Капаситет в мкф что это такое

Капаситет в мкф что это такое

Главным врачам республиканских медицинских учреждений
начальникам территориальных Управлений и отделов
здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан

Министерство здравоохранения направляет пособие для врачей «Методические основы перехода от «Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и социальной недостаточности» к «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» для использования при установлении инвалидности у детей». Данное пособие подготовлено в рамках программы «Дети инвалиды» с участием Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава Российской Федерации и рекомендуется в работе детских и медико-генетических учреждений республики.

Начальник отдела охраны здоровья матери и ребенка
Министерства здравоохранения Республики Татарстан Д.Г.Галеева

«Утверждаю»
Председатель секции по педиатрии
Ученого совета Минздрава РФ
Профессор Л.С.Балаева
Протокол заседания N 7 от 09.12.2002 г.

Пособие для врачей
«Методические основы перехода от «Международной классификации
нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной
недостаточности» к «Международной классификации функционирования,
ограничения жизнедеятельности и здоровья» для использования
при установлении инвалидности у детей»

По заказу Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации Федеральной программы «Дети Чернобыля».

Пособие подготовлено сотрудниками Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава Российской Федерации: проф.Л.С.Балевой, ст.н. с.Е.Б.Лаврентьевой, вед.н.с.А.Е.Сипягиной, вед.н.с.Р.Н.Терлецкой, вед.н. с.И.Н.Яковлевой, ст.н.с.Л.Г.Сохой, ст.н.с.Т.Б.Кузьминой.

В пособии изложена концептуальная модель «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья», ее отличие от «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности», возможности использования первой при установлении инвалидности у детей.

Пособие предназначено для врачей, социальных работников, может быть использовано в системе образования.

Введение

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (от 13 августа 1996 г. N 965) «О признании граждан инвалидами» (в редакции постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 г. N 707, от 26.10.2000 г. N 820) при установлении инвалидности в настоящее время используется «Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» (МКН), впервые опубликованная ВОЗ в 1980 г.

Однако 22 мая 2001 г. на 54-й сессии ассамблеи ВОЗ утвержден пересмотр указанной номенклатуры под названием «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ), теоретические положения которой отличаются от концепции МКН.

Учитывая возможность описания с помощью МКФ показателей здоровья и показателей, связанных с изменением здоровья, она может быть применена при установлении инвалидности гражданам.

Показания к применению метода

Пособие может быть использовано в лечебно-профилактических, реабилитационных, образовательных учреждениях, органах и учреждениях социальной защиты.

Материально-техническое обеспечение метода

При разработке настоящего пособия использовалась современная «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ)-ВОЗ (2001 г.), которая представляет собой пересмотр «Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» (МКН)-ВОЗ (1980 г.).

Описание метода

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей и подростков. Происходит абсолютный и относительный рост врожденных и наследственных заболеваний, отмечается тенденция к хронизации неинфекционных соматических заболеваний, характеризующихся тяжестью течения и склонностью к вовлечению в патологический процесс нескольких органов и систем. Их удельный вес в структуре общей заболеваемости достаточно высокий в отличие от острых заболеваний с законченным циклом или острых инфекционных заболеваний, поддающихся предупреждению методами иммунопрофилактики, составляющих лишь часть общей заболеваемости.

Острые заболевания, как правило, заканчиваются выздоровлением и существенно не отражаются на образе жизни ребенка или подростка.

При врожденных аномалиях развития, хронизации соматических и инфекционных заболеваний, тяжелых травмах, отравлениях, при заболеваниях, плохо поддающихся лечению, могут возникнуть выраженные нарушения в состоянии здоровья детей, которые приводят к ограничению их жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту, в наиболее тяжелых случаях приводят к социальной недостаточности, что служит основанием для официального оформления инвалидности с предоставлением детям и их семьям соответствующих льгот.

Экспертами ВОЗ в 1980 г. была предложена концепция многомерной оценки последствий болезни, на основе которой была разработана «Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и инвалидности». После апробации во многих странах она была взята на вооружение клинической и социальной медициной многих стран.

В нашей стране только в 1994 г. была впервые издана «Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности».

Это руководство представляет собой адаптированный вариант Международного руководства по классификации последствий болезней и причин инвалидности. Оно подготовлено Московским, сотрудничающим с ВОЗ, центром по Международной классификации болезней (НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН).

Для понимания сути современных требований к определению инвалидности у детей важно, в соответствии с МКН, что не болезнь как таковая, а те последствия болезни, которые ограничивают повседневную жизнь или действия ребенка, являются основой для рассмотрения вопроса об установлении инвалидности. Именно с появлением нарушений (материализацией патологического процесса) вступает в силу трехмерная концепция ВОЗ оценки последствий болезни.

Концептуальная модель МКН можно проиллюстрировать схемой, представленной ниже (схема 1).

Схема 1. Взаимодействие между составляющими МКН.

На модели болезни основана Международная классификация болезней (МКБ). МКБ ориентирована на болезнь, имеющую официальный диагноз. В МКБ-10 (том 2, ВОЗ, Женева) четко определено, что МКБ является Международной стандартной диагностической классификацией, позволяющей осуществлять мониторинг частоты и распространенности болезней и других проблем, связанных со здоровьем. Она относится к первой группе Классификаций ВОЗ и охватывает данные, относящиеся к диагнозам и состоянию здоровья.

В отличие от МКБ, МКН относится ко второй группе классификаций и касается проблем, связанных с нарушением здоровья.

Введение в России МКН, принятие Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) позволили пересмотреть концептуальные подходы к установлению инвалидности детям.

Прежде всего, процедура установления инвалидности детям приведена в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в котором эти функции закреплены за службой медико-социальной экспертизы системы Минтруда России. Однако следует подчеркнуть, что врачи-педиатры, клинико-экспертные комиссии амбулаторно-поликлинических учреждений представляют и защищают интересы ребенка и семьи в реализации прав на установление инвалидности, инициатива исходит не из социальных учреждений, служб медико-социальной экспертизы (МСЭ), а из лечебно-профилактических учреждений, от врачей-специалистов.

Внедрение МКН явилось важным шагом в понимании, толковании и применении каждого раздела номенклатуры для конкретизации характера нарушений, выявления той или иной категории ограничений жизнедеятельности ребенка.

Несмотря на то что МКН сыграла огромную положительную роль в понимании и изменении подходов к установлению инвалидности, отдельные ее компоненты и, прежде всего, жизнеограничения, не адаптированы к детям, не учитывают возрастные, поведенческие реакции ребенка.

Не всегда имеет место и взаимопонимание в решении проблем установления инвалидности детям между службами здравоохранения и социальной защиты. Во многом это связано с тем, что МКН ориентируется на «последствия болезни», т.е. на те нарушения, которые могут привести к инвалидизации.

Всемирная организация здравоохранения, рассматривая МКН в качестве пробной версии, предусматривала возможность ее использования в качестве инструмента социальной «политики» для планирования мер социальной защиты, компенсационных мер за утрату здоровья.

Пересмотрев ключевые позиции МКН, ВОЗ после всесторонних испытаний и международных консультаций утвердила в 2001 г. Международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая применима к различным аспектам здоровья.

МКФ ориентируется, в отличие от МКН, не на «последствия болезни», а на «составляющие здоровья». «Составляющие здоровья» определяют, из чего оно состоит, в то время как «последствия болезни» обращают внимание на те влияния, которые могут оказывать заболевания и другие изменения здоровья на конечный результат. МКФ содержит перечень факторов внешней среды, описывающих обстановку, в которой живет индивид, а также взаимодействие или сложные взаимоотношения между изменением здоровья и различными факторами (факторами внешней среды, личностными факторами).

В отличие от МКН, ориентированной, в основном на «медицинскую» концептуальную модель, МКФ базируется на интеграции «медицинской» и «социальной» модели. Важной составляющей МКФ является перечень факторов внешней среды, описывающих обстановку, в которой живет индивид.

МКФ существенно отличается от МКН в описании взаимоотношений между составляющими функционирования и ограничений жизнедеятельности.

МКФ классифицирует различные показатели здоровья и показатели, связанные со здоровьем с целью описания ситуации индивида. Это описание, как уже указывалось, всегда дается в контексте окружающих и личностных факторов.

МКФ дает описание ситуаций, исходя из функционирования и его ограничений у человека, что позволяет выстраивать информацию во взаимосвязанном и понятном виде.

Для применения классификации МКФ важно понять ее структуру (схема 2):

Как видно из представленной схемы, МКФ имеет две части, каждая из которых состоит из двух составляющих:

Часть 1. Функционирование и ограничения жизнедеятельности

(а) функции и структуры организма

(б) активность и участие

Часть 2. Факторы контекста

(а) факторы окружающей среды

(б) личностные факторы

Для понятия сути МКФ приводим характеристики терминов, используемых в качестве структурных элементов МКФ.

Физиологические функции включают и умственные функции. Термин «отклонение» в данном случае используется для отражения значимого отклонения от общепринятых статистических норм (т.е. как отклонение от средней популяционной величины, принятой в качестве стандартной нормы) и он должен использоваться только в этом смысле.

Факторы окружающей среды являются составляющей МКФ и относятся ко всем аспектам окружающего (или внешнего) мира, который формирует условия жизни индивида и таким образом оказывает воздействие на его функционирование. Факторы окружающей среды включают естественный мир с его особенностями, физический мир, созданный человеком, других людей с различными взаимоотношениями и ролями, отношения и ценности, социальные системы и службы, политику, нормы и законы.

Источник

Каталог статей

Основополагающие принципы МКФ

Эти принципы тесно связаны с биопсихосоциальной моделью инвалидности и являются важными компонентами модели МКФ.
• Универсальность
Классификация функционирования и ограничений жизнедеятельности должна быть применима ко всем людям, независимо от состояния здоровья или возраста. Таким образом, МКФ предназначена для всех людей. Она относится к функционированию каждого человека, поэтому ее нельзя использовать как средство отделения инвалидов в отдельную группу. Универсальный подход к инвалидности также означает, что большинство людей в какой – то момент становятся тем или иным образом «людьми с ограниченными возможностями».
• Равенство
Не должно быть разделения, выражаемого прямо или косвенно, между различными состояниями здоровья, «умственными» и «физическими», которое затрагивает структуру содержания классификации функционирования и ограничений жизнедеятельности. Другими словами, инвалидность нельзя разделять по этиологии.
• Нейтральность
Там, где это возможно, названия сфер должны быть сформулированы на нейтральном языке так, чтобы классификация могла отображать как положительные, так и отрицательные аспекты всех положений функционирования и ограничений жизнедеятельности. Более того, МКФ акцентирует внимание на оставшихся способностях людей и на том, что они до сих пор способны делать, а не на их инвалидности или нарушениях функционирования.
• Факторы окружающей среды
Для того, чтобы сделать социальную модель инвалидности более завершенной, МКФ включает Контекстуальные Факторы, в которых перечислены факторы окружающей среды. Эти факторы могут быть физическими: климат, местность; а также включать социальное отношение, учреждения, законы. Взаимодействие с факторами окружающей среды является важным аспектом научного понимания явления, обобщенного в терминах «функционирование и ограничение жизнедеятельности».
• Интерактивность
Между различными элементами не существует линейной прогрессивной связи. Все элементы подвержены изменениям и динамичному воздействию друг на друга. Более того, вмешательства могут напрямую преобразовывать некоторые элементы и таким образом изменять общее состояние конкретного человека.
МКФ может предоставить основу для всесторонней и понятной социальной политики в сфере инвалидности, будь то разработка критериев на право получения пенсий по инвалидности, или разработка положений для доступа к вспомогательным технологиям, или санкционирование жилищной либо транспортной политики для людей с ограничениями подвижности, либо сенсорными или умственными ограничениями.

Принятая ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция о правах инвалидов, провозгласила своей целью поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства. В соответствии с Конвенцией к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Из этого определения следует, что основным постулатом при определении инвалидности является установление нарушений здоровья, сопровождающихся физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые препятствуют взаимодействию инвалидов с окружающей средой и тем самым мешают их участию в жизни общества.

МКФ вводит понятия здоровья и показателей, связанных со здоровьем. Эти показатели описаны с позиций организма, индивида и общества посредством двух основных перечней:
— функции и структуры организма (Body);
— активность (Activity) и участие (Participation).

Эти термины расширяют возможности классификации, позволяя описать не только негативный, но и позитивный аспект.
МКФ отказалась от классификации «последствий болезни» (как это было в МКН). В ней предложена классификация «составляющих здоровья». «Составляющие здоровья» характеризуют его состояние, в то время как «последствия болезни» концентрируют внимание на негативных влияниях, которые могут оказывать заболевания и другие нарушения здоровья на конечный результат.

МКФ содержит перечень факторов окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми этими категориями, что позволяет практически отразить профиль функционирования и ограничений жизнедеятельности индивида в рамках различных показателей.
данная классификация более привязана к структурным образованиям, чем к функциональным системам организма.
Функции и структуры организма входят в данной классификации в один показатель.
С новых позиций представлено функционирование и ограничение жизнедеятельности с точки зрения «использования» функций и структур в индивидуальной и социальной жизни человека и обозначенных в МКФ как «активность» и «участие».

Предложены два определителя активности и участия:
— реализация (претворение в жизнь, осуществление);
— потенциальная способность (капаситет).

Раздел 1 классификаций активности и участия «Обучение и применение знаний» включает целенаправленное использование органов чувств; базисные навыки при обучении; применение знаний. В таком контексте ограничение способности к обучению в действующих классификациях и критериях не используется, но основные позиции получили отражение в категориях способность к обучению и, в некоторой степени, способность к ориентации. Данный вид активности и участия в значительной степени носит психологический характер, т.к. отражает способность индивида не только выполнять отдельные действия, но и включаться в деятельность для решения сложных задач.

Раздел 2 «Общие задачи и требования» включает несколько позиций, отражающих: выполнение отдельных задач, выполнение многоплановых задач, выполнение повседневного распорядка, преодоление стресса и других психологических нагрузок и др. В некоторой степени эти позиции учитываются в настоящее время при определении способности контролировать свое поведение. Однако выполнение отдельных и многоплановых задач практически не включено ни в одно определение категорий ограничения жизнедеятельности в настоящее время. Кроме того, определение или диагностика этих позиций требуют разработки и создания определенных маркеров, при помощи которых эти ограничения могут быть учтены.

Раздел 3 «Общение» включает: восприятие сообщений при общении; общение – составление и изложение сообщений; разговор и общение с использованием средств связи и техники общения. Все эти позиции используются в действующей классификации ограничений способности к общению и применяются на практике.
4 раздел «Мобильность» предусматривает следующие виды действий: изменение и поддержание положения тела; перенос, перемещение и манипулирование объектами; ходьба и передвижение; передвижение с использованием транспорта. Все эти виды действий включены в способность к передвижению в рамках действующей классификации, за исключением переноса, перемещения и манипулирования объектами, которые в настоящее время оцениваются при диагностике ограничения самообслуживания и ограничений способности к трудовой деятельности.

Раздел 5 «Самообслуживание» и раздел 6 «Бытовая жизнь» в действующей классификации включены в категории жизнедеятельности «Самообслуживание», за исключением одной позиции: в раздел 6 «Бытовая жизнь» включено понятие «помощь другим», которое полностью отсутствует в действующей Классификации, но является непременным критерием, в первую очередь качества бытовой, семейной жизни.

Раздел 7 посвящен Межличностным взаимодействиям и отношениям и включает: общие или личностные взаимодействия и специфические межличностные отношения (социальный, семейные, интимные, формальные, отношения с незнакомыми людьми и др.). В действующей Классификации понятия межличностных взаимодействий и отношений отсутствует, хотя некоторые позиции отражены в таких категориях как контроль за своим поведением и общение.

Раздел 8 «Главные сферы жизни» включает: образование; работу и занятость; экономическую жизнь. Эти категории в действующей Классификации включены в различные ограничения жизнедеятельности: способность к трудовой деятельности, способность к обучению и, в некоторой степени, в способность контролировать свое поведение. Однако экономическая жизнь (экономические отношения, экономическая самостоятельность и т.д.) никогда не оценивалась как отдельный аспект жизнедеятельности человека.

Последний 9 раздел посвящен жизни в сообществах, общественной и гражданской жизни и включает жизнь в сообществах, отдых и досуг, религию, права человека, политическую жизнь и гражданство и др. В таком аспекте участие в жизни общества практически никогда не отражалось и не оценивалось в действующих Классификациях. Однако этот раздел относится к тем действиям и задачам, которые требуются, чтобы заниматься организованной общественной жизнью вне семьи, включаться в жизнь отдельных сообществ, всего общества и в гражданские сферы жизни.
сравнительный анализ моделей ограничений жизнедеятельности, представленный в действующих Классификациях и МКФ свидетельствует о расхождениях между ними, в основном касающихся социальных сфер жизни человека. Главным отличием является описание взаимоотношений между составляющими функционирования и ограничений жизнедеятельности.
Функционирование индивида представляется как взаимодействие или сложные отношения между изменением здоровья и контекстовыми факторами (факторами окружающей среды и личностными факторами).

МКФ предлагает использовать определители факторов окружающей среды с позиций их влияния как облегчающего фактора или барьера, используя негативные и позитивные шкалы, например:
нет барьеров –( +0-4%)
нет облегчающих факторов – 0-4%
незначительные барьеры – 5-24%
незначительные облегчающие факторы – (+5-24%)
и т.д.

Классификации, представленные в МКФ, и их трактовка, охватывают широкий спектр составляющих здоровья и связанных со здоровьем факторов. Категории МКФ относятся ко всем видам ограничений жизнедеятельности.
Следует отметить, что составляющие «Активность и участие» имеют 2 определителя: реализация и потенциальная способность. Первый из них определяет проблемы индивида в реальных условиях окружающей среды, в том числе с использованием вспомогательного оборудования, которое доступно индивиду в его реальном окружении. Второй – указывает на снижение возможности активности и участия без помощи, т.е. оценивает трудности в случае отсутствия посторонней помощи или вспомогательного оборудования.
сравнительный анализ положений МКФ и отечественных подходов показывает наличие некоторых особенностей во взглядах на оценку здоровья и факторов, связанных со здоровьем, при наличии сходства основных позиций.
К сходству позиций относится функционально-структурный подход как показатель оценки состояния организма человека и его функций, подход к оценке активности и участия. Эти подходы реализуются и в отечественной практике при осуществлении МСЭ.

Однако приоритет МКФ заключается в том, что она предлагает для учета более широкий круг умственных функций и видов жизнедеятельности.
В перечень умственных функций включены не только познавательные процессы (память, внимание, мышление и др.) но и более сложные функции психики, интегрирующие в себе и личностные характеристики, наличие социального опыта и навыков поведения.

Выделение в МКФ особого вида активности и участия «общие задачи и требования» как способности человека выполнять различные виды деятельности является чрезвычайно прогрессивным, так как данный вид играет ведущую роль при оценке способности человека выполнять любую деятельность вообще.
для барьеров и для облегчающих факторов предложены одни и те же количественные определители:
А. Для барьеров:
0. Нет барьеров (нет, отсутствуют, ничтожное) 0-4%
1. Незначительные барьеры (легкие, небольшие, слабые) 5-24%
2. Умеренные барьеры (средние) 25-49%
3. Выраженные барьеры (резко выраженные, тяжелые) 50-95%
4. Абсолютные барьеры (полные) 96-100%

Б. Для облегчающих факторов:
0. Нет облегчающих факторов (нет, отсутствуют, ничтожные) 0-4%
1. Незначительные облегчающие факторы (легкие, небольшие, слабые) 5-24%
2. Умеренные облегчающие факторы (средние) 25-49%
3. Выраженные облегчающих факторов (резко выраженные, тяжелые) 50-95%
4. Абсолютные облегчающие факторы (полные) 96-100%

Других определителей факторов окружающей среды в версии МКФ 2001 г. не предлагается и указывается, что определение количественных значений должно быть унифицировано, методики оценки необходимо разрабатывать в ходе дальнейших исследований. Кроме того, потребуются дальнейшие исследования, чтобы уяснить, насколько перечень факторов окружающей среды останется понятным и стабильным при его использовании.

– 0-30 баллов соответствуют незначительной тяжести проявлений заболеваний, последствий травм или дефектов и свидетельствуют об отсутствии оснований для установления инвалидности, но могут определять необходимость реализации мероприятий по медицинской реабилитации;
— 40-60 баллов – характеризуют ограничения жизнедеятельности при 3 группе инвалидности;
— 70-80 баллов – характеризуют ограничения жизнедеятельности при 2 группе инвалидности;
— 90-100 баллов – характеризуют ограничения жизнедеятельности при 1 группе инвалидности.

При наличии нескольких функциональных нарушений оценивать каждую степень выраженности здоровья в отдельности. При оценке суммарной степени нарушения здоровья следует исходить из отдельного максимально выраженного нарушения и далее установить в отношении других функциональных нарушений их влияние на увеличение этого показателя на 10 баллов для оценки ограничения в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *