Канбан и кайдзен в чем разница
3 метода решения проблем в бизнесе: канбан, кайдзен и scrum
Вся деятельность бизнеса — это череда решения различных проблем. И когда дело доходит до поиска лучшего подхода или идеального инструмента для устранения препятствий, возникают определенные вопросы.
Начнем с трех методов решения проблем, которые уже успели доказать свою эффективность и помогли многим крупным и небольшим компаниям достичь впечатляющих результатов.
Канбан — четкий метод управления производством
В рамках системы канбан реализуется метод управления проектами, в основе которого лежат два простых правила: визуализация рабочего процесса и ограничение объема работы, выполняемой в конкретный момент времени.
Система канбан держится на пяти ключевых понятиях:
В своей книге «Канбан. Альтернативный путь к Agile» Дэвид Андерсон так объясняет принцип работы карточек: «Одна карточка соответствует одному элементу работы. Каждая карточка — это сигнальный механизм. Новый элемент работы может начаться, только если для него доступна карточка. Эта доступная карточка прикрепляется к элементу работы на время его прохода через всю систему. Когда карточек больше не остается, новую работу начинать нельзя. Любая новая работа должна оставаться в очереди, пока карточка не освободится. Когда какое-то количество работы окончено, карточка освобождается и снова запускается в обращение. Теперь можно начинать работу над новым элементом в очереди».
Систему канбан изобрела в середине прошлого века Toyota Corporation. В течение десятилетия производитель искал источник вдохновения вне автомобильной промышленности, желая усовершенствовать бизнес-процессы. И первое, что сделала компания, — обратила внимание на работу супермаркетов в США. Японцы заметили, что с купленной вещи в магазинах обязательно снимали бирку и отправляли ее поставщику. Тот в свою очередь присылал в магазин такой же продукт. Таким образом, сложился определенный принцип поставок: поставляем ровно столько товара, сколько было куплено.
На предприятиях Toyota Corporation карточки помогали каждому рабочему делать запрос на новую деталь, но с расчетом, чтобы она была готова именно к тому моменту, когда действительно понадобится. Такой подход позволял экономить на запасах: новые запчасти не лежали на складе — их брали прямо с конвейера, когда возникала необходимость.
В бизнесе система канбан позволяет достигать сразу несколько целей:
Поскольку в основе системы канбан лежат вполне понятные правила, ее можно применять не только на производстве или в супермаркетах. Практика показывает, что по этой системе успешно работают и современные ИТ-компании, и творческие коллективы. Концепция контроля процессов с помощью карточек легла в основу бесплатного веб-приложения Trello, которым сейчас активно пользуются команды из различных индустрий. К карточкам с задачами можно оставлять комментарии, обозначать сроки выполнения, составлять контрольные списки.
Кайдзен — методика улучшения всех функций в компании
Еще одно детище японцев, хотя и с американскими корнями, — это философия кайдзен. Появилась она в послевоенный период восстановления экономики страны восходящего солнца и потому прочно ассоциируется с «японским чудом».
Кайдзен делит производственную жизнь компании на несколько ключевых составляющих. Так, например, есть «гемба» — место, где создается продукция или предоставляются услуги. Соответственно, процессы, связанные с «гемба», должны непрерывно совершенствоваться. Персонал должен постоянно пересматривать процессы, потому что даже незначительная модификация рассматривается как шаг к прогрессу. Но стимулом к модификации является выявленная проблема. Люди, работающие в компании, причем на всех уровнях (как рядовой персонал, так и топ-менеджмент), также заточены на выявление и обнаружение действий, которые не добавляют ценности.
Вникнуть в суть проблемы помогает метод «Пять почему». Например, если ломается какая-нибудь деталь, задача сотрудников состоит не просто в том, чтобы быстро ее заменить, но и проанализировать ситуацию, выявить причину сбоя на системном уровне.
