Карты портоланы что это
ПОРТУЛА́НЫ
Том 27. Москва, 2015, стр. 225-226
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРТУЛА́НЫ, портоланы (итал. ед. ч. portolano, от лат. portus – гавань), мор. навигационные карты, употреблявшиеся преим. в 12–16 вв. Для определения и прокладки пути корабля на П. в ряде точек наносились компасные сетки (отсюда др. назв. – компасные карты), указывавшие положение стран света и промежуточные направления, а также помещались (впервые) линейные масштабы. Старейшие ср.-век. П. относятся к 11 в., однако с развитием средиземноморской торговли с 12 в. количество П. возросло. Существует мнение, что такие карты с подробным изображением мор. побережий многократно копировались с периода античности и дошли до средних веков. П. составлялись купцами, описывавшими заморские земли и пути к ним. Чаще всего это были части побережья Средиземного м. (Балканского и Апеннинского полуостровов, острова Адриатического и Ионического морей и др.). Береговая полоса показывалась на П. подробно, прилегавшие к ней внутр. районы обычно не описывались. П. содержали данные о расстояниях между отд. пунктами, направлении плавания, климатич. условиях, силе и направлении ветров, времени, необходимом для достижения той или иной гавани, об островах, расположенных поблизости от материка, и опасностях, которые подстерегали мореплавателей, о подходах к отд. портам и описания гаваней. П. не учитывали шарообразную форму Земли, что делало их малоценными для плаваний через океан, однако они были очень удобными для каботажного плавания. П. составлялись в осн. на итал., исп. и португ. языках, однако существовали и П. на греч. яз. (византийские П.). Сохранились систематич. собрания П. – атласы, включающие в себя, помимо общего П., компасные карты отд. районов морей. В кон. 15 – нач. 16 вв. П. уступили место картам, на которые наносились параллели и меридианы.
Портолан
Портулан (или портолан) — древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и береговые ориентиры.
Карта не учитывала кривизну земли, что делало её малоценной для плаваний через океан, однако это было очень удобно для каботажных линий. Как правило такие карты многократно копировались с древних времён, и таким образом дошли до средних веков.
Литература
Смотреть что такое «Портолан» в других словарях:
портолан — сущ., кол во синонимов: 1 • портулан (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
портолан — Текстовое описание портов и путей между ними в период античности и раннего средневековья … Словарь по географии
портолан — тропанол … Краткий словарь анаграмм
карта портолан — Морская навигационная карта с детальным изображением береговой линии и компасными координатными сетками, употреблявшаяся с XIII по XVI в. для торгового мореплавания. Syn.: компасная карта … Словарь по географии
КАРТА — уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных… … Энциклопедия Кольера
Тулуза (регбийный клуб) — Тулуза … Википедия
Картография — Так выглядели карты древних римлян: Пейтингерова таблица. Картография (от греческого χάρτης «карта» и γράφειν – «рисовать») наук … Википедия
Портулан — Японский портулан Индийский океан, начало XVII века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних ве … Википедия
Картограф — Так выглядели карты древних римлян: Пейтингерова таблица. Картография наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества. В более широкой трактовке… … Википедия
Портуланы — Японский портулан Индийский океан, начало 17 века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и… … Википедия
Портулан
Портулан (или портолан) — древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и береговые ориентиры.
Карта не учитывала кривизну земли, что делало её малоценной для плаваний через океан, однако это было очень удобно для каботажных линий. Как правило, такие карты многократно копировались с древних времён, и таким образом дошли до средних веков.
