Капище перуна что это
Логово язычников: Как учитель Огнемир капище вдоль трассы восстановил
Колумнист ПАИ Николай Бесклевный продолжает путешествие по дорогам России и делится своими впечатлениями. В прошлом материале наш автор добрался до Орловской области.
В Орловской области мы сделали еще одну познавательную остановку, короткую и последнюю в первый день нашего пути на юг.
Воссозданием капища орловский учитель Огнемир подчеркивает, что традиции язычества живы и с каждым годом их последователей и почитателей становится всё больше. Понравилась мне своим глубоким смыслом и полевая дорога, ведущая к капищу. В ее начале, как и полагается по традициям русских былин, находится камень-указатель, испещренный загадочными знаками и символами. А вдоль всей дороги, для просвещения таких далеких от древней истории как я, уставлен длинный ряд плакатов славянской мудрости: «Будь сильным, слабых в этом мире достаточно», «Самое трудное – победить себя». И еще очень много правильных слов я прочитал, пройдя вдоль этой древнеславянской дороги. Не зря орловское капище здесь называют местом силы.
К намеченному заранее месту ночлега, мы добрались очень поздно. Первый день нашего путешествия на юг завершился в липецком городке Ливны в придорожном гостиничном комплексе. Мы всегда стараемся останавливаться именно здесь – и не дорого (2400 руб. за троих), а главное всегда чисто, уютно и в номере есть все необходимое. Завтра мы выезжаем на автомагистраль М-4 «Дон» и пока планируем лишь одну туристическую остановку в Каменск-Шахтинске Ростовской области с посещением уникального музея «Сделано в СССР».
Капище Перуна
Капище Перуна (другое его название – Храм Семи Врат) строилось в виде восьмиугольного сооружения. Разумеется, все богослужения и обряды в нем были посвящены богу грома древних славян – Перуну, а также некоторым другим богам Славяно-Ариев.
Структура Перунова капища включала девять отдельных святилищ. Причем одно из них находилось в центре (Перун), а остальные восемь (для других богов) были сосредоточены вокруг него. Как и в остальных капищах, центральное место в нем занимал идол бога (в данном случае Перуна). Почему везде фигурирует число девять? Просто у наших предков – древних славян, неделя состояла из девяти дней. Кстати, каждое из отдельных святилищ венчалось куполом. Все они были необычайно красивыми и не похожими друг на друга.
Интересно, что Храм Василия Блаженного в столице, спроектирован по подобию Перунова капища.
В Санкт-Петербурге было такое место – Всеславянское святилище Перуна. Еще его называли Купчинским капищем Перуна. Оно было воссоздано организацией так называемых «неоязычников» в конце прошлого века. Там проводили различные славянские обряды, со жрецами. Все, как полагается. Но в 2007 году властями района города было принято решение снести это капище.
По данным некоторых источников, в конце первого века нашей эры Добрыней был поставлен идол Перуна. Это было на острове, именуемом Перынью (четыре километра от Великого Новгорода). Капище представляло собой округлой формы площадку (около двадцати метров в диаметре). Вокруг нее для защиты находился ров. В центре капища находилась статуя (идол) Перуна.
Также по описаниям Ибн Фадлана, в конце десятого века (до принятие христианства) князь Владимир ставил деревянные идолы языческих богов. На это место люди несли жертвы. Также статуи были окружены рвом. В центре храма находилась фигура Перуна. Где конкретно располагалось это капище неизвестно.
Вполне возможно, что автор пытался описать капище Перуна в нынешнем Днепропетровске. Просто неподалеку от города (семьдесят километров) есть село Никольское. Там была обнаружена необычная постройка. Она состояла из больших камней (около полутора-двух метров), расположенных в виде круга. Это очень напомнило историкам древнее славянское капище.
Есть данные, что Перуново капище располагалось и в Каменье (Вологда), Калужской области, Подмосковье (побережье Яхромы). Однако это, скорее всего, еще не все найденные капища бога грома и молнии Перуна.
Капище Перуна
Капище Перуна (другое его название – Храм Семи Врат) строилось в виде восьмиугольного сооружения. Разумеется, все богослужения и обряды в нем были посвящены богу грома древних славян – Перуну, а также некоторым другим богам Славяно-Ариев.
Структура Перунова капища включала девять отдельных святилищ. Причем одно из них находилось в центре (Перун), а остальные восемь (для других богов) были сосредоточены вокруг него. Как и в остальных капищах, центральное место в нем занимал идол бога (в данном случае Перуна). Почему везде фигурирует число девять? Просто у наших предков – древних славян, неделя состояла из девяти дней. Кстати, каждое из отдельных святилищ венчалось куполом. Все они были необычайно красивыми и не похожими друг на друга.
Интересно, что Храм Василия Блаженного в столице, спроектирован по подобию Перунова капища.
В Санкт-Петербурге было такое место – Всеславянское святилище Перуна. Еще его называли Купчинским капищем Перуна. Оно было воссоздано организацией так называемых «неоязычников» в конце прошлого века. Там проводили различные славянские обряды, со жрецами. Все, как полагается. Но в 2007 году властями района города было принято решение снести это капище.
По данным некоторых источников, в конце первого века нашей эры Добрыней был поставлен идол Перуна. Это было на острове, именуемом Перынью (четыре километра от Великого Новгорода). Капище представляло собой округлой формы площадку (около двадцати метров в диаметре). Вокруг нее для защиты находился ров. В центре капища находилась статуя (идол) Перуна.
Также по описаниям Ибн Фадлана, в конце десятого века (до принятие христианства) князь Владимир ставил деревянные идолы языческих богов. На это место люди несли жертвы. Также статуи были окружены рвом. В центре храма находилась фигура Перуна. Где конкретно располагалось это капище неизвестно.
Вполне возможно, что автор пытался описать капище Перуна в нынешнем Днепропетровске. Просто неподалеку от города (семьдесят километров) есть село Никольское. Там была обнаружена необычная постройка. Она состояла из больших камней (около полутора-двух метров), расположенных в виде круга. Это очень напомнило историкам древнее славянское капище.
Есть данные, что Перуново капище располагалось и в Каменье (Вологда), Калужской области, Подмосковье (побережье Яхромы). Однако это, скорее всего, еще не все найденные капища бога грома и молнии Перуна.
Капище Перуна: почему столь часто обращались к Богу Грозы?
Места для обращения к Перуну распространены были во всех славянских землях. Встречаем мы в старых книгах рассказы про капище Перуна, устроенное ладно да богато, почитаемое людьми. На таком капищестоит Бог Грозы во главе других Богов, видно, отсюда и пошли рассказы о том, что он был верховным Богом славян. Что расскажет славянский миф о характере грозного Бога Перуна и зачем славяне приходили на капище Перуна?
Описание капища Перуна в летописях
Мифы о Перуне знают даже школьники, изучающие в школе историю России. Помните описание капища Перуна из старинных летописей и учебников истории? Вот оно:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь»
Как точно описано славянское капище Перуна!Высокая фигура могучего Бога Грозы, Защитника Яви, стоит в середке круга, на вершине холма, кругом же Чуры других славянских Богов, особо почитаемых в этой местности. Капище богато украшали, часто ставили вокруг него ограду или делали ров с водой, перейдя который человек симвоилически попадал из Яви в Божий мир, где мог говорить с Родными Богами.
Почему столь почитаемо было капище Перуна? Неужто на Руси было столько воинов, что обращались к грозному, воинственному Богу повсеместно?
Что говорят мифы о Перуне?
Капище Перуна на вершине холма стоит, напоминает о том, что славянский Бог Грома проносится по небу на волшебном коне, высматривает врагов Яви. Далеко от земли до неба, а как стукнет в небе гром, и на земле слышно, то Перун сражается с врагами.
Много кратких историй, быличек о Перуне сохранилось в народе. Например, история, рассказывающая, что молния Перуна ударяет в черта, порождение Нави, а черт прячется в воду. Однако от грома и в воде не уйдешь, потому Перун всегда побеждает нечистую силу.
Северные мифы о Перуне рассказывают, что Перун был не только Богом Грозы, а защитником Яви. Вместе со своей дружиной охранял Перун границы явного мира от вторжения хаоса. Вот как дружина Перуна кратко описана в книге «Приключения Ярого Бога»:
Перун приветливо встретил Ярого и сразу провёл в хоромы, где жили его дружинники. Перун был женат на Диве-Додоле, матери Ярого. Дружина была небольшая, десять человек тщательно отобранных и проверенных воинов. Они все были внуки и правнуки Богов и умели многое. С Перуном их связывали и совместные битвы, и совместные развлечения. Ярого они все знали, так как именно он возвещал, что пришла весна, пора веселья и любви. Перун, Бог грома и молний, всегда был рад и войне, и веселью. Жена Перуна, Богиня дождя, выезжала тогда со своими жрицами, и они резвились на небе среди облаков. А Перун тут же вскакивал на свою колесницу и погонял впряжённых в неё чёрно-белых жеребцов. Все дружинники мчались следом на крылатых конях. Они догоняли Диву- Додолу с подругами, и начиналась потеха! Гремел гром, сверкали молнии, проливался дождь, начиналось лето!
— Вот вам новый товарищ, он будет выезжать в дозор, вместе с нами охранять границы. Жить и тренироваться будет вместе с вами, в дозор ездить по очереди. С кем, назначать буду я сам.
Красивый миф о Перуне кратко отвечает на вопрос, зачем приходили славяне на капище Перуна, нужно только разглядеть в этой истории глубокий смысл.
Зачем приходили на капище Перуна?
Ратные люди, мужчины, отправляющиеся на войну, конечно, посещали капище Перуна, чтобы попросить защиты от ранений, силы и смелости. Всякий мужчина, защищавший Родину, считал себя частью дружины Перуна, охраняющей Явь. Приходила поклониться Перуну и семья витязя, просила защитить его от всякой беды.
Кто ещё приходил поклониться Перуну?
Волхвы, ограждающие свое село от порождений Нави, защищающие людей от незримого зла, тоже поклонялись Перуну, благодарили могучего Бога за защиту людей от зла. Обращались к Перуну и миряне, помня, что Бог Грозы хранит их дома да поля от разорения. Перуна и его жену Диву Додолу благодарили и за летние грозы, дарящие богатый урожай. Мужчины же на капище Перуна просили славянского Бога об успехе, высоком положении в обществе. Ведь Перун сам глава дружины, он знает, как обрести власть и уважение.
Славянские мифы о Перуне оживают в книгах сказок!
Много мифов о Перуне сказывают в разных уголках земли нашей, да мало осталось сказителей, что умеют передать всё волшебство древних историй. Вот и выходит, что историю Перуна вспомнить можем лишь коротко, без красочных описаний. Жаль, что традиция передавать из уст в уста истории о славянских Богах почти забыта. Однако, в стране Северной любое чудо возможно!
В волшебных книгах издательства «Северная сказка» славянские Боги вновь оживают, их образы наполняются красками, характеры раскрывают все свои грани: Перун превращается не просто в сурового Бога Грозы, а в сильного Защитника Яви, в боевого товарища и мудрого наставника!
Хотите узнать мифы о Перуне и других славянских Богах? Познакомьтесь с этими волшебными книгами!
Хутынь, Перынь и камень Щеглец: гид по языческим местам России
Все мы проходили в школе историю Древней Руси и знаем, что князь Владимир до Крещения пытался провести религиозную реформу и создать пантеон славянских богов во главе с Перуном. Пожалуй, этим фактом о славянском язычестве школьный курс и ограничивается. Куда отправиться, чтобы узнать больше?
Религиовед Анна Карасева собрала для нас все места, где можно посмотреть на остатки эпохи древних и увидеть обряды неоязычников, и объяснила, почему к музеям славянской культуры стоит относиться со здоровой долей скептицизма.
Кстати, подписывайтесь на инстаграм Анны! Там она разбирает самые интересные вопросы религиоведения и вообще культуры, например как определить древность бога, зачем нужны гаремы и попадут ли сатанисты в ад.
Что осталось от древних язычников
Для начала вспомним, что в V веке нашей эры из Европы на север двинулись праславянские племена. Уже к VII–VIII веку они разделились на три ветви: западную, южную и восточную. К сожалению, самое скромное наследие оставили именно наши предки, восточные славяне. Их историю и быт приходится собирать по крупицам, а религия считается одной из наименее изученных. Именно из-за огромного количества лакун появилось множество спекуляций, подделок и домыслов.
Всего в России найдено 20 славянских культовых сооружений дохристианской эпохи, семь из них находятся в Великом Новгороде. На втором месте Смоленская область, там шесть памятников. Правда, они представляют собой холмы, полянки и груды камней, и только наметанный взгляд опытного археолога определит в них капище. Двумя памятниками могут похвастаться Вологодская и Псковская области, по одному приходится на Брянскую, Липецкую и Воронежскую области. В целом более-менее хорошо культовые сооружения древних славян сохранились только в Новгородской области, в остальных местах они почти разрушены.
Дохристианский Новгород
Камень Щеглец
Перенесемся в прошлое Великого Новгорода, где все началось, но не в 862 год, когда Рюрик пришел на Русь, а намного раньше, в II–I тысячелетия до нашей эры, то есть в позднебронзовый век. В то время здесь жили финно-угорские племена. Лишь позже, в VI–VIII веках славяне вытеснили их на север, на территорию современной Карелии и Финляндии. Частично финно-угры смешались с ильменскими словенами, повлияв на их культуру и верования.
Самый древний языческий артефакт новгородской земли — камень Щеглец. На нем, как считает российский археолог Александр Формозов, в позднебронзовом веке были высечены петроглифы с изображением креста в круге, медвежьих стоп и контуров человеческих ладоней. Крест в круге — это солярный знак. Медвежьи стопы могут означать культ медведя-предка, который был у финно-угров и который от них, возможно, перешел к славянам. Они тоже стали считать медведя сакральным животным. А вот ладони, вероятно, связаны с культом предков.
Как и положено сакральным предметам, камень хорошо спрятан, и найти его могут только самые целеустремленные. В Новгородской области от деревни Мытно по берегу реки Вишеры идет едва заметная тропа, с которой лучше не сбиваться. Предстоит преодолеть три километра, пересечь по пути две небольших речушки, притоки Вишеры, и тогда рядом с тропой увидите заветный камень.