В основе философии кайдзена лежат пять правил:
В основе кайдзена лежат несколько важных принципов, один из которых — удовлетворение потребности клиентов (нужно выпускать продукцию, соответствующую запросам и вкусам). Отсюда вытекают все остальные постулаты: непрерывные, пусть даже и малые, изменения на всех уровнях компании; открытое признание проблем; стандартизация; управление проектами при помощи межфункциональных команд; предотвращение рецидивов и др.
Метод кайдзен хорош тем, что его можно применять даже с целью повышения личной эффективности, так как он учит человека улучшать каждую отдельную функцию, отсекать лишние действия и обнаруживать корень проблем, мешающих достигать конкретных целей.
Scrum — гибкий подход к управлению проектами
Этот метод, пожалуй, самый молодой из всех представленных. Он был создал в 1986 году и в настоящее время пользуется огромной популярностью в технологических компаниях, особенно в разработке ПО. Первые теоретики scrum (кстати, это тоже были японцы) отмечали два принципа работы, которые объединяют успешные проекты: над ними работают небольшие команды и эти команды комплектуются из специалистов различного профиля.
Scrum в некоторой степени похож на кайдзен: и тот и другой метод говорят о важности предупреждения и реакции на изменения, которые могут замедлить процесс и снизить эффективность. Ключевое понятие в scrum — это спринт — итерация, в ходе которой создается функциональный рост ПО. Согласно стандарту, длительность спринта жестко регламентирована и, как правило, составляет от двух до четырех недель. В данном случае действует конкретный принцип: чем короче спринт, тем гибче процесс разработки. Если релизы выходят чаще, то проще собирать отзывы от потребителя и, следовательно, вовремя выявлять недостатки. Хотя определение длины спринта — это задача каждой отдельной команды: в этом вопросе она отталкивается от специфики работы и требований.
В классическом варианте процесс по методике scrum начинается с дробления задач на приоритеты на определенный период. Если, например, цель состоит в том, чтобы перезапустить домашнюю страницу сайта, то задачу нужно раздробить на следующие части: подготовить изображения, написать контент, провести тестирование и т.д. Вместо одной большой задачи у вас будет много небольших подзадач, причем каждой из них будут присвоены даты выполнения и ответственные.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Японские секреты управления. Система Канбан и система Кайдзен
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:53, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – изучить и раскрыть японские методы управления.
Исследовательские задачи:
1. Вывить отличительные признаки японского управления;
2. Изучить и раскрыть систему Кайдзен;
3. Изучить и специфицировать систему Канбан.
Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл
Японские секреты управления.docx
Впервые философия Кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру.
В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия Кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение [9].
Стратегия Кайдзен направлена на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутную выгоду. Система предусматривает внимательное отношение к процессу и своевременное устранение непродуктивных потерь, неоправданных затрат материалов, времени и усилий.
Действия системы Кайдзен по непрерывному улучшению направлены в основном на устранение проблем, возникающих в процессе производства. Согласно системе, руководитель должен проводить большую часть своего времени не в кабинете, а на производстве, потому что именно там происходит основной процесс и нужно разбираться в его тонкостях, чтобы принимать верные решения.
Существует несколько приемов (методик), использование которых на производстве способно повысить продуктивность деятельности.
Суть данного правила состоит в том, чтобы ежедневно в одно и то же время уделять какому-нибудь занятию одну минуту. С одной стороны, за минуту, казалось бы, не много-то и успеешь, но ведь за шестьдесят секунд вполне можно выполнить гимнастику для глаз, заварить чай, рассортировать документы, выучить новое слово на иностранном языке и еще множество самых разных мелочей. С другой стороны, одна минута – это очень мало и поэтому любой человек может позволить себе такую трату временного ресурса.
Такой ежедневный небольшой шаг придает уверенность в своих силах, дарит ощущение успеха, освобождает от чувства беспомощности. Выполнение «одноминутного» действия делает переход к выполнению того же действия по полчаса незаметным и безболезненным. Темп наращивается постепенно: пять минут, десять и т.д.
