Карамзин оценивал государственную деятельность древнерусской княгини отмечал что до ее времени
Тестирование по истории России 11 класс по теме «Древняя Русь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольный тест по теме «Древнерусское государство»
1. Возникновение Древнерусского государства относится к
1) VIII в. 3) Хв. 2) IX в. 4) XI в.
2. В каком городе стал княжить варяг Рюрик?
1) в Москве 2) в Новгороде 3) в Киеве 4) во Владимире
3. Киев стал «стольным градом» Древнерусского государства в
1) 862 г. 2) 879 г. 3) 882 г. 4) 912 г.
1) летописи 2) степенные книги 3) жития 4) былины
5. Принятие Русью христианства относится к
1) 907 г. 2) 945 г. 3) 988 г. 4) 1097 г.
6. Объезд князем со своей дружиной подвластных земель с целью сбора дани
1) барщина 2) оброк 3) кормление 4) полюдье
7. Правление какого князя ознаменовано Крещением Руси?
1) Владимира 3) Святослава 2) Олега 4) Игоря
8. Прочтите отрывок из летописи и отметьте, о каком князе идет речь.
«. и легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы».
1) Ярослав Мудрый 2) Святослав 3) Владимир Красное Солнышко 4) Игорь Старый
9. Еще в начале X в. на Руси начала распространяться славянская письменность, созданная
1) Ярославом Мудрым 2) Кириллом и Мефодием 3) Борисом и Глебом 4) Нестором
10. Какой князь из названных прославился на века «Поучением детям» и победами над половцами, а его правление стало ярким завершением истории Древнерусского государства с центром в Киеве?
1) Владимир Мономах 2) Ярослав Мудрый 3) Владимир Красное Солнышко 4) Всеволод
11. Первыми русскими святыми стали
1) Петр и Павел 2) Борис и Глеб 3) Василий и Георгий 4) Дмитрий и Матфей
12. Автором «Повести временных лет» считается
1) митрополит Петр 2) инок Киево-Печерского монастыря Нестор 3) монах Лаврентий 4) епископ Иона
13. Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для создания в 30-е годы XVIII в. так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Ее разработка связана с именем(-ами)
1) М.В. Ломоносова 2) В.Н. Татищева 3) Э. Байера и Г. Миллера 4) П.П. Шафирова
14. Н.М. Карамзин, оценивая государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что до ее времен «великие князья воевали — она правила государством». Это княгиня
1) Евдокия 2) Анна 3) Рогнеда 4) Ольга
15. В 1051 г. киевский митрополит впервые был избран не в Константинополе, а в Киеве. Им стал русский священник
1) Иона 2) Исидор 3) Климент 4) Иларион
16. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, с которым летопись связывает описанные события.
«В год 6473 (965) князь пошел на хазар и в битве одолел хазар, и столицу их взял. В год 6474 (966) вятичей победил и дань на них возложил. В год 6475 (967) пошел на болгар и одолел болгар».
17. Прочтите отрывок из работы Н.М. Карамзина и напишите имя князя, о котором идет речь в тексте.
«Сей князь, названный церковью равноапостольным, заслужил в истории имя Великого/Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные».
18. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. Запишите цифры, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в таблицу.
1) «Русская Правда» 2) усобица 3) погосты 4) родовая община
19. Расположите внешних врагов Древней Руси в хронологическом порядке их вторжений на Русь. Запишите цифры, которыми обозначены внешние враги, в правильной последовательности в таблицу.
1) печенеги 2) монголо-татары 3) хазары 4) половцы
1) Игорь 2) Владимир Мономах 3) Ярослав Мудрый 4) Олег
A) Ярослав Мудрый 1) восстание древлян
Б) Игорь Старый 2) разгром половцев
B) Владимир Святой 3) начало письменного законодательства
Г) Олег Вещий 4) объединение Новгорода и Киева
Прочтите фрагмент из «Повести временных лет» и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами.
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым. »
1. Между какими религиями выбирал князь Владимир?
2. Как автор летописного рассказа объясняет причины выбора религии?
3. Как было проведено Крещение киевлян? Какие методы были выбраны князем?
4. Какие нововведения последовали за Крещением Руси?
Задание 1
Прочитайте текст и выполните задания:
Княгиня Ольга – легендарная фигура истории Древней Руси. Летописи называют ее «мудрейшей из людей».
Историк Н.М. Карамзин, оценивая государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что до её времён «великие князья воевали – она правила государством… Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою».
Задание: Сформулируйте свое отношение к княгине Ольге, опираясь на оценки историков, мнения летописцев и исторические факты. Приведите не менее 3-х исторических фактов, которые помогут обосновать вашу точку зрения
Опираясь на материал видео консультации к уроку «Правление Ольги и Святослава» дайте ответ на вопрос: Как Вы считаете, какими достоинствами и недостатками обладал Святослав в качестве главы государства? Приведите не менее 3-х исторических фактов, которые помогут обосновать вашу точку зрения.
Помогите с двумя заданиями очень срочно нужна ваша помощь.
Прочитайте текст и выполните задания.
«Звезда перед солнцем /, Заря перед светом» — так возвеличил правительницу Ольгу известный русский поэт В.А. Жуковский.
Княгиня Ольга — легендарная фигура истории Древней Руси. Летописи называют её «мудрейшей из людей».
«Была она предвозвестницей христианской земле, — пишет Нестор-летописец, — как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. » Историк Н.М. Карамзин, оценивая государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что до её времён «великие князья воевали — она правила государством. Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою».
«. Отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград. » 1) Отметьте в тексте оценки, данные княгине Ольге летописцами и историками. Сравните их и кратко сформулируйте главное, что их объединяет. Обоснуйте свой вывод.
2) В тексте есть такая фраза: «. всё содержание нашей истории. было бы невозможно без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград. ».
Выберите из перечня деяния княгини Ольги, соответствующие приведённым суждениям, и отметьте их знаком
установление чёткого порядка сбора дани окончательное покорение древлян принятие христианства руководство защитой Киева от печенегов
3) Используя знания по обществознанию, назовите известные вам признаки государства и укажите, что из деяний княгини Ольги способствовало формированию государственности на Руси.
5) В приведённом ниже списке знаком S отметьте понятия, отражающие одну из сторон деятельности княгини Ольги по развитию государственности на Руси.
Эта функция присуща и современному государству. Назовите эту функцию.
2После смерти Игоря власть перешла в руки его жены Ольги (945— 964 гг.), поскольку сын покойного Святослав ещё не достиг совершеннолетия. Ольга оказалась чрезвычайно волевой и властолюбивой особой, поэтому а течение долгого времени после достижения Святославом совершеннолетия продолжала управлять огромным государством.
Ольга впервые в истории Киевского государства в 946 г. прибегла, собственно говоря, к ликвидации местного княжения — было упразднено правление династии Мала, а Древлянскую землю подчинили непосредственно власти княгини. Это усмирило знать других княжеств.
Княгиня реформировала систему сбора дани. Были точно установлены нормы дани, налогов, повинностей — “уставы”, “уроки”, “оброки”. В общем эти меры княгини Ольги стали решающими в продолжительном процессе преобразования племенных княжении в государственную территорию Руси. Они положили начало и качественно новым принципам сбора в стране налогов.
Княжение Ольги заметно повлияло и на характер отношений Руси с другими странами, прежде всего с Византией. Так, она лично возглавила большое посольство (свыше 100 чел.) в Константинополе. Во время переговоров Ольга пыталась установить династические связи, женив Святослава на византийской принцессе, но потерпела неудачу.
Княгиня Ольга намеревалась ввести христианство. Среди учёных существует мнение, что крещение самой Ольги состоялось не в столице Византии, а на Руси ещё до её поездки в Константинополь в 957 г.
В 20-тияетний период пребывания Ольги при власти наметились качественно новые подходы в проведении внешней политики, дававшие преимущество мирным средствам перед военными.
Ответ:
Могу сказать только А) Общее между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями, данными Моисею в том, что человеку нельзя было убивать, лгать, делать зла другому человеку, не чтить бога или богов, нарушать заповеди.
3 в) закрыла путь на Русь для немцев и шведов;
единая армия, сильный флот, единые законы на всей территории, император имеющий власть над всей территорией и собирающий налоги со всей империи способен на многое
В таком употреблении слова в понятие вагантов войдут такие социально разнородные и неопределённые группы, как французские жонглёры (jongleur, jogleor — от латинского joculator — «шутник»), немецкие шпильманы (Spielmann), английские менестрели (minstral — от латинского ministerialis — «слуга») и т. д. Однако обычно слово ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве исключительно, или во всяком случае преимущественно, латинским языком — международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой, как лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.
Социальным составом этой группы определяются и формы и содержание поэзии вагантов. В формах своей лирической и дидактической поэзии ваганты тесно связаны картинами каролингской эпохи, в которой в разрозненном виде представлены все элементы вагантской формы (тоническое стихосложение, рифмы, лексика, стилистические украшения), а через неё — с латинской поэзией раннего христианства и античного мира. Для доброй лирики вагантов особенно велико значение Овидия(«Наука любви» и другие произведения).
Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах (Венера, Амур, Купидоны, иногда даже нимфы и сатиры), которыми ваганты любили украшать свои произведения, и в именах действующих лиц (Флора, Филлида и т. п.), они любят слушать песни птиц, но и в концепции любви и образе возлюбленной, совершенно лишённых столь типичных для куртуазной лирики реминисценций феодальных отношений (куртуазное служение даме) и проникнутых чисто земной радостью плотского наслаждения; характерно, что описание нагого тела (интересна мотивировка в одной из песен — подсмотренное купанье) более свойственно вагантской поэзии, чем лирике трубадуров и миннезингеров (см. Вальтер фон дер Фогельвейде).
Можно установить реминисценции античной поэзии и в описаниях и символике природы у вагантов, которые по яркости красок часто превосходят весенние зачины куртуазной лирики; с другой стороны, в символике природы у вагантов много совпадений с народной песней, бесспорно влиявшей на их поэзию. С мотивами любви в лирике вагантов соприкасается мотив вина и пьянства; из жанра застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни: «Meum est propositum» (соч. «Архипииты» XII век), «Gaudeamus igitur», и другие.
Ваганты используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они пародируют её основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до пародирования литургии и Евангелия.
Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: французский поэт Вальтер (Готье) Шатильонский (вторая половина XII века), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Примас Орлеанский (начало XII века); немецкий вагант, известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII века) и некоторые другие.
Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII—XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.
КИМ по предмету «Россия в мире»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Департамент образования, науки и молодежной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине
ОПВ. 02 Россия в мире
43.01.09 «Повар, кондитер»
Комплект контрольно-измерительных материалов по предмету Россия в мире (курс по выбору) разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (ред.от 31.12.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480); «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г.
Методист Заместитель директора
____________ Л.Н. Болотова ___________С.С. Прохорова
Рассмотрен цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол от «___» _____________ 2017 г. № ____
Председатель ц/к _______________ Т.А. Похващева
Ломакина Надежда Александровна, преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу предмета Россия в мире
КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, тестов.
Результаты освоения предмета
Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «Россия в мире» (базовый уровень) являются:
формирование представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
формирование знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
формирование взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;
формирование представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;
формирование умений использования широкого спектра социально- экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
формирование умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
формирование способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
формирование представлений об особенностях современного глобального общества, об информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;
формирование умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.
Формы контроля предмета
оценка содержания портфолио студента
— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
— мониторинг и рейтинг выполнения различных видов учебной деятельности,
оценка эффективности и качества выполнения учебных задач
— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
— оценка выполнения самостоятельной работы
— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
— анализ способностей студента выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
— оценка выполнения практических работ
оценка выполнения творческих заданий
— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
— оценка работы студента на семинарах, учебно-практических конференциях олимпиадах
— представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
— оценка выполнения самостоятельной работы
— основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
— устный опрос, составление диалогов, экспертная оценка выполнения практических работ, наблюдение за выполнением практических индивидуальных заданий;
— периодизацию всемирной и отечественной истории;
— устный опрос, составление диалогов, экспертная оценка выполнения практических работ, наблюдение за выполнением практических индивидуальных заданий;
— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
— историческую обусловленность современных общественных процессов;
— особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
— наблюдение за организацией работы с информацией.
Контроль результатов освоения предмета
Раздел 2.Предцивилизационная стадия истории человечества
Вопросы для контроля
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира
Раздел 4. Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья
Вопросы для контроля
Раздел 5. Новое время
Раздел 6. Индустриальное общество во второй половине XIX – начале ХХ в.
Вопросы для контроля
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (приложение 6)
— оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если работа, выполнена полностью без ошибок и недочётов;
— оценка «хорошо» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов;
— оценка «неудовлетворительно» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы, или совсем не выполнил ни одного задания.
Раздел 2. Предцивилизационная стадия истории человечества
1. Сформулируйте, в чем суть изменений, произошедших в период, получивший название «неолитическая революция»?
2. Какие технологические операции по обработке камня и кости были освоены человеком в период неолита? Приобретение человеком каких знаний позволило этого достичь?
3. К каким изменениям в обществе и в окружающем пространстве приводило появление более совершенных орудий труда в руках человека?
4. Прочтите расположенный ниже текст. Вставьте пропущенные слова. Разделите текст на 3 части и озаглавьте каждую из них.
Самые первые изменения происходят в области технологии производства орудий труда и свойств материалов. Человек достиг виртуозного искусства в обработке камня и кости. Были открыты такие операции обработки как _______________ и _______________. Орудия приобретали новые свойства, становились сложными, _________________. Использование новых технологий в изготовлении орудий изменяли условия жизни, основанной на _______________. Человек сумел открыть и научился использовать то, что сегодня мы называем законами физики и механики (рычаг, сила упругости, сила трения). Человек открыл свойства _______________ и научился создавать керамическую посуду. Он изобрел _____________________ и научился ткать полотно и шить одежду. Человек узнал свойства _________________ и научился изготавливать орудия из него. Первое знакомство человека с медью произошло, видимо, через природные самородки, которые пытались обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались, и им можно было придать необходимую форму. Такой способ обработки называется __________________________. Позднее, медные орудия научились изготавливать методом _________________, что позволяло придать изделию сложную форму. Однако, медь мягкий металл, медные орудия быстро затуплялись и деформировались. Экспериментируя, вскоре человек обнаружил, что незначительная добавка в медный расплав ______________ делает изделие более прочным. Так появилась _________________. Однако, успехи человечества в эпоху неолита незаметно стали причиной глубокого _________________. Популяция людей, живущая за счет охоты как основного средства добычи пищи, практически истребила пригодную для охоты фауну. Есть стало нечего. Ученые утверждают, что население земли этого периода вымерло на __________%. И тогда на первый план вышли те немногочисленные сообщества людей, в которых уже существовали зачатки производящего хозяйства. И тогда на первый план вышли те немногочисленные сообщества людей, в которых уже существовали зачатки _____________________ хозяйства. Именно их потомки и заселили впоследствии территории. Их деятельность на протяжении последних 10 тысячелетий коренным образом изменила облик планеты. Человечество с тех пор едва ли сделало более важный прорыв чем наши предки в период неолита.
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира
1. Человек современного вида появился
а) 2—1,5 млрд лет назад б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад г) 6—5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма б) даосизма
в) ведизма г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности
4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов
5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV—III тыс. до н. э. б) рубеж III—II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:
а) иерархическая система
б) необходимость организации коллективного труда
в) разветвленная административная система
г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти
9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:
а) в Китае б) в Индии
в) в Вавилоне г) в Египте
10. Особенность древнеиндийского общества:
а) социальное неравенство б) кастовый строй
в) имущественное расслоение г) патриархальная семья
11. Для греческой цивилизации характерна:
а) колонизация б) традиционность
в) иерархичность г) кастовость
12. В древнегреческом обществе ценились:
б) умение подчинять свои интересы государственным
в) принцип соревновательности
г) чувство коллективизма
13. Историки называют Римскую республику:
а) демократической б) аристократической
в) олигархической г) имперской
14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:
а) Зевс и Гера б) Юпитер и Юнона
в) Афина и Аполлон г) Марс и Венера
1. Дайте определения понятиям:
Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.
2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.
появление человека умелого
Б) появление австралопитека
появление человека разумного
Г) появление человека прямоходящего
3. Соотнесите термин и его определение.
В) военная деспотия
процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)
4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания
Перечислите особенности императорской власти в Византии.
Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
Какими качествами должен был обладать император?
Почему византийцы ценили именно эти качества императора?
Задания для контроля
1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства
2. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия
3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV—III тыс. до н. э.
4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины б) Спарта
в) Иония г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права
7. Особенностью восточных обществ была их строгая:
а) иерархичность б) кастовость
в) религиозность г) замкнутость
8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:
а) патриархальная семья б) сельская община
в) корпорация торговцев г) соседская община
9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:
а) родовая и военная аристократия
б) ремесленники и купцы
г) чиновники и солдаты
10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:
а) деспотия б) монархия
в) тирания г) диктатура
11. Главный орган Римской республики:
а) Форум б) Консульство
в) Сенат г) Капитолий
12. Греческий полис называется:
а) гражданской общиной б) сельской общиной
в) патриархальной общиной г) городской общиной
13. Основные категории населения Древнего Рима
14. К пантеону богов Древней Греции относятся:
1. Дайте определения понятиям:
цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.
2 . Отметьте знаком «+» верные высказывания.
1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев
2. Возраст древнейших костных останков предков человека превышает 3 млн. лет
3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию
4. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне
5. Первым металлом, который освоил человек, была медь
6. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства являются Южная Африка и Австралия
7. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита
8. Первые крупные земледельческие поселения возникли на территории современной Турции и в Палестине
3. Соотнесите термин и его определение.
Б) неолитическая революция
переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности
наука о происхождении и эволюции человека
общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями.
социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников.
строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род)
4. Прочитайте отрывок из биографии пророка Мухаммеда и укажите событие, о котором в нем говорится.
Напишите, что составляет пять столпов ислама?
В чем отличие ислама от других мировых религий?