Као налоговая что это
Чем занимается аналитический отдел в налоговой инспекции
Что такое аналитический отдел в налоговой инспекции
Аналитический отдел налоговой инспекции является одним из ключевых структурных подразделений данной федеральной службы, на который возложена колоссальная работа по обработке огромного массива информации, поступающей в ведомство от всех подведомственных организаций, физических лиц и прочих субъектов налогообложения.
Аналитический отдел выстраивает свою деятельность не только по вертикали ( с подотчетными ему структурами и лицами), но также по горизонтальной линии в рамках межведомственного взаимодействия с иными правительственными финансовыми структурами.
Аналитический отдел выполняет комплексную работу: это означает, что все направления его деятельности взаимосвязаны и интегрированы друг в друга.
Чем занимается
Аналитический отдел, как явствует из названия, занимается производством анализа всех находящихся в его распоряжении сведений — то есть исследованием фактов, поиском новых, обобщением информации и цифр, расстановкой информационных блоков, распределением информационных тортов, выведением общих закономерностей, на основе которых идет прогрессирование и поступательное развитие профессионализма в деятельности налоговых служб.
Данная работа требует применения всего логического инструментария и умения оперировать большими массивами цифровых данных.
Четкое следование официальным инструкциям, исключение утечек информации и неукоснительное соблюдение порядка работы (заданной последовательности и строгой подотчетности вышестоящим налоговым инстанциям) делают профессию налогового аналитика одной из наиболее взыскательных, к которым предъявляются повышенные требования личной ответственности, пунктуальности, добросовестности и владения специальными познаниями.
Функции
Перечислим функции аналитического отдела налоговой службы.
Расследует наиболее трудоемкие случаи с налоговыми недостачами.
Занимается исследованием схем уклонения от уплаты налогов, вскрывающихся налоговыми инспекторами в процессе своей работы.
Работники аналитического отдела по имеющимся у инспекторов доказательствам, догадкам и предположениям прослеживают всю цепочку шагов, предпринимаемых субъектами налогообложения для избавления от налогового бремени или существенного уменьшения налоговой нагрузки, и ищут эффективные способы борьбы с мошенническими уловками.
Таким образом, аналитический отдел предоставляет налоговым инспекторам разработанные ими методики борьбы с серыми налоговыми схемами, а также предоставляет методические материалы, знакомящие молодой кадровый состав с исследованными противозаконными схемами.
Сводит воедино всю имеющуюся информацию о текущей деятельности штата налоговых сотрудников для выведения статистических закономерностей о сумме налоговых поступлений, числе субъектов налогообложения, охваченных в тот или иной отчетный период, сумме задолженностей по налогам и сборам.
Такая деятельность необходима прежде всего для понимания уровня эффективности того или иного налогового подразделения: справляется ли данный территориальный отдел с порученными ему подконтрольными организациями и предпринимательской деятельностью; есть ли у него какие-либо проблемы со взиманием налогов с граждан (касательно налогов на землю, автотранспортные средства, на сдачу в найм квартир и прочие виды сборов).
Проводит статистическую работу по числу судебных разбирательств с участием налогового подразделения.
Сотрудничество с другими отделами
Соприкасаясь с юридическим отделом, здесь отдел аналитики собирает статистическую информацию по выигранным и проигранным делам, об итоговых суммах, затребованных и взыскиваемых с ответчиков, о суммах, уже поступивших на счета налоговой. Кроме этого, он:
Аналитический отдел по итогам отчетных периодов формирует заключение по проделанной работе, которое далее поступает на ознакомление к начальнику отдела налоговой службы, который по результатам рассмотрения делает замечания и поправки к произведенному аналитическому труду, направленные на повышение качества функционирования аналитического отдела в целом.
Новая бесполезная тактика ФНС по разрывам НДС. Схематозников из столицы отрабатывают чукчи
26 февраля, новый глава ФНС Даниил Егоров, на состоявшемся в Москве заседании расширенной коллегии Службы произнес: «Первая цель всех инспекторов страны — пресечь возможные схемы уклонения от НДС».
Работу контрольно-аналитических отделов ФНС действительно изменили. Внедрив экстерриториальное распределение.
Что же это такое? В стране есть города с пиковой нагрузкой по отчетности НДС. Допустим, Москва. И есть города, в которых нагрузка маленькая. Допустим, Анадырь, Чукотка. И вот, система распределяет нагрузку. Декларации из Москвы и равномерным слоем раскидывают по всей России. Тем, у кого работы меньше.
