Капелла что такое история

Капелла придворная певческая

Капелла придворная певческая, хор для пения в дворцовых церквах царского дома, унаследовал свой современный строй от государевых певчих дьяков. – История капеллы чрезвычайно скудна фактами вследствие отсутствия специальных исследований. Известно, что в 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра вел. был пополняем посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек. В царствование имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться и ко второй половине столетия, по свидетельству Штелина, капелла состояла из 15 дискантов, 13 альтов, 13 теноров и 12 басов, не считая „младших воспитанников». С этого времени начинается известность капеллы, как образцового певческого учреждения, и на это именно время падает служба в уставщиках капеллы ( – должность уставщика была равносильна позднейшей директорской должности – ) М. Ф. Полторацкого, который, будучи еще придворным певчим, обратил на себя внимание отличным голосом и искусным пением и для усовершенствования был посылаем заграницу.

В 1742 г. во время торжеств по случаю коронования императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера Метастазио „Милосердие Тита», и для исполнения хоров в ней по приказанию императрицы были приглашены певчие придворного хора, для которых итальянские слова оперного либретто были переписаны в партии русскими буквами. С этого времени придворная капелла должна была участвовать во всех придворных оперных спектаклях, где нужен был юр. Есть, впрочем, известия, что еще в 1737 г. придворный хор участвовал в исполнении оперы Арайя „Аlbia а о“. Развитие театральных зрелищ при дворе и в столице, а равно и подчинение придворного певческого хора итальянцам – капельмейстерам и композиторам, не могли не отозваться на капелле с одной стороны весьма благоприятно – усовершенствованием ее вокально-певческого искусства, с другой – имевшим печальные последствия привнесением в богослужебное церковное пение характера итальянской оперной музыки. И сами композиторы – итальянцы, служившие при русском дворе, стали писать музыку на слова священных песней, и таким образом светский стиль быстро распространялся по церковным хорам всей России. Цоппис, Галуппи и Сарти в царствование имп. Екатерины II были главными представителями такого направления. Талантливые малолетние певчие придворной капеллы Березовский и Бортнянский были учениками этих композиторов (первый – Цопписа, второй – Галуппи) и по мысли своих учителей для завершения своего музыкального образования путешествовали в Италию – тогдашнюю законодательницу в области вокальной музыкн. Бортнянскому суждено было по возвращении в капеллу занять место капельмейстера придворного хора, а с 1796 г. сначала директора вокальной музыки, потом управляющего придворною певческою капеллой (до конца жизни, 1825 г.), и довести как вокальную часть, так и официальное положение капеллы до блестящего состояния. В 1817 г. Бортнянским были введены новые штаты капеллы и улучшено материальное положение певчих. В то же время Бортнянский выхлопотал разрешение прекратить участие придворной капеллы в театральных представлениях, а своими сочинениями содействовал отвлечению внимания от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений Сарти, Галуппи и т. п. Бортнянскому, как директору капеллы, тогда единственного компетентного музыкального учреждения, было предоставлено Высочайшею властию право одобрять к печати и, с согласия Св. Синода, к употреблению при богослужении вновь составляемые духовно-музыкальные сочинения. При следующем директоре, Ф. И. Львове, капелла, в остальном жившая еще отблеском славы Бортнянского, приступает к изданию различных нотных сочинений, и главным образом т. наз. „обихода придворного пения“, вышедшего тогда еще под названием „Круга простого церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого“, и только для двух голосов – тенора и баса, а затем сочинений Бортнянского, прот. Турчанинова, Березовского, Галуппи и др. Это издательство положило начало существования нотного склада при капелле.

При следующем директоре А. Ф. Львове (1837–1861 г.) капелла, в замен далеко неполного и только для двух голосов изложенного „круга», издает под редакцией Львова полный обиход нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого, на 4 голоса, в составлении которого принимали участие главным образом учителя пения И. М. Воротников и Г. Я. Ломакин. Вновь изданный обиход упрочил всеобщую известность и употребительность придворного напева, а вместе с тем поднял и авторитет капеллы, ставшей при Львове, благодаря обиходу и цензурным правам капеллы, вершительницею судеб церковного пения во всей России. Кроме обихода, являются в таком же переложении: – октоих знаменного роспева, сокращенный ирмологий знаменного роспева, а также греческого роспева: воскресные и праздничные ирмосы, ирмосы четыредесятницы и страстной седмицы, воскресные утренние антифоны и утреня. – Пение капеллы при Львове вновь было доведено до значительного совершенства; слава ее проникла и за пределы России: бывший в Спб. в 50-х годах Берлиоз ставит пение капеллы на недосягаемую высоту. Ежегодные концерты капеллы всегда привлекали большое количество посетителей, чему отчасти способствовала известность самого Львова, как композитора.

С 1837 г. начинается деятельность капеллы по обучению церковному пению и регентскому делу сначала певчих различных полков, а потом и других лиц, приведшая в 1848 г. к первому положению о регентском классе, получившем определенный характер постоянного музыкально-учебного заведения только с 1884 г.

В 1839 г. при капелле учреждается инструментальный класс, для спавших с голоса певчих, неофициально существовавший еще со времен Бортнянского, с перерывом между 1845 и 1856 гг. Класс этот существует и до настоящего времени.

С 1861 по 1883 г., в директорство Н. И. Бахметева, капелла продолжала существовать на тех же основаниях и шла в том же направлении, как при Львове. За весь этот период наиболее крупными фактами в истории капеллы являются: 1) Изменение в способе пополнения хора малолетними певчими. До сих пор набор певчих производился посредством реквизиции лучших голосов из архиерейских и др. хоров южной России, при чем капелла обыкновенно получала певцов более или менее уже опытных в церковном пении. Теперь же капелла стала набирать мальчиков вне архиерейских и др. хоров, приняв обязанность первоначального обучения пению на себя. 2) Под руководством Бахметева был вновь переиздан обиход придворного напева с значительными изменениями сравнительно с обиходом Львова, внесшими более правильности и звучности гармонии; однако некоторые гласовые мелодии в обиходе Бахметева потеряли свою характерность и, приближаясь иногда к речитативу, удаляли гласовое пение от его подлинника. Тем не менее бахметевский обиход пользуется распространенностью и остается образцовым до настоящего времени. 3) Цензурные полномочия капеллы, переходившие со времен Бортнянского от одного директора к другому, ко времени Бахметева представлялись неограниченными: только на этом основании последний начал дело по поводу литургии, составленной Чайковским, не бывшей на рассмотрении директора капеллы и напечатанной без его разрешения. Однако по разъяснению Правит. Сената права директора капеллы простираются лишь на то, чтобы одобрять или не одобрять к исполнению дух.-музыкальные сочинения в церквах, и не касаются тех, которые к тому не предназначаются. Результаты процесса не могли не отразиться неблагоприятно на положении капеллы.

Собственные духовные сочинения Бахметева, не смотря на свою эффектность и хоровую звучность, не могли содействовать упрочению авторитета капеллы, так как иногда чрезмерно усиливали ту слащавость и „пряность“, начало которых было положено еще сочинениями Львова. С 1883 по 1895 г. капелла жила иной жизнию. Во главе ее был поставлен начальник, которому подчинялись управляющий и его помощник. Граф С. Д. Шереметев, назначенный на должность начальника, пригласил известных деятелей национального направления в русской музыке: М. А. Балакирева на пост управляющего и Н. А. Римского – Корсакова – помощником управляющего. Музыкально-художественное значение капеллы постепенно развивалось и именно в направлении, характерном для приведенных имен. В это время капеллою была сделана попытка издать первую простую, но вместе с тем художественную гармонизацию древних церковных напевов; к сожалению, попытка остановилась после выпуска в свет „Пения при всенощном бдении древних распевов“. Тогда же были изданы капеллою сочинения и переложения Римского-Корсакова.

После 1895 г. должность управляющего занимали – до 1901 г. А. С. Аренский, а с 1901 до 1903 г. – С. В. Смоленский, по уходе которого капелла управляется начальником – гр. А. Д. Шереметевым и помощником Н. С. Кленовским.

Источник

Значение слова «капелла»

Капелла что такое история. Смотреть фото Капелла что такое история. Смотреть картинку Капелла что такое история. Картинка про Капелла что такое история. Фото Капелла что такое история

1. Хор певчих, а также смешанный ансамбль, состоящий из певцов и артистов, играющих на музыкальных инструментах. Государственная академическая капелла. Капелла бандуристов.

2. В католической и англиканской архитектуре: небольшая отдельная часовня или помещение (в храме, замке и т. п.) для молитв одного знатного семейства.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Капелла (от лат. capella уменьшительное от cappa) — тип католического строения. На русский язык обычно переводится словом «часовня», что не вполне верно.

Капелла Карла Великого — дворцовая капелла в Ахене.

Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Венето (Италия).

Капелла Сан-Джорджо (итал. Oratorio di San Giorgio) — католическая капелла в городе Падуя (Италия).

Капелла Никколина (итал. Capella Niccolina) — капелла в Апостольском дворце в Ватикане.

Капелла Бранкаччи (итал. Cappella Brancacci) — часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции.

Мальтийская капелла — католическая церковь ордена мальтийских рыцарей в Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге.

Палатинская капелла — капелла Норманнского дворца в Палермо.

Рослинская капелла — церковь XV века в Шотландии.

Сикстинская капелла — музей в Ватикане, бывшая домовая церковь.

Башня Капелла — небоскрёб в Миннеаполисе, штат Миннесота, США.

Капелла (коллектив) — разновидность хора или оркестра.

Государственная академическая симфоническая капелла России

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — концертно-музыкальное учреждение в Санкт-Петербурге.

Хоровая капелла Казанского университета — любительский студенческий хоровой коллектив Казанского (Приволжского) федерального университета.

Капелла (звезда) (α Возничего; «Козочка», также Капра (лат. Capra) — «коза») — звезда в созвездии Возничего.

КАПЕ’ЛЛА, ы, ж. [ит. capella]. 1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая к. 2. Католическая часовня. || Место в католическом храме, где помещается хор (церк.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

капе́лла

1. искусств. хор певчих, а с XVIII в. — смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах

2. концертный зал, в котором исполняются хоровые произведения

3. в католической или англиканской архитектуре — небольшая часовня или отдельное помещение в храме, в замке и т. п., где молится знатное семейство

Делаем Карту слов лучше вместе

Капелла что такое история. Смотреть фото Капелла что такое история. Смотреть картинку Капелла что такое история. Картинка про Капелла что такое история. Фото Капелла что такое историяПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова зубоскал (существительное):

Источник

Капелла

Персоналии

См. также

Капелла что такое история. Смотреть фото Капелла что такое история. Смотреть картинку Капелла что такое история. Картинка про Капелла что такое история. Фото Капелла что такое история

Капелла что такое история. Смотреть фото Капелла что такое история. Смотреть картинку Капелла что такое история. Картинка про Капелла что такое история. Фото Капелла что такое историяСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Капелла» в других словарях:

капелла́н — капеллан … Русское словесное ударение

КАПЕЛЛА — (ср. век. лат.). 1) в римско католических церквах придел. 2) хор певчих или музыкантов. 3) небольшое здание, с образами на стенах, в котором совершается богослужение. 4) звезда первой величины в созвездии Возницы. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

КАПЕЛЛА — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Современная энциклопедия

Капелла — хоръ пѣвчихъ или музыкантовъ. Ср. Пой нотное («Отче нашъ»). Потому графъ въ столицахъ къ обѣднѣ кромѣ нотнаго ничего. Небось въ капеллахъ. Тамъ, братъ, еще и не такія ноты. А. П. Чеховъ. Пѣвчіе. Ср. Capelle (нѣм.), chapelle (фр.) собств.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕЛЛА — КАПЕЛЛА, капеллы, жен. (итал. capella). 1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла. 2. Католическая часовня. || Место в католическом храме, где помещается хор (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

капелла — [пэ ], ы, жен. Большая музыкальная группа исполнителей хор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к. • А капелла (спец.) о пении: без музыкального сопровождения. II. КАПЕЛЛА [пэ ], ы, жен. В католической и англиканской архитектуре … Толковый словарь Ожегова

Капелла — (позднелат. capella, итал. cappella часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Капеллы находились в храмах… … Художественная энциклопедия

капелла — хор, оркестр, ансамбль, часовня, церковь Словарь русских синонимов. капелла сущ., кол во синонимов: 6 • ансамбль (38) • … Словарь синонимов

Капелла — (музык.; итал. capella, франц. chapelle). В капеллахсобирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые иполучили название капеллы. хор папы и придворные церк. хоры получилитоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Капелла — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАПЕЛЛА — (позднелат. capella) 1) католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.2) хор певчих (от названия часовни или церковного … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Капелла

Смотреть что такое «Капелла» в других словарях:

капелла́н — капеллан … Русское словесное ударение

КАПЕЛЛА — (ср. век. лат.). 1) в римско католических церквах придел. 2) хор певчих или музыкантов. 3) небольшое здание, с образами на стенах, в котором совершается богослужение. 4) звезда первой величины в созвездии Возницы. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

КАПЕЛЛА — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Современная энциклопедия

Капелла — хоръ пѣвчихъ или музыкантовъ. Ср. Пой нотное («Отче нашъ»). Потому графъ въ столицахъ къ обѣднѣ кромѣ нотнаго ничего. Небось въ капеллахъ. Тамъ, братъ, еще и не такія ноты. А. П. Чеховъ. Пѣвчіе. Ср. Capelle (нѣм.), chapelle (фр.) собств.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕЛЛА — КАПЕЛЛА, капеллы, жен. (итал. capella). 1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла. 2. Католическая часовня. || Место в католическом храме, где помещается хор (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

капелла — [пэ ], ы, жен. Большая музыкальная группа исполнителей хор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к. • А капелла (спец.) о пении: без музыкального сопровождения. II. КАПЕЛЛА [пэ ], ы, жен. В католической и англиканской архитектуре … Толковый словарь Ожегова

капелла — хор, оркестр, ансамбль, часовня, церковь Словарь русских синонимов. капелла сущ., кол во синонимов: 6 • ансамбль (38) • … Словарь синонимов

Капелла — (музык.; итал. capella, франц. chapelle). В капеллахсобирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые иполучили название капеллы. хор папы и придворные церк. хоры получилитоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Капелла — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАПЕЛЛА — (позднелат. capella) 1) католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.2) хор певчих (от названия часовни или церковного … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Значение слова капелла

Словарь Ушакова

кап е лла, капеллы, жен. (итал. capella).

1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла.

2. Католическая часовня.

| Место в католическом храме, где помещается хор (церк.).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(позднелат. capella — часовня).

1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи.

Культурология. Словарь-справочник

1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.;

2) хор певчих, с XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

Католическая Энциклопедия

(позднелат. capella, cappella, итал. cappella, от лат. cappa) — 1) распространенное в искусствоведении и церк. археологии название часовни (гл. обр. в Зап. Европе), расположенной в королевской или епископской резиденции, в церк. здании или частном доме, либо представляющей собой отд. здание; 2) название муз. ансамбля.

1) В VII в. К. было названо особое помещение, построенное королями из династии Меровингов для почитаемой реликвии св. Мартина Турского — его плаща (cappa). В К. королевского дворца в Париже помимо этой реликвии хранились инсигнии власти, гос. сокровища, архив и печать.

Для раннехрист. времени К. принято называть помещения, связанные с почитанием мощей мучеников и святых. К. в ср.-век. церквях, часто в боковых нефах, с захоронениями отд. лиц или семей, служили выражением частного благочестия. Существуют также К. паломнические, кладбищенские, вотивные (связанные с к.-л. обетом или благодарением), крещальные. Они располагались в монастырях, частных домах, ун-тах, при воинских частях, больницах и т.д.

Раннехрист. мемориальные К., прямоугольные в плане, часто с апсидой, примыкали к церкви или составляли ее часть, иногда размещались вблизи алтаря. Их характерная черта — наличие саркофага, гробницы или реликвария. К. украшались росписями и рельефами. В Средние века богато украшенные К. составляли часть интерьера больших романских и готических церквей в Германии и Франции. Они располагались в криптах под алтарной частью, у продольных стен в виде глубоких ниш, открытых в неф, или в виде «венца» К., радиально отходящих от апсиды (Кёльнский собор и др.). В соборе Св. Петра в Риме вдоль продольных стен и в трансепте расположено несколько К. (в одной из них находится скульптурная группа Пьета работы Микеланджело). Такое размещение К. типично для западноевроп. Средневековья. Особое место занимает Сикстинская К., построенная Джованнино де Дольчи по заказу Папы Сикста IV, — большой сводчатый зал, в котором в т.ч. проходит конклав; потолок ее расписал Микеланджело по заказу Папы Юлия II (1508–12), стены украшены росписями Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и др. мастеров эпохи Возрождения.

К. входили также в состав дворцовых комплексов, обычно в виде обширного прямоугольного зала, нередко с алтарным выступом, иногда с хорами в зап. части; в некоторых случаях К. занимали верхние этажи в башнях. Дворцовые К. правителей как самостоятельные здания распространились с IX–X вв., они могут быть монументальными, 2- и 3-нефными, или сложного плана. 2-этажная Сент-Шапель («Святая Капелла», освящена в 1248) в Париже, построенная при франц. короле Людовике IX, — выдающийся образец готического искусства, на ее витражах изображены 1134 сцены из Библии. Дворцовая К. имп. Карла Великого (796–814) в Ахене (Зап. Германия) — обширная купольная ротонда, сохранившаяся в перестроенном виде.

2) В Средние века название «К.» распространилось на группу музыкантов, обычно располагавшихся в боковом помещении храма. Вначале группа музыкантов исполняла только церк. музыку без инструментального сопровождения (итал. a cappella), позже возникли ансамбли инструментальной музыки (напр., военная К.). Папская муз. К. является древнейшей; как ансамбль профессиональных музыкантов с капельмейстером во главе (magister capellae) она была создана в 1336 при Папе Бенедикте XII в Авиньоне. Со 2-й пол. XV в. появились дворцовые К. в Вене, Неаполе, Милане и др. городах. В России придворная певческая К. существовала с XVIII в.

Лит-ра: DACL 3, 381–399, 406–428; EC 3, 697–706; Holzinger W. Romanische Turm-Kapellen. Aachen, 1962; Binding G., Leuchtmann H., Haider S. // Lexikon des Mittelalters. MЯ.–ZЯrich, 1991, S. 931–934; LThK 5, 1209; Donceel–VoЮte P. L’inОvitable chapelle des martyrs: Identification // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial L. Reekmans. Lv., 1995; Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. Toronto–L., 2003.

Архитектурный словарь

Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.

а) небольшая, не принадлежащая церковному приходу церковь;

б) часовня, придел в храме или соборе.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Католическая или англиканская часовня (1), возведенная обособленно либо включенная в объем храма.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

небольшое культовое сооружение в католическом зодчестве, предназначенное для молитв одного семейства, хранения реликвий, размещения певчих В дальнейшем название капеллы закрепилось за самим хором. Капеллы помещались в храмах в боковых нефах, сооружались они также в замках и дворцах. Наиболее интересны отдельно стоящие капеллы, например Капелла ордена мальтийских рыцарей, сооруженная Дж. Кваренги в Воронцовском дворце (1800), она считается одним из выдающихся произведений Кваренги и относится к лучшим достижениям русского классицизма.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь музыкальных терминов

(ит. cappella — часовня, молельня) — место в католической церк­ви, в котором размещается хор. Позднее это название перешло на сам хор, певший по правилам культа без сопровождения. Сначала капеллы были только вокальными, без инструментального сопровождения, отсюда выражение а капелла (ит. a cappella ). В настоящее время капеллой называют большой, высококвалифицированный хоровой коллектив. Кроме того, словом капелла обозначают оркестры особого состава (военная капелла, джазовая капелла, танцевальная капелла) или крупные симфонические оркестры (Берлинская, Дрезденская, Веймар­ская и т. д.).

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Астрономический словарь

1) (альфа Возничего), звезда нулевой звездной величины, одна из самых ярких в Северном полушарии.

2) (позднелат. capella) Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.

3) Хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор); коллектив исполнителей-инструменталистов. С 18 в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG chapel)

название части церкви, находящейся отдельно от основного помещения и используемой для проведения богослужений.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

КАПЕЛЛА 1 [ п э ], ы, ж. Большая музыкальная группа исполнителейхор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к.

А капелла (спец.)о пении: без музыкального сопровождения.

КАПЕЛЛА 2 [ п э ], ы, ж. В католической и англиканской архитектуре: домашняя церковь или часовня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *