Камзол и кафтан в чем разница
Прошу не путать кафтан с камзолом
Но не будем сейчас рассматривать все возможные варианты кафтана, а обратимся к тем временам, когда на Руси в результате петровских реформ обязательной одеждой для высших классов становятся кафтан западноевропейского образца и камзол.
В начале 18 века царь Петр I издает именной указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви… », который обязывает носить верхнее платье немецкое, т.е. кафтан западноевропейского образца, поверх исподнего, т.е. камзола ( « … носить платье Немецкое верхния Саксонския и Французский, а исподнее камзолы и штаны…»)
Парадный кафтан западноевропейского образца шьется
Камзол, надеваемый под кафтан, по крою очень схож с кафтаном, но более плотно облегает тело и чуть короче кафтана, рукава узкие к запястью, без обшлагов.
Кафтан носится расстегнутым, так что видна все передняя часть камзола, поэтому камзол выполняется из дорогой роскошной ткани или богато декорируется по переду кружевом, вышивкой и другой отделкой.
Невидимые части камзола при этом (рукава, спинки) могут выполняться из более скромного материала, чем полочки.
Рукава в камзолу могут пришиваться только в зимнее время.
Поскольку кафтан носится в паре с камзолом, они часто выполняются как составные части одного костюма, взаимодополняющие друг друга, см ниже фотографии кафтана и камзола Петра I
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни. Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п.
Распакованный скрап-набор «Винтажная шкатулка» Распакованный скрап-набор «Винтажная шкату.
Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос.
Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1. 2. 3. 4.&nbs.
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
АНГЛИЯ
—Всегда под рукой
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Статистика
кафтан (перс. )и камзол(фр. camisole— кофта)
Камзол (фр. camisole— кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян). Камзол делался из сукна, шёлка, бархата, украшался вышивкой, галуном, пуговицами. В национальном костюме башкир, татар и казахов камзолом называлась мужская и женская безрукавная одежда, кроенная в талию.
Кафтан (перс. خفتان) — мужское платье, различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны.
Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застежками спереди.
Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или стеганною на вате подкладкою.
Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др. Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Кафтан застегивался встык и имел на груди шесть — восемь петлиц. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. Кафтан имел длинные рукава. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.
Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Это длинная, до пола, одежда, с небольшим запахом — левую полу от ворота. Домашний кафтан застегивался на пуговицы.
Становой кафтан — шили по фигуре, «по стану». Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.
Польский кафтан — появился в XVII веке. Верхняя часть кафтана (от пояса) плотно охватывала фигуру, а нижние полы — широкие. Рукава очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти.
Терлик — кафтан, который носили царские охранники (рынды), сокольничьи и другие. Был похож на польский кафтан. Терлик имел спереди особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече.
Чуга — кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза.
По своему покрою кафтаны были становые, с перехватом на талии и недлинными, широкими рукавами, и турские — без воротника, с застежкою на шее и левом боку. Кафтаны шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей.
Суженный и укороченный кафтан назывался кафтанцем.
В сочинении итальянца Ф. Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны (как и конница — С. Л.), и немногие имеют шлемы».
Только война
Никакой политики, пропаганды, национальностей, троллей и прочего барахла.
Камзол – не кафтан и не жилет
Камзол из гвардейского офицерского комплекта Петра.
Комплект из Гардероба Петра: видно, что камзол чуть короче кафтана.
Именно кафтан или по-французски жюстокор с объемной “юбкой” и отворотами рукавов мы чаще всего видим на изображениях эпохи. Камзол же позднее, в ходе эволюции мужского костюма в XVIII в., стал короче, лишился рукавов и превратился в жилет. Но в петровское время камзол напоминал по покрою кафтан, был немного меньшей длины, не имел пышных складок на полах и обшлагов.
Раскрой кафтана Раскрой кафтана (обратите внимание на веер в полах), обшлага к кафтану и камзола (с рукавами, короче кафтана и не такими широкими полами). ГЭ, Гардероб Петра. Вставка «Основателю Петербурга», 2003 г.
По моде эпохи одежду было дозволительно носить таким образом, чтобы из-под кафтана был виден камзол, а из-под камзола — галстук и нательная рубаха. Поэтому, когда позволяла погода, кафтан не застегивался либо застегивался лишь на нижние пуговицы, камзол мог застегиваться не до ворота.
Судя по изобразительным источникам, поясную портупею со шпагой могли надевать «по камзолу» (т.е. под кафтаном) и «по кафтану». Летом солдаты могли ходить лишь в камзоле, без кафтана; на это указывает иконография и письменные источники.