Т.е, если АСК НДС выявила в Москве разрыв, то отрабатывать его могут послать чукчам. Или в любой другой регион страны.
Уверен, все вы уже получали множество требований по НДС: «вне рамок КНП». И запросы из других инспекций, в других городах. Такие запросы и есть результат работы экстерриториальной отработки. Это чукчи пытаются понять, что это вы там такое делали и запросить у вас дополнительные сведения.
Внешне кажется, что распределить нагрузку — это разумное решение. На практике — совсем нет. Объясняю почему.
В августе 19 года всем региональным инспекциям отключили возможность пользоваться деревом связей АСК НДС по юрлицам, зарегистрированным за пределами своего региона. Т.е, инспектор из Чукотского края, которому прислали на отработку разрыв из Москвы, просто не может построить по этому юрлицу дерево связей. Единственная его возможность — это получать информацию из 8-9 разделов а АИСе. Это очень неудобно, отнимает массу времени и не дает полноты информации.
Сейчас, потихоньку, региональным управлениям ФНС начали давать доступ к дереву связей. Но по моим оценкам, подключили меньше 10% всех контрольно-аналитических отделов страны. А вот 90% уже почти год абсолютно слепые.
Дальше. Уровень некоторых схематозников в Москве достаточно высок. Ребята тренировались на высокоинтеллектуальных врагах. Они научились строить такие деревья связей, что вскипает мозг. А теперь представьте, когда что-то очень большое и сложное падает на отработку сотруднику на Чукотку. Или в СКФО. Или во многие другие регионы России. Сотрудники просто не знают, что с этим делать.
Никакой финансовой мотивации отрабатывать чужие разрывы у сотрудников КАО ФНС сейчас нет. В теории, за отработку чужих разрывов должны давать премию. В налоговой эта премия называется «смс». На практике, смс по экстерриториалке нифига не платят.
Самое замечательное. Некоторые города вообще не принимают материал, который им готовят и присылают сотрудники других городов. Однозначный рекордсмен тут город Санкт-Петербург. Где, кстати, уже месяц проходит переобучение сотрудников КАО со всей страны. Они туда летают, слушают лекции, сдают экзамены.
При этом, питерские налоговики просто игнорируют все труды своих коллег. Длится это всё уже, как минимум, несколько кварталов. В Питерское управление уже строчили десятки жалоб. Но реакции никакой. Питер не акцептует отработанные по экстерриториалке документы.
Ещё одно новшество: в регионах начали внедрять центры компетенции ФНС. Чаще, просто переименовывают старые ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В теории, в Центрах компетенции должны сидеть самые опытные ребята по НДС и давать советы территориалкам, как отлавливать врагов-нарушителей. На практике этого не происходит. Никакой помощи и обучения от них не поступает. Более того, они только тормозят систему, т.к. многие документы требуют их обязательной подписи. У многих складывается ощущение, что Центры компетенции просто оттягивают на себя крупнейших налплатов по НДС, чтобы отрабатывать их самостоятельно.
Какой можно сделать вывод?
Фактически, отработка НДС по экстерриториальному распределению захлебнулась. Причины:
1. Сложной работой нагрузили сотрудников, которые не имеют нужных навыков. Они у себя в регионах никогда в жизни не видели ни схемы 2014, ни журналов, ни ликвидашек, ни других схематозов. Центральный аппарат иногда присылает инструкции по разным схемам. Но инструкции написаны убогим, сухим языком и не имеют конкретных примеров, в мозг рядового сотрудника КАО они просто не ложатся.
Вот прилетает сотрудницу на Кузбасс разрывов на 2 млрд рублей. Юриков 50 сразу. Цепи сложнейшие. Дерева связей нет. И чего он с этим делать должен?
2. В регионах КАО припахали к выездам и к опросам. Отделы нагружают множеством функций, которыми должны заниматься другие ребята. Потому, что в регионах особо сложных схем нет. И вот, сотрудникам КАО в один момент присылают по 30-50 юридических лиц из других регионов. А весь отдел состоит из 1-2 человек, которые загружены своей текучкой. У них просто нет времени на отработку. Самый элементарный выход для них: дать формальные ответы, под копирку. Посмотрели, ничего не нашли, не мучайте нас.
3. Питер и куча территориалок Москвы не акцептуют документы, которые присылают по экстерриториалке из регионов. Документы висят в обработке уже по 6-8 месяцев. Центральный аппарат, настучите Питеру по голове. Из-за них в регионах у сотрудников премии сгорают, кушать нечего будет.
