Капустник это что такое театральном жанре
Капустник это что такое театральном жанре
ИЗ БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Д.Н.УШАКОВА
КАПУСТНИК
1. Огород, засаженный капустой (обл.).
2. Червь, водящийся на капусте (зоол.).
3. Название разных кушаний из капусты, с капустой (пирог, запеканка, солянка и др.; обл.).
4. Актерская вечеринка по случаю окончания зимнего сезона (актерское арго).
ЧТО ТАКОЕ «КАПУСТНИК»?
В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» между героями происходит диалог, где упоминается слово, ставшее приметой Москвы начала прошлого века:
«– Заезжайте ко мне завтра вечером не раньше десяти. Завтра «капустник» Художественного театра.
– Так что? – спросил я. – Вы хотите поехать на этот «капустник»?»
Слово «капустник» взято в рассказе в кавычки, значит, оно ещё не было общеизвестным, было новым и для героев рассказа и для читателей. Сегодня же уже никому не надо объяснять, что капустник – это весёлое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на местные темы. Именно такое значение этого слова и связано с Москвой начала XX века. Как же это произошло?
Издавна во Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Казанской губерниях, на Урале, в Сибири капустником, или капусткой, называли рубку капусты для засолки «помочью», то есть с приглашением в помощь хозяевам соседей и односельчан, а также вечеринку для рубивших капусту после окончания работы.
Во второй половине XIX века это слово пришло в актёрскую среду, но уже с другим значением: на профессиональном жаргоне артистов капустником стали называть пирушку по случаю окончания зимнего сезона, для которой специально выпекался огромный пирог с капустой, и каждому от этого пирога обязательно доставался кусочек.
В 1900-е годы в Художественном театре, одном из самых любимых и популярных театров в Москве, артисты для себя и своих друзей устраивали вечера, на которых исполнялись пародии и шутки. Эти вечера также получили название капустников. Затем на капустники стали приглашать публику, и 9 февраля 1910 года состоялся первый платный «капустник» с продажей билетов в пользу нуждающихся арт
Капустник – это пирог
Как родилась знаменитая театральная традиция
Из-за кулис появлялся третий артист, игравший режиссера Музыкального театра Донатова, который носил большую окладистую бороду.
Станиславский спрашивал, указывая на Донатова:
Немирович-Данченко отвечал, поглаживая свою бороду:
– Это известный режиссер Донатов.
Станиславский разводил руками и говорил, глядя Немировичу в лицо:
– Режиссер? С бородой? Да бог с вами. Режиссеров с бородой не бывает.
Занавес закрывался под несмолкаемый хохот зала.
Неловкие шутки
Сто лет назад капустники стали неотъемлемой частью Москвы. Кафешантаны, кабаре, театры-буфф и театры миниатюр своим шумным юмористическим фронтом наступали на серый досуг горожан. Особенно прославился в этом плане сатирический театр Никиты Балиева «Летучая мышь», зародившийся в недрах МХТ.
Легко представить меню театрального буфета того времени. Пирожные «Шутка по Станиславскому», коктейли «Хромая балерина», пирожки «Соль в суставах» и торт «Шепот суфлера» так и просятся в строку. Однако экспериментировать в этом направлении кулинары не торопились, поскольку со времен Щепкина главным атрибутом актерских праздников считался капустный пирог. Причем традиция зародилась сама собой: по окончании зимнего сезона (когда начинался Великий пост и спектакли играть запрещалось), – на квартирах у артистов Малого театра собирались «свои» зрители – подвести итоги и, конечно, вспомнить сцены из полюбившихся спектаклей. История умалчивает, кто первым испек капустный пирог, однако уже в 1840-е годы собираться на капустник во время поста у театралов стало святым делом.
Встречи все больше носили шутливый характер. Например, однажды комика Живокини попросили спеть (артист славился своей богатой мимикой), и он сказал:
– Господа, внимание! Сейчас будет петь артист Живокини. Голоса большого не имеет, так что какую ноту не возьмет, ту покажет рукой!
Не бог весть какой юмор, но с этого начинались капустники.
«Я обронил два конверта»
Вообще юмор дореволюционных капустников сегодня без комментариев понять непросто. Например, основатель «Летучей мыши» Никита Балиев шутил:
– Собинова покарали, чтоб не ползал по Корали.
Леонид Собинов был знаменитый тенор, Корали – легендарная балерина. Ситуация заключалась в том, что балерина была любовницей Великого Князя, да и Собинову она тоже нравилась. Но когда он со сцены Большого театра объявил, что посвящает ей свою арию, ему указали его место.
Впрочем, были и нестареющие номера, не требующие пояснений. Например, сценка «Что было на следующий день после отъезда Хлестакова». Все персонажи гоголевской пьесы собирались в полной панике и растерянности. Земляника предлагал испытанное средство – взятку. Все собирали, кто сколько при себе имел, клали сумму в большой конверт и, замирая от страха, ожидали настоящего ревизора. Наконец он появлялся.
Маленький, лысый, плюгавый, в зелено-золотом мундире, с треуголкой под мышкой и шпагой на боку. Ревизор проходил мимо чиновников, смотрел им в глаза и злобно шипел:
– Под суд! Под суд! Всех под суд!
Тогда Земляника незаметно ронял позади него конверт, тут же поднимал и подобострастно протягивал ревизору:
– Виноват-с, ваше превосходительство. Вы изволили обронить-с.
Ревизор брал конверт, выдерживал паузу и говорил, глядя на Землянику в упор:
– Я обронил два конверта.
Чиновники облегченно вздыхали.
«Опасное путешествие на Марс»
Долгое время капустники устраивались исключительно для своей публики, пока, наконец, 9 февраля 1910 года в Художественном театре ни состоялся вечер, билет на который мог купить любой желающий.
Станиславский так описывал этот первый публичный капустник:
– Выкатывали огромную пушку. Выходил маленький Сулержицкий в какой-то непонятной иностранной форме из кожи и клеенки. Он говорил длинную речь, пародируя английский язык. Переводчик объяснял, что англичанин предпринимает опасное путешествие на Марс. Для этого его положат в пушку и выстрелят. Появлялась жена, происходило трогательное прощание, тоже на якобы английском языке. Потом к бесстрашному офицеру подходили Качалов и Грибунин, одетые в непонятную форму каких-то артиллеристов. Они только что прочистили пушку и смазали ее маслом, а теперь с небольшими масленками от швейной машинки в руках подошли и прыскали масло на клеенчатую одежду бесстрашного полковника: благодаря такой смазке англичанин будет лучше скользить при выстреле по жерлу пушки. На верхнем ярусе зрительного зала был поставлен большой круг, обтянутый белой папиросной бумагой, подобно тем, через которые в цирке прыгают наездники.
Курьезнее всего то, что один из зрителей видел летящего в воздухе Сулержицкого!
Состав:
1 стакан
манной крупы,
1 стакан молока,
200 г маргарина,
2 яйца,
1 кг свежей капусты,
соль,
перец.
Cпособ приготовления:
Манку всыпать в молоко, добавить растопленный маргарин, взбитые яйца, соль, перец и размешать до однородной массы.
Капусту нашинковать, посолить, помять до появления сока и добавить в приготовленную массу. Смесь выложить в смазанную маслом форму. Выпекать 25–30 минут при температуре 200–220оС