Карго культ что это
Культ карго: зачем папуасы делают самолеты из соломы и навоза
15 февраля на Вануату празднуют День Джона Фрума, а это значит, что самое время рассказать пару забавных историй о папуасах. Что такое культ карго? Почему его называют «религией самолетопоклонников»? Зачем дикари делают аэропланы из навоза и соломы? А также: работает ли Nokia, сделанная из дерева?
Что такое культ карго?
Папуас изображает мистического Джона Фрума из волшебной страны USA.
Островитяне с муляжами из бензопил.
Жители тихоокеанских островов, которые впервые столкнулись с белыми в середине XX века, были поражены невероятным изобилием, которое их сопровождает. Они видели как американские военные ели вкусную тушенку, спали в красивых домах и носили комфортную одежду. Поначалу решив, что это и есть их предки, вскоре папуасы переменили свое мнение. Они видели, что прибывшие получают все вещи по воздуху, а значит, напрямую из Страны Предков. Это наталкивало на мысль, что все товары предназначены им, островитянам, а белые лишь перехватывают их в пути.
Священный самолет в лесу.
Члены культа обычно не понимают значимость производства или коммерции, их представления о западном обществе, его религии и экономике могут быть весьма наивными. Поэтому островитяне считают, что действия белых — муштра, катание по джунглям на джипах, прослушивание радиосигналов — это магические действия, с помощью которых можно получить от предков волшебные товары с небес.
В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа возводят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолеты, заполненные грузом, которые считаются посланниками духов. Верующие регулярно проводят строевые учения и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена, пуговицы и надписи «USA».
В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал. Островитяне решили, что или предки покинули их, или же жадные белые совсем обнаглели и теперь забирают себе вообще все.
Папуасы маршируют, в руках «винтовки» из бамбука.
Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг похожим образом верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа. По их представлениям, он должен приехать одетым в камуфляж за рулем военного джипа, чтобы забрать их на нем в землю обетованную. Или вот еще пример из другой части света: некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они пытались наладить разговор с духами. А главное: они убеждали друг друга, что действительно слышат по ним голоса предков
Кто такой Джон Фрум и почему ему поклоняются?
Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков, поскольку видели в этих действиях исключительно сакральный смысл.
Они мастерили наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева вышках. Изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе и зажигали факелы для освещения этих полос и маяков.
И все это время местные верили, что с небес на них взирает величественный Джон Фрум, и он ждет, чтобы все ритуалы были сделаны красиво и по канону. И вот когда будет сделан каждый магический жест, Джон прилетит, раздаст жадным белым тумаков, а добрым папуасам — вкусных консервов и удобных палаток.
Как там культ карго сейчас?
За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив и процветает в Вануату. И более того, 15 февраля граждане этой страны празднуют свой самый важный национальный и религиозный праздник, День Джона Фрума, с чем мы их и поздравляем.
Можно выделить еще один атрибут культа карго: так называемую ритуальную бездеятельность ; построив ритуальные аэродромы, островитяне начинали ждать пришествия предков в многодневном молчании и бдении не сходя с места. Мечтая о «небесных дарах», дикари переставали охотиться, возделывать землю и вообще забивали на пропитание и хозяйство.
Муляжи самолетов иногда выглядят поразительно достоверно. Но все же не летают.
Ирония заключается в том, что в некоторых случаях идея подарка с небес оказывается оправданной: правительства начинают помогать папуасам, дабы те не погибли с голода в своей ритуальной бездеятельности и скидывает им с самолетов гуманитарную помощь. Это лишь подкрепляет уверенность дикарей в своей правоте, после чего они начинают поклоняться Джону Фруму и строить соломенные аэродромы с еще большим рвением.
Культ ка́рго — религия самолётопоклонников Чёрных островов Меланезии.
У каждого народа свои незыблемые традиции, взгляды на жизнь и на устройство мира. Иногда они конфликтуют, иногда вообще не соприкасаются. Но, порой, столкновение диаметрально-противоположных культур рождает совершенно невероятные и непостижимые явления, которые скорее похожи на плод безудержного воображения писателя-фантаста, нежели на реально существующие факты. Так, например, некоторые индейцы Амазонки стали вырезать из дерева и камня модели кассетных аудиоплееров, чтобы с их помощью разговаривать с духами…
Но всё это лишь цветочки, в сравнении с изобретательностью и поистине магическим мышлением коренных обитателей Чёрных островов Меланезии, где чуть более века назад зародилась одна из самых интригующих религий — КУЛЬТ КАРГО.
В переводе с английского cargo означает груз. А суть религии заключается в поклонении доставляющим его самолётам и кораблям, которые (по мнению адептов) посланы духами предков.
Подобные культы фиксировались с XIX столетия. Они возникали независимо друг от друга (географически и культурно) и были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана — на Соломоновых островах, Новой Каледонии, Фиджи, Папуа-Новой Гвинее, и т.д… Но особенно сильное распространение они получили в ходе Второй мировой войны и после неё на острове Танна (республика Вануа́ту).
Во время кампании против Японской Империи американская армия стала строить свои военные базы в Тихом Океане недалеко от Австралии. В целях обеспечения солдат, на острова поступало несметное количество техники, одежды, провизии и оружия…
Местные жители находились под сильнейшим впечатлением от огромного количества невиданных доселе сокровищ, падающих с неба на головы американцам: яркие жестяные банки с Кока-Колой, консервы, сигареты в разноцветных коробочках, военное обмундирование, фотографии полуобнажённых белокурых красавиц, складные ножи, часы, зажигалки, фонарики, чудотворные лекарства в ящиках с красным крестом… А что уж говорить о холодильниках, радиоприёмниках, мотоциклах и джипах!?
Бо́льшая часть этого груза доставлялась по воздуху. Вид загадочных самолётов и парашютов завораживал аборигенов. Они сочли это посланием богов — дарами свыше.
Для так называемого цивилизованного человека поведение туземцев зачастую кажется нелепым и смешным. Для островитян же действия светлокожих вторженцев были наполнены магическим смыслом. Иноземные люди светили в небо искусственными огнями, размечали на земле длинные и широкие полосы, переговаривались с неведомыми устройствами, носили на голове странные шлемы, выстраивались в шеренги и вышагивали стройными рядами… Все эти действия привлекали гигантских железных птиц, которые приносили чудесные подарки.
Островитяне с интересом наблюдали за белыми людьми, удивляясь, как же тем удаётся получать столько разных даров, ничего особенного для этого не делая. Туземцы искренне не понимали, почему именно бледнолицым суждено быть хозяевами сказочных и диковинных вещей. В то время как другим приходится заниматься земледелием, рыбной ловлей и охотой, чтобы прокормить себя.
Трудолюбивым аборигенам такой ход вещей показался обидным и несправедливым. Не могут лентяи-американцы иметь все блага этого мира! Прекрасные вещи должны принадлежать всем людям поровну. К тому же, никто никогда не видел, чтобы янки делали хоть что-то своими руками.
И тут-то жители островов смекнули: хитрые бледнолицие нечестным путём присваивают себе карго, предназначенный для меланезийского народа. Белые люди владеют тайными знаниями и священными обрядами, которые призывают духов предков, а те, в свою очередь, посылают на землю волшебные грузы. А значит, нужно украсть тайны ритуалов и делать то же самое!
Стремясь побороть вопиющую несправедливость, коренные островитяне принялись копировать «обряды» солдат, моряков и лётчиков. Из дерева и соломы они сооружали копии грузовых самолётов в натуральную величину.
Также, из подручных материалов, они строили диспетчерские вышки и маяки, натягивая между ними провода-лианы. Они вырубали лес и расчищали взлётные полосы, зажигая вдоль них факелы или костры, имитируя тем самым посадочные огни. Из половинок кокоса они мастерили наушники, а из бамбука — микрофоны и рации. Аборигены регулярно проводили подобие строевых учений и военных маршей, размахивая импровизированными ружьями и раскрашивая свои тёмные тела под военную форму с погонами, орденами и медалями…
Все эти потешные действия проводились с одной единственной целью — приманить божественные самолёты и корабли, полные сокровищ капиталистического мира.
Война закончилась… Воздушные базы были заброшены, американцы удалились восвояси, а небесный груз больше не прибывал.
Но как же так? Ведь белым чужестранцам удавалось находить общий язык с Богами, медитируя перед ящиками с мигающими лампочками. Может, молитв и ритуалов недостаточно? Тогда обитатели «Островов Невезения» принялись за дело с утроенной силой. Круглые сутки члены племени несли дежурство вдоль «взлётно-посадочных» полос, жгли факелы, и неустанно твердили свои мольбы в плетёные коробочки-приёмники. Чтобы просьбы поскорее дошли до Небес, островитяне придумали специальный обряд с Мамой-рацией. Самая толстая, а стало быть, самая красивая женщина деревни обматывалась проводами-верёвками. Танцуя, она входила в транс, а туземец «радист» выкрикивал ей в пупок на неведомом языке бледнолицых заветные заклинания: «База! База! Приём! Как слышно?» Когда же Мама-рация, пребывая в трансовом безумии, что-то бормотала, верховный жрец растолковывал её слова как послание мессии…
Шли месяцы, годы, а самолёты всё не садились… Аборигены настолько увлеклись своей новой религией, что окончательно забросили повседневные дела. В попытках достичь единения с духами предков, они до беспамятства упивались кавой (напиток из кореньев местного галлюциногенного растения), упорно сигнализируя духам флажками из крашеных циновок. Вскоре островитяне погрузились в состояние непрерывного наркотического бреда, а местная экономика накрылась ко всем чертям.
Застав нерадивых самолётопоклонников в столь плачевном состоянии, учёные и антропологи мира забили тревогу — племена могли исчезнуть с лица земли. Чтобы горе-туземцы не умерли с голоду, им была срочно оказана гуманитарная помощь. Завидев сыплющиеся с неба вожделенные дары, «папуасы» окончательно убедились в правильности своих деяний — наконец-то Боги стали к ним благосклонны!
За последние полвека большинство культов карго исчезло. Однако, кое-где эта религия до сих пор жива и здорова. Сегодня меккой культа Небесных Даров можно смело назвать остров Танна — один из 80 зелёных островов архипелага Новые Гебриды.
Именно здесь, у самого доступного в мире действующего вулкана, местные жители поклоняются своему мессии и спасителю — Джону Фруму. Это движение отмечается в различных частях острова и стало одной из наиболее интересных составляющих многогранной культуры Вануату.
Ещё в далёких тридцатых мистер Фрум явился островитянам в образе американского военнослужащего в элегантном белом мундире с блестящими пуговицами. С именем этого человека связано множество легенд, и сегодня при всём желании невозможно докопаться до истины и понять, существовал ли он на самом деле, ведь фамилия «Frum» практически не встречается в англоязычных странах. Зато есть предположение, что имя Джон Фрум — это искажённое производное от «John from (America)». В переводе с английского языка — «Джон из (Америки)».
Одни приверженцы всесильного Фрума видят в нём доброго духа предков, другие — Бога, третьи — посланника страны мечты и «короля процветающей Америки», спустившегося на землю меланезийского народа. Но все верят, что однажды он явится вновь, принеся с собой бесчисленное множество карго, и сделает своих последователей богатыми и счастливыми.
Руководит парадом седой бородатый вождь в синем военном кителе с золотыми эполетами.
По его команде над бамбуковым флагштоком, взвивается выцветший американский стяг. Рядом колышутся флаги поменьше: государственный флаг Вануату и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство. Также, вопреки здравому смыслу, встречаются и флаги бывших миссионеров-колонистов — Великобритании и Франции. Но всех почётнее флаг Швейцарии, ибо главным сакральным символом культа карго является красный крест — эмблема международной гуманитарной организации.
В честь праздника женщины острова облачаются в нарядные платья, вторя цветам поднятых знамён, и выплясывают под современную американскую музыку.
Весь день бравые воины острова Танна славят своего Бога, приносят цветы и просят у него богатства. Они играют на гитарах и поют песни, восхваляя Джона Фрума и его «апостолов» — ковбоев Джимми и Джерри. Также они вспоминают ещё одного лирического персонажа — моряка Тома.
В одной из неприметных тростниковых хижин деревушки Ламакара есть даже часовня, посвящённая Джону Фруму. Внутри, на чёрной доске выведены заповеди, соблюдать которые пророк завещал островитянам. Смысл этих наставлений сводится к призывам вести праведную жизнь, не убивать друг друга и не есть. Ведь на Вануату ещё сравнительно недавно некоторые гурманы промышляли каннибализмом!
Каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу у священной хижины начинаются всеобщие бдения, сопровождаемые дружным распитием дурманящей кавы и распеванием хвалебных гимнов. И, само собой, всякая песнь сводится к одному и тому же рефрену: «Мы ждём тебя, Джон! Когда же ты придёшь с долгожданным карго?»
Так и ждут наивные но упёртые туземцы второго пришествия своего Фрума… И никакие разумные доводы не способны их разубедить.
Вы, христиане, ждёте возвращения Иисуса уже больше двух тысяч лет, а мы всего лишь шестьдесят!
— с гордостью заявляют самолётопоклонники.
Однако, не только мифический Джон Фрум из далёкой сказочной Америки стал объектом поклонения адептов культа карго. В пантеоне божеств жителей острова Танна есть куда более реальный герой — принц Филипп, он же — герцог Эдинбургский, он же — ныне здравствующий 91-летний супруг Британской королевы Елизаветы II.
Жители деревушки Yaohnanen (где мужчины не носят ничего, кроме пучка травы на причинном месте, и растят марихуану и дикий табак) убеждены,что принц Филипп — божественный человек и брат Джона Фрума.
Они считают его потомком магического духа, живущего в священной горе Тукосмера, откуда открывается вид на деревню. По их мнению, если Филипп не родился ни в Англии, ни во Франции, ни в США, то его родиной может быть только остров Танна. Греческое происхождение монарха для туземцев ровным счётом ничего не значит.
Согласно одной из легенд, однажды юный принц покинул остров Танна и отправился за тридевять земель в загадочную страну Англию, посмотреть на королеву. Королева оказалась влиятельной и властной женщиной и потому сделала Филиппа царём.
Когда Филипп был маленьким ребёнком, жрецы нашего острова предсказали, что он будет правителем всего мира
— поясняет один из старейшин деревушки.
Букингемскому дворцу известно о так называемом «движении принца Филиппа». Британские антропологи внимательно изучили этот феномен и обнаружили, что жители Танны стали обожествлять герцога Эдинбургского после того, как тот в 1971 году посетил Новые Гебриды.
С тех пор королевская чета Великой Британской Империи регулярно отправляет своим скромным почитателям подарки, а также портреты принца Филиппа и его семейства с автографом. При этом сами монархи не сильно-то стремятся вновь ступить на земли Вануату.
Зато жители деревни ни на секунду не сомневаются: старинная легенда о возвращении белокожего сына на историческую родину непременно сбудется.
«Наши дети знают Филиппа и знают его детей — они видели их на картине. Мы все надеемся, что когда-нибудь он будет здесь. Однажды он вернётся и привезёт с собой дикие сексуальные праздники и много карго. И тогда настанет конец смерти и болезням», — делится Джек Наива, глава деревни.
Оглядываясь назад, не так-то просто дать точный ответ, когда же возник первый культ карго. Если верить документам, то самым ранним прецедентом стало фантасмагорическое действо на Папуа-Новой Гвинее, датированное концом XIX века, которое впоследствии окрестили «безумие Вайлала».
Но, если копнуть глубже, то первым карго-божеством можно смело назвать великого английского мореплавателя и капитана Джеймса Кука. Он-то и открыл Старому Свету в 1774 году остров Танна, перевернув с ног на голову жизнь несчастных и ни в чём не повинных туземцев. Так и стали зарождаться крохотные островные религии, где обожествлялось такое непонятное, но столь притягательное добро, которым по неведомым причинам завладели белые люди.
О популярности культа карго можно судить по желанию американских военных откреститься от него. В попытках прекратить массовое помешательство и образумить местное население, несколько раз предпринимались просветительские миссии, неизменно заканчивающиеся полнейшим фиаско. О, да! Это была абсолютная и унизительная неудача представителей западной цивилизации. Борьба с культом лишь усилила убеждение местных в том, что бледнолицые хотят присвоить себе все божественные дары.
Более того, американцы сами подлили масла в огонь, когда по окончании войны на соседнем острове Эспириту-Санто спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, мотоциклы и самолётные запчасти. С тех пор это место стали именовать Мысом Миллиона Долларов, ибо и по сей день ловкие ныряльщики продолжают доставать с морского дна куски авиационных моторов и непочатые бутылки Кока-Колы…
Человеку с западным образованием чужда философия самолётопоклонников. Зато её приверженцы постоянно получают свою «небесную манну» от многочисленных съёмочных групп, что кадый год 15 февраля приезжают воочию увидеть национальный праздник острова Танна.
Миф о неиссякаемости рога изобилия подтверждается с каждым новым появлением белокожих гостей… Следовательно, Боги помнят о своих подопечных и Магия работает!
Карго-культ вокруг и внутри нас: IT HR и маркетинг
Совсем недавно я наткнулся на очередное обсуждение DevRel в «Разборе Полетов», в котором услышал странно знакомое слово «карго-культ». Потом оно же всплыло и в Telegram-канале Алексея 23derevo Федорова. Потом еще где-то… Всё это привело меня к мысли, что карго-культ охватил умы людей во всех сферах: от HR до разработки, от выбора диеты до принятия решения о выборе фреймворка или профессионального инструмента.
Про диеты, пожалуй, говорить не будем, а вот проблему несознательного принятия профессиональных решений хотелось бы обсудить. Еще ниже по тексту расскажу о том, как мы в JUG.ru Group пытаемся с этим явлением бороться, а в комментах можете сказать мне, какой я плохой/хороший, и заодно поделиться своими наблюдениями: замечали ли за собой склонность к «культизму»?
Под катом нет кода, нет котиков и нет ничего про разработку. Зато есть немного размышлений про маркетинг, HR, философию потребления и принятия решений. А еще там есть анонс нашего открытого семинара Карго Культ, на котором выступит, например, Boomburum.
Модус потребления
Есть такое понятие — «карго-культ». Это ситуация, в которой человек или группа людей пытается воспроизвести у себя нечто увиденное, услышанное или прочитанное, не понимая принципов его работы. Такие люди достанут свой бубен, будут прыгать вокруг канбан-досок или дашбордов, графиков, отчетов, документов, колод с карточками, вики-систем, в общем, будут производить какие-то странные ритуалы со странными артефактами и доказывать всем, как хорош их бубен и как прекрасна штука, вокруг которой они прыгают.
Вы задумывались, откуда растут ноги у современного карго-культа? Я начну издалека.
В 1976 году Эрих Фромм написал книгу «Иметь или быть», в которой дал критику потреблядства культуры потребления, уже вовсю бушевавшей на западе. Вкратце концепт такой: есть модус обладания (потребления) и модус созерцания (переживания). И если вы стремитесь «обладать», вы рискуете упустить возможность «переживать» это и наоборот: не пытаясь «владеть» чем-то, а стараясь это созерцать/переживать, вы развиваетесь как личность, не обрастая лишними сущностями.
Так вот, одной из наиболее важных концепций книги для меня оказалась забавная мысль: потреблять можно не только продукты, товары или недвижимость, потреблять можно всё: путешествия, книги, образование. Вы можете пойти учиться в ВУЗ, чтобы просто получить диплом, а можете — чтобы освоить новую область знаний (и в итоге тоже получить диплом, почему нет): в первом случае вы «потребляете» образование, во втором — переживаете. Главное различие между потреблением и созерцанием в том, что обладание приводит к накоплению «достижений» или обьектов, а созерцание — к развитию и новому опыту.
Собственно, современный карго-культ в бизнесе растет из культуры потребления: давайте заведем аккаунты в соцсетях/корпоративный блог на Хабре/своего DevRel’а/перейдем на Vue.js — просто потому что у других есть. Посмотрим на эти примеры повнимательнее.
Карго-культ в маркетинге и HR
Социальные сети
Самый красивый и классический пример: аккаунты в социальных сетях. У каждой компании есть паблик в ВК, Twitter-аккаунт, профиль в Facebook и прочее. Проблема в том, что кого ни спроси, зачем эти профили, никто не может внятно ответить. Классический пример «обладания» — у нас есть социальные сети, посмотрите. Вот только обычно смотреть там не на что: какие-то однообразные анонсы, оффтопик посты и партнерские сообщения.
На самом деле превращенная форма карго-культа в бизнесе на вопрос «Зачем?» отвечает не «Потому что это есть у других», а «Разве можно было по-другому?» (не иметь аккаунтов в соцсетях можно!). Почему-то в маркетинге — сфере бизнеса, которая отвечает за взвешенное принятие решений — не принято принимать взвешенных решений.
Блоги
Блоги, в том числе и здесь, на Хабре, — тоже прекрасный пример карго-культа. В прошлом году я выступал на HR Meetup с темой про ведение блога на Хабре, про то же говорили и коллеги из TechMedia (можете найти в плейлисте). Обсудить здесь стоит вот что: вопросы, которые задавались из зала, в основном были направлены на получение «пилюли», готового решения.
Чтобы нанять одного специалиста, вам не нужно 200к просмотров, вам нужен один правильный просмотр и хороший контент. Если вы хотите показать, какой хороший у вас продукт, вам нужны не только плюсы, но и комментарии от реальных пользователей под статьей. Если вы хотите поддержать команду и дать ей высказаться — просто постарайтесь помочь им справиться с негативом, а о метриках не думайте. Чаще всего цель ведения блога лежит за пределами блога, о ней вам и надо думать.
А плюсы, просмотры и количество «закладок» — это инструменты оценки, и если вы делаете их своей целью, поздравляю, вы карго-блогер.
Мероприятия
И еще один пример из жизни: конференции JUG.ru Group. На каждой есть компании-спонсоры, которые встают с будками. Знаете, какой вопрос мы слышим чаще всего? Почти цитата:
Хотим стенд, но не знаем, что на нем делать. Посоветуйте, пожалуйста!
Мы всегда готовы подсказать, какие инструменты помогают решать те или иные задачи, можем рассказать, почему митап на стенде — это хорошо, а розыгрыши — плохо, зачем делать задачки и почему иногда на стенде вообще ничего не надо делать. Вот только помочь мы можем только тем, кто понимает, зачем нужен стенд. Конкретно.
Разрушители культа
Итак, что мы имеем? Карго-культ в бизнесе рождается, когда вы начинаете думать «как» сделать что-то, не ответив предварительно на три вопроса:
Отвечая на вопрос «как», не пытайтесь повторять то, что делают другие. «Вы не Google», как известно. И не Окна Века. И не JUG.ru Group. Начните изучать классические подходы и фундаментальные модели, позволяющие решить ваши задачи. Вот несколько примеров, с которых можно начать, если у вас есть понимание, что такое работа с рынком/потребителем:
На семинаре выступят Алексей Федоров, Алексей Шевелёв, Сергей Худовеков из Paper Planes и еще несколько докладчиков. Рассказывать будут про маркетинг, брендинг, маркетинг в HR, ведение блогов и вот это вот всё. Без фишкинга, кейсов и success stories.