4. Экстерриториальная работа по регламенту должна проходить в полном взаимодействии налоговых. Той, откуда выслали и другой, куда попал разрыв на отработку. Но это в теории, в регламенте. А что на практике? На практике, в 90% случаев, если региональный инспектор просит прислать ему дерево из АСК НДС, расширенную ИКН (индивидуальная карта налплата) и другую документацию, его просьбы просто игнорируют. Это всё равно, что послать сапера искать мины на поле, из инструментов дав ему только палочку.
Честное слово, все регионы уже начали ненавидеть Москву и Питер. Центральный аппарат, объясните инспекторам в столицах, что они должны соблюдать регламент. Вам же НДС в итоге нужен в бюджет?
5. Налплаты вообще не знают, как реагировать на эти требования «вне рамок камеральных проверок». А реагировать в текущей ситуации можно максимально формально, отписками. Всё это улетит в другие города, сотрудникам, которые совершенно не заинтересованы отработке ваших разрывов. Но отвечать, естественно, надо.
6. Хитрые схематозники свои цепи мониторят на предмет разрывов. Вот прилетел из Питера разрыв в дальний регион. Только декларации. Дерева связей нет. А схематозник уже увидел по дереву, что там у него разрыв, подал корректировку. Декларацию уже обнулил сам. Расхождения, естественно, уже закрылись.
И вот, в этот момент у инспектора из региона нет вообще ничего, с чем можно было бы работать: ни дерева, ни декларашки. А время для формирования протокола первичной оценки у него капает. Что делает инспектор? Конечно же, формальную отписку.
Я начинал этот текст, чтобы рассказать об изменениях по части отработки НДС. Но, в итоге, высказал всю боль и страдания региональных сотрудников КАО. Не в моих интересах помогать налоговикам, но тут просто слезы наворачиваются. И речь не о каком-то отдельном регионе. Такая ситуация по всей стране.
«Тематические вечеринки» налоговиков
Еще недавно так называемые «тематические» налоговые проверки могли грозить лишь большим должникам. Однако в конце 2020 года Федеральная налоговая служба (ФНС) поменяла подход. О том, чем грозят нововведения и что страшного в «тематических» проверках, рассказывает налоговый юрист Андрей Федоров.
По словам одного руководителя контрольно-аналитического отдела (КАО) районной ИФНС в Санкт-Петербурге, в декабре прошлого года им поставили задачу массово сформировать списки кандидатов на тематические проверки и направить на согласование в городское управление.
Что же такое «тематическая» налоговая проверка?
В Налоговом кодексе такой вид налогового контроля не предусмотрен. То есть юридически «тематических» налоговых проверок не существует. Согласно НК РФ, налоговая служба имеют право доначислить налоги, штрафы и пени только в двух случаях — по результатам камеральной или выездной проверки.
Не существует других способов выявить недоимки и доначислить налоги иначе, как при проведении налоговых проверок. Однако в процедурах налоговых проверок есть ограничения и сложности.
Камеральные проверки ограничены сроками проведения. Для обнаружения нарушений у ФНС есть всего три месяца (для НДС — два месяца после получения деклараций).
Декларации по НДС обрабатываются в автоматическом режиме комплексом АСК-НДС (о роботах на службе ФНС будет другая статья). Если декларация подошла по критериям достоверности АСК-НДС, то декларация не поступает на ручную проверку и через 2 месяца камеральная проверка считается пройденной.
За отведенные на камеральные проверки два месяца налоговики успевают обнаружить только явные расхождения в поданных декларациях.
Выездная налоговая проверка назначается для доначислений по нарушениям, выявленным после окончания камеральных проверок. Но при выездной проверке от налоговиков требуются огромные затраты временных и человеческих ресурсов.
Между назначением ВНП и получением денег по сделанным доначислениям может пройти два-три года.
Поэтому выездные проверки назначаются только тем компаниям, которым можно доначислить несколько десятков миллионов рублей и, что самое главное, потом получить эти доначисления.
Главный критерий при отборе компаний на выездные налоговые проверки не известные «12 критериев», провозглашенные в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года, а возможность доначислить и получить некоторую минимальную сумму.
Что же налоговикам делать?
Есть решение — провести ВНП не по всем налогам, а только по одному. И не за последние три года, а за несколько периодов. Как появилось название такому виду налогового контроля, неизвестно. Но термин «тематическая проверка» активно и широко используется.