Происхождение портуланов
Известно довольно много портуланов, которыми пользовались мореплаватели начиная со средних веков. Большинство из них достаточно точны для практического мореплавания.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Портулан» в других словарях:
ПОРТУЛАН — (фр.). Атлас морских карт с показанием географического положения берегов и морских гаваней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОРТУЛАН франц. Книга, содержащая точное определение положения берегов и… … Словарь иностранных слов русского языка
портулан — сущ., кол во синонимов: 3 • атлас (14) • карта (84) • портолан (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
портулан — а, м. portulan m. <ит. portolano. Книга, содержащая описание морских берегов и гаваней. Михельсон 1877. Портулат <так> содержащи описание как западный морей так и Средиземного моря. В Лионе. на фр. языке. 1740. Реестр книгам А. В.Хрущова … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Пиццигано, Джованни — Портулан Дзуане Пиццигано Джованни или Дзуане Пиццигано (Zuane Pizzigano) венецианский картограф, автор портулана размером 57 на 90 см, изображающего север Атлантики и … Википедия
Пиццигани — Портулан братьев Пиццигани используется в топонимических исследованиях, особенно по истории юго востока Европы Братья Франциск и Доминик Пиццигани ( … Википедия
Далорто, Анджелино — Фрагмент карты 1325 года … Википедия
Портолан — Японский портулан Индийский океан, начало 17 века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и… … Википедия
Портуланы — Японский портулан Индийский океан, начало 17 века Портулан (или портолан) древняя карта (мира), использовавшаяся главным образом европейскими мореплавателями средних веков. Обычно на такую карту были нанесены локсодромы, населённые пункты и… … Википедия
карта — выложить свои карты, играть в карты, показать свои карты, поставить на карту, резаться в карты.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. карта диаграмма, локальная карта,… … Словарь синонимов
Великие географические открытия — Планисфера Кантино (1502), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей. На ней также изображён меридиан, разде … Википедия
Гадание на картах
Возникновение портоланов (их также называют портуланами) до сих пор остается волнующей загадкой для исследователей. Точность этих морских карт, появившихся после «провала» более чем в тысячу лет после античной эпохи, феноменальна по сравнению с любыми их древними и средневековыми предшественниками. Очевидно, что столь мощный качественный скачок стал возможен благодаря применению магнитного компаса и астролябии, позволивших точно определять координаты и направления, — но историки по-прежнему спорят о том, кто же создал первую такую карту и каким образом был накоплен огромный массив измерений, необходимый для ее создания.
Портоланы — артефакты довольно редкие: до наших дней их сохранилось не более 500. Самых ценных среди них, так называемых ранних карт XIV–XV веков, осталось около 180. Крупнейшие собрания портоланов находятся на их «исторической родине», в Италии. Самый богатый архив из 95 экземпляров хранится в венецианской Библиотеке Сан-Марко, еще 66 карт «прописаны» во Флоренции, а экспозиция Национальной библиотеки Неаполя может похвастаться 26 портоланами. Коллекция Британской библиотеки насчитывает 52 портолана и более 50 неидентифицированных фрагментов. Остальные карты разбросаны по музеям и частным коллекциям от Парижа и Хельсинки до Токио и Мельбурна.
Кстати. Историки полагают, что общий «тираж» портоланов измерялся тысячами. Но они старели, их разъедала морская соль, они сгорали в пожарах и тонули вместе с кораблями. По данным ЮНЕСКО, в XIII–XVI веках в Средиземном море к родным берегам не вернулось 10 тысяч кораблей.
Портоланы рисовали чернилами трех цветов — черного, красного и зеленого — на особым образом выделанной овечьей, козьей или телячьей коже размером примерно 70 на 100 сантиметров. Как правило, изображение помещалось на цельной шкуре, но иногда кожи сшивали по две или даже по четыре штуки. Кроме того, существовали портоланы «карманного» формата. Для них готовые карты разрезали на 20–25 листов и сшивали в практичную книжку-атлас. В каждой картографической мастерской имелся шаблон, с которого при помощи восковой бумаги или закопченной «копирки» ремесленники делали заготовки будущих портоланов. Некоторые мастера прокалывали пергамент по лекалам, а на закате «эпохи портоланов», в XVI–XVII веках, широко применялся метод копирования на просвет на стекле при помощи яркой масляной лампы. Сперва по особой схеме на карту — для удобства прокладки курса — наносили сетку компасных линий, расходящихся из разных точек (обычно 16), называемых розами ветров. Самым сложным этапом работы была прорисовка контуров побережья и вписывание географических названий: на карте отмечалось от 1000 до 1900 портов, мысов и бухт (не случайно слово «портолан» происходит от латинского portus — порт).
