Канвас бизнес модели что это

Использование Канвы бизнес-модели для генерации новых идей

Наши коллеги из AgileWay подготовили перевод статьи о важности использования Business Model Canvas для процесса генерации идей.

Канва бизнес-модели может быть идеальным инструментом для реализации новых проектов. Главное знать, как правильно ее использовать.

Чаще всего наличие канвы бизнес-модели позволяет понять, как создается, доносится до потребителя, а также как сохраняется ценность вашей компании/проекта/продукта. Даже на этапе планирования этот инструмент может сыграть вам на руку, ведь с ним гораздо проще прорабатывать идею. В нем собрана вся основная необходимая информация: сегменты потребителей, ценностное предложение, потоки доходов, каналы связи с потребителем и т.д.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Как использовать канву бизнес-модели для генерации идей?

Что объединяет все варианты использования бизнес-канвы? Конечно, идея! Другими словами, если ваша компания уже существует, и вы прекрасно понимаете, как сейчас работает ваша бизнес-модель, но хотите придумать новый формат развития – ищите креативные решения.

Существует множество методик генерации идей, о многих из которых вы наверняка уже слышали. Например, мозговой штурм или креативная матрица. Вариантов масса. И канва бизнес-модели – один из таких, не менее эффективных, инструментов для стимулирования креативной работы.

Принцип действия заключается в том, что за основу вы берете свою бизнес-модель, а затем применяете одну из тех техник, которые мы опишем ниже.

Техники генерации идей

Для начала обозначим блоки канвы бизнес-модели. Так нам будет проще ориентироваться. Каждая из методик будет опираться на данные из того или иного блока (а иногда даже всех блоков).

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Важно! Мы рассмотрим лишь несколько основных техник.

1. Свежий взгляд

Подходящая техника, если вам нужен быстрый старт. Суть данной методики – сопоставление вашей бизнес-модели с бизнес-моделью другой компании (вовсе не обязательно выбирать компанию из вашей отрасли).

Предположим, что вы продает бухгалтерское программное обеспечение, используя канал с большим количеством посредников. А что, если попробовать применить бизнес-модель Uber для вашей компании? Что изменится в вашей бизнес-модели? Как изменятся финансовые потоки? Как это повлияет на организационную структуру компании и общие бизнес процессы?

Такой подход к анализу действующей бизнес-модели подходит для абсолютно любого вида бизнеса: онлайн, офлайн-ритейлера или даже масс-маркета.

2. Ключевой элемент

Для использования этой техники вам понадобится уже сформированная бизнес-модель, так как первый шаг – ее анализ и определение «ключевого элемента». Это может быть ваш уникальный продукт или уникальное предложение (например, особые дилерские условия). А может это какой-то уникальный партнер, или же вы затрагиваете уникальный потребительский сегмент.

Найдите «ключевой элемент» и уберите его. Да, да, вам не показалось. Так у вас образуется некий пробел в бизнес-модели. Ваша задача: заполнить освободившееся пространство, не возвращая тот самый ключевой пункт.

Такое упражнение заставит команду использовать свои креативные способности по максимуму, а результаты могут оказаться очень неожиданными.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

3. Эпицентры

Бизнес-канва описывает цельную систему, где все взаимосвязано. Изменение одного блока всегда приводит к изменению других. Техника «Эпицентры» основана именно на этой особенности.

Как мы уже говорили ранее, в канве существует 9 блоков, или «эпицентров», экспериментируя с которыми можно сгенерировать новые идеи.

А что, если изменить все области, кроме одной? Что, если только одна область останется прежней, а другие вы заполните заново, с нуля?

Например, область ключевых ресурсов. Что получится, если вы возьмете свои основные ресурсы и попробуете создать совершенно новую бизнес-модель?

Компания Amazon так и сделала, начав использовать свою облачную инфраструктуру для создания абсолютно нового продукта на рынке.

Или, например, возьмем блок потребительских сегментов: что еще вы можете предложить клиентам? Что еще, кроме ваших существующих продуктов, будет им интересно?

Вы можете также сосредоточиться на том, какую ценность несет ваш продукт. Каким новым сегментам потребителей он может быть интересен?

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

4. Шаблоны бизнес-моделей

Если вы изучите существующие бизнес-модели разных компаний, то поймете, что есть определенные шаблоны. Попробуйте применить один из них (применить нужно сам шаблон бизнес-модели, не опираясь на пример конкретной реализации). Например, вы можете взять, популярный сейчас, шаблон бизнес-модели, основанной на подписке. Или паттерн «Наживка и крючок» (дешевый станок и дорогие лезвия, дешевый принтер и дорогие чернила).

Существует множество таких вариантов бизнес-моделей. Самые популярные можно посмотреть тут.

5. Вопросы-триггеры

Как вы уже могли понять, вопросы в стиле «А что, если. » – действенный способ помочь команде сгенерировать новые креативные идеи. (Вопросы могут быть связаны с одним или несколькими блоками канвы.)

Возьмем, например, компанию BMW, которая продает автомобили через дилерскую сеть. А что, если машины будут продаваться онлайн, напрямую, минуя дилеров? Как бы это работало и какой эффект произвело?

Организовать сам процесс генерации идей с помощью этой техники не составит труда: подготовьте вопросы и зачитывайте их команде. Каждый участник обсуждения в двух словах записывает свою идею/идеи к каждому из вопросов (интервал между вопросами должен быть небольшим – 10-15 секунд). Когда вы пройдете весь список, у каждого из участников будет набор новых идей.

Подытожим

Описанные техники генерации идей подразумевают наличие начальной точки, от которой вы будете отталкиваться. Такой точкой будет ваша канва бизнес-модели.

Лучший вариант применения техник – если в генерации будет участвовать команда из 4-6 человек. Так у вас будет возможность получить новые оригинальные идеи в кратчайшие сроки.

Источник

Business Model Canvas. Строим модель бизнеса на примере Uber и Netflix

Разбираем базовый инструмент для анализа бизнеса — модель Остервальдера. Ищем сильное предложение для клиентов и проверяем жизнеспособность стартапа.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Kray / Cleanpng / Meery Mary для Skillbox

Business Model Canvas — один из самых популярных инструментов для анализа нового или действующего бизнеса. С помощью этого фреймворка вы можете обновить или даже полностью перестроить свой бизнес. В этом материале мы подробно разберём, как это работает. Мы обсудим:

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Куратор HSE Startup Community. Руководитель акселерационных программ Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики.

Что такое Business Model Canvas и как его заполнять

Бизнес-модель — это компактное, упрощённое представление о бизнесе. Она позволяет целостно описать и проанализировать всю систему взаимосвязанных бизнес-процессов. Обратите внимание на две мысли: это «компактное представление» и «вся система взаимосвязанных бизнес-процессов». Другими словами, бизнес-модель позволяет увидеть бизнес целиком, посмотреть, как связаны между собой разные его элементы.

Business Model Canvas — один из базовых методов для того, чтобы построить бизнес-модель. Он не единственный: за последние 20–30 лет число таких инструментов кратно возросло. Однако Business Model Canvas остаётся одним из самых популярных. Эта модель очень наглядна: все взаимосвязанные бизнес-процессы описаны на одном листе.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Модель создана около десяти лет назад швейцарским теоретиком бизнеса Александром Остервальдером и профессором из США Ивом Пинье. Они описали эту методику в книге «Построение бизнес-моделей». На русский язык Business Model Canvas переводят как «канва бизнес-модели».

Business Model Canvas представлен на рисунке ниже. Лист делится на девять частей, каждая из которых отражает один из бизнес-процессов. Мы заполняем части листа и описываем свои процессы в следующем порядке:

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Каждый сегмент дополнен вопросами, которые помогут заполнить модель. Кликните на рисунок выше, чтобы скачать Business Model Canvas. Шаблон также можно загрузить на сайте самого Остервальдера по ссылке. Business Model Canvas можно заполнить от руки, наклеить на него стикеры или использовать подходящие программы. Например, шаблон есть в библиотеке Miro.

