Карасунский кут что это
Хронология основания Екатеринодара
Город Краснодар – административный центр Краснодарского края, столица Кубани, называющийся также южной столицей России, – был основан на правом берегу реки Кубань в 1793 году.
Основателями города были казаки Черноморского казачьего войска, созданного с началом Русско-турецкой войны 1787–1791 годов из желавших служить Отечеству бывших запорожцев. Названный казаками Екатеринодаром в честь отдавшей им Правобережье русской императрицы Екатерины II Алексеевны войсковой град, по существу, являлся созданным на новой земле аналогом запорожской ставки – Сечи, – с крепостью – Кошем – в своём сердце.
Какую дату следует считать датой основания города?
Наверное, ею справедливо будет считать дату первого упоминания его настоящего имени, Екатеринодара, хотя казачье поселение на этом месте существовало к тому времени уже несколько месяцев.
Стоит вспомнить и привести хронологию событий, предшествовавших возникновению города и непосредственно к нему относящихся:
2 сентября 1792 года второй, главный, отряд черноморских казаков-переселенцев под началом войскового правительства и первого чина войска кошевого атамана Захария Чепеги, общим числом в 2 063 человека, выступил на восток из приднестровской Слободзеи (1).
23 октября 1792 года этот конный отряд прибыл на Кубань и скоро остановился на зимовку по левую сторону реки Еи, в Ханском городке на Ейской косе, поблизости от последнего русского провиантского магазина – источника корма для уставших в походе казачьих лошадей (2).
10 мая 1793 года Чепега, взяв половину своего отряда, выступил с места зимовки к Кубани (3).
19 мая 1793 года конница Чепеги в составе 1011 человек прибыла на правый берег реки (4).
23 мая 1793 года, получив указания кавказского наместника И. В. Гудовича, находившийся тогда близ нынешней станицы Воронежской Чепега отдал приказ своему полковнику Кузьме Белому отправляться с казаками вниз по реке до места нынешнего Славянска-на-Кубани, ставя на правом берегу пограничные посты – в каждом по 50 казаков – на расстоянии в 10 вёрст друг от друга.
После учреждения всех постов-кордонов Белому следовало с оставшимися при нём казаками расположиться посередине, «дабы с обеих сторон от кордонных старшин поскорее рапорты [. ] доходить могли» (5).
К 6 июня 1793 года Кузьма Белый поставил между нынешними Воронежской и Славянском 10 постов, срединным из которых стал 5-й, названный Ореховатым.
Оставив на 9-ти постах от 51-го до 58-ми человек, сам Белый вместе со 169 казаками, как и было приказано, расположился на главном, Ореховатом, – там, где сейчас стоит здание «Кубаньэнерго» на улице Ставропольской, 2, – уже спустя несколько месяцев превратившемся в войсковой град Екатеринодар.
Таким образом, ставшее Екатеринодаром первое казачье поселение возникло между 23 мая и 6 июня 1793 года – скорее всего, в мае, в последних его числах, – и первыми его жителями стали 170 казаков, которые представляли Джерелиевский, Васюринский, Незамаевский, Пашковский и Калниболотский курени ЧКВ (6).
Как это понятно, главным, то есть центральным, кордоном из 10-ти мог стать или 5-й, Ореховатый, или 6-й, Видный, при этом последний был ближе к географической середине основанной Белым первой части кордонной линии (если же исходить из протяжённости всей линии, кордоны по второй части которой, от нынешнего Славянска до Чёрного моря, к 24 июня 1793 года поставил полковник Захарий Малый, то центр и вовсе находится в районе Красного леса).
Вероятно, выбор в пользу Ореховатого был сделан Белым не в последнюю очередь из соображений преемственности: к 27 февраля 1778 года (7) на месте будущего Ореховатого кордона и нынешнего Краснодара возглавлявшаяся лично генерал-поручиком А. В. Суворовым воинская часть состоявшего под его же началом Кубанского корпуса построила земляное укрепление – Архангельский фельдшанец (8), один из 20-ти фельдшанцев, появившихся тогда по воле великого Суворова на линии в 540 вёрст от Чёрного моря до Ставрополя (9).
Своё военное значение Ореховатый кордон не утратил вплоть до середины XIX века – на карте этого времени он, под именем Главно-Екатеринодарского, отмечается в числе десятков прочих русских военных укреплений, батарей и пограничных кордонов.
13 июня 1793 года Чепега был уже здесь, обосновавшись с правительством поблизости от кордона (10) – дом самого Чепеги впоследствии был построен метрах в 300-та от него, там, где сейчас находится главное здание КГМУ (11).
7 июля 1793 года Чепега написал письмо второму чину войска судье Антону Головатому, в котором поздравил соратника с прибытием в Тамань и сообщил, что находится с правительством в Карасунском куте, «где и место сыскал под войсковой град».
Здесь стоит задержаться и прояснить достаточно важную и любопытную вещь.
Хранящийся в ГАКК подлинник (или поздняя копия?) упомянутого выше письма Чепеги к Головатому имеет пометку с указанием даты: 12 июня 1793 года (12).
Такая датировка вызывает большие сомнения и, почти наверняка, является ошибочной.
Во-первых, 12 июня Головатого не было и не могло быть в Тамани: к этому числу он проделал только треть пути из Приднестровья на Кубань и застрял у села Давыдов Брод значительно севернее Херсона, не имея возможности без моста переправиться с обозами и «гулячим скотом» через Днепр (13).
Во-вторых, писать, что «к домостроительству удобное время сего лета проходит, а у нас еще ничего неначато», как это сделал в своём письме Чепега, уместнее всё-таки не в первой половине июня.
И, наконец, в-третьих, в сборнике документов ЧКВ, изданном И. И. Дмитренко в 1896 году, это письмо Чепеги датировано только годом и размещено предпоследним среди всех документов за 1793 год (14).
Любопытно, что у Щербины в его «Истории ККВ» датой прибытия отряда Головатого в Тамань названо и вовсе 15 августа, а датой его выступления из Приднестровья – 15 июля (15), но здесь мы имеем дело с очевидной ошибкой и несуразностью – хотя бы потому, что уже 16 июля у Головатого в Тамани гостил граф А. В. Суворов-Рымникский, вспоминая за обедом Чепегу.
Почему же датой письма Чепеги у нас указано 7 июля?
Потому что первый исходящий от Головатого из Тамани документ, приведённый у того же Дмитренко, датируется 18 июля 1793 года – и это ответ на письмо Чепеги именно от 7 июля (16).
Ответ на то самое письмо? Именно на то самое:
— Поздравляя вас прибытием. з желанием долголетного и щастливого жития, уведомляю что я. состою с правителством при урочище Карасунском куте где и место сыскал под войсковой град. а для лутшой опробации и общаго утверждения вас милостиваго государя моего покорно прошу поспешеть своим прибытием с любезнейшею вашею женою а моею кумою. ибо и самы изволите знать яко к домостроителству удобное время сего лета проходит, а в нас еще нечого не начато.
— От 7-го числа сего течения пущенное от вас письмо я вчерашняго 17-го числа получил. Покорнейше вас благодарю за засвидетельствование усердия, а по содержанию оного при сем к вам пилу отправляю.
Стоит признаться – поначалу такой ответ представился неуважительным, каким-то даже хамским. Но только поначалу.
Какое могло быть неуважение между знавшими друг друга десятки лет боевыми друзьями? За многие годы совместной службы они разделили столько горя и радости, видели столько смертей товарищей и близких, столько высот духа среди тех, кого совместно вели в бой за веру и Отечество, – что просто не могли сами не стать близкими друг другу людьми. Что и подчёркивали множество раз в письмах взаимными признаниями в почтении и преданности (17).
При этом Головатый был образованным и практичным казачьим аристократом, а Чепега – не умевшим ни читать, ни писать казачьим атаманом-рубакой, для которого главным было поставить пограничную стражу, а казачьи дома в новом войсковом граде. могут подождать – хотя бы до приезда «любезного брата, приятеля и товарища» Антона Андреевича. А только что закончивший такой нелёгкий перевод на Кубань до последнего остававшихся в Приднестровье казачьих семей со всем их имуществом и скотом любезный и практический Антон Андреевич, искренне радея за общее дело, наверняка, от души досадовал на непрактического собрата и подтрунивал над явленным тем «усердием» на новой земле.
Итак, решение о месте основания Екатеринодара Чепега принял между 7 июня (отправленный Чепеге Кузьмой Белым отчёт о расстановке постов датируется 6 июня) и 7 июля 1793 года – согласившись с выбранным Белым местом главного поста.
А вот придуманное, видимо, тем же Белым название, Ореховатый, не прижилось – Чепега впоследствии ни разу не употребил его в своих ордерах или письмах, каждый раз, пока в бумагах не появился Екатеринодар, называя место своего нахождения Карасунским кутом.
Когда же впервые прозвучало имя города?
Ещё в 1829 году в петербургской военной газете «Русский инвалид» состоялась публикация документа, согласно которому решение о «воздвижении» города с именем Екатеринодар было принято войсковым правительством 15 августа 1793 года.
Однако подлинника этого документа в архивах не найдено (18), а в исходящих от имени Чепеги бумагах и после этой даты местонахождением атамана по-прежнему назывался Карасунский кут, но не Екатеринодар (19).
А значит, самое раннее подтверждённое подлинным документом упоминание Екатеринодара было сделано в рапорте войскового судьи Антона Головатого, написанном в войсковое правительство 29 октября 1793 года (20).
Источник:
Селиверстов А. В. Все храмы края. Кубанская митрополия. Том I. – Краснодар: Традиция, 2016. С. 267–273.
Город мифов
С момента основания Екатеринодара история города обросла мифами и легендами. Краевед и историк Виталий Бондарь рассказал интернет-порталу «Кубань 24» о наиболее часто встречающихся заблуждениях.
Миф № 1 — Екатеринодар основали как город-крепость
Вопреки расхожему мнению, «град Екатерины» никогда не был крепостью. Город-крепость — это поселение, которое возникает внутри крепостных стен. Основной исторический смысл существования такого поселения — оборонительная функция. Что касается Екатеринодара, то он основывался именно как город, главный административный центр.
В первое время крепости в нем не было. Вопрос о необходимости построить ее подняли в марте 1794 года, а небольшой вал по периметру насыпали только спустя три года. Валы от осадков постоянно оседали, крепость обновляли, но особых результатов это не давало, потому что с точки зрения фортификационных достоинств она не обладала необходимыми характеристиками.
Также она не входила в систему военных крепостей Российской Империи — в военно-историческом архиве есть реестр крепостей. Из кубанских в нем указаны, например, Фанагорийская, Усть-Лабинская, Благовещенская крепости. Екатеринодарская же крепость даже не входила в число укреплений черноморской кордонной линии. Казаки ее построили, как написал таврический губернатор Жигулин, «для прикрытия города с юга». Со временем в ней появились казармы для бездомовных, неженатых или престарелых казаков, войсковой, а позже армейский госпиталь. В крепости был пороховой склад и арсенал. В 1801 году (освятили в 1802) в ней построили собор, а на площади проводили парады.
Приезжие в то время писали, что крепость в Екатеринодаре больше напоминает садовую огорожу, валы от дождя проседают и не обновляются годами, а чтобы срезать путь к месту службы, казаки просто перелезали через крепостной вал.
Главное, что поселение и крепость были двумя элементами пространственной организации. Крепостные стены не охватывали Екатеринодар по периметру. Единственное использование крепости по назначению — новогодняя ночь с 1855 по 1856 годы, когда князь Сефер-бей Зан привел к левому берегу Кубани свои войска. Они переправились и даже успели захватить несколько кварталов города. Артиллерия крепости в тот период была незначительной, но сыграла решающую роль в этом эпизоде Восточной войны.
Миф № 2 — Екатеринодар, как и современный Краснодар, застраивался хаотично
Пространство города было строго распланировано: улицы параллельны и перпендикулярны. В этом, кстати, он был схож с городами-крепостями. Конечно, в самом начале велась хаотичная застройка вдоль Карасуна. Она нанесена на старом плане. Но проверить это сложно, так как сохранилось мало источников. Уже в первые месяцы после основания Екатеринодара был составлен его план и отправлен таврическому губернатору. В 1794 году в город приехал землемер, прапорщик Гетманов, он имел задание распланировать территорию Карасунского кута под город. В сентябре план был утвержден, Екатеринодар получил ортогональную планировку.
Парадокс состоит в том, что территория Карасунского кута была огромной по меркам того времени. Уже в начале XIX века один из французов, побывавших здесь, написал, что «Екатеринодар в своей окружности равен Парижу, но худо выстроен». Казаки в лесу прорубили просеки-улицы, сделали правильную планировку. Но большая часть кварталов представляла собой лес с хатками. Постепенно это менялось. Лес вырубали, насаждали сады. Позже кто-то писал, что город представляет из себя цветущий сад, разделенный просеками.
Миф № 3 — Екатеринодар заселили запорожские казаки
Запорожских казаков в составе Черноморского казачьего войска на момент переселения на Кубань было не более 30%. Запорожцы составляли костяк черноморского казачества, но как Сечь запорожское казачество прекратило свое существование в 1775 году. Тогда чуть ли не половина из них ушла в Турцию, остальные — в Забужье. Во время войны 1787—1791 годов князь Григорий Александрович Потемкин обратился к Екатерине II. Он рассказал ей, что запорожцы всегда хорошо воевали с турками, знают их повадки, тактику ведения боя. В результате Екатерина создала Войско верных казаков из бывших запорожцев. Она наградила старшин армейскими чинами, и они автоматически стали дворянами Российской империи. Казаки взяли Березань, участвовали во взятии Гаджибея, Очакова и Измаила. В 1792 году они добились аудиенции императрицы, которая вручила им жалованную грамоту на Таманский полуостров и Правобережье Кубани. За это время в войске собрались не только бывшие запорожцы, но и бывшие крестьяне, украинские и азовские казаки. За подвиги на Черном море им было присвоено звание Войска верных черноморских казаков.
Кстати, в Екатеринодаре изначально могли селиться только лица войскового сословия Черноморского казачьего войска, которому по жалованной грамоте Екатерины Великой от 30 июня 1792 года принадлежала эта земля. Даже лица царской фамилии имели право только временного проживания здесь и не могли приобрести землю в собственность. А казаки других войск должны были переписаться в черноморские казаки, чтобы получить пай.
Миф № 4 — Карасун, который проходит через весь город, — это старица реки Кубань
Документы говорят об обратном: Карасун — это самостоятельная степная речка родникового происхождения. Она начиналась из родников между Пашковской и Старокорсунской станицами. Карасун является притоком Кубани. Более того, они находятся на разных надпойменных террасах.
Миф № 5 — во время Гражданской войны под Новороссийском спрятали золото Кубанской рады
По моему мнению, это в большей степени миф. Сложно сказать что-то конкретно, потому что прямых источников я не видел. А вот разговоров было достаточно много. В основном это устная история. Весь парадокс заключается в том, что регалии Кубанского казачьего войска вывезли. Неужели оставили золото? Да и было ли оно вообще?
Миф № 6 — у екатеринодарцев не было развлечений, полностью отсутствовали балы и приемы
Многие путешественники, которые попадали в Екатеринодар, писали, что как только смеркалось, на улицах никого нельзя было встретить, даже собак. Горожане замыкались в своих семействах, мало гуляли и рано ложились спать. По некоторым воспоминаниям, по вечерам екатеринодарцы часто выпивали, была распространена игра в карты.
Изменения в жизнь города привнесли армейские офицеры, они же завели моду на балы. В XIX веке в Екатеринодаре было офицерское собрание и даже деревянный театр. Кстати, первое название улицы Гимназической — Театральная. Он находился там, где сейчас северный торец здания краевой администрации. Есть смешное описание, что пройти в зал в этом театре можно было через узкий коридорчик, который заканчивался крутой лестницей. И если кто-то не знал об этом, в зрительный зал он скатывался кубарем.
Приезжали в город и кукольные театры, странствующие актеры. В 1830—1840-е годы стали выписывать петербургские журналы, что сильно повлияло на манеру одеваться. Многие дамы заказывали себе одежду по последней моде.
Кто и когда на самом деле основал Екатеринодар и дал ему имя? Конспект лекции Виталия Бондаря
30 октября историк и краевед Виталий Бондарь расскажет о научной экспедиции по руслу реки Кубань, в которой он участвовал в 2008 году. Эта лекция из цикла «Вниз по течению: 906 километров Кубани» посвящена части экспедиции, проходившей по территории Краснодарского края. Краевед расскажет о древних стоянках, первых жителях, народах, которые жили и живут на территории края вдоль русла реки Кубань. Лекция содержит уникальные исторические материалы, в том числе из личного фотоархива, которые нигде не публиковались ранее. Начнется она в 12:00 в ресторане «Екатеринодар».
ЮГА.ру публикуют краткий конспект предыдущей лекции Виталия Бондаря о ранней истории краевой столицы. Кандидат исторических наук, член Союза архитекторов РФ, бывший советник мэра Краснодара рассказал о расхожих мифах о происхождении города и познакомил слушателей с ключевыми исторические документами.
ДЕНЬ ГОРОДА
25 сентября мы празднуем День города, который еще называют днем рождения Краснодара. На самом деле сентябрь — это просто удобное время для проведения массовых мероприятий. История говорит о том, что наш город появился в июне. Точно известно, что 9 июня 1793 года казаки Черноморского казачьего войска отправили документ губернатору Таврической области с просьбой законно закрепить их намерения об основании войскового града. Название «Екатеринодар» укоренилось позднее, а точные даты официального основания не зафиксированы, но некоторые косвенные свидетельства все-таки сохранились.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЗДЕСЬ
На схеме мы видим Карасунский кут — так называлось это место в 1793 году. Стратегические выгоды местности, защищенной с юга, запада и востока, люди оценили еще в древности. Самым старым следам присутствия человека на территории Краснодара историки дают 10 тыс. лет. Но в то время никто не жил здесь постоянно. А вот самыми древними оседлыми можно назвать меотские племена — на месте нашего города они жили с VI века до н.э по III век н.э.
Есть еще одна причина возникновения города именно в этом месте. К началу июня 1793 года от Усть-Лабинской крепости (кстати, она сохранилась, и недавно ее реконструировали) казаки пошли значительным отрядом, в несколько тысяч человек, вниз по Кубани, расставляя пограничные посты по правому берегу реки. Всю укрепленную линию назвали позже «Черноморской кордонной линией». Шла она от Усть-Лабинска до Тамани. Карасунский кут, где был основан Екатеринодар, находился практически посередине этой линии.
Черноморские казаки стали первопоселенцами, но не были первыми, кто приходил в эти земли. В 1778 году здесь бывали — но не селились — донские казаки, которые прибыли вместе с Суворовым на Архангельский фельдшанец (небольшое земляное укрепление незамкнутого типа).
НЕСКОЛЬКО ДАТ ОСНОВАНИЯ
В кубанской исторической литературе проблема датировки основания города существует более сотни лет. Историки по-разному оценивают события, которые можно принять за точку отсчета екатеринодарской истории. Например, фактическое появление поселения в 1793 году или оформление этого события в 1794 году, 1 января. Теперь мало кто сомневается, что город был основан в 1793 году, но конкретная дата начала биографии Екатеринодара остается предметом научного спора.
Утром 9 июня 1793 года войсковое правительство, которое накануне с частью казаков прибыло в Карасунский кут, сочинило рапорт таврическому губернатору Семену Семеновичу Жигулину с просьбой признать войсковым градом поселения, организованные в Карасунском куте. (Все правобережье Кубани до границы с землей войска Донского до 1820 года входило в состав Таврической области. Губернией ее стали называть позже, в то время это была именно область). 12 июня атаман Чепега написал Антону Андреевичу Головатому, войсковому судье, который на тот момент находился в Тамани: «Милостивый государь Антон Андреевич, поздравляем вас с прибытием в Таман на войсковую землю. Уведомляю, что я, расставивший по реке Кубан пограничную стражу, состою с правительством в Карасунском куте, где и место сыскал под войсковой град». (Да, Кубань в то время была мужского рода и произносилась без мягкого знака на конце. Тамань тоже).
Эти документы подтверждают, что место для войскового центра было уже определено. В некоторых учебных пособиях и справочниках по истории Кубани утверждается, что решение об основании Екатеринодара было принято на собрании войсковых старшин 15 августа 1793 года. В наше время популяризатором этой точки зрения являлся историк Виктор Александрович Соловьев. Опирался он на статью в газете «Русский инвалид» с информацией от неизвестного участника этого собрания. Однако даже при беглом ознакомлении с этой статьей бросается в глаза обилие фактологических и картографических ошибок. Очевидно, воспоминание было написано спустя несколько десятилетий после самих событий.
ЗАГАДОЧНОЕ МОЛЧАНИЕ О ЕКАТЕРИНОДАРЕ
На ряд вопросов и сегодня нет убедительного ответа. Странно, что упоминаний о таком значительном событии, как основание города, нет ни в переписке первых лиц Черноморского войска, ни в делах войскового правительства. Утрата этих документов маловероятна, тем более что в те годы письма многократного дублировались для разных адресатов. Историками просмотрены практически все дела, хранящиеся в нашем госархиве и имеющие отношение к Черномории 1793–1795 годов. Какие-то кардинальные уточнения уже вряд ли последуют. Возможно, именно это сподвигло ранее отказаться от указания точной даты собрания, где было принято решение о наименовании города.
Необъяснимым выглядит настоящий «заговор молчания» после 15 августа. Складывается впечатление, что имя города в течение двух месяцев было неизвестно в Черноморском войске никому, включая атамана и войскового судью. В частной и официальной переписке урбаноним «Екатеринодар» не употреблялся. В письмах летне-осеннего периода атаман Чепега использовал для обозначение места слова «Прикубанье» и «Карасунский кут».
По различным прямым и косвенным данным, появление названия «Екатеринодар» относят ко второй половине октября 1793 года. 20 числа был назначен поручик городничий, 29-го войсковой судья Антон Головатый рапортовал о прибытии «в город Екатеринодар». Это и есть первое известное употребление имени города. В ноябре 1793 года название практически вошло в обиход, но тем не менее 22 декабря вице-губернатор области в рапорте вновь назвал это место Карасунским кутом. Имя появилось позже самого города. Но с какого времени сами казаки стали считать основанное поселение Карасунский кут городом? Основываясь на документах — примерно с первых дней его существования. То есть функция административного центра появилась с того момента, как казаки прибыли на место. Отсюда они рассылали письма, здесь находилось войсковое правительство.
Итог: свое имя город получил в октябре, но войсковым центром стал в июне, с того же времени выполнял функцию города, так как в нем присутствовало постоянное население.
МИФЫ ОБ ИСТОРИИ ГОРОДА
1. Есть мнение, что Екатеринодар был назван в честь святой великомученицы Екатерины. Об этом особенно любят упоминать местные СМИ с формулировкой «как покровительнице города». Этот штамп получил широкое распространение, но заблуждение опровергается текстом второй статьи хрестоматийно известного «Порядка общего пользования», который был принят войсковым правительством 1 января 1794 года:
«В Карасунском куте воздвигнуть войсковой град и для вечного достопамятства жизнедательницы и благодетельницы нашей, всемилостливейшей государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийской, именовать его Екатеринодаром».
2. Недавно родился еще один миф екатеринодарской истории — о том, что основателем города являлся Александр Васильевич Суворов. Даже на открывшемся несколько лет назад памятнике великому полководцу в Мариинском сквере поначалу красовалась надпись: «А. В. Суворову, основателю Екатеринодара». После неоднократных обращений историков надпись убрали. Допущение это основано на двух фактах: во-первых, в 1778 году при участии Суворова был построен Архангельский фельдшанец (небольшое земляное укрепление). Однако там не было ни поселений, ни постоянного гарнизона, а со временем укрепление было срыто. И во-вторых, есть мнение, что именно граф Суворов дал разрешение на строительство главного войскового города, но документально это ничем не подтверждено.
3. В исторической литературе также существует мнение, что Екатеринодар был основан как город-крепость. Почему это неверно? Во-первых, до марта 1793 года, когда впервые был поставлен вопрос о строительстве крепости, в документах шла речь только о строительстве куреней и покоев для войскового правительства. Во-вторых, в «Порядке общего пользования» о Екатеринодаре говорится как о войсковой резиденции, а не крепости, в отличие от Ставрополя, Кизляра, Моздока, которые изначально были основаны как крепости и впоследствии становились городами. Современники очень четко отмечают различие между городом-крепостью и крепостью при поселении. В документах от 1794 года говорится: «. губернатор рассмотрел план города Екатеринодара и нашел выгодным прикрыть его крепостью со стороны Кубани». В передней части города к югу против излучины Кубани была устроена крепость. Крепость рассматривается историками и современниками отдельно от городского поселения. Кроме того, города-крепости представляли собой городские поселения именно внутри контура городских стен, за которым располагался форштадт, предместье. Пример — Моздок, Черкасск, Ростов-на-Дону.
Интересно, что в самой крепости, которая была сооружена без соблюдения принципов фортификации, находились лишь казармы (курени), войсковой собор и денежная кладовая. Никаких постоянных поселений здесь не было. Поэтому называть Екатеринодар городом-крепостью нельзя. Тем не менее у него есть характерные черты таких городов — регулярная ортогональная планировка, параллельные и перпендикулярные улицы.
За последние годы мы полностью потеряли остатки Екатеринодарской крепости. При строительстве перинатального центра были снесены курени 1810–1812 годов. От Екатеринодарской крепости за последние 10 лет не осталось ничего.
4. Ошибочно и утверждение, что Карасун — это старое русло реки Кубань.
Существующий ныне в виде цепи рукотворных озер, в конце XVIII века Карасун представлял собой сложную речную систему, находившуюся на первой надпойменной террасе Кубани. Тем не менее Карасун был самостоятельной рекой родникового происхождения. В начале ХХ века историк Короленко писал: «. речка Карасун берет свое начало из родников, выходящих из балки за станицей Пашковской». Сама этимология гидронима «Карасун» имеет двоякое значение. «Кара су» можно перевести с тюркского не только как «черная вода», но и «вода из земли» («кара» — это суша, твердь, «су» — вода). Карасун тем более не является старицей реки Кубань, что расположены эти реки на разных террасах.