Вплоть до середины XV века все портоланы выглядели одинаково аскетично, но потом испанские мастера начали украшать их своим «фирменным» декором, дорисовывать на «суше» элементы ландшафта. А вот итальянцы всегда были сосредоточены на утилитарности и любые новшества вводили исключительно по соображениям практичности. К примеру, после 1600 года на венецианских и генуэзских картах важнейшие точки побережья начали снабжаться координатами по широте и долготе, а опасные мели и рифы получили особые символы и выделение цветом.
КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ
Историкам удалось установить названия более 45 ремесленных домов, занимавшихся «серийным» изготовлением портоланов в XIV–XVI веках. Но, вероятно, на самом деле их было намного больше. Имеются сведения, что портоланы могли делать на греческих островах Корфу и Родос, за стенами бастионов «рыцарской» Мальты и в некоторых крепостях на балканской стороне Адриатики. На заре эпохи Великих географических открытий собственное производство портоланов появилось и в Португалии. Секретная картографическая мастерская начала работу в 1418 году в мореходной школе, основанной легендарным Генрихом Мореплавателем в Сагреше. А в конце XVI века спрос на морские карты вырос настолько, что портоланы для навигации в Средиземноморье стали делать в Голландии и даже в Англии.
Неизвестный автор первого портолана, кем бы он ни был, явно специализировался на средиземноморской навигации. Если внимательно посмотреть на любую из сохранившихся карт, это становится очевидным. Очертания европейского континента на них искажаются тем больше, чем дальше они расположены от берегов Средиземного моря. Например, контуры атлантического побережья Испании, Северной Африки, а также Черного и Азовского морей по точности прорисовки лишь немного уступают практически идеальным Италии или Тунису. Тогда как Британские острова и особенно Скандинавия с Балтикой выглядят безнадежно искаженными, напоминая изображения на картах Клавдия Птолемея II века н. э. Ни о какой пользе портоланов для каботажной навигации в районе Северной Европы не может быть и речи.
Несомненно, таинственного автора интересовало исключительно Средиземноморье, густонаселенный и активно развивающийся регион мира, где наличие флота и искусство навигации расценивались как ключ к процветанию и богатству.
Кстати. Неудивительно, что портоланы были чрезвычайно дороги — не столько из-за сложности процесса отрисовки, сколько из-за своего стратегического значения.
Карты тщательно охранялись властями от посягательств конкурентов и были доступны только избранным негоциантам и капитанам. В Испании и Португалии портоланы и любая информация, связанная с их изготовлением и оборотом, были объявлены государственной тайной. Сохранилось характерное свидетельство известного историка и путешественника Феликса Фабера (1441–1502), который был потрясен до глубины души, когда в 1483 году увидел портолан во время перехода на генуэзском торговом судне в Святую землю. До того момента искушенный Фабер был уверен, что портоланы — не более чем выдумка.
Хронист крестоносцев, аббат Гийом де Нангис, утверждает, что на венецианском торговом судне, которое было арендовано французским королем Людовиком IX Святым для доставки передового отряда рыцарей из цитадели Эг-Морт к берегам Туниса, он своими глазами видел некую чрезвычайно ценную морскую карту, так сказать, «в действии». У берегов Сардинии с ее помощью шкипер большого двухмачтового нефа без труда нашел укрытие от надвигавшегося свирепого шторма, чем вызвал восхищение самого короля. Так как никаких иных карт, пригодных для навигации, в то время просто не существовало, несомненно, речь идет именно о портолане.
Считается, что портоланы использовались мореходами как приложения к традиционным рукописным лоциям для каботажного плавания. Пара таких документов, правда, без карт, чудом сохранилась до наших дней. Это найденный в архивах Британской библиотеки манускрипт Liber de Existencia Riveriarum (между 1160 и 1220 годами), составленный на латыни неизвестным автором из Пизы, и навигационный журнал Compasso De Navigare (около 1250 года), обстоятельное описание особенностей судовождения, направления ветров и течений, расположения рифов, мелей, бухт и портов всего средиземноморского побережья. Современные текстологические исследования этих лоций не оставляют сомнений в том, что они были сведены в единое целое из множества разноязыких первоисточников. Скорее всего, в их основу были положены судовые записи мореплавателей разных эпох: греческие периплы (путевые заметки для прибрежного мореплавания) VI–V веков до н. э., римские итинерарии (описания сухопутных маршрутов с точным указанием расстояний) и, возможно, неизвестные византийские и финикийские лоции. А вот с самими портоланами все намного сложнее.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
К примеру, Норденшельд был уверен, что первый классический портолан, изображающий все Средиземноморье, был собран, как пазл, из десятков, если не сотен, различных карт в начале XIII века гениальным математиком Фибоначчи. Портолан, для которого Фибоначчи разработал особую картографическую проекцию и систему компасных картушек, якобы стал эталоном, и все последующие карты, созданные в XIV–XVI веках, являются его копиями. В пользу этого предположения свидетельствует то, что все дошедшие до наших дней портоланы выполнены в одинаковом масштабе и в единой проекции, очень похожей на равноугольную проекцию Меркатора. Но Меркатор обнародовал свой революционный метод отображения земной сферы на плоскости только в 1569 году. Так неужели Фибоначчи опередил гениального фламандца на целых три века, не оставив ни намека на эту поистине фантастическую для своей эпохи работу? Или некие сакральные знания попали к нему уже в «готовом» виде? Так или иначе, ответы на эти вопросы появятся, если ученые смогут установить создателей тех самых кусочков пазла.
Норденшельд считал, что их автором мог быть основоположник современной математической картографии финикиец Марин Тирский (около 130–70 до н. э.), который ввел в научный обиход понятие широты и долготы и рассчитал координаты не менее 6 тысяч географических объектов на территории Европы, Африки и Азии.
Современные исследователи портоланов, голландский картограф и историк Рулоф Николаи и куратор отдела картографии Библиотеки Конгресса США Джон Хесслер, категорически отвергают и версию о «финикийском следе», и кандидатуру Марина. По мнению Хесслера и Николаи, ни финикийцы, ни греки, ни римляне не обладали техническими возможностями и достаточным математическим аппаратом для картографирования гигантского региона площадью 2,5 миллиона квадратных километров.
Кстати. Косвенно подтверждает их правоту то, что до сих пор ни одной морской карты, созданной с III по XII век (и даже упоминаний об их существовании), не найдено.
Столь же несостоятельна, по мнению американцев, и популярная версия о том, что следы портоланов ведут в легендарную Александрийскую библиотеку. Достаточно сравнить карту древнегреческого географа и математика Эратосфена Киренского (около 276–194 до н. э.), который в течение 40 лет имел неограниченный доступ к ее фондам, с не самым выдающимся по качеству портоланом, например Пизанской картой (Carta Pisana), предположительно 1290 года. И что же? Безвестный пизанский ремесленник, скопировавший этот первый дошедший до нас портолан, побеждает великого Эратосфена с разгромным счетом. Ничуть не лучше и более поздние Птолемеевы карты, на которых Средиземное море изображено с суммарной погрешностью по долготе более 20 градусов. Тогда как даже на самых небрежно отрисованных портоланах эта ошибка не превышает одного градуса.
А может, никакой загадки нет вовсе, и портоланы были составлены старым добрым методом проб и ошибок? Например, путем кропотливого усреднения колоссального массива информации, накопленной мореходами за столетия коротких переходов от порта к порту? Достоверно известно, что такая навигационная статистика велась. К примеру, французский географ Гийом Делиль (1675–1726) в начале XVIII века опубликовал карты мира и отдельных континентов, основанные на более чем 10 тысячах компасных измерений, сделанных в течение XVI–XVII веков по обе стороны Атлантики.
Скорее всего, к изготовителям портоланов подобная информация стекалась постоянно. По крайней мере, самые авторитетные из них — итальянцы Далорто, Весконте, братья Пиццигано и каталонец Крескес, не говоря уже о португальских королевских картографах, несомненно, были на короткой ноге со своими заказчиками-мореплавателями. О регулярном обновлении портоланов говорят и различия в географических названиях на картах, сделанных в разное время.