Как Business Model Canvas поможет стартапу

Business Model Canvas сильно упростит запуск стартапа, а может и вовсе спасти ваш бизнес. Как? По определению, стартап — это проект, который находится в поиске устойчивой бизнес-модели. Барбершоп или магазин «за углом» — не стартапы. Их бизнес-модели понятны и опробованы много раз. Стартап работает с новой технологией или с новым подходом, поэтому его бизнес-процессы не определены.

Заполните Business Model Canvas и начинайте менять бизнес-процессы. Опишите другие отношения с партнёрами, поменяйте модель монетизации, добавьте ещё один сегмент потребителей. Такие эксперименты дадут вам несколько вариантов бизнес-моделей. Теперь тестируйте их на практике: одна из них может оказаться сильной инновационной моделью.

Разбираем бизнес-модель Uber

Давайте посмотрим, как были бы заполнены шаблоны Business Model Canvas реально существующих проектов. Это примеры с сайта Business Model Analyst, который разбирает бизнес-модели известных компаний. Мы начнём с Uber.

Uber не имеет собственного автопарка, но остаётся крупнейшим провайдером услуг такси в мире. Эта платформа объединяет две целевые аудитории: владельцев автомобилей, которые хотят заработать, и потребителей услуг такси. Эти две группы будут записаны в блок «сегменты покупателей».

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

У Uber два канала взаимодействия: сайт и собственное приложение. В customer relationship указан сервис с отзывами и рейтингами. С его помощью клиенты могут самостоятельно делать заказы. Туда же относится поддержка пользователей.

Ключевые партнёры платформы — это сервисы обработки платежей и системы, определяющие местоположение пользователей. Ключевые активности — развитие платформы и маркетинг, направленный на привлечение пассажиров и водителей. Чем больше водителей, тем меньше время ожидания и ниже стоимость.

Главные активности формируют структуру издержек: развитие технологической платформы, сильный маркетинг и наём сотрудников. Описание заработка в шаблоне максимально упрощено: процент с каждой поездки.

Так мы собрали все бизнес-процессы компании-гиганта на одном листе. Для этого потребовалось всего 19 карточек. Теперь приступим к следующему примеру — Netflix.

Business Model Canvas для Netflix

Netflix — это стриминговая платформа, которая объединяет в себе две бизнес-модели: контент по запросу и «съешь столько, сколько сможешь». Разбор компании на канве бизнес-модели представлен ниже.

Посмотрите, как просто описана целевая аудитория: любители фильмов. Ценностное предложение: получить развлекательный контент в любой момент времени. Так же просто описаны отношения с клиентами. Им нужно дать возможность выбрать контент и воспользоваться системой рекомендаций.

Шаблон утверждает, что сервис нужно сделать доступным на любом устройстве. Ключевые партнёры — продюсеры и компании кабельного вещания. Главные издержки — производство и лицензирование.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Как и в примере с Uber, получилось предельно простое описание бизнеса — одна-две карточки на бизнес-процесс. С помощью такого описания мы можем охватить весь бизнес целиком и увидеть, как связаны его элементы. Мы также видим, что предстоит делать и где возможны трудности.

Мы разобрали основы Business Model Canvas. Теперь мы приступим к дополнительным методикам и приёмам. Они помогут найти сильную бизнес-модель.

Что и для кого мы делаем? Отвечаем с помощью Value Proposition Canvas

В центре Business Model Canvas находится ценностное предложение. Все, кто даже немного знаком с маркетингом, понимают, что это центральный элемент бизнеса. В этой части статьи мы разберём методику для создания сильного Value Proposition. Это Value Proposition Canvas или шаблон ценностного предложения.

Вы видите его на рисунке ниже.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Правая часть шаблона описывает целевую аудиторию, с которой мы работаем. Диаграмма делится на три части: jobs, pains и gains. Это свойства целевой аудитории.

Например, клиент каждый день ездит на работу в офис — это его jobs. Он едет в метро, где душно и некомфортно. Кроме того, это долго. Но на такси будет безумно дорого, а на своём автомобиле придется стоять в пробках. Это pains. Последний элемент, gains, — это то, чего клиент хотел бы достигнуть. Ему бы хотелось комфортно и недорого добираться до работы.

Заполнив правую диаграмму, мы идём в левую часть и, как к пазлу, добавляем недостающие элементы. Мы придумываем решения к болям и желаниям ЦА, описанным нами ранее. Эти элементы: pain relievers (избавители от боли), gain creators (создатели ценности) и products and services (наши продукты и услуги).

В нашем примере продуктом будет электросамокат. Он позволяет добраться до работы недорого, комфортно и не меняя свежий воздух на душное метро.

Следуйте принципу: продукт может быть или лекарством, или витаминами. Лекарства избавляют от болезни и боли сейчас, витамины защищают от проблем в будущем.

Выбираем бизнес-модель из существующих

Многие бизнес-модели существовали ещё до интернета. Стартаперы сосредоточены на проблемах пользователя и на их решении, но как это монетизировать? Проще выбрать из уже опробованных моделей, чем придумывать своё.

Источники называют разное количество шаблонов бизнес-моделей. В некоторых статьях цифра равна 12, в других — 17, иногда — 55. Список из 55 можно увидеть в книге «Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов» (авторы: Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик, вышла в «Альпине»). Книга размещена на сайте «Вышки» по этой ссылке. Краткий обзор всех бизнес-моделей начинается на странице 383.

Со многими из бизнес-моделей мы сталкиваемся в обычной жизни как пользователи. Приведём несколько примеров:

Но есть бизнес-модели, неочевидные для простого пользователя. Например, фримиум (freemium). При ней бизнес предлагает клиентам базовые услуги бесплатно, взимая плату за дополнительные настройки. Как правило, это несколько планов с разными преимуществами для клиентов.

Другой пример — лицензирование и продажа данных, чем занимается Twitter. Он лицензирует и продаёт данные своих пользователей третьим лицам: банкингу, ретейлу и другим крупным бизнесам.

Если вы тестируете и ищете подходящую бизнес-модель для своего стартапа, внимательно изучите список шаблонов. Возможно, среди них найдётся подходящий.

Как оценивать бизнес-модель?

Вы составили бизнес-модель, заполнили несколько вариантов Business Model Canvas. Теперь нужно оценить, насколько они сильные и жизнеспособные. Для этого есть семь вопросов.

Насколько сложно потребителям «уйти» к другой компании?

Требует ли каждая продажа новых усилий или после первой сделки есть гарантия последующих доходов?

Вы получаете доход до или после того, как возникают издержки?

Революционная структура издержек

Ваша модель издержек лучше, чем у конкурентов?

Перекладывание работы на другие стороны

Позволяет ли ваша бизнес-модель потребителям и третьим сторонам бесплатно создавать ценность для вашей компании?

Можете ли вы расти, не сталкиваясь с препятствиями — например, связанными с инфраструктурой, поддержкой потребителей, наймом персонала?

Защищённость от конкуренции

Легко ли скопировать ваш бизнес?

Ответьте на эти вопросы — и вы оцените потенциал своей бизнес-модели. Возможно, уже на этом этапе вы сможете выбрать наиболее перспективный вариант из тех, что придумали ранее.

Как сделать бизнес-модель инновационной?

Многие гиганты — это инновационные бизнес-модели, а не превосходный продукт. Например:

Amazon стал крупнейшим интернет-магазином в мире, не имея ни одного традиционного магазина.

Apple является крупнейшим продавцом музыки, хотя не владеет ни одной студией и не продаёт компакт-диски.

Skype долгое время был крупнейшим телекоммуникационным провайдером в мире, хотя не имеет собственной сетевой инфраструктуры.

Netflix вдохнул новую жизнь в видеопрокат, не имея ни одного физического пункта проката.

Starbucks — крупнейшая в мире сеть кофеен, продающая обычный кофе по премиум-ценам.

Посмотрите на график ниже: он показывает скрытый инновационный потенциал бизнес-модели. Сначала, на старте проекта, вам нужно обновить продукт. Следующий шаг — обновление процессов. Но потом вы обновляете бизнес-модель. Это скрытый потенциал: бизнес-модель может реализовать неочевидные возможности вашего продукта или компании.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Если отталкиваться от существующих в отрасли решений, то вряд ли получится что-то новое. Пределом станет то, что уже существует. Вот принципы, которые позволят создать новую бизнес-модель:

Игнорировать доминирующую отраслевую логику. Не повторяйте то, что делают конкуренты и что происходит на рынке. Создавайте новое.

Забыть о прошлом. Убедите себя, что вы находитесь в начальной точке и начинаете двигаться только сейчас. Вы начинаете с нуля: не знаете, что вы уже делали, с какими трудностями сталкивались ваши пользователи, другую подобную информацию.

Перестать оглядываться на конкурентов. Другие компании изучать нужно, но если смотреть только на них, ничего нового не получится.

Бросить вызов ортодоксальности. Не думайте о том, как вас воспримут. Неважно, насколько необычным будет ваше решение, если оно решает проблему пользователей или имеет хоть какой-то смысл.

Генерировать как можно больше идей. Можно построить воронку: в верхней части будет, например, 100 идей. Из них две или три сработают — просто по теории вероятности.

Разрешить себе ошибаться. Это особенно хорошо работает для бизнес-моделей. Если вы сделали один вариант, не останавливайтесь на нём, делайте ещё. У вас будет несколько вариантов, и вы можете пойти тестировать их. Business Model Canvas для этого идеально подходит.

Вместо заключения. Lean Canvas и другие методики

Вы можете столкнуться с альтернативной методикой — это Lean Canvas. Она очень похожа на Business Model Canvas. Лист также делится на девять частей, но некоторые бизнес-процессы различаются. Увидеть lean canvas можно на рисунке ниже.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Lean Canvas отталкивается от методологии lean startup, «бережливый стартап». Эта технология направлена на экономию ресурсов: мы не делаем то, что никому не нужно, а сначала узнаём потребности, и только потом начинаем строить этот бизнес. Подробно мы разбираем Lean Canvas вот здесь: там есть и описание отдельных сегментов, и сравнение с Business Model Canvas.

В этой статье мы разобрали Business Model Canvas — со всех возможных сторон. Повторим, что методик для создания бизнес-моделей много. Например, если вы делаете социальный стартап, то для этого есть особый фреймворк.

Однако Business Model Canvas — это базовая, очень популярная модель. Создаёте ли вы стартап или хотите проанализировать уже действующий бизнес — посмотрите в первую очередь на эту методику.

В данном случае управленческий фреймворк — это инструмент для анализа/принятия управленческих решений.

Источник

Бизнес-модель Канвас – содержание, правила построения таблицы

Неправильное планирование – главная причина, по которой предпринимателям не удается развивать перспективные и оригинальные бизнес-идеи. В решении этой проблемы поможет бизнес-модель Канвас, которая представляет собой схематическое описание проекта.

Общие сведения

Модель Канвас – инструмент стратегического управления, используемый для развивающихся или уже действующих предприятий.

В практическом плане модель представляет собой схему, на которой отображены процессы, связанные с деятельностью компании. Грамотно разработанная схема помогает увидеть перед собой полную модель бизнеса, провести анализ и спрогнозировать возможные недостатки еще на этапе планирования.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что этоДействующим компаниям модель помогает оценить эффективность реализуемой деятельности. Схему разрабатывают, чтобы понять, насколько полезна та либо иная внедренная бизнес-идея.

История появления

Классический вариант модели разработан швейцарскими теоретиками бизнеса Александром Остервальдером и Ивом Пинье. Метод Канвас получил широкое распространение в 2008 году, после выхода книги под авторством указанных выше специалистов. В 2010 году создан упрощенный вариант модели.

Таблица для построения Канвас

Схему разрабатывают таким образом, чтобы учесть самые значимые аспекты деятельности предприятия. Стандартный шаблон модели Канвас содержит 9 блоков. Они логически связаны между собой и содержат по несколько вопросов. Ответы на них вписывают непосредственно в схему, в результате чего формируется четкая и понятная модель предприятия.

Применение модели

Блоки, из которых состоит схема, взаимосвязаны. В каждом содержатся вопросы, ответы на которые дают полное представление о ключевых для конкретной бизнес-модели параметрах.

Блоки, входящие в схему:

Как использовать модель, смотрите на видео:

По сути, в каждом блоке отражаются конкретные этапы планирования. Готовая схема содержит исчерпывающие сведения о модели, что позволяет провести анализ, выявить недочеты, внести изменения. Стандартные шаблоны модели Канвас используют для новых и уже работающих предприятий.

Упрощенные варианты схемы, в которых включена только часть вопросов, используют при внедрении новых продуктов или услуг в уже существующие предприятия. Ниже представлены основные вопросы, ответ на которые требуется для построения эффективной модели.

Кто пользователь

Это начальный вопрос, на который отвечают при разработке схематической модели. На данном этапе определяют потенциальных клиентов, рассматривая широкие сегменты рынка. В перечень клиентов вписывают всех, кого может заинтересовать продукт. К числу заинтересованных относят тех, у которых периодически или регулярно возникает потребность в продукте или тех, которым товар может помочь в решении значительной для них проблемы.

Сегменты потребителей

По мнению разработчиков модели Канвас, этот блок имеет первоочередное значение. Для полноценного функционирования любого бизнеса, прежде всего, нужно определить, для кого предназначен продукт.

Важнейшими параметрами выступают:

На бизнес-модель оказывают влияние все характеристики, помогающие конкретизировать целевую аудиторию. Это поможет определить, для какой группы предназначен товар или услуга. Как правило, продукт предназначен либо для массового рынка, либо для определенных ниш и сегментов.

Кто первые клиенты

После определения основной целевой аудитории определяют группу первых потребителей. Это категория лиц, которые в наибольшей мере заинтересованы в предлагаемом продукте или услуге, и, следовательно, являются важнейшими клиентами.

Кого может заинтересовать продукт – это главный вопрос, позволяющий определить целевую аудиторию. Но если для одних товары пользуются широким спросом и определить, кто их покупает несложно, то для более специфических продуктов найти клиентов сложнее.

Определение групп потребителей, которые могут быть заинтересованы в товаре, в дальнейшем влияет на разработку каналов сбыта.

Чем продукт лучше остальных

Отдельный блок схемы посвящен ценности предлагаемого товара. Клиенты ищут и покупают продукцию потому, что она для них полезна и нужна. Поэтому при разработке бизнес-модели необходимо определить основные отличия собственного продукта от аналогов, предоставляемых конкурентами.

Данный вопрос важен для уже действующих предприятий. Если существенные отличия от конкурентов при анализе собственного продукта не выявлены, это позволяет запланировать и провести мероприятия, направленные на улучшение.

Как продукт решает проблему пользователя

Потребность клиента является своеобразной проблемой. Товар или услуга, предлагаемые предприятием, должны ее решить. Перечень проблем, на решение которых направлен продукт, рекомендуют рассматривать еще на этапе определения целевой аудитории.

Оптимальный путь для любой бизнес модели – предоставить клиенту предложение, которое не только решит проблему, но и будет уникальным.

Определение ключевых ценностей влияет не только на целевую аудиторию, но и последующее продвижение продукта.

Недостатки и альтернативы

Каждый продукт предназначен для решения проблемы клиента. Следовательно, проблема возникла давно и уже как-то решается, то есть на рынке уже существуют. Поэтому требуется подробно расписать отличие собственных товаров от аналогов конкурентов, чтобы привлечь клиентов на свою сторону.

Каналы продвижения

Это отдельный блок схемы, в котором описывают способы популяризации продукта среди возможных клиентов. Задача разработчика модели состоит в том, чтобы определить оптимальные каналы, посредством которых потребитель получит информацию о предлагаемом товаре.

Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что этоНужно ответить на следующие вопросы:

Каналы продвижения необходимо учитывать на каждой стадии работы. Причем оценивать их удобство нужно с точки зрения потребителя.

Как продукт будет приносить прибыль

Потокам доходов посвящен 5 блок модели Канвас. Здесь необходимо описать предполагаемые статьи доходов, разбив их на несколько групп. Необходимо понять, какие товары и услуги будут наиболее прибыльными, а от каких можно отказаться без существенных потерь. Это поспособствует развитию компании в нужном направлении.

Что требуется для запуска проекта

Перечень ресурсов, необходимых для запуска и работы предприятия, описывается в 6 блоке схемы. На данном этапе необходимо определить, что нужно на ранних этапах и для продолжения деятельности. В блоке учитывают все возможные статьи расходов, начиная от оформления документов, и заканчивая затратами на рекламу и распространение.

Определение успешности продукта

При разработке бизнес-модели определяют основные проблемы предприятия. В дальнейшем создают конкретные продукты, которые должны решать данную проблему. Успешность продукта можно измерить минимум через несколько месяцев после запуска проекта. К тому же факторы, влияющие на успех, далеко не всегда зависят от руководства или сотрудников предприятия.

Основные параметры успешности продукта:

Главная причина, по которой продукт не становится успешным, заключается в неправильной интеграции в общий проект.

Это может выражаться по-разному, к примеру, для товара используют нецелесообразные виды рекламы. Еще одна причина – продукт не решает проблему потребителя или у него есть доступная альтернатива.

Особенность продукта

Достоверно спрогнозировать успешность продукта нельзя. Однако на этапе моделирования можно определить потенциальную реакцию потребителей на предлагаемый товар или услугу.

Для этого учитывают:

Преимущества модели

Главное достоинство описанного инструмента – универсальность. При правильном применении модель Канвас одинаково эффективна для любых предприятий. С ее помощью анализируют каждый этап и компонент проекта за короткий отрезок времени.Канвас бизнес модели что это. Смотреть фото Канвас бизнес модели что это. Смотреть картинку Канвас бизнес модели что это. Картинка про Канвас бизнес модели что это. Фото Канвас бизнес модели что это

Модель может использоваться как начинающими, так и опытными предпринимателями. При этом ее удобно применять как в одиночных, так и групповых проектах.

Канвас на примере

Чтобы понять принцип построения схемы Канвас, рекомендуется ознакомиться с наглядным образцом. В таблице указано 9 блоков, каждый из которых описывает определенную часть бизнес-модели. В качестве примера описывается предприятие по продаже велосипедов и сопутствующих товаров (см. таблицу).

VII. Ключевые действия:

IV. Отношения с потребителями.

I. Основной потребительский сегмент включает людей, которые используют велосипед для катания или в качестве повседневного транспортного средства. Магазин предлагает велосипеды как бюджетной ценовой категории, так и премиум-класса.

Аналогичную схему можно построить для любой бизнес-идеи. Для действующих предприятий в таблице указывают фактическую информацию, чтобы в дальнейшем дополнить улучшениями.

Подробный пример на видео:

Модель Канвас – схематическое описание бизнес-идеи, которое помогает проанализировать преимущества и недостатки. Данный инструмент применяется в процессе стратегического планирования. Схема включает 9 основных блоков, каждый из которых раскрывает важные стороны проекта. Канвас во многом превосходит другие модели из-за своей простоты и универсальности.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *