Карбон что это за материал для велосипеда
Преимущества карбоновых велосипедов и их особенности
Рама велосипеда – его сердце и душа. Она сводит все компоненты вместе, она отличает один велосипед от другого. Без рамы велосипеда нет. Поэтому выбор подходящего велосипеда часто сводится к выбору правильной рамы, а значит, материала, из которого велорама изготовлена. Сталь и алюминий – привычные и наиболее популярные материалы для велорамы. Но технологии не стоят на месте. Карбон – углеродное волокно, давно применяется при изготовлении велосипедов и имеет свои плюсы.
Плюсы карбоновых велосипедов
— Карбон прекрасный амортизатор. Качественная рама, вилка, задние перья из карбона сделают поездку на велосипеде весьма комфортной, потому что будут гасить мелкие вибрации. Карбоновый велосипед – лучший выбор, если комфорт на первом месте.
— Прочность. При долгой эксплуатации карбон не так быстро накапливает внутреннее напряжение и усталость, как это бывает со стальными рамами.
— Карбоновую раму можно отремонтировать, причём при правильной склейке рама не потеряет жёсткость и прочность. А вот вернуть прежние качества при поломке алюминиевой или стальной раме уже не получится.
Если выбор пал на покупку карбонового велосипеда, не стоит пытаться найти модель подешевле. Велорама из дешёвого карбона отличается от качественной тем, что в ней используется меньше слоёв углеродного волокна, меньше эпоксидной смолы, плохой обработки изделия.
Минусы карбона:
— «Точечные удары» могут сломать карбоновую раму, потому что карбон плохо распределяет инерцию удара по поверхности. Но такие удары случаются редко.
— Цена. Качественный карбоновый велосипед не может стоить дёшево.
— Карбоновые велосипеды не переносят низких температур, зимой на таком велосипеде лучше не кататься.
Что такое карбон?
Карбоновые рамы эргономичны, у них оптимальное сочетание веса и прочности. Карбоновый велосипед – более высокий уровень и возможность сделать новый шаг в своём спортивном развитии.
Copyright ©VeloLIVE.com Все права защищены. Частичное копирование публикаций разрешено при размещении активной ссылки https://velolive.com на продолжение, указание автора обязательно.
Если статья вам понравилась, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Спасибо!
Преимущества и недостатки карбона
Все, кто более или менее интересуются велоиндустрией, знают, что самые дорогие и топовые велосипеды сделаны из карбона. Карбон это материал, который представляет собой нити из углеродного волокна, соединенные посредством полимерного материала, например, эпоксидной смолы. Крайне широко используется в производстве топовых гоночных велосипедов. Практически все велосипеды во всех дисциплинах маунтинбайка имеют карбоновые рамы и компоненты. Впрочем, с гоночными технологиями высшего уровня все понятно, там тысячи долларов оплачивают каждую сэкономленную секунду. А что же обычный рядовой пользователь? Карбоновые рамы и прочие компоненты доступны для всех, пусть и будет некоторая разница в цене. Так имеет ли смысл переплачивать? Рассмотрим преимущества и недостатки карбона в этой статье.
Преимущества
Небольшой вес
Когда мы говорим о карбоне, мы сразу вспоминаем то, что карбон отличается крайне низким весом. И это действительно так. Если для эндуро или даунхилла масса велосипеда не имеет настолько критического значения, то, например, в кросс-кантри счет идет на каждый грамм. Не сказать что разница в весе между алюминиевой и карбоновой рамами будет прямо драматической, однако, все же она весьма ощутима. А если использовать помимо рамы и другие карбоновые компоненты, то экономия будет солидная.
Амортизационные свойства
Едва ли не более важное свойство карбона, чем его низкий вес. Однако, об этом, как правило, знают не все. Дело в том что карбон гасит удары, получаемые вашим велосипедом при езде. Особенно это становится заметно и критично при отсутствии подвески. Если вы попробуете прокатиться на карбоновой раме, а затем на алюминиевой вы безусловно заметите разницу, и разница эта будет явно не в пользу алюминия. Да и не только рамы дают этот бонус. Карбоновый руль например, тоже будет немного гасить удары и, соответственно, ваши руки будут меньше уставать.
А также, карбоновая рама не накапливает усталость и не теряет в жесткости, в отличие от того же алюминия.
Ремонтопригодность
Даже если вы разобьете раму в щепки, ее можно будет собрать заново. А особенно приятным будет тот факт, что заново склеенная рама не потеряет ни жесткости, ни прочности. Алюминий или сталь в месте трещины навсегда приобретут уязвимость, и потеряют жесткость, а карбон после ремонта будет как новый, а то и лучше.
Недостатки
Высокая цена
За технологичность надо платить. Поэтому цена карбонового велосипеда будет значительно выше цены алюминиевого. А цена некоторых вещей, например, карбоновых ободов ENVE может быть соизмерима с ценой целого велосипеда. Поэтому, их покупка может быть приемлема и оправдана далеко не для всех.
Уязвимость к точечным ударам
Там, где на алюминиевой раме будет вмятина или царапины, на карбоновой будет пролом. Натурально выломанный кусок. Карбон, к сожалению, не умеет вминаться и намного хуже распределяет инерцию удара по всей поверхности. Это значительный минус, но, во-первых, точечные удары случаются довольно редко. А во-вторых, как уже было написано выше, карбон абсолютно ремонтопригоден и любой пролом можно будет заклеить и вернуть в состояние нового.
Прикипание
Это такое занимательное свойство карбона, при котором, используя, например, карбоновый подседел с карбоновой рамой или карбоновый вынос с рулем, вы к концу сезона с удивлением обнаружите, что ваши две детали превратились в одну монолитную. И даже WD-40 не поможет. Говорят, существуют способы таки разъединить две детали, сохранив обе, но повезти может не всегда.
Впрочем, этот процесс можно предотвратить при помощи специальных смазок, которыми надо вовремя пользоваться.
Резюме
Карбоновые детали занимают доминирующее положение в производстве топовых велосипедов неспроста. Если у вас есть возможность, обязательно купите себе хотя бы карбоновую раму. Разницу с алюминием вы почувствуете практически сразу и переходить обратно на алюминий вам вряд ли захочется. Преимущества карбона явно превосходят его недостатки.
Карбоновые велосипеды: pro et contra
Да, действительно, отношение к углепластиковым рамам очень неоднозначное даже среди самих их пользователей и профессионалов, не говоря уже о приверженцах модного тренда. И тем не менее нынче карбон не собирается сдавать позиций, даже несмотря на то, что цена его больно кусается, превращая такой байк в заветную мечту, на которую обычно неистово копят деньги.
Какие бывают велосипеды
Глядя на рекламное фото, где человек одним пальцем держит подвешенный за раму велосипед из карбона, кто-то может быть удивлен, кто-то сильно впечатлен, кого-то насторожен, а у части публики это вызовет улыбку. Но если вы думаете, что на рынке углепластиковый велосипед занял почти все позиции, а остальные используются, чтобы максимально охватить нишу, то, мягко говоря, ошибаетесь.
Тем не менее, что-то таки заставляет людей откладывать деньги на велик с карбоновыми компонентами. И если для вас это просто вопрос престижа, то далее можете не читать. Для остальных же попробуем разобраться.
Сегодня глаза разбегаются, когда видишь ассортимент велотранспорта в магазине. И чем более точно его подобрать под себя, тем более комфортными будут поездки. Поэтому в первую очередь следует разобраться с тем, какой вообще байк необходим. А типы их бывают такие:
Для внедорожных путешествий. Сюда относятся горный, фэтбайк и велосипед двухподвес.
Спортивный. Это — шоссейный, циклокроссовый, для фристайла и траила, трековый и разделочный (подвид шоссейного велика).
Для асфальта. Это — городской, гибрид, туринг и складной велосипед.
И все остальные, куда входят следующие виды: женский, детский, тандем, чоппер и круизер, а также электровелосипед, грузовой, уницикл и лигерад.
Каждый тип и вид велотранспорта предназначен для определенных условий и для каждого важны те или иные характеристики. В рамках данной статьи не будут обсуждаться тонкости конструкций и требований. Наша задача — определить, стоит ли стремиться купить именно карбоновый байк.
Велосипедные рамы из карбона: когда на них лучше не тратиться
Карбон карбону — рознь,
а иной — хоть брось. ©
Несмотря на огромное количество позитивных публикаций, преимущества углепластика как материала необходимо рассматривать с точки зрения качества. Для этого нужно опираться на ключевое значение — где сделан и как. Если производство деталей из карбона расположено в китайском подвале, где делают их на сомнительном оборудовании из не менее сомнительного сырья, у такого велосипеда преимущество будет только в цене (по сравнению с другими карбоновыми великами). Никто не скажет, сколько «проживет» такой транспорт, насколько будут хороши его аэродинамические характеристики и т. д. Нужна ли кому такая экономия?
Самые известные причины купить карбоновый велосипед
Традиционно углепластик используется тогда, когда необходимо получить деталь, идеально сочетающую прочность и малый вес. Композитный материал это полностью оправдывает, но при его производстве органические вещества подвергаются сложным технологическим процессам (в отличие от производства металлов), что накладывает отпечаток на цену, хотя и несколько объясняет ее. Рассмотрим всё более подробно.
Надежность и прочность
Параметры прочности распределяются по раме соответственно характеру нагрузок. К примеру, верхние перья испытывают нагрузку на сжатие, а нижние — нагрузку на изгиб.
И вот тут следует вспомнить о том, что прочность карбоновых нитей выше прочности металлов и сплавов, используемых для изготовления рам. А возможность менять направление композитных нитей, для того чтобы усилить уязвимые части конструкции, дает еще больше технологических возможностей.
Так вот, если, например, верхние перья испытывают нагрузки на сжатие, то карбоновые волокна укладывают вдоль, что позволяет получить прочность рамы, превосходящую аналогичную из алюминиевого сплава. В подобных случаях снижено будет также сопротивление к поперечным нагрузкам, что вполне приемлемо, поскольку при езде на велосипеде воздействие нагрузки на верхнюю трубку будет намного меньше.
Также, используя разные комбинации слоев из разнонаправленных углепластиковых волокон, можно усиливать отдельные участки — в этом заключается одно из главных преимуществ рам из карбона. Рамы же из алюминиевых сплавов, несмотря на прочность, в силу регулярной молекулярной структуры не позволяют получить нечто подобное (правда, в производстве существуют исключения в виде сложных сплавов, но их всё равно не применяют для изготовления рам).
Жесткость и гашение вибрации
Под жесткостью понимается способность материала к сохранению физических размеров при воздействии силы. Соответственно, чем жесткость меньше, тем выше пружинистость и гибкость.
Именно характеристиками жесткости руководствовались производители велосипедных алюминиевых рам, когда решили отказываться от стали. Вес в этом случае не играл главную роль, поскольку по весу стальные и алюминиевые были приблизительно одинаковые, так как для рам из стали использовалась тонкостенная труба. Тем не менее, от стальных рам полностью не отказались. К примеру, бренд Colnago по сей день выпускает вполне конкурентоспособные по весу стальные рамы для шоссейных байков.
Но, в отличие от алюминиевой, стальная рама пружинит на дороге, передавая все непогашенные покрышками удары на велосипедиста.
Что же касается рамы из углепластика, ей всё удается лучше всех. Причина — в тканевой структуре и вязкой смоле, что в совокупности позволяет при деформациях рассеивать энергию по всей конструкции. Большую роль играет и правильное расположение композитных нитей — это позволяет получить показатели, оставляющие далеко позади алюминиевые и стальные рамы. Так, карбон способен выдержать без разрушения и деформации огромное количество циклов работы под нагрузкой.
Хотя вообще для гашения вибраций сегодня используют и дополнительные способы.
Например, тормозной каллипер смещают на нижнее перо, для того чтобы верхние перья сделать по размерам равными.
А верхние перья делают слегка изогнутыми, чтобы они работали еще и как рессоры.
Почему так важен показатель гашения вибраций?
Прежде всего, это — здоровье вашего позвоночника и состояние мышц спины. Перенапряжение вызывает дискомфорт, быструю усталость и увеличивает время восстановления. А невнимание к межпозвоночным дискам чревато большими проблемами.
Практичность и ремонтопригодность
Как только мода на рамы из композитов укрепилась в обществе, со всех сторон посыпалась негативная критика. Из частных случаев раздували большой скандал, чтобы подорвать доверие к углепластиковым рамам.
Но подойдем ко всему разумно. С точки зрения теории, трещина в карбоновой раме может образоваться только в смоле. И тут не стоит забывать, что развитие химической промышленности, работая в данном направлении, предлагает сегодня связующие смолы увеличенной вязкости, что вообще исключает образование трещин. Так что поломать раму из карбона сложно. Но возможно… Однако происходит это только в тех случаях, когда она подвергается слишком высоким нагрузкам, на которые абсолютно не рассчитана. Но и в этом случае она поломается не в одночасье!
Тут, кстати, надо отметить, что рамы из алюминиевого сплава с весом от 2 кг ломают гораздо реже просто за счет большой толщины трубок. А если говорить об облегченных алюминиевых рамах, то статистика тут не в их пользу. При этом трещина на алюминиевой раме распространяется от края до края по сварному шву, что снижает ее целостность.
Еще один плюс рамы из углепластика — в большей надежности при циклических нагрузках. Иными словами, невозможно даже приблизительно спрогнозировать время возможной поломки алюминиевой рамы, и случиться это может внезапно и неожиданно. А вот какое-то время ездить на карбоновой раме с незначительными трещинами вполне возможно.
Ошибочно многие считают также, что углепластиковые рамы сложно (а то и вовсе невозможно) качественно отремонтировать. На самом деле трещины без особых трат, усилий и условий можно заклеить, что многие успешно делают даже у себя дома — ремонт требует эпоксидной смолы и стеклоткани. Но если нет уверенности в надежности результата, всегда можно (и лучше) обратиться в Carbon Composites.
Здесь, конечно, хочется упомянуть ремонтопригодность алюминиевых рам. Их, в принципе, можно сваривать, но для этого необходимы и условия, и навыки. А если речь идет о баттированных тонкостенных трубках, процесс сварки обрастает дополнительными сложностями.
Вес карбоновой рамы
Чем ниже вес, тем легче вождение, выше скорость и завиднее маневренность — и это важно там… где это важно и дорогá каждая секунда. А особенно вес ощущается, когда в ряде ситуаций его приходится тянуть на себе…
Безусловно, с композитным материалом в этом плане не может сравниться ни сталь, ни алюминий — в лучшую для него сторону.
Тем не менее, именно вес не всегда бывает ключевой характеристикой, да и понижать его до абсурда тоже не имеет смысла, поскольку потеряется прочность. И вообще: недостаточно просто снизить вес. Главное при этом — сохранить жесткость.
К тому же, не для всех типов велосипедов так важен вес. Например, для эндуро или даунхилла масса не критична. Но в кросс-кантри каждый грамм на учете. И хотя 200–700 г разницы в весе рамы не сделают погоду, но если из карбона будет выполнена не только рама, это будет приятно чувствоваться.
Устойчивость к коррозии
По этому параметру к композитной раме может приблизиться только титановая. Но именно состав карбона полностью исключает появление ржавчины.
Нюансы технологии
Анизотропия свойств углепластика дает большие возможности, в том числе и для производства велосипедных рам. Этим пользуются производители, меняя свойства ее узлов. Так, изменяя количество слоев (в нашем случае это толщина стенок рамы) и тип смолы, а также проводя некоторые технологические манипуляциями, можно получать нужные параметры амортизации, добиваться требуемой гибкости, прочности или мягкости, а также торсионной жесткости. Другими словами, можно менять характеристики узлов велотранспорта.
В алюминиевых рамах подобный эффект достигается главным образом за счет баттинга (butting) и гидроформинга (hydroforming). Эти же технологические приемы используются и для карбоновых рам, только опираются они именно на анизотропию свойств карбона. Для справки:
Баттинг — способ получения алюминиевых рам с варьирующейся толщиной стенок в различных точках или узлах. Что касается углепластика, этот же эффект достигается при использовании разного количества слоев карбонового волокна.
Гидроформинг позволяет придать велосипедной раме сложную форму. Композитное волокно для этого имеет все возможности. Ведь до процесса отверждения оно представляет собой очень гибкий материал, поэтому без дополнительной формовки из него можно делать рамы с точно рассчитанными размерами и формами.
Виды углепластикового волокна для производства велосипедных рам
Применяется, чтобы максимально увеличить прочность и снизить вес рамы. Материал отличается оптимальным соотношением жесткость / прочность, чтобы получить лучшую функциональность. Модуль растяжения — 125 GPa. Предел прочности — 2450 MPa.
Данное высокомодульное карбоновое волокно стандартно используется в производстве байков. HMX — волокно, жесткость которого выше на 20 % при одинаковом весе, когда речь идет о других типах композитного волокна. Однако оно практически в 3 раза дороже, чем HMF. Модуль растяжения — 154 GPa. Предел прочности — 2950 Mpa.
Карбоновые нити HMX имеют меньший диаметр и при этом они более жесткие по сравнению с HMF. Этим объясняется тот факт, что рама с применением волокна HMX на 14 % легче, чем HMF, при условии одинаковой жесткости.
HMX-SL
Его получают с применением нанотехнологии. Представляет собой углепластиковые нанотрубы, усиленные эпоксидной смолой в комбинации с самым прочным на растяжение волокном T1000G, которое традиционно использует аэрокосмическая отрасль. В результате получается суперлегкая рама без компромиссов по жесткости.
Современное производство
Как говорится, цену не обманешь, и стоимость даже в несколько десятков тысяч рублей себя оправдывает, когда речь идет об известном бренде и/или качественном изделии. Как же оно изготавливается?
Прежде всего, современное производство начинается с цифрового дизайна пресс-формы для рамы. Ее не просто рисуют и рассчитывают, но и виртуально тестируют. Современные компьютеры позволяют делать это со 100%-ной достоверностью, не говоря уже о построении моделей в 3D. Иными словами, еще задолго до появления первого образца инженеры уже знают его вес, габариты, индексы жесткости, направления распределения и силу нагрузок, а также все аэродинамические параметры, кинематику подвески и поведение слоев карбона рамы.
Только после этого создают пресс-форму и получают прототип, который проходит длинный путь тестов и анализа всех параметров, чтобы добиться проектной цели.
Кроме того, помимо виртуальных испытаний и расчетов, пилотный проект всегда тестируется профессиональными гонщиками. И только после всех доработок его запускаются в массовое производство.
Немного о мифах
Что бы ни говорили скептики, а еще с 90-х, когда впервые на рынке массово появились велосипеды с карбоновой рамой, можно найти экземпляры, которые отлично ездят до сих пор. Правда, алюминиевые рамы, на которых ездили задолго до появления углепластиковых и которым обычно пророчили лет 5, тоже ездят до сей поры. И сколько бы ни говорили об усталостном разрушении стали, экземпляров, которым больше полувека, тоже немало в отличном рабочем состоянии. Так чему же верить, а чему нет?
Карбон теряет жесткость
Жесткость карбоновой рамы зависит не только от самих волокон, но и от смолы. Микротрещины в ней накапливаются во время циклически повторяющихся изгибах материала. Его ресурс в несколько раз выше, чем у смолы, поэтому трещины могут накапливаться, но при этом рама не будет ломаться, хотя жесткость должна будет снижаться.
Так оно и есть, но, согласно практическим исследованиям компании Specialized, жесткость после 100 000 циклов деформации снизилась на величину столь незначительную, что ею, как говорят математики, можно пренебречь.
Углепластик разрушается / плавится на солнце
Сегодня уже такого карбона не найдешь, поскольку всё, что теоретически может эксплуатироваться под солнцем, имеет защитное покрытие. А температура его плавления намного выше, чем в наших широтах.
Кстати, низкие температуры для углепластика тоже не критичны, иначе из него бы не производили лыжи.
Основная уязвимость карбоновых деталей
К таким относят точечные удары и предрасположенность к сколам и царапинам. В этом есть доля истины, однако сегодня от этого можно защитить раму сразу после покупки велика, обклеив специальной пленкой, что убережет ее на долгие годы.
Многие «обвиняют» карбоновые велосипеды еще и в невозможности установки багажника, хотя многие умельцы вполне успешно «колхозят» и отправляются в длительные велосипедные походы.
Небольшие нюансы
Нарезка резьбы на композите — дело из области фантастики, поэтому в карбоновом велотранспорте часто используют стальные, титановые или алюминиевые втулки с резьбой, где это необходимо. Однако эти материалы имеют разные коэффициенты расширения, когда на них воздействует температуры. Это может быть причиной поломок — как и то, что подобные вставки тоже несут нагрузку. Об этом нужно помнить, если на улице экстремальная жара или мороз. Тут качество зависит только от производителя.
Также углепластиковые детали не терпят перетянутого болтового соединения, поэтому затяжка болтов должна проводиться очень осторожно, иначе можно довольно легко получить трещины.
Выводы
Невозможно дать один универсальный и однозначный ответ о том, что лучше. Есть качественные экземпляры байков со стальными рамами, выполненные под заказ, цена которых не меньше, чем современных карбоновых, хотя в массе последние дороже.
Так что, выбирая для себя велик, необходимо учитывать много параметров: от собственного веса до характера ваших путешествий. Также, как для любой другой вещи или спортинвентаря, тут важен производитель. Не стоит забывать и о том, что современные велосипеды значительно отличаются по качеству от первых экземпляров из углепластика, поэтому многие претензии уже превратились в мифы.
Попытаемся разобраться, что такое карбоновый велосипед и какие у него есть достоинства
Введение
Сегодня всё развивается и ни одна производственная технология не стоит на месте. Аналогично можно сказать и про велосипеды. Из чего их только не делали в XXI веке: сталь, алюминий, титановые и магниевые сплавы. Не исключением стали и карбоновые волокна, которые активно используются для производства различного спортивного инвентаря. С момента появления карбоновых велосипедов любители двухколёсных агрегатов разделились: кто-то приветствует и активно использует велосипеды из карбона, а кто-то наотрез отказывается признавать настоящий материал. Но прежде чем делать какие-то скоропалительные выводы, лучше всего самому во всём разобраться.
Что из себя представляет карбон?
Карбоновые велосипеды имеют свои плюсы и минусы
Под карбоновым волокном подразумевается специфическое сплетение нитей углеродов между собой. Сплетение может быть в виде рогожи, ёлочки или какое-то иное.
Для получения прочной детали ткани плетутся слоями, направление плетения при этом меняется в каждом слое. Материал типа карбон используют обычно там, где требуется от изделия лёгкость и прочность.
Вещества органического происхождения, участвующие в процессе производства карбона, проходят не один сложнейший технологический процесс. Иногда сложность этих процессов превышает сложность изготовление некоторых сплавов металлов. Именно это и объясняет такую разницу в цене между карбоновыми велосипедами и стальными или алюминиевыми.
Рама из карбона
Для плетения карбоновой рамы используют такие технологии, которые позволяют в нужных местах усилить прочность конструкции, а в некоторых — сделать её более лёгкой, но менее прочной. Усиления производят в таких местах, как рулевые стаканы, каретки, перья и иные нагруженные места. Например, если верхнее перо велосипеда испытывает сжатие, то плетение для этого элемента должно производиться вдоль.
Сколько людей, столько и мнений — с этим не поспоришь, но, вопреки многим суждениям, именно карбон более прочный, нежели алюминий. При ударе в металле проходит ударная волна по всему сварному шву, что делает рамы из алюминия более уязвимыми, нежели карбоновые. У карбона же при ударе могут образовываться небольшие канавки между волокнами. Их нужно просто вовремя заклеить и дальше безболезненно кататься.
По отношению к карбону алюминий более жёсткий, поэтому при езде на велике с алюминиевой рамой могут чувствоваться все мелкие неровности. Карбоновый материал гасит вибрации, немного деформируясь при этом. Однако это никак не сказывается на потере прочности. Секрет карбоновой рамы в том, что весь материал пропитывается смолой, поэтому во время удара энергия рассеивается по раме без весомого ущерба. Если волокна карбона сплетены правильно, то конструкция будет очень прочной и прослужит длительное время.
Компания-велопроизводитель Cannondale изготовила двухподвесный велосипед, функции заднего амортизатора на котором выполняли задние перья.
Из карбона чаще всего делают шоссейные велосипеды. Именно в гонках на дальние дистанции вес спортивного агрегата играет большую роль.
Горные же велосипеды либо вообще не делают из карбона, либо же делают только передний треугольник.
Стоимость карбоновых рам, как уже говорилось, очень высокая. Однако если случилось найти где-то дешёвый вариант — стоит несколько раз подумать. В дешёвых «штамповках» может быть нарушена технология производства и важные узлы рамы просто не будут усилены должным образом.
В плане ремонта карбоновые рамы значительно выигрывают у металлических. Паяется алюминий довольно сложно, а металлы, как известно, поддаются усталостным разрушениям, ввиду чего могут образовываться трещины. Для клейки карбоновых частей рамы достаточно иметь эпоксидную смолу и стеклоткань.
Но и карбон не настолько идеален. Если перетянуть болты, на раме могут образоваться трещины. Поэтому при затяжке болтов нужно использовать динамический ключ.
Плюсы
Карбон как материал для велостроения располагает такими преимуществами:
Минусы карбона
Среди недостатков следует отметить:
Виды карбоновых волокон
Рамы из карбона могут отличаться способом плетения. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Волокно такого типа увеличивает прочность велосипеда и значительно уменьшает его массу. Из-за отлично подобранного соотношения слоёв и их расположения правильно сочетается прочность и жёсткость всей конструкции. Такой вид волокна идеально подходит для людей, желающих приобрести прочный спортивный «инструмент».
HMX-SL
В этом виде материала явно не обошлось без применения нанотехнологий. Тоненькие трубочки из карбона смело пропитаны эпоксидкой. Раму усилили волокнами T1000G, которые имеют высокую прочность при растяжении. Настоящий материал зачастую применяется при изготовлении космических кораблей. Такая рама не только имеет высокую прочность, но и умеренную жёсткость.
Подобные волокна активно используются только инженерами фирмы Scott. Его жёсткость на 20 процентов выше, нежели в других видах карбона. При этом вес остаётся прежним. Это волокно наиболее высокотехнологичное из представленных выше. Но и стоимость велосипедной рамы из волокон HMX втрое превышает стоимость рамы из HMF.
Разрушаем мифы о карбоне
Конечно, так может судить только человек, который ничего не знает о подобном материале. Для того чтобы деталь сломалась от удара камня, нужно на протяжении длительного времени напрягать и нагружать её. Карбон используют при производстве военной воздушной техники, поэтому о камнях речи идти не может. Даже под воздействием пуль материал ведёт себя довольно уверенно.
Если нагрузку, от которой карбоновая рама складывается под давлением, приложить к алюминиевой раме, то она тут же сложится в одночасье ещё быстрее карбоновой.
Другое дело, шоссейные велосипеды. Они могут сломаться при первом падении и это не в новинку. Спортсмены во время гонок или тренировок развивают сумасшедшие для велосипеда скорости, отчего возникает громадная нагрузка.
Как говорилось ранее, настоящий материал отлично ремонтируется и это гораздо дешевле, нежели ремонт алюминиевой или стальной трубы. Для ремонта достаточно наложить специальный бандаж со слоем эпоксидной смолы. Для продления срока эксплуатации карбоновый руль для велосипеда или саму раму можно оклеить специальной защитной плёнкой.
Это совершенное заблуждение. Углеродистые волокна никоим образом не реагируют на высокую температуру и яркие солнечные излучения. Плавится материал при температуре не менее тысячи градусов Цельсия.
Эпоксидка же может менять свои свойства от высоких температур, но это может произойти только при температуре выше шестидесяти градусов Цельсия.
Это также заблуждение, ведь из карбона активно изготавливают лыжи и иной спортивный инвентарь.
Стоит ли рискнуть и купить дешёвую раму
Если стоит выбор между сомнительным карбоновым инвентарём и металлом — лучше брать металл. Неизвестно, как поведёт себя карбоновое изделие и какие технологии применялись при его создании. Если слои углеродистых волокон будут уложены не по требуемой технологии — должных прочностных качеств велосипед не получит.
Во Всемирной паутине масса отзывов о бюджетных китайских вариантах: руль, рама и иные составляющие. Не стоит экономить на подобных вещах, от этого может зависеть состояние велосипедиста.
Выбираем между сталью и карбоном
Одним из главных конкурентов углепластиковым велосипедам в плане надёжности и сроков эксплуатации является сталь. Большинство велосипедистов считают именно сталь более пригодной для построения двухколёсного агрегата и на это есть несколько немаловажных аргументов:
Но, несмотря на все за и против, находятся фанаты и одного и второго типа рам.
Можно ли сделать карбоновую раму самостоятельно
Конечно, это может звучать диковато, ведь карбоновые рамы стоят по меркам велотранспорта больших денег, но всё же находятся умельцы, которые своими руками создают карбоновые рамы. Для этого нужно иметь подробный чертёж изделия, материал, а также техническую печь. И на самом деле, рамы получаются весьма неплохие и довольно крепкие.
Подведём итоги
Карбоновые велосипеды и рамы в отдельности активно обсуждаются среди велолюбителей и не только. Есть много приверженцев и противников этого материала. Против небольшого веса и завидной прочности говорит стоимость качественного инвентаря. Несомненно, каждый делает выбор в пользу того, что ему по душе, но не стоит забывать и о банальной безопасности и собственном здоровье.
С ростом популярности езды на велосипеде развиваются и все сопутствующие аксессуары. Так же и с педалями, которые могут быть предназначены как для одного вида катания, так и для другого. Все они отличаются способом постановки ноги на педаль, вариантом использования крепёжных механизмов, а также степенью фиксации.
Что такое велотуризм. Появление велотуризма в России. Существует ли этот вид активного отдыха в России в настоящее время. Чем отличается велотуризм от велотриала и велоспорта.
На сегодняшний день водный спорт привлекает всё больше людей и ежегодно набирает популярность. Каждый любитель или профессионал предпочитает своё средство передвижения по воде. Рассмотрим наиболее популярные и найдём сходства и различия.