Анализируя «математический скелет» карт по методу двумерной регрессии Тоблера, Хесслер с удивлением заметил, что в разные периоды портоланы рисовали по-разному. А именно, естественное «блуждание» магнитного полюса Земли (направления стрелки компаса) относительно положения Полярной звезды (географического полюса) отображалось и на картах. Между 1300 и 1350 годами магнитное склонение в районе «итальянского сапожка» уменьшилось на два градуса, и вскоре на те же два градуса относительно компасных картушек «повернулись» контуры береговой линии на портоланах, датируемых 1350–1450 годами.
В последующие 200 лет магнитный полюс планеты также менял положение, и вместе с ним синхронно менялась невидимая математическая структура портоланов. Значит, с ними непрерывно велась серьезная научная работа. Тогда почему ни одна из картографических школ не оставила после себя архива с черновиками, данными измерений, формулами построения проекций? А может, мы просто плохо ищем или ищем не там? Вероятно, на гигантские периоды истории рано или поздно нам придется взглянуть по-новому.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Средневековая картография до сих пор ставит исследователей в тупик своей «нелинейностью». К примеру, в начале XVI века, когда мореходы еще не умели определять географическую долготу, а пройденное расстояние измеряли по лагу, одна за другой, буквально «из ниоткуда», появляются невероятные карты Пири-реиса (1513) и Оронция Финеуса (1531) с детализированным изображением еще не открытой Антарктиды, свободной от ледяного щита. Чуть ранее никому не известный немец Мартин Вальдземюллер в левом углу своего шедевра Universalis Cosmographia потрясающе точно прорисовывает тысячи миль атлантического побережья Южной Америки с погрешностью по долготе не более градуса. Это происходит в 1507 году, за 14 лет до великого Магеллана, который первым прошел вдоль этих диких берегов, но исследовать их не стал, так как спешил в Индию. Внятных объяснений этим феноменам пока не найдено.
galea_galley
Весло и Парус
He does obey every point of the letter that I dropped to betray him. He does smile his face into more lines than is in the new map with the augmentation of the Indies
Он точка в точку следует письму, которое я ему нарочно подкинула, и так улыбается, что теперь на его физиономии больше борозд, чем на новой карте с добавлением Индий.
Уильям Шекспир. Двенадцатая ночь, или что угодно (пер. Э.Л. Линецкой)
После краткого знакомства с историей портолан-карт и исторического обзора из книги Лео Багрова обратимся к основным характеристикам, которые были свойственны этому виду морских карт
Портолан-карта побережья Западной Африки (1473). Автор – Грациозо Бенинказа (Grazioso Benincasa, 1420-1482?), итальянский картограф. British Library, Egerton Ms. 2855, ff.6v-7
Практически всегда портолан-карты рисовали чернилами по пергаменту, изготовленному, как правило, из шкуры одного животного (теленка, барана или козы; ослиные шкуры на портоланы не пускали). Линия позвоночника имела ориентацию с востока на запад. Лишь для очень больших карт брали две шкуры, склеенные вместе. Изображение наносили на мездровую часть пергамента (противоположную шерсти), которая была более белой и гладкой. Известны лишь два случая (на протяжении XIV–начала XVI вв.), когда портолан-карты исполнялись на бумаге: атлас из пяти листов, исполненный венецианским картографом Giacomo Giroldi, и анонимная карта Каспийского моря 1525 г. с острова Лесина (Хвар). В нерабочем состоянии карта скручивалась в рулон и перевязывалась кожаным ремешком, который крепился в районе «шеи»; таким образом, карта сворачивалась, начиная с широкой ее части и завершая «шеей». Если, конечно, листы карт не переплетались в один атлас.
В этом случае для прочности и предотвращения съеживания, подобно шагреневой коже, листы пергамента крепились на доски или картон.
Атлас карт-портоланов
Ориентация «шеи» пергамента – на восток или на запад – строго не устанавливалась. У Пизанской карты (конец XIII века), как мы помним, «шея» была обращена на восток. Такую же ориентацию имела и бóльшая часть других карт той эпохи. Но в XV веке картина изменилась, и значительная часть карт-портоланов имела уже противоположную ориентацию. Имеется мнение (Kelly, 1977), что такое изменение стало следствием переноса активности в морской торговле, а следовательно, и в мореплавании, с востока на запад. Если пользователь больше путешествовал, например, по восточному Средиземноморью, то ему удобнее было иметь именно эту часть карты у «шеи», чтобы каждый раз не разматывать всю карту полностью. Однако абсолютно строгого подтверждения этого правила на практике нет.
Даже спустя век после изобретения книгопечатания практически все морские карты рисовали от руки. Пожалуй, единственным исключением были отдельные карты Грациозо Бенинказа, который исполнял некоторые элементы вручную по предварительно сделанным печатным оттискам основных контурных линий карты (см. рис. в начале поста).
Обратимся теперь к изображению на карте. Еще раз подчеркнем, что методы, которые были положены в основу построения портолан-карт – плод современных размышлений. Нам до сих пор ничего не известно о том, какие теоретические основы и почему были использованы создателями этих удивительных карт.
Первое, что бросается в глаза – это паутина румбовых линий. Их так много, что даже Шекспир не удержался и использовал этот образ в своей «Двенадцатой ночи», вложив в уста служанки Марии слова, приведенные в эпиграфе к данному посту.
Мы еще не забыли, как румбовые линии определил Л.Багров: «линии, выходящие радиально из центра в направлениях ветров или румбов компаса». Еще более кратко дал определение румбовой линии в свое словаре Бутаков: «Румб на карте».
На первый взгляд румбовые линии расположены совершенно хаотично, однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить гармонию в этом расположении. Одна или две соприкасающиеся вспомогательные окружности, едва намеченные тонкими линиями (их называли circulo oculto – невидимые окружности) занимают практически все пространство карты. Вспомогательную окружность процарапывали на пергаменте циркулем или чертили свинцовым карандашом, который потом стирали.
Из центра circulo oculto (или из центров, если окружностей было две) через каждые 45° проводили тонкие черные линии, образующие четыре направления: север-юг, восток-запад, северо-восток – юго-запад, северо-запад – юго-восток. (Мы говорим черные, но на некоторых картах видим коричневые или красно-коричневые линии. Это объясняется тем, что для черного цвета использовались железо-галловые чернила, цвет которых на самом деле был скорее коричневым и во многом зависел от состава и обработки используемых для их изготовления чернильных орешков.) Эти черные румбовые линии обозначали восемь главных направлений или «ветров». Мы о них поговорим подробнее позже, когда речь будет идти о розе ветров. Но сейчас хочу отметить некоторую особенность в терминологии, связанную с румбовыми линиями.
В русской литературе, относящейся к морской навигации, румбом называют (1) направление к точкам видимого горизонта относительно стран света или угол между двумя такими направлениям или (2) деление на картушке компаса, соответствующее 1/32 части окружности горизонта, так что один румб соответствует 11°15′.
Компасная роза
Каждому из 32 направлений присваиваются собственные наименования: направления N (норд), О (ост), S (зюйд) и W (вест) называют главными румбами (при этом направления N и S также называются нулевыми, так как от них ведется отсчет всех румбов); средние направления между главными румбами NO, SO, SW и NW называются четвертными румбами; средние направления между главным и четвертными румбами называются трёхбуквенными румбами — NNО, ONO и т. д. Средние направления между каждыми двумя из шестнадцати получившихся таким образом румбов образуются из названий соответствующих главных и четвертных румбов с добавлением между ними буквы t (от голл. ten, предлог направления к ) — NtO, NOtO, OtN и т. д. Их иногда называют промежуточными. Для более точного указания направлений румбы иногда делились на четыре и даже на восемь частей, а наименования этих дробных румбов давались исходя из наименований основных румбов в направлении к О и W: NO ¼ O; SWtW ¼ W и т. п Но для интересующей нас эпохи это не актуально.
