Картушный щит что такое
Словари
КАТАФАЛК а, м. catafalque m., нем. Katafalk <ит. catafalco.
1. Возвышение с траурными украшениями. на которое ставится гроб в помещении (при гражданской панихиде или в церкви при отпевании). БАС-1. К установленному сроку они <рус. мастера> изготовили приблизительно 20 статуй, 40 капителей колонн, 24 урны, коло 40 картушей и щитов с орнаментом из листьев и раковин и т.п., и 3 февраля < 1761 > был полностью завершен катафалк <крепостной церкви>, который снискал похвалу всех знатоков. Штелин О скульптуре. // Ш. 1 175. 23 августа были в Denis, где видели изрядно сделанную катафалку для погребения королевы. 1768. Ф. И. Шубин. // Мастера иск. 6 82. Посреди ее <залы> воздвигнут был катафалк. Он имел форму ротонды с приподнятым куполом. Наши креповые вуали ниспадали до земли. В. Н. Головина Зап. // Ек. II Окруж. 410. Устроя великолепный катофалк со всею императорскою почестию и дежурством, поставить в той церкве на время. Толченов 315. Один старый крестьянин принес какой-то пакет и положил на катафалк. Мещерский Лорд-апостол. // М. 4 415. Мы в это время приобрели себе деньжонок по случаю тому, что всякий желал иметь себе рисунок котофалка <в речи бывшего крепостного>. ЩС 2 180.
КАРТУШ а, м. cartouche f.
3. Вырезанная из бумаги и картона модель для рисования и пр. Брокг. 1907.
4. Цветочный орнамент в партере, имеющий вид свитка с закрученными краями и включающий по центру вензель с инициалами владельца имения. Плужников.
ДИРИЖИРОВАТЬ dirigeur, > нем. dirigieren.
2. Passe-partout. Билет для входа <на все места в театре>. Березин 501.
5. П. называется политипажная орнаментация фигурных букв в книге, когда при печатании нескольких таких букв, служит для орнамента одна и та же доска, а меняются только буквы. Брокг. 44 992.
6. П. называется также обычная в 18 столетии гравированные иглою и офортом рамки, которые оставаясь одними и теми же, окружают собою различные изображения, гравированные отдельно от них, на особых досках. Брокг. 44 992.
8. перен., пренебр., устар. «На все руки мастер»; проходимец. В такое время сценического оскудения выступают на свет люди, о которых в более счастливые времена забываешь думать: это своего рода пас-парту искусства, приложимые ко всякой мерке. РМ 1887 1 1 209. Он <бухгалтер> расказывал мне под секретом кое-что про тебя. Ах ты, паспарту! И здесь уже успел устроиться. 1915. Ренников Сеятели вечного 205.
Русские щиты
Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют выгнутые трапециевидные щиты.
С конца XIII века входят в обиход сложно-фигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом, который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павеза-ми».
Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием — «умбоном» (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара). Сами умбоны по форме могли быть шаровидными или сферо-коническими. Неизвестно, откуда точно произошла сферо-коническая форма умбона. Некоторые историки связывают её с формой русских шлемов и склоняются к её восточному происхождению. Такая форма способствовала соскальзыванию встречного удара, а сам умбон помогал защитить кисть руки.
Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием — каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками — «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.
У славянских воинов задолго до появления Киевской Руси по сообщениям византийских авторов VI в. именно щиты выступают единственным средством защиты:
Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают»;
Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но трудно-переносимыми».
Видимо, деревянные щиты были тяжёлыми, подобными по своим функциям с деревянными воротами, служащие защитой каждому дому.
К сожалению, представить внешний вид вышеупомянутых славянских щитов не представляется возможным, так как ни изобразительных, ни археологических подтверждений письменным источникам нет. Очевидно, славянские щиты этого времени изготавливались целиком из органических материалов (досок, прутьев) и за отсутствием металлических частей не сохранились до наших дней.
Наиболее ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X в. За редким исключением это только металлические детали. Таким образом, информация для воссоздания внешнего вида и конструктивных особенностей щитов очень ограничена.Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом.
По реконструкциям археологов установлено, что щиты VIII – X веков имели круглую форму.
На территории Древней Руси археологически зафиксированы фрагменты не менее чем 20 щитов. Наиболее часто встречающаяся и четко определимая деталь щита- умбон, представляющий собой железную полусферу, крепившуюся в центре щита.
Ко второму типу относятся три умбона, два из которых происходят из Юго-Восточного Приладожья и еще один найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Это умбоны сфероконической формы, наиболее четко выраженной у приладожских экземпляров. Они несколько крупнее умбонов первого типа: диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Шейка отсутствует. Умбон с Цимлянского городища отличается меньшим размером (диаметр 13,4 см, высота 5,5 см) и наличием на вершине свода небольшого выступа.
Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см. На этих полях были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди (редко заклепки), крепившие умбон на деревянном поле щита. Сохранилось несколько крепежных гвоздей, которые позволяют примерно вычислить толщину деревянного поля под умбоном. При длине от 2,5 до 5 см гвозди загнуты таким образом, что толщина деревянного поля реконструируется в пределах 7-8 мм. В то же время на одном из найденных в Приладожье умбонов второго типа зафиксирована заклепка, не имеющая изгибов, длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, щитную доску и планку-рукоять.
На одной из оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий. Двумя маленькими заклепками оковки крепились на краю щита. Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для расположения кожаной полосы, проходящей по ребру щита. Расстояние между краями оковки во всех случаях составило 5-6 мм, что равнялось толщине деревянного поля на краю щита.
При дореволюционных раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки щита. Вот как его описывает автор раскопок:
эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок; можно считать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску, так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски».
Это практически все, что дает древнерусская археология для воссоздания щита. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что та часть древнерусских щитов, которая фиксируется археологическими источниками, имела поле круглой формы толщиной 5-8 мм, иногда снабжалась металлическим умбоном и реже- металлическими оковками по краю.
Очевидно, что сложившаяся картина далеко не полна. В значительной степени восполнить это помогает материал сопредельных территорий и, главным образом, Скандинавии. Именно из этого региона на территорию Древней Руси попал тип круглого щита с металлическими умбоном и оковками.
Скандинавское происхождение этих щитов подтверждается как огромным количеством найденных на ее территории деталей, так и многовековой историей развития этого типа щитов в данном регионе. Показательно, что почти все щиты, найденные на территории Древней Руси, происходят с памятников, где «скандинавское присутствие» ощущается очень сильно.
Наиболее полная информация имеется о щитах, найденных в шведском могильнике Бирка. Хорошая сохранность органического материала, а также фиксация положения вещей на момент обнаружения, позволили выявить некоторые детали, не прослеженные в отечественных находках. Всего в Бирке найдено 68 щитов. Планы погребений позволяют утверждать, что щиты имели круглую форму. Диаметр щитов варьировался от 80 до 95 см. В трех случаях была определена порода дерева, из которого изготавливалось поле щита: тис, клен, пихта.
Как и в Древней Руси, основную часть находок остатков щитов в Бирке составляли умбоны. Кроме наиболее распространенных на Руси полусферических умбонов с низкой шейкой, в Бирке встречены умбоны с высокой шейкой, а также без нее. В нескольких случаях края умбонов украшались оловянными или бронзовыми накладками различной формы или имели вырезы треугольной формы.
По длине сохранившихся гвоздей для крепления умбона устанавливается толщина щитовых досок: 5-6 мм. Два крепежных гвоздя, расположенных друг против друга, имели большую, нежели остальные гвозди, длину-до 3,5 см. Объясняется это тем, что гвозди скрепляли одновременно деревянное поле щита, умбон и рукоятку.
В некоторых погребениях удалось проследить рукояти. Металлические рукояти встречены в 12 погребениях, в остальных случаях они были деревянными. Для некоторых рукоятей была установлена порода дерева, из кото¬рого они были изготовлены: можжевельник, тополь, ольха. Металлические рукояти выковывались из железа и иногда покрывались бронзовыми чеканными накладками.
В ряде случаев на концах рукояти закреплялись бронзовые литые накладки. Фрагмент подобной накладки, случайно найденный в Старой Ладоге, хранится в частной коллекции.
По подсчётам учёных, в IX–X веках в Бирке проживало около 1500 человек постоянного населения. Однако в летние месяцы, сюда со всей Балтики — «Русь-Ладога» приходили корабли с товарами, число жителей увеличивалось до 8 тысяч. Город Бирки был крупным речным портом и стоял на пересечении торговых путей, именно отсюда начинался путь «из варяг в греки», связывавший Русь Новгородскую с Византийской империей, Ближним Востоком, Средней Азией и центральной Европой в X–XII веках.
В городе Бирка были найдены восточные шёлковые ткани из Арабского халифата с арабскими надписями «Иллах» (Illah- Аллах), выполненными в куфическом стиле. Древнеперсидские надписи в геометрическом стиле куфического письма находили на восточных шёлковых лентах не только в могилах на территории города Бирка и в захоронениях в Уппсале, но и в Испании. Арабские надписи в куфическом стиле повсеместно присутствуют на одежде викингов в скандинавских могильниках. Возможно, погребения осуществлялись под влиянием ислама с идеей о вечной жизни в раю после смерти. Возможно, арабские надписи просто рассматривались, как декоративный затейливый орнамент.
В последней четверти X века — после 960 года город был оставлен, Бирка прекратила своё существование — странно и необъяснимо. Русы ушли.
Кроме могильника Бирка детали щитов обнаружены на многих скандинавских памятниках.
Наиболее примечательна находка щитов в захоронении в Гокстаде (Норвегия). Щиты были изготовлены из 7-8 сосновых дощечек разной ширины, толщиной около 7 мм. Внешняя сторона щитов была окрашена в черный или желтый цвета. На расстоянии 2 см от края щита и с интервалом около 3,5 см по всему периметру были просверлены отверстия для крепления кожаной обшивки края. Металлические скобы в этом погребении не зафиксированы.
Следует отметить уникальную находку, сделанную в Тирском торфянике на юго-западе Латвии.
Здесь был обнаружен клад IX в., в состав которого входили два деревянных щита. Первый щит сохранился целиком. Он имел круглую форму (диаметр 85,5 см) и был изготовлен из еловых досок толщиной 6 мм. Внутренняя и внешняя стороны деревянного поля щита были покрыты кожей. Между кожей и деревом проложена спрессованная трава.
Кожа пришита к деревянному полю щита в центре и по краям. В центре щита пропилено отверстие диаметром 11,5 см, которое с внешней стороны закрывалось каповым умбоном в форме полушария с краями, на которых имеется 14 отверстий для заклепок. Возможность использования деревянных умбонов объясняет находку в нескольких курганах Гнездовского и Михайловского могильников только скобок от края щита.
Высота миндалевидного (каплевидного) щита варьировалась от половины до трети человеческого роста. Классический средневековый щит на Руси мастерили из дерева и снаружи обтягивали его толстой грубой кожей. Внутри с тыльной для удобного хвата крепили сразу несколько ремней. Воин продевал предплечье через один из них, второй он удерживал кистью руки. Кроме того, еще один ремень можно было перекинуть через шею для переноски за спиной.
Считается, что изначально, как и круглый предшественник, миндалевидный щит был плоским: так, на одном из отрывков все того же гобелена из Байё изображен фрагмент, где воины используют миндалевидный щит вместо стола. В Европе такие щиты, как правило, служили для защиты воина от удара копья, поэтому в качестве дополнительной защиты к середине наружной части крепился умбон. К концу XII века происходит постепенное совершенствование доспеха и брони в целом. Щит становится меньше, но более выпуклым, в связи с чем необходимость в умбоне пропадает. С постепенным исчезновением умбона все чаще на щите появляются различного рода изображения (например, гербы). Причем подобная тенденция характерна и для Европы, и для Руси в том числе.
Исходя из вышеизложенного, сочетая скандинавские и древнерусские материалы, можно представить примерную реконструкцию одного из типов щитов, имевшего распространение в X в. как на территории Древней Руси, так и на территории Скандинавии.
Щиты изготавливались из деревянных плоских дощечек и имели круглую форму. Диаметр щита варьировался от 80 до 100 см, а толщина, по-видимому, редко превышала 6-7 мм. В некоторых случаях щит мог покрываться кожей и (или) краской. В центре деревянного поля щита пропиливалось отверстие круглой или полукруглой (подквадратной) формы. С внешней стороны это отверстие закрывалось металлическим, реже деревянным (каповым) умбоном, который крепился на гвоздях, загибавшихся с внутренней стороны.
Круглая форма и непрочность щита предполагает, что наиболее эффективно им можно было действовать в свободном строю, а не в плотно сомкнутом. Вероятно именно это качество данного типа щитов и привело к их исчезновению к XI в.
«. щиты у них прочны и для большей безопасности достигали ног».
К сожалению, из этого описания не ясно, какой формы были щиты русов. Очевидно лишь то, что они были вытянуты по вертикали. Маловероятно, что здесь идет речь о миндалевидных (каплевидных) щитах. Щиты подобной формы получили широкое распространение в Западной Европе в XI в. одновременно с развитием и распространением конного боя, а в Византии вошли в употребление во второй половине X в.
Картуш
Картушами часто украшались парадные входы дворцов, гравюры, географические карты, надгробные плиты и т. д. Картушами называются также овальные рамки, заключающие египетские иероглифы с именами фараонов и богов, а также современные туристические сувениры с имитацией древнеегипетских картушей (см. Картуш (Египет)).
Примеры
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Картуш» в других словарях:
КАРТУШ — (соб. им.). Знаменитый вор и разбойник, казненный в Париже, в 1721 году; а отсюда вообще искусный вор, отчаянный разбойник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРТУШ Виньетка, картинка в начале или… … Словарь иностранных слов русского языка
Картуш — (франц. cartouche, от итал. cartoccio, буквально свёрток, кулёчек), украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором помещается герб или эмблема, надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы; Картуши… … Художественная энциклопедия
Картуш — графическое украшение: щит, панно или планшет, на которые помещается рекламный текст. См. также: Наружная реклама Рекламные тексты Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
КАРТУШ — (франц. cartouche) украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись. Картуши помещались с 16 в. над парадными входами в здания, на надгробных плитах, документах … Большой Энциклопедический словарь
КАРТУШ — (стар.) картуз. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
картуш — сущ., кол во синонимов: 1 • украшение (129) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Картуш — Ц украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов … Строительный словарь
Картуш — – украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись … Словарь строителя
картуш — Виньетка овальной или круглой формы с пустым пространством в середине, куда помещаются надписи, эмблемы и др. изображения. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины книжные украшения … Справочник технического переводчика
Картуш — (от фр. cartouche, итал. cartoccio архитектурное украшение в виде овала, в который заключается надпись) орнаментальный круг или овал, виньетка с пустым пространством в середине, оставленным для надписи, цифры, эмблемы … Издательский словарь-справочник
Медаль «Генерал-майор Александр Александров»
Медаль «Генерал-майор Александр Александров» | |||
Страна | Меда́ль «Генера́л-майо́р Алекса́ндр Алекса́ндров» — ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации, учреждённая приказом Министра обороны Российской Федерации № 317 от 2 августа 2005 года. СодержаниеПравила награжденияСогласно Положению медалью «Генерал-майор Александр Александров» награждаются военнослужащие Вооружённых Сил, лица гражданского персонала Вооружённых Сил, ветераны Вооружённых Сил, находящиеся в запасе или отставке, а также другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане за большой личный вклад в создание и популяризацию военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры. Награждение медалью производится приказом начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации по представлению начальника Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации — заместителя начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны. Правила ношенияМедаль носится в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации и располагается после медали Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Маргелов». Описание медалиМедаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм. С правого края ленты оранжевая полоса шириной 10 мм окаймлена чёрной полосой шириной 2 мм, левее — белая полоса шириной 12 мм, посередине которой — две красные полосы шириной 2 мм на расстоянии 4 мм друг от друга. Элементы медали символизируют: Устройство и принцип действияНа схеме показано, из чего состоит пневматический распылитель для штукатурки: Принцип действия данного инструмента довольно прост: с помощью струи воздуха захватывается раствор из емкости, а затем под давлением набрызгивается на стену, образуя однородный слой штукатурки на поверхности.
Есть несколько особенностей: Преимущества пневмопистолетаИспользование картушного пистолета может быть малоэффективным при выполнении небольшого объема работ. В таком случае приобретение подобной техники будет являться дополнительным расходом, без которого вполне можно обойтись. Однако для более масштабных работ (оштукатурить дом) этот инструмент сыграет большую роль, облегчит процесс и значительно сократит время отделки. К основным преимуществам использования в работах этого устройства можно отнести: Нанесение штукатуркиДанный инструмент довольно прост в использовании. Но новичку стоит внимательно ознакомиться с инструкцией от производителя, рекомендациями по работе и технике безопасности. Не стоит забывать, что это серьезное оборудование и, в случае неправильной эксплуатации и несоблюдении рекомендаций по безопасности, может привести к серьезным последствиям. Несколько основных рекомендаций: Порядок работы: При обработке потолков принцип действий тот же, но во время нанесения следует держаться на большем расстоянии и немного по диагонали от места нанесения. Сравнение с хоппер-ковшом
Примеры производителейВот несколько распространенных моделей текстурных пистолетов: Актуальные цены: Как сделать своими рукамиСамодельный компрессорный пневмопистолет для покраски или оштукатуривания можно сделать из продувочного пистолета. В интернете можно найти две схемы изготовления своими руками: Рассмотри подробнее оба способа. У продувочного пистолета (1) откручивают сопло (4). На корпус надевают гайку (2) с резьбой 3/4 дюйма. Шайба (3) зажимается соплом, шайба должна входить в гайку. Тройник (5) с резьбой 3/4″ соединяется с гайкой. С другой стороны тройника привинчивают фитинг нужного диаметра в зависимости от штукатурки и желаемой интенсивности разбрызгивания. Сверху тройника нужно подобрать переходник на воронку с резьбой или какую-нибудь другую емкость. Другой способ собрать пневмопистолет для набрызга штукатурки более простой. Такая поделка собирается за 15-20 минут. Подойдет и для нанесения густых цементно-песчаных растворов и для декоративных штукатурок с мраморной крошкой. Видео по темеНа видео показано, как пользоваться текстурным пистолетом, а также разборка и очистка инструмента. ОтзывыНесколько отзывов о картушном пневмо-пистолете от мастеров. Надеемся, что статья была вам полезна. Свои отзывы и вопросы оставляйте в комментариях ниже.
|
---|