Гренадеры гвардии в распахнутых кафтанах, из-под которых виден камзол.
Уникальное изображение гвардейцев, сражающихся в камзолах без кафтанов.
Фрагмент картины Луи Каравакка «Полтавская баталия», 1718 г.
В 1700-е гг. камзолы поставлялись централизованно вместе с другими мундирными вещами. Когда наступил дефицит качественного заграничного сукна, экономили и на камзолах. Уже в 1707 г. Петр велел шить камзолы из серого и белого русского сукна или из старых кафтанов. Годом позднее эта практика была закреплена в мундирном регламенте — камзолы перестали выдавать, их предполагалось шить в полках из старых кафтанов и епанчей. Гвардии это не касалось – она продолжала носить красные камзолы с рукавами.
Поэтому, если вдруг вы реконструируете русского солдата первой половины XVIII века – носите камзол с рукавами!
Европейских солдат тоже касается – вот ценный аутентичный чертеж французских солдатских вещей 1721 года.
Раскрашенная гравюра из серии «Infanterie et Gardes françaises» 1721 года, художник Jacques-Antoine Delaistre (1690-1765).
Мужской костюм XVIII века
Мужчины из высшего и среднего класса носили кюлоты — короткие штаны-бриджи длиной до колена — традиционно черного цвета, хотя встречались и кюлоты в цвет остального костюма. Как правило, кюлоты не требовали дополнительной отделки и украшений, носились с белыми чулками и черными туфлями.
Чулки, особенно шелковые, были очень дороги, поэтому ношение кюлотов считалось прерогативой обеспеченных людей, а бедняков, носивших обычные длинные штаны, презрительного называли санкюлотами (фр. sans-culottes; букв. «без кюлотов»). Кюлоты застегивались на пуговицы и крепились под коленом подвязками или ремешками.
В первой половине XVIII века на сорочку надевался длиннополый камзол, или весткоут (англ. waistcoat), как правило с длинными рукавами, в тон верхнему платью или контрастирующий с ним по цвету. Камзол был длиной до середины бедра, шился по фигуре и имел узкие рукава, мог иметь декорированные карманы. Украшался вышивкой или набивным рисунком, золотой и серебряной нитью, застегивался на пуговицы по всей длине. К середине XVIII века камзол утрачивает рукава, но сохраняет длину до середины бедра. Во второй половине XVIII века камзол превращается в жилет. В отличие от более поздних моделей, жилеты XVIII века как правило имели стоячий воротничок. Из-под камзола или жилета выпускалось жабо или отделка сорочки.
Постепенно жюстокор приобретает более простой вид — крой сменяется на прямой, без выраженной приталенности и расширения книзу, длина до колен сохраняется. В этом виде жюстокор сохранится как элемент военной формы.
Однако в светском костюме его полностью заменяет аби — узкий однобортный кафтан, короткий спереди, с длинными полами сзади. Аби появился не раньше 1760-х и носился с жилетом или недлинным камзолом без рукавов; собственные рукава аби были относительно узкими, с небольшими обшлагами, длиной до запястья — из-под них полагалось выпустить манжеты сорочки, частично прикрывающие кисть руки. Костюм второй половины XVIII века мог быть любой расцветки: однотонный или пестрый; темных, ярких или пастельных тонов, а также в полоску. Нарядные аби украшались вышивкой, как правило — по борту, вороту, на обшлагах и карманах; аби, являвшиеся частью придворного ансамбля, обильно покрывались золотым шитьем. В таком виде аби остается в моде и после Великой Французской революции, вплоть до первых десятилетий XIX века.
На ноги, как правило, надевались туфли с пряжками. Носились исключительно с чулками и кюлотами. Мужские туфли, как правило, черные; женские были цветными и яркими, как платье. Самые бюджетные пряжки были из латуни или стали, чуть более дорогие — серебро и стразы, пряжки из золота с настоящими драгоценными камнями обычно не носили даже дворяне, за исключением, может быть высшей аристократии по особым случаям.
История быта и искусств
801 пост 5K подписчика
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Спасибо за посты. Но в Европе и Франции жарища же летом, как они терпели?!
Воевать в этом?! Однобортном?! Война у порога, а мы не готовы!
Из ваших (кажется) постов мы выяснили, что женщины не имели нижнего белья и справлять нужду дамам было просто: села по кустик в Версале, задрала юбки, подтёрлась нижними и пошла дальше. А у мужчин как? Под кюлоты что-то надевалось?
всё-таки, как красиво раньше одевались! 😉
но как заморочно.
отличный пост, очень красиво и познавательно!
Судя по всему вещички очень дорогие и позволить такое себе могли немногие.
Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал»
Привет, Пикабу. Здравствуйте, любимые подписчики.
Пост, на который я отвечаю, прекрасен весь целиком, в некотором роде даже образцовый. Тут и «грязная европа» и «грязные балы», в коментах набежали люди, уверенные, что крестьяне жили чище и лучше аристократов.
Итак, сперва наряды. Само одевание занимало часы. Юбки, кринолины, подьюбники, корсеты. Вот эти последние – настоящая экзекуция. Юным девушкам еще ничего, у них фигуры хорошие, а дамы в возрасте уже были упитанны, йогой и диетами никто тогда не увлекался, а ели много, просто черт знает сколько и до глубокой ночи. Никакого зожа. Свои пухлые тела дамы затягивали в корсеты с помощью нескольких человек. «Булки» жутко хрустели. Дамам было плохо, они с трудом могли дышать, но проклятый бал обязывал.
Кстати, у мужчин тоже были корсеты, утягивать животы. Армейская выправка достигалась банальными хитростями. Но дышать тоже было не слишком удобно
Как я говорил, корсеты мужские были, ими пользовались. Это неоспоримый факт, который вывернули в статье наизнанку.
Вот вам, любезные читатели, карикатура того времени. На ней все, как говорит автор: тугой корсет шнуруют вдвоем лакей и камердинер, куафюра, галстук, воротник-отцеубийца. еще обратите внимание на цветные подушки на плечах, бедрах и икрах. Такое тоже было и удивительно, почему автор обошел их вниманием.
Так видели актуальный силуэт в модных журналах
А теперь как все выглядело в жизни. Портрет и реально сохранившийся костюм, который денди наденет поверх. Как видите, карикатура несколько все преувеличивает. Кто бы мог подумать.
Как вы можете обратить внимание, такого гротескного силуэта в жизни не получалось.
И еще пра слов: на джентльмене в комических целях изображен дамский корсет. Ну вроде «затягивается как дама, чертов модник, давай нарисуем его в дамском белье, ахаха»
На самом деле корсеты, которые применяли кавалеристы (не в быту, разумеется) выглядели примерно так:
Китовый ус держит спину, ремни спереди. Но и выглядит недостаточно сенсационно.
аристократы, наконец, втискивались в кареты, при этом за женщинами несли подолы их платьев: кругом была жуткая грязь. Прикиньте, по какой мерзкой жиже с весны до осени ходили и ездили все эти аристократы, цвет нации, лейб-гвардейцы в белых лосинах. Лишь высокие сапоги и выручали. О состоянии женских платьев лучше и не вспоминать, только утереться.
Вот, например, усадьба Кусково. И ступеньки есть, и пандус, и окна бальной залы видно. И мостовой там никогда не было.
На словах то просто жесть. Если не знать, что масляные духи пахнут гораздо слабее современных спиртовых. А приходить на бал в сапогах было неприлично и неудобно. Во-первых, по дресскоду не подходят. Во-вторых, в кавалерийских сапогах неудобно ходить, а уж тем более тянуть носок в танцах.
Слово Денису Давыдову:
И гусары в модном свете,
В вицмундирах, в башмаках,
Вальсируют на паркете!
Мужчин не пускали без белых перчаток. Попробуйте целый вечер провести в лайковых перчатках дома, да вы чокнетесь. Кстати, был случай. Один раздолбай явился на бал, забыв перчатки. Это заметил Николай Первый, тот еще педант и зануда. Но поступил благородно: не выпорол, а отдал свои.
Нет, это было тяжелым испытанием. И если молодые еще могли от души оттягиваться, особенно крепко выпив, то люди в возрасте буквально дурели от вони и грохота. А у них гипертония, диабет, тахикардия.
И именно поэтому благоразумные солидные мужчины и их спутницы в соседней зале играли в карты, фанты или просто общались. Вообще, по хронометражу и количеству вовлеченных непосредственно танцы основной составляющей бала не были. Собирались во многом рад них, но куда дольше мог длиться банкет, на котором присутствовали все.
Уж не говоря о такой мелочи как туалет. Был же ужин в программе. Дамы же ели и пили вино, им было надо иногда выходить. Нет, вы представьте как они во всех этих панталонах-корсетах-кринолинах страдали. Это не выскочить «Ой, я на минутку нос попудрить!». Это церемония очень надолго, в сопровождении прислуги. Дама присаживается, остальные держат ее кринолины.
Что собой представляет камзол, история возникновения
Некоторые популярные раньше предметы одежды были заимствованы в западных странах. Особенно много их появилось во время царствования Петра I. Они вытесняли элементы национального русского костюма у дворян. Одним из таких предметов одежды стал камзол – это вариант куртки, надеваемой под кафтан. За все время своего существования он претерпел много изменений. Но суть осталась — камзол носили на рубаху под кафтан или вместо него.
Что собой представляет
Разновидность мужской одежды, красиво украшенной спереди и выглядывающей из-под кафтана, — это камзол. Он представляет собой приталенный длинный пиджак или жилет. В зависимости от эпохи и национальности, словом «камзол» называли разные варианты одежды:
Тот камзол, который был частью дворянского костюма, шили из сукна, атласа, бархата или шелка, в зависимости от ситуации или времени года. Обычно он был из той же ткани, что и кафтан, составляя комплект. Так как вещь редко носили отдельно, спинку часто делали из холщовой материи. Благодаря этому человек не потел. Иногда на спине была шнуровка, ее затягивали по фигуре, чтобы изделие обтягивало, но не стесняло движений.
Камзол был очень яркой деталью одежды. Так как его передняя часть выглядывала из-под кафтана, ее богато украшали. Использовались такие декоративные элементы:
В национальном костюме башкир и татар камзол украшали мехом, птичьими перьями, бисером, монетками.
Такую вещь могли шить из ткани с набивным рисунком. Иногда она была контрастной по сравнению с кафтаном, к изделию также пришивались красивые накладные карманы. Богато украшенный камзол был предметом праздничной или вечерней одежды. На каждый день его шили из простого сукна.
История создания
Появилась такая одежда изначально во Франции в XVII веке. С французского языка это слово переводится как «кофта». Камзол быстро распространился и к XVIII веку стала незаменимым элементом дворянского костюма во многих европейских странах. В России этот предмет одежды появился благодаря Петру I.
В то время камзол представлял собой приталенный пиджак с длинными рукавами. Сначала они были широкими снизу и подворачивались. Потом стали узкими, чтобы легче было надевать сверху кафтан. Подобный пиджак был длиной до середины бедра или до колен, книзу расширялся. Надевали его под кафтан, при этом передняя часть немного выглядывала, поэтому ее красиво украшали.
Из-за того, что такой камзол носили с другими вещами (под кафтан), он видоизменился. Описываемый предмет одежды стал короче, потерял расширенную нижнюю часть в виде баски. Также исчезли рукава. С конца XVIII века он стал напоминать жилет. Его тоже носили под кафтан и обычно шили из такого же материала.
В XIX веке при Павле I камзол стал менее популярным, так как этот царь запретил все заимствования из европейской моды. Из нарядной дворянской одежды он превратился в жилет, носимый бедными слоями населения. Фасон тоже видоизменялся со временем. Сначала этот предмет гардероба был без воротничка. Из-под него выпускали верхнюю часть рубашки или жабо. Позже он приобрел стоячий воротник. Полочки стали короткими, часто их делали треугольными.
В современной моде
К концу XIX века камзол полностью изменился, а потом вышел из моды. Считается, что он стал предшественником современного жилета. Мужской костюм-тройка, который распространился с начала XX века, повторяет тенденции тех времен, когда носили на рубаху камзол, а сверху кафтан. Только эти предметы одежды превратились в жилет и пиджак.
Жилет, в отличие от камзола, стал более коротким. Он мог быть не только приталенным, но и широким, изделие перестали богато украшать. В моду вошел минимализм и нейтральные темные расцветки.
С начала XX века слово «камзол» больше не употребляется, оно стало историзмом.
Сегодня этот предмет гардероба сохранился в костюме казахов. До сих пор популярна национальная женская одежда, основным элементом которой является камзол. Обычно он ярко-красный или голубой, украшен бисером, вышивкой, золотой нитью.
Многие дизайнеры считают, что современный женский жакет тоже произошел от этого элемента одежды. В удлиненных пиджаках, тренчах и пальто просматриваются его признаки:
С XVII по XX век камзол пережил периоды популярности и забвения, за это время он претерпел много изменений. Сейчас уже не употребляется такое слово, но современные женские жакеты часто похожи на старинный предмет одежды.