Карго самолет что это
Чем отличается карго от других видов доставки?
Карго – это комплекс услуг, оказываемых транспортными компании, по перевозке груза из-за рубежа. Причем, оформление и поставка груза осуществляется по упрощенной схеме, что значительно сокращает время доставки.
Какие преимущества дает отправка груза карго? Рассмотрим на примере. Если вам нужно получить груз из другой страны, в частности из Китая, можно поступить одним из следующих способов:
Среди преимуществ такого способа доставки можно также выделить:
Можно сказать, что карго доставка из Китая – это удобный способ начать свой бизнес. Ведь для закупки и транспортировки товара таким образом не нужен ворох разрешительных бумаг и контроль за транспортировкой на всех этапах движения груза. Вместо этого всем процессом управляют специалисты, которые сопровождают ваш карго груз от склада продавца.
Стоимость доставки
Поговорим о том, сколько стоит карго из Китая. Цена доставки рассчитывается исходя из объема и веса груза, вида доставки, пункта отправления и прибытия, а также срочности. Причем, карго подходит для груза любого объема. Ведь можно выбрать такой способ транспортировки, который больше всего соответствует перевозимому объему.
Следует заметить, что на выбор способа доставки оказывает влияние также желаемый срок транспортировки. Перевозка авиатранспортом значительно сокращает время перемещения груза, хотя стоимость карго доставки будет стоит дороже. Если же выбрать другой вид транспорта, время движения груза увеличится, но это позволит сократить расходы.
КАРГО – подводные камни низкой цены
Однако, в своей деятельности я столкнулась с еще одним толкованием этого слова, когда под карго понимают чуть ли не контрабанду из Китая! Что именно случилось, и к каким выводам я пришла, читайте далее.
Решила я как-то заказать себе мебель с Китая. Ну в самом деле, мебель там на порядок качественнее, есть шанс купить из цельной древесины (иногда даже российского происхождения) хорошую мебель по цене, чуть ли не такой же как наше популярное «ДСП».
Когда вся подготовительная работа была проведена, фабрика найдена и заказ примерно сформирован, дошло дело до просчета окончательной стоимости в России. Фабрика отправила мне инвойс и упаковочный, а я нашла в интернете добросовестную логистическую компанию и отдала им свой запрос на просчет. Какой же поверг меня шок, когда я получила финальную цену! Доставка составила сущие копейки на фоне ввозных налогов, а еще и сертификация по полной программе! Как будто я буду мебельный магазин открывать, а не обставлять свой дом.
Низкая стоимость моего груза практически не сыграла роли, так как ввозные пошлины на мебель исчислялись по ставке евро за кг. груза. А сверху еще и НДС!
С такими ценами я задумалась о покупке как таковой, о чем и сообщила фабрике.
Тогда мне пришлось изучить вопрос, что же это за доставка «карго», и есть ли подводные камни у такой низкой цены?
Как выяснилось, фактически «карго» может осуществляться разными способами: начиная от кэмолов (от англ. camel «верблюд»), людей, которые перетаскивают раздробленный на мелкие партии груз через границу; и заканчивая всеми известными видами транспорта (чаще авто или авиа).
Начинается карого-перевозка всегда с какого-то склада консолидации, чаще всего такие склады располагаются в Гуанчжоу, Урумчи, Маньчжурии, Пекине, Иу. Туда от продавцов свозятся грузы, чтобы потом продолжить путь в РФ. При этом по Китаю груз обычно не страхуется. Между тем, бывают случаи частичной или полной утраты (нередко груз везется несколькими перевозчиками с многочисленными перегрузами), также очень многие российские получатели жалуются на небрежное обращение с грузом, при погрузке коробки могут трамбовать, небрежно закидывать вручную; бывают даже откровенные кражи.
Оформление грузов «карго» полностью незаконно! Если на любом из этапов происходит осечка, то можно лишиться груза.
Сроки, которые указывают такие карго-компании, зачастую далеки от истины. Как понимаете, обещанные мне китайцем Васей 30 дней в случае любой задержки могут растянуться на месяцы. Уже ходят анекдоты о предпринимателях, которые заказали через карго новогодние игрушки. Последние пришли в январе-феврале следующего года, и хорошо еще, если это была не сувенирная продукция с символом года, а то реализацию придется ждать 12 лет! * речь идет о 12 животных китайского зодиакального календаря
Если вывоз из Китая россиян обычно интересует мало, то официальный ввоз еще никому не помешал:
Без этих документов товар в нынешней ситуации практически не реально поставить на приход и продавать.
И даже если всего этого некоторым дельцам удается избежать, нет никакой гарантии что к ним или их клиентам в магазин не нагрянет проверка, и не потребует всю документацию: откуда взялись эти товары, как они сертифицируются, не нарушают ли авторских прав и вообще на каком основании продаются в РФ? И тут не стоит надеяться, что можно «перевести стрелки» на ООО «Ромашка», который написала в документах как продавца карго-компания, данное ООО уже давно не существует, и где искать их директора никто не знает.
Заканчивается поставка зачастую на некоем складе в РФ, куда должен приехать получатель и найти из общей массы свой груз. Естественно, что в случае ущерба предъявлять там будем некому и нечего, кое-что в каком-то состоянии дошло – и то стоит порадоваться! Кстати, в России груз также не страхуется, как минимум по той причине, что для получения выплаты нужно в документах указывать реальный груз и его реальную стоимость. Нельзя же страховать кирпичи (указанные во всех документах), а выплату просить за битые телевизоры!
Все описанные выше особенности такого «карго» я свела в таблицу, которую можете посмотреть ниже.
«Белая схема» | «Карго» | |
Стоимость доставки и таможни | Детально расчитывается под груз и способ доставки | Выражается в долл. за кг. |
Вид доставки | Любой (авто, авиа, жд, смешанный) | Авто / авиа (реже море или жд) |
Забор груза | С любого места | Доставка от склада консолидации карго-компании |
Сроки доставки | Конкретные (от вида транспорта) | Непредсказуемы |
Таможенное оформление | Обязательно | Не всегда |
Наличие ДТ | Обязательно | Если и будет, то на другой товар |
Страхование | Да | Нет |
Выявить недобросовестного логиста очень легко: достаточно обратить внимание на документы, которые у Вас запрашивают; спросить какие документы они готовы предоставить по итогам поставки; запросить их реквизиты и уставные документы. Также при поставке «в белую» суммарная стоимость всех расходов никогда не может быть универсальной и вообще выражаться в долларах за кг. груза!
Как понять что это «карго»-компания?
50 оттенков серого в российской таможне, часть 2
Цель статьи — спуститься в недра «серых» таможенных схем и объяснить, что такое пресловутые доллары за кг. Вторая часть честного гайда про то, как растаможить товар и почему все не так однозначно.
Это продолжение статьи про то как работает таможня в России. Первая часть здесь:
По моему опыту, вообще далеко не все понимают что такое карго.
При этом излишним морализаторством тоже заниматься не буду. У карго есть плюсы и минусы, и кому-то этот вариант подходит. Важно лишь понимать что он из себя представляет
Удивительно что по запросу «что такое китайское карго» выходят статьи с посылом: «Это такая упрощенная схема доставки товаров, но с некоторыми особенностями»
Давайте для начала поясню для тех кто никогда не касался этой темы о чем вообще речь. Есть такая схема работы, при которой не нужно заниматься таможенным оформлением вообще. Работает для импорта как из Китая, так и из Европы.
В нулевые годы такой способ прохождения таможни назывался «таможить айфоны как кирпичи». Как это работает: где-то на зарубежном складе собирается сборка разнородного товара. В ней могут быть и телефоны и автозапчасти и одежда и бижутерия. Товар упаковывается в огромные тюки, либо ставится на палеты с обрешеткой. Все это грузится в одну машину и везется, как правило, через Казахстан. Там весь груз проходит по одной таможенной декларации как стройматериалы и вся партия благополучно едет в Россию (между Казахстаном и Россией границы нет в рамках ЕАЭС). Ранее подобными маршрутами грешил погранпереход в Суйфэньхэ, но последние годы по подобным схемам работает Казахстан в случае поставки китайских товаров и Беларусь в случае Европы.
На сленге это называется «карго». При использовании карго вы не получите официальную ГТД и не сможете поставить товар на учет.
Основных признаков что перед вами карго 3:
1) Вместо подробного расчета вес вашего груза просто перемножат на пресловутые «доллары за кг»
3) Деньги за товар на фабрику вам необходимо будет перевести либо наличными, либо через компанию-прокладку за определенный процент
Важно! Не путайте понятие «карго» применимое к серым схемам импорта и «карго» как составляющую в наименовании компаний, занимающихся обработкой грузов. У нас был пару лет назад клиент, который, наслушавшись историй о жутких китайских схемах, не хотел оплачивать терминальные расходы в «Шереметьево-карго». А ведь это всего лишь официальная компания-оператор в аэропорту.
На этот вопрос можно ответить двумя способами.
Второй. В значении «нормально ли карго работает».
Совет: по максимуму упаковывайте груз. Не отказывайтесь от обрешетке, а, в идеале, от паллетирования. В последнем случае ваш груз хотя бы не будут бросать, а аккуратно перевозить погрузчиком.
Получать груз вы будете в ТЦ Москва, ТЦ Южные Ворота, и это отдельная песня про попытки въехать и организовать погрузку. Приготовьтесь к разводу с платным въездом, грузчиками и дополнительными, не включенными в «доллары за кг» расходами
Совет: берите водителей, знакомых со спецификой рынков и пониманием реальных расценок за работы
В случае карго из Европы последний пункт неактуален, но суть карго-доставки та же.
Самая интересная часть.
По ценам на июнь 2021 года такой товар каргисты привезут вам по 2,5 доллара за кг за 25 дней.
Расчет: 1500*2,5=3750 USD
Собственно, на этом весь расчет закончен. Плюс на рынке в Москве с вас возьмут от 2 до 5 тысяч рублей за выгрузку и погрузку на вашу машину.
Если везти такие мониторы официально, то таможенные платежи составят порядка 8000 долларов + перевозка около 1500 долларов
Теперь давайте сравним с токарными станками из прошлой статьи
Дано: Токарные станки
Взяли товар с той же ценой, той же плотностью, но в 5 раз большим весом.
Расчет: 7500*2,5=18 750 USD
Официальные же платежи у нас выходили на на 9400 долларов + порядка 4500 долларов доставка до Москвы.
На карго нет смысла везти тяжелые и недорогие товары. Практически любое промышленное оборудование и материалы везти на карго невыгодно. И мы здесь еще не затронули стоимость наличных денег по сравнению с безналом.
Как говорится на ютуб-канале «Редакция»: «Все выводы вы делаете сами». А я буду рад ответить на вопросы в комментариях, потому что тема непростая и неоднозначная.
Что такое грузопассажирские рейсы и можно ли ими летать за границу?
Расскажите, пожалуйста, про грузопассажирские рейсы. Непонятны три момента:
Мы бы не рекомендовали покупать билеты на грузопассажирские рейсы. Они и раньше были лотереей, потому что их могут отменить в любой момент. А после того как Росавиация настоятельно рекомендовала путешественникам воздержаться от подобных поездок, риск стал еще выше.
Что такое грузопассажирские рейсы
В страны и города, с которыми Россия не возобновила авиасообщение, есть грузопассажирские рейсы. Их еще называют нерегулярными. Термин «грузопассажирский рейс» появился во время пандемии, после того как Россия 27 марта 2020 года запретила международное регулярное авиасообщение. За рубежом оказалось много россиян, которые не могли вернуться домой.
Тогда авиакомпании нашли лазейку, чтобы возить людей, и придумали грузопассажирские рейсы. А точнее, позаимствовали такую идею за рубежом. Согласно международной классификации грузопассажирские рейсы смешанные: на них перевозят и пассажиров, и грузы.
п. 4.6 руководства по регулированию международного воздушного транспортаPDF, 3 МБ
На таких самолетах авиакомпании возвращали в Россию застрявших за рубежом туристов. А со временем стали возить обычных пассажиров за рубеж. По большому счету грузы стали только предлогом — фактически это были полеты для перевозки путешественников. Например, такие самолеты летали в США, на Кипр и в Хорватию, когда авиасообщение с этими странами еще не возобновили. Сейчас они тоже летают в государства, с которыми авиасообщение пока не возобновлено, например в Таиланд и Словению.
Почему рискованно покупать билеты и путевки, если рейс грузопассажирский
Правила осуществления грузопассажирских перевозок не урегулированы, потому что в российском законе вообще нет такого понятия. Это значит, что грузопассажирский рейс всегда могут отменить или перенести — на такие перелеты авиакомпании получают разовые разрешения. Перевозчики каждый раз должны согласовывать рейс с Росавиацией и иностранными властями. И все время есть риск, что одобрения они не получат.
Как победить выгорание
Росавиация и Ростуризм говорят, что грузопассажирские рейсы предназначены для определенных категорий пассажиров — тех, кто едет на лечение, работу, для воссоединения с семьей и так далее. То есть, чтобы попасть на такой самолет, нужна уважительная причина.
Но Россия не закрывала воздушные границы, поэтому причина, чтобы улететь из страны, на самом деле не нужна — только если страна не закрыта для туристов. По крайней мере, ни в одном распоряжении и постановлении это не указано. Поэтому самостоятельные туристы спокойно летали грузопассажирскими рейсами в страны, авиасообщение с которыми не было возобновлено, например в США.
Раньше некоторые компании продавали путевки в Тунис и на Кипр на грузопассажирские рейсы. Но Росавиация заявила, что так поступают недобросовестные туроператоры, и рекомендовала клиентам не покупать эти туры. В итоге часть разрешений на вылеты аннулировали, и купившие такие билеты и туры россияне не смогли улететь на отдых.
«Авиакомпания сказала, что не имеет значения, какой у меня рейс»
Я купила билеты на Кипр для нас с мужем у авиакомпании «Азимут» на период с 12 по 26 июня. Мы живем в Петербурге, но вылет был из Краснодара: так дешевле.
На тот момент регулярное авиасообщение с Кипром не возобновилось, но были грузопассажирские рейсы. Их было много — как прямых, так и с пересадками. Билеты стоили 26 400 Р на двоих.
Я позвонила в авиакомпанию, чтобы уточнить, какой это рейс — грузопассажирский или регулярный. Мне сказали, что сейчас это не имеет значения. А затем вылет просто отменили, поскольку Росавиация не выдала допуск. В итоге мы никуда не улетели. О том, что вылет не состоится, узнали, когда ехали поездом в Краснодар.
Мы спросили, можно ли перенести билет на другие даты, но нам ответили, что допуска не будет до зимы. Мы сразу написали заявление на возврат. Деньги за прямой рейс из Краснодара в Ларнаку и обратно нам полностью вернули 1 июля. А вот вернуть обратный авиабилет из Краснодара в Петербург не получилось, и мы остались отдыхать на юге. Провели две недели на побережье, в поселке Агой Туапсинского района.
