Современные каракалпаки не перестают помнить о событиях прошлого, что приносило счастье и трагедии на их родину – Каракалпакстан. Впрочем, сами каракалпаки порой влияли на судьбы разных государств, где оказывались волею судеб.
Каракалпаков называли кочевниками, сравнивая со скифами, однако им пришлось перейти к оседлому образу жизни. Иногда их путают с печенегами, и на это есть причины. Как они оказались на Руси? Что открывает нам судьба их царства и его разгрома?
Предки в шапках
Каракалпаки являются одной из ветвей многочисленного тюркского народа, а сегодня большая их часть проживает на исторической родине – в Каракалпакстане, который некогда сотрясали перемены власти и войны с соседями. Несмотря на то, что каракалпакские земли входят в состав Узбекистана, не стоит путать представителей этого народа с узбеками.
Археологи отмечают, что первые поселения в каракалпакских землях появились уже в период неолита. Конечно, в то время ещё не было речи о каракалпаках как народе. Впрочем, уже в V веке до нашей эры мы встречаем упоминание об отдельном племени.
Об этом свидетельствует надпись на надгробии Дария I, где указано, что в низовье реки Сырдарьи проживают «саки тиграхауда» или, проще говоря, «саки, носящие шапки». В ту пору саками называли большинство кочевников, в том числе и скифов, а у предков каракалпаков было особое отличие – высокая остроконечная шапка из шерсти, что выделяла их среди прочих кочевых племён.
Черные клобуки
«Отцы»-печенеги
С приходом нашей эры, во II веке, начинается продолжительная миграция отдельных народов. Несколько столетий население Алтая и восточных частей Туркестана переходило в направлении южных земель кочевников. В итоге саки и тюрки смешиваются, образуя два новых народа – огузов и печенегов.
Хочу заметить, последние дали жизнь многим народностям, одной из которых и стали каракалпаки. Что примечательно, название народа отчасти сохранило воспоминание об именовании их далёких предков. В переводе с наречия каракалпаков их название значит «чёрные шапки». Если вы интересуетесь древнерусской историей, то не раз встречали упоминания о представителях этого народа в летописях.
Именно их называли чёрными клобуками из-за специфического вида конусовидных шерстяных шапок, что носили каракалпаки. Надо сказать, роль каракалпаков в Древней Руси была весьма неоднозначной.
Уход и возвращение
Но как же каракалпаки, живущие вдалеке от русских земель, вдруг оказались на Руси? Об этом нам рассказывает печенежская история. В X веке печенеги подвергаются многочисленным нападениям тюрков, что надвигаются на Каракалпакстан с восточного направления. Из-за этого кочевники вынуждены были отправиться на запад, расселившись в южных землях Руси.
Некоторое время печенеги считались одной из народностей Ногайского царства, однако после его завоевания калмыками вновь вспоминают об оставленных землях. Историки полагают, что именно этот период можно считать первым этапом формирования каракалпаков.
Печенеги, вернувшиеся на историческую родину, уже значительно отличались от их предков, некогда оставивших эти земли под натиском врагов, а значит, были совершенно иным народом. По мнению этнографов, только в это время они получили своё нынешнее название – каракалпаки.
Деревянный каркас юрты в пустыне Хорезм, Узбекистан. Войлочные пластины затем подвешиваются на деревянные стержни
Хрупкое царство
Несмотря на потрясения и постоянные перемены, каракалпаки легко приспособились к новому образу жизни – теперь уже оседлому. В тех же низовьях Сырдарьи, где их предки когда-то разводили скот и лошадей, они создали собственное царство, что успешно развивалось за счёт торговли и нескольких купеческих маршрутов, что пролегали через него.
На мой взгляд, каракалпаки пребывали в эйфории от обретения свободы на родной земле, а потому позабыли о главном – соседи-захватчики не забывали о том, что Каракалпакское царство является молодым, а значит, его жители не слишком опытны в военных делах.
В 1723 году калмыки атакуют каракалпакские земли. Каракалпаки не желали становиться захваченным племенем, а потому вынуждены были разделиться, уступив немало территорий калмыкам. В итоге одна группа каракалпаков отправилась к Ташкенту, а другая отошла к самым низинам долины Сырдарьи. Так появились верхние и нижние каракалпаки.
Девушка каракалпаков
Путь каракалпаков к свободе
К сожалению, даже разделение не дало каракалпакам желаемой свободы. Новые племена захватчиков отправляются на каракалпакские земли, после чего уже и верхние, и нижние территории, занятые народом, оказываются под властью Хивинского ханства. Под властью нового государства каракалпаки прожили достаточно долго, только в начале XX века Каракалпакстан стал Каракалпакской АССР, которая позднее вошла в состав Узбекской Республики.
Сегодня каракалпаки живут в автономии, что считается частью Узбекистана. Наконец этот народ обрёл свободу, получил право развивать родной край и его культуру. Согласно последним данным, в мире живёт более 800 тысяч каракалпаков, и каждый из них дорожит своими традициями и обычаями, оставшимися от предков.
Территория Каракалпакстана – это настоящая сокровищница древних памятников. Там можно встретить и старинные фрески с загадочными рисунками и надписями, и разрушенные крепости, что до си пор помнят бои, что вёл их народ за своё право жить на земле предков. Каракалпаки победили в своём главной бою, ведь будущие поколения получили и жизнь, и свободу.
Празднование Навруза в городе Нукусе / museum.kr.uz
Судьба каракалпаков рассказывает на их примере о том, что любой народ силён в своей сплочённости. Несмотря на разделение земель, смену образа жизни, постоянные атаки противников, каракалпаки сумели сохранить единство народностей, а главное – не растворились среди других, более сильных и могущественных племён. На мой взгляд, это чудесный пример стойкости и силы, который достоин искреннего уважения.
Каракалпаки – нация, большая часть населения которой проживает в автономной республике, входящей в состав Узбекистана. Столица государства – город Нукус.
Каракалпаки – потомки кочевых тюркоязычных народов, мусульмане. У них свой национальный язык, культура, традиции и обычаи.
История каракалпакских племен
История каракалпаков насчитывает несколько веков. Давние предки народа – сако-массагетские племена (ираноязычные кочевники), которые проживали на южном побережье Аральского моря во 2–7 веках до нашей эры.
В хрониках встречаются упоминания о «черных колпаках». Историки связывают термин с названием народа «каракалпаки».
К середине 16 века завершился процесс формирования народности из нескольких печенежских, кыпчакских (тюркоязычные племена половцев), ногайских и огузских племенных родов. В этом же столетии в междоусобной борьбе за престол, Ногайское ханство разделилось на три части: Большая, Малая и Алтыульская Орда. Каракалпаки вошли в состав Орды шести улусов.
В источниках, датированных концом 16 века, встречается упоминание о каракалпаках как о едином народе.
Постоянные набеги калмыков разделили Аральское поселение на две группы. Каракалпаки обосновались на свободных территориях между Сырдарьей и Амударьей и стали заниматься орошением и земледелием.
Во время раскопок в пересохших руслах реки Кувандарьи археологами были обнаружены полуоседлые сельские поселения с укрепленными стенами Чирик-Рабат, Баланды, а также погребальные курганы.
В первых годах 19 века каракалпакские племена попали в подчинение Хивинского ханства.
В 1873 году между Россией и Хивинским царством было подписано соглашение, в результате которого Хивинское ханство стало вассалом царской России. Земли на правом берегу Амударьи, где основное население составляли каракалпаки, вошли в состав Российской империи.
Нация сформировалась в условиях советского строя. В 1924 году была образована Каракалпакская автономная область, в 1936 она вошла в состав Узбекской ССР.
Каракалпакские ханы – потомки ханов Золотой Орды. Каждое племя возглавлял бий (старший, тюркский титул) – представитель богатого рода. Он распоряжался землей, пастбищами, оросительными каналами.
Находясь постоянно в зависимости от более сильных соседних ханств, правили каракалпаками казахские ханы. Наиболее заметный след в истории оставил Абулхайр-хан. Под его руководством было принято подданство царской России.
Где живут
Представители нации компактно проживают в Средней Азии.
Численность населения каракалпаков на всех территориях составляет менее 800 тысяч человек.
Больше всего их проживает в долинах рек Амударьи и Сырдарьи, на территории Узбекистана в автономии Каракалпакстан. Встречаются поселения этого народа в Ферганской долине, Казахстане, Афганистане, Туркмении, Турции, а также на территории России (в Оренбургской, Волгоградской и Астраханской областях).
Внешность каракалпаков
Национальная одежда каракалпаков очень схожа с одеянием народов Средней Азии и Казахстана, нарядами узбеков Хорезмского ханства. Основа традиционной одежды – халат. Его шили из дорогой лощеной шелковой ткани, в подмышках оставляли прорези. Это были стеганые халаты на вате или верблюжьей шерсти. Обувь – кожаные сапоги на каблуке с острым слегка загнутым кверху носком.
Старшее поколение в одежде придерживается традиционных правил. Мужчины носят просторные рубахи из хлопка навыпуск и штаны, заправленные в сапоги. Зимой надевают тулуп из овчины, а головным убором круглый год служит меховая овчинная шапка черного цвета.
Женский наряд состоит из просторного платья в виде рубахи (койлек), штанов, накидки типа узбекской паранджи и халата. Зимой сверху надевают шубы.
Каракалпакские женщины ходят с открытыми лицами. На голову поверх тюбетейки повязывают большой платок в форме чалмы. Женщины украшают себя серебряными браслетами, серьгами, перстнями, нагрудными подвесками и колье с символами-оберегами.
Современное молодое поколение даже в дальних аулах редко носит национальную одежду, но отдельные элементы присутствуют: тюбетейки, кушаки, сапоги.
Внешностью каракалпакский народ больше похож на казахов с сильно выраженными монголоидными чертами, есть что-то общее с бурятами и калмыками.
Язык и религия каракалпаков
Узбекский и каракалпакский языки имеют разные диалектические ветви. Узбекский язык сформировался путем слияния нескольких тюркских и иранских языков. Каракалпакский – под влиянием тюркских языков, входящих в кыпчакскую группу. Он близок к казахскому и ногайскому.
Литературный язык народа сформировался на основе северного диалекта.
Обучение во всех учебных заведениях ведется на каракалпакском языке. До двадцатых годов прошлого столетия у каракалпаков была арабская письменность. Но в конце века нация полностью перешла на латинский язык.
Речь (на слух) более жесткая, чем узбекская, напоминает казахский и калмыцкий говор.
Культура и традиции
Культура каракалпаков многолика и тесно соприкасается с культурой азиатских народов. Этнические элементы тюркских племен присутствуют в традициях, устоях и обрядах. В культуре и традициях каракалпаков из разных родов и племен есть некоторые отличия.
Народные музыкальные инструменты всегда звучат на всех семейных праздниках, свадьбах. Самый распространенный национальный инструмент – бубен. Также он является важнейшим предметом народных обрядов.
Большое значение в приобщении к духовным и семейным ценностям имеют национальные праздники. Все тюркоязычные народы Средней Азии почитают Курбан-байрам (исламский праздник жертвоприношения) и Ураза-байрам (окончание поста в месяц Рамазан), другие духовные торжества.
Жилище
Жилищем степных азиатских народов традиционно служила юрта и глинобитные дома с хозяйственными постройками. Кочевники-скотоводы каракалпаки ставили переносное жилье рядом с водоемами.
Для постройки юрты основными строительными материалами служили жерди и шкуры животных. Особенности каракалпакской юрты: летом в ней прохладно, а зимой тепло. Постройку жилья начинали с двери и боковых стоек. В качестве украшения вешали камышовые циновки.
Жерди изготавливали из березы и ивы. Рейки из ивы сгибали, чтобы они приобрели форму полукруга, затем стягивали сыромятными кожаными ремнями. Так получались стены (кереге). Размер юрты определялся количеством крыльев кереге: самая большая имела 12 и могла вместить около 100 человек. Устройством жилья занимались и мужчины, и женщины.
Изготовление юрты – один из видов народного мастерства, которое передавалось от поколения к поколению. Традиционное народное жилище каракалпаков можно встретить и в наши дни: в городах, аулах, в поселениях в дельте Амударьи. До начала 20 века юрты были основным жилищем для полукочевого народа.
При раскопках древних поселений в пересохшем русле реки Жандарьи археологи обнаружили развалины жилых построек круговых юрт из глиняных мазанок. Полуоседлые степные народы селились вблизи караванных путей, а жилище строили из прессованной глины (пахсы). Прочный долговечный материал служил для постройки стен домов и оборонительных сооружений.
Каракалпакская кухня складывалась из многовековых традиций. Этот народ придерживается мусульманских правил в принятии пищи. Коран категорически запрещает употреблять свинину и мясо осла. Много ограничений в употреблении тех или иных продуктов связано с общепринятыми мусульманскими предписаниями. Дозволенные блюда объединены в категорию «халяль» (экологические чистые продукты, разрешенные по исламским нормам).
Кухня этого народа – самобытная национальная кухня, кулинарные традиции которой тесно переплелись с блюдами степных азиатских народов.
Традиционно, как все азиатские степные народы, каракалпаки любую пищу принимают сидя на полу, располагаясь вокруг скатерти. Приготовленные блюда едят без столовых приборов, руками, а жидкую пищу наливают в пиалы или миски.
Главные мясные блюда готовят из баранины, говядины, верблюжатины, конины. В кулинарии повсеместно используют рис, овощи, лапшу, фасоль, хлебное сорго.
Национальными блюдами каракалпакской кухни считаются: плов, шурпа (бульон из жирного мяса с овощами), манты (аналог пельменей), лагман (лапша с мясом и овощами), самса (пирожки с различными начинками), нарын (отварное мясо с луковым соусом) и другие очень калорийные мясные блюда.
Завершают трапезу кисломолочными продуктами: катыком, айраном, кумысом, зеленым или черным чаем с добавлением молока.
Известные люди каракалпаки
Каракалпаки очень гордятся своими знаменитыми соотечественниками, видными деятелями культуры, науки. Среди них:
Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма
Вторые блюда в Узбекской кухне
Салаты и другие овощные блюда Узбекистана
Первые блюда узбекской кухни
Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан
Казахстан : 5 000 (оценка) Туркмения : 5 000 (оценка) Россия : 1 466 (перепись 2010 г.) [2]
Содержание
История
До середины XVIII века каракалпаки жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В середине XVIII века бо́льшая их часть переселилась на Жанадарью — южный рукав древней дельты Сырдарьи. В 1811 году каракалпаки были подчинены Хивинскому ханству и переселены в дельту Амударьи.
Письменных источников, освещающих историю каракалпаков до XVI века, не обнаружено. Первые исторические сведения о них относятся к 1598 году. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов — Абдуллы хана (1583—1598 гг.) — нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, среди которых упоминаются и каракалпаки. С тех пор известия о каракалпаках всё чаще встречаются в исторических источниках. К концу XVI века это была уже вполне сформировавшаяся народность.
В XVIII веке этноним уже был распространён, так в 1734 году Иван Кириллович Кирилов, обер-секретарь сената, представил императрице Анне Иоанновне проект под названием «Изъяснение о Киргиз-кайсацкой и Каракалпакской ордах».
С каракалпаками отождествлялись «чёрные клобуки», упоминавшиеся, начиная с XII века, в русских летописях. Это были пришедшие в южнорусские степи и осевшие там племена печенегов и огузов‚ постепенно вошедшие в состав населения Киевской Руси. Рашидэддин, автор знаменитого «Сборника летописей» (XIV в.) при описании похода монголов на южную Русь отметил, что это была страна русских и «Народа чёрных шапок» («Каум икуляк-и сиях»). Арабский историк Эн-Нувейри (XIV в.) пишет, что одно из одиннадцати кипчакских племён называлось племенем чёрных шапок — «Кара-боркли». Венгерский учёный-тюрколог, путешественник Арминий Вамбери считал каракалпаков ближайшими родственниками печенегов. Такого же мнения был английский исследователь 70-х годов XIX в. Ховорс. Прямыми же потомками печенегов он считал ногайцев, часть которых, живших вблизи Аральского моря, получила название каракалпаков из-за носимых ими чёрных шапок. Некоторые историки в той версии сомневались, например, В. В. Бартольд. Некоторые историки были склонны считать предками каракалпаков кыпчаков (учитывая, что современный каракалпакский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков).
Таким образом, среди учёных существовали разные мнения по вопросу о происхождения каракалпакской народности.
Важным источником исследования ранних этапов истории народностей Приаралья стало археологическое изучение древней дельты Амударьи и Сырдарьи. Как полагает С. П. Толстов, наиболее древними предками каракалпаков были сако-массагетские племена апасиаков (VII—II вв. до н. э.). В дальнейшем происходило включение в состав этих племён гуннов, хионитов и тюркских племён VI—VIII вв. Он предполагал, что все они участвовали в сложении будущей каракалпакской народности. Основным этапом этногенеза каракалпаков С. П. Толстов считает IX—XI вв. — период, когда происходило объединение печенежских племён в юго-восточном Приаралье.
В 1830-х П. И. Иванов тоже выдвигал гипотезу, что формирование каракалпаков связано с территорией Приаралья XI века. Это мнение подтверждает и С. П. Толстов. Таким образом, этноним наименования каракалпаков в нескольких вариантах XII—XIV веках существовал как у западных, так и восточных групп огузо-печенежских племён. В дальнейшем их судьбы были связаны с пришедшими из бассейна Иртыша в XI в. казахами, в среде которых они находились до и после монгольского завоевания и образования Золотой Орды. В XIV—XVI вв., когда монгольские улусы распались, эти племена вошли в состав Восточной Ногайской Орды.
Уже один из первых исследователей каракалпакского языка профессор Н. А. Баскаков отнёс его к кыпчакской группе языков. Наиболее близок он к казахскому и ногайскому. Эти три языка Н. А. Баскаков объединяет в особую кипчакско-ногайскую подгруппу и считает, что он формировался в составе большой ногайской Орды. С другой стороны, в языке есть элементы ираноязычного населения Средней Азии, в частности, хорезмийского языка.
К 20-годам XVII в. Абулгази в своём труде «Родословная тюрков» сообщает о бегстве из Хивы Хабат-Султана к каракалпакам на берега Сырдарьи. Этот документ доказывает, что в конце XVI—XVII вв. сырдарьинские каракалпаки находились в зависимости от Бухарского ханства. Это подтверждается статейным списком Бориса Пазухина, возглавлявшего в 1671 г. русское посольство в Бухару, Балх и Ургенч. В нём говорится, что поданные бухарскому царю царевичи каракалпакские — «люди надёжные в бою». Местности, населённые каракалпаками, назывались «бухарскими улусами» и путь к ним шёл по «туркестанской дороге».
Антропология
Черты смешения европеоидов и монголоидов, последняя выражена сильнее, чем у узбеков и слабее, чем у казахов. Меньшая монголоидность у каракалпаков Ферганы. У Приаральских каракалпаков отмечена примесь долихоцефального компонента (Гинсбург, Трофимова, 1972). [7]
Обычаи, связанные с пищей
У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдались. Любую пищу по традиции едят сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу едят руками, бульон подают отдельно, в миске или чашке. Едят обычно 3 раза в день. Состав блюд очень разнообразен — молочная, растительная, мясная пища. Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. Начинает есть старший по возрасту или положению. В прошлом у каракалпаков не было принято пить чай; если в дом приезжал кто-нибудь, угощали обязательно кислым молоком, айраном или варили катыбыламык — похлёбку. Обычай пить чай распространился у каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, относительно недавно (в XIX веке) вместе с ростом торговли с Ираном и Индией.
Каракалпаки являются тюркским народом и относятся к кыпчакской подгруппе. Название переводится как «черный колпак». Эта народность состояла в родстве с хазарами, печенегами и узами, проживали они по соседству с русскими, неподалеку от башкир и древних булгар, заселяя левый берег Волги. Всего в мире проживает около 825 000 каракалпаков.
Существует у каракалпаков предание, что они когда-то проживали на территории Средней Азии, а в свои настоящие места проживания пришли из бывшего Казанского ханства, откуда их изгнали ногаи. Они были вынуждены бродить долгое время по степям, бороться с киргиз-кайсаками. После народность распалась на три части. Одни поселились в дельте реки Амударья, вторые — на нижней Сырьдарье и Ени-дарье, третьи в Зеравшанской долине. В 18 веке одна из частей каракалпаков приняла русское подданство, но потом перешла под покровительство Хивы и части Бухары, так как русские не смогли оградить ее от киргизов. В 1873 году территория правого берега Амударьи, на которой проживали каракалпаки, вошла в состав России.
Где живут
Основной район проживания народности — Каракалпакстан, Республика Каракалпакстан, расположенная на территории Узбекистана в дельте реки Амударья. Небольшое количество представителей этой народности живет в Ферганской долине и Хивинском оазисе, в Казахстане, в основном в Маниутской области, Туркмении, Москве, Московской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской областях.
Каракалпакский язык является одним из языков тюркской семьи и относится к ногайско-кыпчакской подгруппе. 1 декабря является официальным днем каракалпакского языка.
В каракалпакском существует два диалекта:
В советское время на основе северных говоров образовался литературный каракалпакский язык. Письменность каракалпакского языка на основе латиницы, до 1996 года была на основе кириллицы. На каракалпакском языке ведется преподавание в начальных и средних школах, проходит чтение некоторых дисциплин в Каракалпакском государственном университете имени Бердаха.
Жизнь
Основной деятельностью каракалпаков является скотоводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот, баранов и птицу. Занимаются рыболовством и земледелием. Из народных ремесел распространено тиснение по коже, резьба по дереву, ковроделие, вышивка, ткацкое и ювелирное ремесло, валяние войлока, плетение циновок и пошив одежды.
Передвигались по реке и перевозили грузы на лодках и арбах, распространена у народа и верховая езда на лошадях. Для рыбалки использовали лодку «кайык».
Жилище
Каракалпаки являются полуоседлым народом, у них существовало большое количество временных жилищ, которые отличались строительным материалом, способом устройства и планировкой. В основном все зависело от природно-хозяйственных условий. Единственными устойчивыми и постоянными жилищами, которые не зависели от местности и условий природы, являются юрта и саманный, глинобитный дом «там». Жили в юртах зимой и летом. Когда нужно было обороняться от соседей-кочевников, казахов и туркменов, особенно это случалось зимой, каракалпаки собирались в аулы и ставили свои юрты в укреплениях «цала». Их обносили стенами или огораживали земляным валом, окруженным рвом.
Дом строили прямоугольной формы, с плоской крышей. В нем было одно или два жилых помещения. Под одной крышей с домом часто обустраивали очаг, хлев, кладовые и крытый двор, в котором ставили юрту. Вход в дом был закрыт большими деревянными воротами. В таме жили в основном зимой, летом предпочитали переселяться в юрту.
Строили каракалпаки и глиняные мазанки, полуземлянки и землянки. У крупных феодалов–баев были замки-усадьбы, которые строились из пахсы и обносились стенами. Сегодня в поселениях каракалпаков распространены и жилые дома, но есть много традиционных жилищ.
Религия
Каракалпаки исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.
В национальной самобытной кухне каракалпаков присутствуют элементы соседних народов: узбеков, казахов и туркменов. Мясные блюда готовят в основном из говядины и баранины, едят конину, верблюжатину и домашнюю птицу. Свинину по религиозным соображениям не употребляют. Много едят картофеля, овощей, первые и вторые блюда готовят из круп и бобовых: рис, просо, маш, джугара, фасоль, сорго.
Блюда в основном жарят и варят. В кухне распространена широко комбинация из отварного теста и мяса. Самые распространенные каракалпакские блюда: плов, лагман, гуртик, шавля, манпар, самса, манты, шорпа, пельмени, суп-лапша на бульоне и суп-машаба. Практические все блюда к столу подают с лепешками, приготовленными из пшеничной муки. Из джугарной муки делают клёцки. Одним из любимых блюд каракалпаков является турама — мелко накроенное мясо с клёцками.
Пьют черный и зеленый чай с молоком. Этот обычай распространился у народа только в 19 веке. Из кисломолочных продуктов делают кумыс, айран, творожную кислую массу сузьма, кисломолочный напиток из кипяченого молока катык и курут — сушеные шарики из сузьмы с перцем и солью.
Внешность
Одежда каракалпаков состоит из рубахи на выпуск, штанов, которые заправляли в сапоги, халата — шапан, подпоясанного платком или кушаком. Халаты шили из темных тканей в мелкую полоску, под них надевали стеганый камзол — бешпент. Зимой носили тулуп из овчины шерстью внутрь, в качестве головного убора — овчинную шапку черного цвета. В древности носили черные войлочные высокие шапки конусообразной формы «калпак-такыя», которые и послужили основой названия народа.
Женщины носили рубаху-платье, штаны и халат. Вместо камзола часто надевали безрукавку. Женщины этой народности любят одежду ярких цветов, особенно красного и синего. Много на их одежде вышивки и украшений из металла. Вместо паранджи надевали халатообразную накидку жегду, которая не закрывала лицо. Часто на голове носили длинный платок, его повязывали поверх тюбетейки, как чалму.
Женский головной убор саукеле является произведением искусства каракалпаков и создается искусными ювелирами. Он представляет собой шлем, выполненный из войлока и покрытый красным сукном. Убор богато украшают металлическими бляхами, узорами, подвесками, цветными бусами и камнями, в основном коралловыми. Тумак — верхняя часть шлема — перекрещена черным широким крестом из нашитых тканевых полосок. На лоб спускается тяжелая серебряная бляха жыга. К наушникам прикрепляют две серебряные бляхи с бирюзовыми или сердоликовыми вставками кыран. По форме бляхи похожи на орла или ловчих охотничьих птиц. Сзади к саукеле прикрепляется длинная полоса ткани (халака), украшенная вышивкой.
Культура
Фольклор народа каракалпаков состоит из различных направлений:
Все произведения исполнялись перед народом сказителями и певцами. Из народных музыкальных инструментов каракалпаки использовали смычковый кобуз, щипковый дутар, духовые инструменты сурнай и най, бубен дэп.
Традиции
У народа существуют определенные строгие правила и обычаи поведения во время приема пищи. По традиции пищу каракалпаки едят сидя на полу вокруг скатерти. Бульоны подают в мисках или чашках, густую пищу едят руками. Обычно в день едят три раза. Перед тем как начать трапезу, нужно полить на руки воду, которая полностью должна стечь. Стряхивать ее с рук нельзя, чтобы брызги не попали в пищу. Первым начинает есть старший по положению или возрасту. Если в дом приезжает гость, его обязательно угощают айраном, кислым молоком или варят похлебку катыбыламык.
При рождении ребенка проводятся обряды, которые должны защитить новорожденного от всех несчастий и бед. Большое внимание уделяется имени, выбирает его самый уважаемый член общества, старейшина или духовный лидер. Часто имена дают в честь прадедов и прабабушек. Самые распространенные у каракалпаков имена с корнем -нур, например, Нурсултан, Нуратдин.
Через 40 дней после рождения ребенка устраивают бешик-туй. Ребенка купают, впервые пеленают и кладут в ярко раскрашенную кроватку-качалку (бешик), которую приносят родственники молодой матери. Вместе с ней они приносят лепешки, завернутые в скатерть, игрушки и сладости.
Свадьба у каракалпаков состоит из нескольких этапов, основными из них являются следующие:
Сговор проводится обычно в доме невесты, родители жениха дарят родителям невесты подарки. Обязательно в сговоре должны принимать участие старейшины, которые дают разрешение на брак. Родственники жениха дарят вещи белого цвета и договариваются о размере калыма.
После сговора родители невесты и жениха устраивают «кенес той», приглашают на него родственников, близких и соседей. На этом мероприятии все они решают вопросы проведения свадьбы. Потом проводится «патия той», расходы на который оплачивает жених. Он одаривает невесту, ее родителей и родных подарками. После малого пира родители невесты приходят к родителям жениха и дарят им подарки.
Плач невесты «сынсу» является неотъемлемой частью свадебного обряда. Он выражает грусть девушки, которая покидает отчий дом. Когда невеста приходит к дому жениха, его мать забрасывает ее конфетами, чтобы жизнь молодой жены была сладкой. После девушку проводят в комнату, закрытую узорчатой ширмой шымылдык. Там она должна находиться до начала самой важной церемонии открытия лица — бет ашар. Потом невеста приветствует каждого гостя и кланяется ему. Этот обряд называется келин салом.
Известные люди
Есть среди представителей народа и известные люди, которые прославились своим талантом и выдающейся деятельностью: