Кантиленное пение что это

Кантилена

Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта».

Содержание

С конца 17 века слово «кантилена» обзначает песню вообще, а также произведения с напевной мелодией.

Мелодия

Под определение кантилены как свободно льющейся напевной мелодии широкого дыхания подходят многие русские народные песни. Образцы кантилены можно встретить также в операх и ораториях Прокофьева, Шостаковича и произведениях итальянских композиторов.

Певучесть, кантиленность вокального исполнения — результат правильной техники голосообразования и звуковедения. Кантилена позволяет певцу наиболее полно раскрыть выразительные возможности своего голоса, мастерство владения им.

Музыкальные коллективы

Ряд музыкальных коллективов, имеющих название «Кантилена»:

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Кантилена» в других словарях:

КАНТИЛЕНА — 1) средневековое лиро эпическое произведение. 2) небольшая пьеса для пения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТИЛЕНА лат. и ит. cantilena, от лат. canere, петь. Песенка или романс. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка

КАНТИЛЕНА — КАНТИЛЕНА, кантилены, жен. (итал. cantilena напев, песня). 1. Певучесть, мелодичность, как свойство музыкального произведения (муз.). Чайковскому свойственна широкая, плавная кантилена. || Певучесть, мелодичность в исполнении музыкального, преим … Толковый словарь Ушакова

Кантилена — (буквально «песенка») употребляется иногда для обозначения кратких эпических произведений средневековой лит ры, как напр. «К. о св. Евлалии» древнейший памятник французской лит ры конца IX в., представляющий подражание латинским секвенциям чисто… … Литературная энциклопедия

кантилена — ы, ж. cantilène f., ит. cantilena <лат. cantilena песня, рассказ. 1. Старинная лирико эпическая фр. песня. БСИС 1995. 2. Плавная, певучая мелодия. БСИС 1995. Лекс. Ян. 1803: кантилена; Даль 2: кантиле/на … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КАНТИЛЕНА — (итал. cantilena) напевная, плавная мелодия … Большой Энциклопедический словарь

кантилена — сущ., кол во синонимов: 2 • мелодия (23) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кантилена — ы; ж. [итал. cantilena пение, песня от лат. cantillare напевать] 1. Муз. Плавная, певучая мелодия; певучесть, мелодичность музыки. 2. Один из жанров средневековой западноевропейской поэзии небольшое лиро эпическое стихотворение, исполнявшееся в… … Энциклопедический словарь

Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение) 1) напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. 3) В 13 15 вв. в Западной Европе… … Большая советская энциклопедия

Кантилена — короткое сочинение для голоса, мелодия, песнь светского содержания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение; франц. cantilene; нем. Kantilene). 1) Напевная: мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Кантилена

Кантиленное пение что это. Смотреть фото Кантиленное пение что это. Смотреть картинку Кантиленное пение что это. Картинка про Кантиленное пение что это. Фото Кантиленное пение что это

Кантилена это небольшое лирико-эпическое стихотворение светского характера, предназначенное для вокального исполнения под аккомпанемент музыкального инструмента; средневековый музыкально-поэтический жанр.

Кантилена в литературе

Кантилена восходит к латинским церковным секвенциям. «Кантиленой» назывались напевные части григорианского хорала, позже – духовные песнопения, изложенные в форме органума. Средневековые литургические кантилены исполнялись под аккомпанемент органа. Латинское слово cantilena образовано от глагола cantare, что в переводе означает «петь». На итальянском языке cantilena означает «песня».

В средневековой западноевропейской поэзии кантилена представляла собой краткое лирико-эпическое стихотворение немецкого происхождения на светскую тему. Эти стихи ложились на музыку и исполнялись народными певцами. Франкский король Карл I Великий почитал этот жанр: заказал сборник стихов и даже написал несколько кантилен.

Ранние средневековые кантилены предшествовали эпическому литературному жанру chanson de geste. Французский литературовед ХІХ в. Леон Готье предполагал, что кантилены – источники французских эпических песен (жест), наиболее известная из которых – «Песнь о Роланде» (XI в.). Позже кантиленами считали короткие песни, баллады. В этом отношении кантилена близка к былинам и в силу своей мелодичности – к русским народным песням в целом.

Таким образом, кантилены, повествующие об исторических событиях, способствовали появлению новых литературных жанров, а также оказали непосредственное влияние на развитие средневекового эпоса. Отголоски жанра кантилены встречаются во французской литературе ХХ века: сборник стихов поэта Бориса Виана «Замороженные кантилены» (1949), роман писателя Гаммара Пьер «Окситанская кантилена» (1979).

Кантилена в музыке

Кантилены в западноевропейской музыке XIII-XV вв. – вокальные произведения светского характера (одноголосые, многоголосые). Термин «кантилена» изначально использовался в музыке для обозначения верхней или сольной части мадригала, а также для небольшой кантаты или короткой одноголосой части. Кроме того, кантиленой называли народную танцевальную песню. С XVII века под кантиленой подразумевается плавная напевная мелодия.

Кантилена и легато

В музыке кантилена получила сильное развитие. Кантилена как ровное протяжное пение играет значимую роль в музыкальном исполнении, поскольку с помощью певучей, т. н. «кантиленной», мелодии осуществляется плавный переход между звуками.

Способность к плавному кантиленному пению, т. е. плавно переходящему от звука к звуку без пауз в звучании, называется «легато». Термин происходит от итальянского слова legato, которое означает «связанный». Таким образом, понятие кантиленного пения предполагает умение владеть техникой легато, т. е. плавно связывать ноты. Однако понятие кантилены включает не только вокальное исполнение, а и инструментальное звучание.

В кантилене сочетается правильно поставленный голос и свободно льющийся непрерывный звук. Плавная мелодия – главное условие кантиленности, т. е. певучести. При чем музыкальные инструменты имеют разную певучесть звука. Например, струнные смычковые инструменты (виолончель, скрипка) в силу наличия устойчивого вибрато имеют исключительную певучесть звука, поэтому их нельзя сравнивать с клавишными струнными инструментами (клавесином, фортепиано), которые не обладают столь выразительными свойствами. Кантиленное пение что это. Смотреть фото Кантиленное пение что это. Смотреть картинку Кантиленное пение что это. Картинка про Кантиленное пение что это. Фото Кантиленное пение что это Беллини, Винченцо

Музыканты часто намеренно отступают от мягкого слитного исполнения произведения в пользу драматизма. Кантилену применяли в своих работах знаменитые композиторы: В. Беллини, Дж. Верди, Г. Доницетти, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев и др.

Современное значение

В современном искусстве термин «кантилена» используется преимущественно в инструментальной музыке для обозначения плавной мелодии вокального характера; или для указания гладкого исполнения медленных выразительных пассажей. Cantata употребляется как синоним cantabile, обозначающего мягкое исполнение с применением легато.

Слово кантилена произошло от латинского cantilena, что в переводе означает пение, напев.

Источник

Кантилена как основа пения

Основным видом голосоведения в пении является кантилена, т. е. плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку.

Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Мы знаем замечательные кантиленные мелодии как итальянских, так и французских, немецких и других композиторов. Выдающиеся по красоте кантиленные мелодии мы находим у русских композиторов: у Глинки и Даргомыжского, у Римского-Корсакова и Чайковского, у Бородина и Мусоргского, у Рахманинова и Арен-ского и у многих других. Кантилена у русских композиторов органично связана с кантиленой наших русских протяжных песен. Кантиленные мелодии в каждой национальной школе имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения в принципе едина для всех вокальных школ.

Связное, плавное кантиленное пение — это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, — пение legato— еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность — певучесть — обязательно требует свободно льющегося звука.

Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звук у этих инструментов льющийся, плавный характер.

Таким образом, кантиленное пение связано не только с умением связывать ноты — петь legato, но имеет отношение к самому качеству певческого звука, к его свойству иметь льющийся характер.

Как в смычковых инструментах льющийся характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого вибрато, гак и правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой обладают лишь хорошо поставленные голоса. Форсированный или, наоборот, снятый с дыхания голос, как и голос зажатый, не может обладать полноценной кантиленой. Из сказанного ясно, что овладение кантиленным пением непосредственно связано с правильным звукообразованием.

Большинство молодых певцов, начинающих учиться пению, еще не обладает хорошей кантиленой. Она вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения. При нахождении правильной координации в работе голосового аппарата звук получается более сильным и ярким, приобретает опертость, устойчивость и начинает хорошо вибрировать. При правильном звучании дыхание начинает тратиться меньше и его становится достаточно для пения относительно длинных нот. Со стороны обычно отмечают, что звук вырос по силе и приобрел качества профессионального звучания. Педагоги говорят, что звук «потянулся» или что у певца стало держаться дыхание, подчеркивая этим нахождение певцом верной певческой координации в работе голосового аппарата. Это свойство певческого звука тянуться и говорит о том, что найдена та координация в работе гортани, при которой дыхание расходуется наиболее экономно, правильно. До этого момента певец его искусственно пытался держать и бережно расходовать, а оно улетучивалось, несмотря ни на какие ухищрения. После нахождения верного звучания оно само «держится», даже при максимальном желании его отдать. Таким образом, первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества опертого, поставленного профессионального звучания и среди них устойчивого вибрато. Попытки искать хорошую кантилену вне связи с правильным звучанием за счет мудрствования с дыханием, искусственного развития длительного выдоха и вдоха, задержки его и т. п. не могут привести к убедительному успеху. Без работы над качеством голоса, без поисков полноценно высококачественного звучания трудно рассчитывать на выработку хорошей кантилены.

Вторым условием является умение петь legato, и сначала педагог дает ученику простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях,, вокализах и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связно относительно большие фразы.

Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь, правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции. Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.

Кантиленное пение в вокализах или при вокализировании художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словом. Как мы помним, разные гласные звуки, если они не выравнены, меняют работу голосовой щели, а согласные и вовсе выбивают гортань из ее рабочего певческого положения. Естественно, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее.

Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.

Пение legato предполагает связное пение при точном переносе звука с ноты на ноту, без захвата промежуточных тонов. Другой вид связного пения — portamento — предполагает перенос звучания с обязательным скольжением звука по всей гамме промежуточных тонов. При portamento голос глиссанди-рует с ноты на ноту вверх или вниз. Оно употребляется как вокальный прием во многих произведениях, причем этот вид вокализации специально оговаривается автором. Неумеренное пользование portamento напоминает пение с завыванием, с подъездом к каждой ноте, что делает его антимузыкальным. Однако поскольку portamento выразительный и употребляемый в практике прием, его следует специально изучать. Обычно он легко осваивается, так как скольжение звука голоса свойственно для естественной речи. Если ученик затрудняется в этом виде звуковедения, то полезно потрениваться в речи на интонациях удивления (portamento вверх) и на интонациях утверждения (portamento вниз), а потом предложить спеть какие-либо интервалы, подложив это ощущение скольжения звука. Другой прием — это представить, что между звуками, которые требуется связать приемом portamento, находится хроматическая гамма, которую нужно спеть в быстром движении. Эти приемы обычно легко приводят к развитию движения portamento.

Источник

Работа над кантиленой как показатель профессионального роста вокалиста. Способы выработки плавного звучания

Содержимое публикации

«Работа над кантиленой как показатель профессионального роста вокалиста. Способы выработки плавного звучания».

Кантилена – это, собственно, и есть исполнение мелодии связанно (легато). В процессе обучения плавному пению учащиеся овладевают и всеми другими видами звуковедения (стаккато, нон-легато, маркато), постепенно развивая все необходимые для вокалиста вокально-технические навыки: пение на опоре, посыл звука «в маску», правильную активную артикуляцию, использование резонаторов.

Следует заметить, что все виды звуковедения взаимосвязаны между собой по отношению к вокальной технике, поскольку работая отдельно над каждым способом звуковедения, отрабатываются, приобретаются и закрепляются определённые вокально-технические навыки, которые необходимы как для пения легато, так и для стаккато, маркато, нон-легато,

Во время работы над плавным звуковедением, над кантиленой, уже формируется правильная артикуляция, работа нижней челюсти, посыл звука «в маску», способствующий «полётности» и звонкости голоса, закрепляются умения использования резонаторов и правильного певческого дыхания. Во время работы над кантиленой происходит «облагораживание» звука и достигается полнота звучания голоса. Эти качества звука и голоса, приобретённые и сформированные при работе над кантиленой, распространяются на звучание голоса при работе над другими видами звуковедения.

Как в смычковых инструментах, льющийся и плавный характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого «вибрато». Так, правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой владеют лишь профессионально поставленные голоса. Форсированный или, напротив, снятый с дыхания звук, как и звук зажатый, не может обладать полноценной кантиленой в верном её понимании. Из сказанного ранее ясно, что овладение «кантиленным» пением непосредственно связано с правильным звукообразованием.

Вторым, не менее важным условием. является умение петь legato, и сначала педагог должен дать ученику простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях, (вокализах) и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связанно относительно большие фразы.

Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь правильно вести голос в гаммах арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции. Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо, чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.

При работе над каким-либо вокальным упражнением можно воспользоваться довольно эффективным приёмом вокальной работы по приобретению полноты звукового объёма и красоты звучания голоса. Методика работы над этим приёмом заключается в следующем: при пении упражнения, на одном из звуков, где учащийся чувствует свободу (т.е. не испытывает ни малейшего напряжения в мышцах, участвующих в звукоизвлечении и, тем более, напряжения в связках), следует длительная остановка. То есть, последующая работа ведётся на одной ноте. Этот звук можно непрерывно удерживать несколько минут. Вдох при этом «добирается» произвольно, по мере его расходования. Для этого приёма работы заострять внимание на дыхании не требуется, поскольку оно и без того явно активизируется. Исполняя этот долго звучащий звук, учащийся ведёт поиск красоты и полноты звучания собственного голоса, концентрируя внимание то на удержании высокой певческой позиции, то на артикуляции гласного звука, то на направлении звука в головной и грудной резонаторы. И, переключая своё внимание с одного критерия звучания голоса на другой, возвращаясь от одного к другому, контролирует звучание голоса, добиваясь объёма, красоты и культуры звука. Далее, когда уже найдены все «краски» и объём звука, когда голос уже зазвучал звонко и свободно, можно продолжить работу над этим приёмом в виде игры, предложив учащемуся исполнять этот долгий звук, выполняя указания педагога по вокалу.

Добившись желаемого звучания голоса на одном звуке, учащемуся необходимо закрепить найденные при работе над этим приёмом мышечные ощущения и слуховое восприятие своего пения. Приобретённый таким образом навык «полнозвучного голоса» учащийся должен перенести на исполнение всех вокальных упражнений и произведений.

Для вокальных упражнений, при их неоднократном повторении, помимо основных вокально-технических задач, ставятся задачи творческого направления. Например, петь упражнение в определённом характере, настроении, подключая эмоциональную отзывчивость. С помощью этого, учащиеся развиваются и воспитываются как певцы-исполнители. Работа становится осмысленнее и интереснее, т.к. это уже и есть творческий процесс, развивающий у учащихся артистические способности и осмысленность своего звучания.

Кантиленное пение в вокализах или при вокализации художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словами. Как мы помним, разные гласные звуки, если они не выравнены, меняют работу голосовой щели, а согласные и совсем выбивают гортань из ее рабочего певческого положения. Логично, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее.

Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.

Работая над вокальными произведениями, можно указывать учащимся на тот или иной приём, используемый при работе над упражнениями. При этом у них сразу срабатывает, так называемая, мышечная память полноценного звучания собственного голоса и оформления звука, а также и манеры красивого правильного звуковедения, активизируется слуховой контроль над исполнением. Это усиливает и улучшает продуктивность работы и приводит голосовой аппарат к правильному вокальному звучанию.

При работе над вокальным произведением, неправильное пропевание гласных может привести к эффекту пения «по слогам», к нарушению целостности слова и музыкальной интонации. Что ведет к искажению музыкального и поэтического текста, с одной стороны, и к зажиму исполнительского аппарата – с другой. Простейшее правило позволит преодолеть это затруднение: всегда нужно петь спокойно, без напряжения и пропевать слова с мелодическими, смысловыми и динамическими линиями.

Важным показателем хорошей вокальной школы считается контроль мышечной работы в пении слухом вокалиста. Бывает, что многие начинающие певцы в стремлении быть услышанными забывают слушать свой голос и сознательно его контролировать. Если на первых этапах развития вокальных способностей контроль над мышечным автоматизмом утрачен, восстанавливать его приходится с большим трудом, практически переучиваясь петь заново. Постепенное освоение кантилены позволяет контролировать звукоизвлечение, поэтому кантиленное пение остается базой вокальной техники.

Таким образом, владение техникой кантиленного пения является одним из основных профессиональных навыков вокалистов. Этот навык во все времена остается важнейшим условием мастерства профессионального вокалиста. Без освоения кантилены вокалист не только не может стать успешным, а остается профессионально непригодным для выступлений.

Список использованной литературы:

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. – 675с.

Малышева Н. М. О пении. М. : Сов. Композитор, 1988. – 134с.

Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. М. : Просвещение, 1987. – 95с.

Источник

Работа над кантиленой как фактор профессионального успеха вокалиста

Кантиленное пение что это. Смотреть фото Кантиленное пение что это. Смотреть картинку Кантиленное пение что это. Картинка про Кантиленное пение что это. Фото Кантиленное пение что это

студентка 2 курса факультета «Консерватория»,

Краснодарский государственный институт культуры

аспирант 2 курса кафедры теории и истории культуры,

Краснодарский государственный институт культуры

Работа над кантиленой как фактор профессионального успеха вокалиста

В статье рассматриваются различные техники развития кантиленного пения. Мы приходим к выводу, что владение техникой кантиленного пения является одним из основных профессиональных навыков вокалистов. Этот навык во все времена остается важнейшим условием мастерства вокалиста и его профессионального успеха.

Ключевые слова: кантилена, звук, пение, упражнение, голос

Kuznetsova Darya Dmitrievna,

student of 2 course of faculty «Conservatory»,

Krasnodar state Institute of culture

Bakumenko Gennady Vladimirovich,

graduate student of the 2nd course

of the Department of theory and history of culture

Krasnodar state Institute of culture

Work on the cantilena as a factor of professional success singer

This article covers various techniques of development of cantilena singing. We conclude that possession of cantilena singing is one of the main skills of the vocalists. This skill at all times remains critical skill of the singer and his professional success.

Key words: cantilena, sound, singing, exercise, voice

Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки. Legato – дословно с итальянского языка «связно» – основной штрих кантиленного пения. Навыки кантиленного пения, т. о. – это навыки хорошо связывать ноты, в широком смысле – объединять музыкальные звуки в музыку.

Известнейший испанский оперный певец (бас), вокальный педагог и композитор XIX века Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа (младший) о ровности и легатности звука писал: «При переходе от одного слога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков и ослабления, как будто всё построение составляет только один ровный и продолжительный звук. Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр, а также одинаковую силу и качество звука» [1]. «Большинство молодых певцов, начинающих учиться пению, еще не обладает хорошей кантиленой. Она вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения» – указывает Л. Дмитриев [2, с. 17]. Авторы разных эпох сходятся во мнении, что работа над качеством голоса вокалиста в основном строится на выработке хорошей кантилены. Кантилена, т. о. – не только жанровая принадлежность вокальной музыки или прием исполнения, но и технология развития профессионального мастерства.

анализирует рекомендации по развитию вокальной техники основателя отечественной оперы и академической композиторской школы: «Указания Глинки: при упражнениях “тянуть звук, не сбавляя силы”. Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука. Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать звук “а”, потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподнято. Конечно, все очень индивидуально, часто бывает, что начинающему спеть звук “а” очень трудно, легче атакуются гласные “о” или “у”. гласную и от нее строить голос, стараясь ощутить “место звука”. Глинка называл это так: “Петь сначала легко берущиеся звуки”. Конечно, в дальнейшей работе надо использовать все гласные, чтобы в пении при чередовании в тексте разных гласных и согласных звук оставался ровным и, по возможности, красивым. Ровность звука не должна зависеть от преодоления широких интервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные не должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они должны быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных. Именно на упражнениях приобретается навык пения звуком красивым и ровным по силе, качеству и тембру» [3].

Получается, что непрерывность и ровность красивого звучания голоса – основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность (легатность) звука постоянным совершенствованием стабильной координации процессов дыхания и атаки звука вокальным аппаратом. Кантилена, т. о. во все времена представляла собой основу техники профессионального академического пения. Анализ методических рекомендаций классиков XIX века и современных специалистов позволяет выделить специфику развития навыков кантиленного пения, основанную на природе человеческого голоса и технике раскрытия заложенного в этом природном музыкальном инструменте потенциала.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что певческий голос во все времена считался «даром Божьим». Эстетическая ценность вокала боготворилась и культивировалась. Несмотря на то, что современное оперное искусство предъявляет оперному певцу комплекс особенных профессиональных требований, природные голосовые данные остаются тем ценным базисом, без опоры на который любые занятия вокалом бессмысленны и бесполезны. Ценность человеческого голоса непреходяща. Поэтому все современные методики освоения профессионального певческого мастерства строятся на сохранении и развитии природных певческих данных. Именно в технике развития навыков кантиленного пения накоплен богатый методический инструментарий постепенного освоения вокалистом потенциала своего голоса.

Физиология человеческого голоса требует обязательных процедур в построении занятий. Прежде чем ставить перед собой технические или художественные цели вокалист обязан «разогреться» – выполнить ряд упражнений «разминающих» мышцы певческого аппарата. Еще до начала расширения певческого диапазона необходимо поэтапно освоить технику владения дыханием: без этого базового навыка невозможно правильно выстроить работу над голосом. Как отмечали классики XIX века, различные гласные звуки при распеве развивают отдельные участки голосового аппарата. Отсюда представления о «простых» и «сложных» гласных: «о» и «у» в распеве более естественны, остальные гласные звуки требуют большей координации элементов певческого аппарата и артикуляции. Неправильное пропевание гласных может привести к прецеденту пения «по слогам», к нарушению целостности слова и музыкальной интонации. Что ведет к искажению музыкального и поэтического текста, с одной стороны, и к зажиму и неразвитости исполнительского аппарата – с другой. Простейшее правило позволит преодолеть это затруднение: всегда нужно петь спокойно, без напряжения и пропевать слова с мелодическими, смысловыми и динамическими линиями.

Важным показателем хорошей вокальной школы считается контроль мышечного автоматизма в пении слухом поющего. Парадоксально, но многие начинающие певцы в стремлении быть услышанными забывают слушать свой голос и сознательно его контролировать. Если на первых этапах развития вокальных способностей контроль над мышечным автоматизмом утрачен, восстанавливать его приходится с большим трудом, практически переучиваясь петь заново. «Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться – тогда голос зазвучит, и заблестит», – пишет [3]. Постепенное освоение кантилены позволяет это делать, поэтому кантиленное пение остается базой вокальной техники.

Таким образом, владение техникой кантиленного пения является одним из основных профессиональных навыков вокалистов. Этот навык во все времена остается важнейшим условием мастерства профессионального вокалиста. Без освоения кантилены вокалист не только не может стать успешным, он попросту остается профессионально непригодным.

Список использованных источников литературы:

1. Школа пения М. Гарсиа // 2015-2016 [Электронный ресурс]. URL : http:///9-13614.html (дата обращения 15.06.2016).

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учебник. М.: Музыка, 1968. 674 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *