ОАО «РЖД» намерено бороться с карбоновым следом в российской экономике
Подобные ценные бумаги нацелены на финансирование проектов, улучшающих окружающую среду и экологию. Соответственно, как пояснил представитель АО «ВТБ Капитал» (соорганизатор эмиссии), размещение подобных бондов связано с экологичностью железнодорожного транспорта.
Зеленые бумаги – лучшие друзья РЖД В рамках первого выпуска зеленых евробондов ОАО «РЖД» поступило более 130 заказов от инвесторов. Это является рекордным для транзакции российского эмитента, деноминированной в евро. Причем европейские инвесторы купили 49% выпуска ценных бумаг, а российские – 26%. После этого О. Белозеров сказал, что видит перспективы для использования механизма зеленых облигаций в дальнейшем. Соответственно появились заявления о стремлении сформировать в ОАО «РЖД» полноценную зеленую экономику, когда экологические мероприятия являются неотъемлемой частью всех процессов. В принципе, в пользу этого свидетельствовала прежде всего высокая доля электрификации на железнодорожной сети, а также программа модернизации системы теплоснабжения объектов инфраструктуры.
Природоохрана и как о ней заботиться Напомним, что монополия своим стратегическим ориентиром в сфере экологии еще в 2015 году продекларировала снижение в 2030-м негативного воздействия на окружающую среду на 70% за счет внедрения ресурсосберегающих природоохранных технологий.
Кроме того, предполагалось сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 14,4% и топлива – на 9,1%, а также повышение экологической безопасности и социальной ответственности деятельности компании за это.
Сегодня более 85% всех пассажиров и грузов ОАО «РЖД» перевозит на электротяге. Доля ОАО «РЖД» в парниковых выбросах в РФ составляет менее 1%. Благоприятным для холдинга фактором при выпусках ценных бумаг в евровалюте также является то, что 2021 год был объявлен в ЕС Годом железных дорог. Сейчас на транспорт в ЕС приходится четверть выбросов парниковых газов, и к 2050 году их количество планируется сократить на 90%. В основном вредные выбросы формирует автотранспорт. Железнодорожное сообщение должно сыграть в достижении этой цели одну из главных ролей.
Клиенты задают неприятные вопросы Впрочем, декларированных мер с учетом стремления холдинга расширить практику размещения зеленых облигаций и выдвижения дополнительных требований может оказаться недостаточно для дальнейшего привлечения средств с помощью данного финансового инструмента. Уточним, что в конце 2020 года при размещении социальных облигаций ОАО «РЖД» на 25 млрд руб. некоторые инвесторы завибрировали по поводу приобретения его ценных бумаг из-за новых экологических требований.
РЖД бьют по рынку новой экологической стратегией
По словам О. Белозерова, новая экологическая стратегия ОАО «РЖД» до 2030 года учитывает международную повестку устойчивого развития и зеленой экономики. Под таким ракурсом желательно продемонстрировать замещение таких грузопотоков, как уголь в полувагонах, другими видами перевозок, например контейнерными. Вместе с тем ОАО «РЖД» вынуждено лавировать: с одной стороны, на кону доходы от евробондов, а с другой – остается необходимость перевозчика оказывать содействие экспортерам угля. С одной стороны, следует диверсифицировать структуру перевозок, а с другой – необходимо заботиться об объемах погрузки.
Клиент уже больше не король? Ранее председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон сообщил о том, что при определении карбонового следа в ЕС все чаще стали прикрываться лозунгом «Закопать всю деятельность по ископаемым топливам».
Европейский инвестиционный банк уже принял решение не финансировать проекты в области энергетики с использованием ископаемого топлива с 2021 года. В 2020-м обсуждалось введение в ЕС налога на поставки продукции с карбоновым следом. Аналитики BCG ожидают принятия такого решения уже в конце 2021 – начале 2022 года.
Это затронет не только углеродоемкие поставки, но и косвенно все сектора российской экономики. И тогда вопрос о карбоновом следе для РФ сместится в сферу макроэкономики. Ну а поскольку ее регулирование вряд ли можно считать прерогативой ОАО «РЖД», то, педалируя данные вопросы в начале 2021 года, железнодорожный перевозчик, по сути, бежит впереди паровоза.
И все же следует признать, что у монополии появляется предлог для того, чтобы в текущем году в рамках тарифного коридора не предоставлять понижающие коэффициенты к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на отправку грузов, имеющих высокий карбононовый след.
Однако как это отразится на объемах погрузки и доходах холдинга в текущем году – вопрос, который требует дополнительного изучения. И кто тогда должен платить за карбоновые амбиции ОАО «РЖД» и его новую экологическую политику – между прочим, тоже.
Белозеров сообщил о «звоночке» от инвесторов из-за перевозки угля
В конце 2020 года, когда РЖД размещали так называемые социальные облигации на 25 млрд руб., не все инвесторы смогли приобрести эти бумаги из-за новых экологических требований. Об этом гендиректор РЖД Олег Белозеров объявил 15 января, выступая на сессии «Зеленая энергия» Гайдаровского форума.
Глава РЖД назвал это очень серьезным звоночком для компании. «Теперь карбоновый след [касается] не [только тех, кто занят] в прямом производстве, а еще и тех, кто участвует в этом следе. Здесь нужно будет, вероятно, правительству с нами вместе давать оценку, как все участники процесса должны будут проводить анализ. Для себя такую оценку будем делать», — пообещал он.
Белозеров также напомнил, что в 2020 году более 120 международных банков и инвесторов опубликовали декларации, что до 2023 года они принимают решение не инвестировать в угольные производства. «Это касается непосредственно только энергетического угля», — уточнил он.
Топ-менеджер также сказал, что РЖД нацелены на декарбонизацию своей деятельности. «Мы идем к тому, чтобы сформировать в РЖД полноценную «зеленую» экономику, когда экологические мероприятия являются неотъемлемой частью всех процессов», — подчеркнул он. Компания планирует ежегодно расходовать на ESG-проекты (Environmental-social-governance, «ответственное инвестирование») по 40–50 млрд руб., говорилось в декабрьском обзоре Сбербанка по итогам презентации социальных облигаций РЖД. Доходность этих бондов с погашением в марте 2028 года была установлена на уровне 6,6%.
Привлеченные средства компания собиралась направить на финансирование или рефинансирование своих социальных проектов, в частности, связанных с транспортной инфраструктурой и ее доступностью, медициной, здравоохранением и образованием.
Бизнес на карбоновых полигонах: как делать деньги из воздуха
Новосибирская область попала в число девяти регионов РФ, где Министерство науки и высшего образования РФ планирует реализовать проекты по созданию карбоновых полигонов. Кроме Новосибирской области карбоновые полигоны появятся в Калининградской, Московской, Свердловской, Тюменской, Сахалинской областях, а также в Татарстане, Чечне и Краснодарском крае.
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Алексей Васильев рассказал РБК Новосибирск, что в настоящий момент власти подбирают земельные участки, расположенные в районах Новосибирской области, для использования в пилотном проекте.
«В силу большого объема эта работа еще не завершена», — констатировал министр.
Карбоновые полигоны — это территории для разработки и испытания методик измерения выбросов и поглощения парниковых газов.
Карбоновые фермы — это территории, на которых с помощью специальных технологий увеличивается поглощение углекислого газа и производятся углеродные единицы. Их в качестве компенсации выбросов парниковых газов в атмосферу должны будут покупать производства, неспособные перейти на углеродонейтральную продукцию. Страны Европы и Россия сделали заявления о стремлении достигнуть к 2050-2060 годам углеродной нейтральности.
Проректор по научно-исследовательской деятельности НГУ Дмитрий Чуркин рассказал РБК Новосибирск, что углеродная единица будет представлять собой торгуемый сертификат, который будет предоставлять право на выброс 1 т углекислого газа.
«Углеродные единицы верифицируются международными держателями реестров таких единиц — российской регуляторики пока не создано. Торгуются на специализированных биржевых площадках — западных и китайских, российских пока не создано, — либо напрямую передаются организации-эмитенту парниковых газов в рамках прямых договорных отношений», — рассказал Чуркин.
По его словам, этим видом бизнеса будут заниматься не предприятия, а «специальный новый слой технологических предпринимателей».
Размер имеет значение
Специальный представитель Минобрнауки России по вопросам биологической и экологической безопасности Николай Дурманов рассказал, что для создания карбоновых ферм площадь земельного участка имеет значение. Чем больше по площади карбоновая ферма, тем больше она сможет поглотить СО2 и, соответственно, тем она экономически выгоднее.
«Но за большой территорией нужен уход. Это не просто забытый всеми лес, куда раз в год приезжают собрать «углеродный» урожай. Нужны противопожарные мероприятия, борьба с болезнями и вредителями, новые сорта и породы растений, набор лесных и агротехнологий, техника и многое другое. Вполне себе серьезный бизнес, требующий квалификации, внимания и инвестиций», — сказал Дурманов.
По словам эксперта лесного отдела GreenPeace России Вилена Лупачика, у Новосибирской области есть колоссальный потенциал лесоводства на неиспользуемых сейчас землях сельхозназначения. Это касается, в том числе производства углеродных единиц.
«В Новосибирской области пригодно для лесоводства около 4,4 млн гектаров заброшенных сельхозземель, из которых около 350 тыс. гектаров уже заросли сомкнутым молодым лесом. Если использовать для лесоводства все заросшие сельхозземли и половину из пока еще непокрытых лесом неиспользуемых сельхозземль, это позволит производить ежегодно не менее 13 млн углеродных единиц, то есть поглощать не менее 13 млн тонн СО2 ежегодно», — рассказал Лупачик РБК Новосибирск.
В Новосибирской области центром развития карбоновых ферм будет НГУ. К созданию карбоновых полигонов в Новосибирской области также примут участие Институт цитологии и генетики СО РАН, Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН.
В августе этого года, на международном форуме «Технопром-2021», на базе НГУ открыли климатический центр для развития карбоновых ферм. Проректор по научно-исследовательской деятельности НГУ Дмитрий Чуркин рассказал, что центр будет проводить исследования на карбоновом полигоне, а также координировать создание карбоновых ферм на площади 20 тыс. га. Всего для проведения эксперимента власти Новосибирской области планируют выделить 100 тыс. га земли.
По словам Лупачика, нижняя граница поглощения углекислого газа на 1 га леса составляет 2 т. Таким образом, в случае создания карбоновых ферм на площади 100 тыс. га растительность может поглощать 200 тыс. т углекислого газа.
«Можно сравнить, например, с выбросами легкового транспорта: на 1 км приходится около 150 г/км выбросов СО2, средний пробег около 15 тыс. км в год, т.е. 200 тыс. тонн поглощенного СО2 соответствует ежегодным выбросам от примерно 90 тысяч легковых автомобилей», — сказал Лупачик.
При этом эксперт отметил, что поглощение углекислого газа на природных территориях будет компенсировать выбросы от лесных и других ландшафтных пожаров.
На форуме «Технопром-2021» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что из числа всех экспериментальных регионов и университетов проект Новосибирской области наиболее проработан.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что оценка экономической эффективности карбоновых ферм будет дана после формирования первой группы участков. Только затем будет рассматриваться вопрос о масштабировании этой деятельности и подборе других земельных участков.
Подписка на новости РБК Новосибирск в соцсетях: Telegram, Facebook, ВКонтакте
» О климатической афере. Карбоновая перезагрузка и Россия
| 15 февраль 2021 | Аналитика |
В последние два десятилетия ХХ века в обращение была вброшена «теория», согласно которой промышленность, сельское хозяйство, транспорт, домашние хозяйства выбрасывают в атмосферу гигантские объемы углекислого газа (двуокиси углерода), создавая «парниковый эффект» и повышая температуру на планете. Выбросы СО2 возникают в результате сжигания углеводородного топлива – нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, сланцев.
Данная «теория» ставится под сомнение многими, кто профессионально занимается проблемами климата, физики Земли, биосферы. Многие годы боролся с рассуждениями такого рода Фредерик Зейтц (Seitz), бывший президент Академии наук США. 17 тысяч американских учёных подписали коллективную петицию против этого обмана.
О климатической афере и противодействии ей со стороны международного научного сообщества можно прочитать в материале Джонатана Молдованова «Глобальное потепление и озоновые дыры – наукообразные мифы. Беседа с профессором А.П. Капицей». Однако подконтрольные сильным мира сего СМИ десятилетиями стращали людей климатической катастрофой, и большинство стало воспринимать «теорию парникового эффекта» как аксиому.
В результате заказчики теории климатической катастрофы перешли от слов к делам. В 1992 году была подписана Рамочная конвенция ООН по климату. В 1997 г. – Киотский протокол, который устанавливал конкретные обязательства стран по сокращению выбросов углекислого газа и других «парниковых» газов (метан, закись азота и др.). В декабре 2015 года состоялась Парижская конференция по климату, на которую съехались представители почти 200 государств и юрисдикций, Европейского союза, международных организаций. В принятом соглашении по климату долгосрочной целью было определено снижение до нулевого значения выбросов парниковых газов к середине XXI века. Были расписаны примерные графики сокращения выбросов для главных эмитентов, стартовым был определён 2020 год. Парижское соглашение подписали 195 государств плюс Европейский союз. Соглашение вступило 4 ноября 2016 года, когда число стран, ратифицировавших документ, достигло 55 (сейчас – 186 государств плюс ЕС).
США Парижское соглашение не ратифицировали. Как заявил президент Дональд Трамп, обязательства по Парижскому соглашению могут «удушить» экономику страны. А вот с отношением России к соглашению непонятно.
С провозглашением «пандемии» и введением почти во всех странах разновидности чрезвычайного положения под названием lockdown у властей были развязаны руки не только по части особых мер в сфере медицины и здравоохранения («диктатура здоровья»), но и по части «великой перестройки» жизни человека и общества. Автор книги «COVID-19: Великая перезагрузка» Клаус Шваб пишет: «Угроза COVID 19 продлится недолго, однажды это останется позади. Напротив, угроза изменения климата и связанные с этим экстремальные погодные явления будут с нами в обозримом будущем и в будущем».
План «великой перестройки» призван придать «второе дыхание» процессу декарбонизации мировой экономики, то есть сокращению выбросов в атмосферу двуокиси углерода. И соответственно – свёртыванию производства и потребления углеводородного топлива (нефти, газа, угля, производных от них энергоносителей). По Швабу, необходимо изменить стереотипы потребления, трудовой деятельности, отдыха, общения людей так, чтобы люди не оставляли после себя «жирный углеродный след». Производители должны стремиться снижать выбросы CO2 и переходить на использование источников «зеленой энергетики» (солнечной, ветровой, геотермальной, водородной).
«Карбоновое обнуление» предполагает радикальную перестройку мирового энергобаланса, в котором, по данным МЭА, более 80% производства первичной энергии приходится на уголь, нефть и природный газ.
В арсенале борцов с климатической катастрофой такие инструменты, как штрафы, государственные субсидии для развития «зелёной энергетики», рынок квот на выброс парниковых газов, экологические и карбоновые рейтинги компаний (для инвесторов), «зелёные сертификаты», импортные пошлины на углеводородное топливо и товары с сильным углеродным следом. Шваб приводит пример British Petroleum (ВР), которая в 2020 году «снизила стоимость своих активов на 17,5 млрд долларов, придя к выводу, что пандемия ускорит глобальный переход к более чистым формам энергии: другие энергетические компании собираются сделать аналогичный шаг».
Клаус Шваб очень одобрительно относится к деятельности Европейского союза по борьбе с климатическим кризисом. Брюссель, как известно, провозгласил «Европейский зелёный курс» (The European Green Deal) – стратегию, определяющую, что к 2050 году в ЕС должно завершиться «углеродное обнуление». На реализацию этого курса предполагается затратить около 1 триллиона евро.
О России Шваб в контексте климатической темы не говорит ничего. Однако можно домыслить и без него. По данным British Petroleum, в 2018 году по объёмам выбросов СО2 Россия занимала четвёртое место в мире. Вот как выглядела раскладка в топ-5 (выбросы за год, млн. т; в скобках – доля в мировом объеме выбросов, %):
Примечательно, что у США, Индии и Японии доли в мировом объёме выбросов СО2 примерно соответствуют их доле в мировом ВВП. А вот у Китая первый показатель существенно больше второго. Так, у Китая доля в мировом ВВП была в 2018 году равна 19,2%, у России – 3,1%. Про такие экономики сейчас говорят, что у них сильный «углеродный след». Это означает, что от таких стран начнут требовать особенно больших усилий по сокращению выбросов СО2.
В этом смысле положение у России даже хуже, чем у Китая. У России сильный карбоновый след имеет не только внутренняя экономика, но и экспорт: РФ – крупнейший в мире экспортёр карбонового топлива (нефть, нефтепродукты, природный газ, сжиженный газ, уголь). И именно на карбоновое топливо ряд стран планируют ввести в ближайшее время специальную пошлину. К введению такой пошлины уже несколько лет готовится Европейский союз. По некоторым данным, она может быть введена в 2022 или 2023 годах. Борис Джонсон как премьер-министр страны, ставшей в 2021 году председателем в G-7, заявил, что одним из наиболее приоритетных вопросов этой группы будет обсуждение углеродного налога (углеродной пошлины). О том же заявила и администрация Джо Байдена.
Известный британский аналитический центр Carbon Tracker опубликовал интересный материал, содержащий оценки потерь, которые могут понести нефтедобывающие страны от введения углеродных пошлин. Оценка охватывает 40 стран, экономики которых особенно зависят от экспорта углеводородов, на период до 2040 года. К этому времени они могут потерять примерно 46% своих доходов от углеводородного экспорта. В абсолютном выражении это составит около 9 триллионов долларов. Среди стран, которые наиболее пострадают от введения углеродных пошлин, называются Нигерия, Азербайджан, Ангола, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Россия. Россия к 2040 году может потерять 47% своих доходов от экспорта углеводородов.
Когда мы летим в отпуск, едем на автомобиле в магазин или даже смотрим фильм, сжигается ископаемое топливо. При этом выделяются углерод и другие газы, которые негативно влияют на климат. Все выбросы парниковых газов, попадающие в атмосферу из-за деятельности человека, — это так называемый углеродный след. Как мы можем его сократить?
Гость выпуска — основатель и генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
0:57 — Что такое углеродный след и из чего он складывается?
2:33 — Как может обычный человек понять, из чего состоит его личный углеродный след?
3:43 — Что больше всего влияет на углеродный след?
9:07 — Как правильно компенсировать углеродный след?
15:14 — Что значит надпись «углеродно нейтральное производство» на продукте? И всегда ли производители имеют в виду одно и то же?
19:38 — Придется ли нам отказаться от авиаперелетов в будущем?
Что такое углеродный след
Человек воздействует на климат выбросом парниковых газов, которые накапливаются в атмосфере и усиливают парниковый эффект. Все мы так или иначе выделяем парниковые газы: когда едем на работу или готовим обед. Совокупность всех выбросов, на которые повлиял человек — это «углеродный след».
Михаил: Мы используем свет, электричество, тепло — все вместе это дает выброс в атмосферу CO2 и других парниковых газов, например метана. И таким образом мы воздействуем на климат Земли. Это воздействие в последнее время приобретает катастрофический характер: климат меняется очень быстро — так быстро, как никогда за всю историю планеты. И это нехорошо, потому что биологические виды не успевает приспособиться: проблема исчезновения видов, в том числе и человеческого, стоит особенно остро.
Углеродный след складывается из всей деятельности человека. Есть два главных источника — энергетика (прежде всего, сжигание ископаемого топлива) и сельское хозяйство. Это связано с особенностью пищеварения у животных и исчезновением лесов, вырубаемых под пастбища.
Как рассчитать углеродный след
Все, что мы делаем так или иначе оставляет углеродный след. Главная задача — обращать внимание на то, сколько энергии вы расходуете. Существуют специальные калькуляторы, с помощью которых можно посчитать углеродный след. Вы отвечаете на простые вопросы о вашем быте, и алгоритм высчитывает, сколько топлива вы тратите прямо или косвенно.
Например, на сайте Carbon Footprint можно узнать, сколько выбросов создает ваше домохозяйство. Если вы часто летаете — можете посчитать углеродный след ваших полетов. Также вы можете узнать о своем углеродном следе вы можете в приложении Capture и Map my emissions.
Как компенсировать углеродный след
Посадка деревьев, вопреки популярному мнению, не всегда помогает.
Можно посадить на окраине леса березу, а через неделю она погибнет от пожара или вырубки под сельскохозяйственные нужды.
Михаил: Почему-то сейчас сложилось такое мнение, что «если я вот тут что-то выбросил, то мне надо что-то такое сделать, чтобы кто-то это абсорбировал, как бы вытер тряпочкой». Дерево, которое в процессе своего роста поглощает CO2, вроде как компенсирует, нейтрализует выброс, который был связан с человеческой деятельностью. Но не любая посадка деревьев есть способ убрать углеродный след или нейтрализовать его. Часто это превращается в непонятную кампанейщину.
Гарантированный способ — это устойчивое лесопользование. Если вы просто где-то посадили дерево и потом про него забыли и бросили, то судьба его может оказаться самой разной. Посадка дерева ничего не гарантирует. Я считаю, что это, может быть, не самый лучший вариант. Наверно, это один из доступных нам способов «стереть тряпочкой» — посадить дерево. Но здесь есть масса подводных камней.
Один из них — это лесные пожары. Все-таки климат меняется, и не только из нас с вами это зависит. Меняющийся климат создает такие неприятности как волны жары, засуху и, соответственно, лесные пожары. Высаженное дерево без ухода с высокой вероятностью просто сгорит. Или его сожрет короед, который теперь с удовольствием живет в наших северных широтах. Поэтому просто посадить дерево — это не лучший способ компенсировать углеродный след. Лучший способ — это найти такие проекты, которые приводят к снижению выбросов. Это более устойчивое решение, чем высадка деревьев на обочине или на краю леса.
Даже если вы компенсировали свой углеродный след, не факт, что это сделали все остальные — особенно большая промышленность или энергетика. Чтобы компенсировать эффективно, можно поддержать проекты, связанные с возобновляемой энергетикой. В некотором смысле, это более устойчивое решение, чем просто посадка деревьев.
Но, конечно, заботу о деревьях не стоит списывать со счетов. Можно пожертвовать деньги организациям, которые высаживают их и следят за ними. Например, волонтеры Reforestaction высаживают деревья в специально отведенных для этого зонах. В России работает похожий проект «Посади лес».
Как снизить углеродный след в повседневной жизни
Перевозка еды оставляет углеродный след. Чем дальше едет продукт, чем больше посредников стоит между производителем и покупателем, тем больше транспортный след.
Производство мясной продукции оставляет больший углеродный след, чем вегетарианской. Если вы все же выбираете мясную продукцию, то лучше предпочитать местную. При этом переход на вегетарианскую диету не всегда помогает: привезенные издалека фрукты или овощи оставляют даже больший углеродный след, чем местное мясо.
На прилавки магазинов зимой клубника или манго попали явно из других стран. Они были доставлены самолетом, а значит, имеют большой углеродный след. Употребляйте в пищу то, что характерно для каждого сезона и не гонитесь за экзотикой.
Совсем отказаться от автомобиля и пересесть на общественный не всегда возможно. Но все же использование автомобиля можно сделать более экологичным. При выборе машины лучше отдать предпочтение маленькой, а не огромной, которая расходует много топлива. Попробуйте скооперироваться с коллегами или соседями — экологичнее ездить вместе, а не поодиночке. Лучше иметь в семье один автомобиль, а не два. Если живете в крупном городе, можно освоить каршеринг.
Анастасия: Если говорить о личном автомобиле, я сама отказалась от него недавно. Мы продали обе машины — и мою, и мужа — и сейчас пользуемся каршерингом, такси и общественным транспортом. И тратим, как выяснилось, меньше денег. Во многих крупных городах уже есть каршеринг — это и Питер, и Казань, и Сочи. Куда бы я ни ездила за последнее время, везде такая опция была. Поэтому действительно можно подумать как о возможности, и может даже и применить.
Михаил: В принципе, да. По представлению довольно большого количества современных экономистов, экономика будущего — это экономика шеринга. Не так важно владеть, как иметь доступ к ресурсам. Это то, что все время поражало традиционных экономистов: как это?
Оказалось, что иметь, владеть — это то, что заставляет людей работать, зарабатывать, потому что можно купить дом, машину, вторую машину, остров, наконец. А сейчас выясняется, что это не так важно.
Современное поколение выбирает скорее доступность ресурса, возможность им пользоваться независимо то того, принадлежит он тебе или нет и не сильно гонится за желанием владеть. В принципе, это предвидел еще Джон Леннон, который говорил про No Possesions. Это как раз про это.
Анастасия: Да, и про выбор большей свободы.
Пользуйтесь транспортом, только если вам действительно нужно ехать — многие вещи теперь можно делать из дома. Кроме того, можно нанять или попросить кого-то, кто приедет в нужное место за вас.
Михаил: Нынешняя жизнь, стесненная обстоятельствами пандемии, показала, что не обязательно нужно ехать куда-то. Я понимаю, что есть надобность куда-то ехать, например, с инспекцией, чтобы увидеть объект. Бывали случаи, когда мне звонили коллеги из-за рубежа и говорили: «Нам надо поехать в Оренбуржье. У нас там проект по сокращению выбросов. Мы верификаторы и мы не можем ничего про него написать, пока мы не посетим этот объект и не видим воочию». Да, это ситуация, которая требует поездки. Но не обязательно, как выяснилось, ехать для этого из Германии в Россию. Можно найти в России квалифицированных людей, которые поедут и будут вашими руками и глазами: посмотрят, сфотографируют, напишут отчет, и все это онлайн. И, в принципе, так можно все увидеть все, как будто поехал сам. Это требует чуть больше доверия и технологичности, но современность уже позволяет это делать.
Если все же нужно где-то присутствовать лично, можно подойти к этому вопросу более осознанно — например, использовать онлайн-технологии или развивать партнерские связи.
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.