Камерный оркестр что это
Камерный оркестр
До появления симфонических оркестров (в XIX веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива (исключение здесь составляют некоторые оперные и ораториальные партитуры XVII-XVIII веков, включающие орган или расширенный состав духовых и ударных инструментов, в том числе оперы Клаудио Монтеверди, оратории Георга Фридриха Генделя и др.). Начиная с XVII века, камерные оркестры часто имелись на дворах герцогов и других дворян, которые могли позволить себе содержать маленький оркестр. Так, например, Иоганн Себастьян Бах с 1703 года был скрипачом в камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III.
В XIX веке камерные оркестры постепенно вытесняются симфоническими.
В XX веке камерные оркестры снова получают распространение — не в последнюю очередь как реакция на огромные составы позднеромантических оркестров (например, увеличенные оркестровые составы в партитурах Рихарда Вагнера, Антона Брукнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса, Александра Скрябина).
Произведения для камерного оркестра в XX веке писали Арнольд Шёнберг (Камерная симфония № 1), Алан Хованесс («Анахид», фантазия для камерного оркестра, Симфония № 6 для камерного оркестра), Альфред Шнитке (Концерт № 3 для скрипки с оркестром) и др.
Среди известных камерных оркестров XX века — Академия Святого Мартина в полях (из руководителей наиболее известен Нэвилл Марринер), Литовский камерный оркестр (среди руководителей — Саулюс Сондецкис), Виртуозы Москвы (под управлением Владимира Спивакова), Казанский государственный камерный оркестр La Primavera (под управлением Рустама Абязова)
Разновидностью камерного оркестра является барочный оркестр. Слово «барочный» указывает на репертуарную специализацию такого камерного оркестра (музыка XVII–XVIII веков) и на принадлежность (в инструментарии, в технике исполнительства, в понимании общих стилевых принципов) к движению аутентичного исполнительства.
Камерный оркестр
Ка́мерный орке́стр — небольшой коллектив (обычно, 4-12 человек), исполняющий камерную музыку.
До появления симфонических оркестров (в XIX веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива (исключение здесь составляют некоторые оперные и ораториальные партитуры XVII-XVIII веков, включающие орган или расширенный состав духовых и ударных инструментов, в том числе оперы Клаудио Монтеверди, оратории Георга Фридриха Генделя и др.). Начиная с XVII века камерные оркестры часто имелись на дворах герцогов и других дворян, которые могли позволить себе содержать маленький оркестр. Так, например, Иоганн Себастьян Бах с 1703 года был скрипачом в камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III.
В XIX веке камерные оркестры постепенно вытесняются симфоническими.
В XX веке камерные оркестры снова получают распространение — не в последнюю очередь как реакция на огромные составы позднеромантических оркестров (например, увеличенные оркестровые составы в партитурах Рихарда Вагнера, Антона Брукнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса, Александра Скрябина).
Произведения для камерного оркестра в XX веке писали Арнольд Шёнберг (Камерная симфония № 1), Алан Хованесс («Анахид», фантазия для камерного оркестра, Симфония № 6 для камерного оркестра), Альфред Шнитке (Концерт № 3 для скрипки с оркестром) и др.
Среди известных камерных оркестров XX века — Академия Святого Мартина в полях (из руководителей наиболее известен Нэвилл Марринер), Литовский камерный оркестр (среди руководителей — Саулюс Сондецкис), Виртуозы Москвы (под управлением Владимира Спивакова), Казанский государственный камерный оркестр La Primavera (под управлением Рустама Абязова)[1]
См. также
театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики
Полезное
Смотреть что такое «Камерный оркестр» в других словарях:
Камерный оркестр — оркестр небольшого состава, ядром к рого является ансамбль исполнителей на струн. инструментах (6 8 скрипок, 2 3 альта, 2 3 виолончели, контрабас). В К. о. нередко входит клавесин, к рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и… … Музыкальная энциклопедия
КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка 17 18 вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерто гроссо, сюиты и др.), а также… … Большой Энциклопедический словарь
камерный оркестр — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовыми, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка XVII XVIII вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерти гросси, сюиты и др.), а также … Энциклопедический словарь
Камерный оркестр — оркестр небольшого состава, часто с одним исполнителем на каждую партию; см. Оркестр … Большая советская энциклопедия
Камерный оркестр — (от позднелат. и итал. camera комната, палата) сокращенный симфонич. оркестр, состоящий из 15 30 исполнителей. Составы К. О. весьма различны. В основе К. О. небольшая группа струнных инструментов, к к рым добавляются деревянные духовые (до 8… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Камерный оркестр Грузинской ССР — Камерный оркестр Грузии камерный оркестр, созданный в 1968 г. по инициативе педагогов Тбилисской консерватории Марины Яшвили и Игоря Политковского (ставшего его первым руководителем). Наибольшей известности достиг под руководством выдающейся… … Википедия
Камерный оркестр «Kremlin» — Жанр классическая музыка Годы c 1991 Страна … Википедия
Камерный оркестр Юго-Западной Германии — (нем. Südwestdeutsches Kammerorchester Pforzheim, часто Пфорцхаймский камерный оркестр) немецкий камерный оркестр, базирующийся в Пфорцхайме. Основан в 1950 году дирижёром Фридрихом Тилегантом и состоял первоначально по большей… … Википедия
Камерный оркестр Европы — (англ. Chamber Orchestra of Europe; COE) академический музыкальный коллектив, основанный в 1981 г. и базирующийся в Лондоне. Среди 50 музыкантов оркестра представители 15 европейских стран. В разное время выступлениями и записями оркестра… … Википедия
Камерный оркестр
Литература : Гинзбург Л., Rабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L’orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, «ZIMG», Jahrg. XI, 1909-10; Rruniиres H., La musique de la chambre et de l’йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, «L’annйe musicale», I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L’orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.
И. А. Барсова.
Полезное
Смотреть что такое «Камерный оркестр» в других словарях:
КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка 17 18 вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерто гроссо, сюиты и др.), а также… … Большой Энциклопедический словарь
Камерный оркестр — Камерный оркестр небольшой коллектив (обычно, 4 12 человек), исполняющий камерную музыку. До появления симфонических оркестров (в XIX веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива (исключение здесь составляют некоторые… … Википедия
камерный оркестр — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовыми, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка XVII XVIII вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерти гросси, сюиты и др.), а также … Энциклопедический словарь
Камерный оркестр — оркестр небольшого состава, часто с одним исполнителем на каждую партию; см. Оркестр … Большая советская энциклопедия
Камерный оркестр — (от позднелат. и итал. camera комната, палата) сокращенный симфонич. оркестр, состоящий из 15 30 исполнителей. Составы К. О. весьма различны. В основе К. О. небольшая группа струнных инструментов, к к рым добавляются деревянные духовые (до 8… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Камерный оркестр Грузинской ССР — Камерный оркестр Грузии камерный оркестр, созданный в 1968 г. по инициативе педагогов Тбилисской консерватории Марины Яшвили и Игоря Политковского (ставшего его первым руководителем). Наибольшей известности достиг под руководством выдающейся… … Википедия
Камерный оркестр «Kremlin» — Жанр классическая музыка Годы c 1991 Страна … Википедия
Камерный оркестр Юго-Западной Германии — (нем. Südwestdeutsches Kammerorchester Pforzheim, часто Пфорцхаймский камерный оркестр) немецкий камерный оркестр, базирующийся в Пфорцхайме. Основан в 1950 году дирижёром Фридрихом Тилегантом и состоял первоначально по большей… … Википедия
Камерный оркестр Европы — (англ. Chamber Orchestra of Europe; COE) академический музыкальный коллектив, основанный в 1981 г. и базирующийся в Лондоне. Среди 50 музыкантов оркестра представители 15 европейских стран. В разное время выступлениями и записями оркестра… … Википедия
Камерный оркестр
Из Википедии — свободной энциклопедии
Ка́мерный орке́стр — небольшой коллектив (обычно, 4-12 человек), исполняющий камерную музыку.
До появления симфонических оркестров (в XIX веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива (исключение здесь составляют некоторые оперные и ораториальные партитуры XVII-XVIII веков, включающие орган или расширенный состав духовых и ударных инструментов, в том числе оперы Клаудио Монтеверди, оратории Георга Фридриха Генделя и др.). Начиная с XVII века, камерные оркестры часто имелись на дворах герцогов и других дворян, которые могли позволить себе содержать маленький оркестр. Так, например, Иоганн Себастьян Бах с 1703 года был скрипачом в камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III.
В XIX веке камерные оркестры постепенно вытесняются симфоническими.
В XX веке камерные оркестры снова получают распространение — не в последнюю очередь как реакция на огромные составы позднеромантических оркестров (например, увеличенные оркестровые составы в партитурах Рихарда Вагнера, Антона Брукнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса, Александра Скрябина).
Произведения для камерного оркестра в XX веке писали Арнольд Шёнберг (Камерная симфония № 1), Алан Хованесс («Анахид», фантазия для камерного оркестра, Симфония № 6 для камерного оркестра), Альфред Шнитке (Концерт № 3 для скрипки с оркестром) и др.
Среди известных камерных оркестров XX века — Академия Святого Мартина в полях (из руководителей наиболее известен Нэвилл Марринер), Литовский камерный оркестр (среди руководителей — Саулюс Сондецкис), Виртуозы Москвы (под управлением Владимира Спивакова), Казанский государственный камерный оркестр La Primavera (под управлением Рустама Абязова)[1]
Разновидностью камерного оркестра является барочный оркестр. Слово «барочный» указывает на репертуарную специализацию такого камерного оркестра (музыка XVII–XVIII веков) и на принадлежность (в инструментарии, в технике исполнительства, в понимании общих стилевых принципов) к движению аутентичного исполнительства.
Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?
— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).
Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?
— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.
У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.
В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).
В чем сложность выбора?
— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.
Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.
В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.
Бывает, что типы рассадок комбинируют?
— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.
Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.