У англичан картина с терминами несколько иная. N (north), E (east), S (south) и W (west) у них называют базовыми («basic winds») или, чаще, это cardinal points или cardinal directions. Главные (main или chief, или, чаще, principal winds), это четыре базовых направления плюс четыре промежуточных («intercardinal» или ordinal directions – NE, SE, SW и NW), которые в русской терминологии, как мы уже знаем, называются четвертными. Те направления, (которые у нас называются трехбуквенными), которые получаются делением пополам углов межу главными, англичане называют половинными (half-winds). Если же разделить пополам углы между английскими половинными направлениями, то мы получим английские четвертные (quarter-winds), которые никак нельзя путать с четвертными румбами в русской терминологии. Вместо голландского предлога ten англичане, естественно, использую свой предлог by, и в названиях румбов ставят вместо буквы t букву b.
И еще одна особенность. Обозначение основных географических азимутов в виде звезды с количеством лучей, кратным четырем, называют обычно розой ветров. При количестве лучей, равном 32, ее называют также компасной розой или розой румбов. Но здесь есть одна терминологическая тонкость. Когда мы говорим о розе ветров, то имеем в виду некоторые сектора, в которых дует ветер; если же речь идет о компасной розе, то здесь подразумеваются совершенно четкие направления: directions или points. Впрочем, я думаю, мы посвятим розе ветров отдельный пост.
Сказанного выше достаточно, чтобы описать названия всех 32 румбов, которые приняты сегодня, и учитывать различия в русской и английской терминологии. Слегка запутанно, но постепенно привыкаешь. А сейчас вернемся к построению румбовых линий на портолан-картах. Придерживаться будем английского варианта терминологии, больше подходящего к исторически текстам.
Итак, мы остановились на том, что на портолан-карте проведены черные румбовые линии, обозначающие восемь главных направлений или «ветров»: четыре кардинальных направления плюс четыре других, входящих в группу из восьми главных направлений. Типовые названия этих ветров на типовых портолан-картах (начиная с севера по часовой стрелке) : Tramontane, Gregale, Levante, Sirocco, Ostro, Libeccio, Ponente, и Mistral. Естественно, имели место вариации этих названий. ostro иногда заменяли на mezzodi или mezzo lorno. Garbino заменяли на Libeccio и т.д.
После этого зеленым цветом проводят восемь направлений половинных ветров.
Роза ветров с 8 главными ветрами (черный цвет), 8 половинными ветрами (зеленый цвет) и 16 четвертными ветрами (красный цвет).
Отметим точки, в которых каждый главный ветер пересекает вспомогательную («невидимую») окружность. С помощью циркуля разделим дуги между этими точками пополам и полученные новые точки соединим с главным центром линиями зеленого цвета. Получим «половинные ветры». Таким образом, мы получили 16 исходящих из основного центра на равных угловых расстояниях друг от друга лучей. Но создателю портолан-карт этого мало, он должен получить более точную навигацию, поэтому намерен иметь 32 направления, т.е. изобразить еще и направления четвертных ветров. Дальше делить центральный угол при главном центре на первых портолан-картах считали нецелесообразным, так как плотность линий в этом месте станет очень высокой и это сильно загромоздит чертеж и затруднит работу с картой. Поэтому создатели карт-портоланов шли другим путем. Они соединяют каждый вторичный центр, расположенный на вспомогательной окружности, с другими вторичными центрами. Стороны полученных таким образом вписанных углов, опирающихся на два соседних вторичных центра и равные половине соединяющей их дуги, исполняют красным цветом, так как эти линии входят в группу четвертных ветров.
Однако Petrus Roselli в 1456 году удвоил число лучей, исходящих из центра, добавив к 16-ти черным и зеленым линиям 16 красных. Три ранние карты Розелли имели по 16 лучей, исходящих из центра, однако все последующие – уже по 32.
Портолан-карта Roselli (1466)
Портолан-карта Roselli (1466). Фрагмент.
Расположение центра розы ветров на портолан-картах не привязывалось к каким-либо конкретным пунктам и обычно менялось от карты к карте. Основным условием было не допустить совмещения центра розы ветров с контуром береговой линии. Однако в случаях, когда румбовые линии наносили после изображения береговой линии, это условие не всегда соблюдалось.
Как все эти румбовые линии использовались в практической навигации мы рассмотрим в отдельной главе.
