Кандидатский хор что это
Программа кандидатского хора хоровой студии «Теллерво»
Предмет изучения программы – хоровая музыка; она является основой в постановке певческого дыхания, звука. Репертуар хора составляют произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, обработки народных песен, музыка современных композиторов. Особое внимание уделяется музыке карельских композиторов, обработке карельских, русских и финских народных песен.
Кандидатский хор развивается на самостоятельном репертуаре, но, тем не менее, разучивает и исполняет ряд произведений вместе со старшим хором. Большое место в жизни кандидатского хора отводится концертной деятельности.
Организация занятий кандидатского хора (младший школьный возраст) ориентирована на развитие мотивации учебной деятельности и творческих способностей. Пение в хоре – совместное, коллективное музыкальное творчество.
Педагоги
Бердино Наталья Валерьевна,
Белковская Ирина Владимировна,
Бобко Марина Дмитриевна
Полещук Надежда Александровна, концертмейстер
Тумакова Юлия Геннадьевна, концертмейстер
Содержание программы
Цели программы
Развитие и воспитание личности младшего школьника средствами вокально-хорового искусства.
Результат программы
Выпускники программы подготовлены к переходу в старший концертный хор, владеют необходимыми для совместного исполнения музыки знаниями (строение музыкального произведения, его звуковысотные, регистровые, темповые и ритмические особенности) и навыками вокализации, осмысленного хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения.
Происходит развитие творческих, музыкальных способностей, творческого мышления, эстетического вкуса ребенка.
Разножанровый музыкальный репертуар позволяет не только сформировать у детей необходимые вокально-хоровые навыки, чувство музыкального стиля, но и создать условия для их индивидуального развития: естественного детского голоса, творческих способностей, сформировать мотивацию учебной деятельности (занятия музыкально-хоровым искусством); развитию общей и музыкальной культуры ребенка
В результате реализации программы каждый хорист приобретает личный опыт сценического выступления и участия в творческих делах студии.
Особенности обучения
Особенности устройства школы «Весна»
По учебному плану «Весна» – обычная музыкальная школа с одним отделением (хоровым). Дети здесь учатся тоже самые обыкновенные. Все поют в хоре, играют на фортепиано, изучают сольфеджио и музыкальную литературу. Но все, кто хоть чуть-чуть знаком с «Весной», кто хоть раз побывал на её концертах, занятиях или просто на несколько минут зашёл в школу, все в один голос говорят о её необычности.
Главная задача школы – воспитание с первого дня пребывания ребенка в школе любви к музыке, трепетного отношения к ней, потребности трудиться во имя неё. Большую роль играет атмосфера в школе, позволяющая детям воспринимать её как свой дом, где трудиться радостно. Здесь ребята не делятся на более или менее способных, что неминуемо происходит в любой музыкальной школе. Просто те, у кого не возникло желание учиться дальше, уходят сами. Для остальных занятия в «Весне» становятся любимым делом. Делом жизни.
Среди изучаемых предметов ни один не называется «специальностью» (это слово просто не употребляется). Каждая учебная дисциплина, каждое мероприятие учебного и воспитательного процесса в школе считаются одинаково важным. А хор – не просто предмет, это основа всего музыкального воспитания и место духовного обогащения и душевного общения. Нужно раскрепостить детей, высвободить их энергию творчества, создать условия для того, чтобы каждый почувствовал или захотел почувствовать себя индивидуальностью, личностью. Никакого противоречия здесь нет. Из безликих певцов получится безликий хор.
Структура Младших хоров:
Всего в нашей школе восемь хоров. Кроме Старшего хора, в школе существует семь младших хоров, где ребята распределяются по возрасту:
Дошкольный хор Д1 «Капельки» – 5 лет;
Дошкольный хор Д2 «Ручеёк» – 6-7 лет;
Младший хор «Первоцвет» – 7 лет;
Средний хор «Жаворонок» – 8–9 лет;
Большинство руководителей младших хоров – выпускники «Весны», имеющие высшее консерваторское образование. Это обеспечивает профессионализм в работе с детьми, взаимосвязь хоров и преемственность традиций. Хормейстер руководит одним хором, ведя своих детей несколько лет, переходя вместе с ними с одной ступеньки на другую. Помощником во всей учебной и воспитательной работе является концертмейстер хора.
В занятиях с малышами на первых этапах самое большое внимание уделяется унисону и точности интонации. Причем, не только точности звуковысотного интонирования мелодии, но и окраске звука, его качеству. К пению многоголосия переходят только тогда, когда в хоре выработался хороший унисон и появились успехи в осознанном слышании самостоятельной фортепианной партии, других музыкальных инструментов, в умении различать различные ритмы, тембры, штрихи и их сочетания, в нахождении нижнего голоса в упражнениях и попевках. Сознательная и кропотливая работа над вышеперечисленным приводит к тому, что уже кандидатский хор, т. е. ребята 2–3 классов, разделены на хоровые партии, а основа репертуара – двух- и трехголосные произведения.
С самых первых занятий дети привыкают не просто петь, а творить музыку. Здесь привлекаются всевозможные средства: от увлекательных рассказов и слушания пластинок до сценического обыгрывания песен и проведения различных вечеров. При таком подходе особое значение получает проблема репертуара. С самого маленького возраста ребенка руководитель хора, оберегая ребят от плохой музыки, ориентируется на лучшие ее образцы, на классику, выбирает произведения только с хорошими текстами.
Ставя перед собой цель осознанного пения, вдумчивой работы на хоре каждого ребенка, с первых шагов внимание уделяется пению по нотам: дошкольники с помощью различных пособий (фланелеграфа, «лесенки», ручного нотоносца) пытаются петь сольфеджио несложные песни и попевки; в Младшем хоре у всех появляются хоровые партии, правда, пока только для условной ориентации; в Кандидатском хоре пение по нотам становится естественной частью хоровой работы.
Здесь же воспитывается святое отношение к нотам: их берегут, подклеивают, переплетают, оформляют. Кандидатским хором собрана уникальная библиотека лучших хоровых произведений, написанных для младшего и среднего возраста.
Большое значение в становлении хора, как коллектива, играют концерты и праздники. В конце первой четверти все хоры собираются вместе на традиционный праздник «Осенние веснушки». Здесь ребята знакомятся друг с другом, показывают, чему они смогли научиться за два месяца работы. Самых маленьких поздравляют с их первым концертом. Перед Новым годом каждый коллектив придумывает что-то для себя. Это может быть концерт для родителей, постановка музыкальной сказки или целый музыкальный вечер с пением, стихами, музыкой, подарками, чаепитием. Третья учебная четверть обычно бывает очень насыщена музыкальными событиями. Самые маленькие готовятся к концерту для мам и бабушек, а ребята постарше ведут концертную деятельность за пределами школы.
В конце учебного года Младший, Средний, Кандидатский и Старший хоры участвуют в Отчётном концерте, который уже много лет проходит в одном из лучших концертных залов Москвы: в Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского.
Структура Старшего хора:
Старший хор состоит из четырех партий, каждая возглавляется, вернее, руководится старостой, один из которых старший – секретарь совета старостата. Старостат – первый помощник руководителя по вопросам учебным и творческим. Староста руководит шефством старших над новенькими, контролирует работоспособность партии на занятиях, принимая необходимые меры, чтобы каждый певец знал партию и умел её исполнять. Он определяет, кто из хористов готов к концерту, на кого можно рассчитывать и на кого пока нельзя. Преподаватели часто советуются со старостами партий и учитывают их замечания и наблюдения при определении наиболее трудных мест в произведениях для отдельной работы над ними.
Весь хор разбит на звенья, в каждом из которых 15–18 человек. В звене есть и младшие, и старшие, и сопрано, и альты. Формируются звенья в процессе роста хора и вырастания из него выпускников, место которых занимают молодые. Звено – организационная и воспитательная ячейка хора. Его возглавляет звеньевой – человек организованный, принципиальный, заслуженный, патриот своего хора, своего звена. Здесь все равны и всегда вместе. Совет звеньевых, руководимый секретарем, решает многочисленные вопросы, связанные с течением жизни коллектива и ролью в этой жизни каждого члена звена. Согласно Уставу хора, Совет звеньевых – первый помощник руководителя по организационным вопросам.
Совет хора выбирается на один год общим собранием хора, проходящим во время летних хоровых сборах. Конечно, в Совет хора выбираются ребята на конкретную работу и потому их «профессиональные» наклонности и возможности имеют значение при выборах. Но всё же главным критерием в хоре при выборах в Совет хора остается способность ребят быть его душой, заботиться о хоре, стремление отдать все силы его членам, чтобы им было радостно трудиться, чтобы хор хорошо пел, чтобы своевременно готовилась смена руководителей секторов, чтобы никогда ни взрослым, ни детям не было стыдно за своё поведение и воспитание, чтобы хор «Весна» оставался Музыкальной республикой, как назвала его однажды газета «Московский комсомолец».
Летние хоровые сборы:
Учебный год в школе начинается не с 1 сентября, а с летних хоровых сборов. Первые такие сборы были организованы в 1967 году (после первого года существования нашей тогда ещё хоровой студии) в селе Громово Ленинградской области и с тех пор проводятся каждый год, являясь важнейшим этапом в жизни хора и каждого хориста. В разные годы хоровые сборы проводились в Херсонской, Таллиннской, Кировской, Челябинской, Иркутской областях, в городах Вильнюсе, Клайпеде, Таллинне, а также в Болгарии, Латвии и Словакии.
К летним хоровым сборам в школе готовятся заранее. Уже в конце учебного года проходят заседания Совета хора, где вырабатывается программа жизни на сборах, распределяются по звеньям новенькие, к ним тщательно подбираются кандидатуры шефов. К этой работе все относятся очень серьёзно, так как одной из главных задач хоровых сборов является перевод, введение новеньких ребят в Старший хор. Именно на хоровых сборах они обучаются и воспитываются, проверяется их заинтересованность, трудолюбие, творческие способности, человеческие качества. Именно там и решается окончательно вопрос: принимается ли в Старший хор этот кандидат или нет.
Работа и жизнь ребят на летних хоровых сборах насыщена, интенсивна, интересна, многопланова. Время заполнено до предела в самом прямом смысле. Два раза в день хоровые занятия, четырехразовое питание, двухчасовой дневной сон, купание в бассейне, экскурсии, прогулки на природе, тематические вечера, посвященные Пушкину, Лермонтову, Глинке, Шуберту, Шуману, Рахманинову, Брамсу, вечер романса, вечер поэзии, вечер бального танца, постановка спектаклей или сцен из них. Полностью были подготовлены и поставлены, например, «Ромео и Джульетта» (сценой и зрительным залом были древние постройки одного из таллиннских монастырей), «Ревизор», «Маленький принц», «Снегурочка», «Снежная королева», «Любовь к трем апельсинам», «Золушка».
Шефство старших над младшими:
Новенький – это ребенок 9–10 лет, которому пора переходить из Кандидатского хора в Старший, где он должен выучить огромный репертуар хора, научиться читать сложнейшие партитуры, почувствовать и разобраться во внутренней жизни хора, стать полноправным его членом, поэтому к каждому новенькому прикрепляется шеф по звену (т.е. тот, кто будет учить его жизни в звене, в хоре) и шеф по партии (тот, кто поможет выучить текущий репертуар, будет учить искусству коллективного музицирования, искусству хорового пения). Часто один человек может одновременно быть шефом и по звену, и по партии.
Шефство – почётная, но очень трудная и ответственная работа. На неё выбираются самые уважаемые и преданные хору ребята. Шефу по партии нужно иметь хороший слух, он должен петь чисто и выразительно, быть музыкально грамотным и с педагогическими наклонностями. Под его руководством подшефный не только разучивает свою хоровую партию, но учится прочувствовать роль ее в общей партитуре сочинения, осознавать и осваивать такие приемы хорового пения, как штрихи, нюансы, цепное дыхание. Новое осознание понятия не просто «красивый» звук, но именно тот, который соответствует исполняемому сочинению. По-новому воспринимаются теперь нашим «новеньким» такие музыкальные понятия, как форма произведения или его частей, размер, тональность, темп, характер. Желательно уметь спеть свою партию с дирижированием. Когда партия выучена, шеф направляется со своим подопечным к принимающему партии.
Принимающие у новеньких хоровые партии назначаются руководителями хора. Это наиболее достойные старшие хористы, хорошо разбирающиеся в изучаемых в этот период сочинениях, способные достаточно профессионально и педагогично обратить внимание сдающего на недочёты, дать рекомендации или просто позаниматься на месте для исправления небольших ошибок. Мы очень надеемся на наших шефов и принимающих партии, наших неоценимых и незаменимых помощников. Конечно, взрослые тоже принимают партии у «новеньких» (на равных!)
Вот так и учимся, так и живём. Серьёзную педагогическую работу проводят сами дети. Понимая, чувствуя большую ответственность за свое дело, они выполняют его самоотверженно и с удовольствием. У всех получается по-разному и здесь необходима помощь взрослых. Мы стараемся бережно и тактично, но не очень навязчиво контролировать и направлять эту работу. На первых этапах деятельности шефов (в основном, на летних хоровых сборах) часто проводятся собрания шефов и подшефных, где те и другие делятся своими успехами или неудачами.
Забота старших ребят о маленьких продолжается в течение всего учебного года, пока Старостат и Совет звеньевых не примут решение об освобождении от шефства того, кто больше не нуждается в помощи и может дальше жить и работать в хоре самостоятельно. Очень приятно наблюдать, как часто бывшие шефы и подшефные сохраняют дружбу на долгие годы и даже после ухода из хора.
Кандидатский хор что это
Уважаемые родители! 09 ноября у нас состоится традиционная поездка в Кондопогу для участия в творческой встречи кандидатского хора «Теллерво» и хора «Алые паруса» г. Кондопога.
Отъезд в 12.30. Начало концерта в 15:00 в зале филиала Карельской филармонии (бывший Дворец искусств ОАО «Кондопога») ул. Бумажников, 1. Концерт для зрителей платный, билеты можно будет купить в кассе перед концертом. После концерта запланирован ужин, после чего отъезд домой. Прибытие в Петрозаводск приблизительно в 19.00.
Как всегда заказываем автобус. Есть желающие поехать на своем автомобиле. Мне нужно знать, какое количество мест будет занято в автобусе и какое поедет своим ходом? Сколько ужинов заказывать?
Стоимость автобуса рассчитывается по количеству занятых мест. Стоимость ужина уточняется.
Ниже оставляю список. Записываемся кто на чем едет, сколько ужинов. Те кто едет на машинах, напишите заказывать на вас ужин (количество)? Если нет, то написать без ужина.
