Картины токены что это
Как продать картинку в Интернете за миллион долларов: рассказываем, что такое NFT-токен
В современном мире любое событие, если это не происшествие или катастрофа, начинает интересовать людей только после того, как обретёт материальную ценность. Итак, вы берёте любую гифку в Интернете или ретушируете фотографию, затем выставляете её на аукцион — и получаете, например, 250 тысяч долларов! Или больше, или меньше — решать вам и тем, кто интересуется цифровым искусством. Все спрашивают, что такое NFT-токен? А мы рассказываем, как с его помощью номинант Grammy Imanbek мог бы стать миллионером.
Фото © Getty Images
Это котик, который стоит 580 тысяч долларов
Что? Вы с ума сошли? Эта картинка, которую я могу увидеть где и когда угодно, стоит столько, сколько я не заработаю за всю свою жизнь? Если вы думаете так, вы прошли тест на нормальность, вы в порядке. Конечно же, этот котик не стоит ничего, он не стоит ни одного ватта и вольта электричества, которое потрачено на его демонстрацию.
Но в современном цифровом мире у котика, бегущего на миллионах экранов по всему миру, есть владелец, который приобрёл Nyan Cat и получил подтверждение, что именно он, а никто другой в мире, является собственником этой GIF-анимации. Если его попросят доказать, что Nyan Cat принадлежит ему, он продемонстрирует NFT-токен, подтверждающий, что кот его.
Не очень сложно? Объясняем, как это работает. Для начала разберёмся с блокчейн-технологией и с тем, что это такое. Если совсем коротко и совсем просто, блокчейн — уникальный цифровой код, который не может быть подделан. Он появляется благодаря отдельным цифровым блокам, которые генерируются компьютерами по всему миру, и состоит из последовательности (цепочки — chain) уникальных цифровых блоков. Его невозможно подделать, потому что информация о каждом блоке хранится в миллионах компьютеров и подмена хотя бы одного блока немедленно цепочку разрушит, а фальшивомонетчик будет уличён в подделке.
Собственно, на основе блокчейна базируются все криптовалюты мира. И благодаря своей защите от подделок криптовалюта обретает и реальную стоимость, и всё большую популярность.
Идём дальше. Кто страдает от подделок не реже, чем банки и люди, с которыми расплатились купюрами «банка приколов»? Продавцы, покупатели и коллекционеры произведений искусства. А поскольку искусство уже давно не только Айвазовский в музее, не только граффити на стене и не только скульптуры в парке, логично, что у богатеньких и не очень богатеньких людей появилось желание обладать им (искусством) в цифровом мире.
Как создать свой цифровой шедевр и продать его за 1000 долларов?
Итак, вы заинтересовались цифровым искусством и готовы творить для вечности. Для того чтобы вашу картину, музыку, GIF-изображение или текст купили, нужно выставить произведение на цифровой аукцион. По сути, это просто интернет-магазин. Зайдя туда, вы можете выбрать произведение, которое вам интересно, потратить на него криптовалюту (чаще всего это «эфир», реже — биткоины).
Для примера возьмём популярную галерею и биржу криптоискусства Rarible, которую создали, кстати, отечественные разработчики Алексей Фалин и Александр Сальников.
Последовательность действий такая:
— з аводите электронный кошелёк, например mew или любой другой из тех, что поддерживаются на платформе Rarible;
— пополняете счёт кошелька криптовалютой Ethereum;
— регистрируетесь на Rarible;
Собственно, NFT и будет криптовалютным выражением вашего цифрового произведения. В момент конвертации вашей картинки в NFT-токен вы заплатите две комиссии — за выпуск NFT-токена и за размещение вашего произведения на торгах.
Вы можете вообще не продавать то, что создали. Допустим, вы просто любите искусство и хотите выставлять его в Интернете, но защитив свои авторские права, — NFT-токен подходит для этого идеально. Все и всегда будут знать, кто настоящий автор произведения.
Это что же получается, NFT ломает старую систему авторского права?
Пока что, конечно, нет. Аукционные дома и огромные лейблы (издатели музыки) вряд ли будут сдаваться просто так. Да и стриминговые сервисы, которые привыкли продавать музыку по подписке (нередко обманывая музыкантов и размывая их доход), вряд ли будут сдаваться без боя. Однако тот момент, когда вы будете приходить на выставку, а вместо картин перед вами будут размещены QR-коды, всё ближе.