При возникновении какой-либо проблемы или неполадки нужно задать вопрос «Почему это произошло?» пять раз. Результаты могут оказаться поразительными. Например, если сломалась какая-либо деталь и из-за этого остановился станок, очевидным ответом на вопрос «Почему остановился станок?» будет «Из-за поломки детали», а решением по устранению – ремонт или замена детали. Но второй и третий ответы на тот же вопрос вполне могут выявить некачественную партию деталей, закупленную по низкой цене, и в итоге привести к пересмотру принципов работы отдела снабжения.
Кайдзен предусматривает соблюдение пяти шагов (правил):
Основные принципы системы Кайдзен
Система «Кайдзен» ориентирована на процесс, а не результат. Соответственно, на это же и должно быть ориентировано мышление сотрудников на всех уровнях производства, а все ошибки, неполадки и сбои в процессе должны немедленно устраняться.
Для эффективного внедрения системы на предприятии, первым шагом должно стать внедрение следующего цикла для работников:
В системе Кайдзен качество является приоритетом. Поэтому для его достижения не должно быть никаких компромиссов, даже если соблюдение принципа качества ведет, например, к невозможности экономии на затратах на производство.
Поскольку система ориентирована на решение проблем, сбор данных и проговаривание существующих неполадок очень важны. Владение всей информацией и данными поможет принять правильное решение.
Кайдзен рассматривает производство как схему: поставщик – потребитель. То есть на каждом этапе производства, пока продукт не будет полностью готов и не поступит в продажу, каждый работник может являться одновременно и поставщиком и потребителем. Например, в процессе выпечки хлеба мельник выступает поставщиком, тестомес, получающий муку – потребителем. Пекарь, который получает тесто, в свою очередь становится потребителем, а тестомес – уже поставщиком. Передавая готовый хлеб реализатору или посреднику, поставщиком становится пекарь и так далее. Поэтому ответственность за качество должна быть у каждого поставщика и потребителя, только так возможно избежать брака.
Система Кайдзен в целом предусматривает постоянное улучшение при помощи только внутренних ресурсов предприятия. При этом система реализуется на всех уровнях, в том числе и на финансовом. Чтобы обеспечить определенную себестоимость продукта и снизить затраты на его производство до желаемого уровня, используют систему «Кайдзен-костинг».
Использование такого подхода в производстве позволяет не только сэкономить, но и повысить окупаемость производства в целом, а также остановить убыточную деятельность.
Японская компания Toyota использует Кайдзен-костинг уже более шестидесяти лет и успешно развивается.
Как это работает? Предположим, на производство одной единицы продукта на предприятии тратится определенная сумма. К запланированному числу ее хотят уменьшить до определенной цифры. Помимо проведения бюджетного анализа (выполнение бюджета, причины отклонения от плана, решения по устранению отклонений) применяется двухуровневая система «Кайдзен-костинг»:
Для организации важны не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам [4].
На японском языке канбан (看板) означает «карточка».
Канбан — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»; система, обеспечивающая организацию непрерывного материального потока при отсутствии запасов: производственные запасы подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу отгружается покупателям.
Сущность системы Канбан состоит в том, что все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Заказ на готовую продукцию подается на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчет требуемого объема незавершенного производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идет запрос на предыдущий этап производства на определенное количество полуфабрикатов. То есть размеры производства на данном участке определяются потребностями следующего производственного участка.
Например, в основе организации производства фирмы «Toyota» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке. Они основаны на прогнозировании покупательского спроса. Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объёмы производства).
Рис.1 Схема применения системы Канбан
Средством передачи информации в системе Канбан являются специальные карточки. Применяют два вида карточек:
Так карточки могут циркулировать не только внутри предприятия, использующего систему Канбан, а также между его филиалами и между сотрудничающими корпорациями.
Стремление к снижению запасов становится еще и методом выявления и решения производственных проблем. Накопленные запасы и завышенные объемы производства позволяют скрывать частые поломки и остановки оборудования, производственный брак. А в условиях минимизации запасов производство может быть остановлено из-за брака на предыдущей стадии технологического процесса. Соответственно, основным требованием системы Канбан, кроме требования «ноль запасов», становится требование «ноль дефектов». Систему Канбан практически невозможно реализовать без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством [6].
