыкальных театров и академических площадок она тоже не особенно попадает», — объясняет Григорий Волков. Ему вторит оставшийся «дома» после репетиции тромбонист Егор Павлов: «Мы собираемся здесь по духу, приходим воплощать в реальность то, что всегда хотели исполнять, но что исполнять не получалось, потому что везде свой репертуар, свои планы и нормативы, своя жизнь, куда не совсем вписываются твои мечты об определенных композиторах и произведениях».
«Конечно, нам хочется популярности, — продолжает мысль Григорий. — Не для удовлетворения собственных амбиций, а для того, чтобы камерная старинная музыка звучала еще чаще, чтобы люди знакомились с ее языком». Вся транслируемая легкость ничуть не отменяет долгих репетиций, поскольку усердие, направленное на сокращение дистанции между сценой и залом, должно множиться на мастерство исполнения — и это музыканты понимают сполна. Но, по словам основателя Simple Music Ensemble, это вовсе не значит, что серьезные музыканты должны ходить с исключительно серьезными лицами. «Пусть все будет изи», — заключает он. Кстати, одна из программ ансамбля так и называется — Simple Man, — и что это, если не напоминание в начале года каждому из нас.
Что такое квартирник и почему растёт популярность домашних концертов
В современной российской творческой среде всё более популярными становятся небольшие камерные концерты — квартирники. Зародившись как одна из форм протестного движения в СССР, такие мероприятия сегодня имеют уже совершенно другой смысл и подчас превосходят по востребованности выступления на большой сцене. Что собой представляет квартирник сегодня?
В привычном понимании концерт — это зрительный зал, сцена, закулисье и большое количество аппаратуры. В то же время в России уже очень давно существует такое явление творческой жизни как квартирник — камерный концерт, который проходит в обычных квартирах. И именно сегодня популярность таких мероприятий растёт.
Принято считать, что в нашей стране концерты в квартирах стали проводить в советское время, так как для многих музыкантов, ставших впоследствии большими звёздами, они были единственной площадкой для выступлений. Квартирники в своё время давали Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков. Сама по себе сцена советского времени была очень неоднородна, однако большинство ярких музыкантов того времени объединяло одно — невозможность выступить на какой-либо большой площадке из-за запрета властей.
В более широком смысле можно сказать, что камерные концерты появились значительно раньше. Например, в Европе XVI-XVII веков среди высшего сословия были популярны домашние выступления. Об этом свидетельствуют специальные столы для музицирования, на которых было удобно расположить ноты для четырёх музыкантов, каждый из которых, соответственно, сидел со своей стороны.
Принято считать, что в нашей стране концерты в квартирах появились в советское время, так как для многих музыкантов, ставших впоследствии большими звёздами, они были единственной площадкой для выступлений. Фото: Genrietta Peryan / Globallookpress
Поэтические вечера в русском дворянском обществе, на которые приходили только избранные, — тоже своего рода квартирники. Всё это позволяет сказать, что формат домашнего камерного концерта — это старейшая и вовсе не преданная забвению форма общения музыкантов, поэтов и актёров со своей аудиторией. Сегодня квартирники переживают своё второе рождение. Многие из них, несмотря на формат, считаются не менее статусными, чем большие выступления, а в непринуждённой обстановке нередко выступают и звёзды по-настоящему большой величины.
К истории вопроса
И всё-таки современные российские квартирники — это преемники квартирников советских. Считается, что выступления в обычных квартирах проходили из-за оппозиционности творчества того или иного музыканта советской власти. Однако это лишь одна сторона вопроса. В СССР организацией концертов в больших залах и даже рядовых Домах культуры ведал Госконцерт, обладавший монополией в этой сфере. Нередко у музыкантов просто не было другой возможности выступить даже в ситуации, когда их творчество не было протестным.
Квартирники по причине монополии Госконцерта СССР находились под запретом. Нередко такие концерты разгоняла милиция, которую вызывали соседи. Сообщество музыкантов, играющих квартирники, как и их аудитория, официально считалось либо маргинальным, либо диссидентским.
Несмотря на трудности, именно из квартирников на большую сцену пришли лидеры групп «Кино» и «Аквариум» Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Ранние записи Высоцкого были сделаны на квартирниках в 1960-х годах.
Несмотря на трудности, именно из квартирников на большую сцену пришли лидеры групп «Кино» и «Аквариум» Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Фото: Чумичев Александр, Шогин Александр / ТАСС
В Москве известные квартирники проходили на квартире у физика Александра Кривомазова в период с 1975 по 1983 годы. Вечера были как музыкальными, так и литературными. В квартире Кривомазова на юге Москвы Венедикт Ерофеев читал «Москва — Петушки», туда приходил и Аркадий Стругацкий, рассказывавший о съёмках «Сталкера».
Квартирники сегодня
Квартирники сегодня по-прежнему остаются отдельной субкультурой, но именно на таких концертах происходит свидание зрителей с музыкой, непосредственный контакт и прямое живое общение выступающего со слушателем. Для аудитории это серьёзный «магнит», ведь можно лично поговорить с музыкантом, задать вопросы и узнать его как человека. Это определённый вызов и для артиста, ведь в квартире нет закулисья, а концерты довольно часто дают в акустике.
Не секрет, что современная музыкальная индустрия устроена таким образом, что пробиться на вершину могут единицы, хотя не обязательно быть большой звездой, чтобы выступить в каком-либо небольшом московском клубе. Сегодняшние квартирники уникальны тем, что это площадка не только для совсем неизвестных музыкантов, но и для вполне «раскрученных». И нередко на таких концертах бывают полные аншлаги.
В Санкт-Петербурге крайне популярными являются квартирники «У Гороховского», которые уже стали важной частью творческой жизни Северной столицы. Одна из московских площадок — квартирники «Труплейс», проходящие на юге столицы. Организатор таких концертов Ольга Трущина рассказала Царьграду, что квартирник — это прежде всего живое общение.
«Это возможность увидеть и потрогать музыканта, записи которого я слушаю каждый день. Но это общение не только с музыкантом, но и с такими же людьми, как и ты, причём в уютном домашнем формате. Потому что когда ты приходишь на большой концерт в клубе, ты вряд ли просто так начнёшь общаться с кем-то незнакомым. А в квартире, где ты ходишь в тапочках, это происходит само собой», — поделилась она.
Для музыканта, по её словам, квартирник — менее строгий формат, чем большой концерт. Он может больше рассказать о своих песнях, ответить на вопросы поклонников. Кроме этого, артист может исполнить на квартирнике произведения, которые он не будет играть на широкой публике.
Мне кажется, музыканты меньше напрягаются на квартирнике. От этого получаются более живые, приятные выступления,
Фото: Margarita Vin / Shutterstock.com
При этом на квартирники ходят очень разные люди, хотя чаще всего аудитория зависит от музыканта. «Иногда это вообще очень молодые люди, а иногда — люди старшего поколения. Я помню один квартирник, на котором я себя ощущала, как будто я на юбилее своего деда. Аудитория сильно разнится, но в основном это очень интеллигентные люди», — добавила она.
«Для известных музыкантов квартирник — это ностальгия, возвращение к истокам, потому что многие помнят, как они начинали свою творческую карьеру. А для новых музыкантов, молодых, это повод заявить о себе, найти своего слушателя. Квартирник противопоставлен большому концерту в клубе, куда приходят сотни человек, ты стоишь в большой очереди и так далее. На квартирнике всё гораздо проще, тебе уютно, комфортно, плюс ты ещё и с музыкантом можешь пообщаться напрямую», — рассказала организатор.
По словам Трущиной, нередко люди приходят на квартирники специально, чтобы послушать никому не известного, но очень хорошего музыканта. «Есть музыканты, которых никто особенно не раскручивал, да они и сами не слишком к этому стремились. В то же время это профессионалы. Качество музыки исполнителя и его известность — это не всегда коррелирующие вещи», — заметила она.
Сегодня, когда многие ищут эти новые, особенные форматы, хотят слушать эксклюзивную музыку или погрузиться в поэтическую атмосферу, квартирники дают такую возможность. Это уже не те мероприятия, из-за посещения которых могли быть проблемы с законом, как в советское время. В наше время квартирник — это уникальная камерная домашняя атмосфера, в которой исполнитель и слушатель сидят друг от друга на расстоянии вытянутой руки.
История возникновения
Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.
До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.
Разновидности коллективов
В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):
Все, что равно или более десяти:
Главное правило численности — не более 25 человек.
Основные отличия
Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.
Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.
Жанры этого направления
Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:
Камерная музыка в наши дни
Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.
В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.
В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.
Основные понятия камерной музыки
Современная камерная музыка почти всегда состоит из трехчастного или четырехчастного сонатного цикла. На сегодняшний день основой камерно-инструментального репертуара являются сочинений классиков: квартеты и струнные трио Моцарта и Гайдна, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини и, конечно же, квартеты Бетховена и Шуберта.
В послеклассический период большое количество известных композиторов, которые принадлежали к разным направлениям, предпочитали писать камерную музыку, но в распространенном репертуаре смогли закрепиться только некоторые ее образцы: к примеру, струнные квартеты Равеля и Дебюсси, а также фортепианный квартет, написан Шуманом.
Понятие «камерная музыка» подразумевает под собой дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы, при довольно разных инструментальных составах. К камерной музыке относятся некоторые жанры для сольного исполнения с аккомпанементом. Это романсы или инструментальные сонаты. «Камерная опера» подразумевает камерную атмосферу и небольшое количество исполнителей.
Понятие «камерный оркестр» относится к оркестру, в составе которого не более 25 исполнителей. В камерном оркестре для каждого исполнителя есть своя партия.
Струнная камерная музыка достигла пика своего развития, в частности, при Бетховене. После него камерную музыку начали писать Мендельсон, Брамс, Шуберт и многие другие известные композиторы. Среди русских композиторов в этом направлении работали Чайковский, Глинка, Глазунов, Направник.
Чтобы поддержать этот вид искусства в Санкт-Петербурге, Русское Музыкальное Сообщество, а также сообщество камерной музыки, проводили разные конкурсы. К данной области можно отнести романсы для пения, сонаты для струнного инструмента и фортепиано, а также небольшие фортепианные пьесы. Исполнять камерную музыку нужно с большой тонкостью и детальностью.
У настоящей камерной музыки довольно углубленный и сосредоточенный характер. По этой причине, камерные жанры лучше воспринимаются в помещениях небольшого размера и в вольной обстановке, нежели в обыкновенных концертных залах. Такой вид музыкального искусства требует тонкого знания и понимания форм и гармонии, а контрапункта была выработана немного позже, под влиянием великих гениев музыкального искусства.
Концерт камерной музыки – Москва