На Кипре мы хотели поплавать, полежать на горячем песке и подышать чистым воздухом. Отдых на нашем юге полностью не соответствовал этим целям. В первую неделю нашего отдыха, с 12 по 19 июня, море было ледяным, на побережье — грязь, а пляжный сервис практически отсутствовал.
В итоге мы вернулись в Петербург уставшие и разорившиеся: вместе с дорогой и питанием за две недели отдыха отдали примерно 75 000 Р за двоих. Хотя мы экономили на всем, готовили еду самостоятельно и ничего не покупали из вещей.
«Туроператоры продавали путевки на грузопассажирские рейсы, потому что не хотели банкротиться»
Туроператоры продавали туры на грузопассажирские рейсы потому, что они не хотели обанкротиться, ведь продавать было нечего, перелетов мало. Они до сих пор продают такие туры, но никто уже не обращает на это внимания. Да и не так-то просто выяснить статус рейса и понять, грузопассажирский он или обычный. Эти перелеты явно согласованы. Как может оперштаб быть не в курсе, когда множество таких рейсов вылетает только из одной Москвы?
По факту страны, в которые есть грузопассажирские рейсы, открыты для российских туристов. Официального разрешения на полеты нет именно с российской стороны. Почему, например, рейсы на Кипр официально восстановили только недавно? Статистика по заболеваемости коронавирусом там еще в мае была гораздо ниже, чем в России.
«Турагенты не знали, что на грузопассажирских рейсах нельзя возить туристов»
В сложившейся ситуации в большей степени виновата неопределенность. Туроператоры формировали путевки на Кипр и в Тунис, а многие турагенты, которые продавали эти туры, не знали, что на грузопассажирских рейсах запрещено возить туристов. Но даже если они и знали об этом, система построена так, что невозможно понять, какие рейсы грузопассажирские, а какие нет. Для этого надо читать решения оперштаба, искать количество квот на перелеты. Люди в это не вникали. Главным было продать тур, чтобы выжить в условиях пандемии.
Грузопассажирский рейс Росавиация подтверждает ежедневно в день вылета. Поэтому ведомство не может наказать само себя за то, что раньше разрешило такие полеты.
Как вычислить грузопассажирские рейсы
Если Россия не возобновила авиасообщение с какой-то страной, а туда летают самолеты, значит, этот рейс грузопассажирский. К сожалению, авиакомпании действительно не обозначают такие перелеты, когда продают билеты.
Чтобы обезопасить себя, перед покупкой мы рекомендуем проверить, возобновлено ли авиасообщение со страной и городом, в который вы планируете лететь, на сайте Росавиации. Еще уточнить тип рейса можно на горячей линии авиакомпании.
Раньше Росавиация указывала направления, по которым есть утвержденные грузопассажирские рейсы. В последних сообщениях Росавиация перестала упоминать такие направления.
Список стран, куда есть грузопассажирские рейсы, публикуют на сайте «Аэрофлота». Сейчас там указаны Дания, Израиль, Иран, Испания, Латвия, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, Таиланд, Швеция.
С какими странами Россия возобновила авиасообщение
На момент публикации статьи Россия возобновила авиасообщение с 52 странами, но пока не в полном объеме: самолетам разрешили летать в основном в столицы этих стран и всего несколько раз в день. До пандемии рейсов было гораздо больше.
Список стран и городов на 06.08.2021, с которыми Россия возобновила авиасообщение — РосавиацияPDF, 311 КБ
С 9 августа откроют авиасообщение еще с тремя странами: Молдавией, Бахрейном и Доминиканой.
Возобновление авиасообщения не означает, что страна принимает туристов. Проверить правила въезда вы можете в нашем навигаторе, который мы постоянно обновляем.
Можно ли вернуть деньги, если вы купите билет на грузопассажирский рейс или путевку
Если вы купили билет на грузопассажирский рейс, есть шанс, что вам повезет и вы спокойно долетите до нужной страны, а потом вернетесь домой. Но если авиаперевозчику не согласуют рейс, вы можете вообще не попасть на отдых или застрять в другой стране.
Плату за перевозку российская авиакомпания должна вернуть полностью: отмена рейса считается вынужденным отказом от полета. Это указано в пункте 227 правил воздушных перевозок. Туроператор тоже должен вернуть деньги клиенту, поскольку услугу, о которой было написано в договоре, ему не оказали.
Турист имеет право потребовать, чтобы ему возместили убытки и компенсировали моральный вред, если фирма не выполнила условия соглашения. Исключение — когда путевку отменили из-за обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых.
Как еще путешественники могут потерять деньги при покупке авиабилетов
Во время пандемии авиакомпании могут продавать билеты и на несуществующие рейсы, то есть на которые Росавиация вообще не давала разрешения. Подробно об этом мы рассказывали в отдельной статье.
Руководитель компании по индивидуальному туризму Майя Котляр говорит, что в разных системах продаются билеты на слоты — плановые рейсы авиакомпаний, не утвержденные к полету. Какие-то могут стать регулярными рейсами, если оперштаб возобновит авиасообщение, на какие-то Росавиация даст разовые разрешения, и это будут грузопассажирские рейсы. Но часть рейсов не получит согласования и вообще не состоится. «Отличить одно от другого невозможно, если человек не знает, как устроена система авиаперевозок сейчас», — отмечает Котляр.
Карго-культ или религия ждущих самолёта: как аборигены Океании узрели святыню в буднях американских солдат
Ставший мемом феномен пережил несколько расколов и трансформаций, «канонизировав» британского принца и Усаму бен Ладена.
В рунете хорошо известен термин «карго-культ»: его часто используют, чтобы намекнуть на несостоятельность какого-то явления или чьих-то убеждений. Ярлык закрепляет за предметом критики статус бесполезного и бессмысленного подражания. По форме оригинал и «карго»-копия похожи, по содержанию — между ними гигантская пропасть.
В политических дискуссиях термин часто используют авторы разных взглядов. Карго-культом, в зависимости от убеждений, могут назвать и либеральные реформы 1990-х, и изменения в сфере образования, и электоральные процедуры, и пропагандистский телеканал.
Какое-то время в рунете называть карго-культом всё подряд стало настолько модно, что политолог Екатерина Шульман ввела термин «обратный карго-культ» — как логической ошибки, при которой критика копии переносится и на оригинал, как в случае с теми же либеральными институтами в экономике и политике.
Популярность термина затмила его происхождение. А на другом конце земного шара, в Меланезии, «исконные» карго-культы продолжают жить, набирают новых последователей и привлекают туристов со всего света.
Основные источники статьи:
Меланезией, «чёрными островами» с греческого, называют западную часть Тихого океана — территорию площадью примерно в 950 тысяч квадратных километров. Это Новая Гвинея (Папуа), Фиджи, Соломоновы острова, Новые Гебриды (Вануату), Новая Каледония и несколько меньших участков суши.
Их населяют близкие по происхождению народы, чей чёрный цвет кожи и дал название всему макрорегиону. Предположительно, 50-100 тысяч лет назад их далёкие предки перебрались сюда из Африки. Они дали начало множеству разных этносов, с порой непохожими друг на друга обычаями и речью. Считается, что примерно треть от известных лингвистике языков мира — это меланезийские.
Современные учёные считают крупнейший меланезийский остров Новую Гвинею одним из древнейших очагов земледелия в мире. Но полноценной цивилизации ни здесь, ни на соседних архипелагах не сложилось. Вплоть до 19-20 веков туземные общества сильно отставали в развитии даже от живущих рядом микронезийских и полинезийских народов. Американский учёный Джаред Даймонд объяснял этот феномен специфическим влажным климатом, низкой калорийностью местных аграрных культур, бедностью полезной для человека фауны, взаимной изолированностью этносов.
В 16-18 веках Меланезии достигли европейские мореплаватели. Первой на карту нанесли крупнейшую землю, Папуа-Новую Гвинею. Двойное название территории объясняется тем, что в 1526 и 1542 годах её независимо друг от друга открыли португалец Жорже ди Менезиш и испанец Иньиго Ортис де Ретес. Первый назвал остров Папуа («Курчавым»), второй — Новой Гвинеей, и оба топонима прижились. В течение трёх следующих веков мореходы из разных европейских стран открыли другие острова и архипелаги.
Только в конце 19 века европейцы полноценно освоили новые острова. До этого колонизации мешали удалённость территории, неблагоприятный климат и воинственность туземцев. Большая часть Меланезии досталась британцам, меньшая — французам. Уникальная для колониальной эпохи ситуация сложилась на Новых Гебридах, где представители Парижа и Лондона управляли совместно.
До последней четверти 19 века меланезийцы жили в условиях каменного века. Они пользовались примитивными орудиями, не знали сколько-нибудь развитых ремёсел, еду добывали не столько земледелием, сколько охотой и собирательством. Здесь не было крупных поселений, армий и государств.
Меланезийцы также не знали ни догматической религии, ни сложной системы мифов. Их заменяли культ предков, обожествление вещей (фетишизм), вера в магию и обряды под руководством жрецов. Туземцев с разных островов объединяла убеждённость, что умершие предки невидимо живут рядом и могут помогать, если правильно совершать нужные церемонии.
Контакты с европейцами своеобразно повлияли на эти представления о мире. В 19 веке миссионеры познакомили меланезийцев с христианством. Большинство островитян не стали добрыми католиками и истовыми протестантами, но усвоили веру в доброго посланника, которому суждено установить новую счастливую жизнь.
Другим источником вдохновения для творцов новой религии стало карго. Английским словом «груз» меланезийцы называли все диковинки, что привезли в Океанию европейцы: от ружей и железных топоров до часов и зеркал. Туземцы сначала испытывали культурный шок от того, что у не знавших «правильного» почитания предков людей столько карго. Но потом они диалектически переосмыслили ситуацию, решив что дары изначально предназначены им, просто коварные пришельцы умеют их перехватывать.
Всё это [наблюдения за неравенством в технологиях между белыми и туземцами], наверное, и было у Яли на уме, когда, в очередной раз пристально взглянув на меня своими сверкающими глазами, он задал вопрос: «Почему вы, белые, накопили столько карго и привезли его на Новую Гвинею, а у нас, чёрных, своего карго было так мало?».
Двумя основами для будущих карго-культов стали:
Авторы большинства статей про карго-культы локализуют их одними Новыми Гебридами и связывают с событиями Второй мировой войны. В действительности география феномена гораздо шире, а появился он ещё в конце 19 века.
В 1885 году на Фиджи возник провозвестник карго-культов — движение Тука. Название оно получило не в честь своего главного проповедника, а по местному слову, означающему примерно «восставшие» или «мятежники». Зарождению культа способствовала активная экспансия англичан на острова. В 1874 году они вынудили номинально независимого правителя Токембау отречься в пользу британской королевы Виктории. В 1879 году колонизаторы решили добывать сахарный тростник на Фиджи руками не туземцев, а завезённых из Индии рабочих.
Потеря суверенитета и массовая иммиграция чужеземцев спровоцировали движение Тука. Его идеолог жрец Ндугомои учил, что беды фиджийцев — из-за неверного почитания традиционных божеств. Молиться им нужно правильно, так, как это делают белые: жрец не сомневался, что в деталях обряда и состоит вся сила пришельцев. Много наблюдавший за протестантскими миссионерами Ндугомои проводил для своих последователей «правильные» церемонии: с окроплением водой, молитвенным складыванием рук и другими внешними подражаниями христианам.
Для англичан само по себе это могло казаться нелепым безобидным зрелищем. Но Ндугомои учил, что его службы по новому образцу призовут на Фиджи героических воинов прошлых лет, а они уже заставят белых и индусов прислуживать коренным жителям. Такую постановку вопроса колонизаторы не оценили. Ндугомои арестовали и выслали с Фиджи, но созданный им культ прожил до 1890-х годов.
В 1920-х годах похожие недолговечные феномены возникали на Папуа-Новой Гвинее, в те годы фактическом протекторате Австралии. Один из них, «безумие Вайвалы», успели зафиксировать западные учёные. Адепты культа верили, что подслушанными у белых песнями можно призвать нагруженный разным карго корабль. «Вайлала» — это как раз бессмысленное звукоподражание, один из примеров имитации английской речи папуасами.
Вайвалисты подражали британцам не только словами. Главной церемонией культа служило чаепитие: в подобиях британских мундиров, обязательно на стульях. Последнюю деталь не пользовавшиеся до прихода европейцев мебелью папуасы считали особенно важной. Но вожделенного корабля адепты так и не дождались, и «Вайвала» со временем пришла в упадок.
Движение Тука и «Вайвала» были только одними из многих подобных явлений в разных частях Меланезии. Обычно ареал их последователей ограничивался двумя-тремя поселениями, а жизнеспособность — сильно зависела от харизмы основателя. Когда проповедник умирал или его арестовывали и депортировали колонизаторы, то его паства обычно бросала культ.
Сама Меланезия оставалась тихой и малонаселённой окраиной мира. Но весной 1942 года сюда пришла большая война. Новогвинейские острова и Соломонов архипелаг послужили местом для ключевых сражений Тихоокеанского театра боевых действий. Их итоги сказались на дальнейшем исходе всей Второй мировой.
К тому моменту Япония контролировала юго-восточную Азию и шла дальше — к Новой Гвинее и Австралии. Армия и флот США, Великобритании и их союзников выглядели слабыми после сокрушительных поражений прошлой зимы, от Пёрл-Харбора и до Сингапура. Но в мае 1942 года коалиция одержала первую стратегическую победу — в морском сражении в Коралловом море возле Новой Гвинеи. Японскую экспансию на юг остановили.
Для поклонников русского артхауса будет небезынтересно, что именно в битве в Коралловом море американцы подбили участвовавшие в атаке на Пёрл-Харбор японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку».
В 1942-1944 году на меланезийских островах прошли сразу несколько кровопролитных затяжных битв: на Гуадалканале, Нью-Джорджии, Бугенвиле, архипелаге Трежери. Коалиция разбила японцев, заставив тех отказаться от завоевания Азии и Океании и готовиться к обороне родного архипелага.
Соседние острова в это время превратились в тыловые базы для американцев и их союзников. К радости местных жителей, там размещали армейские контингенты, строили военные объекты, свозили разнообразное карго: от автомобилей и пулемётов до тушёнки и кока-колы.
Это вписывалось в картину мира, провозглашённую за несколько лет до этого адептами культа Джона Фрума. Появившееся в конце 1930-х годов движение нашло тысячи последователей на новогебридском острове Танна. В 21 веке его обычно и подразумевают под карго-культом, хотя в Меланезии существовали десятки подобных учений.
Новогебридский жрец Манехиви основал культ Джона Фрума на тех же «догматах», что и предшественники: почитание карго, избирательное подражание белым, вера в скорый приход доброго посланника. Им и должен был стать тот самый Джон Фрум, «хороший белый», который даст меланезийцам все блага, которые от них так долго скрывали его соплеменники.
По распространённой версии, Джон Фрум — это искажённое John from (America). Другие исследователи полагают, что «Фрум» произошло от brum, «метлы», которой новогебридский мессия якобы должен был изгнать с островов колонизаторов и миссионеров. Узнав о существовании США, Манехиви решил, что это страна «правильных» белых, не таких как французы с англичанами. Из Америки на Танну и придёт Джон в сером пальто, чтобы дать туземцам свободу и процветание, — проповедовал жрец.
Некоторые островитяне подтвердили, что Джон Фрум — не выдумка. Его якобы видели то в одном, то в другом месте на Новых Гебридах. В разных обличиях он обещал людям вернуться и принести много полезных вещей. Новости о начале мировой войны подстегнули решимость джонфрумистов. Почитая всевозможное карго вроде продуктов питания и металлических предметов, они отказались от западного образа жизни.
С точки зрения меланезийцев ничего нелогичного здесь не было: ведь для них европейцы не создавали карго сами, а обманом перехватывали его у туземцев.
Жители Танны массово перестали посещать школы и церкви, отказывались использовать бумажные деньги и ходить на работу. Колонизаторы боролись с джонфрумизмом, а его адепты в ответ уходили в леса вглубь острова.
Дальнейшие события только убедили джонфрумистов, что они держатся верного пути. В 1942 году на Новые Гебриды прибыло около 30 тысяч американских солдат и офицеров. К восторгу туземцев, среди пришельцев было немало чёрных людей. Значит, их явно вёл любящий темнокожих «Джон Фрум».
По иронии, в армии США того времени практиковалась расовая сегрегация. Афроамериканцев не брали в элитные соединения вроде Корпуса морской пехоты, а в других родах войск использовали преимущественно как небоевой персонал. Но для жителей Танны темнокожие в американских армии и флоте казались равными белым. Они носили ту же одежду, так же потребляли карго, участвовали в тех же обрядах: ходили строем, махали флагами или делали нечто загадочное с проводами и чёрным коробками, откуда потом раздавалась человеческая речь.
Веру джонфрумистов непроизвольно укрепляли сами американские солдаты и моряки. Они делились с островитянами продуктами, оказывали им медицинскую помощь. В 1942 году военные США организовали из местных жителей трудовой корпус, куда привлекли до 10 тысяч новогебридцев. Аборигены не участвовали в боях, а работали грузчиками, больничными санитарами, занимались другими подсобными работами. Членов корпуса, к их радости, обеспечивали такой же формой и рационом, вплоть до сигарет и сладостей, как и других бойцов антияпонской коалиции.
После войны культ Джона Фрума столкнулся с новыми вызовами. Белые оставили на Танне и других островах светлые воспоминания вместе с некоторым количеством карго. Но время шло, ценные запасы кончались, а дорогие гости обратно в Меланезию не спешили.
Джона Фрума почитали больше на юге Танны, а у северян был аналогичный «бог» — Том Нэви, чей облик они списали с американского матроса (navy — военный флот по-английски).
Во время войны островитяне видели, что американцы ничего не делали для добычи ценных грузов. Они не охотились, не возделывали землю, не рыбачили и ничего не собирали. Им всё в готовом виде по воздуху привозили большие сверкающие птицы: достаточно было совершить ряд причудливых священнодействий с флажками, проводами и ходьбой строем. Жители Танны много раз видели эти обряды, а некоторые везунчики участвовали в них лично.
И после войны джунфрумисты решили повторить священнодействия белых самостоятельно. Во главе культа встал новый харизматичный проповедник Накомаха. Он учил адептов строить из подручных материалов взлётно-посадочные полосы, модели радаров и самолётов, жечь сигнальные костры, ходить строем в оставшейся от американцев одежде. Жрец даже обзавёлся собственной рацией: он обматывал проволокой одну из своих последовательниц, после чего та начинала невнятно бормотать. Жители Танны верили, что так через неё говорит сам Джон Фрум.
Главной эмблемой культа Накомаха выбрал красный крест — не как христианский символ, а как знак медицинской службы. В военное время многие островитяне получили помощь от американских полевых врачей, за что потом были им очень благодарны.
Время шло, военные транспорты не возвращались на остров, но культ Джона Фрума не умирал. В 1957 году Накомаха объединил последователей в ненасильственную «Армию Танны». Жрец объявил, что вожделенный посланник в сером пальто обязательно вернётся на остров 15 февраля, но только неизвестно в каком году. Поэтому островитяне должны ежегодно быть готовы к его встрече в этот день — через церемониальный парад в американской одежде с муляжами винтовок. Этот обычай сохраняется на острове и в 21 веке.
К 1970-м годам единое почитание Джона Фрума на Новых Гебридах стало распадаться на отдельные культы. Архипелаг ещё оставался франко-британским владением, и в 1974 году его посетили королева Елизавета Вторая и её супруг-соправитель принц Эдинбургский Филипп.
Визит монаршей пары оказал на островитян странное влияние. Часть новогебридцев увязала реального Филиппа с мифическим Джоном Фрумом. Стихийно возникла легенда, что принц некогда родился в жерле новогебридского вулкана, перелетел океаны, и взял в далёкой стране себе в жёны местную королеву. Фотографии Филиппа стали почитаться как святыни.
Со временем слухи о новом меланезийском культе достигли Великобритании. В 1980 году принц захотел сделать приятное «фанатам» и отправил на уже ставшие независимым под названием Вануату острова своё официальное фото с личной подписью. Подарок окончательно убедил туземцев, что Филипп — их земляк, несмотря на всю внешнюю несхожесть. Адепты культа считали, что муж английской королевы светлее их, потому что в Британии холоднее, чем в Океании, и кожа человека там светлеет сама собой.
Мы отослали [традиционную дубинку] нал-нал принцу Филиппу и сказали, что если он принадлежит народу Танна, пусть он сфотографируется с ней и пришлёт нам фотографию. Так он и сделал. Это лучшее доказательство тому, что принц Филипп — один из нас.
Почитатели принца Филиппа со временем стали воспринимать его как повелителя всего мира. В 21 веке его воле островитяне приписывали всё узнанное из мира большой политики: от избрания президентом США Барака Обамы до ликвидации Усамы бен Ладена.
Но этот культ — только одна из многих странных религий на Вануату. В 1980-х годах раскол случился внутри джонфрумистов. Помнившие войну старики по-прежнему восхищались всем связанным с США. В 1980 году они даже выступали против независимости Вануату, усматривая в этом измену Джону Фруму.
А их молодые единоверцы же перешли на антиамериканские позиции. По убеждению юных меланезийцев, божество перестало быть связанным со Штатами и теперь покровительствует только тем народам, что хранят «кастом», свои традиции. Белые люди от жизни по обычаям отошли, и Джон Фрум их за это наказывает.
Сейчас джонфрумизм — это многополярное учение. Разные жрецы по-своему трактуют происходящее вокруг. Одни из них учат, что Джон Фрум за тех, кто следует «кастому». Вот арабы живут правильно, и Фрум за них. А американцы — нет, они обижают других людей, и [терактом в 2001 году] 11 сентября «Джон — бен Ладен» их за это наказал. В это верят не все, но есть и те, кто именно так себе представляет происходящее в мире.
Периодически на Танне появлялись провозвестники новых культов. В 1990-х годах здесь проповедовал некий «пророк Фред», учивший, что Джон Фрум — это Иисус Христос. На основе христианства и местных верований Фред создал свою религию: с ритуальными собраниями в часовнях и распитием наркотического напитка кава.
Ещё в 1970-х годах о новогебридских верованиях узнали западные учёные. В 1974 году американский физик нобелевский лауреат Ричард Фейнман в публичной речи сравнил с «самолётопоклонниками из Меланезии» тех учёных, кто необдуманно переносит в свои исследования методы из других наук.
Остров Танна был не единственным местом, где аборигены практиковали подобные обряды. Поведению американских солдат и моряков в ритуальных целях подражали по всей Меланезии: на Папуа, на Новой Каледонии, на Фиджи и Соломоновых островах. В соседних деревнях могли жить разные культы, объединённые общим упованием на белого мессию с ценными грузами.
К 1990-м годам большинство меланезийцев вернулось к «обычным» христианским деноминациям или верованиям предков. Жить карго-культы продолжили в основном на островах Вануату. Отчасти этому способствовало то, что здесь коренные жители хуже соседей интегрировались в современную жизнь. И к 2021 году примерно 80% населения республики — это живущие за пределами городов и посёлков коренные жители, далёкие от науки, плохо знакомые с электричеством, техникой, сотовой связью и интернетом.
Другим фактором в пользу сохранности карго-культов именно на Новых Гебридах стало то, что европейцы лучше знали именно про эти верования, а не их аналоги с соседних островов. Ещё в 1950-х годах Танну посетили английские учёный Дэвид Аттенборо и оператор Джеффри Муллиган. Они записали на плёнку серию интервью со служителями и приверженцами карго, их церемонии и молитвы. Это популяризовало феномен в США и Европе. Благотворительные организации стали регулярно отправлять на Вануату гуманитарную помощь.
— Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что карго придёт, а карго всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждете?
Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:
— Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет.
Бывший англо-французский кондоминум превратился в мекку для антропологов и этнографов. Одни учёные видели в наблюдениях за джонфрумистами и почитателями принца Филиппа уникальную возможность вживую проследить за возникновением новых религий. Другие — усмотрели в карго-культах особую форму антиколониальной борьбы.
А богатые туристы из разных стран спешили на Танну к каждому 15 февраля, чтобы просто увидеть диковинное зрелище. Всё это укрепляло туземцев во мнении, что карго-культы работают, пусть и немного не так, как во время большой войны.
Эти культы [на Вануату] живут, они справляются с вызовами времени. Один жрец объяснял, что ведь мы, белые, едем на острова, оставляем здесь деньги, — значит, всё работает как нужно.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.