Каршеринг дешевле чем такси
Каршеринг, такси или своя машина: эксперты подсчитали, что выгоднее
У кого тариф лучше?
Семь рублей за минуту. Такой тариф предлагают своим клиентам большинство каршеринговых компаний. С ходу кажется, что предложение очень выгодное, ведь в стоимость аренды уже входят расходы на бензин и мойку автомобиля. Но оказалось, что в этой схеме существуют свои подводные камни.
Каршеринг вышел, конечно, дешевле такси, но совсем ненамного. Если бы пробка была чуть длиннее или мы случайно пропустили бы поворот, сумма поездки стала бы еще больше. Поэтому пользоваться поминутной арендой авто в часы пик Виталий не рекомендует. Есть у такси и еще один козырь.
Столица vs регионы
Но специалисты предупреждают: это правило не работает только в городах-курортах. Там до сих пор таксисты, особенно частники, работают в два счетчика. Поэтому аренда машин через приложение стала для туристов настоящим спасением.
Кому нужен личный автомобиль?
Но пользоваться услугами такси или каршеринга выгодно только от случая к случаю. Тем, кто ездит на машине каждый день или планирует путешествие на большое расстояние, эксперты все же советуют обзавестись собственным автомобилем.
Еще больше экспериментов и лайфхаков смотрите в «Самой полезной программе» с Владимиром Щегловым на РЕН ТВ! Каждую субботу в 10:05 на нашем канале!
Личный опыт: на чём дешевле ездить – машине, такси или каршеринге
В сентябре предприниматель Алексей Скобелев продал машину и перед покупкой новой, решил посчитать, не дешевле ли ему ездить на такси или каршеринге. Для этого он провёл эксперимент и передвигался на этих видах транспорта, а затем сравнил, что оказалось дешевле. О своих выводах Скобелев написал для Сравни.ру.
Я купил свой первый автомобиль в декабре 2009 года и проездил на нём почти 7 лет, продав в сентябре 2016 года. Мне нужно было определиться, покупать новый автомобиль или пересаживаться на другие виды персонального транспорта.
Поскольку практически с самых первых заработков, я записываю и анализирую расходы, я смог точно подсчитать, сколько я потратил на автомобиль за всё время его владения и определить среднюю стоимость одного километра пути.
Траты на автомобиль
Итак, в декабре 2009 года я купил автомобиль за 649 600 рублей. Это был хэтчбек гольф-класса корейской марки в максимальной комплектации. Учитывая инфляцию, в рублях 2016 года сумма покупки составила бы 1 074 000 рублей. Похоже на правду – такая же модель, но последнего поколения сейчас стоит 1 075 000 и 1 215 000 рублей в двух наиболее полных комплектациях. В сентябре 2016 года я продал автомобиль за 420 000 рублей.
Как выглядели мои расходы на автомобиль по годам (я живу в Москве и перемещаюсь на автомобиле в основном в пределах МКАД):
Год | Стоимость автомобиля с учётом инфляции | Бензин | Обслуживание | Суммарные расходы на конец года с учётом инфляции |
2009 | 649 600 | 1 500 | 15 300 | 666 400 |
2010 | 652 263 | 49 506 | 51 863 | 753 632 |
2011 | 709 532 | 100 053 | 85 616 | 895 201 |
2012 | 752 814 | 151 056 | 192 839 | 1 096 708 |
2013 | 802 349 | 204 595 | 262 828 | 1 269 772 |
2014 | 854 100 | 258 892 | 343 080 | 1 456 072 |
2015 | 951 126 | 332 702 | 483 554 | 1 767 382 |
2016 | 1 073 916 | 413 754 | 593 881 | 2 081 551 |
То есть за 6 лет и 9 месяцев владения автомобилем, учитывая сумму, вырученную от продажи, я потратил 1,66 млн в рублях 2016 года. Или примерно 20 500 рублей в месяц. При этом 39% стоимости владения составила амортизация автомобиля (разница между ценой покупки и ценой продажи), 25% бензин и 36% обслуживание, куда входит регулярное ТО, ремонт, мелкие аксессуары, шиномонтаж, мойка, парковка, страховка ОСАГО, штрафы, транспортный налог и госпошлина при регистрации автомобиля. Здесь нужно отметить, что за всё время владения автомобилем я ни разу не покупал страховку каско и ни разу не попадал в серьёзные ДТП, а мелкие повреждения кузова и поломки ремонтировал в официальном сервисе.
На момент продажи пробег автомобиля составил 81 тысячу километров, то есть в среднем ровно по тысяче километров в месяц. Таким образом, расходы на 1 км пути у меня составили 20,5 рублей, из которых 8,1 рубля амортизация, 5,1 рубля бензин и 7,3 рубля обслуживание.
Такси и каршеринг
Я сравнил этот расход с аналогичным параметром при передвижении на такси и каршеринге. Два дня – 22 и 23 сентября я ездил только на такси, замеряя время поездок, километраж и стоимость. Такси заказывал через мобильное приложение Яндекс.Такси по самому дешёвому тарифу.
Поездки 22 сентября
Поездки 23 сентября
Оба дня оказались более активными в плане поездок, чем обычно, но все равно достаточно типичные для меня. Средняя стоимость передвижения на такси за два дня составила 50 рублей за километр – это в 2,5 раза дороже, чем если бы я ездил на своём автомобиле.
Каршеринг оплачивается по времени использования. Для расчёта я взял базовый тариф сервиса «Делимобиль» – по уровню рисков он наиболее близок к состоянию передвижения на своём автомобиле без каско. Базовый тариф – это 7 рублей за минуту поездки. За два дня я наездил 285 минут и 95 километров. Если бы ездил на машине из каршеринга, то я бы заплатил 1995 рублей или 21 рубль за километр. Почти ровно столько же, как при передвижении на своём автомобиле.
Таким образом, для моего формата перемещений по городу стоимости за километр пути получились такие:
Безусловно, каждый из способов передвижения помимо цены имеет и другие плюсы и минусы: уровень комфорта и приватности, доступность, ответственность, риски и многие другие. Я для себя пока всё же выберу собственный автомобиль. На такси в булочную ездить получается дорого, а каршерингового автомобиля поблизости в нужный момент может просто не оказаться.
Разбираемся что лучше и выгоднее каршеринг или такси?
Содержание:
Каршеринг составляет сильную конкуренцию службе такси, даже несмотря на то, что арендованной машиной могут пользоваться только те граждане, у которых есть водительские права. В этой статье разобраны плюсы и минусы обоих сервисов, проведен небольшой анализ по ценам на такси и каршеринг, и сделан вывод, что выгоднее при различных обстоятельтсвах.
Плюсы и минусы
Многие пункты сравнения каршеринга и такси довольно спорные, потому что в зависимости от человека и ситуации одно и то же условие может оказаться положительным или отрицательным. Из-за такой неоднозначности будем рассматривать все пункты с разных точек зрения.
Для удобства разбор плюсов и минусов каршеринговых фирм в сравнении с такси представлен в таблице.
В машине клиент может чувствовать себя комфортно и уединенно. Также этот пункт означает, что в машине будет не 4, а 5 свободных мест. Это очень важно при поездках большой компанией. К тому же, стоимость можно разделить на 5 пассажиров, а не на 4 – так поездка окажется еще выгоднее.
В обратных ситуациях этот пункт может стать отрицательным, потому что желание самостоятельно управлять автомобилем есть не всегда и не у всех. Отсутствие водителя будет минусом, например, после тяжелого рабочего дня, когда хочется отдохнуть, а не следить за дорогой.
Если судить лишь по тарифам, то каршеринг оказывается намного выгоднее, так как оплачивать нужно только время аренды. А для многих именно стоимость поездки является ключевым фактором. Однако есть множество факторов, которые повышают и стоимость, и сложность использования каршеринга, подробнее о них будет ниже.
Помимо оплаты аренды водителю придется самостоятельно оплачивать штрафы ГИБДД, компенсации при авариях и штрафы в пользу компании за нарушение условий договора присоединения. Все это сильно увеличит стоимость услуг каршеринга для различного типа нарушителей.
Оставить автомобиль можно не в каждом месте, однако парковка на платных муниципальных стоянках уже включена в стоимость – за нее не придется доплачивать. Еще одним плюсом, который можно было бы выделить отдельным пунктом, является бесплатная парковка в аэропортах, хотя такое право есть только у крупных компаний.
В плюсах было написано о бесплатных парковочных местах, однако нужно знать, что зона завершения аренды сильно ограничена. Есть довольно большой список мест, где парковать автомобиль запрещено. Однако на это есть разумные причины: оставлять машину нельзя лишь в местах, где это запрещено правилами дорожного движения или где следующий клиент не сможет ее арендовать (частная территория, закрытые парковки и прочее).
Клиентам каршеринга не нужно ждать приезда таксиста.
Перед началом аренды придется потратить от 5 до 25 минут на то, чтобы дойти до ближайшего автомобиля и осмотреть его. В некоторых ситуациях компании требуют фотоотчета о состоянии транспортного средства.
Теперь отдельно рассмотрим плюсы такси в сравнении с поминутной арендой автомобиля:
Стоимость поездки на такси и на каршеринге
Рассчитать стоимость километра пути довольно сложно, так как в каршеринге платить необходимо только за время использования, а такси при выставлении цены учитывает и расстояние, и необходимое время пути. Помимо этого, такси имеет минимальную стоимость: на очень короткие расстояния его заказывать совсем невыгодно. Однако из наблюдений пользователей можно установить, что при равных условиях такси оказывается примерно в два раза дороже: при тарифе 7 рублей в минуту, километр на каршеринге будет стоить около 15 рублей, а на такси с автомобилем того же уровня, что и в каршерингах – 30 рублей.
Траты в месяц
При ежедневных поездках по 30 километров выходят следующие суммы:
Конечно, пройденное расстояние не будет одинаковым каждый день: в будние дни маршрут от работы до дома, иногда – по деловым встречам, а в выходные – поездки на дачу. При расчетах использовались усредненные цифры, реальная ситуация зависит от многих параметров. Также нужно учитывать, что в регионах цены на такси намного меньше, чем в Москве, а вот тарифы на каршеринг почти не отличаются.
Что дешевле: такси или каршеринг
При сравнении тарифов кажется, что каршеринг намного выгоднее. Однако при выборе стоит оценивать специфику маршрута, загруженность дорог, возможность быстро найти парковочное место и прочие факторы. Давайте сравним каршеринг и такси в конкретных ситуациях.
Что лучше в час пик
При загруженных дорогах такси однозначно выгоднее каршеринга. При аренде машины придется платить просто за время простоя на дороге, а такси может использовать выделенные полосы и объезжать пробки. Если же по необходимому маршруту нет полос для общественного транспорта, то при возможности лучше воспользоваться метро: так будет и дешевле, и быстрее.
Если маршрут короткий
Если проехать нужно немного, но дойти пешком не выйдет, то выгоднее окажется каршеринг, так как арендовать автомобиль можно даже на пару минут, а вот за пару минут на такси придется отдать почти столько же, как за 15. С другой стороны использовать каршеринг выйдет не всегда. Если поблизости нет свободного автомобиля, то остается только использовать такси.
При длительной поездке
Если необходимо использовать автомобиль на протяжении всего дня, то такси может обойтись в несколько тысяч рублей. За эту же стоимость в каршеринговых компаниях можно арендовать автомобиль на целые сутки: парковаться можно в любом месте, даже на платных городских парковках или на частной территории, а заправляться – за счет оператора. Таким образом можно отправиться, например, за город и не переживать о том, каким образом придется возвращаться назад. Если же отправлять за город и не оформлять суточный тариф, то нужно заранее убедиться, что в пункте назначения есть зоны завершения аренды.
На чем лучше ехать в аэропорт/на вокзал?
Добираться до аэропортов и вокзалов на каршеринге, конечно, в разы дешевле. А в аэропортах для каршерингов еще и предусмотрены бесплатные парковочные места. Однако нужно учитывать риски. Если попасть в аварию на такси, то можно запросто пересесть на другое и не пропустить свой рейс. А на каршеринге придется вызывать сотрудников ГИБДД и оформлять аварию по всем правилам. Даже если повреждения совсем несущественны, оформлять ДТП по европротоколу запрещено.
На чем лучше ехать за город?
На чем лучше ехать с животными и детьми?
Если необходимо отправиться куда-то с ребенком до 7 лет, то нужно использовать специальное детское автокресло. За нарушение этого правила полагается штраф – 3000 рублей (статья 12.23 КоАП РФ). При использовании такси ответственность лежит на таксисте, а в каршеринге за нарушения отвечает клиент. Но в любом случае лучше не перевозить ребенка без детского автокресла: это небезопасно.
С животными немного проще. Ограничений со стороны закона по этому поводу нет, однако каршеринги запрещают перевозить животных без специальных закрытых переносок. За нарушение также полагается штраф, размер которого зависит от компании: от 500 до нескольких тысяч рублей. Также придется компенсировать расходы на химчистку, если животное испачкало салон или оставило много шерсти. Однако в такси с животным могут просто не пустить: если водителя заранее не предупредили о наличии животного, то он имеет право отказаться от заказа.
На чем быстрее
Скорость поездки зависит только от водителя, поэтому при спешке неопытным пользователям однозначно лучше выбирать такси. Но не стоит забывать о времени на поиск свободного каршеринга или на ожидание таксиста.
Быстрее доехать на каршеринге выйдет при следующих условиях:
Вывод
Каршеринг намного выгоднее и дешевле службы такси, если клиент не будет попадать в аварии, нарушать правила дорожного движения и правила компании. Исключением являются часы пик: в это время от использования поминутной аренды лучше отказаться.
Что дешевле: машина, такси или каршеринг?
Для тех, кто сыт общественным транспортом по горло
Вот представьте: случилось так, что добираться до работы на метро уже не по статусу.
При всех неудобствах это было хотя бы дешево. Машина — уже совсем другие траты. Но ведь необязательно сразу пересаживаться на личное авто, да и зачем, когда придумали такси и каршеринг.
Допустим, что в среднем за день вы наматываете около 100 км — при условии, что офис находится не в пяти шагах от дома, но и не в соседней области. Считаем, сколько будут стоить эти сто километров на собственном авто, такси и машине напрокат.
Личный автомобиль
Расходы на проезд: 11,2 тысячи рублей в месяц
Чтобы проехать необходимые 100 км, машине нужно около 12,5 литров бензина. В среднем 1 литр топлива в Москве стоит 45 рублей. Итого за один день 562,5 рубля улетают из кошелька, за месяц — больше одиннадцати тысяч. Неплохо, да? И это еще не всё.
Прикидываем стоимость годового содержания личного автомобиля. Оговоримся сразу — суммы напрямую зависят от той машины, которую купили вы. Для примера берем среднее новое авто за полтора миллиона рублей.
Вот какие будут расходы:
Такси
39 тысяч рублей в месяц
Если вы можете себе позволить ежедневные 100 км на такси — поделитесь, пожалуйста, в комментариях, своими советами по увеличению дохода и ведению бюджета. Ежедневные поездки на такси на такие расстояния — это в среднем минус 2 тысячи рублей в сутки. Зато не надо заморачиваться на ТО, страдать в поисках парковочного места и трястись за ОСАГО — благодать, не иначе. Но помните, что таксисты любят опаздывать, выбирать долгие маршруты и слушать так себе песни.
Машина напрокат
Расходы на проезд: 18,2 тысячи рублей в месяц
Прежде чем брать машину напрокат, нужно разобраться с тарифами, которые предлагает фирма и внимательно прочитать договор. Часто оплачивать поминутный проезд дешевле, чем ездить на такси, но с собственной машиной это все же не сравнится.
Итого за год: 218,4 тысячи рублей
И что в итоге?
Выходит, если смотреть на ежемесячные траты на один только проезд, выгоднее личная машина. Но если прибавить сюда все сопутствующие расходы типа ОСАГО, парковки, нервов и денег, станет понятно, что этот способ передвижения уступает остальным. И побеждает каршеринг: на машину напрокат в год уйдет вдвое меньше, чем на личную.
А тем, кто все равно хочет обзавестись личной машиной, советуем почитать эти статьи, чтобы не ошибиться при покупке и не пожалеть после:
Проще аренды и дешевле такси? Что такое каршеринг, и как он развивается в России
Каршеринг – модное слово, которое, в отличие от других шедевров новояза вроде «хипстеров», «бодипозитивщиков» и «ламберсексуалов», не уйдет в прошлое через пару лет, а напротив, должно стать еще популярнее вместе с явлением, которое оно принесло в нашу жизнь. Явлением не новым, но логичным, простым и потому перспективным. Разберемся, что такое каршеринг, чем он так хорош, и какие недостатки у него есть.
Как и почему каршеринг стал таким популярным?
С ама идея каршеринга как явления лежала на поверхности фактически с начала массового производства автомобилей. Неудивительно, что некоторые исследования относят зачатки каршеринга еще в конец 40-х годов – но если не обобщать излишне, его настоящее развитие началось примерно лет двадцать назад, а хорошие темпы набрало в последние десять. Что это вообще такое? Если вы действительно не знакомы с понятием «каршеринг», то поясним: это краткосрочная аренда автомобиля с возможностью поминутной тарификации и быстрой оплаты без посещения офисов и подписания договоров перед каждой поездкой. Фактически именно это в сочетании с умеренной ценой и формирует ключевые преимущества каршеринга: машину можно взять быстро, оплатить – удобно, а оставить – почти где угодно.
Фундаментальная основа такой краткосрочной аренды тоже проста: она прежде всего выгодна тем, кто не нуждается в автомобиле постоянно, а совершает краткосрочные ежедневные поездки или вовсе ездит на машине лишь в случае необходимости, а на постоянной основе использует мотоцикл, велосипед или общественный транспорт. Покупка автомобиля в таком сценарии логично видится излишней: ведь даже дешевая подержанная машина неизбежно приносит с собой необходимость обслуживания, ремонта, мойки, заправки, страхования, покупки и замены шин и прочие прямые и не очень затраты. Новая машина – это еще менее выгодный сценарий: мало того, что она изначально дороже, так еще и за каско придется доплатить немало, и при продаже потерять прилично. Ну а каршеринг подразумевает, что все затраты, включая обслуживание, ремонт, мойку, страхование и даже заправку, берет на себя компания-собственник, предоставляющая машины для аренды.
Еще один важный нюанс знаком прежде всего тем, кто живет в крупных городах, и особенно в Москве: это парковка. Парковка здесь давно перестала быть базовой возможностью, превратившись в платную привилегию – а каршеринг позволяет освободить кошелек своего потребителя и от этого бремени. Возможным это стало благодаря поддержке московских властей: в 2015 году был запущен проект «Московский каршеринг», одним из результатов которого стали льготные тарифы на парковку для «общих» машин. Затраты снизились в буквальном смысле на порядок: разрешение на парковку для прокатной машины обходится компаниям в 24 тысячи рублей в год, в то время как годовой парковочный абонемент для граждан стоит от 150 до 300 тысяч рублей. И одних только этих сумм для многих будет достаточно, чтобы полностью покрывать потребность в автомобиле, используя каршеринг, где за парковку платить самому не нужно.
Как это работает?
Ключевыми потребителями услуг каршеринга, как несложно догадаться, являются жители крупных городов с развитой, но перегруженной дорожной инфраструктурой. Правительство Москвы, к примеру, говорит о том, что один каршеринговый автомобиль способен заменить до десяти личных и планирует, что развитие сервиса поможет ощутимо разгрузить дороги, а заодно и снизить ущерб городской экологии. В начале осени московские чиновники рассказали, что парк прокатных машин превысил 11,5 тысяч единиц, а число поездок клиентов за 8 месяцев года составило более 12 миллионов, в то время как за весь 2017 год услугами каршеринга воспользовались около 6,5 миллионов раз. С одной стороны, учитывая, что автомобилей в столице сейчас почти 5 миллионов, объем каршеринговых поездок можно счесть незначительным в общем объеме – но нужно учитывать то, что, во-первых, далеко не весь автопарк используется для ежедневных поездок, а во-вторых, популярность краткосрочной аренды выросла вдвое с прошлого года.
Очевидно, что доли игроков на рынке каршеринга прежде всего зависят от объема автопарка, и этот рынок делят несколько крупных компаний. В числе лидеров – Яндекс Драйв, Делимобиль и BelkaCar: первый располагает более чем 4 тысячами автомобилей, а остальные два имеют свыше трех тысяч каждый. Кроме того, значительными участниками этого рынка стоит считать «прокатчиков» Anytime и YouDrive.
Автопарк всех этих компаний неоднороден: арендовать можно машины разных классов. Самые распространенные варианты – это проверенные и недорогие модели В-класса: Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Если доплатить, можно получить кроссовер: к примеру, в обойме Яндекса и Делимобиля работают Renault Kaptur. Однако этим предложения не ограничиваются: можно покататься и на автомобилях премиум-брендов. К примеру, в BelkaCar работают Mercedes-Benz CLA и GLA, а в Яндексе – Audi A3 и Q3, BMW 520i, Mercedes-Benz E-класса и даже такая экзотика как Porsche Macan и 911 Carrera 4s! Их, впрочем, стоит рассматривать скорее как имиджевый элемент – всю основную работу делают те самые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris.
От автомобиля же прежде всего зависят и тарифы на поездки. Конкретные расценки обычно доступны в мобильном приложении: для того, чтобы пользоваться услугами каршеринга, необходимо загрузить его на смартфон, пройти процедуру регистрации с подтверждением личности, а также привязать к нему платежную карту для оплаты услуг. Есть, конечно, разница в цене и между самими компаниями. К примеру, Яндекс заявляет стоимость аренды машин «от 5 рублей за минуту», но она динамическая и может меняться в течение дня в зависимости от спроса, дорожной обстановки и других данных, которые собирают сервисы Яндекса. В Делимобиле есть прогрессивная, но единая шкала расценок, с которой можно ознакомиться заранее: и для Volkswagen Polo, и для Renault Kaptur цены стартуют с 3 рублей за минуту в ранние утренние часы и достигают 8 рублей в самое «горячее» вечернее время. На сайте у BelkaCar указана более простая система: 8 рублей за минуту и никаких «колебаний курса». Но это, конечно, для базовых моделей – Mercedes, выделенные в каршеринг бизнес-класса, стоят уже 14 рублей за минуту.
Выбирая, каким из сервисов воспользоваться, стоит не только выбирать модель и цену, но и обращать внимание на условия аренды: они различаются от компании к компании, и в определенных случаях можно выбрать гораздо более выгодное предложение. Отличаться может многое: максимальный суточный пробег, условия заправки и мойки, продолжительность бесплатного ожидания для того, чтобы добраться до машины, условия парковки, требования к клиенту и так далее.
К примеру, в BelkaCar суточный пробег ограничен 100 километрами, а каждый километр сверх этой нормы будет стоить еще 7 рублей. Кроме того, эта компания предлагает возможность оставить машину в одном из московских аэропортов – для этого там есть специальные бесплатные места.
У Делимобиля есть суточный тариф с неплохим ценником в 3-3,5 тысячи рублей, но пробег в нем ограничен 70 километрами – в масштабах Москвы это кажется довольно скромной дистанцией, а доплата за каждый «лишний» километр составит 8 рублей. Зато тариф «Сказка» за 3,5 тысячи может показаться привлекательным неопытным водителям: доплата относительно стандартного тарифа составляет 500 рублей, но в случае ДТП по вине клиента с него не будут взыскивать убытки и штрафы за повреждение машины. Кроме того, Делимобиль лояльнее к молодым водителям: минимальный возраст для получения машины составляет 19 лет, а стаж вождения – от 1 года, в то время как в других компаниях планку обычно устанавливают не ниже 21 года (к примеру, в BelkaCar это 21 год возраста и 2 года стажа).
А одним из интересных преимуществ Яндекс Драйва является возможность оплачивать штрафы за нарушение ПДД со скидкой в 50%: обычно каршеринговые сервисы просто переадресовывают штраф клиенту, и иногда процедура может затянуться более чем на 20 «льготных» дней, а Яндекс оплачивает штрафы самостоятельно в льготный период и затем списывает сумму штрафа с карты клиента-нарушителя, который экономит и время, и деньги. Кстати, такая же возможность прописана и в договоре аренды у Делимобиля.
Все слишком гладко, в чем подвох?
Разумеется, у любого, даже самого удачного сервиса, наверняка есть подводные камни и недостатки – есть они и у каршеринга. Во-первых, все мы понимаем, что бизнес создается ради прибыли, а не благотворительности, а потому «бесплатная заправка, мойка и парковка», а также обслуживание автомобилей заложены в стоимость аренды. Клиент пусть и опосредованно, но платит за все это – преимуществом является лишь то, что платить приходится не «все сразу», а строго пропорционально тому, сколько он ездит.
Во-вторых, беря автомобиль в прокат, стоит смотреть не только на выгоды, но и на ограничения и запреты, а также штрафные санкции, предусмотренные за их нарушение. Штрафы зачастую настолько высоки, что кажутся необоснованно высокими – но такова плата за простоту и удобство использования. В условиях, когда получить доступ к автомобилю за пару десятков рублей может любой желающий, приходится действовать жестко, а потому не удивляйтесь огромным штрафам за нарушения условий договора.
К примеру, Делимобиль предполагает штраф в 50 тысяч рублей за то, что за руль сядет не тот, кто арендовал машину — а если передать управление человеку без прав, то наказание составит уже 200 тысяч! За отключение GPS-трекера договором аренды предусмотрен штраф в 150 тысяч, и даже «безобидный» дрифт на прокатном автомобиле обойдется легкомысленному клиенту в 100 тысяч рублей! На этом фоне 100 тысяч за парковку на газоне уже кажутся ожидаемыми, а 5 тысяч за повреждение или удаление фирменных наклеек с кузова – сущей мелочью. В BelkaCar в случае, если за руль сядет не тот, кто забронировал машину, штраф еще выше – не 50, а 100 тысяч рублей. Кроме того, в автомобиле строго запрещено курение (оно обойдется минимум в 5 тысяч рублей), а также перевозка крупных животных и крупногабаритных и пачкающих грузов.
Еще один крайне важный нюанс связан с приемом и сдачей автомобиля: если перед поездкой клиент не заметит дефект, неисправность или повреждение, уже имевшееся в автомобиле, то ответственность за них в полном объеме ляжет на него. Поэтому автомобиль стоит принимать максимально чистым, а также тщательно осматривать перед поездкой и отправить оператору фотографии принимаемой машины и всех найденных дефектов, если таковые есть. К сожалению, избежать логики «кто последний, тот и виноват» здесь практически невозможно, поэтому более внимательный клиент, получающий автомобиль после менее внимательного, может легко сделать его виновным в нанесении ущерба автомобилю – и разобраться, кто именно и когда этот ущерб нанес на самом деле, уже не удастся.
За границей лучше?
Привычка полагать, что за рубежом и сервис, и цены, и отношение компаний к своим клиентам не в пример лучше, чем в России, буквально заставляет нас взглянуть, что же предлагают операторы каршеринга в других странах. И тут выясняется, что российский каршеринг кое в чем оказывается даже более клиентоориентированным, широкопрофильным и лояльным, чем зарубежный. К примеру, один из крупнейших в мире игроков на этом рынке – компания Zipcar, предлагающая аренду автомобилей в США и Канаде. И уже беглый анализ предложения здесь показывает два важных отличия.
Во-первых, здесь не продвигается поминутная тарификация: приведенные расценки – почасовые и начинаются с 10 долларов в час за хэтчбек Ford Focus, Honda Civic или Volkswagen Golf. Из кроссоверов на сайте представлены только Honda CR-V и Jeep Renegade, но зато их стоимость лишь на доллар выше, чем для хэтчбеков. Впрочем, несмотря на отсутствие поминутных тарифов, доступность этих предложений в США даже выше, чем в России, ведь в пересчете на рубли ценник оказывается вполне сравнимым – 11-12 рублей за минуту. В крупных городах вроде Нью-Йорка цены чуть выше – 12 долларов за хэтчбеки и 14 за кроссоверы.
Еще одно преимущество Zipcar – наличие в ассортименте предлагаемых автомобилей Ford Transit. Правда, доступен он не во всех штатах, а лишь в некоторых – в частности, в Нью-Йорке. Сценарий его аренды очевиден: покупка мелкой мебели, крупной бытовой техники и прочих габаритных вещей, везти которые на собственном автомобиле жалко. А вот по ассортименту предлагаемых моделей Zipcar заметно отстает от российских компаний: единственное «премиум-предложение» – это С-класс от Mercedes, да и тот доступен в единичных штатах. Отчасти утешением может служить гораздо большая «свобода движения» американских и канадских пользователей: допустимый суточный пробег составляет целых 180 миль, то есть, почти 300 километров – неслыханная щедрость по меркам наших операторов.
В качестве европейского примера возьмем сервис Car2go и Германию. Здесь на сайте в числе прокатных машин выставлены только Мерседесы – не считая «младшего» smart. Здесь, в отличие от Zipcar, поминутная тарификация есть, и за крошечный smart просят 19 центов в минуту – то есть, примерно 14 рублей. А вот за «полноразмерный» автомобиль придется отдать заметно больше – 0,28 евро (21 рубль) за Mercedes A-class и 0,31 евро (23 рубля) за B-class, CLA и GLA.
Что будет дальше?
В развитии каршеринга и в России, и за рубежом стоит отметить два ключевых направления. Первое — это создание автопроизводителями собственных программ краткосрочной аренды. К ним можно отнести, к примеру, программу Care by Volvo, которая реализует идею «автомобилей по подписке», и другие сервисы вроде Chery Drive и так далее. В отличие от шведов, китайцы уже запустили и в России свой сервис каршеринга, где работают хэтчбеки Tiggo 2.
Однако ключевым для нашего рынка пока остается второе направление: это соглашения крупных дилеров с операторами каршеринга. Именно такие «оптовые» продажи масштабнее всего пополняют актуальный автопарк — и здесь тоже есть свои лидеры. Среди моделей, как мы уже знаем, лидируют “корейцы” и седан Volkswagen Polo: “немец”, в частности, занимает почти 20% этого рынка суммарным объемом более 15 000 машин. Но о том, почему Volkswagen Polo получил здесь такую популярность, мы еще поговорим — а пока перейдем к распределению рынка среди крупных дилеров.
В отличие от “потребительской” стороны каршеринга, одним из крупных игроков в поставках автомобилей для всех каршеринговых парков является компания АА Мейджор Авто. Это крупный холдинг, являющийся официальным дилером 41 бренда и имеющий 83 салона в одном только московском регионе. С 2016 года компания поставила в автопарки операторов каршеринга более 12,5 тысяч автомобилей — то есть, доля компании в общем объеме всех каршеринговых машин составляет около 85%.
Таким образом, дальнейшее развитие каршеринга как в России, так и в мире будет идти двумя параллельными курсами: силами производителей и независимых операторов. На стороне первых – доступность собственных машин, упрощение процессов их обслуживания и ремонта, а также возможность оперативно отвечать на запросы рынка по объему машин на линии. Ну а вторые, как и сейчас, будут сильны за счет гибкой системы предложений, более разнообразного автопарка и накопленного опыта по продаже и обслуживанию автомобилей разных брендов. Потребитель же в любом случае остается в плюсе, имея возможность выбирать вариант, удобный лично для него.