Береговую линию на портолан-картах рисовали черным цветом. Названия портов, заметных мысов и заливов писали под прямым углом к береговой линии на стороне суши. Названия наиболее важных городов и заливов исполняли красными чернилами, остальные названия – черными.
Названия наиболее важных мест, которые обычно на портолан-картах XIV-XV вв. писали красными чернилами. Современные названия даны в скобках. (Т.Кэмпбелл)
Топонимы на прибрежных островах писали в противоположном направлении к топонимам на материке. Чтобы яснее распознавать острова и отличать их от прилегающей суши они обычно подкрашивались различными цветами.
Фрагмент портолан-карты Grazioso Benincasa, 1467 г.
Такой же прием использовали для выделения дельты рек. Особенно это касалось Роны, Дуная и Нила. Сами устья изображали парой коротких параллельных линий. Кроме того, выступающие в море участки суши и острова изображались в большем размере, чем остальные территории. Промежутки между мысами изображали правильными дугами окружности, обращенными выпуклой частью к суше, отдавая тем самым предпочтение скорее эстетике, чем гидрографии. Сами мысы имели одну из трех форм: заостренную, закругленную или клинообразную. Особенно заметной тенденция к упрощению изображения береговой линии становилась по мере удаления от Средиземного моря в Атлантику или на Балтику.
Таким образом,создатели портолан-карт были больше обеспокоены не географической точностью их работы, а точностью изображения положения мысов, которые надо обходить и устьев рек, в которых пополняли запасы пресной воды и через которые получали доступ к внутренним территориям континента. Именно удивительная точность в размещении этих объектов так поражает в портолан-картах. Границы между государствами не изображались, но административные центры отмечались флагами правителей. Однако неправильным было бы использовать размещение этих флагов для датировки карт, так как картографы-христиане заблаговременно размещали христианские флаги на мусульманских территориях, которые еще только предстояло захватить, и не спешили убирать их с земель, уже захваченных мусульманами.
Портолан-карты не имели какой-либо приоритетной ориентации. У них не было обозначенного верха или низа. Пользователь должен был вращать карту, чтобы читать названия географических пунктов. Даже декоративные элементы не имели, как правило, определенной ориентации.
После того, как на карту были нанесены румбовые линии, контуры береговой линии и названия объектов, работа картографа уступала место работе художника. Наносились детали на сухопутных участках и элементы декоративного украшения карты. На этом этапе проявлялись различия между двумя стилями портолан-карт: итальянским и каталанским (принадлежность карты к тому или иному стилю не означала вовсе, что кары итальянского стиля были созданы в Италии и наоборот). На картах итальянского стиля в лучшем случае изображали часть Дуная, в остальном внутренние участки континента оставались пустыми. На этих картах вообще избегали изображать любые объекты, в которых не было функциональной необходимости. Напротив, реки, горы, множество декоративных элементов указывают на то, что перед нами карта каталанского стиля. При этом использовалось много стилизованных условностей. Реки, пересекающие континент, часто изображали в форме штопора, берущего начало в озерах миндалевидной формы.
Фрагмент карты из атласа Benincasa Grazioso.
Горные цепи имели причудливые формы. Самая большая из них Атласская, изображалась в форме птичьей лапы с двумя, а в дальнейшем с тремя когтями на восточном конце (см. например, приведенную выше карту Roselli (1466 г.)
Красное море окрашивали в красный цвет.
Существовали также портолан-карты, которые демонстрировали смешение стилей.
Портолан-карты были первыми морскими картами, на которых был помещен масштаб, обычно в местной разновидности морских миль. Конечно, масштаб можно было определить, если постараться, еще на Птолемеевых картах, анализируя сетку параллелей и меридианов, но регулярно размещать масштаб стали именно на портолан-картах. Кстати, первой, начиная с Римской империи, европейской сухопутной локальной картой, исполненной в определенном масштабе, стал план Вены 1422 года.
Масштаб менялся от одной портолан-карте к другой. В грубом приближении размер карты в среднем был 65х100 см, а масштаб в среднем 1:6 000 000.
Впрочем, наш пост приобретает угрожающие размеры, поэтому про масштабы на портолан-картах поговорим в другой раз.