Капище что это в древней руси
Капище что это в древней руси
НАША РУСЬ запись закреплена
ВСЁ О КАПИЩЕ (советы молодой Славянской общине)
КАК ВЫБРАТЬ МЕСТО И СООРУДИТЬ ОБЩИННОЕ СЛАВЯНСКОЕ КАПИЩЕ
Опашка сооружается или выкладывается из подручного натурального материала, коим могут служить камни, предварительно обработанный стволы поваленных деревьев (сушняк), земляной грунт и т.д. Она имеет форму яйца (форму нашей земли и символ Рода), «острый» конец которого располагается за
«спиной» чура (т.е. чур располагается внутри опашки, а не за ней), а «тупой» конец со входом на капище, располагается перед ликом чура. На линии:
. вход-крада-чур капь)
При этом размер опашки, её разворот не являются строго направленными по сторонам света, а оборудуется с учетом специфики конкретной местности. Таким образом чтобы расположить их максимально удобно для проведения зачина на капище. Лес со спины чура, поляна с лика.
Жертвенный камень, как правило, имеет широкую плоскую форму и устанавливается вплотную перед чуром, таким образом, чтобы он несколько выступал над землёй и на него удобно было укладывать требы. Рекомендуемый диаметр свыше 30 см.
Рядом с жертвенником ложится ещё и малый камень, для вспомогательных целей.
Что должно быть высечено на чуре?
Из какого дерева следует делать чур?
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СЛАВЯНСКИЕ СВЯТИЛИЩА?
Святилища коими являются: храны, капища, места священные, красные куты, суть являются обозначенным местом, где происходит таинство соприкосновения и общения Славян со Сваргою. С местом, где происходит соприкосновение мира Яви с миром Нави.
Ибо Сваргою является творение Бога Единого, наречённого предками нашими Сварогом, и образы в творении, обожествлённые предками нашими.
Когда мы к святилищам сходимся богов наших восславить, требы им поднести, и они к нам притягиваются, силушкой своею делясь с нами.
Самым крупным по воздвижению считается хран. Все наши храны, выстроенные Славянами в крупных городах и по святым местам, были уничтожены в период христианизации Руси, или переоборудованы в культовые сооружения иноверцев. Сегодня говорить об их возрождении не приходится по той простой причине, что время для этого не назрело. Надо сначала силы свои духовные восстановить. Тогда и храны появятся вновь на Руси.
Творили же храны богам нашим всем людом честным на фундаментах каменных, со стенами гороженными из дуба. За основными, часто по другую стену, хранили Богов наших образы. Возводили храны многие в Новгороде Великом, на Волхове-реке, в Киеве, по божьим лесам, на Волыни Дулебской, в Суроже (на полуострове Крымском), на море Сурожском и Синем. Потом пришли пастыри христианские с ворогами нашими и всё уничтожили. Храны разорили и переоборудовали под церкви свои, капища с чурами, в разные времена точеные, порушили, в реки побросали, силу нашу былую истощив, чтобы не было славы у нас и победы над врагом не было.
Следом по сложности сооружения идут капища племенные (общинные ) и родовые, которые проще в сооружении по отношению к хранам и первым каменным капищам нашим. Они могут сооружаться и восстанавливаться в течении короткого промежутка времени, что немаловажно сегодня. Выше мы уже дали советы по сооружению общинного капища, но надо знать ещё и то, что капища бывают не только общинные. Могут воздвигаться и родовые капища, если на то имеются условия и потребность родовая.
Разница возведения родового капища от капища общинного в том, что оно ставится на земле принадлежащей конкретному роду или семье и используется преимущественно самим родом. В данном случае отступления от возведения общинного капища могут быть незначительными. Они могут разниться, например, размерами или скажем отсутствием опашки (сокращения её размеров до минимальных), исходя из возможностей семьи или рода. Рекомендуется соблюсти основу самой закладки капища:. Чур, жертвенный камень (камень алатырь) И крада
Известны случаи, когда семьи на своих участках, вместо чура использовали дерево и всё семейное капище укладывалось под его кроной. Бывали случаи когда родовые капища воздвигались неподалёку от племенных (общинных), в одном священном месте, и доходили численностью от нескольких единиц до нескольких десятков.
Тем семьям, которые живут в многоэтажных домах, не имеют возможности сооружения семейного или родового капища, в меру отсутствия данных возможностей, могут выделить в своей квартире, Красный куток или уголок, в котором можно разместить небольшое святилище напоминающие образ божий или подобие храна или капи ( чура). Их можно закрепить таким образом, чтобы общение было во всех отношениях удобным. Для этого надо предусмотреть уютное место с тремя составляющими:. Подобие (лик вырезанный из дерева, или картина с образом божественным, или капь, или живое растение, под которое располагается требник (небольшой камень алатырь) и место для свечи или благовония, символизирующее краду Этого будет достаточно, чтобы можно было в тихой, спокойной обстановке, обратиться со славлением к богам нашим, вознести им требу и немножко отвлечься от мирской суеты, прикоснувшись к вечному.
Осветить свой красный куток можно самостоятельно, проведя обряд освещения. Если же вы не знаете он проводиться правильно, то посоветуйтесь с жрецом или пригласите его на освещение, чтобы обряд был проведён как тому подобает. Общаясь с людьми, бывая в гостях у знакомых, мне не раз приходилось видеть и редкие решения оформления красного уголка. От красиво исполненного из камня и растений пейзажа местности, со своим родниковым источником и стекающим ручейком, оформленного вместо камина в доме, до более упрощённых образов. Например, прикреплённой в красном уголке, или установленном на полочке, красиво оформленном деревянном подсвечнике, с ножкой в виде капи, в верхней части которой закреплено коло символизирующее солнце с цветными прозрачными стеклышками. Перед ними установлена плоская свеча, при зажжении которой солнышко начинает играть переливами света. Сам подсвечник закреплён на деревянной и круглой подставке со Славянским резным орнаментом, площадь которого используется для плоского алатырь камня. Если же условия не позволяют сделать это, по каким либо причинам, или по несогласию близких, можно воспользоваться близлежащей рощей или парковой зоной у дома и подобрать себе спокойное укромное место, соорудив под деревом ведомое только Вам или Вашей семье подобие капища. Перед выбором такого места и дерева лучше обратиться за советом к жрецу или волхву, ибо место должно быть выбрано правильно. Дабы не попасть пол влияние, например, дерева «вампира», забирающего энергию человека. И главное не увлечься при сооружение стараниями. Иногда мне приходиться встречать такие «семейные подобия», которые люди умудряются не только красиво оборудовать, но и обнести колючей проволокой, чтобы никто не мог проникнуть на их «пятачок» и посягнуть на эту территорию. Явный перебор в стараниях. Надо помнить, что главное святилище находится внутри нас сами, в душах наших. А на капище, к святыням нашим мы идём и несём требы, сооружаем кутки в домах наших, чтобы поддержать в чистоте душевной внутренние святилища наши.
Для тех Славян, которые вернулись к своим корням, но не любят излишней суеты, или же у них нет рядом ни капища, ни парка, ни Красного кутка, но есть неистребимое желание приобщиться к миру родных богов, рекомендуем использовать окрестные святыни. Почувствовать силы божественные наши, побыть наедине с ними, с природой можно соприкоснувшись с исконными Славянскими святынями. Ими испокон веков считались, чистые источники и родники, в которых можно утолить жажду, дубравы, рощи, зелёные островки леса у утёса реки, у морского берега, обрыва, грота, в которых можно отдохнуть, набраться сил. К ним можно отнести и отдельно стоящие камни валуны, порождённые природой и пережившие многие поколения людей соприкасавшихся с ними. Выстраиваемые человеком чудным образом, пытающемся донести до нас сведения из глубины веков. В таких местах человек приобретает спокойствие и ощущение соприкосновения с вечностью. Всё это наши святыни и святилища, прикоснувшись к которым мы приобретаем силу духа нашего и проникаем в храм души нашей. Содержим в чистоте тело и душу нашу.