Как мы уже знаем, в НК РФ нет понятия «тематической» проверки. Это «народный» термин (кстати, как и «разрыв НДС»). Однако, несмотря на все ограничения по видам и срокам проверяемых налогов, юридически это все равно выездная налоговая проверка.
То есть при проведении «тематической» проверки работники ФНС процессуально ограничены рамками, предусмотренными для ВНП — правилами оформления документов, сроками проведения и так далее.
Поэтому при назначении «тематической» проверки, налоговики должны быть уверены, в двух важных составляющих:
Без этих двух факторов «тематическую» проверку назначать не будут.
Как отбирают кандидатов на «тематические» проверки?
На выявление «схем» ухода от налогов требуется намного больше времени, чем отведено на камеральные проверки.
Три года назад в Налоговой службе для таких целей было создано специальное подразделение — контрольно-аналитические отделы — КАО. В КАО набраны самые лучшие налоговые работники. В их распоряжение предоставлены все имеющиеся ресурсы — автоматизированные комплексы, базы данных и прочее. На плечи контрольно-аналитических отделов возложена задача выявить налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Именно КАО дают поручения в отделы камеральных и выездных проверок на проведение тех или иных мероприятий.
Результаты работы контрольно-аналитических отделов компании получают в виде требований о предоставлении пояснений, вызовов в инспекции, информационных писем и прочее.
Если некоторые требования вы считаете «странными», то надо понимать, что в ФНС есть свои критерии «добросовестности» налогоплательщиков. И эти критерии не всегда совпадают с критериями, принятыми в деловом мире.
Чтобы налоговики были твердо уверены в невозможности компании «отбиться» от доначислений, они должны получить твердые доказательства незаконности применения вычетов по НДС.
Как проще всего получить такие доказательства? Обнулить декларации тех поставщиков, которые налоговики считают «однодневками».
Если представители ФНС сообщают вам, что контрагент подал корректировку с нулевыми показателями, вы должны знать, что контрагент ничего сам не подавал — за него все сдали специально назначенные злоумышленники.
А создавшийся налоговый «разрыв» идет в подготовку «тематической» проверки.
Подытоживая вышесказанное, делаем вывод, что «тематическая» проверка не назначается внезапно. Проверке предшествует активная переписка и вызовы в налоговый орган.
Аппетиты ФНС для назначения тематической проверки
Минимальная известная сумма для доначислений, при которых были назначены тематические проверки — 7 миллинов (Санкт-Петербург), 9 миллинов (Москва).
Как говорят представители ФНС, тематические проверки назначались и при меньших суммах.
В одном небольшом городе Дагестана, где всего 4 компании на основной системе налогообложения (то есть с НДСом), одной из них назначена тематическая проверка по НДС с планируемой суммой доначисления 180 тысяч рублей.
Выводы
Тематическая проверка не назначается внезапно. Перед ее назначением налоговики будут пробовать получить от вас добровольные доначисления в рамках «согласительных» процедур (тоже хорошая тема для новой статьи).
Если вы откажетесь от добровольных взносов.
Если у налоговиков будет достаточно доказательств для предъявления уклонения от уплаты налогов.
Если у вашей компании достаточно оборотов и имущества, на которые может быть обращено взыскание по выявленным недоимкам.
Тогда, возможно, вам будет назначена тематическая налоговая проверка.
Пугающие тренды в налоговых проверках компаний
Речь идет о весьма неприятных ситуациях, которые случались и раньше, но не в массовом порядке, изредка. Сейчас они становятся трендами, тенденциями, и это сильно настораживает.
В последнее время наметился тренд, когда к борьбе с налоговыми правонарушениями все чаще подключаются правоохранительные органы. Это экономическая безопасность МВД, Следственный комитет, который имеет право самостоятельно возбуждать уголовные дела без налоговой инспекции, без предварительного проведения выездной налоговой проверки. Если налоговая инспекция может проверить только последние три года, то Следственный комитет может проверять организации за 10 лет, если это уголовное дело об уклонении от уплаты налогов.
Еще недавно так называемые «тематические» налоговые проверки могли грозить лишь большим должникам. Однако в конце 2020 года ФНС поменяла подход. Тематические налоговые проверки — главный тренд современных взаимоотношений бизнеса и налоговой службы.
Взыскание налогов за пределами периода
Январские праздники давно закончились, на почте и в ТКС нет решения о ВНП, и мы проводили очередной год за пределы трехлетнего срока. А кто-то на радостях устроил по этому поводу вечеринку и забыл об условном 2017-м, как о страшном сне. И такие вечеринки были по поводу 2014, 2015, 2016 и 2017…
Все это к тому, что в 2020 году стали аномально часто возбуждаться уголовные дела по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с компаний) без предварительных результатов ВНП, рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков.
В зоне риска все годы с 2013 года (с учетом реальных сроков расследования), ликвидированные компании, под вопросом банкроты.
В последнее время наметился тренд, когда к борьбе с налоговыми правонарушениями все чаще подключаются правоохранительные органы. Следственный комитет имеет право самостоятельно возбуждать уголовные дела без налоговой инспекции, без предварительного проведения выездной налоговой проверки. Если налоговая инспекция может проверить только последние три года, то СК может проверять организации за 10 лет, если это уголовное дело об уклонении от уплаты налогов.
Кому грозят тематические проверки по НДС
Также в последнее время в связи с «разрывами» НДС налоговые инспекции стали гораздо чаще проводить так называемые «тематические» налоговые проверки, причем не только по крупным недоимкам.
«Тематической» (ноу хау налоговиков, данного термина нет в НК РФ) является ВНП не по всем налогам, а только по одному, и не за последние три года, а за несколько периодов. При проведении «тематической» проверки работники ФНС процессуально ограничены рамками, предусмотренными для ВНП — правилами оформления документов, сроками проведения и т. д. В последнее время тематических проверок становится больше, налогоплательщикам, не желающим добровольно устранить «налоговые разрывы», обещают выездную проверку по НДС. Особенность тематической проверки в том, что налоговый орган вправе проверять только заявленный в предмете проверки налог и не может запрашивать документы, не связанные с начислением и уплатой такого налога. Чтобы налоговики были твердо уверены в невозможности компании «отбиться» от доначислений, они должны получить доказательства незаконности применения вычетов по НДС.
Выездные налоговые проверки могут быть комплексными (по всем налогам за определенный период), а могут быть тематическими (по отдельным налогам). Так как в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных проверок в год, за исключением принятия решения руководителем ФНС, то раньше фискальное ведомство рекомендовало налоговикам проводить преимущественно комплексные проверки.
Налоговые органы нашли выход, как обойти ограничение по количеству проверок, и суды поддержали их в этом. Например, в деле А41-50083/2020 в отношении компании была проведена выездная проверка по НДС, а затем в том же году вынесено решение о выездной налоговой проверке, предметом которой являлись вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года, за исключением налога на добавленную стоимость за уже проверенный период. Налогоплательщик пытался оспорить это решение в связи с его неопределенностью, но суд ему отказал (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020).
Тематическая проверка не назначается внезапно. Проверке предшествуют активная переписка и вызовы в налоговый орган. Перед ее назначением налоговики будут пробовать получить от вас добровольные доначисления в рамках «согласительных» процедур (тоже хорошая тема для новой статьи). Если вы откажетесь от «добровольных взносов», если у налоговиков будет достаточно доказательств для предъявления уклонения от уплаты налогов, если у вашей компании достаточно оборотов и имущества, на которые может быть обращено взыскание по выявленным недоимкам, то… То тогда, вполне возможно, вам и будет назначена тематическая налоговая проверка.
И в последнее время тематических проверок становится больше, налогоплательщикам, не желающим добровольно устранить «налоговые разрывы», обещают выездную проверку по НДС.
Налоговые органы проводят тщательный предпроверочный анализ, используя собственные информационные системы, данные, полученные от других органов и контрагентов налогоплательщика. Сведения о налоговых «разрывах» они получают в автоматическом режиме.
Налоговый «разрыв» — это не законодательный термин, но в последнее время он часто используется, в том числе налоговыми органами. Разрыв по НДС (или расхождение по НДС) — это следствие несопоставления в ПК АСК НДС-2 сведений об операции, отраженной налогоплательщиком в разделе 8 налоговой декларации (книге покупок) в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, со сведениями данной операции, подлежащей отражению поставщиком налогоплательщика в разделе 9 налоговой декларации (книге продаж) при реализации товаров (работ, услуг).
За отведенные на камеральные проверки два месяца налоговики успевают обнаружить только явные расхождения в поданных декларациях. Выездная налоговая проверка назначается для доначислений по нарушениям, выявленным после окончания камеральных проверок. Но при выездной проверке от налоговиков требуются огромные затраты временных и человеческих ресурсов. Между назначением ВНП и получением денег по сделанным доначислениям может пройти два-три года. Поэтому выездные проверки назначаются только тем компаниям, которым можно доначислить несколько десятков миллионов рублей и, что самое главное, потом получить эти доначисления. Вот налоговики и находят выход — провести ВНП не по всем налогам, а только по одному. И не за последние три года, а за несколько периодов. Как появилось название такому виду налогового контроля, неизвестно. Но термин «тематическая проверка» активно и широко используется.
Обнаружив такой «разрыв», налоговики ищут его причину, запрашивают пояснения у налогоплательщика и его контрагентов, выясняют, был ли НДС в итоге уплачен в бюджет, анализируют всю «цепочку» поставщиков, выявляя технические компании (это компании, которые не ведут реальной деятельности), так как для того, чтобы получить право на вычет, в бюджете должен сформироваться его источник, то есть кто-то этот налог должен заплатить.
Налоговый орган ищет «выгодоприобретателя» — компанию, ведущую реальную хозяйственную деятельность, использующую технические компании для получения необоснованной налоговой выгоды.
Часто налоговые органы вызывают руководителя налогоплательщика и главного бухгалтера для дачи пояснений и предлагают добровольно устранить разрыв, подать уточненную налоговую декларацию и отказаться от необоснованного налогового вычета. В противном случае компании обещают тематическую выездную проверку.
Как в этом случае вести себя налогоплательщику? Лучше всего привлечь налогового консультанта и вместе с ним разобраться в проблеме. Все зависит от предыдущего поведения налогоплательщика и наличия у него доказательств невиновности в налоговом правонарушении.
Если компания проявила коммерческую осмотрительность при заключении сделки, проверила наличие у контрагента необходимых ресурсов, наличие у него деловой репутации, рекомендаций, личного сайта, то она не может нести ответственность за неуплату налога в бюджет своим поставщиком, тем более – его контрагентами.
Исполнение обязанности по уплате налогов не предполагает возложения на налогоплательщика ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц.
В этом случае занимайте активную позицию, предоставляйте пояснения, направляйте документы, подтверждающие, что вы контрагента проверили и были уверены в его способности выполнить свои обязательства и уплатить налоги, что вы не знали и не могли знать о его нарушениях, это поможет избежать выездной проверки.
Если же компания документы у контрагента не запросила и не убедилась в его способности выполнить сделку, то, по мнению налоговиков, она, пусть и не умышленно, но получила необоснованную налоговую выгоду от работы с технической компанией. В такой ситуации в вычете по НДС будет отказано, но компания может отстоять расходы по налогу на прибыль.
Порядок выездной налоговой проверки регулируется статьей 89 НК РФ. Она проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения налогоплательщика. Срок ее проведения — два месяца, но он может быть продлен до шести. По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев после нее — акт.
Налогоплательщикам обязательно нужно знакомиться с материалами налоговой проверки и подавать свои возражения на акт, на это у них есть месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Особенно это важно в связи с направлением ФНС нижестоящим органам рекомендаций по применению статьи 54.1 НК РФ, так как доказывать размер реально понесенных расходов, если установлено, что контрагент не мог исполнить сделку, а фактический исполнитель неизвестен, должен именно налогоплательщик.
Особенность тематической проверки в том, что налоговый орган вправе проверять только заявленный в предмете проверки налог и не может запрашивать документы, не связанные с начислением и уплатой такого налога.
В рамках выездной проверки налоговики имеют большие полномочия по сбору доказательств, они вправе проводить осмотры, запрашивать практически любые документы, пояснения и сведения, допрашивать работников налогоплательщика и его контрагентов, назначать экспертизы, проводить выемку документов.
Это позволяет собрать доказательства нарушений со стороны налогоплательщика, доначислить НДС, пени и штрафы без проведения полномасштабной комплексной проверки.
Как отбирают кандидатов на «тематику»
На выявление «схем» ухода от налогов требуется намного больше времени, чем отведено на камеральные проверки.
Несколько лет назад в ФНС для таких целей было создано специальное подразделение — контрольно-аналитические отделы — КАО. В КАО набраны самые лучшие налоговые работники. В их распоряжение предоставлены все имеющиеся ресурсы — автоматизированные комплексы, базы данных и пр. На плечи контрольно-аналитических отделов возложена задача выявить налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Именно КАО дают поручения в отделы камеральных и выездных проверок на проведение тех или иных мероприятий.
Результаты работы контрольно-аналитических отделов компании получают в виде требований о предоставлении пояснений, вызовов в инспекции, информационных писем и пр.
В НК РФ нет понятия «тематической» проверки. Это «народный» термин (кстати, как и «разрыв НДС»). Однако, несмотря на все ограничения по видам и срокам проверяемых налогов, юридически это все равно выездная налоговая проверка. То есть при проведении «тематической» проверки работники ФНС процессуально ограничены рамками, предусмотренными для ВНП — правилами оформления документов, сроками проведения и т. д. Поэтому при назначении «тематической» проверки налоговики должны быть уверены в двух важных составляющих: проверяемый не сможет доказать свою правоту, а проверяющие смогут получить доначисленные налоги, штрафы и пени. Без этих двух факторов «тематическую» проверку назначать не будут.
Если некоторые требования вы считаете «странными», то надо понимать, что в ФНС есть свои критерии «добросовестности» налогоплательщиков. И эти критерии не всегда совпадают с критериями, принятыми в деловом мире.
Чтобы налоговики были твердо уверены в невозможности компании «отбиться» от доначислений, они должны получить твердые доказательства незаконности применения вычетов по НДС.
Как проще всего получить такие доказательства? Обнулить декларации тех поставщиков, которые налоговики считают «однодневками».
Новый вид налоговых проверок – «оперативные»
Разработанный Минфином закон еще не принят. Более того, на него получен отрицательный отзыв правительственной комиссии. Но это не значит, что от идеи отказались – дорабатывают. И есть очень большая вероятность, что введут, очень прозрачно намекнул на недавнем мероприятии в ТПП начальник Управления камерального контроля ФНС России Дмитрий Черепанов. Мероприятие называлось «Налоговый контроль и налоговая безопасность в 2021 году» и по существу являлось заседанием рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками
Итак, в Минфине сетуют, что применяемые в настоящее время камеральные и выездные налоговые проверки не позволяют осуществлять эффективный контроль, поскольку проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации. Законопроект вводит новую форму налогового контроля – «оперативный контроль».
Оперативным контролем признается деятельность налоговых органов за соблюдением организациями и ИП требований законодательства о налогах и сборах по фиксации расчетов, в том числе полноте учета выручки. Для реализации оперативного контроля в состав НК РФ предполагается включить законодательные нормы о применении ККТ и ввести новую категорию – «фиксация расчетов» взамен «применения контрольно-кассовой техники». Предлагается, что новый раздел НК РФ «Оперативный контроль» в том числе будет определять правила фиксации организациями и ИП расчетов с применением ККТ. Фактически в него предлагается включить большинство положений действующего Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
В ходе оперативных проверок будут проводить мероприятия налогового контроля, в том числе наблюдение и контрольные закупки.
Наблюдение — это визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов. То есть, грубо говоря, инспектор будет подсматривать, как работает кассир. И не только кассир, но и любой работник проверяемой организации (ИП).
Контрольная закупка — действия налогового органа по созданию ситуации по совершению расчета. Причем их можно будет проводить и при дистанционной торговле (услугах), правила их проведения утвердит ФНС. О том, что производится контрольная закупка, предупреждать, естественно, не будут.
При проведении контрольной закупки налоговики могут допросить в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Оперативная проверка может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей оперативной проверки за тот же период в случае поступления в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций.
Проверять смогут три года, предшествующих году проверки. Более того, один и тот же период смогут проверять бесконечное количество раз, если будут жалобы покупателей.
Максимальный срок проведения проверки — 20 рабочих дней. Однако он может быть продлен до 40 рабочих дней. Может быть и продление сроков при наличии оснований.
Проверять при оперативной проверке будут как правильность фиксации расчетов, так и полноту учета выручки. Акты о результатах проведения оперативной проверки будут только в электронном виде.
Что касается мониторинга расчетов (постоянный сбор, обобщение, систематизация и сбор информации о каком-то лице), то он будет осуществляться ФНС с использованием автоматизированной информационной системы. Будут использоваться данные о применении ККТ, поступающие в налоговую, жалобы (в том числе и общественных организаций типа защитников прав потребителей) и данные любых открытых источников.
При неутешительных выводах будут применяться ограничительные меры:
‒ приостановление операций по счетам в банке;
‒ ограничение доступа к информационным системам и программам (в отношении тех, кто ведет деятельность через Интернет);
‒ приостановка деятельности (в отношении тех, кто работает через стационарные торговые объекты).
