Карбас что это значит
Значение слова «карбас»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Впервые сшивные карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. Из Мурманского и Архангельского регионов карбасы распространились далее на восток и в Сибирь. Существовавшие в нескольких районах плавания разновидности карбасов варьировали по размеру и устройству. Тем не менее, все они были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4—6); парусов — два, как правило, шпринтовных, четырёхугольных, с древком по диагонали (до́лонью). Предназначались для хождения по рекам и в море, на промыслы. Длина составляла от 14 до 28 футов; были способны перевозить от 40 до 60 пудов грузов. Известны карбаса промысловые (мелкие частные карбасы управлялись двумя людьми и могли иметь один парус), разъездные, почтовые (почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 1950-х годов), грузовые, таможенные, лоцманские, извозные (перевозили до 45 человек). Также использовались в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, такие карбасы могли вмещать до 70 человек.
Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе, гвозди) не применялись. Киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. Шпангоуты ставили редко, через 0,8—1 м, и крепили деревянными нагелями. В форштевне вынимали шпунт, в который заводили доски обшивки (сердцевинной стороной доски наружу, «шерстью по ходу лодки»), далее между собой их сшивали вицами (еловыми или можжевёловыми корнями). По числу набоев (поясьев обшивки) карбасы называли четверниками, пятерниками и так далее. На таких судах поморы, совершая двух-трёхмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли. При хорошем уходе карбас служил до 30 и более «вод».
КА’РБА’С, а, м. (мор.). Большая лодка с высокими бортами, употр. в морском и речном транспорте.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Значение слова карбас
Словарь Ушакова
к а рбас, карбаса, муж. (мор.). Большая лодка с высокими бортами, употр. в морском и речном транспорте.
Морской словарь
гребное промысловое судно среднего раз мера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало до 70 человек.
Словарь Ожегова
КАРБАС, а и КАРБАС, а, м. На Севере: небольшое парусное судно для рыбного промысла, перевозки грузов. Деревянный к.
| прил. карбасный, ая, ое и карбасный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
или корабс — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — х олмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) — Коле, Мезени, Пустозерске; по всему Поморью — поморский, или весновальный К., длиною 4,2-14,0 саж. и шириною 1,0-2,7 саж. (ширина всегда менее ¼ длины), при осадке без груза 1,0-3,5 и с грузом 3,0-7,0 четв. арш.; поднимает груза 200-9000 пд., требуя 2-9 рабочих. К. ходят на веслах (10) и под парусами (2 четырехугольные), употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести и алебастра, б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с. и шириной 1-2 саж., при осадке без груза 0,8-1,5 и с грузом 4-6 четв. арш.; поднимает грузу 1000-3825 пд.; требует 2-8 рабочих. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п. В десятилетие (1878-1888 гг.) построено в Новгородской (по Белому озеру и его притокам) и Вологодской губ. (по р. Лузе и разным местам Онеги), всего 182, в Архангельской же губ. в 10-летие (1881-1891 гг.) выстроено — 1721. Схожи с К. по конструкции суда Беломорского же бассейна: бот, брам, плашкоут, тройник и шлюпка. См. и Гребные суда.
Значение слова « Карбас »
В словаре Даля
м. арх. вообще, беломорская лодка; обычно на 4-10 весел, с двумя шпринтовными (четвероугольные, с древком долонью, с угла на угол) парусами; ходят по рекам и в море, на промыслы. Холмогорский карбас больше, с казенкою в корме. | Сиб. большая плоскодонная перевозная лодка. Карбасный, к карбасу относящ. Карбасина ж. сиб. жердь, шесть. Карбасник м. арх. хозяин карбаса. | собират. сиб. шесты, жерди.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
Ударение: ка́рбас м. см. карба́с. карба́с м. Большая лодка с парусом, предназначенная для рыбного промысла и перевозки грузов (на Севере).
В словаре Фасмера Макса
ка́рба́с
«большая гребная лодка с парусом», олонецк., арханг., вологодск., сиб., стар. карбасъ, Триф. Короб., 1584 г.; см. Чтения, 1871 г., стр 33; Аввакум 107, 110; также ка́рбаз «мелкое грузовое судно», олонецк., сиб., иркутск., «паром», енисейск. Заимств. из вепс. karbaz, фин. karvas «sсарhа minor portabilis»; см. Калима, 105; Томсен, SА 4, 313. Неприемлемо выведение из греч. κάραβος, вопреки Горяеву (ЭС 134), Преобр. (I, 298), Маценауэру (196), Фальку – Торпу (577), а также из народнолат. carbasus «определенное судно», вопреки Соболевскому (РФВ 70, 79). Голл. karbas заимств. из русск.; см. Мёлен, RS 14, 246.
В словаре Д.Н. Ушакова
КА́РБАС, карбаса, ·муж. ( мор. ). Большая лодка с высокими бортами, употр. в морском и речном транспорте.
Карбас ; парусно-гребное судно древнерусского
образца для речного и морского прибрежного плавания
Б. В. Шергин. Словарь поморских и специальных слов и
выражений, объяснение собственных имени названий (1930-1960)
1) Существующая этимология
а) Викисловарь/ Карбас
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Карбас, «большая гребная лодка с парусом», олонецк., арханг., вологодск., сиб., стар. карбасъ, Триф. Короб., 1584 г.; см. Чтения, 1871 г., стр 33; Аввакум 107, 110; также карбаз «мелкое грузовое судно», олонецк., сиб., иркутск., «паром», енисейск. Заимств. из вепс. karbaz, фин. karvas «sсарhа minor portabilis»; см. Калима, 105; Томсен, SА 4, 313. Неприемлемо выведение из греч. karabos, вопреки Горяеву (ЭС 134), Преобр. (I, 298), Маценауэру (196), Фальку – Торпу (577), а также из народнолат. carbasus «определенное судно», вопреки Соболевскому (РФВ 70, 79). Голл. karbas заимств. из русск.; см. Ме;лен, RS 14, 246.
Карбас, также карбас и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. … Впервые сшивные карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. …все они были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4—6); парусов — два, … Длина составляла от 14 до 28 футов; были способны перевозить от 40 до 60 пудов грузов…
Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе, гвозди) не применялись. Киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. Шпангоуты ставили редко, через 0,8—1 м, и крепили деревянными нагелями. В форштевне вынимали шпунт, в который заводили доски обшивки (сердцевинной стороной доски наружу, «шерстью по ходу лодки»), далее между собой их сшивали вицами (еловыми или можжевёловыми корнями). …На таких судах поморы, совершая двух-трёхмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли. При хорошем уходе карбас служил до 30 и более «вод».
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1980, вып. 7
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
Карбасъ и карбусъ. Гребное парусное судно. «А которые торговые люди поедут з Белоозера… в малых судахъ…в карбасехъ с солью или сь рыбою… с тех судовъ имати пошлина». 1598 г. Карбас поездной. … Книг. прих. Карел. мон., 1575 г.
Терминология: корбузъ, 1688 г., карбасокъ, 1673, карбасникъ, 1695.
б) Национальный корпус русского языка
* Досифей, соловецкий игумен, Спиридон, митрополит Киевский. Жития Зосимы и Савватия Соловецких (1500-1503)
«И поставиша карбасъ въ пристанищи, сам же въсходить на островь с Германом предиреченым. … Они же яве шедше на море, обретоша карбасъ съ всею рухледию, ничтоже от положеных погибе!». … «Украдает себе карбас манастырской и елико же где что обрете: от книг или платья, или иныа какыа вещи, якоже есть обычай крадущим, събирает же вся сиа в карбас».
* Г. Ф. Гёбель. Экскурсия в Поной для ознакомления с осенним ловом сёмги и для отыскания залежей медной руды // «Известия Архангельского общества изучения русского Севера», 1909, №№ 2-3, 1909
Такая лодка или карбас, как eго называют по местному, сшит и сколочен, при помощи веревок или тонких корней ели и деревянных гвоздей, из шести досок: двух донных и четырех боковых, прикрепленных к «матице», т. е. килю со штевенами с одной и к 5-ю шпангаутами с другой стороны.
3) Обобщение и вывод
а) Термин «карбас» фиксируется в литературе примерно с начала XVI века, в это время на Белом море был основан Соловецкий монастырь, в 1460 году ему были пожалованы Новгородом все Соловецкие острова и право взимать десятину на любую деятельность (рыболовство, промыслы) на их территории.
* См. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких». Ангелы наказывают жену рыбака, приехавшего на Соловецкий остров ловить рыбу
Ранняя колонизация северных территорий обусловила появление Николо-Корельского (1410), Палеостровского (Онежское озеро, 1391) и Никольско Вяжицкого монастырей (1411), которые имели угодья на беломорских побережьях еще до основания Соловецкого монастыря. К началу XVI в. Соловки стали одним из крупнейших хозяйственных центров Беломорья, «морской вотчиной», развитие обители создали нужду в строительстве и приобретении собственного монастырского промыслового и транспортного флота. В судостроительной практике монастырь опирался на знания и навыки новгородской кораблестроительной школы.
* См. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких», 1545 г., карбас в древней иконописи.
Савватий и Герман плывут на Соловецкий остров;
Зосима и Герман плывут на карбасе на Соловецкий остров
Возвращение Зосимы в монастырь после поставления в игумены
Зосима и соловецкие иноки привозят в монастырь мощи прп. Савватия
Чудо о спасении от потопления на море Феодора Парфеньева [Парфеева]
Чудо о спасении двух человек, потерпевших кораблекрушение
На представленных клеймах видна эволюция монастырского флота от лодки до большого карбаса с парусом и его активная хозяйственная деятельность. Крупный монастырь, расположенный на острове, необходимо должен был иметь свою морскую флотилию, различные по размеру карбасы были самыми распространённым кораблём в Беломорье.
б) Выводы этимологов
* Корабль, кораб (М.Фасмер): «Древнее заимств. (ввиду б, а не в) из греч. karabion, karabos «судно», первонач. «краб», откуда народнолат. саrаbus «челнок из прутьев, обтянутый кожей» (начиная с Исидора), ит. саrаvеllа, франц. саrаvеllе, порт. саrаvеlа, исп. саrаbеlа, а также араб. qarib.
Макс Фасмер в первом случае отрицает лексическую связь термина «карбас» с «греческим» karabos. Во втором случае подтверждает связь терминов «корабль, кораб» с «греческим» karabos, что является видимым противоречием, корень слова содержит группу одинаковых согласных знаков. Нам нужно проанализировать оба этих слова и выявить в них общее, тождественность.
в) Конструкция карбаса и корабля (караб, ранний древнерусский термин)
См. видео «Поморский карбас»; https://www.youtube.com/watch?v=zJTaICCNIIY
Карбасы «сшивали» (строили) используя тонкие корни ели и деревянные гвозди, киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. На киль (матицу) со штевенами (толстый брус, служащий основой кормы или носа корабля) крепили шпангоуты (ребра, брус), на шпангоуты нашивали бортовые доски.
* Основа карбаса (небольшого древнерусского корабля типа река-море) – КИЛЬ, толстое бревно, брус или балка (обработанное бревно); также строилось судно, которое в древнерусских летописях называли «кораблём».
* На киль-балку крепили штевены (брусья для носа и кормы) и шпангоуты, изогнутые естественным способом (подбирали изогнутые деревья), или составные брусья-рёбра, на которых закрепляли бортовые доски; такова и конструкция корабля.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин КОРАБ в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – КОРАБ = КОР+АБ. У нас сразу же «выплывает» соответствующий судостроительной действительности основной корень иврита КОРА бревно, балка и дополнение АБ (АВ) толстый.
КОР+АБ = КОР+АБ+ Л = ивр. КОРА бревно, балка (несущий элемент) + АВ (АБ) толстый; или однокоренная форма ОВ балка, брус (пиленное с 4 концов бревно) + Л назначение предмета; т.е. конструкция – из каких элементов корабль состоит, толстое бревно и брусья.
Выделим корень – КАРБАС = КАР+Б+АС, основной корень КАР = ивр. КОРА бревно + АВ толстый + АСА делать, производить.
КАРБАС = КАР+Б+АС = ивр. КОРА бревно, балка (несущий элемент) + АВ (АБ, Б) толстый; или однокоренная форма ОВ балка, брус (пиленное с 4 концов бревно) + АСА работать, делать, строить, производить.
Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. (КОРА бревно, балка)
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_420.htm
б) Библейский образ
* 3-я Царств 9:26: «Царь Соломон также сделал (АСА делать, работать) корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской».
* 2-я Паралипоменон 20:36: «и соединился с ним, чтобы построить (АСА) корабли для отправления в Фарсис; и построили (АСА) они корабли в Ецион-Гавере».
* Песнь Песней 1:16: «кровли (КОРА, балка) домов наших – кедры».
* 4-я Царств 6:5: «И когда один валил бревно (КОРА), топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!».
* Иезеиикиль 41:25, 26 (деревянная обшивка АВ): «и сделаны на них, на дверях храма, херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам; а перед притвором снаружи был деревянный помост (АВ, порог, брус).
В основе заложены корни сакрального иврита: КОРА бревно, балка + АВ (АБ) толстый + АСА делать; т.е. рекомендация по постройке судна – делать (строить) на основе толстой балки (киля).
КАРБАС
карбас I м. см. карбас. II м. Большая лодка с парусом, предназначенная для рыбного промысла и перевозки грузов (на Севере).
Карбас или корабс — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — холмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) — Коле, Мезени, Пустозерске; по всему Поморью — поморский, или весновальный К., длиною 4,2-14,0 саж. и шириною 1,0-2,7 саж. (ширина всегда менее ¼ длины), при осадке без груза 1,0-3,5 и с грузом 3,0-7,0 четв. арш.; поднимает груза 200-9000 пд., требуя 2-9 рабочих. К. ходят на веслах (10) и под парусами (2 четырехугольные), употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести и алебастра, б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с. и шириной 1-2 саж., при осадке без груза 0,8-1,5 и с грузом 4-6 четв. арш.; поднимает грузу 1000-3825 пд.; требует 2-8 рабочих. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п. В десятилетие (1878-1888 гг.) построено в Новгородской (по Белому озеру и его притокам) и Вологодской губ. (по р. Лузе и разным местам Онеги), всего 182, в Архангельской же губ. в 10-летие (1881-1891 гг.) выстроено — 1721. Схожи с К. по конструкции суда Беломорского же бассейна: бот, брам, плашкоут, тройник и шлюпка. См. и Гребные суда. В. С.
— небольшое ловецкое судно, встречающееся в Белом море и у Мурманского побережья. Ходит на веслах и парусах. Грузоподъемность от 3 до 120 т. Тип заимствован от норвежских ел; обладает хорошими морскими качествами.
КАРБА́С, а, ч.
Великий вітрильний човен із веслами.
Карбаси використовували для перевезень вантажів (з наук.-попул. літ.).
карбас
ка́рба́с
«большая гребная лодка с парусом», олонецк., арханг., вологодск., сиб., стар. карбасъ, Триф. Короб., 1584 г.; см. Чтения, 1871 г., стр 33; Аввакум 107, 110; также ка́рбаз «мелкое грузовое судно», олонецк., сиб., иркутск., «паром», енисейск. Заимств. из вепс. karbaz, фин. karvas «sсарhа minor portabilis»; см. Калима, 105; Томсен, SА 4, 313. Неприемлемо выведение из греч. κάραβος, вопреки Горяеву (ЭС 134), Преобр. (I, 298), Маценауэру (196), Фальку – Торпу (577), а также из народнолат. carbasus «определенное судно», вопреки Соболевскому (РФВ 70, 79). Голл. karbas заимств. из русск.; см. Мёлен, RS 14, 246.