Канонерский остров что посмотреть
Это тоже Петербург. Или «Мы пришли сегодня в порт». Ч. 2. Канонерский остров
Предлагаю продолжить разговор про Большой морской порт Санкт-Петербург. Чтобы легче было ориентироваться, повторю схему и карту из первой части:
Когда автобус/маршрутка выезжает из тоннеля, то сразу попадает на кольцо, которое и является конечной остановкой части маршрутов общественного транспорта. В окно виден Финский залив и трасса «Западный скоростной диаметр» со стороны, привычной по другим местам города, когда за спиной — город, а за трассой — залив (например, ст.м. «Зенит», Севкабель и т. д.):
Но я про ЗСД напишу позже, да и виды будут другие.
Немного про сам Канонерский остров. На схеме выше это большой горизонтально вытянутый остров немного странной формы с узкой полосой с (на карте видно точнее) южной (юго-восточной?) стороны, отделенный от показанного в первой части Гутуевского острова Морским каналом, по дну которого мы и проезжали на автобусе (почему «по дну», было рассказано в 1-й части). Про канал предлагаю поговорить позже, стоя на его берегу, что без какого-либо специального допуска возможно только на Канонерском острове.
Канонерский остров всегда был островом: при строительстве канала углубляли существующую протоку. Финское название — Kissasaari. И тут любой туристер может легко проявить «знание» финского языка:). Все правильно — Кошачий остров. А дальше название острова зависело от его использования: Батарейный, когда стояла батарея с пороховым погребом, а ближе к концу 18 века Канонерский (Канонирский, от канонир/канонер), что соответствовало долгое время находившемуся здесь полигону. Морской канал и порт на Гутуевском острове закрыли полигон в 1870-х гг. Канонерский остров стал припортовой и портовой территорией.
Итак, автобус/машина выезжает из тоннеля:
Справа по ходу движения (слева — на фото) — обращает на себя внимание забор. На схеме в части острова за этим забором видны причалы порта. Здесь находится Канонерский судоремонтный завод. С кольца, на который приехал автобус, можно только чуть-чуть взглянуть на ближние причалы на территории завода, а вот на его официальном сайте нам показали вид сверху. На переднем плане завод, кольцо — дальше, где справа виден мостик на соседний остров, а за кольцом видна жилая застройка и парк, также виден Морской канал слева от острова (кое-чего не хватает, что есть, например, на фото в шапке рассказа, поэтому понятно, что фото не совсем новое):
Также на сайте завода http://www.ksz.spb.ru/history.htm кратко, но емко рассказали его историю. Немного цитат:
»Для обслуживания и ремонта дноуглубительного флота, работавшего на строительстве Морского канала, в 1879 году появилась частная слесарная мастерская.
В 1883 году уже Казенные мастерские по ремонту дноуглубительного флота на Канонерском острове были преобразованы в Канонерские судоремонтные мастерские — будущий завод. (Прим.: с 1883 года завод и отсчитывает свой возрвст)
К 1928 году в корпусном, механическом, кузнечном и деревообрабатывающем цехах насчитывалось уже более 180 единиц технологического оборудования. С этого времени начал производиться и капитальный ремонт морских судов, а мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.
В 1924 году начался ремонт ледокола «Красин», который в 1926 году от стенки завода ушёл на спасение экспедиции Умберто Нобиле.
В мае 1942 года Канонерский судоремонтный завод был включён в число важнейших предприятий города, и ему было поручено осуществлять ремонт флота, так как он являлся единственным судоремонтным предприятием на Балтике, имевшим возможность доковать суда для ремонта подводной части.
В 1943 году завод целиком перешёл на выпуск боеприпасов, а также освоил изготовление сопел для знаменитых «Катюш». В условиях войны были применены новые приёмы и технология ремонта судов, разработанные главным инженером Г. Г. Башкировым, именем которого было названо самое крупное транспортное судно Балтийского морского пароходства.
В 1967 году заключён Договор о шефстве над легендарным крейсером «Аврора». Завод принимает активное участие в ремонте корабля.
С 1999 года завод выполнил большой объем работ по ремонту и модернизации ледокольного флота Морской администрации порта Санкт-Петербург (в настоящий момент Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт»). Это ледоколы «Капитан Сорокин», «Семен Дежнев», «Ермак», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и др.
Если раньше плановый ремонт мощных ледоколов МАП проводился в Германии, то в 1999 г. впервые такой ремонт был проведен на Канонерском заводе.
Завод оснащен тремя плавучими доками грузоподъемностью 4000 т, 8500 т и 35600 т.
Причалы общей протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 9,8 м. При необходимости небольшой ремонт судна может проводиться без вывода его из эксплуатации, у грузового причала порта.»
Известных имен судов в статье на сайте много больше.
Прежде, чем прогуляться по доступной всем части Канонерки, коротко про еще один остров рядом: Белый мост соединяет кольцевую площадь на выезде из тоннеля с Белым же островом, который в 1960-х гг был намыт на месте Белой отмели для постройки там Центральной станции аэрации. Из Википедии про не самое простое производство:
«I-я очередь станции была запущена в 1978 г. Она была рассчитана на мощность 750 тысяч м3 сточных вод в сутки.
II-я очередь ЦСА была построена в 1985 г., мощность станции удвоилась.
В 1997 г. на ЦСА начал работать первый в России завод по сжиганию илового осадка, образующегося в процессе биологической очистки сточных вод. Завод, работающий на основе технологии PYROFLUID, был приобретён у французской компании OTV.
В 2007 г. проведена реконструкция станции — была внедрена технология глубокого удаления биогенов (азота и фосфора) из сточных вод в соответствии с нормативами Хельсинкской Комиссии (ХЕЛКОМ). Превышение концентрации биогенов вело к зарастанию Финского залива синезелёными водорослями.
Станция оборудована 6-ю парами первичных и вторичных отстойников для механической очистки, 12-ю аэротанками с длиной коридоров по 200 м для биологической очистки. Сточные воды, поступающие в приёмную камеру, поднимаются насосами главной насосной станции ЦСА на высоту 16 м и затем проходят несколько стадий очистки: механическую очистку, полную биологическую очистку, теперь и химическую очистку.»
От себя могу сказать, что или технологии более-менее нормальные, или с розой ветров угадали, но в 2000-х годах по рабочим делам я на Канонерском бывала очень часто, а «запашок» был замечен только несколько раз.
«Плюсик» про Белый остров в части полноты охвата территории поставлен, гуляем дальше по Канонерке.
Понятно, что Морской канал, порт и завод определили и остальную застройку острова: здания портовых служб и таможни, заводской жилгородок разного времени постройки, гаражи, неплохое здание бывшего ПТУ 1980-х годов.
Я покажу не все, а свой маршрут начала октября 2020 (первой части писала, что был лимит времени). На остров от Гутуевского моста я приехала на маршрутке, на кольце у тоннеля выходить не стала, а прогулку с одного берега на другой начала от конечной остановки на берегу Морского канала. Тут я и предлагаю немного поговорить про его историю:
Думаю, многим знакомы, например, гравюры, где изображены суда, прибывшие в Петербург и разгружающиеся прямо на Неве (Заячьий остров, около Троицкой площали). На Стрелке Васильевского острова не просто так стоят Ростральные колонны, здание бывшей Таможни (виды с его крыши я показвала тут), здание Биржи. Но дело в том, что Невская губа допускает осадку судов где-то до 2,5. Времена шли, суда становились больше. На больших судах товары перевозить выгоднее, но это возможно было только до Кронштадта, где их перегружали на малые суда, что, конечно, как сейчас бы, наверное, выразились, усложняло логистику и добавляло транспортные и перевалочные расходы в цену товаров, а также увеличивало сроки их доставки.
В общем, во второй половине 19-го века вопрос стал актуальнейшим.
Я же, чтобы рассказ уложился хоть в какие-то приличные лимиты, процитирую ее местами.
»Чтобы разрешить проблему транспортировки морскими путями, при Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С. В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала.
В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений по строительству.»
Тут я напоминаю, что в первом рассказе про порт, я просила запомнить упомянутое на памятной доске екатерингофского моста «Общество путиловских заводов». Ибо далее было так:
«Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную Н. И. Путиловым.»
«13 июня 1874 года Александр II утвердил положение „О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала“.
Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан „Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала“. Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов „с товарищами“. В октябре 1876 года на берегу будущего морского канала произойдет торжественное освящение этих работ.»
Для того, чтобы имя Николая Ивановича Путилова вошло в историю, достаточно было бы научных работ, основания Обуховского и Путиловского заводов, вклада в развитие железных дорог. Но был в его жизни и порт, ставший, к сожалению, последним проектом этого необыкновенно одаренного человека, в который он вложил и значительные собственные средства.
Чтобы понимать грандиозность замысла и работ, надо уточнить, что речь идет не о расширении/углублении протоки между Гутуевским и Канонерским островами, а о строительстве фарватера, соединяющего Неву и Кронштадский корабельный фарватер, который заканчивается практически сразу за островом Котлин. На фото — Канонерский остров в нижнем левом углу, «место встречи» с Кронштадским фарватером около Котлина примерно показано зеленым кружочком, пунктиром обозначен канал:
Карта этих мест до строительства канала — 1840 г. В левом нижнем углу видно, как выглядел Канонерский остров до строительства дамб, а также острова на месте нынешнего Гутуевского, который тогда был другого размера:
Николай Иванович Путилов умер в 1880 году. Строительство завершали его компаньоны.
Морской канал был торжественно открыт в 1885 году. На открытке к этой дате были строители: С. Максимович, М. Фуфаевский, П. Борейша, но не было портрета Н. Путилова.
По завещанию Н. И. Путилов был похоронен на берегу Екатерингофки. С выбранного места были видны: порт, канал, завод. До 1908 года на картах Петербурга обозначалось место захоронения, что было чуть ли не уникальным случаем для того времени. Пример 1888 года:
Потом прах Николая Ивановича с женой был торжественно перезахоронен в новой церкви Путиловского завода. В советское время при работах по переделке храма могила была случайно обнаружена и уничтожена. Что было в голове у этих людей, понять невозможно.
Набережная вдоль Морского канала, которая видна на фото канала чуть выше по тексту и в начале рассказа, в 2009 году получила название «Путиловская». И я считаю, что это очень правильный выбор для увековечивания памяти этого великого человека.
Что интересно, других улиц на острове нет. Адреса выглядят так: Канонерский остров и номер дома.
Морской канал, конечно, расширялся и углублялся с течением времени. Сейчас данные примерно такие: длина 29,6 км, ширина 100 м, глубина 14 м.
Много технических деталей по строительству и эксплуатации, иллюстраций, красивых фото — в статье «Вечерки»по ссылке выше и в материале про канал в Википедии.
Морской канал является элементом С540-035a компонента С540-035 «Фарватеры» серийного объекта номер С540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» Списка всемирного наследия Юнеско.
С официального сайта КГИОП:
«Серийными называются объекты всемирного наследия, в состав которых входит две или более составных частей – компонентов (а в случае с Санкт-Петербургом эти компоненты делятся на более мелкие составляющие – элементы), имеющих четко определенные связи – культурные, социальные или функциональные. Каждая из составных частей должна вносить свой вклад в формирование выдающейся универсальной ценности объекта.«
В брошюре КГИОП СПб, посвященной 30-летию включения в Список объектов всемирного наследия Юнеско объекта С540, страница с Морским каналом выглядит так:
Правда, в пунктирах и номерах к ним, мне кажется, авторы немного ошиблись.
На сайте же КГИОП в общем вводном описании объекта есть ссылка на заключение экспертов ИКОМОС, в котором мне очень нравится начало обоснования:
«Включение Ленинграда в Список всемирного наследия столь очевидно, что любое подробное обоснование представляется излишним. «
Про канал кратко поговорили. На фотографии над Морским каналом виден один из мостов Западного скоростного диаметра (далее ЗСД). Но разговор про эту платную трассу логичнее начать на другом берегу острова, а завершить потом этим мостом.
Прогулка моя будет проходит поперек острова и на карте выглядит так:
Гуляем мы муниципальному округу «Морские ворота» Кировского района Санкт-Петербурга:
Симпатичные и доброжелательные лошадки сообщают нам, что на острове есть и конно-спортивная секция:
Островная жизнь: прогулка по Канонерскому острову
Некогда почти самостоятельный район-остров Ленинграда, отделённый от города водой, сегодня — одна из необычных точек на карте Петербурга. Рассказываем, что посмотреть и где отдохнуть на небольшом острове.
Канонерский остров всегда был уникальным и обособленным от всего города местом, и не только из-за своих природных особенностей. В царские времена здесь находилось подобие военной базы, а в XX веке появились постоянные жилые дома. Сюда тянет туристов и местных — всем интересно посмотреть, как живёт обитаемый клочок земли, попасть на который можно только по тоннелю или вплавь.
Что такое Канонерский остров?
Канонерский остров находится между Морским каналом (он отделяет остров от Петербурга) и Финским заливом, рядом с Белым и Гутуевским островами. Историческое финское название этой местности — Киссасаари (кошачий остров). Поговаривают, что когда-то остров населяли только дикие кошки.
В XVIII—XIX веках на острове находились склады боеприпасов. Отсюда и будущие названия — Батарейный, а позже Канонерский («канонер» или «канонир» — от французского «пушкарь»). Многие горожане прошлых веков видели эту территорию только на картах — добраться сюда было невозможно. В конце XIX века на севере острова построили судоремонтный завод, и на Канонерском поселились немногочисленные рабочие. От того исторического периода на острове почти не сохранилось построек или сооружений. Большая часть дореволюционных зданий находится на территории судоремонтного завода.
До середины 80-х годов прошлого века Канонерка существовала как отдельный город. Чужих на острове почти не было, все местные жители были знакомы, дети спокойно играли во дворах, двери либо не запирали, либо оставляли ключи под ковриками. Здесь работали магазин, аптека, столовая, даже библиотека и клуб, в котором показывали кино. В город канонерцы выезжали на бесплатных речных трамвайчиках летом или буксирах-ледоколах зимой. Но в 1983 году остров соединили с Ленинградом подводным тоннелем.
Как живёт Канонерский остров сегодня?
Сегодня от прежней спокойной жизни на Канонерском острове осталось совсем мало. В 2016 году по одной из крупнейших в городе магистралей, Западному скоростному диаметру (ЗСД), поехали автомобили. Трассу построили прямо над жилыми домами, добавив местным шуму и пыли.
Многие жители отказались терпеть такие условия и переехали в другие районы города. Но некоторые старожилы принципиально не хотят уезжать и пытаются добиться защиты своих прав на спокойную жизнь.
Из Канонерки устроили подобие курорта: в любое время года на пустырь или пляж приезжают отдыхающие на машинах, чтобы уединиться с возлюбленными или отдохнуть с шашлыками. Северная часть острова остаётся закрытой, там продолжает работу судоремонтный завод.
У «соседей» также кипит жизнь, правда, недоступная для простых горожан. На искусственно намытом Белом острове работает центральная станция аэрации. На площади в 57 гектаров действует старейшая в городе система очистных сооружений. На Гутуевском острове работает Морской порт, но не пассажирский (он на Васильевском острове), а грузовой.
Как добраться?
Удобнее всего приехать на остров на личном автомобиле. Но сюда ходит и общественный транспорт: автобусы № 35, 66, 67, 67А, а также маршрутки № К-115, К-66 и К-67. Ближайшие станции метро — «Балтийская», «Нарвская» и «Кировский завод». Если поедете на такси или своей машине, имейте в виду, что на острове нет улиц, поэтому все здания имеют следующий адрес: Канонерский остров и номер дома.
Что посмотреть?
Первое, что видят гости острова, когда «выныривают» из подземного (и подводного) тоннеля — поворотное транспортное кольцо со скульптурой в виде корабля в центре. Здесь находится остановка общественного транспорта, видны портальные краны. Самое интересное — вид на залив, по которому как будто шагает шумный ЗСД. Это одна из любимых локаций фотографов, которые сюда заезжают. Особенно эффектно магистраль выглядит на фоне заката или чёрных туч.
Канонерский остров что посмотреть
Даже жители Петербурга не всегда смогут определенно сказать, в какой стороне располагается Канонерский остров. Между тем, он уже долгое время омывается водами Балтийского моря, неподалеку от Васильевского и Белого островов. Единственная транспортная артерия, соединяющая остров с «цивилизацией», представлена автомобильным тоннелем с двумя полосами слабоосвещенной дороги.
Еще на подъезде к острову вы можете почувствовать всю абсурдность существования нетронутого цивилизацией уголка в северной столице нашей Родины: за спиной остаются широкие проспекты, освещенные улицы, рекламные плакаты и вы ныряете в темный тоннель, который приведет вас в совершенно иную реальность, где ничего этого нет. Совсем.
Долгое время Канонерский остров находился в распоряжении военной промышленности нашей страны и использовался в качестве склада боеприпасов, учебного полигона для новобранцев, а позднее на его месте обустроили судоремонтный завод. Его работники и стали первыми постоянными жителями острова. На сегодняшний день численность населения Канонерского острова составляет 5000 человек, и, надо сказать, что жизнь этих людей разительно отличается от нашей с вами. Обусловлено это, в том числе, и общей труднодоступностью острова.
Ещё когда остров был финской вотчиной он носил название Киссасаари, то есть Кошачий остров. Позже он стал находиться в ведении Адмиралтейской коллегии и получил название – Батарейный. На побережье находился пороховой склад и другие складские помещения с боеприпасами.
В конце XVIII века остров стал именоваться Канонерским, названный так от слова канонир или пушкарь, в переводе с французского на русский. На острове обучали солдат, долгие годы тут был полигон новобранцев-канониров, но при строительстве Морского торгового порта Канонерский остров утратил этот статус. Были удлинены края острова и укреплён берег. В основном, остров был мало заселён и мало застроен. Для укрепления судоходного русла была отстроена плотина, которая уходила прямиком в море. Эта дамба препятствовала намыву грунта с моря на остров.
Напротив плотины разместился Канонерский судоремонтный завод, который занимает большую часть этой стороны острова. Он был построен в
восьмидесятые годы XIX века одновременно с постройкой Морского канала. Изначально функции завода заключались в ремонте отдельных частей землечерпательных кораблей. Позже, уже в 1924 году прошлого века на заводе появились слесарная и чугунолитейная мастерские, а так же корпусной цех. В 1930 году у завода обзавелся собственным доком, состоящим из двух секций, общей грузоподъемностью до 4 тонн. На Канонерском заводе ремонтировались ледоходы «Ермак» и «Ленин», «Красин» и «Октябрь».
В военные годы завод подстроили под военные нужды, здесь размещались для ремонта военные корабли, баржи и катера, отливались фугасные бомбы и другие снаряды для авиации и флота. На заводе было установлено самое современное оборудование, тут первыми начали ремонтировать гребные винты. На территории завода стоит памятник работникам, павшим в период Великой отечественной войны.
Пути́ловская набережная — набережная на Канонерском острове проходит по берегу Морского канала вдоль жилых домов.
Проезд, сформировавшийся вдоль жилых домов острова по берегу Морского канала, 21 сентября 2009 года получил имя Путиловская набережная, в честь русского инженера и предпринимателя Н. И. Путилова.
По состоянию на октябрь 2014 года Путиловская набережная — единственная поименованная проезжая часть на Канонерском острове. Однако, несмотря на присвоение названия набережной, нумерация домов осталась прежней, то есть по Канонерскому острову.
«Трапом», соединяющим остров-корабль с остальным городом, служит 927-метровый подводный тоннель. Его открытия островитяне ждали почти 13 лет, с 1970-го по 1983 год. Причины такого долгого строительства следует искать не только в социалистическом методе хозяйствования, но и в том, что тоннель — первое в Советском Союзе сооружение, выполненное путем опускания железобетонных секций в траншеи, вырытые на дне канала.
Появление проезда весьма повлияло на уклад островной жизни. Прежде попасть сюда можно было только на пароме или на частном катере, а потому местные жители, как правило, не имели машин, зато держали разнообразные плавсредства. По высокому берегу вдоль залива тянулись ряды эллингов, установленных, во избежание ущерба от наводнений, на сваях. Внутри этого поселка из крохотных домиков и сараев можно было встретить и рыбаков, и голубятников, и компании игроков в домино. Теперь функции «клуба» взяли на себя значительно менее живописные новые гаражи, а из соседствовавших с эллингами голубятен сохранилась лишь одна, но и та — без птиц.
Использование новых строительных технологий имеет свои издержки — из-за отсутствия у эксплуатационных служб опыта обращения с подобными объектами, тоннель уже неоднократно оказывался в аварийном состоянии. С 1997-го по 2002 год был досрочно произведен капитальный ремонт, в ходе которого было заменено освещение, вентиляционные системы, оборудованы три дренажные перекачки, приведена в порядок проезжая часть. Чтобы не отрезать остров от города, большая часть работ велась в ночное время, и за все пять лет, пока продолжался ремонт, проезд по тоннелю ни разу не был закрыт.
С западного берега Канонерского острова открывается вид на Невскую губу — пусть игрушечное, но все-таки море. За исключением хозяев расположенных поблизости гаражей, местные жители редко посещают эту часть острова, здесь скорее можно встретить «материкового» петербуржца, выбравшегося посмотреть на залив, или сезонного рабочего, весь день грузившего в порту фрукты, а к вечеру пришедшего полюбоваться на огни уходящих из порта кораблей.
Чтобы посмотреть суда вблизи, стоит выйти к Новой Канонерской гавани, куда время от времени заходят на ремонт самые диковинные экземпляры. Еще более завораживающее зрелище — Морской канал, главная магистраль порта. Мимо проскальзывают солидные сухогрузы и калошеподобные буксиры, сами по себе или с прицепленными к ним баржами. А вдоль противоположного берега выстроились плавучие краны и роскошные круизные лайнеры, вынужденные заходить в Петербург с черного хода.