В перспективе же NFT позволит музыкантам делать свои произведения более заметными и доступными всем меломанам. Картины в Интернете, даже сиюминутные мемы, обретут авторство, а их создатели смогут конвертировать их в законную популярность, славу и деньги.
Более того, поскольку мем-искусство довольно мимолётно, именно его монетизация крайне важна для создателей графических интернет-шуток. Вспомните хотя бы Ждуна. NFT-токен с его изображением мог бы принести художнице огромные деньги. А сегодня вы даже не помните, как её зовут. Напоминаем: Ждуна создала нидерландская скульпторша Маргрит ван Бреворт. Если бы у неё был NFT-токен, позволяющий конвертировать искусство в цифры, Ждун принёс бы ей миллионы долларов — уже настоящих.
Или возьмём ещё более близкий пример. Не так давно на весь мир прогремел казахский диджей Иманбек Зейкенов (Imanbek). По подсчётам издания Forbes, если бы Imanbek получил все полагающиеся ему от стримингового сервиса Spotify средства, то мог бы заработать только на одном ремиксе миллионы долларов плюс отчисления от TikTok (в этой социальной сети трек Иманбека звучит чуть ли не в каждом втором ролике) и 150 миллионов просмотров (на данный момент) на YouTube — от них Иманбек тоже не получил ни копейки.
Молодой парень сидел в «Приоре» с друзьями, вёл стрим в «Инстаграме» — и в этот момент узнал, что он обладатель одной из главных музыкальных премий мира. В мире, в котором он мог бы защитить права на своё произведение с помощью NFT-токена, он ожидал бы новостей с Grammy, принимая ванну из шампанского «Кристалл».
Новый мир авторского права уже совсем рядом. Если вы увлечены творчеством, можете попробовать защитить свои права с помощью новой криптовалюты.
Правда, имейте в виду, что, пока этот мир только-только создаётся, зачастую больше всего зарабатывают не создатели новых цифровых произведений искусства, а посредники, которые помогают конвертировать ваше творение в популярный токен.
Лишь бы все признавали, что у кого токен, тот и владелец. В этом смысле он был бы цифровым аналогом бумажного свидетельства о праве собственности. Технически NFT — просто токены, каждый из которых имеет уникальный идентификатор, сохраняющийся при передаче. И основной вопрос, что, как и насколько легально можно к нему привязать. А дальше это просто техническое решение — насколько оно станет популярным, покажет время. Правда, как я понимаю, комиссии за транзакции пока выходят не очень адекватные
Эксперт в области блокчейна и криптовалют, а также один из разработчиков Telegram
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Прочитал сейчас новость о том, что Эрмитаж продал картину Леонардо да Винчи в виде NFT за 150,5 тысяч долларов.
Технически все понятно, но непонятно зачем это, для чего, в чем смысл кроме хайпа?
Всего Эрмитаж продал пять цифровых копий картин из своей коллекции. В их числе:
— «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (ушла с молотка за 150500 BUSD — стейблкоинов, привязанных к доллару США 1:1);
— «Юдифь» Джорджоне (65000 BUSD);
— «Куст сирени» Винсента Ван Гога (75000 BUSD);
— «Композиция VI» Василия Кандинского (80000 BUSD);
— «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне (74000 BUSD).
NFT-аукцион длился неделю. Стартовая цена каждого токена составляла 10 тысяч долларов. В последнюю минуту торгов ставка за «Мадонну Литту» в 96 тысяч долларов взлетела до 150 тысяч долларов. За несколько секунд до конца аукциона анонимный покупатель с ником «8zz0» предложил за картину 150,5 тысячи.
Все цифровые копии лично подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Новые владельцы могут использовать свои приобретения как в коммерческих, так и некоммерческих целях.
Первая в России выставка произведений искусства в формате NFT-токенов пройдёт в государственном Эрмитаже в сентябре. Работы для неё, выполненные в виде невзаимозаменяемых токенов, отберёт отдел современного искусства музея. Выставка продлится до конца 2021 года.
NFT набрали популярность в 2021 году. В феврале гифку с Nyan Cat продали за 590 тысяч долларов, в марте певица Grimes продалаколлекцию цифрового искусства за шесть миллионов долларов, а картину Бэнкси купили за 95 тысяч долларов и сожгли в прямом эфире, чтобы «превратить» в цифровой артефакт.
Переведя на «русский язык» получается, что берется конкретная цифровая фотография чего либо и назначается невзаимозаменяемым NFT-токеном. При этом сам физический объект может менять владельца и на основе него создаваться несметное количество других NFT-токенов. Так в чем смысл каждого токена, что он стоит бешенные деньги.
Что такое NFT-токены и почему картинки продают за миллионы? Разбираем феномен
Котики за сотни тысяч
Расшифровка аббревиатуры не проясняет ровным счетом ничего: NFT означает non-fungible token, то есть невзаимозаменяемый токен. Сам по себе токен — запись в блокчейне. Но обычный токен можно заменить другим без каких-либо последствий. Условно — это как снять с банковской карты сто рублей и затем пополнить карт-счет на эту же сумму. В случае с NFT все сложнее: токен не получится заменить так, чтобы это не нарушило систему. Следовательно, каждый NFT-токен оказывается уникальным, его нельзя поставить на место другого NFT-токена.
Технологию создали еще в 2017 году на блокчейн-платформе Ethereum. Считается, что впервые NFT-токены реализовали в игре CryptoKitties: здесь можно покупать уникальных персонажей-котов. Приобретя цифровое животное, вы становитесь его владельцем и знаете, что у остальных пользователей точно такого же существа не будет.
Уникальность NFT-токена — ключевая особенность, которая делает технологию идеально подходящей под оформление права собственности на что-либо. Здесь возникает простая аналогия с миром «физического» искусства: есть оригиналы картин, а есть копии — и порой их даже выдают за подлинники. Но создание NFT-токена для, например, цифрового изображения будет указывать на оригинал работы, а хозяин такого токена может называть себя владельцем предмета искусства с правом распоряжаться им: продать, подарить и так далее.
Но вопросы все равно возникают: допустим, в интернете не проблема найти изображение такой же цифровой картины и скачать его — зачем тогда платить? Аргумент первый: пиратство никто не отменял. Аргумент второй, решающий: вы скачаете копию, а не оригинал. Как если распечатаете «Джоконду» на принтере или даже закажете современному художнику точную версию шедевра Да Винчи, которую нельзя будет по внешним признакам отличить от подлинника. Отсутствие права владения NFT-токеном укажет, что у вас подделка, но не настоящая работа. А значит, все один в один как и с обычным искусством. Разве что выдавать подделку за оригинал будет бесполезно. При этом копии допускаются, но если они изначально позиционируются как оригинал: скажем, малый тираж монет или коллекционных карточек. Ведь лимитированная версия чего-либо не подразумевает, что должен быть выпущен только один экземпляр.
Громкие сделки
Ожидаются и другие громкие сделки. Например, боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов объявил о выпуске NFT-токенов, которые приурочены к завершению карьеры. Токены будут выглядеть как карточки трех достоинств — золото, платина, алмаз. Планируется выпустить 290 золотых карт, 29 платиновых и лишь одну алмазную.
NFT-токен — сертификат подлинности и принадлежности, просто в новой, оттого и непривычной оболочке. Для цифрового искусства его можно считать прорывом, если само такое искусство будет пользоваться спросом, но все идет к тому, что очень даже будет. Среди проблем называют лишь одну: поскольку NFT-токен по технологии не особо отличается от криптовалют, и аппетиты к электричеству у него приличные. Сможет ли вопрос экологии повлиять на развитие NFT-токенов и криптовалют в целом, покажет время.
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Цифровые артефакты продают за сотни тысяч долларов. Что это такое и зачем покупают то, что доступно всем в интернете Статьи редакции
Мем десятилетней давности, пиксельные картинки и ролики с баскетбольных матчей — всё это реальные лоты на аукционах, и стоят они гораздо дороже, чем кажется.
В феврале заключили сразу несколько сделок по покупке цифрового искусства, которые привлекли повышенное внимание из-за сумм. Гифку с радужным котом купили за 580 тысяч долларов, почти за миллион долларов можно приобрести картинку с котом, а за пару миллионов — пиксельное изображение обезьяны в косынке. Всё это совершенно бесплатно можно скачать, распечатать и даже продать, но почему люди отдают за это деньги? Дело в эксклюзивности.
Цифровое искусство, которое чаще называют NFT, постепенно уравнивается с физическим, и теперь платить можно за право быть единственным владельцем картинки в интернете. На фоне популярности подобных торгов появились десятки сайтов, на которых напрямую без посредников можно купить цифровой артефакт и оплатить его криптовалютой. А теперь на тренд обратили внимание классические аукционные дома и бренды.
NFT (non-fungible tokens) — невзаимозаменяемые токены (виртуальная цифровая единица) в блокчейн-сети, которые нельзя обменять друг на друга. Их используют для приобретения цифровых объектов: изображений, гифок, видео, аудио, персонажа или предмета в игре, бейсбольной карточки, доменного имени и вообще чего угодно.
До появления NFT и после продажи эти объекты продолжали контролировать разработчики — они могли их удалять, видоизменять и продавать повторно. Теперь искусством, хранящимся на цифровых кошельках, обладают только владельцы, а у разработчиков остаются лишь интеллектуальные права. Подлинность NFT и его владельца можно проверить прямо в коде токена.
Другие пользователи могут скачать и распечатать изображение, воспользоваться аудио, но распоряжаться изображением, к примеру, продавать его, сможет только владелец. Такая система позволяет продавать и покупать объекты цифрового искусства в обход посредников, к примеру, аукционных домов.
Суть покупки объектов цифрового искусства в том, чтобы обладать редкими мемами, изображениями и роликами, права на которые есть только у вас.
Первыми в NFT-сфере стала также платформа с мемами про лягушонка Пепе Rare Pepe Directory. Любой из редких токенов можно купить при помощи собственной валюты разработчиков PepeCash. В 2018 году редкий пепе-мем с Гомером Симпсоном продали на аукционе Rare Digital Art Festival, устроенном Rare Pepe, за 38 тысяч долларов.
NFT CryptoPunks (криптопанки) появился в 2017 году. И хотя он появился после Rare Pepe, именно его считают первым полноценным NFT. Два американских разработчика студии Larva Labs Мэтта Холла и Джона Уоткинсона создали 10 тысяч уникальных сгенерированных персонажей-криптопанков размером 24х24 пикселей, среди которых нет двух одинаковых. Есть более редкие персонажи, к примеру, «Чужой», обезьяны или инопланетяне — их всего девять.
Поначалу криптопанков могли бесплатно получить все желающие, у кого был кошелек с криптовалютой Ethereum. Желающих было немного, но всё изменилось, когда о криптопанках рассказали в издании Mashable. Криптопанков быстро раскупили и стали перепродавать за «эфиры» — это и есть криптовалюта на платформе Ethereum, как биткоин. Постепенно цена персонажей достигла 10 «эфиров» за одного (на то время — около 3 тысяч долларов). Теперь криптопанков можно купить у владельцев минимум за 35 тысяч долларов (2,5 миллиона рублей). Чем более редкий персонаж, тем дороже он стоит. С 2017 года стоимость всех продаж криптопанков составила 103 миллиона долларов (7,6 миллиардов рублей), пишут разработчики.
Криптопанков покупали с разными целями: кто-то искал похожего на себя, чтобы обновить аватарку в твиттере, а кто-то — похожих на селебрити, чтобы в будущем продать токены дороже.
Токенов быстро становилось всё больше. В 2017 году компания Dapper Labs создала криптоплатформу CryptoKitties (криптокотики), ставшей одной из самых популярных. Это игра, во время которой пользователи могут скрещивать двух котов и получать потомство, которое могут продавать. Чем реже модификация кота, тем дороже его можно продать. К примеру, редких котят продают за 733 тысячи долларов (55 миллионов рублей) и даже за 999 тысяч долларов (74 миллиона рублей).
В 2017 году художник и создатель блога об искусстве Arthome Джейсон Бейли выделял четыре главные области, в которых блокчейн-платформы с продажей объектов цифрового искусства повлияют на арт-рынок. В число пунктов попало предположение, что продажи цифровых объектов сильно увеличатся за счёт дефицита — ведь токенов доступно лишь ограниченное количество, и каждый из них уникален.
Как минимум с этим пунктом Бейли угадал — в следующие годы продажи цифрового искусства действительно сильно увеличились. Эксперты оценивают рынок NFT в 250 миллионов долларов. В 2020 году обороты выросли сразу на 299%, и в 2021 году рост только продолжился.
О цифровом искусстве говорили так много, что в 2018 году один из авторитетных аукционных домов «Кристис» провёл конференцию «Art + Tech». Теперь «Кристис» первым среди крупных домов организует аукцион с исключительно цифровым искусством.
В течение двух недель единым лотом будут продавать коллаж из множества работ известного цифрового художника Майка Винкельманна, также известного как Beeple. Художник ежедневно создавал изображения около 13 лет. Цена стартовала со 100 долларов, но за час она увеличилась до миллиона долларов. В декабре художник заработал 3,5 миллиона долларов (260 миллионов рублей) на продаже 24 изображений.
«Это уникальная возможность стать владельцем блокчейн-сети, созданной одним из ведущих мировых цифровых художников. «Кристис» никогда раньше не предлагал современных произведений искусства такого масштаба и важности», — отметил специалист по искусству Ноа Дэвис.
Создателю гифки Nyan Cat Крису Торресу удалось продать её на криптографической платформе Foundation за 590 тысяч долларов (почти 44 миллиона рублей). Знаменитое видео с радужным котом за 10 лет набрало 185 миллионов просмотров на YouTube, став мемом. При этом оригинальная гифка всё ещё доступна для всех в интернете — ей не запрещают пользоваться. «Я думаю, это круто — знать, что у тебя есть единственное существующее произведение», — отметил Торрес.
Но купить можно не только работы художников — популярностью NFT уже заинтересовались бренды. Например, появился проект NBA Top Shot, где можно приобрести видео с лучшими моментами игрового дня в американском баскетболе. Так видео с броском сверху от Леброна Джеймса продали за 208 тысяч долларов (15,5 миллионов рублей). Работает проект при помощи платформы Flow Blockchain, которую создала компания Dapper Labs. У NBA Top Shot уже около 100 тысяч постоянных коллекционеров, которые приобрели артефакты на 215 миллионов долларов (почти 16 миллиардов рублей). Flow также сотрудничает с UFC и Warner Bros. Music.
Музыкант и продюсер Джастин Блау, больше известный как 3LAU, во время пандемии коронавируса начал продавать свои уникальные и неизданные треки с визуальными эффектами на блокчейн-платформе nft.com. В общей сложности Блау выручил около 1,1 миллиона долларов, говорится в его профиле.
Можно даже стать владельцем чужого твита. К примеру, в феврале на площадке по продаже токенов Open Sea продали публикацию миллиардера Марка Кьюбана почти за тысячу долларов. На той же платформе Линдси Лохан продала свою фотографию за биткоины, равные 17 тысячам долларов, а позже новый владелец перепродал её за биткоины на сумму 57 тысяч долларов. В комментарии к сделке она заявила, что «верит в финансово децентрализованный мир».
Для чего нужна продажа цифрового искусства его авторам, вполне понятно: они зачастую получают высокую прибыль, не теряя интеллектуальные права. Владельцы большинства крипто-сайтов тоже в выигрыше — они зарабатывают на процентах. К примеру, Dapper Labs получают 5% с каждой транзакции.
Среди покупателей тоже есть те, кто рассчитывает на прибыль от скорой или отложенной перепродажи крипто-искусства. Популярность NFT и криптовалют в целом привела к тому, что количество цифровых кошельков за 2020 году удвоилось и достигло 222 тысяч. Вероятно, рынок цифрового искусства будет расти и дальше, хоть в СМИ и появляются тезисы, что сделки на сотни тысяч долларов создают пузырь.
Мы видим новое поколение трейдеров на рынке NFT. Люди, которые привыкли к цифровым технологиям, которые ищут классы цифровых активов за пределами устоявшихся рынков активов. Это люди, которые хотят инвестировать в чисто виртуальные активы, такие как NFT.
Но зачастую цифровые объекты приобретают, чтобы просто владеть и гордиться оригиналом известного изображения. «То, что предлагают NFT, — это формализация цифрового владения и способ сделать это владение постоянным за пределами какой-либо одной компании, игры или платформы», — отметил соучредитель Larva Labs Мэтт Холл.
Инвестор венчурного капитала в Andreessen Horowitz Марк Андреессен сравнил приобретение цифрового искусства с покупкой дорогих вещей или редких бейсбольных карточек. Люди покупают вещи за «эстетику и дизайн», считает Андреессен: «Пара кроссовок за 200 долларов — это примерно пять долларов за материалы. Но вы покупаете ощущение».