Шаги внедрения Канбан:
1. Собрать данные (потребность, применяемость, габариты, вес);
2. Создать базу данных (мастер-таблица);
3. Классифицировать детали;
4. Разработать инструкции (стандарт) действия канбан;
5. Определить подходящую тару;
6. Рассчитать количество канбанов по каждой детали;
7. Определить месторасположение (адрес) детали у
8. Определить месторасположение (адрес) у поставщика. Подготовить;
9. Определить периодичность и время поставок;
Что такое кайдзен и как применять этот метод на практике
Кайдзен — одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства.
Изначально это понятие возникло в Японии и означало постоянное и всестороннее развитие как человека, его общественной и частной жизни, так и трудовых процессов. В сферу бизнеса кайдзен пришел после Второй мировой войны, когда японские компании начали внедрять эту философию с целью повышения эффективности производства.
Основные элементы концепции кайдзен
Основной идеей кайдзен является бережливое производство, то есть устранение процессов, которые ведут к убыткам (перепроизводство, бесполезные механизмы и т.д.), оптимизация работы каждого сотрудника и упор на нужды потребителя.
Концепция кайдзен включает в себя пять основных принципов или 5S:
Кроме того, существует понятие «гемба кайдзен», подразумевающее принятие решения на месте рабочего процесса или возникновения проблем и их регулирование.
Кайдзен в действии
Впервые на практике кайдзен применили ряд японских компаний, в том числе автомобилестроительная фирма Toyota. Опыт оказался позитивным, и концепция разлетелась по всему миру. Немецкая компания Siemens также внедрила кайдзен в производство. Сегодня японская философия применяется во многих зарубежных предприятиях. Существует даже институт по изучению кайдзен.
В России эта концепция не слишком распространена, но некоторые отечественные компании тоже уже внедрили ее в производство — это, к примеру, «Лукойл», «Алроса», ГАЗ, «Балтика», КАМАЗ, «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз».
Станислав Парфенов, директор по сервисной поддержке, аутсорсинговым решениям и ИТ Konica Minolta Business Solutions Russia:
«Основная концепция философии кайдзен — непрерывное совершенствование, которое может быть достигнуто через рост удовлетворенности потребителей: именно на это направлены все продвигаемые ценности и принципы. Однако концепция ориентирована не только на конечный результат, но и на каждый из внутренних процессов.
Именно эта цель и легла в основу внедрения кайдзен в Konica Minolta: мы нацелены на потребителя, но при этом уделяем большое внимание работе сотрудников — и через совершенствование процессов приходим к улучшению результата.
Например, согласно кайдзену, каждый сотрудник должен осознавать важность своего труда, понимать возможности обучения и принципы поощрений. Мы мотивируем персонал предлагать свои идеи — они приводят к росту эффективности и снижают как временные, так и финансовые затраты. Такие предложения достойно вознаграждаются.
При этом мы стремимся соблюдать баланс между западным и восточным подходом к методологии. Например, на наш взгляд, при реализации важнее использовать лидерство в противовес формализму — когда руководитель доказывает свое положение не номинальной властью и «табличкой на двери», а знаниями и личным примером принимаемых решений.
Ориентация на потребителей, важность персонала и ключевая роль лидера, а также нацеленность в целом как на результат, так и на процесс, совместно помогают развивать инновации. Кайдзен, кстати, подходит не только для совершенствования процессов на производственных предприятиях, но может ложиться и в основу различных гибких методологий разработки. Например, практики японских предприятий, в частности принципы кайдзен, могли быть положены в основу методологии Scrum в направлении циклов PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование, действие, проверка, корректировка). Суть подхода заключается в постоянном анализе процессов для снижения количества ошибок.
Как решили применять кайдзен в России? Возможно ли оптимизировать производственные процессы с помощью этой методологии здесь и почему?
Россия находится на стыке Востока и Запада, и поэтому исторически наша страна перенимает наиболее удачные практики с обеих сторон, объединяя и адаптируя их.
Например, восточный менеджмент больше ориентируется на процесс, а западный — на результат. На практике достижение последнего происходит через совершенствование первого.
Или еще один пример: на Востоке принято постепенное развитие, на Западе же чаще всего приветствуется, когда результат достигается по итогам скачкообразного совершенствования. Однако на деле постоянные маленькие шаги могут привести к стремительному росту. И даже после стремительного роста бизнес может вернуться на плато развития.
Также существуют и разные подходы к коллективу: на Востоке акцент сделан на взаимопомощи, тогда как на Западе на первый план выходят индивидуализм и развитие через конкуренцию. И снова на практике лучшим решением становится сочетание наиболее удачных идей: концепта совместной слаженной работы и взаимной поддержки со здоровым желанием совершенствования отдельно взятой личности.
Кайдзен может стать более популярным в России, так как в его основе лежит бережное использование ресурсов, а это всегда было очень актуально для нашей страны.
Сегодня в условиях необходимости восстановления экономики актуальность концепции возросла. Именно рациональное использование ресурсов и правильная мотивация персонала поможет российским компаниям оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе — даже в самых непростых условиях.
При этом бережное отношение к ресурсам — это не только локальная, но и глобальная тенденция: рациональное потребление сегодня приветствуется во всем мире. И речь здесь идет не только о внешних, но и о внутренних ресурсах самого человека».
Что почитать по теме кайдзен
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Kanban/Agile/Scrum/Lean — гибкие методологии разработки
Современная разработка – это командная и кросс-функциональная деятельность высокой сложности. Для корректного и эффективного взаимодействия всех участников процесса используется та или иная модель, различные инструменты и методологии разработки. В этой статье я попробую структурировать всю информацию о моделях и методах, применяемых в разработке.
Методология нужна, чтобы работа была структурирована, чтобы все участники команды понимали, что сейчас происходит в компании, над какими задачами кто работает. Методологии разработки, гибкие и жесткие, принято ассоциировать с разработкой программного обеспечения. Однако в последние годы, в связи с распространением продуктового подхода в бизнесе, я буду рассматривать методологии именно в разрезе разработки продукта.
Что же такое продукт и продуктовый подход? Продукт – это не товар и не услуга в общем смысле. Продукт – это то, за что готовы платить ваши клиенты. Так, продукт компании BMW, это не средство передвижения, это драйв, удовольствие за рулем, статус и безопасность. Соответственно, продуктовый подход – это процесс создания ценности для удовлетворения потребности клиента. Создание продукта — это ключевой этап любого бизнеса. В особенности этот этап важен для бизнеса, связанного с производством высокотехнологичных и инновационных товаров.
Разработка любого продукт имеет свой жизненный цикл, который можно свести к следующим этапам:
Отсюда определим Модель разработки продукта, как описание того, какие стадии жизненного цикла проходит продукт и что происходит на каждой из них. А Методология разработки — это набор методов по управлению разработкой. Т.е. те правила, техники и принципы, которые позволяют делать разработку максимально эффективной.
Но начать хочется еще немного раньше: с философии разработки. Ведь именно от нее сформировались все модели и методологии. Каждый, кто задействован в разработке продукта, наверняка не раз слышал о методе Kanban или принципах Lean бережливого производства.
Но не все знают, что получили развитие эти методы с Пути Тойоты — Dao Toyota.
Тойота как компания, занимающаяся производством автомобилей, образовалась в 1933 году как отдельное подразделение фирмы Toyoda Automatic Loom, которая ранее выпускала станки для текстильной промышленности. До Второй мировой войны компания процветала, но после — Японию оказалась на проигравшей стороне. В следствии оккупации и инфляции компания Тойота была на грани банкротства. Для того, чтобы выйти из кризиса, владелец и основатель компании Киичиро Тойода был вынужден максимально сокращать расходы. Он вводит политику жесткой экономии, которая закладывает фундамент основного принципа компании – «производства с нулевым запасом». Так появилась философия бережливого производства Тойота. Сподвижником и последователем Киичиро Тойода стал Тайити Оно, который в 1954 году занял пост директора компании. Но уже с середины 50-х годов он начал выстраивать особую систему организации производства, названную производственной системой Toyota или Toyota Production System (TPS).
Тайити Оно сформировал 14 основных принципов управления компанией и сгруппировал их в четыре категории:
Принципы ведения бизнеса на Toyota:
TPS — следующая ступень в развитии эффективного бизнеса после системы массового производства, которую изобрел Генри Форд. За пределами Toyota, TPS часто называют бережливым производством — lean production (этот термин введен Джоном Крафчиком в 1988 году для обозначения методов организации производства, принятых в Toyota).
Т.е. философию Dao Toyota смело можно назвать прародителем как продуктового подхода, так и современных методологий разработки продукта.
Книгу по принципам ведения бизнеса Toyota можно прочесть по ссылке: https://vl.ucoz.org/_ld/0/44_dao_toyota.pdf.
Помимо принципов ведения бизнеса, в Toyota сформировали основные виды потерь. К потерям относится все, что не создает ценности для продукта:
Для максимальной эффективности выстраивания рабочего процесса и устранения потерь в Toyota используется метод Kanban и Lean бережливое производство. Сначала подробнее рассмотрим Lean.
Производственная система Toyota TPS представляет собой уникальный подход к производству. Именно она породила движение за бережливое производство, которое (вместе с концепцией шести сигм) стало одной из доминирующих тенденций в разработке. Однако есть мнение, что несмотря на схожесть TPS и Lean, первое – это путь конкретной компании, а Lean production – набор методов и инструментов, которые базируются на философии Toyota, но могут быть реализованы на других производствах.
Сам термин «Бережливое производство» был введен Джоном Крафчиком в 1988 г. в рамках его работы в Международной автомобильной программе Массачусетского технологического институту. Исследования Крафчика в области бережливого производство были использованы Деймсом Вомеком и Дэниелем Джонсом в книге «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании». Именно они определили этот термин в 1998 году. Бережливое производство, согласно Джеймсу П. Вомек и Дэниелу Т. Джонсу включает пять этапов:
Таким образом, Lean — это не методология, так как в ней нет набора готовых инструментов. Это часть философии эффективной разработки, которая вышла из философии Toyota и впоследствии стала частью философии Agile. Lean бережливое производство призвано бороться со всеми видами потерь. В основе данной философии лежат принцип вытягивания и принцип «точно в срок» (Just in Time).
Принцип вытягивания производства предполагает производство продукта только на основании требований заказчика в строго необходимом количестве. Часто для инициации процесса производства служит карточка Kanban.
Принцип «точно в срок» (Just in time) предполагает, что система планирования и организации работы компании построена так, что все необходимые элементы поступают в производственный процесс в нужный момент и в необходимом количестве. Также этот принцип предполагает бездефектное производство, так как брак может сломать всю четкую систему планирования.
К Lean бережливому производству можно отнести следующие методы организации труда и разработки:
На производстве это может быть специальное соединение деталей с пазами, которые невозможно установить как-то иначе, чем требуется. В программном обеспечении можно установить «маску» на поле, чтобы невозможно было ввести данные в формате, который может вызвать ошибку программы.
Данный метод уникален для разных отраслей. Для примера можно привести конвейер по сборке правых зеркал заднего вида, который можно оперативно переналадить на сборку левых зеркал заднего вида.
Слово Kanban имеет японское происхождение и переводится как «рекламный щит, вывеска».
Сегодня это одна из наиболее популярных методов разработки программного обеспечения. Команда ведёт работу с помощью доски, на которой обозначены этапы проекта. По доске в зависимости от стадии решения задачи, передвигаются карточки, обозначающие эти задачи. Каждый участник команды видит, какие задачи стоят в очереди, какие находятся в работе, а какие выполнены. Kanban удобно использовать не только в работе, но и в личных целях — распределять собственные планы или задачи семьи на выходные, наглядно отслеживать прогресс.
Kanban – метод управления разработкой, при котором задачи распределяются равномерно между всеми участниками команды разработки, реализует принцип «точно в срок», и ограничивается одновременное максимальное количество выполняемых задач.
Простой пример реализации доски Kanban представлен ниже. В общем случае каждый столбик является отдельным этапом жизненного цикла разработки.
Из этих принципов можно сформулировать и ограничения метода:
Параллельно с внедрением различных методологий в производстве, развивается процесс разработки программного обеспечения. Предпосылки для внедрения принципов проект-менеджмента в процесс разработки ПО зародились в конце 60х — начале 70-х годов 20 века в связи с резким увеличением производительности ЭВМ при значительном снижении его стоимости. Именно в этот период программирование из простого кодирования становится инженерной дисциплиной и обрастает дополнительными видами деятельности, такими как разработка требований, создание документации, планирование, тестирование, проектный менеджмент и т.п. Появляются различные методы и практики, а из них стандарты и методологии.
Формируется жизненный цикл разработки ПО, который в общем виде можно представить так:
Методология разработки может быть жесткой (или традиционной), например, по каскадной модели, или гибкой.
Каскадная модель (waterfall) была представлена доктором У. Ройсом ещё в 1970 году. В его основе лежит логическая последовательность шагов, которые должна быть предприняты на протяжении жизненного цикла разработки ПО. Каждый этап согласовывается компетентными сотрудниками, документируется и передаётся дальше. Вся работа идет последовательно от этапа к этапу. Пока предыдущий этап полностью не завершен, следующий запрещено начинать. Подходит для консервативных бюрократических структур. Каскадная модель — это пример жесткой методологии разработки.
Основные идеи Agile:
Сам по себе Agile не является полноценным методом управления проектами, это философия управления разработкой, аналогично тому, как TPS – философия управления производством. Lean, Kanban и другие методы управления проектами, основанные на идеях TPS, адаптированы под разработку ПО с помощью Agile. Если попытаться представить схему взаимодействия этих понятий, то получится сложная структура связанных друг с другом принципов, философий и методологий (под XP можно подразумевать другие инструменты гибкой методологии разработки):
Основное преимущество Agile заключается в его гибкости. Этот подход можно любым способом менять под себя. Вот почему так много других систем управления проектами основываются именно на нём.
Agile, помимо Kanban и Lean, включает в себя такие практики, подходы и методологии, которые помогают создавать продукт более эффективно, например:
Но из гибкости вытекает и сложность. В гибкой методологии разработки нет единого процесса, который гарантировал бы последовательное продвижение проекта к завершению, ввиду чего становится проще сбиться с курса. Именно поэтому часто в разработке используется Scrum, как самый структурированный фреймворк, основанный на принципах Agile.
Если Agile – это принципы и философия, то Scrum – это набор конкретных правил и регламентов, которые говорят о том, как именно организовывать работу. Довольно часто можно встретить Scrum в сочетании со словом фреймворк, а не словом методология. Фреймворк — это более сформированная методология со строгими правилами.
Scrum появился в 1986 году как способ «наладить взаимодействие нескольких команд, работающих ради единой цели», согласно его изобретателям Икуджиро Нонаке и Такеучи Хиротаке, Scrum сочетает в себе идеи традиционного проектного управления и Agile, являясь одновременно структурированным и гибким способом управления проектами.
Итак, в Scrum все роли и процессы чётко прописаны. Основные категории Scrum – это команда, события, артефакты и метрики.
Набор принципов, процесс разработки происходит в жесткие регламентированные отрезки. В конце каждого спринта должен быть работающий продукт с новым функционалом. Здесь используется итеративный инкрементальный подход. Особенность Scrum является возможность корректировать предыдущие этапы. Scrum разработку можно представить следующим процессом:
Scrum подходит для проектов, где важно быстро предоставлять результаты работы и иметь возможность отреагировать на изменения в процессе разработки. А ещё благодаря многообразию совещаний и способов делегировать задачи эту систему удобно применять, когда некоторые члены команды не знакомы с контекстом продукта.
Среди преимуществ Scrum можно выделить:
К недостаткам Scrum относятся:
Итак, в этой статье я попыталась структурировать и описать развитие во времени различных методологий разработки.
У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы, свои ограничения и сферы применения. Чем именно пользоваться, будет зависеть от вашего конкретного продукта.
В завершение хочется обратить внимание, что для успешного применения гибких методологий в разработке, требуется сильная корпоративная культура и осознанная команда. Т.е., как и в системе TPS, на первое место выходит человек. Об этом не стоит забывать, внедряя современные технологичные ИТ решения в свой бизнес.
От названия статьи уже немного кровавые слёзки, страшно читать дальше
Андрей, т.к. статья теоретическая, то мне было интересно разобраться что из чего следует и почему. Сейчас со всех сторон тренеры по Agile советуют, как лучше запустить у себя гибкие методологии, а потом внедрить Kanban и «может быть вам нужен Scrum мастер?». Поэтому название символизирует для меня именно сборную солянку терминов, в которых среди моих знакомых досконально никто не разбирается. Статья была моей попыткой разобраться. Прочитала 10ки статей до того, как ее написать. Но если вы посоветуете что-то, где будет более структурировано все расставлено по полочкам, буду признательно
Русскоязычный ресурс по Канбан методу:
https://kanbanguide.ru/
Конечно, галопом по европам, но коротко и структурировано. А уж кому интересно стало, могут добраться и до первоисточников.
Не знал про Тойоту, очень позновательно!
Да, за Тойоту отдельное спасибо!
Я так из статьи и не понял, каки образом реализуется принцип «точно в срок» используя Канбан в ИТ, автор может пояснить по подробнее?
Павел, к доске должен быть график выполнения задач или срок выполнения конкретной задачи. Доска помогает визуализировать процесс и следить на каждом этапе за задачей, чтобы ничего не потерялось и шло в рамках графика. Осознанность и профессионализм команды в любом случае во главе угла, какие бы инструменты мы не применяли.
Очень размытый ответ.
Но, все же, я бы очень хотел узнать из статьи описанный принцип «точно в срок»
как он реализуется.
За счет чего?
Почему это принцип «точно в срок»?
А не принцип «когда вы мне все это сделаете»?
В чем разница?
Карина! Спасибо! Подписался по колокольчику)
Очень грустная статья. Правда. Надергано из разных источников и, судя по формулировкам, не самых надежных.
Например, в скрам-артефактах собрано все подряд, чего и нет в скрам-гайде: definition of ready, planning poker даже не упоминаются в гайде.
Скрам не появился в 1986. В 1986 вышла статья The New New Development game, где упоминается термин Scrum из регби. Только в 1993-1995 годах оформились первые идеи с виде фреймворка.
Было бы здорово услышать от автора пояснения про описанные в статье особенности Канбан метода. Особенно про ограничения.
Для обработки «горящей» задачи не обязательно возвращать уже взятые задачи в бэклог. Какнбан метод рассматривает «движение задач по доске» как отражение накопления знаний по ним. «Обычные» задачи можно оставить на паузе, пока «срочная» едет по процессу, обгоняя их все.
Мы у себя применяем классы обслуживания. Например, они задаются SLA на сервисы, например на уровень критичности ошибок.
В таком случае критические ошибки с приоритетным SLA, берутся в работу без очереди. Чтобы это стало возможным с небольшим влиянием на «обычные» задачи, резервируется определенный % от ресурсов команды, который не используется под планирование «обычных» задач. Если «критических» ошибок не случилось за какой-то период, «обычные» задачи можно сделать быстрее.
И это только по одному ограничению. А что с остальными? Вы их тоже не рассматривали?
«Сложно отслеживать качество выполнения задачи и эффективность отдельного сотрудника.»
Почему? В чем вы видите сложности? Почему их нет в сравниваемом Scrum (раз они не указаны в минусах)?
«Сложно совместить кросс-функциональные команды на одной доске.» — в чем вы видите проблему сложности?
«Не предназначен для долгосрочного планирования.» — почему вы так решили?