Что касается финансовых санкций, то планируют штрафовать за фиксацию мнимого или притворного расчета. Эти понятия предлагают закрепить в НК РФ. Размер штрафа:
‒ для ИП – 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тысяч рублей;
‒ для организации – сумма зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тысяч рублей.
Крупный штраф планируют установить за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде. С ИП хотят взыскивать 50 тысяч рублей, с организации – 100 тысяч рублей.
Когда стоит писать возражения на акт проверки
Да, доначисления никого не обрадуют. Но прежде, чем писать возражения, стоит оценить свои шансы и лишний раз убедиться в своей правоте, рассказывает руководитель налоговой практики АБ БГМП Александра Родионова.
Главный критерий при отборе компаний на выездные налоговые проверки, считают многие юристы, – не известные «12 критериев», провозглашенные в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007, а возможность доначислить и получить некоторую минимальную сумму.
На подачу возражений отводится один месяц со дня получения акта проверки, 15 дней – с момента получения акта дополнения. На акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, возражения нужно успеть подать также в течение одного месяца со дня получения акта.
В первую очередь необходимо сопоставить документы, приложенные к акту, с проведенными мероприятиями в ходе ВНП. Ознакомиться с материалами ВНП. Оценить факты на которые ссылается инспекция (исключить предположительный характер нарушений). Проверить доказательства на допустимость и относимость (правильное оформление МНК, имела ли право инспекция их проводить).
Не забудьте про ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля (справка о проведенных ДМНК и документы, приложенные к дополнению к акту). В «допах» можно только подтвердить или опровергнуть нарушения, зафиксированные в акте, вменение новых нарушений недопустимо. Выемка в ходе «допов» не предусмотрена. Дополнительные мероприятия могут быть назначены только один раз, продлевать их нельзя (Определение КС РФ от 25.03.2021 № 580-О).
При изучении материалов пытаемся найти методологические нарушения. Выясняем, имело ли место нарушение (собрать все разъяснения Минфина и ФНС России по вашему вопросу, посмотреть судебную практику на уровне ВС, ВАС, судов округов).
При нарушении 5%-ного барьера при раздельном учете необходимо проверять расчеты инспекции и понять методику расчета, объяснить свою методику и произвести свой контррасчет 5%.
При вменении нарушения по «игре периодов» необходимо проверить, имеет ли место «реальная» потеря бюджета – если ее нет, то нарушения тоже нет.
Наконец, нужно детально разобраться с тем, что налоговики посчитали движимым имуществом, а что – недвижимым, поскольку в этом вопросе до сих пор много путаницы. Рекомендуется освежить в памяти Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241. А заодно письма ФНС России от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, от 24.09.2018 № БС-4-21/18582, от 28.3.2018 № БС-4-21/5834@.
Представитель ФНС Дмитрий Черепанов сообщил, кстати, что долгожданные и «окончательные» разъяснения налогового ведомства по данному вопросу вот-вот появятся и путаться относительно «движимого-недвижимого» перестанут и компании, и проверяющие. Критерии разделения будут четкими и однозначными.
В ТПП, в свою очередь, напомнили, что сейчас Минфином рассматривается инициатива по введению в НК РФ альтернативы действующему порядку налогообложения имущества. Действующим порядком предусматривается налогообложение исключительно недвижимого имущества по базовой ставке налога 2,2%. При этом субъекты РФ вправе устанавливать льготные условия налогообложения.
Альтернативный вариант предполагает закрепление в качестве объекта налогообложения всего движимого и недвижимого имущества (за исключением автотранспорта и имущества, относящегося к первой или второй амортизационным группам) с одновременным снижением базовой налоговой ставки до 1,6–1,7%. Это поможет организациям нивелировать риски переквалификации проверяющими имущества из «движимого» в «недвижимое», сократит число споров и упростит налоговое администрирование (в предпринимательском сообществе это предложение поддерживают далеко не все).
Что касается претензий относительно «порочных» контрагентов, то выстраивать защиту нужно исходя из положений письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@. Однозначно сами себе ответьте на вопрос, была ли сделка и знало ли общество о порочности контрагента. Рекомендуется освежить в памяти Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241. А заодно письма ФНС России от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, от 24.09.2018 № БС-4-21/18582, от 28.3.2018 № БС-4-21/5834@.
Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование