Капельмейстер и дирижер в чем разница
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР
капельмейстер м. 1) Дирижер военного духового оркестра. 2) устар. Дирижер любого (театрального, военного, симфонического и т.п.) оркестра.
капельмейстер
м.
bandmaster, conductor
Капельмейстер — лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К. должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных случаев; напр. Иосиф Гайдн, будучи К. у кн. Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. В более позднее время обязанности К. и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного К. (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго). См. Маттесон, «Der vollkommene Kapellm e ister» (Гамб., 1739); Р. Вагнер, «Uber das Dirgieren «(Лпц., 1870); Г. Берлиоз, «Le chef d‘Orchestre». Помощником К. часто бывает первый скрипач, в оркестре называемый концертмейстером. Н. С.
И. М. Ямпольский.
— Лекс. Сл. Кург. капельмейстер.
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР, лицо, заведывающее обучением музыкантов и управляющее оркестром. В войсках К. положены по штатам 1910 г. (св. шт. в.-сухоп. вед-ва, кн. II) только в гвардии, а в арм. частях они служат по вольн. найму, при чем на содержание их допускается расход из хозяйств. сумм (в г. не свыше 1 т. р.). К. присвоена особ. форма. В отношении наград штатн. К. подчиняются общ. правилам для гражд. чин-ков воен. вед-ва. Вольнонаем. К. награждаются медалями, пожал-нием звания личн. или потомств. почетн. гражданина и орденами лишь за долговр-ную и особо усерд. и полез. службу в порядке награждения лиц, не состоящих на госуд. службе. Произв-во вольнонаем. К. в класс. чины допускается только в виде изъятия. К. в отношении н. чинов не пользуются дисципл. властью; н. чины, виновные в оскорблении К. при исполнении ими обяз-стей службы или по поводу этих обяз-стей, судятся воен. судом и подвергаются ответ-ности по 285 и 286 ст. ул. о нак. При штабе войск гвардии и Спб. воен. округа учреждена особая должность заведующаго хорами музыки, положенная в VIII кл., с окладом 2.400 р.
капельмейстер дирижер
Смотреть что такое «капельмейстер дирижер» в других словарях:
капельмейстер — дирижер, тамбурмажор Словарь русских синонимов. капельмейстер сущ., кол во синонимов: 4 • германизм (176) • … Словарь синонимов
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР — (нем. Kapellmeister, итал. Maestro di cappella, франц. Maitre de chapelle) дирижер вокальной капеллы (англ. Master of children, Choir master) или оркестра (англ. Conductor, франц. Chef d orchestre). В России к ы церковных хоров называются… … Музыкальный словарь Римана
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР — (нем., от лат. capella капелла, и нем. Meister начальник). Управляющей оркестром. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАПЕЛЬМЕЙСТЕР нем. Capellmeister, от лат. capella, капелла, и нем. Meister,… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИРИЖЕР — (франц. dirigeur, от diriger, происх. от лат. dirigere управлять). 1) лицо, управляющее хором певчих или оркестром музыкантов; 2) распорядитель танцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИРИЖЕР… … Словарь иностранных слов русского языка
дирижер — См … Словарь синонимов
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР — (немецкое Kapellmeister), 1) в 16 18 вв. руководитель хоровых, инструментальных и вокально инструментальных капелл. 2) С 19 в. дирижер театральных, военных, симфонических оркестров … Современная энциклопедия
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР — (нем. Kapellmeister) 1) в 16 18 вв. руководитель хоровых, инструментальных и вокально инструментальных капелл.2) С 19 в. дирижер театрального, военного, симфонического оркестров … Большой Энциклопедический словарь
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР — КАПЕЛЬМЕЙСТЕР, капельмейстера, муж. (нем. Kapellmeister) (устар.). Руководитель вокальной капеллы или оркестра, дирижер. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Капельмейстер — (немецкое Kapellmeister), 1) в 16 18 вв. руководитель хоровых, инструментальных и вокально инструментальных капелл. 2) С 19 в. дирижер театральных, военных, симфонических оркестров. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
капельмейстер — а; м. [нем. Kapellmeister] Дирижёр военного духового оркестра. // Устар. Вообще дирижёр. ◁ Капельмейстерский, ая, ое. К ая палочка. * * * капельмейстер (нем. Kapellmeister), 1) в XVI XVIII вв. руководитель хоровых, инструментальных и вокально… … Энциклопедический словарь
капельмейстер — а, м. Дирижер. ► Между прочим подошли военный доктор в высоких сапогах и капельмейстер, дожидавшийся своих музыкантов. // Чехов. Учитель словесности //.; Музыкантов одних сорок человек налицо состояло. Капельмейстера из немцев держал… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Значение слова «капельмейстер»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Слово «капельмейстер» в XIX веке употреблялось по отношению и к хоровому, и к оркестровому дирижёру. Во времена барокко и венской классики придворные капельмейстеры, помимо руководства коллективом музыкантов, должны были также сочинять и аранжировать музыку, приуроченную к различным торжественным случаям (в т.ч. застольную — нем. Tafelmusik). Одной из профессий Иоганна Себастьяна Баха была профессия капельмейстера. Йозеф Гайдн, будучи капельмейстером у князя Миклоша Иосифа Эстерхази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. В более позднее время обязанности капельмейстера и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного капельмейстера (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго).
КАПЕЛЬМЕ’ЙСТЕР, а, м. [нем. Kapellmeister] (устар.). Руководитель вокальной капеллы или оркестра, дирижер.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
капельме́йстер
1. истор. лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы ◆ Пиноккио одним прыжком махнул через стулья, через кресла прямо на лысину капельмейстеру и с лысины прыгнул на сцену. Невозможно вообразить себе всех объятий, поцелуев, дружеских щипков, которыми встретили его деревянные куклы. Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» / перевод Н. Петровской, 1881 г.
2. военн. руководитель военного оркестра
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: икаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова капельмейстер
Словарь Ушакова
капельм е йстер, капельмейстера, муж. (нем. Kapellmeister) (устар.). Руководитель вокальной капеллы или оркестра, дирижер.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
* ► Между прочим подошли военный доктор в высоких сапогах и капельмейстер, дожидавшийся своих музыкантов. // Чехов. Учитель словесности //.; Музыкантов одних сорок человек налицо состояло. Капельмейстера из немцев держал [барин]. // Тургенев. Записки охотника // *
Словарь музыкальных терминов
(нем. Kapellmeister — руководитель хора, оркестра) — руководитель и дирижер хора или оркестра. Это название устарело. И в наше время руководитель хора, как правило, называется хормейстером, а руководитель оркестра — дирижером.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР, а, м. Дирижёр военного оркестра (ранеевообще дирижёр).
| прил. капельмейстерский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К. должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных случаев; напр. Иосиф Гайдн, будучи К. у кн. Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. В более позднее время обязанности К. и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного К. (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго). См. Маттесон, «Der vollkommene Kapellm e ister» (Гамб., 1739); Р. Вагнер, «Uber das Dirgieren «(Лпц., 1870); Г. Берлиоз, «Le chef d’Orchestre». Помощником К. часто бывает первый скрипач, в оркестре называемый концертмейстером.
Капельмейстер
Точность | Выборочно проверено |
Капельме́йстер (нем. Kapellmeister ; перевод с латин. magister capellae ) — руководитель хоровой капеллы или оркестра самого разного состава. По отношению к армии имеет значение как военный капельмейстер — дирижёр полкового, эскадронного и тому подобного оркестра, чаще всего духового.
В XIX веке слово «капельмейстер» употреблялось даже чаще, чем дирижёр, по отношению к руководству и хоровым, и симфоническим оркестром. Во времена барокко и венской классики должность придворного капельмейстера, помимо руководства коллективом музыкантов, подразумевала также сочинение музыки, приуроченной к различным случаям (в т. ч. праздничной, похоронной и застольной). Так, должности капельмейстеров в своё время занимали Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн (при дворе князя Эстерхази). Молодой и малоизвестный композитор Франц Шуберт занимал более низкую должность капельдинера, исполняя обязанности капельмейстера в случае отсутствия последнего. В Российской империи к XX веку капельмейстеры церковных хоров чаще назывались регентами, а слово капельмейстер применялось, главным образом, к оперным дирижёрам.
Содержание
Капельмейстер в прозе [ править ]
Главные служители двора были: поверенный, или пленипотент по тяжебным делам, которых по разным судам всегда было налицо две или три дюжины; комиссар, или главноуправляющий над всем имением; эконом, или приказчик; маршалёк, заведывавший столом и комнатными служителями; конюший, управлявший конюхами и конюшнею; кухмистер, разумеется, начальствовавший над кастрюлями, поварами и поваренками; охмистрыня, ключница или кастелянша, управлявшая служанками, бельем и кладовою, которая в польских домах называется аптечкою и вмещает в себе все сладкое: варенье, конфеты, сахар, кофе и многочисленный разряд водок и наливок. Кроме этих почетных служителей в доме жил, на всем готовом, капельмейстер, обучавший барышень и молодых господ музыке, и заведовавший оркестром, состоявшим из двенадцати человек, которые зимою исправляли лакейскую должность, а летом гребли сено и работали в саду. [1]
А что такое Соединённые Штаты? Мертвечина; человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без капельмейстера: как ни хороши будь все музыканты, но если нет среди них одного такого, который бы движеньем палочки всему подавал знак, никуда не пойдёт концерт. А, кажется, он сам ничего не делает, не играет ни на каком инструменте, только слегка помахивает палочкой да поглядывает на всех, и уже один взгляд его достаточен на то, чтобы умягчить, в том и другом месте, какой-нибудь шершавый звук, который испустил бы иной дурак-барабан или неуклюжий тулумбас. При нём и ма́стерская скрипка не смеет слишком разгуляться на счёт других: блюдет он общий строй, всего оживитель, верховодец верховного согласья! [2]
Лауретта молча указала на моего соседа; контрабасист соскочил с кресла, взял бедного Волгина за шею и втащил на помост; потом поставил его головою вниз, одной рукой обхватил обе его ноги, а другой начал водить по нем смычком, и самые полные, густые звуки контрабаса загремели под сводом ротонды. Вот наконец сладили меж собой все инструменты; капельмейстер поднял кверху сглоданную бычачью кость, которая служила ему палочкою, махнул, и весь оркестр грянул увертюру из «Волшебной флейты». Надобно сказать правду: были местами нескладные и дикие выходки, а особливо кларнетист, который надувал свой инструмент носом, часто фальшивил, но, несмотря на это, увертюра была сыграна недурно. После довольно усиленного аплодисмента вышла вперед Лауретта и, не снимая маски, запела совершенно незнакомую для меня арию. [3]
Они дали концерт, но счастье их обмануло, и скоро концертисты рассеялись бог весть куда, за исключением Сусликова, попавшего в оркестр к одному знатному барину. Жизнь Сусликова была бы самая счастливая, если б он только сумел ею воспользоваться; капельмейстер этого оркестра, старик лет восьмидесяти, по прозванью Матвей Гусликов, принял его под свое покровительство; разумеется, это досталось ему не даром. Не знаю, с чего вспало на ум Сусликову сочинить кадриль. Старый капельмейстер, узнав об этом, взял кадриль и при первом торжественном случае разыграл ее перед барином. «Это что-то опять новенькое? ― оказал барин капельмейстеру, ― хорошо, хорошо, продолжай!» Капельмейстер встал и, выразив на лице своем добродушную улыбку, почтительно поклонился. С тех пор, как только являлся торжественный случай: именины, обед, съезд, старый капельмейстер поручал Сусликову написать кадриль, матрадуру, монимаску, курант ― словом, все, что требовалось. Сусликов писал, барин хвалил, а старый капельмейстер кланялся с обычною добродушною улыбкой. Справедливость требовала же, наконец, чтобы старый капельмейстер получал какое-нибудь вознаграждение за покровительство, оказываемое им молодому музыканту; смешно было восставать против этого; но грубой натуре Сусликова недоступны были такие тонкие отношения; он не замедлил отплатить благодетелю самою черною неблагодарностию. [5]
При первом испытании оказалось, что Никон Семеныч вовсе не занимался музыкой и неизвестно для чего содержал всю эту сволочь. Капельмейстер, державший первую скрипку, был ленивейшее в мире животное: вместо того, чтобы упражнять оркестр и совершенствоваться самому в музыке, он или спал, или удил рыбу, или, наконец, играл с барской собакой на дворе; про прочую братию и говорить нечего: мальчишка-валторнист был такой шалун, что его следовало бы непременно раз по семи в день сечь: в валторну свою он насыпал песку, наливал щей и даже засовывал в широкое отверстие ее маленьких котят. Вторая скрипка только еще другой месяц начала учиться. На флейте играл старичишка ― глухой, вялый; он обыкновенно отставал от прочих по крайней мере на две или на три связки, которые и доигрывал после; другие и того были хуже: на виолончели бы играл порядочный музыкант, но был страшный пьяница, и у него чрезвычайно дрожали руки, в барабан колотил кто придется, вследствие чего Аполлос Михайлыч и принужден был барабан совсем выкинуть. Кадрили они играли еще сносно, конечно, флейта делала грубые ошибки, а валторнист отпускал какую-нибудь шалость; но по крайней мере сам капельмейстер и крепко запивающая виолончель делали свое дело, однако при всем том ― не кадрили же играть на спектакле? Дилетаев пришел в ужас, когда рассмотрел их репертуар: музыканты играли всего только две французские кадрили, мазурку Хлопицкого, симфонию из «Калифа Багдадского» и какую-то старую увертюру из «Русалки» да несколько русских песен. ― Что прикажете при такой бедности избрать на четыре антракта? А главное: под какую музыку будет танцевать Фани? Он дал было им для разучения фортепьянные ноты качучи, но капельмейстер решительно отказался, говоря, что он не умеет переложить, потому что не знает генерал-баса. [6]
— Чудо! — сказала Наташа, — вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть. [7]
Вронский вошел в театр в половине девятого. Спектакль был во всем разгаре. Капельдинер-старичок снял шубу с Вронского и, узнав его, назвал «ваше сиятельство» и предложил не брать нумерка, а просто крикнуть Федора. В светлом коридоре никого не было, кроме капельдинеров и двух лакеев с шубами на руках, слушавших у двери. Из-за притворенной двери слышались звуки осторожного аккомпанемента стаккато оркестра и одного женского голоса, который отчетливо выговаривал музыкальную фразу. Дверь отворилась, пропуская прошмыгнувшего капельдинера, и фраза, подходившая к концу, ясно поразила слух Вронского. Но дверь тотчас же затворилась, и Вронский не слышал конца фразы и каданса, но понял по грому рукоплесканий из-за двери, что каданс кончился. Когда он вошел в ярко освещенную люстрами и бронзовыми газовыми рожками залу, шум еще продолжался. На сцене певица, блестя обнаженными плечами и бриллиантами, нагибаясь и улыбаясь, собирала с помощью тенора, державшего ее за руку, неловко перелетавшие через рампу букеты и подходила к господину с рядом посередине блестевших помадой волос, тянувшемуся длинными руками через рампу с какою-то вещью, — и вся публика в партере, как и в ложах, суетилась, тянулась вперед, кричала и хлопала. Капельмейстер на своем возвышении помогал в передаче и оправлял свой белый галстук. Вронский вошел в середину партера и, остановившись, стал оглядываться.
Мой старший брат Боря, ученик реального училища и знаток математики, ухаживал за Катюшей. Он танцевал с ней на коньках вальс. Конькобежцы очищали широкий круг на льду. Уличным мальчишкам, шнырявшим под ногами на самодельных коньках, давали подзатыльники, чтобы они успокоились, и начинался скользящий и медленный танец. Даже капельмейстер военного оркестра рыжий чех Коваржик поворачивался лицом к катку, чтобы видеть этот танец. На красном лице капельмейстера (мы называли его «капельдудкиным») бродила сладкая улыбка. Длинные косы Весницкой разлетались в такт вальсу. Они ей мешали, и она, не переставая танцевать, перекидывала их к себе на грудь. [8]
Классическую музыку я впервые узнал уже в зрелые годы. Понял ее, полюбил еще позже. Что же было музыкой до того? Знал и любил все же Шопена. В основном музыкой были известные концертные вальсы, опереточная музыка, марши, танго, танцы типа краковяк и все остальное, что играли в садах и на граммофонных пластинках. В садах играли военные духовые оркестры. В детстве было даже не столько интересно слушать, сколько смотреть, как играют ― как движется оркестр, как дирижирует молодой щуплый капельмейстер. Они играли в так называемых ротондах ― в деревянных полукруглых помещениях, с одной стороны открытых ― как бы в половине барабана. Это называлось также и раковиной. [9]
Капельмейстер в поэзии [ править ]
Все деревья зазвучали,
Гнёзда все запели вместе, —
Кто ж, однако, капельмейстер
В этом девственном оркестре?
Или важный серый чибис?
Он кивает носом вечно.
Или тот педант, который
В тон кукует безупречно?
По вечерам графинин фаэтон
Могли бы вы заметить у курзала.
Она входила в зал, давая тон,
Как капельмейстер, настроеньям зала. [10]
Пехотный Вологодский полк
Прислал наряд оркестра.
Сыч-капельмейстер, сивый волк,
Был опытный маэстро.
Собрались рядом с залой в класс,
Чтоб рокот труб был глуше.
Курлыкнул хрипло медный бас,
Насторожились уши.
Басы сверкнули вдоль стены,
Кларнеты к флейтам сели, ―
И вот над мигом тишины
Вальс томно вывел трели…
Качаясь, плавные лады
Вплывают в зал лучистый,
И фей коричневых ряды
Взметнули гимназисты. [11]
Спят монументы
на Зигес-аллее,
полночь Берлина ―
стара…
И герр капельмейстер,
перчаткой белея,
на службу идет
в ресторан. [12]
Обиженный кем-то ковёрный
Несет остроумную чушь.
И вдруг капельмейстер проворный
Оркестру командует туш. [13]