Кантата что это в музыке
Кантата в музыке
Что такое кантата
Кантата — это полноценный музыкальный жанр, в котором вокал и инструментальное воспроизведение составляют одно целое произведение. В исполнении кантаты участвуют — солист, хор и оркестр.
В русском языке понятие кантата появилось от итальянского слова «cantata» и латинского «cantare», что в переводе обозначает петь.
История
Первые зачатки жанра появились еще в средневековье, когда трубадуры речитативом под аккомпанемент какого-нибудь инструмента исполняли поэтические стихотворные произведения.
Позже в начале семнадцатого века кантатой стали называть большие вокальные произведения, чтобы отличать от сонаты, которая была исключительно инструментальной композицией. Как жанр кантату выделил итальянский композитор Алессандро де Гранди.
Немецкая кантата развивалась благодаря церкви. Кантата была духовным жанром, а не развлекательным. Для вокала источниками были Библия, духовная поэзия и хоралы.
На территории России кантаты были основным репертуаром крепостных хоров.
Кантата и опера
Музыкальные жанры кантата и опера имеют много общих черт — превосходный вокал, красивая музыка и аккомпанемент оркестра. Но они и кардинально отличаются друг от друга. Основное отличие в том, что в кантатах нет драматических действий, ролей, сцен. Не применяются декорации, сценические костюмы и грим. Тексты кантат с глубоким смыслом и серьёзным характером. Вот почему кантаты никогда не исполняются в театрах. Это больше концертные произведения.
Виды кантаты
По своему содержанию существуют духовные и светские кантаты. По характеру они могут быть нескольких видов:
Топ-10 наиболее известных кантат:
1. Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием»
2. Франц Шуберт «Победная песнь Мариам»
3. Джоаккино Россини «Аврора»
4. Ференц Лист «Бетховенская кантата»
5. Сергей Сергеевич Прокофьев «Александр Невский»
6. Алексей Николаевич Верстовский «Последний день Помпеи»
7. Николай Андреевич Римский-Корсаков «Песнь о вещем Олеге»
8. Пётр Ильич Чайковский «Москва»
9. Александр Григорьевич Аратюнян «Кантата о Родине»
10. Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Над родиной нашей солнце сияет»
В заключение
В настоящее время на развитие кантаты оказывают влияние другие музыкальные жанры. Поэтому в современных произведениях прослеживаются черты оратории и симфонии. Часто сюита состоящая из музыкальных композиций какого-либо фильма, но в ней преобладают хоровые и сольные номера, получает название кантата.
КАНТАТА
Исторический очерк
К конwe XVIII века жанр кантаты под воздействием просветительской критики стал восприниматься как анахронизм; этому способствовала также растущая секуляризация музыки, вытеснение старых, церковных жанров новыми, концертными, а также развитие оперы. Хоровой стиль «масонских» кантат В. А. Моцарта более прост, чем в его же мессах и Реквиеме. Л. ван Бетховену принадлежит кантата «Морская тишь и Счастливое плавание» (на стихи И. В. Гёте, 1815 год); финал его 9-й симфонии (на текст «Оды к радости» Ф. Шиллера, 1823 год) также сближается по форме с кантатой. В музыке композиторов-романтиков жанр кантаты представлен лишь немногими значительными сочинениями: «Победная песнь Мирьям» Ф. Шуберта (на текст Ф. Грильпарцера, 1828 год), «Смерть Сарданапала» Г. Берлиоза (по Дж. Байрону, 1830 год), «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона (по Гёте, 1832 год), «Ринальдо» И. Брамса (на текст Гёте, 1868 год). В этих и подобных им кантатах используются выразительные средства, типичные для романтической оперы. Многие хоровые произведения с оркестром, не достигающие масштабов оратории, но превосходящие по размерам простые песни, могут быть причислены к жанру кантаты (например, «Братская трапеза апостолов» Р. Вагнера, 1843 год; «Триумфальная песнь» и «Песнь судьбы» Брамса, обе 1871 год).
Значение слова «кантата»
1. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определенный торжественный случай.
2. Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью.
3. Торжественная хоровая песнь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
КАНТА’ТА, ы, ж. [ит. cantata]. Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канта́та
1. муз. крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь
2. филол. жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX в.) — стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мироощущение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра
Голос человека – это первый музыкальный инструмент. Хотя почему человека? Животные также используют голоса для общения, а они появились гораздо раньше Homo sapiens. Чарующие песнопения птиц завораживают, переносят в некий иной мир, вдохновляют и вызывают массу эмоций. А это именно те качества, которые присущи музыке. У животного мира музыкальность даже более развита, чем у человека. Поскольку для общения люди используют слова, а животные остались на уровне передачи информации с помощью характерных действий и интонаций голоса. Другими словами, благодаря музыке.
Поэтому неудивительно, что еще в эпоху Возрождения голос человека приравнивался к музыкальному инструменту. Если вдруг в ансамбле не хватало звучания какого-то музыкального инструмента, его заменял певец с похожим тембром, который вел партию голосом без слов. Иногда такие солисты сольфеджировали, называя соответствующие ноты, как на уроках в музыкальных школах в наши дни делают дети во время учебы. Бывало и наоборот, когда певца заменяли музыкантом-инструменталистом и особого ущерба общему звучанию произведения это не приносило.
Что такое кантата в музыке
На вопрос о том, что такое кантата в музыке, можно ответить и так: вокально-музыкальное произведение для оркестра, хора или солиста.
В конце 17-го столетия жанр кантаты возник как небольшое музыкальное сочинение. Главной его задачей было именно пение. Со временем жанр начал развиваться и набираться сил. Вершины развития кантата достигает в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Всего композитор написал около 200 произведений этого жанра.
Творчество Вольфганга Амадея Моцарта также сыграло важную роль на этапе становления такого музыкального жанра, как кантата. В последние годы перед смертью он активно писал произведения, в которых, как в мессах, подчеркивал хоровое пение. Вершиной жанра стал «Реквием» – гениальное произведение великого композитора.
Какие основные виды кантат
Чтобы лучше понять, что такое кантата в музыке, следует разобраться в ее специфике в зависимости от содержания. Кантаты писали светские и духовные. Они несли в себе торжественность, радость, скорбь, философские взгляды и др.
Если говорить о зарождении жанра кантаты, то в эпоху барокко он имел много сходств со своей сестрой сонатой. На ранних этапах возникновения кантате было характерно звучание всего одной арии во всем произведении, да и то, по сути, оно заменяло звучание какого-то музыкального инструмента. Уже позже в нее начали вплетать дуэты и хоры, что сделало этот жанр близким к оратории.
Особенности кантаты эпохи барокко
Следует отдельно разобраться в вопросе о том, что такое кантата в музыке эпохи барокко. Само звучание солистов значительно отличается от привычного всем в наши дни оперного пения. Главным отличием служит звукоизвлечение. Барочное песнопение намного чище и гибче. Это связано с тем, что исполнялись кантаты в основном в небольших помещениях либо в готических соборах с хорошей акустикой. Певцам не нужно было заполнить звучанием зал на 2000 человек. К тому же в сопровождение пению использовали небольшие оркестры, а не симфонические, как в наше время, и солисты не пытались их перекричать.
Отличия кантаты эпохи классицизма
Жанр кантаты во времена эпохи барокко был не особо требовательным к смысловой нагрузке текстов, которые использовались в произведениях. Но на смену данной эпохе пришла эпоха классицизма, которая начала выделять литературу наряду с другими видами творчества. Это спровоцировало установлению довольно тесных отношений между словом и музыкой. Слушая кантаты эпохи классицизма на иностранном языке, важно знать перевод, поскольку в противном случае произведение будет сложно понять.
Эпоха романтизма
Разбираясь в вопросе о том, что такое кантата в музыке, определение мы давали выше. Но чем она была характерна во время эпохи романтизма? Попробуем разобраться.
Наступление эры романтизма стало еще более требовательным к смыслу музыкальных произведений. Особенно роль текстов усилилась с возникновением программной музыки. Такие произведения исполнялись только инструментально, без вокальных партий, тем не менее содержание к ним было словесным. Одни авторы предпочитали издавать их в письменном виде, другие, наоборот, предоставляли возможность слушателям самим догадаться, в чем суть.
Музыка ХХ столетия
Мы уже знаем, что такое кантата в музыке. Определение кратко звучит так – музыкальное произведение для оркестра и хора. ХХ век для этого жанра стал своего рода борьбой музыки и слов. Поочередно один стиль вытеснял другой, но потом опять менялись местами. Существуют произведения, в которых литература на 95 % преобладает над музыкой. Но есть и такие, где слова не играют большой роли, превознося чистое звучание музыкальных инструментов на пьедестал почета.
Перечисляя разные произведения, вспоминаешь мимоходом урок музыки. Кантата как отдельный жанр присуща творчеству И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Ф. Тельмана, Ф. Мендельсона, К. Орфа и многих других композиторов. Данный стиль широко используют и в современном творчестве. За последние десятилетия было создано множество творений в этой области. Примером может послужить российский композитор Г. Свиридов, написавший кантаты «Деревянная Русь», «Курские песни», «Снег идет» и другие. Кроме него, к этому жанру обращались С. Рахманинов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Э. Денисов и другие отечественные деятели искусства.
Значение слова кантата
Словарь Ушакова
кант а та, кантаты, жен. (итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.).
| Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Культурология. Словарь-справочник
(ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета.
Католическая Энциклопедия
(итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки.
Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.
В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.
В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.
У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).
В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).
Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. cantare — петь) — стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно по какому-либо торжественному случаю.
Рб: роды и жанры литературы
Род: лирические жанры
Перс: В. Тредиаковский, И. Бехер
* «Кантата возникла на рубеже XVI—XVII веков в Италии, во Франции; в России появилась в XVIII веке. Попытки возродить кантату с новым содержанием были предприняты в революционной поэзии. но большого распространения не получили» (В.А. Никонов). *
Словарь музыкальных терминов
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG cantata)
музыкальная форма, прямо относящаяся к чтению Священного Писания и составляющая часть богослужения. Кантату поют в противоположность сонате, к-рую играют на музыкальных инструментах.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАНТАТА, ы, ж.
1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.).
| прил. кантатный, ая, ое (к 1 знач.).