Карсетка одежда что такое
корсетка
Полезное
Смотреть что такое «корсетка» в других словарях:
КОРСЕТКА — КОРСЕТКА, корсетки, жен. (обл.). Женская кофта без рукавов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
корсетка — сущ., кол во синонимов: 2 • безрукавка (13) • кофточка (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Корсетка — ж. разг. сниж. Кофточка без рукавов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
корсетка — корсетка, корсетки, корсетки, корсеток, корсетке, корсеткам, корсетку, корсетки, корсеткой, корсеткою, корсетками, корсетке, корсетках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
корсетка — керсе/тка, и, ж. Верхній жіночий одяг – безрукавка, пошита в талію з кольорової тканини … Український тлумачний словник
корсетка — оскретка … Краткий словарь анаграмм
корсетка — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови
КОРСЕТ — муж., франц. женская кофточка в обтяжку; местами, цветные корсетики, корсетцы, носятся при юбке, как верхняя одежда; | безрукавая поддевка, для стягивания стана, со шнуровкою, на китовом усу. Корсетка, кирсетка жен. на юге, род безрукавого… … Толковый словарь Даля
безрукавка — куртка, болеро, одежда, бострок, рубашка, кинтарь Словарь русских синонимов. безрукавка сущ., кол во синонимов: 13 • болеро (2) • … Словарь синонимов
кофточка — см. блузка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. кофточка сущ. • кофта • блуза … Словарь синонимов
История корсета
История корсета
Корсет – необходимый предмет женского туалета, который имеет свою богатую и интересную многовековую историю. Появление первых корсетов относится к античным временам. Первый корсет представлял собой узкую кожаную повязку, носившую
у греков название “le sester”, “cestus” или “apodesme”, которая предназначалась для поддержания бюста. Носили их в разных вариантах: на груди или под грудью. У римлян повязки изготовлялись из ткани и носили названия: mamillare, fascia и la zona. Повязки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ХII века.
В период Готики
После распада Римской Империи корсет вновь появляется в Европе только лишь в ХШ –ХIV веках в бургундской моде. Это был уже полностью скроенный по фигуре лиф, который шнуровали спереди, чтобы он плотнее прилегал к телу. В этот период корсет обычно одевался поверх нижней рубашки, но приличиями не возбранялось носить корсет и на голое тело, слегка распустив шнуровку (дабы не препятствовать взорам, а иногда, и рукам кавалеров – в те времена подобное поведение считалось лучшим комплиментом женской красоте).
В период Готики (до первой половины ХI в.) на смену свободной драпированной греко-римской одежде появилась модная, обтягивающая тело человека, одежда. Покрой ее усложнился, появилась выточка и застежка. Одежда впервые должна была исправлять естественные недостаки фигуры, а не прикрывать их. Достигалось это благодаря использованию железных и деревянных брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Бруски располагались между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Часто при расслаблении шнуровки бруски могли выпасть. Стоимость такого корсета была очень высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из высшего общества. В период Готики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины. У мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так называемый колет), выполняющие роль мужского корсета. Гладкий и жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в близкой связи с военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов. Долгое время корсет считался частью мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь носили воины, принадлежащие к кавалерии.
В эпоху Возрождения
К корсету прикреплялась вертлога – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской. Металлический корсет занимал прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.
В ХVIII веке
Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди. Эти пояса можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. Применение китового уса в поясах позволило отказаться от бретелей. В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища. Но платье в это время носили свободной формы с высокоподнятой линией талии. Такая форма платья не нуждалась в создании силуэта с применением корсета. Это, пожалуй, первый в истории женской одежды период, когда условия для применения корсета отсутствовали. Поэтому линия талии в платье стала заметно опускаться и к 1825 году она заняла свое естественное положение. В связи с этим опять появились корсеты, дающие возможность женщинам создавать “осиные талии”. Народная одежда во всех странах и при любых стилях была предельно простой. Женщины из низших слоев общества не могли выполнять повседневную работу, находясь в корсете. Однако пренебрежение корсетом считалось плохим тоном. Жестокий предрассудок повиновению моде заставлял их надевать корсет хотя бы при выходе на улицу.
Мода в ХIХ веке
Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт. Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином. Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров. А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету. В 70-х годах кринолин любой формы стал считаться неудобным и его заменили тюрнюром. Тюрнюр в женской одежде просуществовал недолго (до 1890 г.) Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”. Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов. Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья. Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы. На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки. В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры. Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы. Однако нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. Чем заменить такой полезный предмет женского туалета? Вероятно только поэтому, несмотря на все зло, которое он причиняет, корсет все-таки не выходит из моды.
В начале ХХ века
В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины. Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии. Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии. Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди. Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается. И, наконец, к 30-40 годам XX века простая форма платья позволила носить корсеты, бюстгальтеры и пояса, соответствующие естественной анатомии человека.
Последний взлет популярности корсет пережил в 50-е годы ХХ века. Во время популярности стиля “new look” считалось неприличным выходить из дома без грации или корсета, так же как без шляпки и перчаток. Состоятельные дамы старались приобретать
Современный корсет
ПОВСЕДНЕВНЫЕ КОРСЕТЫ от «КОРСЕТ-City»
С каждым днем корсеты становятся все популярней. Корсет имеет массу достоинств: он подчеркивает грудь, делает осанку благородной, а главное талия в нем выглядит тонкой и хрупкой. Девушки и женщины, неуверенные в своей фигуре, могут легко скрыть свои недостатки и подчеркнуть свои достоинства. Корсеты подходят как для обладательниц пышных форм, так и стройным девушкам. Корсет, имеющий современный крой будет гармонично смотреться с любой одеждой! Один из самых простых вариантов модного комплекта «на каждый день» – корсет в сочетании с джинсами. В более прохладную погоду под корсет можно надеть рубашку. Корсеты отлично смотрятся в сочетании с юбками любой длины. Стильный вариант для работы в офисе: будет гармонировать юбка-карандаш и корсет в тон с юбкой, надетый на шелковую рубашку. Брюки со стрелками, корсет, приталенный жакет и обувь на высоком каблуке сделают ваш образ элегантным и утонченным. К такому наряду не требуется дополнительных украшений и аксессуаров, но допускается немного утонченных, неброских ювелирных изделий. В праздничных случаях корсет можно дополнить брошью. Правильно подобранные украшения в сочетании с корсетом подчеркнут ваш хороший вкус и изысканность.
Стильные корсеты: с чем носить и как выбрать
Нынешним летом снизился интерес к одежде оверсайз. Девушки делают выбор в пользу приталенных моделей. В таком случае корсет становится универсальным дополнением гардероба, потому что с ними сочетается почти любая одежда. Корсет можно использовать как в строгих офисных, так и в расслабленных кэжуал образах.
Как носить корсет
Корсет можно носить как самостоятельный предмет гардероба. А можно сочетать и с другой одеждой. Его носят поверх обтягивающих блуз и водолазок и поверх оверсайз-моделей одежды. Получается красивый многослойный образ.
С корсетом легко создать интересный характер от романтической феи до смелой воительницы. Поэтому, кстати, корсеты очень любят девушки-ролевики.
Корсет шьется из множества небольших деталей и четко повторяет рельеф тела. Жесткие утягивающие корсеты сами создают рельеф. Такой корсет укрепляется “косточками” или упругими пластинами, чтобы достичь плотного облегания тела и создать красивый силуэт. Жесткие корсеты делают из разных материалов/
На девушке подгрудный утягивающий корсет надет на длинное платье. Корсет выполнен из ткани и укреплен. Такие корсеты нельзя долго носить, потому что лишнее давление на тело ухудшает циркуляцию крови и может приводить к проблемам со здоровьем. Но для непродолжительной прогулки или мероприятия образ очень эффектный.
Кожаный корсет в стиле “Стимпанк” почти не корректирует фигуру хозяйки, в отличие от предыдущего. Это корсет-топ. Он визуально стройнит за счет множества вытачек и дугообразных швов по фигуре. С таким корсетом будут хорошо смотреться тяжелые кожаные ботинки.
Корсет всегда придает женственность внешнему облику, а грубые элементы создадут стильный контраст. Этот прием лучше работает с повседневными нарядами.
На художнице также жесткий корсет с укреплением, который не утягивает фигуру, а только визуально стройнит. Это высокий корсет, его также можно носить как топ, а можно сочетать с футболками и блузами, очень яркий и веселый вариант.
Легкий летний высокий корсет. Будет хорош как повседневный и как вечерний наряд. С ним хочется сочетать что-то такое же воздушное: босоножки, юбку из легкой ткани.
Поясной корсет можно сочетать почти со всем: водолазки, футболки, пиджаки, туфли и кроссовки. Универсальный аксессуар.
Бельевой корсет носит функцию нижнего белья. Есть бельевые корсеты, которые утягивают и корректируют фигуру. Такие носятся под одеждой.
Как выбрать корсет
Выбор корсета зависит от ваших целей.
Девушка в образе. Корсет на молнии
Важно обращать внимание на материал, из которого сделан корсет. Внутренний слой корсета должен быть выполнен из натуральных тканей, тогда корсет будет приятен к телу и не создаст дискомфорта.
Вид застежки тоже влияет на удобство и внешний вид.
Есть комбинированные виды застежек, например, молния с крючками и крючки со шнуровкой.
Корсет со шнуровкой на спине
Что в итоге
У любой девушки есть набор подходящих только ей аксессуаров: украшения, сумки, головные уборы и все, что отражает характер. Мне кажется отличной идеей иметь в гардеробе хотя бы один корсет.
Да, сейчас предпочтение отдают удобной и свободной одежде, что полностью себя оправдывает. Но если хочется разнообразия – корсет станет прекрасным украшением.
История корсета
С давних пор женщины старались улучшить свою фигуру при помощи различных ухищрений: широких поясов, лент, и т.п. Однако назвать точную дату появления корсетов сложно. Большинство историков датой рождения корсетов называют 16 век.
Корсет 16 века имел коническую форму, его целью было создание ровной линии корсажа, для контраста с пышными юбками. Такой корсет не утягивал талию и прижимал грудь к телу (впрочем, стиль варьировался в зависимости от страны), а также поддерживал спину, помогая держать осанку. Для придания жесткости конструкции использовался китовый ус, но чаще более дешевые материалы: железо или дерево. Тоненькие «косточки» вставлялись в основу, и затем закреплялись. Это позволяло заменять износившиеся косточки, или же создать новый корсет, используя заново детали старого.
Один из немногих сохранившихся корсетов 16 века
До нас дошли корсеты, сделанные целиком из железа, однако, ввиду их малочисленности, историки полагают, что эти корсеты были сделаны в ортопедических, либо декоративных целях.
Корсет эпохи Тюдоров (конец 16 века)
Похожий стиль сохранялся в 17 веке (см. фото выше).
После короткого периода ампира в моду вошел силуэт «песочные часы», и корсет вернулся в том виде, который многие представляют при слове «корсет».
Благодаря индустриализации в корсетах стали использоваться более гибкие стальные косточки, что значительно снизило их стоимость. В 1829 году был изобретен так называемый «split-busk», корсет, разделенный на две части, с застежками спереди. Это, а также использование крестовой шнуровки, упростило надевание и снимание корсета, теперь это без труда можно было сделать самостоятельно. Корсеты завоевали популярность среди широких слоев населения и стали элементом повседневной одежды.
Модные цветные корсеты:
Мода на тонкую талию и утягивание вызвала массу критики со стороны врачей и общества, поэтому в конце 19 века был изобретен более «здоровый» S-образный корсет.
Разница между Викторианским и Эдвардианским корсетами
Постепенно стали появляться более легкие корсеты из более современных материалов. В моду вошел более естественный и прямой силуэт, корсеты стали длиннее и могли доходить до середины бедер.
После первой мировой войны популярность корсетов постепенно сошла на нет. Причин этому множество, и они достойны отдельного поста 🙂
В разные эпохи стили, разумеется, варьировались, появлялось что-то новое, вспоминалось что-то старое, но долгое время корсеты были важной частью женского (а иногда и мужского) туалета. Надеюсь вам понравилась эта краткая историческая справка 🙂
P.S. Привет Дальнему Востоку, и всем не спящим в три часа ночи 😀 Идеальное время для написания подобных постов
История быта и искусств
803 поста 5K подписчика
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
«В 1929 году был изобретен так называемый «split-busk», корсет, разделенный на две части, с застежками спереди. Это, а также использование крестовой шнуровки, упростило надевание и снимание корсета, теперь это без труда можно было сделать самостоятельно. Корсеты завоевали популярность среди широких слоев населения и стали элементом повседневной одежды.»
И потом «После первой мировой войны популярность корсетов постепенно сошла на нет.»
Не понаслышке знаю про медицинские седла корсеты. Что-то между вторыми и последними. Держат позвоночник при переломе, дабы он не вихлялся туда-сюда при еле-еле ходьбе.
В 1929 корсеты носили? У меня остался от прабабушки корсет, фабрики Абрамсон, похоже, что дореволюционный ещё. Форма- «split-busk». Что-то не сходится.
«В веке в моду вошли тяжелые драпированные юбки, «
Что можно сказать. Эдвардианцы знали толк 😉
Дальнему Востоку приятно, шлем в ответ свой ПРИВЕТИЩЕ)))
Обожаю корсеты) даже в 21 веке смотрятся они шикарно, я не говорю сейчас про те, что больше относятся к нижнему белью) а про повседневные.. Чувствуешь себя в них как-то по особенному
А что не так было с эдвардианскими корсетами?
И почему ни слова про Пуаре и его влияние на корсет и женский образ?
Поработайте над стилем текста, почитайте статьи и книги эпохи грамотности и работы грамотных редакторов 50-80хх.
Куда деваются кишки, когда носишь корсет. Правда-неправда
Эти ненормальные прЫнцессы затягивали талии до 40 см.
И да и нет. Во-первых, все поголовно забывают, что люди были существенно ниже ростом еще совсем недавно. И если у худенькой девушки 170 см ростом талия условные 60 см, то для «исторической» леди ростом 150 см и тех же пропорций это уже 53 сантиметра. Без корсета, Карл. Утяжка на 5-10 сантиметров вполне комфортно носится, и кишки из глаз не вылазят.
Второе. Корсеты обычно зашнуровывались не в стык, и зазор мог быть очень существенным. Дошедшие до нас экземпляры корсетов мы измеряем в талии по факту. И одному Богу известно, какой зазор там был. Плюс, не стоит списывать со счетов извечное человеческое бахвальство. Так, если в письменных источникак одна блондинка XIX века хвастается другой, что ее корсет имеет талию в 40 сантиметров, это значит, что (при условии, что она не приврала в цифрах) вероятнее всего, это размер корсета в чистую. Без того самого зазора на шнуровку.
Все женщины ходили утянутые до полуобморока и никак иначе.
И да, в викторианскую эпоху падать в обмороки было модно.Типа, вся такая беззащитная и нежная, прям цветочек. Дамы выбирали, когда и как падать в обморок, на чьи сильные руки приземляться и как долго изображать недомогание. Упасть в обморок в тугом корсете реально. Но полно свидетельств, в том числе и от самих «нежных созданий», что обмороки бессовестно симулировали в личных целях.
Корсет вреден для здоровья.
Дыхание. Тут попадание 10 из 10.
Привычное нам дыхание животом и вперед уступает место дыханию грудью и вверх (термины не верные, зато понятные). Дыхание становится более поверхностным, за один вдох легкие получают меньший объем воздуха. Чем более тугой корсет, чем сильнее он стягивает область ребер (не талию, а именно грудную клетку), тем сильнее заметен эффект. Поэтому в корсете, бегая за автобусами, запыхаешься сильнее, чем без него. Я проверяла. В корсете с умеренной утяжкой и без физ нагрузки обыватель разницы может и не заметить. Но прибор заметит точно.
В викторианскую эпоху девушек и юношей шнуровали насильно злые гувернантки. И очень туго.
Еще один забавный миф. И дело связано с одним журнальцем, явно фетишисткого направления, публиковавшего письма своих читателей. Эдакий «Speed-info» XIX века. В письмах анонимы жаловались на страдания в пансионах, где их воспитывали самым жестким образом, били плетью или палкой за промахи и зашнуровывали в корсеты до звезд из глаз. Эротический и фетишисткий подтекст проглядывался в этих опусах столь явно, что их сложно принять за историческое свидетельство. Но мы очень благодарны второй половине XIX века за расцвет стриптиза, фетишизма, бдсм и прочих интересных вещей, которые не покидают нас до сих пор;) И за изобретение вибратора.
В корсете есть китовый ус?
Корсет с плавными линиями самый удобный. А вот тут неожиданно. При равной степени утяжки наиболее удобным будет корсет, который выглядит так.
И именно этот вариант формы корсета со стороны выглядит как самый «извращенский». Смотришь, и слезы наворачиваются, кажется вот-вот, и переломится пополам. Лично мне визуально эта форма не очень, но я шью для других и я обязана знать всю специфику изнутри. Поэтому прежде, чем начать шить людям такие веши, я отшила опытный образец себе. И удивилась весьма. А обьясняется все просто. Возьмем два гипотетических корсета, оба утягивают талию на гипотетические 10 см. Но тот самый плавных линий корсет так же плотно обхватывает и грудную клетку, сдавливая ребра и стесняя дыхание. Корсет же формата «мечта фетишиста» дает ребрам и диафрагме полную свободу, а за счет контраста с ребрами талия кажется существенно уже, чем есть на самом деле. Оттуда этот WOW-эффект. А у внутренних органов полно места сверху и снизу, чутка подвинулись, а в остальном привольно. Я бы не носила, не мое, но на вкус и цвет все фломастеры разные.
Надеюсь, мрака вокруг стало чуть меньше, и странные сообщения в стиле «нафига ты это шьешь эту пыточную хрень» я буду получать чуточку реже.
Секрет невероятной талии
Навеяно вот этим комментарием: #comment_115662925
Как часто мы видим старинные фотографии женщин, и думаем: «Боже, как они добивались такой тонкой талии?» Интернет полон ужасных рассказов о том, что женщины морили себя голодом, затягивали себя в корсеты настолько, что падали в обморок от малейшей нагрузки, что корсеты искривляли им позвоночник и сдавливали внутренние органы, все, чтобы достичь модного силуэта. Однако насколько тонкими на самом деле были их талии? Мы не можем увидеть их вживую, и очевидцы той эпохи давно умерли, однако, осталось большое количество фотографий тогдашних модниц. Тогда ведь еще не было фотошопа, значит, эти все фотографии должны быть правдой, не так ли?
Помимо корсета, важную роль в достижении тонкой талии играл модный силуэт. В викторианскую и эдвардианскую эпохи были модны разные вариации силуэта «песочные часы». Собственно, так и достигался эффект тонкой талии: побольше кружев сверху, различные кринолины и подкладки на бедра, и талия на этом фоне кажется куда тоньше.
Но это еще не все. Сейчас мы подошли непосредственно к теме поста: ретуши. Посмотрите внимательно на эту фотографию, сделанную в 1900 году. На ней изображена французская актриса Эмили Полёр, известная своей тончайшей талией. Не замечаете ничего необычного?
Процесс ретуши. На негативе закрашивали ненужные места, или аккуратно соскребали, а также дорисовывали недостающие детали, «утягивая» таким образом талию.
Как правило, такие фотографии делались на однотонном фоне, чтобы ретушь была незаметна, но попадались и другие интересные экземпляры:
Как интересно, девушка стоит на фоне пейзажа, однако, в районе ее талии картинка пропадает, и заменяется необычным белым свечением.
А это современная девушка-костюмер повторила технику прошлых лет. Обратите внимание, насколько достоверно выглядит ее талия на фото справа.
Возвращаясь к фото вверху поста. Посмотрите, как размыто выглядит талия девушки по сравнению с юбкой. Явно эту фотографию ретушировали, чтобы достичь такого пугающего силуэта.
А вот фотография из поста по ссылке. Как выяснили в комментах, «Это Cleope Teresa Magliano, вторая (а не четвёртая, как выше было написано) жена Ага Хана |||. » #comment_115681084
Мода 50-х годов.
Виды платьев XIX века
Гардероб обеспеченной дамы викторианской эпохи включал в себя минимум несколько десятков платьев, которые четко различались по видам в зависимости от времени суток и ситуаций, для которых они предназначались. Платьев каждой категории должно было быть несколько, чтобы не повторяться, и, разумеется, гардероб регулярно следовало обновлять и следить за новинками в мире моды.
Итак, дама вставала с постели утром и ей требовалось.
Домашним платьем называется то, в котором женщина ходит дома, в кругу семьи и близких друзей. Как правило, домашние платья закрытые, как и все остальные платья, кроме вечерних, имеют свободный крой. Под них не надевается корсет, что позволяет надевать такое платье самостоятельно, без помощи горничной. В домашнем платье считалось неприличным выходить из дома или встречать гостей.
1.1. Утреннее платье
Утренние платья были распространены в течение всего XIX века и в первых десятилетиях ХХ. Видоизменяясь вместе с модными трендами, утреннее платье сохраняло две особенности: более свободный по сравнению с формальными нарядами крой и белый или бежевый цвет.
Одной из разновидностей домашнего платья был враппер (англ. wrapper — обертка) — платье середины XIX века, напоминающее халат. На принадлежность к домашнему гардеробу указывает свободный крой. В отличие от домашних платьев более позднего периода могли быть довольно яркими, так как середина XIX века — время, когда яркая палитра заменяет пастельную.
Где-то с 1870-х на смену врапперам приходит чайное платье. В отличие от враппера, напоминающего халат, чайное платье отсылает к японским кимоно. Чайные платья были не ограничены в цветовой гамме, но преобладали все же спокойные, неяркие оттенки. Чайные платья были дневными (полностью закрытыми) и для вечера (присуствовал небольшой вырез.
Дневные платья составляли основу гардероба. Дневные платья предназначались для выхода из дома и посещения любых не торжественных мероприятий (торжественные обычно происходили по вечерам). Все дневные платья были полностью закрытыми, без укороченных рукавов или вырезов.
2.1. Платье для визитов
Поскольку визиты обычно наносили до полудня, платье должно было отвечать правилам дневного туалета (отсутствие декольте, открытых плеч и рук). Платье для визитов обязательно дополнялось шляпкой и перчатками.
2.1. Платье для ужина (или обеда — этих англоязычных не разберешь)
Отличалось от обычного дневного богатством отделки и ювелирными украшениями, однако, в отличие от вечернего и бального платья, оставалось полностью закрытым. Предназначалось для приемов пищи в гостях или в кругу семьи.
2.3. Платье для приемов
Платья для приемов легко спутать с платьями для ужина (если вы быдло) — собственно, это взаимозаменяемые виды дневных платьев. Как и прочие, это закрытое платье (хотя на некоторых можно видеть рукава «три четверти», но это максимум его открытости). Поскольку гости бывают разные и, следовательно, приемы бывают разными, платья этой категории различались богатством отделки и нарядностью.
3.1. Вечернее платье
Вечерние платья составляли торжественную часть гардероба дамы. Основное их отличие от всех остальных — допустимо обнаженные руки выше локтей и декольте. Ключевое слово «допустимо», ибо встречались и закрытые вечерние платья. Открытые дополнялись длинными атласными перчатками и украшениями. Вечерние платья различались по цветам и степени отделки, очень многие были даже при всей своей открытости довольно скромны.
Разновидность вечернего платья и по совместительству самое торжественное в женском гардеробе. В целом бальное платье было подобно вечернему, но отличалось ещё более богатой отделкой. Разумеется, даме ведущей светскую жизнь, полагалось иметь несколько бальных платьев, каждое шилось на заказ и стоило огромные суммы. Особым шиком считалось при этом еще и не повторяться, то есть шить по платью для каждого крупного светского мероприятия.
Османская черкешенка, 20 век
Продолжая тему корсетов, о которых был пост около месяца назад, мы решили рассказать об этой детали гардероба родом из Адыгеи. Несколько веков назад существовал стереотип, что черкешенки — редкостные красавицы. Причем он был настолько силен, что начиная с 18 века косметические продукты рекламировались с упоминанием слова “черкесский” в названии.
Черкешенки были самыми желаемыми обитательницами гарема для коллекционеров наложниц: Д.Дорис писал: «Контингент гарема набирается почти исключительно из представительниц черкесской расы – самой красивой на Востоке. Выбранные за свою раннюю красоту, почти все одалиски куплены еще девочками специальными агентами Двора».
Такая слава неудивительна. Тем более, что в числе сильных сторон их наружности обязательно упоминался “гибкий стан”. В гардеробе жительниц этой исторической области на юге России был аксессуар, который с детства влиял на их стать и стройность. Все это накладывало отпечаток изящества и утонченности на образ черкесской женщины.
Кажется, что корсет — наследие исключительно европейской культуры. Но это вовсе не так. Англичанин Джемс Белл писал: «Я не знаю, какой путешествующий или странствующий по свету парижанин внушил черкесам мысль улучшить божье создание стягиванием бедер юных девушек тугим кожаным поясом!»
Почему же черкешенки носили этот предмет гардероба? Дело в том, что у адыгских народов идеал красоты был таков — стройная фигура, плоская грудь и талия по тонкости «равная по объему завязке для ноговиц», т. е. 50—55 см. Этим они разительно отличаются от большого количества народов, которые до самого позднего времени считали, что толстая женщина = красивая. Вспомнить хотя бы кустодиевских купчих.
Добиться стройности пытались разными способами. Например, до замужества девушка не должна была спать на мягкой постели. Черкесам любого пола запрещалось есть любые блюда, способствующие ожирению. Но этого было недостаточно, чтобы приблизиться к идеалу красоты. В ход шел корсет.
Его надевали на девочку 10-12 лет и туго зашнуровывали. Хотя мнения ученых, относительно этого возраста, расходятся. Это было своего рода посвящением в девушки. Ведь корсет надевался именно тогда, когда фигура начинала формироваться. Причем он очень плотно стягивал и грудь.
Перед этой процедурой девочка должна была обхватить указательным и большим пальцем запястье. Если у нее это не получалось, то ее сажали на малокалорийную диету. Причем этот “экзамен” повторялся всякий раз, когда корсет меняли на соответствующий росту. Корсет носился постоянно. Девочки в нем спали и снимали только во время мытья или для починки этой детали гардероба.
Корсет такой начинался очень высоко, почти от плеч и заканчивался до бедер. Спереди в материал для жесткости конструкции вставляли две широкие деревянные пластинки. Они прижимали грудь и препятствовали ее росту. На спине тоже была деревянная пластинка. Тугая шнуровка находилась спереди. Она проходила через дырочки или серебряные крючки.
Обхватывание запястья, про которое мы писали выше, служило еще и способом снятия мерки. Два обхвата запястья условно равнялись объему шеи, а два объема шеи или же четыре обхвата запястья должны были соответствовать объему талии. Исходя из этих мерок и шился корсет.
Впрочем Хан-Гирей считал, что черкешенки были стройными благодаря умеренности в еде, а не корсету. А он был виной тому, что грудь даже у зрелых адыгеек часто была неприметна. Несмотря на это, серьезного урона здоровью черкесских девушек он не наносил. Они были плодовитыми и рожали не менее 4-7 детей.
Кстати, мы есть и Вконтакте, если вам там удобней следить за нашими новостями.
Утягивание: викторианский корсетный фетишизм
Весь XIX век здравомыслящие люди твердили: утягивание глупо, вредно и чересчур распространено «На сотню женщин едва ли найдется хоть одна» не одержимая «манией осиной талии», — утверждал один американский автор. Врачи два века осуждали утягивание, однако им не удалось излечить эту болезнь. Критики тугой шнуровки осуждали эту практику как по «гигиеническим», так и по «эстетическим соображением»: она крайне опасна для здоровья, уродлива и противна природе. Поскольку утягивание именовали манией, болезнью и зависимостью, ясно, что критики видели корень всех зол в безнравственности и непристойности этой практики.
Впрочем, кто-то открыто хвалился, что утягивается. Между 1867 и 1874 The Englishwoman’s Domestic Magazine (EDM) поместил более 150 писем посвященных корсету, во многих из которых описывались крайние степени стягивания талии — осиные талии около 40 сантиметров и даже меньше. В письмах приводились личные воспоминания о практикуемом в модных пансионах насильственном утягивании, а также пылкие доводы в пользу тугой шнуровки.
Первый вопрос — размер. Насколько туго шнуровались женщины? «Объем талии у женщины должен быть в пределах 68-74 сантиметров, однако большинство женщин не позволяют себе выходить за 61 сантиметр, тысячи затягиваются до 53 сантиметров, некоторые — уже до 51 сантиметра», — объявлял The Family Herald (Семейный вестник) в 1848 году. Конечно, достоверность этих сведений проверить нельзя, но приведенные цифры кажутся правдоподобными, по крайней мере для молодых женщин.
Самопровозглашенные «адепты тугой шнуровки» подчеркивали, что значительное сокращение объема талии достигается путем жестких «дисциплинирующих» практик. «Дама из Эдинбурга», к примеру, в марте 1867 года поведала читателям EDM, что ее дочь в пансионе подвергли «безжалостной системе утягивания». Девочку и ее соучениц «заточили в тиски из китового уса, которые мускулистые руки крепких горничных затягивали до тех пор, пока не будут достигнуты модные стандарты стройности». Это была «настоящая пытка», но все «мольбы были напрасны», и «дама-начальница. жестоко наказала ее за бунт против школьных правил». Вскоре в EDM появилось множество писем с рассказами об антологичных случаях, как, например послание некой «Норы», которая в мае 1867 года утверждала, что посещала «модную школу в Лондоне», где «талии воспитанниц было принято утягивать ежемесячно на два с половиной сантиметра. При выходе из школы. я имела талию всего 33 сантиметра».
«Каков охват самой узкой из известных талий?» — спрашивала «Серафина». Шел 1862 год, и Самуэль Битон (редактор журнала EDM) ответил короткой цитатой из письма, автор которого утверждала, что имеет талию 39 сантиметров. Тем временем в 1863 году некая «Констанс» написала в другой модный журнал Queen (Королева), также основанный Битоном, спрашивая, модно ли сейчас утягивание, и утверждая, что обладает талией 42 сантиметра. Неделю спустя «Фанни» ответила ей на станицах того же журнала: да, утягивание модно; у многих женщин талии по 40 сантиметров и того меньше; она лично обучалась в школе в пригороде Парижа, где было принято утягивание:
«До 15-летнего возраста я. ни в чем не знала удержу. располнела, стала равнодушна и невнимательна к собственной внешности. Семейные обстоятельства и перемены в судьбе. привели моих родных к решению, что образованию моему необходимо придать континентальный лоск. я. была отправлена в одно исключительно благородное и модное заведение для девушек, находящееся в пригороде Парижа. где меня подвергли неукоснительной и жесткой системе насильственного утягивания.. и покидая его (три года спустя), я превратилась из неуклюжей девчонки в ладную молодую даму, а моя талия была почти на 18 сантиметров уже, чем в день приезда».
Переписка в EDM — увлекательное чтиво, и ее часто цитируют, если хотят показать, что в викторианскую эпоху были распространены чудовищные практики. Однако, зададимся вопросом, правдивы ли эти истории и характерны ли они для нравов и воззрений того периода? Традиционные издания, такие как Saturday Review (Субботнее обозрение), Punch и Lancet, с неодобрением отзывались о переписке в EDM. Письма объявлялись подложными, а высказанные в них мнения осмеивались. В 1949 году исследователь истории костюма Дорис Ленгли Мур вовсе называла эти письма «подделками» и вымыслами компании «извращенцев» (редакторов журнала). Однако, стоит учесть, что это ценнейший документ о сексуальных фантазиях на корсетную тему викторианской эпохи, который также свидетельствует о существовании тайных субкультур, практиковавших фетишизм, садомазохизм и трансвестизм.
В 1880-е The Family Doctor and People’s Medical Advicsor (Семейный доктор и популярный медицинский советник) подхватил дело EDM, поместив множество писем об утягивании, а также о телесных наказаниях, высоких каблуках, нижнем белье и пирсинге. Этот журнал вовсе не был специализированным медицинским изданием — он принадлежал к той же группе издателей, которая печатала The Illustrated Police News (Иллюстрированные полицейские новости), так что носил скандально-сенсационный характер. The Family Doctor много рассказывал об утягиваниях в пансионах.
На иллюстрации 1888 года из The Family Doctor изображена три, так сказать, юные «мученицы» затягивания: Мэйбл М., талия 30,5 см; Берта Г., 15 лет, талия 28 см; и Констанс, талия 37 см. Сходные размеры приводятся в статье «Существует ли утягивание на самом деле? «, подписанной псевдонимом «Гигея», где помещена таблица с информацией о плане утягивание девочек с 12 до 17 лет.
Письма, которые выступали за насильственное и мучительное утягивание девочек, на самом деле следует читать в одном ряду с тему, где говорится о телесных наказаниях и переодевании в платье противоположного пола, которых приходило в EDM немало и которые он щедро публиковал на своих страницах. Естественно, подобная корреспонденция вызвала сенсацию в викторианской Англии из-за своего, как мы теперь понимаем, сексуального фетишистского и мазохистского характера. Многие письма написаны в отчетливо садомазохистском характере, постоянно возникают мотивы «дисциплины», «боли», «подчинения», «ограничения», «принуждения», «страдания», «пытки», «мучениц» и «жертв», упоминаются также испытываемые адептами затягивания «прелестные», «изысканные», «уточненные», «приятные» и «превосходные» ощущения.
Очевидно, что фетишистское утягивание нельзя путать с обычным ношением корсета в угоду моде. При этом, конечно, вполне возможно, что и обычные следившие за модой женщины иногда прибегали к утягиванию.
В спорах об утягивании, особенно в тех, что разгорелись после публикации корреспонденции в EDM, можно распознать конкурирующие представления о затянутой женщине. Старинный образ женского «тщеславия» неявно противопоставлялся новому и гораздо более опасному образу сексуальной «извращенки», предающейся тайным практикам. Все эти рассказы слились с фантазиями того времени о греховности женщины и европейскую культуру конца века захлестнула волна женоненавистничества.
Скандальная известность корсетной корреспонденции EDM мешала осознать тот факт, что весь викторианский дискурс «утягивания» следует анализировать как проекцию распространенных страхов перед женщиной и в особенности ее сексуальности.