1. Бердино Наталья Валерьевна + ужин
2. Бобко Марина Дмитриевна + ужин
3. Тумакова Юлия Геннадьевна + ужин
4. Морозова Полина + ужин
5. Малегина Диана + ужин
6. Лаврова Елизавета + ужин
7. Лаврова Элла Валерьевна + ужин
8. Лаконен Ольга + ужин
9. Курбатова Анастасия + ужин
10. Курбатова бабушка без ужина
11. Тумакова Мария + ужин
12. Крышень Ирина + ужин
13. Крышень Полина Викторовна + ужин
14. Пилия Елизавета + ужин
15. Пилия Татьяна Владимировна + ужин
16. Баранова Ульяна +ужин
17. Жарова Ярослава +ужин
18. Койбина Кира +ужин
19. Койбина бабушка +ужин
20. Смоленникова Женя +ужин
21. Смоленникова Аля +ужин
22. Емец Ирина Анатольевна +ужин
23. Манжос София +ужин
24. Манжос Олеся Владимировна без ужина
25. Иванова Диана +ужин
26. Лыхняк Ангелина + ужин
27. Плехова Мария + ужин
28. Пленкина Нина Андреевна + ужин
29. Балашова Ирина + ужин
30. Балашова папа
31. Новожилова Софья + 2 ужина
32. Соломатова Анастасия + ужина.
Машина:
1. Радкевич Диана без ужина
2. Щупачко Юлия без ужина
3. Воронкина Елизавета + ужин
4. Демченко Дарья + ужин
5. Кононенко Ульяна без ужина
6. Глазычева Виктория без ужина
7. Кулдашева Анна без ужина
8. Беденина Ангелина без ужина
9. Корнева Ясна-Мария без ужина
10. Золина Эвелина без ужина
11. Сергеева Полина без ужина
12. Березина Аня без ужина
13. Кошелева Василиса без ужина
14. Ашурова Елизавета без ужина.
15. Юнтунен Анна без ужина.
16. Стафеева Дарина без ужина.
О: КАНДИДАТСКИЙ ХОР :О
Ольга Емельянова запись закреплена
Ольга Емельянова запись закреплена
Николай Федоренко запись закреплена
Вы обладаете музыкальным талантом и хотите заявить об этом миру?
Продюсерский центр «БЭСТ»
Зажжет Вашу Звезду на небосклоне шоу-бизнеса!
Если вы:
Показать полностью.
• умеете петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах;
• пишете стихотворения, музыку;
• обладаете собственным стилем,создаете свой творческий материал;
• имеете творческие амбиции,тогда мы ждем Вас, на наших международных конкурсах.
Основной задачей нашего Продюсерского Центра является выявление наиболее талантливых и ярких исполнителей, независимо от жанра,стиля и возраста.
Наш центр представляет широкому кругу зрителей все многообразия национальных культур.
Привлекаем к сотрудничеству с творческими коллективами и сольными исполнителями
ведущих специалистов культуры и видных деятелей искусств.
Профессиональная команда Продюсерского Центра «БЭСТ» создает все необходимые условия, чтобы исполнители максимально раскрыли свой талант:
• техническое обеспечение и музыкальное сопровождение;
• создание высококачественной аудио- и видеопродукции;
• участие в телепрограммах победителей конкурса;
• пресс-сопровождение;
• организация выступлений в любом формате и на любых площадках;
• создание сайта, документального кино, рекламных роликов;
• работа с профессиональными педагогами для раскрытия творческого потенциала
ЖДЕМ ВАШИ ЗАЯВКИ! Тел: 89167853032 89091520123
Наш сайт www.best-musiccompany.ru
Николай Федоренко запись закреплена
Международный продюсерский центр
музыкальных и танцевальных жанров «БЭСТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФЕСТИВАЛИ-КОНКУРСЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ГРАФИК ФЕСТИВАЛЕЙ-КОНКУРСОВ
Показать полностью.
Международный фестиваль-конкурс «Рождественская звезда» 6–9 января 2013 г. Заявки принимаются до 25 декабря 2012 г
Международный фестиваль-конкурс « Звезда Кавказа» 6 – 9 января 2013 г. Заявки принимаются до 25 декабря 2012 г
Международный фестиваль-конкурс «You Super Star» 8-10 февраля 2013г. Заявки принимаются до 05 февраля 2012 г
Международный фестиваль-конкурс « Весенняя волна » 22 – 24 марта 2013 г. Заявки принимаются до 19 марта 2013 г
Международный фестиваль-конкурс « Весна Победы » 6 – 9 мая 2013 г
Заявки принимаются до 02 мая 2013 г
ХОРЕОГРАФИЯ (Классический танец, Народный танец, Народный (стилизованный) танец, Танцы народов Мира, Детский танец, Современный танец, Спортивный танец, Эстрадный танец, Бальный танец, Фольклор).
ВОКАЛЬНЫЙ ЖАНР (Эстрадный, Народный, Академический, Джазовый, Авторская песня, Ансамбли, Хоры).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР (Симфонический, народный, духовой, джазовый — солисты, дуэты, ансамбли, в том числе ансамбли народных инструментов, оркестр).
ТЕАТРЫ (музыкальный спектакль: мюзикл, балет, опера; драматический спектакль, камерный спектакль, театры танца, театр кукол, театры пантомимы и клоунады, «Шоу» — театры
ТЕАТРЫ МОД
Театр моды (прет-а-порте, вечерняя одежда, национальный костюм, исторический костюм, детская одежда, молодежная одежда, одежда фантазийного направления), ретро коллекция, этно – коллекция, коллекция будущего, коллекция в стиле «модерн», ноу-хау коллекция (необычное решение художника по костюмам, модельера)
Место проведения
Москва
Организатор фестиваля-конкурса
Международный продюсерский центр
музыкальных и танцевальных жанров «БЭСТ»
ЖДЕМ ВАШИ ЗАЯВКИ! Тел: 89167853032 89091520123
Наш сайт www.best-musiccompany.ru
Наталья Доброзорова запись закреплена
ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ ДЛЯ ВСЕХ!
Вокал, сольфеджио, теория музыка, фортепиано.
Виктория Петухова запись закреплена
Ирина Бокова запись закреплена
МАСТЕРСКАЯ «ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ»
АВТОРСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
ЛЮБЫЕ ПОРОДЫ СОБАК И КОШЕК В МИНИАТЮРЕ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ ОЛОВЯННЫЕ МИНИАТЮРЫ НА ЗАКАЗ
ПЕРЕЗАПИСЬ Кандидатский хор
Программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
приобщение детей к коллективному музицированию.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является и то, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности продемонстрировать свое вокальное искусство на концертах, фестивалях, конкурсах.
Педагоги
Содержание программы
В учебный план программы «Хоровое пение» входят следующие предметы:
Хор;
Фортепиано;
Сольфеджио;
Слушание музыки;
Музыкальная литература.
Цели программы
Цель программы – приобщение учащихся к хоровому исполнительскому искусству и создание образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию индивидуальных способностей и творческого потенциала, обеспечение целостности художественно-эстетического развития личности, приобретение обучающимся музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, формирование музыкально-эстетического сознания, как части общей духовной культуры личности.
Результат программы
Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
формирование у детей вокально-хоровых навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции, мягкой атаки звука, чистой интонации и т.д.;
воспитание и формирование музыкально-эстетического вкуса учащихся;
знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
знание музыкальной терминологии;
умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
навыки публичных выступлений;
умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
умение исполнять несложные фортепианные партии (аккомпанемент) в камерно-вокальных произведениях;
навыки подбора по слуху музыкальных произведений;
знание музыкальной грамоты;
знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а
также созданных ими музыкальных произведений;
умение использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и
исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;
навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования, пения с листа.
Особые условия проведения
На программу «Хоровое пение» дети принимаются после прохождения творческих испытаний, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных.
Материально-техническая база
Для освоения данной программы в школе имеются класс и все необходимые музыкальные инструменты и оборудование: 2 рояля, 10 пианино, нотная и методическая литература, учебники, столы, стулья, хоровые станки, концертный зал и камерный залы.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература» оснащенные фортепиано, учебной мебелью (интерактивной доской, досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.