Древние капища славян: понятие языческого святилища, история возникновения, культура и быт
Язычество
Вам будет интересно: Сколько островов в Индонезии? Лучшие острова Индонезии для отдыха
В древнее капище славян доступ был только у жреца и его ближайших помощников. В некоторых случаях оно могло быть совмещено с жертвенником, то находилось под открытым небом. В противном случае размещалось под общей кровлей.
Древние капища были чрезвычайно распространены в те времена, когда еще не существовало мировых религий. Наши предки были язычниками, поклоняясь многочисленным богам. Среди них были божества, связанные с солнцем, водой, деревьями, любовью, огнем, плодородием, практически всем, что окружало человека в обычной жизни.
Древние славяне были убеждены, что вся их жизнь, семейное благополучие, урожай, достаток зависели исключительно от воли богов, от того, насколько они были расположены к человеку. Так что не удивительно, что богов постоянно пытались задобрить, чтобы заслужить их благосклонность. Для этого совершали жертвоприношения, совершали соответствующие обряды, к тому же для них строили специальные сооружения, подобие современных храмов.
Вам будет интересно: Интересные факты о Новой Зеландии: история открытия, климат, описание
Если сегодня богам поклоняются в церквях, мечетях и пагодах, то в былые времена это делали в древних капищах. Появление данных сооружений относится к V-VII векам нашей эры.
Внешнее и внутреннее устройство
Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.
Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.
В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.
Вам будет интересно: Как решать логические задачи: методы и способы решения
Культы древних славян, славянские святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов.
Функции святилищ
Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.
Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.
Структура
Само по себе капище имело определенную структуру, которая практически никогда не нарушалась. Подземная часть называлась остовницей. Здесь проводились огненные обряды, было организовано место для хранения жертв или треб, как их еще называли.
Вам будет интересно: Неправильный глагол run в разных временных формах
Первый этаж назывался нижним капищем. Он был постоянно открыт, на нем проходили тайные богослужений, погребальные обеды, а также обычные повседневные службы.
На втором этаже располагалось верхнее капище. Оно обязательно имело 16 стен, именно столько чертогов было в Сварожьем круге. По этой причине капище, как правило, называли круглой постройкой. В этом месте проходили службы, посвященные Вышним богам.
Наконец, существовало небесное капище, которое по форме представляло собой 9-конечную звезду. В нем проводились особые праздники и некоторые ритуалы. В некоторых случаях капище могло отличаться, в зависимости от непосредственного предназначения и его функции.
Главным объектом культового поклонения был идол, который представлял собой божественную скульптуру. Как правило, этому богу было посвящено все капище. Ему посвящались все без исключения ритуалы, обряды жертвоприношения. Считалось, что установленный идол имеет непосредственную связь между богом и человеком. При этом внешне скульптура была очень похожа на человеческую фигуру, иногда имело несколько лиц (чаще четыре).
В большинстве случаев в правой руке у идола был меч или кольцо. Также руки могли быть скрещены на груди или одна из них поднята вверх. Если основываться на находках тех скульптур, которые дошли до нашего времени, часто идолы представляли собой столбы с объемными головами, прямоугольные по форме. Обязательным условием считалось то, чтобы идол занимал центральное место в святилище. Как выглядел алтарь у славян на капище? Ниже можно увидеть фрагмент древнего алтаря, найденный при раскопках.
Во время проведения обрядов часто использовались ритуальные костры.
Москва
Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних. Часть историков уверена, что это древние капища Москвы, в которых славяне поклонялись сначала языческим и природным богам, а потом и православным святым.
Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.
На Боровицком холме существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.
Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова «черт», как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции. Скорее всего, это капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей под названием Черторый. Сейчас в этом месте Сивцев Вражек как раз пересекается с Малым и Большим Власьевскими переулками.
Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.
Подмосковье
В совершенно глухом лесу здесь стоит полушарие правильной формы, сложенное из камня. Оно около трех метров в высоту и около шести метров в диаметре. По легенде, здесь располагался языческий жертвенник.
Само местечко расположено возле городка Радонеж. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что капище было посвящено богу совета Радегасту.
Санкт-Петербург
Существовали древние капища славян и в Санкт-Петербурге. Считается, что оно было на участке Обводного канала от устья реки Волковки до Боровского моста. Место в народе нехорошее, даже проклятое.
Вам будет интересно: Флоридский пролив: история открытия, описание, характеристики
История этой находки уходит своими корнями в 1923 год, когда во время прокладки теплотрассы рабочие наткнулись под землей на некое каменное сооружение. Это были гранитные плиты, расположенные по кругу. Их поверхность была покрыта неизвестными знаками и надписями, а под центральной плитой нашлись даже человеческие кости.
Археологи тогда пришли к выводу, что это капище XI-XII веков. Правда, тогда работы приостановить так и не удалось, полноценные исследования так и не были проведены. Некоторые уверены, что это городская легенда, другие склонны ей верить.
Есть древнее капище славян в Санкт-Петербурге, посвященное богу Перуну. Предположительно в Купчино, где затем оно было воссоздано неоязычниками уже в конце XX века. Жрецы и язычники проводили разные обряды, но в 2007 году его все-таки было решено снести.
Самара
Интересное место есть неподалеку от Самары. На небольшой поляне в густом лесу расположено самое настоящее языческое капище. Считается, что здесь поклонялись славянскому богу Велесу, покровителю медицины, знаний, волшебства и чародейства.
Известным оно стало с 80-х годов прошлого века. Одно время это древнее языческое капище в Самаре было весьма популярно: кто-то приезжал, чтобы прикоснуться к истории, а кто-то с целью проведения обрядов. Неоязычество было популярным и в этих местах.
Небольшая поляна в этом места и сейчас усеяна идолами, языческими символами и коровьими черепами.
Мценск
Существует сразу несколько древних капищ славян в Мценске. Это территория современной Орловской области.
Два из них расположены на реке Чернь: в шести километрах к юго-востоку от города в районе поселка Гамаюново и в десяти километрах в этом же направлении возле поселка под названием Красная Горка.
В районе поселка Власово (это 28 километров на юго-восток) находится святилище, предположительно посвященное Велесу.
На территории России можно встретить древние святилища не только славян, но и других народов. Например, булгар. Это тюркское племя, которое жило в степях между Каспием и Северным Причерноморьем, а также на Северном Кавказе, начиная с IV века нашей эры. Во второй половине VII века оно мигрировало в Среднее Поволжье и несколько других регионов современной России.
В районе горы Тора-Тау здесь находится древнее капище булгар. Город Уфа, по некоторым версиям, ранее назывался точно так же, как эта гора. Сегодня местные жители утверждают, что это одно из самых аномальных и загадочных мест на территории республики.
У самого подножья Тора-Тау находится карстовое озеро небольшого размера. Примечательно, что берега этого озера и сама гора, по поверьям, были запретным местным для местных жителей. Прийти сюда могли только жрецы, и то только в определенное время года. Запрет был настолько строгим, что сохранился в народной памяти на века. Старожилы утверждают, что придерживались его вплоть до Октябрьской революции.
На этой земле, считавшейся священной, также было запрещено пасти скот, заниматься сельским хозяйством и даже собирательством.
Сегодня эта гора стала весьма популярным местом отдуха у жителей окрестных городов и сел. Например, она пользуется популярностью и парапланеристов. Некоторые из тех, кто там побывал, утверждают, что возвышенность действительно обладает магической силой, как будто на ее вершине ощущаешь некую положительную энергетику. Некоторые верят, что гора способна исполнять желания, а поднимаются на нее люди, чтобы вступить в контакт с высшими силами. Подобной славой пользуется и местное карстовое озеро.
Про эти места в народе хранится много легенд. Считается, что у булгар здесь было собственное капище, а в одной из пещер злой отец держал в заточении свою дочь Диафет, чтобы не допустить ее союза с русским богатырем. Вход в пещеру охранял исполинский змей, с которым витязю пришлось сражаться.
Многие верят, что древнее капище, на котором приносили даже человеческие жертвы, существовало в районе горы Иремель, одного из самых известных памятников природы на всем Урале. Сейчас некоторые утверждают, что здесь расположен портал в другой мир, некий энергетический центр, в который приезжают заряжаться из разных концов страны. Привлекает это место и уфологов, которые утверждают, что регулярно видят летающие тарелки, а под самой горой находится подземная база НЛО. Экстрасенсы и колдуны в этих местах собирают целебные растения для своих обрядов. Например, это одно из редких мест, где растет розовая родиола иремельская. Это растение, являющееся ингредиентом многих алхимических магических рецептов бессмертия, сейчас занесено в Красную книгу.
Многие полагают, что большинство таинственных и загадочных легенд, связанных с этим и другими местами, основаны именно на том, что в стародавние времена здесь существовали славянские капища. Места проведения культов и обрядов обладают особой энергетикой, которая сохраняется на века.
Что такое капища?
Капище – это языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения там религиозных обрядов. Так вот капища – святилища, которые строили на круглых площадках, с центральным расположением идола.
Слово капище пришло с древнеславянского языка и сегодня означает место в языческом храме, находящееся за алтарем, куда ставят статуи или другие предметы.
Значение слова капище до сих пор неизвестно. Предполагается, что это «идол» или «кумир», если переводить с древнеславянского.
В капищах проводили различные обряды и ритуалы, праздники и некоторые важные события. Храмы, которые существуют сегодня, были созданы на основе древних капищ. У них и функции сходны, и внешний вид.
Материалом для капищ чаще всего было дерево. Однако мог использоваться и камень. Территория для капища выбиралась не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику. Это позволяло проводить все обряды более качественно. Крещение Руси в десятом веке нашей эры привело к том, что капища были разрушены. На их месте начали возводить христианские храмы.
Что касается функций капища, то они могли быть универсальными и специальными. Для последних возводили именные капища (Перуна, Велеса и др.).
Структура капища
Капище должно было иметь три, девять или шестнадцать куполов. По структуре капища могли отличаться в зависимости от функции и предназначения.
Идол в капищах
Идол был в капище главным объектом культа, представленный в виде скульптуры бога. Обычно этому богу и посвящалось капище. Все обряды и ритуалы, прошения и жертвы были направлены именно к нему. Идол здесь имел функцию связного между человеком и богом. Он представлял собой каменную скульптуру длиной два-два с половиной метра. По внешности статуя на капище была похожа на человека, но не с одним лицом, а с несколькими (чаще их было четрые).
Чаще всего идол с капища имел какой-то атрибут правой руке – кольцо или меч, например. Был у него и какой-либо головной убор. Руки идола могли быть скрещены на груди, одна могла быть поднята. Согласно данным о находках этих скульптур, они могли быть в виде столба, в виде столба с объемной головой, в виде столба с несколькими лицами и другие. По форме они были прямоугольными. И обязательным условием считалось то, что идол обязательно должен занимать место в центре капища.
Принципы постройки капищ
Место капища часто выбирали за населенным пунктом, даже близ могильников. Площадь, где оно располагалось, могла быть отделана камнем или глиной. Интересно, что при раскопках археологи обнаружили, что стены капищ имели обожженную поверхность. Это значит, что многие ритуалы проводились с использованием ритуальных костров. Важным условием было обнесение капища каким-то ограждением, которое должно было защищать от злых сил. Обычно языческий храм обносили канавой или рвом (два-пять метров шириной), в которых горел огонь. Археологи находили и остатки жертвоприношений – кости животных, глиняные осколки (скорее всего от посуды, в которой была какая-то пища).